Научная статья на тему 'Влияние фольклорно-педагогических традиций на развитие литературно-творческих способностей детей'

Влияние фольклорно-педагогических традиций на развитие литературно-творческих способностей детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / FOLKLORE / TRADITION / CREATIVITY / EDUCATION / DEVELOPMENT / ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Нина Александровна

В статье рассматривается понятие фольклорной традиции, в частности, акцентируется внимание на фольклорно-педагогических традициях, способных влиять на развитие личности современных детей. Традиции существенно влияют на развитие общества в целом и на формирование подрастающей личности в частности. Особенное внимание обращается на проблему развития литературно-творческих способностей детей в условиях приобщения к фольклору, включения произведения народного творчества в современные виды учебы и досуга ребят. Обращение к фольклору, к различным его жанрам может способствовать возрождению художественных традиций народной педагогики и совершенствовать применение различных методов и приемов, формирующих художественно-творческие способности детей в современных условиях. В статье обращается внимание на то, что подходить к этой проблеме следует с позиций синкретизма фольклора, с позиций взаимосвязи трудовых, художественных, бытовых и педагогических традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of folk-pedagogical traditions on the development of literary-creative abilities of children

The article discusses the concept of the folk tradition, in particular focuses on the folklore and traditions of teaching that could affect the development of personality of today’s children. Traditions significantly influence the development of society in general and in particular on the formation of personality. Special attention is paid to the problem of the development of literary-creative abilities of children in terms of initiation to folklore, incorporating folk art into modern types of learning and leisure activities of children. Appeal to folklore, to its different genres can contribute to the revival of artistic traditions of folk pedagogy and improve the use of various methods and techniques that form the artistic and creative abilities of children in modern conditions. The article points out that this problem should be treated from the position of syncretism of folklore, from the standpoint of the relationship between labor, art, household and pedagogical traditions.

Текст научной работы на тему «Влияние фольклорно-педагогических традиций на развитие литературно-творческих способностей детей»

1УДК 379.8 ББК 74.200.58

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Н. А. Опарина

Аннотация. В статье рассматривается понятие фольклорной традиции, в частности, акцентируется внимание на фольклорно-педагогических традициях, способных влиять на развитие личности современных детей. Традиции существенно влияют на развитие общества в целом и на формирование подрастающей личности в частности. Особенное внимание обращается на проблему развития литературно-творческих способностей детей в условиях приобщения к фольклору, включения произведения народного творчества в современные виды учебы и досуга ребят. Обращение к фольклору, к различным его жанрам может способствовать возрождению художественных традиций народной педагогики и совершенствовать применение различных методов и приемов, формирующих художественно-творческие способности детей в современных условиях. В статье обращается внимание на то, что подходить к этой проблеме следует с позиций синкретизма фольклора, с позиций взаимосвязи трудовых, художественных, бытовых и педагогических традиций.

Ключевые слова: фольклор, традиция, творчество, воспитание, развитие, способности.

THE INFLUENCE OF FOLK-PEDAGOGICAL TRADITIONS

ON THE DEVELOPMENT OF LITERARY-CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN

N. A. Oparina

Abstract. The article discusses the concept of the folk tradition, in particular focuses on the folklore and traditions of teaching that could affect the development of personality of today's children. Traditions significantly influence the development of society in general and in particular - on the formation of personality. Special attention is paid to the problem of the development of literary-creative abilities of children in terms of initiation to folklore, incorporating folk art into modern types of learning and leisure activities of children. Appeal to folklore, to its different genres can contribute to the revival of artistic traditions of folk pedagogy and improve the use of various methods and techniques that form the artistic and creative abilities of children in modern conditions. The article points out that this problem should be treated from the position of syncretism of folklore, from the standpoint of the relationship between labor, art, household and pedagogical traditions.

Keywords: folklore, tradition, creativity, education, development, ability.

Актуальность статьи обусловлена тем, что приобщить ребенка к миру прекрасного и развить его собственные творческие способности и народ-воспитатель, и научная педагогика во все времена считали одной из первостепенных задач по отношению к новому поколению. В этой связи роль фольклора в эстетическом воспитании детей подчеркивали ученые-фольклористы (Г. С. Виноградов, В. П. Аникин, А. И. Лазарев и др.), ученые-педагоги (В. П. Ягункова, Ю. Л. Львова, Н. Р. Бершад-ская и др.), писатели (Л. Н. Толстой, А. М. Горь-

кий, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и др.), педагоги-практики. Озабоченность вызывает преобладание порой в процессе эстетического воспитания подрастающего поколения пассивных форм работы взрослых с детьми. Недостаточное внимание к проблеме развития у каждого ребенка его творческих задатков, приобретения собственных творческих умений и навыков наблюдается и в настоящее время. И как ни странно, особенно мало внимания уделяется развитию литературно-творческих способностей детей, что зачастую, на наш взгляд, оши-

бочно считается уделом избранных. Многие считают, что эта проблема решается на уроках русского языка и литературы. Но это далеко не так. Любить и чувствовать слово, понимать красоту и образность речи, уметь подбирать нужные слова важно человеку разных профессий в той или иной степени. Погрузить ребенка в фольклорную традицию - значит поставить его в условия активного творчества.

