ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 616.899 DOI 10.26170/sp20-02-01
ББК Ч455 ГСНТИ14.29.21 Код ВАК 13.00.03
Т. В. Алабина T.V. Alabina Москва, Россия Moscow, Russia
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF ECOLOGICAL CULTURE IN PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY UNDER MODERN CONDITIONS
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у дошкольников с нарушениями интеллекта основ экологической культуры. Автором раскрыто значение и сформулирована важность развития экологической культуры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Сопоставлены понятия «экологическое образование», «экологическая культура», «экологическое воспитание», используемые в педагогике. Рассмотрены место и содержание экологического воспитания в дошкольной педагогике в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлен анализ работ по экологическому образованию дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью, дано определение термина «экологическая культура» применительно к обучающимся с интеллектуальными нарушениями. Изучены современные программы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с целью выявления задач и места в учебном процессе работы по формированию основ экологической культуры у дошкольников с умственной отсталостью.
Автор приходит к выводу о том, что экологическое воспитание может быть реализовано в разных аспектах через все
Abstract. The article deals with the issue of formation of the foundations of ecological culture in preschool children with intellectual disability. The author demonstrates the significance and formulates the importance of development of the ecological culture in preschool children with intellectual disability. The article compares the notions "ecological education", "ecological culture" and "ecological upbringing" used in pedagogy. The place and the content of ecological education in preschool pedagogy are determined in compliance with the Federal State Educational Standard of preschool education. The author analyzes works on the ecological education of preschool children and junior schoolchildren with intellectual disability and defines the term "ecological culture" with reference to learners with intellectual disabilities. The article describes the modern programs of teaching and upbringing of children with intellectual disability with the purpose of revealing the tasks and the role of the work aimed to form the foundations of ecological culture in preschool children with intellectual disability in the education process.
The author comes to the conclusion that the ecological education can be realized in various aspects across all educational areas of the Standard of preschool education, and it has a universal character and creates the
образовательные области стандарта дошкольного образования, при этом оно носит универсальный характер и обеспечивает становление у детей основ экологической культуры как комплекса личностных качеств, обеспечивающих ответственное отношение к природе, умение правильно взаимодействовать с ней. В заключение делается вывод, что в современных условиях инклюзивного образования возможным становится формирование основ экологической культуры у дошкольников в едином образовательном пространстве, но с учетом познавательных возможностей разных групп умственно отсталых детей-дошкольников. Статья может быть полезна специалистам в области дошкольной олигофренопедагогики и студентам-дефектологам, так как отражает современный этап развития педагогической науки.
Ключевые слова: основы экологической культуры; дошкольная дефектология; дошкольники с умственной отсталостью; умственная отсталость; экологическое воспитание.
Сведения об авторе: Алабина Татьяна Владимировна, аспирант.
Место работы: аспирант кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, дефектологический факультет, Институт детства, Московский педагоги-
necessary conditions for the development of the foundations of ecological culture in children as a complex of personal traits ensuring a responsible attitude to the nature and the ability to interact with it in a proper way. The author concludes that under the modern conditions of inclusive education, it becomes possible to create the foundations of ecological culture in preschool children in the universal educational space taking into account the cognitive potential of different groups of preschoolers with intellectual disabilities. The article may be useful to specialists in the field of preschool olygophrenopedagogy and to students-defectologists as it reflects the modern stage of development of the pedagogical science.
Keywords: foundations of ecological culture; preschool defectology; preschool children with intellectual disability; intellectual disability; ecological education.
About the author: Alabina Tat'yana Vladimirovna, Post-Graduate Student.
Place of employment: Post-Graduate Student of Department of Olygophrenopedagogy and Special Psychology, Defectological Faculty, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University.
ческии государственный университет.
Контактная информация: 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, E-mail: [email protected].
