Научная статья на тему 'Примерное содержание рабочей программы 3 класса по учебному предмету "музыка" для обучающихся с легкой умственной отсталостью'

Примерное содержание рабочей программы 3 класса по учебному предмету "музыка" для обучающихся с легкой умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ / МЕТОДИКА МУЗЫКИ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / МУЗЫКА / ПЕНИЕ ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL EDUCATION / OLYGOPHRENOPEDAGOGY / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY / INTELLECTUAL DISABILITY / METHODS OF TEACHING MUSIC / METHODS OF TEACHING MUSIC AT A SPECIAL SCHOOL / MUSIC / CHILDREN'S SINGING / MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евтушенко Илья Владимирович, Воронкова Валентина Васильевна, Плаксин Павел Алексеевич

Одним из актуальных вопросов отечественного специального образования выступает обновление содержания образования в целях соответствия современным социокультурным требованиям и запросам общества. Разработка содержательной части программ для умственно отсталых обучающихся все годы существования отечественной олигофренопедагогики осложнялась нехваткой квалифицированных специалистов, имеющих междисциплинарную подготовку в области обучения умственно отсталых детей и музыкального воспитания. Подобная проблема в последние годы решается путем включения в программы подготовки бакалавров по профилю «Олигофренопедагогика» дисциплины «Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью», формирующей представления о технологиях музыкального воспитания умственно отсталых детей. В отечественных исследованиях в области олигофренопедагогики, несмотря на востребованность и актуальность данной тематики, сравнительно мало представлены результаты разработки содержания музыкального воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Евтушенко Илья Владимирович, Воронкова Валентина Васильевна, Плаксин Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN OUTLINE OF THE CONTENTS OF A DRAUGHT PROGRAM FOR THE SUBJECT “MUSIC” FOR THIRD-FORM SCHOOLCHILDREN WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY

Modernization of education content with the purpose of bringing it in line with the modern socio-cultural requirements and needs is one of the urgent issues of the Russian special education. Work on the content of the programs for students with intellectual disability has been complicated all through the years of existence of the home olygophrenopedagogy by the deficiency of qualified specialists with interdisciplinary training in the fields of teaching children with intellectual disability and musical education. The problem has been solved recently via inclusion of the academic subject “Musical Education of Students with Intellectual Disability” called upon to form ideas about the technologies of musical education of junior schoolchildren with intellectual disability in the curricula of training bachelors in the field of “Olygophrenopedagogy”. In spite of the need for the problem solution and its urgency, the results of the design of the content of musical education of junior schoolchildren with intellectual disability have been scarcely presented in the works in the sphere of olygophrenopedagogy. The article presents research materials within the framework of the project “Design of the Program, Methodology and Academic Support for the Realization of the Requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education of Students with Disabilities and the Federal State Educational Standard for Students with Intellectual Disabilities” initiated by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Примерное содержание рабочей программы 3 класса по учебному предмету "музыка" для обучающихся с легкой умственной отсталостью»

УДК 376.42:372.878 ББК Ч455.685.3

ГСНТИ 14.29.09; 14.29.21 И. В. Евтушенко I. V. Evtushenko

В. В. Воронкова

Москва, Россия П. А. Плаксин

Самара, Россия

V. V. Voronkova Moscow, Russia P. A. Plaksin

Samara, Russia

Код ВАК 13.00.03

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

AN OUTLINE OF THE CONTENTS OF A DRAUGHT PROGRAM FOR THE SUBJECT "MUSIC" FOR THIRD-FORM SCHOOLCHILDREN WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY

Аннотация. Одним из актуальных вопросов отечественного специального образования выступает обновление содержания образования в целях соответствия современным социокультурным требованиям и запросам общества. Разработка содержательной части программ для умственно отсталых обучающихся все годы существования отечественной олигофренопедагогики осложнялась нехваткой квалифицированных специалистов, имеющих междисциплинарную подготовку в области обучения умственно отсталых детей и музыкального воспитания. Подобная проблема в последние годы решается путем включения в программы подготовки бакалавров по профилю «Олигофренопедагогика» дисциплины «Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью», формирующей представления о технологиях музыкального воспитания умственно отсталых детей. В отечественных исследованиях в области олигофренопедагогики, несмотря на востребо-