Цель статьи - обращение к фольклорно-пе-дагогическим традициям, способствующим созданию условий для развития у детей литературно-творческих способностей. Следуя многим заветам народной педагогики, возможно применять различные методы и приемы, формирующие художественно-творческие способности детей, в частности - литературно-творческие.

Задачи исследования решались с использованием творческих заданий, наблюдений и анализа, изучения наследия народной педагогики и применением различных жанров фольклора.

Результаты позволяют убедиться в ценности использования традиций народного воспитания и художественно-творческого развития детей в современных условиях.

Веками накапливал народ опыт и мудрость, которые наиболее ярко отразились в прогрессивных традициях и обычаях. Человечество всегда стремится к новому, но его возможно построить только с учетом прежнего, традиционного. История тем и ценна, что, уходя в прошлое, не уносит с собой все. Хотя от консервативных, по-своему вредных традиций обществу приходится и освобождаться.

Традиции и обычаи являются одним из путей удержания прошлого опыта и практики; развиваясь вместе с обществом, традиции играют и определенную роль в его развитии, так как являются отражением данного общества, отражением его идеалов. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в идеальных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется общественной жизнью, развивается вместе с его развитием» [7, с. 53].

О сущности эстетического идеала в народе много писали в своих работах Д. С. Лихачев, А. И. Лазарев и другие фольклористы, культурологи и ученые, предметом пристального внимания ко-

торых было богатое наследие культурных, педагогических, художественных и других традиций народа, «собственно, содержание эстетического идеала осталось прежним, а это, как мы знаем, "хорошая жизнь", вернее сказать, народное представление о хорошей жизни» [4, с. 41].

Народ умело хранил и передавал новым поколениям копилку своей мудрости и понимание красоты. «Традиции и обычаи - результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте» [5, с.138].

Как исследователь народных традиций и обычаев начал свою деятельность Я. Коменский. Большое внимание воспитательным возможностям народных традиций уделяли в своем творчестве М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, В. А. Сухомлин-ский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко и др. Большое внимание в своих работах и этнографических очерках уделял проблеме сохранения в воспитательном процессе Г. Н. Волков: «Главное условие существования традиций - сохранение и их передача. Традиционно то, что выдержало испытание временем, прошло естественный отбор и уцелело для современности» [1, с. 8].

Испытание временем - самое сложное испытание для всех проявлений человеческой жизнедеятельности. Трудно сказать, сколько не дожило до нас правил, обычаев и традиций. Вероятно, не все они были насущными, мудрыми и нужными, если время не донесло, не сохранило их до наших дней. Значит, то, что уцелело, имеет свою неоценимую значимость и достойно того, чтобы мы осваивали эти традиции, пользовались их мудростью, извлекали для себя уроки из них и передавали их новым поколениям. Значит, то, что наиболее ценно, полезно, мудро, то и традиционно. В этой связи уместно обратиться к этимологии слова «фольклор», которое в переводе с английского означает «народная мудрость».

Фольклорная традиция - понятие емкое, как и сам фольклор. Традиций «народной мудрости», дошедших до нас в сказках, преданиях, легендах, пословицах, былинах, играх, обрядах и праздниках, множество. Они растворены всюду: в быту, в общении, культуре, речи, в творчестве, в обучении и передаче какого-либо опыта и т. д. Эти традиции по своему функциональному значению можно подразделить на бытовые, трудовые, художественные и педагогические.

Обращаясь к фольклору, к его различным жанрам, важно вычленить художественные и педагогические традиции, которые способствовали когда-то и могут способствовать в современных условиях художественно-творческому развитию и воспитанию детей, в частности развитию у них литературно-творческих способностей. Решая эту проблему, важно подходить к ней шире, с позиций синкретизма фольклора, с позиций взаимосвязи трудовых, художественных, бытовых и педагогических традиций. Ведь общеизвестно, что народ не отводил специального времени отдельно на бытовое, трудовое, нравственное, физическое и художественное воспитание растущей личности. Все было взаимосвязано.

