ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
J
Л
Лихачева Елена Львовна
Музыкальный руководитель МБДОУ № 479 «Берег детства» г.Екатеринбург E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ фольклор КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
старших дошкольников
_______________________________________________________г
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - развитию нравственных качеств с помощью музыкального фольклора.
Ключевые слова: нравственные качества, музыкальный фольклор.
Нравственные чувства возникают в результате длительного целенаправленного воспитания детей, начиная с раннего возраста. Сознание формируется с помощью погружения ребенка в традиции Отечества, его историю, культуру, обычаи. Современным детям необходимо знать свои корни, истоки. Именно это знание помогает им состояться как личности. В наши дни очень важно приобщение детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свою Родину и народ. Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»? [6].
С 2009 года в рамках работы сети образовательных учреждений Уральского региона успешно развивается направление перевода дошкольных образовательных учреждений, входящих в сетевое сообщество, в режим саморазвития. Представители МДОУ активно участвуют в работе учебных сессий сети, научно-образовательных семинарах и конференциях разного уровня [3,4,7,8]. В работе представлен опыт развития нравственных качеств дошкольников на основе использования возможностей музыкального фольклора. Проведя анализ музыкальной деятельности по использованию детского фольклора, автор решил, что музыкальный фольклор необходим в работе, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятель-
ность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, боль и тревога за наши души и совесть.
Музыкальный фольклор - источник вечный и чистый. Его отличает гуманность, доброта, юмор, снисходительность, мудрость. Благодаря знакомству и исполнению произведений фольклора дети становятся патриотами своего Отечества. Дети прикасаются к великому народному искусству, чувствуют глубину и красоту народных обычаев и обрядов. Поднимается уровень музыкальной культуры старших дошкольников, развивается сознательное отношение к творческому процессу пения, развиваются навыки выразительного интонирования. Благодаря исполнению народных музыкальных произведений у детей появляется заинтересованное отношение родному краю, старшие дошкольники способны выразить интерес, радость, печаль, удивление, восторг, и другие эмоции. Исполнение народных произведений развивает художественный вкус, способствует становлению личности ребенка.
Воспитание нравственных чувств старших дошкольников проходит интересно и увлекательно. Музыкальный фольклор реализуется в театральной деятельности детей которая всегда захватывает детей и способствует развитию художественно-эстетического воспитания.
Дошкольники реализуют свои творческие интересы, исполняя произведения музыкального фольклора во время фестивалей, праздников, показательных выступлений перед родителями, коллективом детского
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
сада, сверстниками и младшими детьми. Дети с удовольствием танцуют, им нравиться как веселая, так и лирическая песня, они понимают смысловое содержание хороводов, задорно играют на народных музыкальных инструментах.
Основные задачи исследования:
• изучить современные педагогические технологии в области музыкального развития;
• подобрать необходимый педагогический материал для развития навыков исполнительской деятельности;
• подобрать репертуар учитывая возрастные особенности детей;
• разнообразить формы проведения образовательной деятельности;
• разнообразить формы мероприятий для осуществления развития нравственных качеств;
• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента;
• осуществить самооценку результатов педагогической деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам. В результате детской самодеятельности на выходе из дошкольного возраста появляются новые нравственные качества: любознательность, осведомленность, чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, совестливость, бережное отношение ко всему живому, любовь и уважение к родителям (близким людям) [1,2,5].
Проведя анализ работы по использованию детского фольклора, автор решил, что детский фольклор необходим в работе, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми автор использовал следующие виды фольклора: прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пестушки, колыбельные песни.
Задачи:
• развивать нравственные качества детей через музыкальный фольклор;
• развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;
• развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
• помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
• совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции.
Дети познакомились с потешками, приговорками, закличками, узнали жанровое разнообразие,- обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела, их использование в повседневной жизни. Осуществлялось
раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивались первоначальные творческие проявления детей в пении - умение самостоятельно находить ласковые интонации. Знакомство с потешками повлияло на развитие таких нравственных качеств как чувство прекрасного, бережное отношение ко всему живому.
Дети слушали и пели колыбельные песни, пестушки, поняли предназначение данных произведений. Происходило постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Дети упражнялись в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке, добивались протяжного, напевного пения. С удовольствием исполняли считалки, дразнилки, прибаутки, частушки, использовали их в игровой деятельности. Развивался музыкальный слух, память, певческое дыхание, голосовой аппарат. Ребята придумывали индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов в соответствии со своими творческими способностями и исполнительскими возможностями.