Abstract. Modernization of education content with the purpose of bringing it in line with the modern socio-cultural requirements and needs is one of the urgent issues of the Russian special education. Work on the content of the programs for students with intellectual disability has been complicated all through the years of existence of the home olygophrenopedagogy by the deficiency of qualified specialists with interdisciplinary training in the fields of teaching children with intellectual disability and musical education. The problem has been solved recently via inclusion of the academic subject "Musical Education of Students with Intellectual Disability" called upon to form ideas about the technologies of musical education of junior schoolchildren with intellectual disability in the curricula of training bachelors in the field of "Olygophrenopedagogy". In spite of the need for the problem solution and its urgency, the results of the design of the content of musical education of junior schoolchildren with intellectual disabil-

ванность и актуальность данной тематики, сравнительно мало представлены результаты разработки содержания музыкального воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В статье изложены материалы исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Ключевые слова: музыкальное воспитание; олигофренопедагогика; умственно отсталые дети; умственная отсталость; методика преподавания музыки; методика музыки во вспомогательной школе; музыка; пение детей; музыкальное искусство.

Сведения об авторе: Евтушенко Илья Владимирович, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, Московский педагогический государственный университет.

Контактная информация: 119992, ская,1-1.

E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Воронкова Валентина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: государственное бюджетное образовательное учреж-

ity have been scarcely presented in the works in the sphere of olygophrenopedagogy. The article presents research materials within the framework of the project "Design of the Program, Methodology and Academic Support for the Realization of the Requirements of the Federal State Educational Standard for Primary General Education of Students with Disabilities and the Federal State Educational Standard for Students with Intellectual Disabilities" initiated by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Keywords: musical education; olygophrenopedagogy; children with intellectual disability; intellectual disability; methods of teaching music; methods of teaching music at a special school; music; children's singing; musical art.

About the author: Evtushenko Il'ya Vladimirovich, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Olygophreno-pedagogy and Special Psychology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia.

Россия, Москва, ул. Малая Пирогов-

About the author: Voronkova Valentina Vasil'yevna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: State Budgetary Education Institution of Higher Educa-

дение высшего образования Москов- tion of Moscow Oblast "Academy of ской области «Академия социального Public Administration". управления».

Контактная информация: 129344, Россия, Москва, ул. Енисейская, 3-3. E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Плаксин Павел Алексеевич, член Союза композиторов РФ, заслуженный артист Самарской области.

Место работы: доцент, заведующий кафедрой музыкального искусства эстрады, Самарский государственный институт культуры.

Контактная информация: 443010,

E-mail: [email protected].

Овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаниями и навыками в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусматривает достижение ими определенных личностных и предметных результатов [9]. В качестве личностных результатов предлагается приобретение обучающимися жизненных компетенций, необходимых им для реализации практико-ориентированных задач, обеспечивающих становление и развитие социальных отношений с другими людьми. Предметные

About the author: Plaksin Pavel Alekseyevich, Member of the Union of Composers of the Russian Federation, Honored Artist of Samara Oblast.

Place of employment: Associate Professor, Head of Department of Musical Art, Samara State Institute of Culture.

Россия, Самара, ул. Фрунзе, 167, к. 517.

результаты заключаются в овладении обучающимися содержанием учебного предмета «Музыка» и характеризуются усвоением музыкальных знаний и умений, способностью их применения умственно отсталыми детьми в практической деятельности.