Одной из главных фольклорно-педагогиче-ских традиций, которые способствуют и в наше время решению проблемы развития литературно-творческих способностей детей, можно назвать традицию погружения в фольклорную среду. Она проявляется в постоянном, непринужденном приобщении ребенка к народному творчеству. Постоянное, неназойливое включение в игровую, бытовую, трудовую сферы жизни ребенка образцов народного творчества разных видов и жанров с воспитательной целью - такова основная суть этой традиции. В этом процессе по мере роста ребенка решаются разные задачи: воспитать в нем смелость, мужество, честность, стремление к красоте, привить любовь к труду, творческое воображение, фантазию и другие качества.

В современном обществе для того, чтобы вырастить здорового, развитого, творчески способного ребенка, существует мощное разветвление институтов педиатров, воспитателей, тренеров, руководителей кружков и студий эстетических направлений. А народ-воспитатель обходился, если так можно выразиться, минимумом средств. Но «средства» эти включали в себя бережное отношение к ребенку любящих его людей, которые сопровождали его с первых дней и вели по жизни, развивая и закаляя. Главным средством народа-воспитателя на всех этапах было художественное творчество, которое бережно хранилось, умело применялось, передавалось детям, как копилка мудрости и красоты.

С первых дней ребенка народ-творец знал и понимал все потребности детского организма, роста и развития его ума, души и отразил это в разных жанрах фольклора. Исполнителями и зачастую авторами были первые и глав-

ные воспитатели ребенка - его мать, отец, бабушка, старшие братья и сестры.

Рождается ребенок - и нужен ему крепкий и спокойный сон, чтобы рос он здоровым, спокойным, набираясь силы и крепости. И для этой цели создавались в народе колыбельные с их мелодичностью, ласковостью, монотонным, усыпляющим ритмом. В текстах колыбельных звучала нежность и забота, отголосок взрослой жизни и заботы, надежда на лучшую долю для дитяти, мечты о его счастье и безбедном будущем:

Сон да дрема по новым сеням брела, Да и к Маше забрела:

- Где Машина колыбель?

- Во высоком терему,

В шитом, бранном пологу:

Кольцы-пробойцы серебряные.

Ты вырастешь большая -

Будешь в золоте ходить.

Чисто серебро носить.

Мамушкам-нянюшкам

Обносочки дарить.

Красным девушкам - по ленточке,

Молодым молодушкам - по сборничкам,

А старым старухам - по повойничкам.

[2, с. 20]

Проснувшемуся ребенку нужны движения и то, что сегодня мы называем массажем. Женщины в старину хорошо это понимали и делали все, приговаривая, веря в чудодейственную силу своих слов:

Тяги, тяги, потягунюшки,

На Катю порастунюшки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая!

***

Потягушки, потягушки

У нашего Андрюшки,

Вдоль долгушки,

Поперек толстушки! [3, с. 47]

А головку малыша, чтобы не деформировалась, лежа на одном боку, мать перекладывала с ладони на ладонь, приговаривая:

Мешу, мешу тесто.

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, давай! [3, с. 67]

Кроме оздоравливающего значения этих процедур малыш воспринимал мелодику, ритмику, звуки речи, голоса, не понимая пока смысла слов. Но зато смысл этих песенок, приговорок, потешек понимали дети постарше, понимали и начинали их применять в своих играх, в ухаживаниях за младшими братьями и сестрами, а позднее переносили их и на свой родительский опыт. Процесс запоминания был непринужденным, естественным. Естественным были процесс поиска и замены слов, если что-то порой забывалось. Придумать при необходимости что-то свое было тоже естественной и несложной задачей. Процесс сотворчества сопровождал каждого человека с раннего возраста и продолжался всю его жизнь.

Песенки, потешки, прибаутки растили здорового, веселого малыша, ритмические стихи сопровождали его первые шаги, считалки обучали счету и развивали память, скороговорки развивали речь. Им на смену приходили игры, песни, забавы, хороводы, праздники и обрядовые действа взрослых, в которых обязательно предусматривалось участие детей.

Речь взрослых часто украшалась пословицами и поговорками, и дети рано перенимали афористичность речи, глубину мысли и образность.

Труд сопровождался трудовыми песнями, обрядовыми действиями, ритуалами, требующими от детей творческого участия. В такую творческую среду попадал практически каждый ребенок, и в дальнейшем каждый человек считал для себя естественным умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, водить хороводы, шить, мастерить, украшать свое жилище. И сочинение стихов, частушек, приговорок, песен, сказок, прибауток и т. д. - тоже в народе было явлением естественным и востребованным.

