УДК 14.43.43.+ 13.21.
А.В.Самойлова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА
Настоящая статья освещает педагогические условия формирования эстетической культуры детей средствами песенного фольклора. Автор подробно раскрывает одно из педагогических условий - синкретичное влияние песенного фольклора на формирование эстетической культуры детей, в основе которого лежит главный принцип фольклора - синкретизм. Благодаря синкретизму дети постигают песенный фольклор как единое, большое и глубокое явление в котором воедино, как в самой жизни связаны пение, движение, инструментальная музыка, устное творчество, народный театр, праздники и обрядовые действа.
Ключевые слова: песенный фольклор, педагогические условия, эстетическая культура, синкретизм
Samoylova A. V. Pedagogical conditions of formation of aesthetic culture of children by means of folk songs
This article dwells on the pedagogical conditions for the formation of aesthetic culture of children by means of traditional folk music. The author reveals in detail one of the pedagogical conditions - syncretic influence of folk songs on the formation of aesthetic culture of children, based on the fundamental principle of folklore - syncretism. Owing to syncretism children learn folk songs as a universal, large and deep phenomenon, which just like life links together singing, dancing, instrumental music, storytelling, folk theater, festivals and rituals.
Key words: folk songs, pedagogical conditions, aesthetic culture, syncretism
Эстетическая культура детей в традиционном обществе формировалась самим укладом жизни человека - земледелием и социально-семейными отношениями. Участвуя непосредственно во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, и сопровождавших ее обрядах, празднествах, культовых актах и т.п., усваивались эстетические представления и понятия, связанные с почитанием земли, хлеба, старших. Дети слышали и пели песни, впитывая житейские и эстетические представления, приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, моральные требования и нормы.
На современном этапе, в процессе урбанизации, миграции населения, сложных демографических процессах, угасания традиционных форм культуры и унификации национальных традиций, формирование эстетической культуры детей средствами песенного фольклора происходит в досуговой деятельности и возможно при реализации следующих педагогических условий: 1) организация фольклорной среды; 2) готовность педагога к формированию эстетической культуры детей средствами песенного фольклора; 3) предрасположенность детей к творческой деятельности; 4) синкретичное влияние песенного фольклора на формирование эстетической культуры детей. Подробнее остановимся на четвертом педагогическом условии.
Синкретизм является категорией, определяющей специфику всего фольклора. В переводе с греческого, синкретизм (synkretismos) - это соединение. Его понимают в двух значениях: «первое -нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние каких-либо элементов, второе -смешение, неограниченное слияние разнородных элементов» [3]. Таким образом, синкретизм понимается как неразрывная связь всех элементов, спаянных в одном явлении, органичное единство народного искусства, нерасчлененность в нем разных видов творчества, каждый из которых, по словам Ю.Б. Бореева, «включал не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания» [1]. Первоначальное состояние синкретизма - это полное слияние фольклора с практической жизнью (обрядовый фольклор). Второе состояние синкретизма возникло, когда произошло выделение фольклора как духовного творчества из практической жизни, но сами мировоззренческие компоненты остались в состоянии спаянности (эпические песни, духовный стих, несказочная проза). Третье состояние синкретизма осуществляется на основе спаянного существования разных видов искусства. Это единство исполнительского искусства, хореографических начал, музыки, словесного творчества, форм театральной изобразительности. Дифференциация искусств произошла лишь с течением времени, тогда выделились отдельные искусства: искусство слова, искусство танца, музыкальное искусство и др. К традиционной точке зрения о зарождении всех видов искусств из фольклора добавим неоднократно проверенное на практике утверждение о том, что фольклорное произведение одновременно воздействует на все органы восприятия ребенка побуждает его к активным действиям: ребенок начинает подпевать, топать, хлопать в ладоши, т.е. не просто слушает, но синхронно «отражает» воспринимаемое, всеми доступными ему средствами выразительности.
Синкретизм фольклора, таким образом, однороден синкретизму детского восприятия, и этим свойством объясняется необходимость комплексной организации занятий и активного включения ребенка в творческий процесс.
В приведенной ниже схеме указаны виды деятельности, которые входят в каждое наше занятие «фольклорный ансамбль».
Таблица наглядно демонстрирует связь песенного фольклора с различными видами фольклора, которые, в свою очередь, как элементы, показывают неразрывную связь, присутствуя в разной степени во всех его жанрах. Как пишут Е.А.Дорохова и ОА.Пашина: «Даже статичное на первый взгляд исполнение лирических песен, сопровождается пластикой и жестами, которые способствуют более выразительному и координированному пению» [2]. В каждом конкретном случае, несмотря на неразрывную связь, одно из начал выступает на первый план. Обладая теми же характеристиками, что и весь фольклор, элементы сохраняют в ней свое место. Каждый элемент несет в себе свою функцию и, наделенный ею, обеспечивает существование всего песенного фольклора.
Рассмотрим подробнее каждый из видов фольклора, входящий в занятие.
1. Песенный фольклор: а) учебно-тренировочный материал; б) игровой материал; в) песенный материал (различные его жанры), который основывается на последовательном усложнении певческого материала, и распределяется согласно народному земледельческому календарю:
- песни в узкообъемных ладах: колядки, заклички, игровые припевки, колыбельные песни, потешки, детские песенки, прибаутки, считалки;
- доступные детям песни с более развернутой мелодикой характерные для данного региона (русские села Республики Татарстан): величальные, плясовые, лирические, шуточные, хороводные и др.