Ведущее место среди прогнозируемых результатов имеют личностные результаты, так как именно ими обеспечивается овладение комплексом жизненных (социальных) компетенций, определяющих пути достижения ключевой цели современного специального образования — вхождения умственно отсталых в культуру, приобретения ими социокультурного опыта. Среди личностных результатов обучения, достигаемых в ходе овладения содержанием образовательной программы по музыке,

© Евтушенко И. В., Воронкова В. В., Плаксин П. А., 2018

формирование следующих качеств: положительной мотивации к различным видам музыкальной деятельности; готовности к творческому взаимодействию и общению с окружающими взрослыми и сверстниками, в том числе с нормативным развитием, в различных видах занятий музыкальной деятельностью, основанной на сотрудничестве, толерантности, взаимопонимании и принятых нормах социального взаимодействия; готовности применения на практике приобретенного музыкального опыта в урочных и внеурочных формах деятельности, включая совместные социокультурные проекты; осознания себя равноправным гражданином России, гордящимся Родиной; адекватной оценки собственных музыкальных способностей; начальных навыков адаптации к изменениям социального мира; музыкально-эстетических предпочтений, оценочных суждений, чувств, потребностей и ценностей; доброжелательного, отзывчивого, открытого, понимающего и сопереживающего отношения к чувствам других людей; установки на здоровый образ жизни, заботливое отношение к собственному здоровью; бережного отношения к духовным и материальным ценностям.

Занятие музыкой обеспечивает достижение обучающимися предметных результатов. На мини-

мальном уровне это готовность к определению содержания известных для ребенка музыкальных произведений; сформированность представлений об отдельных музыкальных инструментах и их звучании; овладение навыком пения, как с инструментальным сопровождением, так и без него, но с педагогической поддержкой; осуществление выразительного совместного исполнения выученных песен с элементами средств выразительности; правильность формирования звукоизвлечения при пении гласных звуков и отчетливость произнесения согласных звуков в конце и в середине слова; правильность передачи мелодии в певческом диапазоне ре1 — си1; готовность к выделению частей музыкального произведения: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни, дифференциации песни, танца, марша; сформированность передачи ритма мелодии с помощью голоса, хлопков, ударных инструментов; возможность определения разнохарактерных музыкальных произведений (веселые, спокойные, грустные); овладение элементарными представлениями о нотной записи. Для достаточного уровня характерны самостоятельность исполнения выученных песен с инструментальным сопровождением и а сарвПа; сформированность представлений обо всех включенных в рабо-

чую программу музыкальных инструментах и их характерном звучании; овладение навыками сольного пения и пения хором с соблюдением элементарных требований художественного исполнения, рекомендаций композитора о средствах музыкальной выразительности; ясность и четкость произнесения слов в песнях активного характера; готовность к дифференциации различных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; приобретение знаний об элементарных средствах музыкальной выразительности: громкость звучания (пиано — тихо, форте — громко), темповые особенности (медленно, умеренно, быстро), регистровые особенности (высокий, средний, низкий); овладение представлениями об элементах музыкальной грамоты как средства изображения музыки на письме [7; 8; 12].

В соответствии с рекомендациями Примерной рабочей программы учебного предмета «Музыка» к концу обучения в третьем классе обучающимся необходимо знать: формы музыкальных произведений: одночастных, двухчастных, трехчастных, четырехча-стных, куплетных; названия музыкальных инструментов (балалайка, виолончель, саксофон), их звучание и способы игры на них; уметь: определять мелодию в вокальных и инструментальных произведениях; добиваться при

вокализации округлости звучания в верхнем регистре и мягкости звучания в нижнем регистре; рационально и эргономично расходовать дыхание при исполнении кантиленных песен с различным по громкости звучанием; правильно артикулировать гласные при пропевании двух звуков на один слог; беззвучно артикулировать знакомую песню с инструментальным сопровождением.

Подходы к оцениванию предметных знаний определены Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в разделе «2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы». Достигнутые запланированные результаты освоения АООП определяются по завершении I этапа образования (к концу четвертого класса). Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оцениваются сформированные личностные и предметные результаты. В течение учебного года в третьем классе реализуется динамическое наблюдение за степенью достижения планируемых результатов. Поощрение и стимулирование учебной дея-

тельности обучающихся в третьем классе целесообразно осуществлять с помощью качественной и количественной оценки [13].