Опираться в наше время на эту традицию погружения в фольклорную среду вполне возможно и нужно. Формы и методы использования этой традиции могут быть самыми разнообразными.

Разучивание песен, игр, танцев, хороводов уместно проводить не только во время специальных занятий, но и на прогулке, на переменках между уроками.

Неплохой результат дает создание в группе или в классе символической копилки народно-

го творчества. В эту «копилку» ребенок приносит прибаутки, песенки, поговорки, считалки, игры и т. д., которые знают в его семье. Это и тренирует память каждого ребенка, и развивает его литературно-творческие навыки, поскольку он зачастую образцы народного творчества дополняет своими словами, стараясь запомнить их дома и донести до ребят. Собирание такой «копилки» создает благоприятную атмосферу, поскольку каждый ребенок по-своему и самоутверждается.

С интересом участвуют дети и в инсценировании народных сказок. Это дает ребятам чрезвычайно много: развивается речь, память, фантазия, воображение, умение импровизировать, общаться и вживаться в сценический образ.

Результативно и полезно посещение фольклорных концертов, народных праздничных игр и зрелищ; изучение народного календаря; речевые конкурсы скороговорок; изучение и применение жанров детского фольклора и др.

Полезно и введение в группе или в классе часа рассказывания. Этот метод хорошо применяется и во многих семьях. Дети и взрослые рассказывают случаи из жизни, истории, которые им запомнились и которыми они хотят поделиться. Рассказывание само по себе является давней народной традицией, которая позднее заняла важное место и в научной педагогике.

Помогает и проведение творческих соревнований: кто больше знает поговорок, кто интереснее рассказывает сказки, кто придумает самый интересный свой финал к известной сказке, кто точнее объяснит значение какого-либо термина из народного творчества.

Дети постарше заводят творческие дневники, куда заносят и примеры народной мудрости, и свои творческие опыты. В этом случае у ребят идет осознанная работа со словом.

Поддерживая традицию погружения ребенка в фольклорную среду, можно вскоре заметить изменения в речи ребят и то, как пополняется и обогащается их словарный запас, расширяется их кругозор. Дети делают попытки применения пословиц и поговорок в своей жизни, сравнивают себя и своих товарищей с героями сказок. На развитие литературно-творческих способностей детей оказывают свое воспитательное воздействие и художественные свойства фольклора, его средства выразительности:

образность, метафоричность, поэтика, особенности композиции, мелодика речи и другие признаки. В художественных традициях фольклора концентрируются богатые чувства прекрасного, ценный эстетический опыт прошлого, который служит основой для художественной культуры народа в настоящем.

Интонации, образность и другие черты влияния фольклора присутствуют уже в первых сочинительских опытах детей. Дети используют фольклорные понятия и пробуют себя в разных фольклорных жанрах:

1. Ах ты, милая моя, За калинушку зашла, За калинушку зашла, Ау зааукала.

Ах ты, милая моя, Подружка моя, За калинушку зашла, Ничего не нашла. Не нашла для маменьки Землянички аленькой.

2. У маленькой белки Были посиделки,

А потом лесной народ До утра вел хоровод.

3. Раз, два, три, четыре, пять, Сели зайцы на кровать,

Но никто не хочет спать. Маленький зайчишка Хочет слушать книжку. Раз, два, три, четыре, пять, Нужно спать, а не читать!

4. Во саду ли, в огороде Девица гуляла,

Во саду ли в огороде Яблочки срывала. Вот венок взялась плести Из гвоздички алой. Мышку увидала -

В обморок упала! (Ника, 5 лет)

В приведенных примерах детского творчества влияние фольклора ощутимо. Подражательность в этих детских опытах сочинительства очевидна, но очевидно и присутствие собственного творчества. И то, что фольклор стал стимулом к этому творчеству, тоже очевидно [6].

Традиция погружения ребенка в фольклор тесно связана и с другими традициями, кото-

рые также можно считать важнейшими в деле творческого развития детей. Всю палитру фоль-клорно-педагогических традиций трудно охватить в рамках одной статьи, но хотелось бы уделить некоторое внимание еще традиции постоянного и естественного соприкосновения мира взрослых и детей в быту, труде, празднествах и т. д.

Причиной многих просчетов в воспитании сегодняшних детей является укоренившаяся разобщенность жизни «отцов и детей». Дети проводят самую большую часть своей жизни в детских учреждениях, а родители заняты трудом на своем производстве, о чем зачастую дети имеют самое смутное представление. Культурные интересы детей также в основном формируются постепенно без участия родителей, а те редкие часы совместного общения на почве решения бытовых проблем чаще всего лишь отдаляют друг от друга детей и родителей, и с годами взаимопонимание ослабевает.