2. Танцевальный фольклор: шаги, виды хороводов (круговые, орнаментальные, хороводы-шествия, «стенка на стенку»), местные бытовые танцы («Нареченька», «Коробочка» (с. Куббасы, Чистопольского р-на РТ), «Краковяк», «Яблочко» (с. Карадули, Лаишевского р-на РТ)), кадрили («Шестера» с. Матюшино, Верхне-Услонского р-на РТ), т.д., в традиционной последовательности действий в обучении танцевальным началам:
- элементарное подтанцовывание в детских песнях, припевках;
- обучение основам народной хореографии через освоение ритма и характерной пластики;
- овладение простыми движениями: «пружинка», «горошки», «в три ноги», «в две ноги», «утюг», «ковырялочка» и др., такие названия, непосредственно ориентируют детей на конкретное движение, которое они выполняют сразу, не прилагая больших усилий, в игровой форме;
- танцевально-игровое творчество;
- сольная пляска.
3. Искусство слова: скороговорки, прибаутки, потешки, загадки, считалки, сказки. Скороговорки, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции, используем для
выработки правильной, фонетически чистой речи, крепкого дыхания в различных вариантах, например:
- произношение скороговорки несколько раз, на одном дыхании;
- произношение скороговорки с различными эмоциями;
- произношение скороговорки с использованием жестов;
- произношение сопровождается прохлопыванием ритма скороговорки;
- произношение скороговорки с использованием glissando;
- произношение скороговорки сопровождается ритмичным стуком каблучков на каждое слово скороговорки.
Загадки развивают поэтическое видение хорошо знакомых предметов и явлений детей, формируют основы теоретического и творческого мышления. Музыкальные загадки учат вслушиваться в окружающие звуки, слышать «звучание голоса», «пение», «инструментальную музыку» даже там, где, с точки зрения обыденного сознания, их и нет. За музыкальными загадками встает особая звуковая картина мира, созданная народным мировоззрением. Согласно этой картине мир находится в постоянном движении, и он звучит. Вот почему в народных загадках, сказках - поют и люди, и музыкальные инструменты, и природа, и животные, и сказочные герои и даже предметы быта имеют свой неповторимый голос и способны петь.
4. Народный театр: театр живых актеров (в календарных и семейных обрядах (Колядование, святочное ряженье, на посиделках); разыгрываем сказки «Теремок», «Репка» и др.; театр кукол (Петрушка).
5. Игровой фольклор: драматические игры (воспроизводят эпизоды, в которых формируются зачатки театрализованного действа) «Дед Сысой», «Редька»; спортивные игры (наличие соревнования, спортивных навыков) «Два Мороза», «Баба Яга»; хороводные (разрабатываются хореографические, плясовые элементы) «Растяпа», «Во саду ли, в огороде», «Заинька». Одна и та же игра, может выступать на занятии в различных функциях: обучающей - развитие музыкальных и общеучебных умений и навыков; развлекательной - создание благоприятной атмосферы на занятиях; коммуникативной - объединение детского коллектива, установление эмоциональных контактов; релаксационной - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении; психотехнической - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для эффективной деятельности. В результате знакомства с игровым фольклором, у детей развиваются музыкальные и творческие способности, повышается интерес к обучению; прививается толерантное отношение к людям других культур.
6. Праздники, обрядовые действа (основные даты народного календаря, годовые и семейные праздники): Рождество, Каравон (на примере с. Русское-Никольское Лаишевского района РТ); Троица (с. Матюшино Верхне-Услонского района РТ); Осенины, Кузьминки, Коляда и др.; помимо этого ребята участвуют в татарском празднике «Сабантуй», удмуртском - «Гербер».
7. Музыкальный фольклор включает: элементарное подыгрывание на игрушках, большинство которых изготавливается детьми самостоятельно (свистульки, жужжалки, шергунки); шумовые инструменты, в основном это предметы быта (рубель, коса, стиральная доска, ухват, гребень, заслонка), используемые для сопровождения песен и танцев, в обрядах и праздниках (Колядование, Святки, свадьба); игра на дудочке, балалайке, гармони - более сложная форма, на фольклорном ансамбле дети применяют навыки, приобретенные на специальных занятиях по инструменту. Используем простейшие музыкальные инструменты:
- в качестве ритмической иллюстрации при работе с ритмом;
- при работе со звуковысотностью;
- при работе с длительностью нот;
- при сочинении простейших мелодий и иллюстрировании их рисунком
или рассказом;
- в качестве самостоятельного ансамбля.
8. Мимика и пантомимика, всегда присутствуют в песенном фольклоре, передают характер, чувства и эмоции, отношение исполнителя к песне, способствуют более выразительному и координированному пению.
9. Слушание и просмотр аутентичных записей, посредством аудио, видео и CD носителей.
Безусловно, что каждый раздел, описанный выше, может заполнять время целого занятия.
Однако наши дети постигают этот бесценный материал фольклора как единое, большое и глубокое явление в котором воедино, как в самой жизни связаны пение, движение, инструментальная музыка, устное творчество, праздники, обряды, обычаи народа. Кроме того переключение внимания с одного
вида деятельности на другую, позволяет снять с детей усталость, психофизические нагрузки, активизировать формы занятий, делая их боле продуктивными. Таким образом, фольклор, синкретичный по своей природе, органично входит в каждое занятие и является идеальным средством формиро-вания эстетической культуры детей.
Литература
1.Бореев Ю.Б. Эстетика. М., 1988. - С.312.
2.Народное музыкальное творчество: Учебник/ Отв. ред. О.А. Пашина. - СПб.: Композитор. 2005. - С. 80.
3.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. - Изд. 4-е. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - С.1211.
Самойлова Александра Васильевна, доцент кафедры музыкального исполнительства КазГУКИ
89196424053; г.Казань, ул. Ч.Айтматова 5-25