Качественное изменение российского образования, связанное с внедрением инклюзивных практик в образовательное пространство, обусловливает необходимость создания инновационных педагогических технологий и адаптации имеющихся для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Среди дошкольников с ОВЗ одна из особенно распространенных нозологических © Алабина Т. В., 2020
групп — дети, имеющие интеллектуальные нарушения. Для этой категории характерно значительное отличие детей по индивидуальным возможностям обучения при одинаковой степени умственной отсталости, чем обусловлена необходимость создания специальных индивидуальных программ развития (СИПР), учитывающих актуальное состояние ребенка, сочетание умственной отсталости с дру-
гими расстройствами: речевыми, эмоционально-волевыми, поведенческими и т. п.
При разработке СИПР основная задача — максимально возможная социальная адаптация и интеграция ребенка с интеллектуальным нарушением в общество. Развивая навыки социального поведения у таких детей, следует учитывать, что окружающие объекты природного мира являются наиболее доступной и близкой для понимания детей областью окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает обеспечение дошкольников с нарушениями интеллекта базовыми экологическими знаниями, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования не ориентирует напрямую педагогов на экологическое образование, но в то же время предусматривает развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы, знакомство с природными объектами [14]. В практике дошкольного обучения термины «экологическое образование», «экологическое воспитание» и «экологическая культура» зачастую используются как синонимы. Однако если руководствоваться ФГОС ДО, понятие «образование» следует рассматривать как единый процесс, включающий и воспитание, и обучение. Опираясь на это положение, экологическое образование можно рассматривать как процесс обучения,
воспитания и развития ребенка в области его взаимоотношений с окружающей средой, а экологическое воспитание — как формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений [17].
В традиционный круг интересов авторов дошкольных программ и пособий входит понятие «экологическое воспитание», которое, впрочем, трактуется ими с различных точек зрения. Так, А. Е. Королёва под экологическим воспитанием понимает воспитание ответственного отношения к природе [5]. О. А. Соломенникова рассматривает экологическое воспитание как формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к себе, окружающим, природе, месту жизни [11]. Н. Е. Орли-хина в своих работах говорит о развитии творческого потенциала ребенка при взаимодействии с природой [9]. Для Е. Ф. Терентьевой экологическое воспитание дошкольников — это процесс формирования осознаваемого и правильного отношения к окружающей природе [12]. Таким образом, многие авторы в понятие «экологическое воспитание» вкладывают прежде всего привитие этических и моральных норм, воспитание чувств и эмоций детей в процессе познания природных объектов, а также их преобразование в положительно ориентированные действия в природе на основе формирования элементарных знаний о различиях между живой и неживой природой, разви-
тия уверенности по отношению к своей среде обитания, навыков охранного общения с природой.
С. Н. Николаева, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, доктор педагогических наук, автор методики экологического воспитания дошкольников, определяет задачу экологического воспитания как «формирование экологической культуры», которая понимается как «сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого» [8, с. 39]. С. Н. Николаева подчеркивает в своих работах, что, несмотря на отсутствие в ФГОС ДО образовательной области «экологическое воспитание», работа по развитию экологической культуры реализуется во всех образовательных областях стандарта: в познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом и физическом направлении.
Реализация области «Познавательное развитие» предполагает получение дошкольниками в рамках экологического воспитания разнообразных знаний о неживой и живой природе, о человеке, о Солнечной системе и нашей планете. Дети узнают свойства природных явлений, почвы, воздуха, воды, систематизируют знания о сезонных изменениях в природе, о многообра-
зии растений и животных, их приспособленности к среде обитания.
В области «Речевое развитие» механизмы становления познавательной деятельности у детей дошкольного возраста приводят к выводу, что познание природы всегда сопровождается речевой деятельностью, так как формирование понятия невозможно без слова, которое его называет. Педагоги активно используют при изучении природных явлений и объектов беседы, диспуты, рассказы о природе. Большое значение для развития речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в природе, в ходе которых дошкольники учатся устанавливать причинно-следственные связи, отражающие логическую последовательность природных явлений и событий. При этом у детей расширяется словарный запас, развивается связная речь, дети учатся построению предложений и грамотному использованию грамматических форм.