В старину же, хотя не отводилось взрослыми «специального» времени на воспитание как таковое, но дети практически всегда были в поле зрения родителей, дедушек, бабушек, старших сестер и братьев. В каждой семье были и свои крепкие семейные традиции. И чувства красоты, добра, справедливости, представления об уме, честности, порядочности прививались детям в ходе всех жизненных проявлений. Вместе со старшими шли дети в поле и трудились в других местах, в процессе работы воспринимали трудовые песни, слушали пословицы и поговорки, сказанные к месту, подходящие к ситуации. И в праздниках взрослыми отводились специальные обрядовые действа с участием или с главенствующей ролью детей. Дети чувствовали свою нужность, востребованность, и в то же время представлялась возможность работать их фантазии, импровизационным качествам. Развивался вкус детей, чувство прекрасного, исполнительские качества, чутье к слову и желание подобрать нужные слова в предлагаемых обстоятельствах праздничных действ.

Понятно, что полностью перенести традицию совместного участия взрослых и детей во всех жизненных процессах в настоящее время реализовать не удастся, но сделать попытку сближения старшего поколения и младшего следует. Главное - преодолеть разобщенность. Этому помогут со-

вместно проводимые праздники, концерты, творческие конкурсы и другие мероприятия, которые организуются и проводятся в сотворчестве детей и взрослых. Совместные экскурсии, дни рождения, походы, забота о подшефных детских садах, экологические акции, акции заботы о животных и др. Праздникам народного календаря можно уделять специальное внимание с включением исполнения взрослыми и детьми фольклорных песен, игр, хороводов и т. д. Игровые условия становятся зачастую стимулом для придумывания детьми своих текстов, слов, шуток, загадок и других жанров фольклора.

Процесс формирования личности сложен, длителен и противоречив. Развивающаяся личность испытывает воздействие множества факторов. Зачастую бывает, что конкретные условия микросреды, в которых осуществляется реальный процесс воспитания и образования, содержат в себе явные, а иногда и скрытые отрицательные моменты. Так, среди многих народных традиций, о пользе которых в современном обществе и в современном подходе к воспитанию детей мы говорим, существует и немало отсталых, а порой и вредных представлений. Но прогрессивные традиции, в том числе и фольклорно-педагогиче-ские, играют свою несомненную положительную роль. И если в современных условиях вернуться хотя бы в некоторой части к народным традициям художественного воспитания, то это положительно скажется в том числе на развитии литературно-творческих способностей детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнопедагогический очерк. - Чебоксары: Чувашское книж. изд-во, 1970. - 96 с.

2. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок / сост. В. Аникин. - М.: Детская литература, 1977. - 367 с.

3. Котенька-коток. Русские народные детские песенки / собрал и обработал Г. М. Наумен-ко. - М.: Дом, 1990. - 112 с.

4. Лазарев А. И. Художественный метод фольклора. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. - 51 с.

5. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. -Изд. 3-е. - М.: Детская литература, 1989. -238 с.

6. Опарина Н. А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга. - М.: МПГУ, 2010. - 180 с.

7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Volkov G. N. Trudovye traditsii chuvashskogo naroda. Etnopedagogicheskiy ocherk. Cheboksary: Chuvashskoe knizh. izd-vo, 1970. 96 p.

2. Anikin V. (Comp.) Zhivaya voda. Sbornik russkikh narodnykh pesen, skazok, poslovits, zagadok. Moscow: Detskaya literatura, 1977. 367 p.

3. Naumenko G. M. (Comp.) Kotenka-kotok. Russkie narodnye detskie pesenki. Moscow: Dom, 1990. 112 p.

4. Lazarev A. I. Khudozhestvennyy metodfolklora. Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo un-ta, 1985. 51 p.

5. Likhachev D. S. Pisma o dobrom i prekrasnom. Moscow: Detskaya literatura, 1989. 238 p.

6. Oparina N. A. Folklorno-igrovye traditsii v or-ganizatsii detskogo teatralizovannogo dosuga. Moscow: MPGU, 2010. 180 p.

7. Ushinskiy K. D. Izbrannye pedagogicheskie so-chineniya: in 2 vol. Vol. 1. Teoreticheskie prob-lemy pedagogiki. Moscow: Pedagogika, 1974. 584 p.

Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, член Союза писателей России e-mail: oparil18@yandex.ru

Oparina Nina A., PhD in Education, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, member of the Union of Writers of Russia e-mail: oparil18@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.