Научная статья на тему 'Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников'

Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2237
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Елена Львовна

Статья посвящена актуальной проблеме развитию нравственных качеств с помощью музыкального фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальный фольклор как средство развития нравственных качеств старших дошкольников»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

J

Л

Лихачева Елена Львовна

Музыкальный руководитель МБДОУ № 479 «Берег детства» г.Екатеринбург E-mail: [email protected]

МУЗЫКАЛЬНЫЙ фольклор КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

старших дошкольников

_______________________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - развитию нравственных качеств с помощью музыкального фольклора.

Ключевые слова: нравственные качества, музыкальный фольклор.

Нравственные чувства возникают в результате длительного целенаправленного воспитания детей, начиная с раннего возраста. Сознание формируется с помощью погружения ребенка в традиции Отечества, его историю, культуру, обычаи. Современным детям необходимо знать свои корни, истоки. Именно это знание помогает им состояться как личности. В наши дни очень важно приобщение детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свою Родину и народ. Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»? [6].

С 2009 года в рамках работы сети образовательных учреждений Уральского региона успешно развивается направление перевода дошкольных образовательных учреждений, входящих в сетевое сообщество, в режим саморазвития. Представители МДОУ активно участвуют в работе учебных сессий сети, научно-образовательных семинарах и конференциях разного уровня [3,4,7,8]. В работе представлен опыт развития нравственных качеств дошкольников на основе использования возможностей музыкального фольклора. Проведя анализ музыкальной деятельности по использованию детского фольклора, автор решил, что музыкальный фольклор необходим в работе, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятель-

ность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, боль и тревога за наши души и совесть.

Музыкальный фольклор - источник вечный и чистый. Его отличает гуманность, доброта, юмор, снисходительность, мудрость. Благодаря знакомству и исполнению произведений фольклора дети становятся патриотами своего Отечества. Дети прикасаются к великому народному искусству, чувствуют глубину и красоту народных обычаев и обрядов. Поднимается уровень музыкальной культуры старших дошкольников, развивается сознательное отношение к творческому процессу пения, развиваются навыки выразительного интонирования. Благодаря исполнению народных музыкальных произведений у детей появляется заинтересованное отношение родному краю, старшие дошкольники способны выразить интерес, радость, печаль, удивление, восторг, и другие эмоции. Исполнение народных произведений развивает художественный вкус, способствует становлению личности ребенка.

Воспитание нравственных чувств старших дошкольников проходит интересно и увлекательно. Музыкальный фольклор реализуется в театральной деятельности детей которая всегда захватывает детей и способствует развитию художественно-эстетического воспитания.

Дошкольники реализуют свои творческие интересы, исполняя произведения музыкального фольклора во время фестивалей, праздников, показательных выступлений перед родителями, коллективом детского

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

сада, сверстниками и младшими детьми. Дети с удовольствием танцуют, им нравиться как веселая, так и лирическая песня, они понимают смысловое содержание хороводов, задорно играют на народных музыкальных инструментах.

Основные задачи исследования:

• изучить современные педагогические технологии в области музыкального развития;

• подобрать необходимый педагогический материал для развития навыков исполнительской деятельности;

• подобрать репертуар учитывая возрастные особенности детей;

• разнообразить формы проведения образовательной деятельности;

• разнообразить формы мероприятий для осуществления развития нравственных качеств;

• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента;

• осуществить самооценку результатов педагогической деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам. В результате детской самодеятельности на выходе из дошкольного возраста появляются новые нравственные качества: любознательность, осведомленность, чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, совестливость, бережное отношение ко всему живому, любовь и уважение к родителям (близким людям) [1,2,5].

Проведя анализ работы по использованию детского фольклора, автор решил, что детский фольклор необходим в работе, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми автор использовал следующие виды фольклора: прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пестушки, колыбельные песни.

Задачи:

• развивать нравственные качества детей через музыкальный фольклор;

• развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;

• развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;

• помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;

• совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции.

Дети познакомились с потешками, приговорками, закличками, узнали жанровое разнообразие,- обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела, их использование в повседневной жизни. Осуществлялось

раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивались первоначальные творческие проявления детей в пении - умение самостоятельно находить ласковые интонации. Знакомство с потешками повлияло на развитие таких нравственных качеств как чувство прекрасного, бережное отношение ко всему живому.

Дети слушали и пели колыбельные песни, пестушки, поняли предназначение данных произведений. Происходило постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Дети упражнялись в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке, добивались протяжного, напевного пения. С удовольствием исполняли считалки, дразнилки, прибаутки, частушки, использовали их в игровой деятельности. Развивался музыкальный слух, память, певческое дыхание, голосовой аппарат. Ребята придумывали индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов в соответствии со своими творческими способностями и исполнительскими возможностями.