В области «Социально-коммуникативное развитие» экологическое воспитание реализуется через выращивание растений, уход за животными, усвоение правил поведения в природе, которые направлены на сохранение природных экосистем, когда моральные, этические и нравственные ценности (необходимость осторожного, бережного обращения с любыми живыми существами, ценность жизни) усваиваются на первоначальном, практическом уровне. Совместный
труд в любом «экологическом пространстве» детского сада (участок, уголок природы) способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности и коммуникации, волевой саморегуляции.
Освоение области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие у дошкольников нравственных качеств, способности эмоционально откликаться на красоту природы в картинах и других произведениях искусства. Наблюдение за явлениями и объектами природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, конструированию и др.), в которой они осмысленно отражают свое восприятие красоты природы.
Физическое развитие связано с экологическим воспитанием через обогащенную эколого-развиваю-щую среду: озелененный детский сад, цветущие растения и птицы на участке, аквариум, уголок природы, комнатные растения способствуют оздоровлению — улучшают микроклимат, снимают напряжение у детей и взрослых.
Таким образом, экологическое воспитание в современных дошкольных учреждениях входит в разные образовательные области, направлено на личностное, социальное, общекультурное, умственное и коммуникативное развитие личности и обеспечивает привитие дошкольникам начал экологической культуры, предопределяющее осоз-
нанное положительное отношение к природе во всем ее многообразии, пронизывает все образовательные области.
Проблема экологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывалась многими отечественными дефектологами. Н. Г. Морозова, О. П. Гаврилушкина, Р. А. Афанасьева, Ю. П. Кондратьев, Е. М. Калинина, Л. Б. Баряева, А. Зарин, Н. Д. Соколова, Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева и другие исследователи рассматривали экологическое воспитание в специальных детских садах для умственно отсталых дошкольников как формирование «заботливого отношения человека к растениям и животным» [10, с. 213]. Значимость формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями элементарных экологических знаний и представлений подчеркивалась в работах А. В. Усвайской, В. В. Воронко вой, Е. А. Ковалёвой, Л. В. Кмытюк, Т. М. Лифановой, Т. В. Марковой, Т. В. Шевырёвой, Е. Н. Соломиной и др. В этих исследованиях прослеживается выраженный интерес к рассматриваемой теме и указывается на ее важность и актуальность. В работе Т. В. Шевырёвой и Е. Н. Соломиной «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: естествознание» [16], посвященной методологии преподавания биологии в школе для умственно отсталых обучающихся, авторы, рассматривая общие вопросы данной методики, достаточ-
ное внимание уделяют вопросам реализации экологической направленности образования в коррекци-онной школе. Именно формирование экологических знаний обеспечивает воспитывающую функцию уроков естествознания. Т. В. Ше-вырёва на основе анализа литературы и экспериментальных данных сформулировала принципы, которые помогают педагогам осуществлять отбор материала для экологического воспитания умственно отсталых школьников. Авторами обозначается цель экологического образования в школе для детей с интеллектуальными нарушениями как формирование ответственного отношения к окружающей среде, заключающегося в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования и активной деятельности по охране и изучению природы своей местности.
В программах, учебниках, рабочих тетрадях, реализующих требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, Н. Б. Матвеевой, Е. Н. Соломиной, Т. М. Ли-фановой, З. А. Клепининой, А. И. Ни-кишова, А. В. Теремова, Т. В. Шевы-рёвой и других разработчиков темы, посвященные экологическому образованию, нашли практическое воплощение. Содержание этих учебных материалов направлено на воспитание экологической культуры как бережного отношения к природе, ее ресурсам, на знакомст-
во с основными направлениями природоохранительной работы. Отметим, что при наличии сложившегося общего взгляда на проблему теоретические и прикладные аспекты формирования экологических представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта в специальной педагогике разработаны недостаточно.
