международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I / под ред. Л. А.Косолаповой, Н. Г. Липкиной, Г. Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: ПГПУ, 2009. С. 166-171. 10. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. 308 с.
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского детского музыкального фольклора Жигун О. Ю.
Жигун Ольга Юрьевна / Zhigun Olga Yurevna - музыкальный руководитель дошкольного образования Государственное учреждение образования Ясли-сад № 5, г. Рогачев, Гомельская область, Республика Беларусь
Аннотация: оптимальным средством развития чувства ритма у детей дошкольного возраста является применение методики Карла Орфа, основанной на использовании произведений национального фольклора. Использование детского белорусского музыкального фольклора способствует не только гармоничному развитию детей, но и воспитанию их национального самосознания.
Ключевые слова: фольклор, ритмизация, творческая импровизация, танец, гармоничное развитие, самосознание.
В наше время всестороннее и гармоничное развитие ребенка-дошкольника играет большую роль. Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности ребенка, так как именно в это время он узнает и начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходит первые этапы в своем развитии. Музыкальное воспитание является одной из важнейших составляющих гармоничного развития детей, которое представляет собой целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное. Для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и его нравственному совершенствованию, развитию эмоциональной сферы личности. Основной акцент делается на формирование у детей целостной научной картины мира. Самым доступным для ребенка видом деятельности, воспроизводящим ее в единстве мыслей и чувств, с помощью эмоциональных образов, а не логических законов, является музыкальное искусство. Это средство сохранения и передачи опыта всего человечества, рационального и эмоционального. Кроме того, оно выступает хранителем его нравственных идеалов.
Проблема гармоничного развития детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания отражена в трудах отечественных и зарубежных ученых К. Орфа, Э. Жак-Далькроза, Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой, Н. А. Ветлугиной, А. И. Бурениной, и других.
На протяжении многолетней педагогической деятельности, работая над развитием чувства ритма и свободной импровизации у детей дошкольного возраста, я использую концепцию Карла Орфа, которая является одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более чем в 40 странах мира. Моя первая работа по этой теме, была опубликована в 1997 году в журнале «Дошкольное образование» (//Пралеска, 1997, № 10. С. 38-47), следующая в 2014 году в этом же издании. Мной подобраны и систематизированы по степени сложности усвоения и исполнения произведения белорусского фольклора: стихи, потешки, попевки, песни, танцевальные композиции, игры с пением и движением, которые распределены на весь учебный год в
каждой возрастной группе, начиная с детей 2-3 лет. Использование белорусского фольклора в процессе музыкальной деятельности на занятиях способствует гармоничному развитию детей. Передовой педагогический опыт дает нам примеры бережного отношения к народному искусству, вводя его в практику дошкольного музыкального воспитания как необходимое средство формирования национального самосознания детей.
Параллельно с подбором музыкального репертуара мной написаны методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе в данном направлении с каждой возрастной группой. Разработаны конспекты занятий, сценарии фольклорных праздников и развлечений по знакомству старших дошкольников с произведениями детского фольклора, соответствующие задачам учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь [1]. Методические разработки рассчитаны на 4 года обучения, что создает определенные удобства в усвоении программного белорусского музыкального репертуара. Со своими разработками я выступала на первом в Республике Беларусь Орф-семинаре, который проходил в г. Минске, на районных методических объединениях музыкальных руководителей, делилась опытом с коллегами, давала индивидуальные консультации. Материал апробирован в деятельности Государственного учреждения образования «Ясли-сад № 5 г. Рогачева», Государственного учреждения образования «Заболотский ясли -сад», Государственного учреждения образования «Стреньковский ясли-сад-начальная школа».
Своей педагогической деятельности я определяю главную задачу - воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности, воспитать ребенка-гражданина своей страны; стремлюсь привить детям любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа. Фольклор - благодатная почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности, и одновременно, затрагивая песню, танец, движение, фольклор позволяет ребенку играть, танцуя, импровизируя или исполняя музыку на шумовых инструментах!
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(&1к) - народ и «лор»(1оге) - знание, мудрость; в переводе оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». А. С. Пушкин писал: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому». Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы - все это комплексно используется на музыкальных занятиях. В детском саду дети учатся и могут петь, а так как желание петь заложено в детях генетически, следовательно, первыми песнями должны быть материнские, народные. Детские народные песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией, так характерной для настоящего народного искусства - это было в обычаях, в традициях народа. С педагогических позиций ценность игры в их коллективности, в том, что они воспитывают чувство красоты, говорят о высокой эстетической и нравственной, музыкальной культуре народа.