Дети научились:

• использовать разнообразные жанры в повседневной жизни;

• самостоятельно находить ласковые интонации в пении;

• чисто интонировать мелодии, включающих квинту;

• удерживать интонацию на одном звуке;

• использовать в игровой деятельности считалки, дразнилки, прибаутки, частушки;

• придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Календарные, лирические, обрядовые песни для формирования нравственных качеств личности детей

Задачи - учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка; развитие таких качеств как чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, бережное отношение ко всему живому, любовь и уважение к родителям; совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

Детей познакомили с календарными песнями (русский народный календарь). Дети услышали песню как средство общения человека с природой, связь со временем года, темы урожая, труда. Научились в пределах кварты точно передавать движение мелодии, следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Особенно интересны оказались старшим дошкольникам «Свадебные песни». Дети узнали особенности поэтического изложения и мелодики, познакомились со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Данный вид песен способствовал развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней, различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр, выявление их роли в создании музыкального образа. Дети учились сравнивать произведения различных жанров, высказывались об эмоционально-образном содержании песни.

Доступна детскому пониманию и «Лирическая песня». Дети познакомились с жанровым разнообразием (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Старались свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Осуществлялась тренировка дыхания. Пели выразительно, используя различные интонационные, исполнительские краски. Дошкольники учились следить за правильным четким произношением слов, контролировать слухом качество пения.

Дети научились:

• объединять песни по тематике и сюжетам;

• в пределах кварты точно передавать движения мелодии;

• выполнять логическое ударение в музыкальных фразах;

• различать выразительные средства музыки - темп, динамика, регистр;

• сравнивать произведения различных жанров;

• высказываться об эмоционально - образном содержании песни;

• свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса;

• петь выразительно, используя различные интонационные, исполнительские краски.

При знакомстве с календарными, лирическими, обрядовыми песнями у детей эффективно развиваются нравственные качества.

Игровой фольклор

Задачи: - развивать у детей культуру движений и нравственные качества любознательность, осведомленность, чувство прекрасного; учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора); развивать творческую активность.

Для отработки навыков пения, передачи образа, характера в пении дети узнали, что такое «Песенный припев», его основную функцию (задачи игры, связь частей, концовка). Большая работа велась над движениями, диалогами к играм. Дети учились двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен, приучались прислушиваться к логическому заклю-

чению музыки. Старались выразительно передавать игровой образ.

Дети научились;

• двигаться в соответствии с характером музыки;

• передавать в движении содержание текста песен;

• выразительно передавать игровой образ.

«Хороводы»

Задачи: - развивать нравственные качества, воображение детей, сообразительность, смекалку; совершенствовать ритмические, драматические способности детей; учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни.

Большое удовольствие дети получали, двигаясь в соответствии с основными элементами русского хоровода: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Отрабатывали хореографические движения, добивались выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением, самостоятельно изменяли движения в связи со сменой частей хоровода. В процессе этой работы Дети научились:

• выполнять хореографические, танцевально-игровые движения, их ритмичность под исполнение песни;

• самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей хоровода.

Игра на детских музыкальных инструментах

Задачи: - развивать чувство ритма, музыкальную память; учить детей дошкольного возраста ансамблевой игре.

Очень увлекательно происходило знакомство с народными инструментами. Дети познакомились с классификацией народных инструментов, учились владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения. Определяли тембр музыкальных инструментов, познакомились с элементами нотной грамоты. Играли на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Наиболее сложной оказалась «Ансамблевая игра». Было трудно контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения, самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Дети научились:

• элементарно владеть навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения;

• определять тембр музыкальных инструментов;

• играть на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки;

• передавать ритмический рисунок музыкального произведения;

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Играя на музыкальных инструментах у детей развивались такие качества как эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, совестливость, бережное отношение ко всему живому.

Детское музыкальное творчество

Задачи: - петь в группе, в домашней обстановке; самостоятельно импровизировать окончание мелодии, начатой взрослым; импровизировать песенные интонации, связанные с игровым образом; проявлять творчество во взаимодействии игровых персонажей; импровизировать в свободных плясках; придумывать мелодии во время игры на детских музыкальных инструментах.

Дети научились:

• проявлять собственное творчество в передаче выразительности песни;

• выразительно исполнять фиксированные движения игр и плясок;

• импровизировать в пении, в передаче игрового образа, в свободной пляске, во время игры на детских музыкальных инструментах.