Специальное исследование экологической культуры у умственно отсталых учащихся младших классов было предпринято И. А. Гребенниковой [2]. В ее диссертационной работе, подготовленной в 2010 г., рассмотрено состояние процесса формирования экологической культуры у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, определена структура понятия «экологическая культура» для такой категории, как «обучающиеся с нарушениями интеллекта», раскрыты его основные составляющие. Автор сформулировал педагогические условия, которые способствуют оптимизации процесса формирования экологической культуры у младших школьников с ментальными нарушениями, и разработал программу экологического образования и воспитания учащихся с нарушениями интеллекта. Понятие «экологическая культура» И. А. Гребенникова охарактеризовала как сложное и интегративное образование личности, состоящее из нескольких основных компонентов: когнитивного, эмоционального, личностного и поведенческого. Когнитивный компонент включает
в себя совокупность знаний о различных аспектах окружающей ребенка природной действительности и о себе как субъекте природоохранительной работы. Эмоциональная составляющая предполагает бережное и позитивное отношение к природным объектам, ответственное выполнение природоохранных поручений. Личностное участие определяется становлением интереса к окружающей ребенка природной действительности, частичным осознанием ценности объектов природы для человека, способностью оценивать различные действия и поступки по отношению к природным явлениям и объектам. Поведенческое звено — это умение соблюдать правила экологически грамотного поведения, проявлять инициативу и действовать самостоятельно при выполнении поручений по охране природы.
Основываясь на материалах исследований, посвященных формированию экологической культуры у школьников с интеллектуальными нарушениями, а также на содержании методики экологического воспитания нормально развивающихся дошкольников, мы предприняли попытку охарактеризовать особенности формирования основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников.
В адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с умственной отсталостью (2019 г.) содержание экологического воспитания отражено во многих образова-
тельных областях [3]. Так, в области «Социально-коммуникативное развитие» находим задачу, сформулированную как «формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения...» [3, с. 30]. Важно то, что действия с предметами, окружающими ребенка, должны быть направлены на формирование бережного отношения к ним, а само знакомство с природными объектами построено на эмоционально-чувственном переживании.
В образовательной области «Ознакомление с художественной литературой» сформулированы задачи по ознакомлению дошкольников с умственной отсталостью с литературными произведениями, изучение которых помогает детям проникнуть в мир чувств героев и учит видеть связь переживаний и действий героев с образами природы, т. е. обучает пониманию причинно-следственных отношений.
Освоение образовательной области «Познавательное развитие» требует уделять большое внимание экологическому воспитанию и бережному отношению к природе [3, с. 35], при этом детям должны даваться не отдельные знания, а целостная система представлений об окружающем мире, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области. Воспита-
ние у детей основ экологической культуры подразумевает эмоциональное и бережное отношение к природе. Перед образовательной областью «Познавательное развитие» ставится довольно широкий круг разноплановых задач, которые разделены по следующим направлениям: формирование элементарных количественных представлений; формирование мышления; сенсорное воспитание и развитие внимания; ознакомление с окружающим [3, с. 130]. Это связано с интегрированным характером самой образовательной области, включающей разделы, обеспечивающие овладение элементами природоведческих, обществоведческих, математических знаний, необходимых для системного и целостного видения мира в его важнейших взаимозависимостях. Ведущую роль в развитии жизненной компетенции детей в различных бытовых, игровых, учебных ситуациях играет раздел «Ознакомление с окружающим», основными функциями которого являются формирование целостной картины мира; накопление знаний о человеке и его социальной жизни; развитие представлений о живой и неживой природе; осмысление детьми личного опыта общения с людьми и природой; развитие понимания взаимосвязи между деятельностью человека и окружающей средой; на основе наблюдений и анализа деятельности человека овладение знаниями о мероприятиях по охране природы; формирование безопас-
ного поведения в различных жизненных ситуациях.