Оценивание предметных результатов в баллах опирается на принципы индивидуально-дифференцированного подхода. Использование балльной системы оценки должно продемонстрировать качество усвоенных знаний и умений. При этом критериями оценки планируемых результатов выступают адекватность или противоречие существующим научным знаниям и практическим достижениям; полнота и прочность усвоения; свобода и осознанность применения усвоенных знаний и умений в собственной практической деятельности. Процедура и выбор системы выявления и оценивания текущих и итоговых (на момент завершения обучения в третьем классе) достижений обучающихся являются ведущим фактором активизации и стимулирования музыкально -образовательной деятельности умственно отсталых обучающихся, оказания благотворного влияния на формирование их музыкальной культуры.

Овладение обучающимися содержанием АООП (вариант 1) планируется осуществлять по учебникам «Музыка» с применением наглядных материалов и технических средств, адаптированных к возможностям обучающихся с

умственной отсталостью, отвечающих их особым образовательным потребностям и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки. Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. На уроках музыки проверяется и оценивается: 1) умение обучающихся с умственной отсталостью слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную характеристику их содержания, а также средствам музыкальной выразительности; 2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные знания; 3) знание музыкальной литературы; 4) владение вокально-хоровыми навыками и умениями

[1; 14].

Процедура контроля освоения программы осуществляется педагогом по следующим критериям: исполнительское мастерство оценивается как во время разучивания песни методом наблюдения, так и во время итогового пения — «концертного исполнения»; адекватность овладения знаниями оценивается на уроке во время бесед о музыке; эмоциональная отзывчивость определяется диагностическими материалами. Результаты освоения

программы оцениваются в виде текущего и тематического контроля. Текущий контроль: устный опрос (индивидуальный, фронтальный); исполнение песни; игра на музыкальных инструментах; выполнение творческих заданий (музыкальные импровизации; передача в движении музыкального образа; составление рассказа по музыкальному произведению и др.); музыкальные загадки. Тематический контроль: урок-концерт; участие обучающихся с умственной отсталостью в различных классно-групповых, общешкольных и внешкольных массовых мероприятиях художественной самодеятельности (концерт, смотр, конкурс, фестиваль) [2; 3; 11].

Нормы оценок при слушании музыки. Оценка «пять»: установка слушателя выполнена полностью; ответ правильный и полный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности; возможна помощь учителя. Оценка «четыре»: установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности; много наводящих вопросов учителя. Оценка «три»: установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но

неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя. Нормы оценок при хоровом пении. Оценка «пять»: знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение. Оценка «четыре»: знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное. Оценка «три»: допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, иногда фальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное. Устной характеристикой учителя оценивается проявление интереса, эмоциональный отклик: высказывание своей жизненной позиции; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; стремление проявить музыкальные способности.

Определение содержания учебного предмета «Музыка» зависит от учета следующих требований: современных социокультурных условий специального образования; приоритета отечественной музыкальной культуры с учетом национальных и региональных музыкальных традиций, составляющих мировую музыкальную

культуру; художественной ценности музыкальных произведений; доступности музыкальной деятельности и содержания учебного предмета «Музыка» умственно отсталым обучающимся; психотерапевтических и психокор-рекционных возможностей музыкальной деятельности.

В основу содержания рабочей программы входят отечественные (русские) классические и современные произведения музыкальной культуры: народная и композиторская музыка; фольклорные музыкальные произведения как отражение обычаев народа, отечественной истории, любви к Родине, природному богатству, трудовой деятельности, людям; письменная и устная формы передачи музыкального опыта и традиций; сохранившиеся жанры народных русских песен; песен-ность и духовность как основные составляющие народной русской и профессиональной музыкальной культуры; народные мотивы в творчестве отечественных композиторов. Построение рабочей программы на основе повторяемости музыкальных произведений соответствует концентрическому принципу использования учебного материала. Повторение умственно отсталыми обучающимися ранее изученных музыкальных произведений (слушание, пение, инструментальное исполнение) обеспечивает луч-

шее понимание, осмысление средств музыкальной выразительности; обогащение переживаний; закрепление уже сформированных представлений, знаний, практических и исполнительских умений и навыков; совершенствование собственного музыкального опыта [4; 5; 6].