В 2007 году был организован кружок «Бабушкины забавушки», где дети знакомились с русским фольклором и традициями родного края. Интерес к народному творчеству у детей и родителей был так высок, что этот кружок в 2009 г. преобразовался в настоящий музыкальный театр, которому было дано название -детский музыкальный народный театр «Ладушки», где и реализуется музыкальный фольклор. Составлена программа деятельности детей народного музыкального фольклора театра «Ладушки»», которая помогает развивать нравственные качества у детей дошкольного возраста. За эти годы в рамках театра были подготовлены и проведены музыкально-народные спектакли:

• «Широкая Масленица», идея сценария, которого возникла буквально из стихотворения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Семик» - зеленые святки, где дети знакомятся с новыми обрядами такими как «кумование», «завивание березы»;

• «Кузьминки» - это проводы осени, встреча гостей, пироги, знакомство с ремеслами;

• «Весенние заигрыши» - встреча весны.

Воспитанники знакомятся с обычаями и обрядами русского народа в новом современном звучании. В работе используется методика «Выразительных движений». Была создана музыкально-познавательная композиция «Полет к звездам». Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Детям, занимающимся в кружке, дается музыкальный репертуар с усложнением, разнообразный по своему тематическому содержанию.

Отработанные фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники.

Развитие нравственных качеств осуществляется в ходе педагогического процесса. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка [1].

В процессе этой работы были достигнуты следующие результаты:

• у детей повысился интерес к истории своей страны, своего государства, своего родного и других городов нашей страны;

• у воспитанников сформировались нравственные качества, такие как любознательность, осведомленность, чувство прекрасного, эмоциональная отзывчивость, чувство своей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, совестливость, бережное отношение ко всему живому, любовь и уважение к родителям (близким людям);

• расширились представления о национальной культуре, традициях, обычаях - народном наследии страны;

• укрепилась уверенность того, что они граждане своей страны;

• у детей расширилось представление о жанровом разнообразии и предназначении произведений русского фольклора (потешек, приговорок, закличек, колыбельных песен, пестушек, считалок, дразнилок, прибауток, частушек), которые они используют в своей повседневной жизни.

В работе с родителями

Мы стремимся не просто познакомить родителей и детей с обычаями и обрядами русского народа, а дать им новое, современное звучание, увлекающее в мир музыки и творчества. Родители принимают участие в совместной музыкально-театральной деятельности детей (театр выходного дня, концерты, посиделки, праздники), некоторые дети посещают музыкальные школы или кружки. Родители вовлечены в педагогическую деятельность. Работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, я завела папку «Учите вместе с нами». В нее записывались потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который можно было бы использовать в играх, праздниках родителям давались творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». У нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания.

Игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Основные трудности, которые я испытывала в работе, это недостаточное количество методического материала, невысокое развитие музыкального фольклора у современных родителей, низкая информированность родителей о народном фольклоре, нежелание его использовать в домашних условиях.

Литература

1. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. Изв. УрО.- 2011.- № 3 (82).- с.3-16.

2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-1991.- N4.- с.5-18.

3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- с.88-94.

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию. // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5.-с.56-63.

5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика.- Самара: изд-во СГПУ, 1998.

6. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. / Под ред. Л. М. Митиной - М., 2010.

7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.

8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010.- № 5.

Гавриш Людмила Федоровна

учитель французского языка, руководитель ресурсного центра французского языка МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург

J ^

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

в лицее № 110 г. Екатеринбурга

л______________________________________________г

Аннотация. В статье представлен опыт по организации системной подготовки учащихся общеобразовательной школы к международным экзаменам по французскому языку. Это экзамены Министерства образования Франции DELF и экзамены DFP торгово-промышленной палаты Парижа. Подготовка школьников лицея к этим экзаменам осуществляется в рамках реализации многолетнего проекта. В статье представлены этапы реализации проекта, результаты и перспективы развития.

Ключевые слова: иностранные языки, подготовка к международным экзаменам, система билингвального обучения.

Нельзя не согласиться с определением грядущего века, выдвинутого в Лиссабонской стратегии, как «века знаний», «века экономики, основанной на знаниях». На первый план выдвигается задача обучения в течение всей жизни как условие обеспечения каждому индивидууму качества жизни.

Образование становится важнейшим фактором экономики. Меняется и сама парадигма обучения: центром его становится обучающаяся личность. Акцент перемещается на умение каждого учиться и на самостоятельное освоение знаний. Особое внимание уде-

ляется развитию творчества и гибкости, способности постоянно адаптироваться к изменяющимся требованиям общественного развития и экономики, а также формированию ответственности каждого за собственное образование и развитие. Важнейшей задачей учителя является формирование у учащегося необходимых компетенций для работы в автономном режиме, что позволило бы ему в дальнейшем осуществлять стратегию «обучения в течение всей жизни».

С 2007 года ФГАОУ ВПО РГППУ (РГППУ) и Уральское отделение Российской академии образования

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.