Кроме того, ознакомление с окружающим миром дошкольников с интеллектуальными нарушениями предполагает не только формирование системы знаний, умений, навыков в этой области, но и осуществление коррекционно-развива-ющей работы на этом материале, что обусловливает постановку таких задач, как совершенствование познавательной и коммуникативной функций речи; сенсорно-перцептивное развитие; развитие процессов обобщения и систематизации на основе анализа явлений природы; развитие познавательной активности и разумной инициативности во взаимодействии с миром живой и неживой природы; поэтапное формирование речевой и мыслительной деятельности.
Важно отметить и то, что, говоря о задачах изучения окружающего мира, нельзя не учитывать огромный воспитательный потенциал, заложенный буквально в каждой учебной теме и каждом разделе данного курса. На занятиях по ознакомлению с окружающим могут эффективно решаться самые разноплановые задачи воспитания: от духовно-нравственного воспитания, предполагающего формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме, до воспитания практико-ориентированных, жизненных компетенций, таких как стремление к достижениям в учебно-трудовой
деятельности и социальной жизни, воспитание навыков гигиены и здорового образа жизни, формирование способности к организации личного жизненного пространства и времени.
Говоря о специфике экологического воспитания дошкольников, следует подчеркнуть, что его характерной чертой является обязательный непосредственный контакт с объектами природы: растениями и животными — и практическая деятельность по уходу за ними. Опосредованное познание природы (через беседы, чтение художественной литературы, показ слайдов, картин и т. д.) имеет второстепенное значение, его задача — только дополнить те впечатления, которые ребенок получает от живого общения с объектами природы.
Таким образом, формирование основ экологической культуры у дошкольников с умственной отсталостью предполагает познание живых и неживых предметов в их взаимосвязи со средой обитания и взаимодействии с целыми совокупностями других предметов, которые выступают в качестве систем, и выработку правильных форм взаимодействия с природным миром. На основе этих знаний можно выработать осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается как совокупность экологических знаний ребенка и понимания специфики живого, желания сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия; эмо-
ционального отклика, радости от общения с животными и растениями. Такое отношение вполне может быть сформировано у умственно отсталого дошкольника, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомить с разнообразием окружающих растений и животных, демонстрировать их связь со средой обитания, учить составлять рассказы о природе, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте является начальным этапом экологического образования, закладывающим фундамент экологической культуры у личности ребенка, что, безусловно, является крайне важным для развития личности, сознания, мышления, познавательной и речевой деятельности дошкольника и его дальнейшей социализации, т. е. можно говорить о всестороннем развивающем потенциале экологического воспитания для ребенка-дошкольника. И в первую очередь высок потенциал экологического воспитания для умственного развития дошкольников и для становления в будущем у них предпосылок универсальных учебных действий, предусмотренных Стандартом начального общего образования, так как формирование основ экологической культуры невозможно без рассмотрения существующих взаимосвязей в природе, установления
причин и следствий событий, что обеспечивает развитие логического мышления.
Таким образом, концепция экологического воспитания, реализуемая в детских садах для умственно отсталых дошкольников, в целом соответствует подходу для нормально развивающихся детей — оба подхода воплощают экологическую образовательно-воспитательно-развивающую модель, которая направлена на формирование основ экологической культуры у детей-дошкольников и пронизывает все образовательные области, что позволяет ребенку присваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека и природы.
В современных инклюзивных условиях, когда образовательное учреждение обязано обеспечивать доступ к знаниям вне зависимости от индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей, для педагога возможным становится формирование основ экологической культуры дошкольников в едином образовательном пространстве, но с учетом познавательных возможностей разных групп умственно отсталых детей-дошкольников, что предполагает разную глубину содержания изучаемых экологических понятий, адаптированных к психолого-педагогической специфике каждого конкретного ребенка.
Литература
1. Афанасьева, Р. А. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе ознакомления с явле-
ниями и объектами неживой природы : 13.00.03 : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Афанасьева Раиса Альбертовна. — Москва, 1996. — Текст : непосредственный.