Наряду с метрическими упражнениями по методике Карла Орфа уже на первых занятиях мной используются элементарные ритмы. Из детских стишков, песен и имен мы выделяем самые короткие ритмы в двухдольном размере из четверных, восьмых и половинных длительностей:
Ва-ня, Ма-шень-ка, Се-ра-фи-ма, Глеб.
Или используем названия деревьев:
Ли-па, со-сен-ка, ли-стве-ни-ца, дуб.
Эти ритмы называются у К. Орфа «строительные блоки». Ритмические блоки двухдольного такта - основа начального ритмического обучения. Они служат для сопровождения мелодий.
Тренировка в легкости исполнения разнообразных ритмов происходит в форме игрыт «Ритмическое эхо». Сначала ритм задаю я, постепенно моя роль переходит к одному из наиболее способных детей, затем в игру вводятся дополнительные элементы - изменения динамики, тембров. Развивая ритмическое чувство через игру «Эхо» и упражнения на продолжение заданного ритма, постепенно прихожу к мелодизации заданных ритмов на ксилофонах или металлофонах. Аккомпанемент - важнейшая составляющая орфовской системы. Оно сводится сначала к хлопкам, притопам и шлепкам (звучащие жесты), затем ритмическое сопровождение переносится на ударные инструменты. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно с одновременной декламацией определенного стиха [2], затем их объединяют друг с другом, начиная с наиболее легкого - с сочетания шлепков и хлопков. Постепенно можно задействовать все большее количество разных «инструментов», ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.
Детские народные песни, как правило, связаны с играми, хороводами. Это своеобразные игры-состязания с танцевальными движениями, с импровизацией. Детская игра - одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом белорусского народа, трудом, бережном отношении к природе [2]. Именно возможность импровизации в игре дает детям свободу действий в выражении собственных эмоций.
Я начинаю занятия с использованием звучащих жестов (игра «Эхо») уже в первой младшей группе с детьми 2-3х лет. В этом возрасте детям еще трудно запомнить и воспроизвести музыку и слово самостоятельно, поэтому педагог исполняет как свою партию, так и повторяет ее вместе с детьми. Ритмический рисунок обязательно должен представлять собой период квадратного строения (2+2). Например, хлопая в ладоши, произносить слова: хлоп-хлоп-хлоп - по 2 раза; аналогично, дотрагиваясь до носа: пи-пи-пи; стуча кулаком об кулак - тук, тук, тук; имитируя рассыпание зерна: цып, цып, цып... и т.п. Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной, эмоционально-окрашенной речи («Пеушк», «Сарока», «Л1ска» и т.д.) [2].
Во второй младшей группе, с детьми 3 -4 лет, использую более сложные по ритму стихи двудольного размера. Вначале дети слушают потешку («Божая кароука»), произнесенную музыкальным руководителем в ритме, затем говорят ее вместе с педагогом, потом самостоятельно - в группе или индивидуально. Мелодию к этой маленькой песенке предлагают дети в процессе ритмизации. Каждый ребенок может спеть свой вариант. Звучащие жесты можно варьировать, музыкальное сопровождение на детских шумовых инструментах придумывают сами дети.
«Дзши-дзш-дзш! Птушш разбудзш, (хлопки)
Рада я вясне, сонца у акне». (шлепки)
Дети средней группы с удовольствием ритмизуют и пропевают стихотворение С. Шушкевича «Свавольнш». Одним из вариантов в данном случае является деление детей для ритмизации отдельных строк стихотворения на 2 или 4 группы. В дальнейшем они произносят его в парах, придумывают мелодию, танцевальные движения или музыкальную театрализацию.
«Два Мядзведзьмшш (поочередные шлепки по коленям).
Падкiдалi шышш
Як скакалi праз кусты, (хлопки)
Дык абшарпалi хвасты
Селi побач на пяньку (одновременные шлепки).
Пад ялiнамi у цяньку,
Плачуць, азiраюцца - мама будзе лаяцца» (постукивание кулачками).
В средней группе с детьми 4-5 лет, проводя музыкально-ритмическую игру «Зайцы 1 воук» (на определение характера мелодии, темпа и регистра) предлагаю им ритмизовать звучащими жестами стихотворение Г. Ауласенка «Зайцы хаты не будуюць».
55
«Зайцы хаты не будуюць, (хлопки скользящие)
Але ^мку не бядуюць
Хат у iх багата - (шлепки по коленям поочередно или
Кожны куст, як хата». одновременно)
Исполнив песенку, «зайцы» в соответствии с музакальным сопровождением, прыгают, танцуют, оглядаваются по сторонам - высматривают волка. Со сменой сопровождения убегают от него и прячутся.
В работе с детьми старшей групп можно использовать ритмизацию по ролям с самостоятельным выбором звучащего жеста или инструмента. [4] Для усложнении задания каждый персонаж поет мелодию собственного сочинения. Театрализация стихитворения «У куце сядзщь мядзведзь» очень нравится детям потому что позволяет им творчески интерпритировать каждую роль по своему усмотрению, придумать ритмичный танец персонажа.