Дети научились:
• использовать разнообразные жанры в повседневной жизни;
• самостоятельно находить ласковые интонации в пении;
• чисто интонировать мелодии, включающих квинту;
• удерживать интонацию на одном звуке;
• использовать в игровой деятельности считалки, дразнилки, прибаутки, частушки;
• придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
Календарные, лирические, обрядовые песни для формирования нравственных качеств личности детей
Задачи - учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка; развитие таких качеств как чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, бережное отношение ко всему живому, любовь и уважение к родителям; совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.
Детей познакомили с календарными песнями (русский народный календарь). Дети услышали песню как средство общения человека с природой, связь со временем года, темы урожая, труда. Научились в пределах кварты точно передавать движение мелодии, следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Особенно интересны оказались старшим дошкольникам «Свадебные песни». Дети узнали особенности поэтического изложения и мелодики, познакомились со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Данный вид песен способствовал развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней, различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр, выявление их роли в создании музыкального образа. Дети учились сравнивать произведения различных жанров, высказывались об эмоционально-образном содержании песни.
Доступна детскому пониманию и «Лирическая песня». Дети познакомились с жанровым разнообразием (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Старались свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Осуществлялась тренировка дыхания. Пели выразительно, используя различные интонационные, исполнительские краски. Дошкольники учились следить за правильным четким произношением слов, контролировать слухом качество пения.
Дети научились:
• объединять песни по тематике и сюжетам;
• в пределах кварты точно передавать движения мелодии;
• выполнять логическое ударение в музыкальных фразах;
• различать выразительные средства музыки - темп, динамика, регистр;
• сравнивать произведения различных жанров;
• высказываться об эмоционально - образном содержании песни;
• свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса;
• петь выразительно, используя различные интонационные, исполнительские краски.
При знакомстве с календарными, лирическими, обрядовыми песнями у детей эффективно развиваются нравственные качества.
Игровой фольклор
Задачи: - развивать у детей культуру движений и нравственные качества любознательность, осведомленность, чувство прекрасного; учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора); развивать творческую активность.
Для отработки навыков пения, передачи образа, характера в пении дети узнали, что такое «Песенный припев», его основную функцию (задачи игры, связь частей, концовка). Большая работа велась над движениями, диалогами к играм. Дети учились двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен, приучались прислушиваться к логическому заклю-
чению музыки. Старались выразительно передавать игровой образ.
Дети научились;
• двигаться в соответствии с характером музыки;
• передавать в движении содержание текста песен;
• выразительно передавать игровой образ.
«Хороводы»
Задачи: - развивать нравственные качества, воображение детей, сообразительность, смекалку; совершенствовать ритмические, драматические способности детей; учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни.
Большое удовольствие дети получали, двигаясь в соответствии с основными элементами русского хоровода: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Отрабатывали хореографические движения, добивались выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением, самостоятельно изменяли движения в связи со сменой частей хоровода. В процессе этой работы Дети научились:
• выполнять хореографические, танцевально-игровые движения, их ритмичность под исполнение песни;
• самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей хоровода.
Игра на детских музыкальных инструментах
Задачи: - развивать чувство ритма, музыкальную память; учить детей дошкольного возраста ансамблевой игре.
Очень увлекательно происходило знакомство с народными инструментами. Дети познакомились с классификацией народных инструментов, учились владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения. Определяли тембр музыкальных инструментов, познакомились с элементами нотной грамоты. Играли на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Наиболее сложной оказалась «Ансамблевая игра». Было трудно контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения, самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Дети научились:
• элементарно владеть навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения;
• определять тембр музыкальных инструментов;
• играть на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки;
• передавать ритмический рисунок музыкального произведения;
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Играя на музыкальных инструментах у детей развивались такие качества как эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, совестливость, бережное отношение ко всему живому.
Детское музыкальное творчество
Задачи: - петь в группе, в домашней обстановке; самостоятельно импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым; импровизировать песенные интонации, связанные с игровым образом; проявлять творчество во взаимодействии игровых персонажей; импровизировать в свободных плясках; придумывать мелодии во время игры на детских музыкальных инструментах.
Дети научились:
• проявлять собственное творчество в передаче выразительности песни;
• выразительно исполнять фиксированные движения игр и плясок;
• импровизировать в пении, в передаче игрового образа, в свободной пляске, во время игры на детских музыкальных инструментах.