Выбор музыкальных сочинений для слушания в значительной степени зависит от соответствия содержания, эмоциональной составляющей музыкальных произведений возможностям восприятия умственно отсталых обучающихся. Доказана необходимость наличия образного содержания, за счет которого достигается соответствие принципу художественности. Обучающимся с умственной отсталостью доступны и понятны образы ближайшего окружения, связанные с их повседневной жизнедеятельностью: игрушки и игры, сказочные герои, образы животных, школьная жизнь, взаимоотношения со сверстниками и родственниками, общественные, исторические и природные процессы, трудовая деятельность. Важно, чтобы музыка для слушания соответствовала следующим требованиям: четкая, ясная структура, форма; простой и доступный музыкальный язык; классическая гармония аранжировки; выразительные мелодические и метроритмические обороты; наличие звукоподража-

тельных (имитация голосов птиц, людей, животных; звуков природы, механизмов), изобразительных и танцевальных элементов. Раздел рабочей программы «Музыкальное восприятие» направлен на овладение обучающимися с умственной отсталостью умениями слушания музыки с эмоционально и поведенчески адекватными реакциями на художественные образы музыкальных произведений; начальными представлениями о богатстве воплощенного композитором внутреннего содержания произведений; эмоциональным переживанием разнохарактерных произведений различных музыкальных жанров; умением оречевления и пересказа примерного содержания музыкальных произведений; умениями определить различные по форме и характеру музыкальные сочинения; навыками самостоятельного узнавания и называния известных музыкальных произведений по вступлению («угадай мелодию»); готовностью выявлять мелодическую и гармоническую структуру (аккомпанемент) песни, инструментального произведения; навыками различения структуры песни (запев, припев, проигрыш, окончание); знаниями о сольном и хоровом исполнении песни; представлениями о специфике различных музыкальных коллективов (ансамбль, оркестр); знаниями о

музыкальных инструментах и их звучании [10; 15].

Задачами реализации педагогической деятельности по направлению «Обучение слушанию музыки умственно отсталых обучающихся в третьем классе» являются следующие: развивать умение различать части и структуру музыкального произведения; формировать умение различать мелодию и аккомпанемент в вокальном и инструментальном произведении; знакомить с названиями музыкальных инструментов (саксофон, виолончель, балалайка) и их звучанием; закреплять навыки игры на детских инструментах; обучать детей игре на балалайке, ложках (других народных инструментах).

Песенный репертуар раздела рабочей программы «Хоровое пение» состоит из отечественных народных и авторских музыкальных произведений (песни детские, классические, современные). Включенный в программу вокальный материал соответствует требованиям смысловой доступности, отражения знакомых образов, событий и явлений, простоты метроритмического рисунка мелодии, включает непродолжительные музыкальные фразы для обеспечения организации охранительного голосового режима. Примерная тематика песен: сказочные и игровые ситуации; жизнь животных; трудовая

деятельность; общественные; исторические события; школьная жизнь. Жанры песен: частушки; новогодние хороводы; песни о защитниках Отечества; песни, посвященные маме; игровые и колыбельные песни.

Становлению и развитию у умственно отсталых обучающихся навыка вокального исполнения способствует формирование певческой установки, непринужденного, но собранного положения корпуса с выпрямленной спиной и расправленными плечами, прямого свободного положения головы, устойчивой опоры на обе ноги с расслабленными и свободными руками; развитие певческого дыхания, бесшумного, глубокого, стремительного и одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; обучение умению осуществлять вдох перед началом музыкальной фразы; постановка экономного выдоха, удержания дыхания на более протяженных фразах; усовершенствование умений быстрого, спокойного изменения дыхания при пении песен без продолжительных пауз между фразами; формирование навыка распределения дыхания при исполнении канти-ленных песен с изменением динамических оттенков (при ослаблении усилении дыхания); пропе-вание укороченных попевок и фраз на одном дыхании; развитие стабильного навыка естественно-

