Научная статья на тему 'Содержание учебно-творческого процесса комплексного формирования музыкальных способностей учащихся в системе дополнительного музыкального образования'

Содержание учебно-творческого процесса комплексного формирования музыкальных способностей учащихся в системе дополнительного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / MUSICAL ABILITIES / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / TEACHING AND THE CREATIVE PROCESS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргополова Таисия Михайловна

Статья посвящена рассмотрению содержания учебно-творческого процесса комплексного формирования музыкальных способностей учащихся. Рассмотрены условия и методы обучения детей на занятиях фольклора. Раскрыто содержание комплекса музыкально-художественных видов деятельности на занятиях проводимых в традиция народной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted consideration of the maintenance of teaching and the creative process of complex formation of musical abilities of pupils. Methods of training of children on folklore employment are considered. The complex of is musical-art activity on employment spent in tradition of national pedagogics is opened.

Текст научной работы на тему «Содержание учебно-творческого процесса комплексного формирования музыкальных способностей учащихся в системе дополнительного музыкального образования»

J

L

^ Образование в сфере культуры

ОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КОМПЛЕКСНОГО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. М. Каргополова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена рассмотрению содержания учебно-творческого процесса комплексного формирования музыкальных способностей учащихся. Рассмотрены условия и методы обучения детей на занятиях фольклора. Раскрыто содержание комплекса музыкально-художественных видов деятельности на занятиях проводимых в традиция народной педагогики.

Ключевые слова: музыкальные способности, учебно-творческий процесс, формирование, система дополнительного образования.

Article is devoted consideration of the maintenance of teaching and the creative process of complex formation of musical abilities of pupils. Methods of training of children on folklore employment are considered. The complex of is musical-art activity on employment spent in tradition of national pedagogics is opened.

Key words: musical abilities, teaching and the creative process, formation, additional education system.

Одной из проблем современного музыкального образования является развитие личности средствами народной педагогики. Обучение детей на ее традициях активно внедряется в систему дополнительного образования. В учреждениях внешкольного обучения организуются коллективы народного сольного и ансамблевого пения, проводятся различные фестивали и конкурсы народной песни.

Более того, музыкальное образование детей, в том числе и народно-певческое искусство, становится все более профессиональным и учебно-познавательный процесс его изучения считается успешным, если учащие-

ся, в процессе обучения, приобретают весь спектр профессиональных умений навыков и различных способностей (музыкальных, исполнительских, творческих). Однако анализ учебных программ и методических разработок, используемых в учреждениях дополнительного образования, позволил нам сделать вывод о том, что методика формирования музыкальных способностей в различных видах деятельности (пение в синтезе с пластическим движением и мелкой моторикой) с обширным использованием музыкального фольклора недостаточно разработана в научном и практическом плане.

Хотя именно музыкальные способности

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 191-193

191

И

Г

J

L

ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^

являются основными в освоении народно-певческого искусства, так как народное пение относится к синтетическому и многогранному виду искусства, включающего в себя народный вокал, народный танец и игру на народных инструментах, что, необходимо для полноценного эмоционального самовыражения, создания целостного образа. Поэтому занятия сольным и ансамблевым народным пением должны быть направлены на повышение уровня сформи-рованности музыкальных способностей у учащихся.

Синкретизм фольклора вносит в учебно-творческий процесс освоение различных видов искусства, а именно: пения, танца, игры на элементарных народных музыкальных инструментах, театрального мастерства.

Овладение различными видами деятельности в комплексе благотворно воздействует на рост всех способностей ребенка. Учебно-творческий процесс, благодаря их разнообразию, становится наиболее насыщенным, что позволяет переключению детского внимания, повышает интерес к обучению, стимулирует непроизвольное запоминание.

В детстве всем хочется исполнять что-то самому. Благодаря богатейшему разнообразию элементарных народных музыкальных инструментов (свистулек, шаркунков, бубенчиков, бубнов, колокольчиков и др.), которые имеют разную тембральную окраску, силу звучания, различную форму и роспись, учебно-познавательный процесс становится более интересным. Элементы яркого и красочного народного колорита действуют на ребенка завораживающе. Взяв инструмент в руки, ребенок быстро овладевает незатейливой техникой игры на нем. Как показало исследование, различное сочетание видов деятельности, например пения и простейшего аккомпанемента себе на ложках производит на ребенка неизгладимые, яркие впечатления, появляется интерес к дальнейшему обучению, повышается дисциплина и успеваемость.

Рассматривая и изучая феномен музыкальных способностей, нами были определены те музыкальные способности, которые, по нашему мнению, являются их основными

компонентами: музыкальный слух, включающий слуховые представления и ладовое чувство; музыкальная память; чувство ме-троритма (5).

