Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор
в детском саду Шурмина Т. В.
Шурмина Татьяна Васильевна /Shurmina Tatyana Vasilevna - музыкальный руководитель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 97 городского округа Самара, г. Самара
Аннотация: в статье анализируется необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа, к устному народному творчеству. Обозначена значимость музыкальнопедагогической деятельности в детском саду через фольклор путём приобщения детей к народной культуре, его самобытности, духовного богатства.
Abstract: the paper analyzes the necessity of the reference to the origins of folk art, traditions, customs of the people, for the oral folk art. Denotes the importance of music and educational activities in kindergarten through folklore by introducing them to the popular culture, its identity and spiritual wealth.
Ключевые слова: фольклор, песни, игры, календарные праздники, музыкальные инструменты.
Keywords: folklore, songs, games, calendar holidays, musical instruments.
Времена теперь другие, как и игры, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Но преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Слово фольклор — это английское слово, сложенное из двух слов «фольк» — народ, «лор» - учение. Итак, фольклор — это народная мудрость. Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т. д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность.
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений - П. Бессонова «Детские песни» — был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е. А. Покровского и П. В. Шейна, составившие фундамент последующих теоретических работ [1].
Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить себя в песне. Музыкальность — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка. Академик Б. Астафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал неравномерность их развития; у одних хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха и, наоборот, неразвитый слух. Способность не существует иначе как в движении, в развитии... Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.
Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с детьми и для слушания, и для разучивания.
Народные песни
Детей старшего дошкольного возраста уже можно знакомить с русскими народными песнями.
Песни — самый массовый и популярный жанр фольклора. Их поет весь народ, от мала до велика. Поистине, песня — душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно-эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир детей.
В течение веков в народе сложились специальные песни для детей: колыбельные, игровые, плясовые и т. д. Педагогическое чутье подсказывало их безымянным творцам, что нужно детям, чем можно заинтересовать, порадовать их.
Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому.
Образно-поэтическое мышление народа близко детям и соответствует их представлениям о жизни природы и человека. Поэтому ребятам интересны и доступны многие народные песни, специально для них не создававшиеся.
Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма.
Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, вызывает положительные эмоции. Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливается любовь ко всему родному: к Родине, к искусству, возрастает чувство национальной гордости.
Народные игры
«Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение хозяйственной деятельности» [2].
В основе большинства игр — народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Мелодическое и ритмическое начало позволяет выполнять движение по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, галоп, шаг с высоким подъемом ног, легкий стремительный бег. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Главная особенность игры — её самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка.
Самые любимые игры для детей — те, где нужно ловить друг друга. Ребенок в таких играх должен показать быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи», «Лиска-лиса», «Солнышко» и др.). Не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки (например, игра «Заморожу», в которой дети принимают различные позы и не двигаются какие-то мгновения). Есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках.
Календарные праздники
Русские календарные праздники — уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и, благодаря этому, из года в год улучшается качество их исполнения, а значит, дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным самобытным народным искусством. Осенние праздники — праздник урожая, праздник хлеба, овощей, фруктов, орехов. Хорошо, когда эти вкусные вещи принесет сама Осень (может, кукла) и даст попробовать детям. А все ей песни споют и спляшут.
Игра на русских народных музыкальных инструментах
Начинать обучать игре на народных музыкальных инструментах надо как можно раньше.
В народной педагогике в качестве первых музыкальных инструментов для детей использовались звучащие игрушки - свистульки, жужжалки, погремки.
Кроме того, существовал ряд так называемых инструментов «одного дня» — свистули из акаций и одуванчиков, дудки из тростника, соломы, бересты, которые дети делали сами.
Дети постарше осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке, свирели, гармонях. В качестве музыкальных инструментов успехом использовались и предметы быта — коса, стиральная доска, ухват, печная заслонка, самоварная труба, расческа.
Выводы
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Фольклор — именно та, доступная всем, вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, сочетающая в себе коллективное и индивидуальное начало.
В настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором. Данная проблема очень важна, т. к. дети обязательно должны знать культуру своей родины и все, что непосредственно с ней связано.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме комплексного освоения различных видов искусств ребенком.
Литература
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. [Текст] М.: Высшая школа, 1987. - 254 с.
2. Василенко В. А. Детский фольклор [Текст]. — М.: Высшая школа, 1978. - 198 с.
3. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988 г.
4. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.
5. Готовцев Г. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа
1993 г.
6. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр, 2010.
7. Князева О. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 2006 г.
8. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987 г.
9. «Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988 г.
10. Старикова К. Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества
1994 г.
11. Тарабарина Т. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». 2004 г.