Научная статья на тему 'Сформированность отдельных компонентов музыкальной культуры у обучающихся с умственной отсталостью'

Сформированность отдельных компонентов музыкальной культуры у обучающихся с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилипенко А. Е.,

Данная статья посвящена рассмотрению результатов курсового исследования (уровень магистратуры), автором описана методика исследования сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у обучающихся с умственной отсталостью, представлен анализ полученных результатов, на основе которого сделаны обобщающие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилипенко А. Е.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сформированность отдельных компонентов музыкальной культуры у обучающихся с умственной отсталостью»

УДК 376.42

СФОРМИРОВАННОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© 2019 А. Е. Пилипенко

обучающаяся 2 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика e-mail: _ pilipenko. ancka2 012@ yandex. ru

Научный руководитель - И. Н. Гусева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: [email protected]

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

Данная статья посвящена рассмотрению результатов курсового исследования (уровень магистратуры), автором описана методика исследования сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у обучающихся с умственной отсталостью, представлен анализ полученных результатов, на основе которого сделаны обобщающие выводы.

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью, музыкальная культура, компоненты музыкальной культуры.

В последние годы продолжают происходить изменения в системе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Уточнены и расширены основные теоретико-методологические положения специального образования, уточнены и дополнены психолого-педагогические классификации и описания типологических особенностей развития личности обучающихся указанной категории, определены механизмы их психолого-педагогического сопровождения, разработаны нормативно-правовые документы и рабочие образовательные программы, внедрены интегративные подходы к системе обучения и воспитания (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, В.И. Лубовский, Д.М. Маллаев, А.Р. Маллер, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, В.М. Мозговой, Б.П. Пузанов, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Г.В. Цикато и другие) [Пузанов 2013].

Особая роль в учебно-воспитательном процессе детей с отклонениями в развитии принадлежит музыкальной культуре (А.А. Айдарбекова, Г.А. Волкова, И.В. Евтушенко, В.З. Кантор, Е.А. Медведева, С.М. Миловская, А.З. Свердлов, Е.З. Яхнина и другие) [Евтушенко 2009]. Музыкальное искусство способствует приобщению к художественным ценностям мировой культуры и оказывает несомненное воздействие на личность ребёнка за счёт активизации творческого потенциала, развития интеллектуального и чувственного начал [Алиев 1998].

Музыкальное воспитание детей с умственной отсталостью - это специально организованный педагогический процесс, представляющий собой одну из составных частей коррекционного образования, целью которой является формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

развитии воспитанников [Евтушенко 2009].

Вместе с тем на основе изучения и анализа работ олигофренопедагогов мы пришли к выводу о том, что уровень теоретической и практической разработанности проблемы формирования музыкальной культуры детей с умственной отсталостью в настоящее время не соответствует уровню её актуальности и социальной значимости. Для решения задач обучения, психокоррекции, нравственного и эстетического воспитания средства музыки встраиваются в учебный процесс без учёта формирования собственной музыкальной культуры детей, без учёта того значения, которое она имеет для их социокультурного развития. До настоящего времени не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью. Недостаточно определены и неполно исследованы в живом образовательном процессе педагогические условия, определяющие данное явление. Немногочисленность исследований в обозначенных направлениях позволила нам считать актуальным изучение уровня сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у детей с умственной отсталостью.

Экспериментальное исследование проводилось в 2017/2018 уч. г. на базе Областного казенного общеобразовательного учреждения «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени». В эксперименте приняли участие 6 обучающихся 5 класса с умственной отсталостью в возрасте от 11 до 12 лет.

Разработка заданий констатирующего эксперимента осуществлялась с учётом программных требований, возрастных и психолого-педагогических особенностей развития детей с умственной отсталостью.

Для диагностики уровня сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у обучающихся с умственной отсталостью мы использовали авторскую методическую разработку О.А. Полбиной, которая была адаптирована нами в соответствии с возможностями обследуемых детей [Полбина 2015].

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребёнком. В ходе экспериментального исследования каждому испытуемому было предложено 7 заданий.

Выполнение всех заданий каждым испытуемым оценивалось нами с помощью балльной системы, которая описана в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания выполнения заданий экспериментального исследования

Задание №1

Задание Выполнение задания детьми Баллы

Повторение попевки Точное повторение ритмического рисунка Повторение ритмического рисунка с помощью педагога Неверное повторение ритмического рисунка Невыполнение задания 3 2 1 0

Задание №2

Задание Выполнение задания Баллы

Узнать произведение по жанру Различает произведения по жанру, узнает одно (марш) при восприятии, верно называет «марш» Не различает произведения по жанру, не узнает одно (марш) при восприятии, дает неверный ответ 1 0