Формирование музыкальных способностей наиболее успешно осуществляется в различных видах музыкальной деятельности. Если для одного ребенка стимулом к быстрому росту музыкальных способностей оказывается один вид деятельности, то для другого иной или несколько видов. Исследование также показало, что синтез искусств на занятиях способствует созданию наиболее оптимальной атмосферы формирования музыкальных способностей.

В процессе обучения педагог контролирует общий процесс обучения, выявляя комбинации различных упражнений и включая тот или иной вид деятельности, стимулируя интерес обучающихся, развивая определенный комплекс музыкальных способностей.

В процессе исследования нами построен учебный план на основе сочетания различных видов деятельности, направленный на одновременное формирование навыков пения, движения под музыку и игры на инструментах с первых занятий, влияющий на более эффективное развитие ритмического и ладового чувства, способности к слуховым представлениям.

Учитывая обучающую ценность игры и широкий спектр игровых песен в устном детском народном творчестве, ведущим на уроке становится игра как одна из интересных форм художественно-познавательной деятельности ребенка, во время которой совершаются пластические движения, моторика, развивается интеллект, фантазия. Обучение в игровой деятельности способствует решению проблем, встречающихся на начальном этапе обучения — координацией между слухом и голосом, понимания текста песенок, и постепенного их усложнения, распределения музыкального материала от небольших песенок к произведениям с более широким диапазоном. Это продиктовано физиологическим развитием детского голосового аппарата. В младшем школьном возрасте дети находится в стадии «роста» и широкий диапазон у них пока еще не сфор-

Н

Г

J

мирован (исключение составляют только те, у кого имеется высокая природная представленность музыкального дарования). Главной задачей на начальном этапе обучения, как отмечает Л.В. Шамина (7), является формирование навыков вслушивания в звучание своего голоса, и выравнивание звучание гласных. В результате этого обостряется работа музыкального слуха и совершенствуется чистота интонирования.

В процессе экспериментальной работы по освоению фольклора в традициях народной педагогики мы решали следующие задачи: научить детей ценить русскую культуру, понимать красоту русского песенного творчества, сохранять и развивать уникальные образцы песенного фольклора. Основу содержания экспериментальных занятий составило изучение произведений различных жанров, посвященных праздникам народного календаря, бытования народных инструментов и народных костюмов различных областей России. Данная работа осуществлялась через один из инновационных педагогических методов использования видео- и аудиозаписи исполнителей аутентичной музыки.

Благодаря собранным фольклористами аудио- и видеообразцам, дети смогли увидеть и услышать исполнение подлинных образцов русских песен и танцев, прослушать рассказы о старинных обрядах и обычаях, увидеть подлинные костюмы и освоить элементы игры на элементарных музыкальных

^ Образование в сфере культуры

инструментах.

Прослушивание записей использовалось и как обучение детей традиционному пению, поскольку они получали возможность многократного повторения одной и той же песни или ее фрагмента, чтобы точнее воспроизводить характерную манеру интонирования изучаемого музыкального материала.

Более того, метод прослушивания звукозаписи может послужить формированию способности к самостоятельной работе. Записывая песни народных исполнителей на «домашние» кассеты, дети прослушивают их дома, накапливая слуховой опыт.

В процессе исследования нами установлено, что одной из форм работы определяющей успех в развитии национального характера музыкального мышления является применение видеозаписи их выступления на концертах. Совместный просмотр отснятого материала с собственным выступлением служит одним из активных способов обучения, поскольку, увидев себя со стороны, дети замечают свои достижения и ошибки, что позволяет проанализировать уровень исполнения.

Изложив в статье содержание учебно-творческого процесса комплексного формирования музыкальных способностей, отметим, что для успешного обучения детей необходимы такие условия как взаимопонимание, заинтересованность, создание творческой, доброжелательной атмосферы, привлечение к самостоятельному обучению на уроке и дома.

Примечания

1. Алиев, Ю. Б. Основы эстетического воспитания / Ю.Б. Алиев. — М.: Просвещение, 1986. — 238 с.

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. — М., 1987. — 102

с.

3. Далькроз, Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства / Ж. Далькроз. — СПб., 1950. — С. 138—145.

4. Картавцева, М. Т. Школа русского фольклора. обучение в младших классах / М.Т. Картавцева. — М.: МГУКИ, 1994. — Ч 1. — 70 с.

5. Психологический словарь / под ред. Н.Ф. Добрынина. С.Е. Советова, Магадан, 1965. — 293 с.

6. Мешко, Н. К. Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения искусству народного пения / Н.К. Мешко. — М., 1996. — Ч. 1. — 43 с.

7. Шамина, Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л.В. Шамина. — М.: Музыка, 1988. — 176 с.

И

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.