У куце сядзщь Мядзведзь, хустку вышывае, (притопы)
А Лючка невялiчка хатку прь^рае. (шлепки)
А Каток пячэ аладш, маслам падлiвае (хлопки)
Мышанятка жвава-гладка Катку памагае. (постукивание
пальцами)
В старшей группе при индивидуальной работе и подгрупповой с детьми положительные результаты дает использование ритмизации вокальных игр-диалогов, например, стихотворения «Гаспадар» В. Баранчыка Роль Мышки Роль Кота
Асмялела неяк мыш: Адказау каток вусаты:
Гэй, сусед, чаго шумш? Гаспадар я гэтай хаты!
Ма1х дзетак не будз^ (притопы поочередно правой и левой
Щха у хаце пасядз^ ногами)
(шуршание ладонями и хлопки)
Римтизация литературных текстов может проводиться в движении по всему залу врассыпную, с использованием одного звучащего жеста (например притопов). При разучивании (закреплении) дробного шага учу с детьми стихотворение Х. Жычка «Кураняты», которое затем инсценируется.
Выйшлi з хаты кураняты, захацелi паглядзець: Мо рассыпау хто зярняты у так! прыгожы дзень? Ды квактуха не драмала, 1м сурова закрычала: - Куд-куды вы? Куд-куды? Не памчце мне бяды. I пагнала дзетак зноу у куратнiк свой дамоу.
Текст стиха после ритмизации пропевается детьми по ролям, в конечном счете, из многочисленных импровизационных вариантов появляется мелодия, которую мы разучиваем и ритмизуем все вместе. Решение задачи с помощью ритмизации отражать в движении содержание и характер музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления. На занятиях мы ритмизуем звучащими жестами не только стихи, но и детские народные песни, авторские вокальные произведения на белорусском языке, фольклорные игры [2].
Постепенно усложняя варианты ритмизации, наблюдая за деятельностью детей музыкальный руководитель к концу учебного года сможет проанализировать результативность применения орфовского метода работы над музыкальным материалом произведений белорусского детского фольклора.
Воспитательный потенциал белорусской народной музыки не просто значителен, но и перспективен. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Художественный опыт, багаж художественных впечатлений детей, включающий народное искусство, позволяют использовать их в воспитательных целях вследствие особой эмоциональности, образности не только содержания, но и форм и
56
способов исполнения. Коллективная театрализация, игра, состязательность высвечивают личные качества участников через систему взаимоотношений в деятельности. Таким образом, традиционное народное искусство с использование элементов ритмизации, становится важнейшим фактором воспитания подрастающего поколения.
Литература
1. Учебная программа дошкольного образования Минск: Нац. Инст-т образования Республики Беларусь, 2013, 367 с.
2. Беларуси дзщячы фальклор. Традцыйныя затсы, апрацоук1 и аутарсшя творы. / склад: А. М Аляхнов1ч инш. / Мн.: Беларусь, 1994, 129 с.
3. Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу. Вып. 2., СПб, 2010, 223 с.
4. Народныя дзшячыя песеньш для дашкольнкау (апрацоука В. Луцэв1ч) «Дз1цячая лггаратура». Мн.: 1939, 36 с.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды. В 2-х т. Т.1. М., 1985, 298 с.
Понятие грамматической компетенции как цели формирования
в языковом вузе Сычева О. В.
Сычева Оксана Валерьевна / Буекеуа Окзапа Уа1епеупа - магистр, направление: педагогическое образование, старший преподаватель, кафедра иностранных языков и методики обучения иностранным языкам, факультет лингвистики, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: в статье рассматривается понятие образовательной компетенции, компонентный состав иноязычной коммуникативной компетенции и содержание обучения грамматической стороне речи. Целью является определить роль и место грамматической компетенции в составе иноязычной коммуникативной компетенции и дать ее определение. Ключевые слова: образовательная компетенция, иноязычная грамматическая компетенция, содержание обучения грамматической стороне речи, грамматическая компетенция.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования указано, что будущие учителя иностранного языка должны приобрести ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые формируются в рамках предметов базовой части общепрофессионального цикла [1, с. 5-8], а также овладеть специальными компетенциями, формирование которых происходит при изучении языковых дисциплин, относящихся к вариативной части профессионального цикла.
Нас особо будут интересовать специальные компетенции будущего учителя иностранного языка, каковыми в соответствии с Основной образовательной программой являются:
- владение навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;
- способность использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке;
- умение выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка [2, с. 8].
Все перечисленные компоненты входят в содержание иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) как цели обучения иностранным языкам в языковом вузе. Прежде, чем
57