го, свободного звучания (правильного формирования гласных и отчетливого произнесения согласных звуков, интонационного выделения гласных звуков по смыслу текстового содержания песни; правильного формирования гласных при пропевании двух звуков на один слог; четкого и внятного произношения текста, соответствующего темпу исполняемой песни); формирование мягкости, напевности, легкости пения при работе над кантиленой, способности детского голоса к напевности при исполнении мелодии; повышение активности внимания к единой, правильной, «чистой» интонации, точному интонированию мотива выученной песни при индивидуальном и групповом исполнении; формирование умения четкого соблюдения ритмического рисунка песни без голосового сопровождения учителя и музыкального инструмента (а саре11а); усовершенствование чистоты интонирования и выравнивания звучания голоса во всем диапазоне мелодии песни; работа по развитию музыкального восприятия, внимания и ритмического чувства с помощью специальных ритмических (танцевально-ритмических) упражнений; формирование навыка воспроизведения куплета известной песни способом беззвучной артикуляции в инструментальном сопровождении; различение зву-

ковысотности и направления мелодического движения (звуки низкие, средние, высокие; нисходящее, восходящее изменение мелодической линии, на одной высоте); формирование навыка показа рукой направления движения мелодии (снизу вверх или сверху вниз); определение сильной доли на слух; понимание содержания вокального произведения на основе характера его мелодии (спокойный, веселый, грустный, тревожный) и текста; эмоционально насыщенное пение разученных песен с элементарными динамическими оттенками; понимание жестов дирижера («приготовиться», «внимание», «вдох», начало и завершение пения); формирование навыка, предполагающего способность прослушать вступление и правильно начать исполнение песни совместно с педагогом и самостоятельно, прислушиваясь к пению других участников ансамбля (пение в унисон, ритмично и выразительно, с сохранением строя и ансамбля); использование различных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, динамические оттенки) для работы над художественностью исполнения песен; формирование навыка спокойного, умеренного по темпу, ненапряженного и плавного в пределах mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко) пения; станов-

ление и постепенное обогащение

певческого диапазона ми1 — ля1, 1 11 2 ре — си , до — до ; активизация

эстетического наслаждения, удовольствия от собственного пения.

Задачами осуществления педагогической деятельности по направлению «Обучение хоровому пению умственно отсталых обучающихся в третьем классе» являются следующие: закреплять певческие навыки и умения на материале, изученном на более ранних этапах, а также на материале новых песен; развивать умение быстрого, спокойного изменения дыхания при исполнении песен, не имеющих продолжительных пауз между фразами; развивать умение распределять дыхание при исполнении канти-ленных песен с изменением динамических оттенков (при ослаблении и усилении звучания); развивать умение верного формирования гласных при вокализации двух звуков на один слог; развивать умение осуществлять слуховой контроль за качеством пения; развивать чувство музыкального ритма, умение исполнить фразу или куплет известной песни способом беззвучной артикуляции с инструментальным сопровождением; использовать различные средства музыкальной выразительности (темпоритмические, динамические особенности) для выразительного исполнения вокальных произведений; совер-

шенствовать чистоту интонирования, ритмичность, выразительность и устойчивость унисона при ансамблевом исполнении.

Овладение элементами музыкальной грамоты как одним из наиболее сложных видов музыкальной деятельности может условно подразделяться на три обучающих периода, соответствующих развитию интеллектуальных возможностей умственно отсталых обучающихся.

В ходе первого, пропедевтического периода — от шести до восьми лет, включающего дополнительный первый и первый классы, — происходит первичное накопление опыта восприятия музыки, начальных музыкальных впечатлений, музыкально-образных, внемузыкальных и ритмических представлений, верного интонирования вокальной партии. Во время ознакомления с характером музыки (веселая, грустная, спокойная), с динамическими оттенками (тихо, громко) происходит становление элементарных представлений о разнообразии внутреннего содержания слушаемых произведений; дети знакомятся с музыкальными инструментами, их звучанием и способами исполнения музыки на них (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); приобретаются элементарные знания о структуре песни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), сущест-

вующих простейших жанрах музыки (песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание, танец, игра на музыкальных инструментах) и общепринятых правилах поведения на уроках музыки.