В 2007 году был организован кружок «Бабушкины забавушки», где дети знакомились с русским фольклором и традициями родного края. Интерес к народному творчеству у детей и родителей был так высок, что этот кружок в 2009 г. преобразовался в настоящий музыкальный театр, которому было дано название -детский музыкальный народный театр «Ладушки», где и реализуется музыкальный фольклор. Составлена программа деятельности детей народного музыкального фольклора театра «Ладушки»», которая помогает развивать нравственные качества у детей дошкольного возраста. За эти годы в рамках театра были подготовлены и проведены музыкально-народные спектакли:
• «Широкая Масленица», идея сценария, которого возникла буквально из стихотворения;
• «Семик» - зеленые святки, где дети знакомятся с новыми обрядами такими как «кумование», «завивание березы»;
• «Кузьминки» - это проводы осени, встреча гостей, пироги, знакомство с ремеслами;
• «Весенние заигрыши» - встреча весны.
Воспитанники знакомятся с обычаями и обрядами русского народа в новом современном звучании. В работе используется методика «Выразительных движений». Была создана музыкально-познавательная композиция «Полет к звездам». Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Детям, занимающимся в кружке, дается музыкальный репертуар с усложнением, разнообразный по своему тематическому содержанию.
Отработанные фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники.
Развитие нравственных качеств осуществляется в ходе педагогического процесса. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка [1].
В процессе этой работы были достигнуты следующие результаты:
• у детей повысился интерес к истории своей страны, своего государства, своего родного и других городов нашей страны;
• у воспитанников сформировались нравственные качества, такие как любознательность, осведомленность, чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, совестливость, бережное отношение ко всему живому, любовь и уважение к родителям (близким людям);
• расширились представления о национальной культуре, традициях, обычаях - народном наследии страны;
• укрепилась уверенность того, что они граждане своей страны;
• у детей расширилось представление о жанровом разнообразии и предназначении произведений русского фольклора (потешек, приговорок, закличек, колыбельных песен, пестушек, считалок, дразнилок, прибауток, частушек), которые они используют в своей повседневной жизни.
В работе с родителями
Мы стремимся не просто познакомить родителей и детей с обычаями и обрядами русского народа, а дать им новое, современное звучание, увлекающее в мир музыки и творчества. Родители принимают участие в совместной музыкально-театральной деятельности детей (театр выходного дня, концерты, посиделки, праздники), некоторые дети посещают музыкальные школы или кружки. Родители вовлечены в педагогическую деятельность. Работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я завела папку «Учите вместе с нами». В нее записывались потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который можно было бы использовать в играх, праздниках родителям давались творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». У нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания.
Игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Основные трудности, которые я испытывала в работе, это недостаточное количество методического материала, невысокое развитие музыкального фольклора у современных родителей, низкая информированность родителей о народном фольклоре, нежелание его использовать в домашних условиях.
Литература
1. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. Изв. УрО.- 2011.- № 3 (82).- с.3-16.
2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-1991.- N4.- с.5-18.
3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- с.88-94.
4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию. // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5.-с.56-63.
5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика.- Самара: изд-во СГПУ, 1998.
6. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. / Под ред. Л. М. Митиной - М., 2010.
7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.
8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010.- № 5.
Гавриш Людмила Федоровна
учитель французского языка, руководитель ресурсного центра французского языка МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург
J ^
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ
в лицее № 110 г. Екатеринбурга
л______________________________________________г
Аннотация. В статье представлен опыт по организации системной подготовки учащихся общеобразовательной школы к международным экзаменам по французскому языку. Это экзамены Министерства образования Франции DELF и экзамены DFP торгово-промышленной палаты Парижа. Подготовка школьников лицея к этим экзаменам осуществляется в рамках реализации многолетнего проекта. В статье представлены этапы реализации проекта, результаты и перспективы развития.
Ключевые слова: иностранные языки, подготовка к международным экзаменам, система билингвального обучения.
Нельзя не согласиться с определением грядущего века, выдвинутого в Лиссабонской стратегии, как «века знаний», «века экономики, основанной на знаниях». На первый план выдвигается задача обучения в течение всей жизни как условие обеспечения каждому индивидууму качества жизни.
Образование становится важнейшим фактором экономики. Меняется и сама парадигма обучения: центром его становится обучающаяся личность. Акцент перемещается на умение каждого учиться и на самостоятельное освоение знаний. Особое внимание уде-
ляется развитию творчества и гибкости, способности постоянно адаптироваться к изменяющимся требованиям общественного развития и экономики, а также формированию ответственности каждого за собственное образование и развитие. Важнейшей задачей учителя является формирование у учащегося необходимых компетенций для работы в автономном режиме, что позволило бы ему в дальнейшем осуществлять стратегию «обучения в течение всей жизни».
С 2007 года ФГАОУ ВПО РГППУ (РГППУ) и Уральское отделение Российской академии образования
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012