2. Гребенникова, И. А. Система работы по формированию основ экологической культуры у умственно отсталых учащихся младших классов : 13.00.03 : дис. ... канд. пед. наук / Гребенникова Ирина Анатольевна. — Москва, 2010. — Текст : непосредственный.
3. Екжанова, Е. А. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева. — Москва : Просвещение, 2019. — Текст : непосредственный.
4. Калинина, Е. М. Педагогические пути совершенствования ознакомления умственно отсталых дошкольников с живой природой : 13.00.03 : дис. ... канд. пед. наук / Калинина Елена Михайловна. — Ленинград, 1989. — Текст : непосредственный.
5. Королёва, А. Е. Экологическая дорожка / А. Е. Королёва, Т. Т. Кученева. — Текст : непосредственный // Вестник ассоциации «Экологическое образование». — 1994. — Вып. 3—4.
6. Кмытюк, Л. В. Факультативные занятия по экологии в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида / Л. В. Кмытюк. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2003. — № 3.
7. Миронов, А. В. Экологическое образование в контексте ФГОС ДО. Дятельно-стный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. — Волгоград : Учитель, 2019. — Текст : непосредственный.
8. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном образовании / С. Н. Николаева. — Текст : непосредственный // Дошкольное образование. — 2017. — № 1.
9. Орлихина, Н. Е. Эколого-ноосферное образование как фактор повышения каче-
ства образования / Н. Е. Орлихина, Г. А. Яшина. — Текст : непосредственный // Региональное образование: современные тенденции. — 2009. — № 1.
10. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаври-лушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. — Санкт-Петербург : Каро, 2007. — Текст : непосредственный.
11. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2—7 лет / О. А. Соломенникова. — Москва : Мозаика-Синтез, 2009. — Текст : непосредственный.
12. Терентьева, Е. Ф. Формирование у детей с 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды : 13.00.01 : дис. ... канд. пед. наук / Терентьева Евгения Фёдоровна. — Ленинград, 1980. — Текст : непосредственный.
13. Усвайская, А. В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы / А. В. Усвайская. — Москва : МГПИ, 1975. — Текст : непосредственный.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. — Москва : Творческий центр «Сфера», 2015. — Текст : непосредственный.
15. Шевырёва, Т. В. Научно-методическое сопровождение реализации компе-тентностно ориентированного обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2012. — № 3.
16. Шевырёва, Т. В. Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида: естествознание : учебно-методическое пособие для бакалавров (специального) дефектологического образования по профилю «Олигофренопедагогика» / Т. В. Шевырёва, Е. Н. Соломина. — Москва : МПГУ, 2014. — URL: http://elib. mpgu.info/action.php?kt_path_info=ktcore.S ecViewPlugin.actions.document&fDocument Id=3436. — Текст : электронный.
References
1. Afanas'eva, R. A. Umstvennoe vospita-nie doshkol'nikov s narusheniyami intellekta v protsesse oznakomleniya s yavleniyami i ob"ektami nezhivoy prirody : 13.00.03 : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Afanas'eva Raisa Al'bertovna. — Moskva, 1996. — Tekst : neposredstvennyy.
2. Grebennikova, I. A. Sistema raboty po formirovaniyu osnov ekologicheskoy kul'-tury u umstvenno otstalykh uchashchikhsya mladshikh klassov : 13.00.03 : dis. ... kand. ped. nauk / Grebennikova Irina Anatol'ev-na. — Moskva, 2010. — Tekst : nepos-redstvennyy.
3. Ekzhanova, E. A. Primernaya adaptiro-vannaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya detey s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) s metodicheskimi rekomen-datsiyami / E. A. Ekzhanova, E. A. Strebeleva. — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — Tekst : neposredstvennyy.