Второй период, охватывающий возраст умственно отсталых детей от девяти до одиннадцати лет (со второго по четвертый классы), включает более интенсивное овладение музыкальными представлениями, музыкально-исполнительскими умениями. Умственно отсталых обучающихся знакомят с такими музыкальными понятиями, как звуковысот-ность и длительность (продолжительность) звука, состав музыкального коллектива, ансамбля, оркестра, хора, инструментальной группы; знакомят с многообразием звучания, внешнего вида, способа исполнения на музыкальных инструментах (балалайка, флейта, орган, саксофон, виолончель, арфа, инструменты оркестра народных инструментов), структурой (частями) инструментального музыкального произведения. Обучающиеся накапливают элементарные сведения о возможностях использования музыки в различных жизненных ситуациях (развлечения, спорт, отдых, трудовая деятельность, торжественные случаи); стилях маршей (военный, праздничный, спортивный, свадебный, траур-

ный) и танца (хоровод, медленный вальс, полька, фокстрот, танго, полонез).

Третий период (возраст обучающихся — от двенадцати до четырнадцати лет, пятый класс) предназначен для систематизации и обобщения знаний, полученных практическим путем. У умственно отсталых обучающихся формируются элементарные представления о способах письменного изображения музыки на нотном стане с помощью нот, обозначений пауз, размера, длительности, мелодии, аккомпанемента. Дети знакомятся с музыкальными профессиями — специальностями композитора, дирижера, музыканта, певца, исполнителя; особенностями музыкального сочинительства; составом и звучанием симфонического оркестра, современных музыкальных групп; музыкальными жанрами (романс, серенада, соната, концерт, квартет, симфония, балет, опера).

Литература

1. Алмазова, А. А. Обучение построению текста учащихся специальной (кор-рекционной) школы V вида / А. А. Алмазова. — М. : Прометей, 2004. — 109 с.

2. Евтушенко, А. И. Особенности начального обучения современным бальным танцам умственно отсталых детей / А. И. Евтушенко // Итоговый сборник II Всерос. съезда дефектологов. — М., 2017. — С. 185—189.

3. Евтушенко, Е. А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей / Е. А. Евтушенко // Соци-

ально-гуманитарные знания. — 2010. — № 4. — С. 341—348.

4. Евтушенко, Е. А. Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Евтушенко Елена Александровна ; МГГУ им. М. А. Шолохова. — М., 2010. — 224 с.

5. Евтушенко, Е. А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста / Е. А. Евтушенко // Вестн. Череповец. гос. ун-та. — 2010. — № 3. — С. 12—15.

6. Евтушенко, Е. А. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания глухих детей в музыкально-ритмической деятельности [Электронный ресурс] / Е. А. Евтушенко, Е. В. Чернышкова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — Режим доступа: science-education.ru/127-20818.

7. Евтушенко, И. В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников / И. В. Евтушенко // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 10. — Ч. 13. — С. 2963—2966.

8. Евтушенко, И. В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.03 / Евтушенко Илья Владимирович ; МГГУ им. М. А. Шолохова. — М., 2009. — 434 с.

9. Евтушенко, И. В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога / И. В. Евтушенко // Коррекционная педагогика. — 2008. — № 1 (25). — С. 57—66.

10. Евтушенко, И. В. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей [Электронный ресурс] / И. В. Евтушенко, И. Ю. Левченко, Л. П. Фальковская // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/130-23501.

11. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. — М. : Академия, 2006. — 224 с.

12. Программы специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1—4 кл. — М. : Просвещение, 2006. — 192 с.

13. Сокольников, Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности / Ю. П. Сокольников. — М. ; Белгород : Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2000. — 149 с.

14. Туманова, Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова // Дефектология. — 2004. — № 5. — С. 34—41.

15. Чернышкова, Е. В. Эстетическое воспитание глухих учащихся младших классов [Электронный ресурс] / Е. В. Черныш-кова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — Режим доступа: https://science-education.ru/ru/arti cle/view?id=20623.

References

1. Almazova, A. A. Obuchenie postroeniyu teksta uchashchikhsya spetsial'noy (korrekt-sionnoy) shkoly V vida / A. A. Almazova. — M. : Prometey, 2004. — 109 s.