Задание №3

Задание Выполнение задания Баллы

Определить характер Адекватно определяет характер музыкального

музыкального произведения произведения 3

Определяет характер произведения при помощи

педагога, дает 2-3 определения (веселая, бодрая) 2

Неверно определяет характер музыкального

произведения 1

Не определяет характер музыкального произведения 0

Задание №4

Задание Выполнение задания детьми Баллы

Владение навыками пения: Точно интонирует, правильно берет дыхание, четкая

интонирование точное, дыхание дикция 2

берется вовремя, текст песни Интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет

произносится ребенком четко и дыхание, нечетко произносит текст 1

внятно Не владеет навыками пения 0

Задание №5

Задание Выполнение задания детьми Баллы

Умение петь выразительно, Поет выразительно, используя нюансировку, передает

передавая характер песни, характер музыки 2

темповые и динамические Поет недостаточно выразительно, без эмоций 1

особенности Поет плохо или отказывается петь 0

Задание №6

Задание Выполнение задания Баллы

Знает названия инструментов, Владеет знаниями об инструментах, характере их

владеет навыками игры на них звучания, способах звукоизвлечения 1

Не владеет знаниями о музыкальных инструментах 0

Задание №7

Задание Выполнение задания Баллы

Различает по тембру звучание Узнает по тембру звучания музыкальный инструмент,

музыкальных инструментов называет его 2

Узнает изображение инструмента по картинке 1

Не узнает музыкальный инструмент по картинке,

не различает тембровое звучание инструментов 0

Максимальный результат выполнения заданий составил 35 баллов, минимальный - 0 баллов.

Балльная система оценивания выполнения заданий испытуемыми позволила нам выделить три уровня сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у детей с умственной отсталостью: высокий, средний и низкий. Данные уровни были выделены на основе суммарного балла выполнения заданий экспериментального исследования.

Высокий уровень (35-26 баллов) - ребёнок способен самостоятельно точно повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, ударных инструментах; знает различные музыкальные жанры и умеет их различать; правильно самостоятельно определяет характер музыкального произведения; владеет навыками пения (точно интонирует, правильно берет дыхание, четкая дикция); умеет петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни; владеет знаниями о музыкальных инструментах, характере их звучания, способах звукоизвлечения; умеет различать тембры музыкальных инструментов.

Средний уровень (25-16 баллов) - ребёнок способен повторить ритмический рисунок попевки в хлопках, ударных инструментах только с помощью педагога; знает различные музыкальные жанры, но при их самостоятельном различении допускает

Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

ошибки; определяет характер музыкального произведения с помощью педагога; владеет недостаточными навыками пения (интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко произносит текст); поет недостаточно выразительно, без эмоций; владеет знаниями о некоторых музыкальных инструментах, характере их звучания, способах звукоизвлечения; умеет различать тембры музыкальных инструментов, но допускает ошибки.

Низкий уровень (15-0 баллов) - ребёнок испытывает значительные затруднения при повторении ритмического рисунка попевки в хлопках, ударных инструментах даже с помощью педагога; не знает различные музыкальные жанры, не может их различить; не определяет характер музыкального произведения; не владеет навыками пения; поет не выразительно, без эмоций или отказывается петь; не владеет знаниями о музыкальных инструментах, характере их звучания, способах звукоизвлечения; не умеет различать тембры музыкальных инструментов.

В таблице 2 представлен суммарный балл выполнения заданий детьми с умственной отсталостью, принявшими участие в эксперименте.

Таблица 2

Балльная оценка выполнения заданий экспериментального исследования детьми

с умственной отсталостью

Испытуемый 1 2 3 4 5 6

Общий балл 16 8 11 9 13 12

Соотнеся суммарный балл выполнения заданий экспериментального исследования с выделенными нами уровнями сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры, у 83% обследуемых детей с умственной отсталостью мы выявили низкий уровень, у 17% - средний. Высокий уровень сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у детей с умственной отсталостью, принявших участие в эксперименте, выявлен не был.

Уровни сформированности отдельных компонентов музыкальной культуры у детей с умственной отсталостью

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования, показали то, что у

многих детей с умственной отсталостью оказываются недостаточно сформированными отдельные компоненты музыкальной культуры. Как правило, дети рассматриваемой категории не способны самостоятельно правильно повторить ритмический рисунок попевки; не владеют информацией о различных музыкальных жанрах; не умеют определять характер музыкального произведения; не владеют достаточными навыками пения; не владеют знаниями о музыкальных инструментах, характере их звучания, способах звукоизвлечения; не умеют различать тембры музыкальных инструментов.

Библиографический список

Алиев Ю.Б. Музыка и её воспитательная функция // Домашнее воспитание. 1998. №4. С. 57-61.

Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис. ... канд. фил. наук. М., 2009. 434 с.

Полбина О.А. Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста. URL: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/laquo-diagnostika-muzykalnogo-razvitiya-rebenka-starshego-doshkolnogo-vozrasta-raquo-646463 (дата обращения: 20.10.2017).

Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; под ред. Б.П. Пузанова. М.: ВЛАДОС, 2013. 439 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.