4. Kalinina, E. M. Pedagogicheskie puti sovershenstvovaniya oznakomleniya umst-venno otstalykh doshkol'nikov s zhivoy pri-rodoy : 13.00.03 : dis. ... kand. ped. nauk / Kalinina Elena Mikhaylovna. — Leningrad, 1989. — Tekst : neposredstvennyy.
5. Koroleva, A. E. Ekologicheskaya do-rozhka / A. E. Koroleva, T. T. Kucheneva. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik assotsiatsii «Ekologicheskoe obrazova-nie». — 1994. — Vyp. 3—4.
6. Kmytyuk, L. B. Fakul'tativnye zanyatiya po ekologii v spetsial'noy (korrektsionnoy) shkole VIII vida / L. B. Kmytyuk. — Tekst : neposredstvennyy // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2003. — № 3.
7. Mironov, A. V. Ekologicheskoe obrazo-vanie v kontekste FGOS DO. Dyatel'nostnyy i ekologicheskiy podkhody, vidy, formy i metody deyatel'nosti / A. V. Mironov. — Volgograd : Uchitel', 2019. — Tekst : neposredstvennyy.
8. Nikolaeva, S. N. Ekologicheskoe vospi-tanie v detskom sadu: istoriya stanovleniya i universal'nyy status v sovremennom obrazo-vanii / S. N. Nikolaeva. — Tekst :
neposredstvennyy // Doshkol'noe obrazo-vanie. — 2017. — № 1.
9. Orlikhina, N. E. Ekologo-noosfernoe obrazovanie kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya / N. E. Orlikhina, G. A. Yashina. — Tekst : neposredstvennyy // Regional'noe obrazovanie: sovremennye ten-dentsii. — 2009. — № 1.
10. Programma vospitaniya i obucheniya doshkol'nikov s intellektual'noy nedostato-chnost'yu / L. B. Baryaeva, O. P. Gavrilush-kina, A. P. Zarin, N. D. Sokolova. — Sankt-Peterburg : Karo, 2007. — Tekst : neposred-stvennyy.
11. Solomennikova, O. A. Ekologicheskoe vospitanie v detskom sadu : programma i metodicheskie rekomendatsii dlya zanyatiy s det'mi 2—7 let / O. A. Solomennikova. — Moskva : Mozaika-Sintez, 2009. — Tekst : neposredstvennyy.
12. Terent'eva, E. F. Formirovanie u detey s 6 let pervonachal'nykh znaniy o edinstve organizma i sredy : 13.00.01 : dis. ... kand. ped. nauk / Terent'eva Evgeniya Fedorov-na. — Leningrad, 1980. — Tekst : nepos-redstvennyy.
13. Usvayskaya, A. V. Izuchenie prirody v mladshikh klassakh vspomogatel'noy shko-ly / A. V. Usvayskaya. — Moskva : MGPI, 1975. — Tekst : neposredstvennyy.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazova-tel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya : pis'ma i prikazy Minobrnauki / [red.-sost. T. V. Tsvetkova]. — Moskva : Tvorcheskiy tsentr «Sfera», 2015. — Tekst : neposred-stvennyy.
15. Shevyreva, T. V. Nauchno-metodiche-skoe soprovozhdenie realizatsii kompetent-nostno orientirovannogo obucheniya v spe-tsial'nykh (korrektsionnykh) shkolakh VIII vida / T. V. Shevyreva, E. N. Solomina. — Tekst : neposredstvennyy // Spe-tsial'noe obrazovanie. — 2012. — № 3.
16. Shevyreva, T. V. Metodiki obucheniya v spetsial'noy (korrektsionnoy) shkole VIII vida: estestvoznanie : uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov (spetsial'nogo) de-fektologicheskogo obrazovaniya po profilyu «Oligofrenopedagogika» / T. V. Shevyreva, E. N. Solomina. — Moskva : MPGU, 2014. — URL: http://elib.mpgu.info/action. php?kt_path_info=ktcore.SecViewPlugin.act ions.document&fDocumentId=3436. — Tekst : elektronnyy.