2. Evtushenko, A. I. Osobennosti nachal'-nogo obucheniya sovremennym bal'nym tantsam umstvenno otstalykh detey / A. I. Evtu-shenko // Itogovyy sbornik II Vseros. s"ezda defektologov. — M., 2017. — S. 185—189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Evtushenko, E. A. Ispol'zovanie regu-lyativnoy funktsii teatralizovannoy deyatel'-nosti v vospitanii umstvenno otstalykh de-tey / E. A. Evtushenko // Sotsial'no-gumani-tarnye znaniya. — 2010. — № 4. — S. 341—348.

4. Evtushenko, E. A. Nravstvennoe vos-pitanie umstvenno otstalykh mladshikh shkol'nikov vo vneuchebnoy teatralizovan-noy deyatel'nosti : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.03 / Evtushenko Elena Aleksandrov-na ; MGGU im. M. A. Sholokhova. — M., 2010. — 224 s.

5. Evtushenko, E. A. Rol' teatralizovannoy deyatel'nosti v nravstvennom vospitanii ums-tvenno otstalykh detey mladshego shkol'nogo vozrasta / E. A. Evtushenko // Vesta. Chere-

povets. gos. un-ta. — 2010. — № 3. — S. 12—15.

6. Evtushenko, E. A. Pedagogicheskie us-loviya effektivnosti esteticheskogo vospita-niya glukhikh detey v muzykal'no-ritmiche-skoy deyatel'nosti [Elektronnyy resurs] / E. A. Evtushenko, E. V. Chernyshkova // Sovremennye problemy nauki i obrazova-niya. — 2015. — № 4. — Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/127-20818.

7. Evtushenko, I. V. Metodologicheskie os-novy muzykal'nogo vospitaniya umstvenno otstalykh shkol'nikov / I. V. Evtushenko // Fundamental'nye issledovaniya. — 2013. — № 10. — Ch. 13. — S. 2963—2966.

8. Evtushenko, I. V. Formirovanie osnov muzykal'noy kul'tury umstvenno otstalykh shkol'nikov v sisteme spetsial'nogo obrazo-vaniya : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.03 / Evtushenko Il'ya Vladimirovich ; MGGU im. M. A. Sholokhova. — M., 2009. — 434 s.

9. Evtushenko, I. V. Formirovanie profes-sional'no-pravovoy kompetentnosti uchite-lya-defektologa / I. V. Evtushenko // Kor-rektsionnaya pedagogika. — 2008. — № 1 (25). — S. 57—66.

10. Evtushenko, I. V. Osobennosti razra-botki programmy ranney pomoshchi i sopro-vozhdeniya detey s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya i ikh semey [Elek-tronnyy resurs] / I. V. Evtushenko, I. Yu. Lev-chenko, L. P. Fal'kovskaya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 6. — Rezhim dostupa: http://www.sci ence-education.ru/130-23501.

11. Osnovy oligofrenopedagogiki / V. M. Moz-govoy, I. M. Yakovleva, A. A. Eremina. — M. : Akademiya, 2006. — 224 s.

12. Programmy spetsial'nykh (korrektsion-nykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniy VIII vida. Podgotovitel'nyy, 1—4 kl. — M. : Prosveshchenie, 2006. — 192 s.

13. Sokol'nikov, Yu. P. Teoriya i logika pe-dagogicheskoy deyatel'nosti / Yu. P. Sokol'nikov. — M. ; Belgorod : Izd-vo Belgorod. gos. un-ta, 2000. — 149 s.

14. Tumanova, T. V. K probleme razvitiya protsessov slovoobrazovaniya u mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi /

T. V. Tumanova // Defektologiya. — 2004. — № 5. — S. 34—41. 15. Chernyshkova, E. V. Esteticheskoe vos-pitanie glukhikh uchashchikhsya mladshikh klassov [Elektronnyy resurs] / E. V. Cherny-

shkova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. — 2015. — N° 4. — Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/arti cle/view?id=20623.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.