Научная статья на тему 'Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия'

Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4769
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алексеева О. И.

В данной статье рассматривается народная хореография как компонента народной художественной культуры, ключевое звено песенного фольклора. Феномен народной хореографии представлен в контексте жанрового состава, функций, содержания песен с движениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK DANCE AS INTEGRAL COMPONENTS OF FOLK MUSIC HERITAGE

This article examines the folk choreography as part of folk art and culture, a key element of folk songs. The phenomenon of folk dance presented in the context of genre composition, functions, and content of the songs with the movements.

Текст научной работы на тему «Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия»

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КУЛЬТУРА

УДК 793.3:398

НАРОДНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ КАК СОСТАВНАЯ КОМПОНЕНТА МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ

О.И. Алексеева

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: alex-amritam@mail.ru

В данной статье рассматривается народная хореография как компонента народной художественной культуры, ключевое звено песенного фольклора. Феномен народной хореографии представлен в контексте жанрового состава, функций, содержания песен с движениями.

Ключевые слова: народная хореография, песенный фольклор, народная художественная культура._

В настоящее время новый взгляд общества на народную художественную культуру порождён реальными потребностями в сохранении и развитии традиционного музыкально-хореографического наследия, которое базируется на многовековых знаниях и духовном опыте народа, его ценностных представлениях и ориентирах. На основании этого обращение к русской народной хореографии вполне закономерно и может рассматриваться как важнейший самодостаточный компонент народного творчества, воплотивший черты национального характера народа, его менталитет, исполнительское мастерство.

В ракурсе рассматриваемой проблемы особую значимость приобретают ряд законов принятых в поддержку российской традиционной культуры на федеральном и региональном уровнях, реализация которых позволяет выйти на качественно новый уровень в изучении и освоении локальных музыкальных традиций, что обусловлено ещё и тем, что в связи с уходом в небытие старшего поколения, знатоков и хранителей народной песенной, хореографической культуры исчезают целые пласты традиционного музыкального, хореографического фольклора.

В народной художественной культуре хореография по праву занимает одно из центральных мест. Особое значение этот вид искусства приобретает в сочетании с песней. Её связь с музыкальным фольклором наложило отпечаток на характер и стиль

танца, определив особенности региональной манеры исполнения, наполнив его содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. Профессиональный подход к использованию фольклорного материала сегодня требует большой работы и знаний: жанра песни; музыкально-обрядовой культуры; ритмической структуры произведения.

Одним из основополагающих составных в музыкальном фольклоре, является жанр произведения. Понятие «жанр» (французское - genre - иск.) в советском энциклопедическом словаре трактуется как «тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания»1. В применении к русскому народному музыкальному творчеству жанр означает род, вид или разновидность произведений музыкального фольклора, обладающих существенными общими чертами музыкально-стилевой структуры и музыкально-поэтической образности, что в полной мере можно отнести и к народной хореографии, которая в контексте народных песен характеризуется следующими жанровыми признаками:

- песни, сопровождаемые пляской и движением, подразделяются на обрядовые и не обрядовые и дифференцируются по разным жанровым группам;

- карагодные песни, являются носителем хороводно-плясового жанра;

- протяжная песня вместе с хороводно-плясовой, влияет на формы песен обрядового фольклора;

- песни с календарной приуроченностью (таночные), отличаются близостью к календарно-обрядовым песням;

- свадебные - нередко используют форму плясовой песни;

- общими для свадьбы и карагода являются формы, предназначенные для величания (на свадьбе - гостей, а в карагоде - молодоженов и девушек);

- игровые постовые (ранневесенние) песни наименее самостоятельны в отношении музыкальных напевов;

- хороводные и плясовые песни, карагодные по народной терминологии, имеют свой ограниченный набор ритмических форм.

В зависимости от того, какой компонент доминирует в хороводе (песня, танец, драматическое начало), принято различать следующие разновидности хороводов:

а) хоровод с пространственной композицией:

- участники инсценируют сюжет хороводной песни, т. е. «разыгрывают хоровод»;

- с развитой хореографией.

б) стандартные хореографические композиции:

- круговой хоровод (пляска, хождение по кругу, стояние в кругу всех участников действа). Движение в круговом хороводе, может осуществляться как по часовой стрелке, так и против неё. В кругу обычно находятся солисты, которые не поют, а лицедействуют, играют песню;

- линейный хоровод - соревнование двух групп участников, которые выстраиваются в две линии (ряды). Такая хореография обусловлена содержанием поэтического текста. Это могут быть загадки одной стороны с разгадками другой стороной (рождественские и свадебные хороводы), либо диалог, когда ряды поочередно исполняют строфы песни. В таких хороводах нет солистов, в них может участвовать любой желающий. Каждый ряд, двигаясь на встречу другому ряду, по очереди исполняет свою строфу песни и отходит на исходную позицию, другая

1 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 437.

сторона хоровода исполняет следующую строфу. В хороводе могут присутствовать и лицедейство и развитая хореография одновременно.

в) хоровод как пляска без пространственной композиции. Такой хоровод характерен для обрядовых процессий с пением и представляет собой размеренное шествие. Эти шествия являются обязательным компонентом Троицкого обряда (шествие в лес, в поле, хождение по деревне), обрядов весеннее - летнего пограничья (проводы русалки, похороны кукушки). На масленичной недели, такие поющие процессии дополнялись плясовым элементом, когда отдельная группа (ряженые) приплясывает впереди основного шествия.

Также важнейшим составной музыкального фольклора является определение её темпа и ритма. Следует отметить, что понятия темпа и ритма пьесы, сцены, поведения персонажей заимствованы театральными режиссерами у музыкантов. Темп в драматическом искусстве, как и в музыке, означает скорость движения, совершаемого сценического действия, которое может развиваться быстро, умеренно, медленно и т.д. Ритм - это интенсивность и размеренность сценического действия. Например, в какой-либо протяжной лирической песне на тему неразделенной любви темп может быть медленным, а ритм взволнованно-отчаянным. Взаимосвязь темпа музыкального и сценического в каждой разыгрываемой песне проявляется по-разному: быстрый темп песни чаще всего соответствует ускоренному развитию действия, и, наоборот, сдержанный - влечет замедление действия.

Весьма показателен пример использования народной хореографии в песенном фольклоре на Белгородчине. Каждый из трех регионов Белгородско-Воронежский (Алексеевский, Красногвардейский, Красненский районы); Белгородско-Оскольский (Новооскольский, Чернянский, Ровеньской, Корочанский, Волоконовский, Валуйский районы); Белгородско-Курский (Ивнянский, Ракитянский, Краснояружский, Прохоровский, Грайворонский, Яковлевский районы) имеют основной элемент плясового характера - подскок с последующим притопыванием, отсюда -характерные плясовые ритмы. Песни с движением, распространенные в регионах как правило, имеют традиционный припев со словами «лёли, лёли». Плясовые «лёлюшки» преобладают и в свадебном репертуаре. В южнорусской традиции, близость плясовых и хороводных песен, их генетическое родство проявляется по нескольким параметрам: форма песенной строфы обязательно включает рефрен; стих является временником, с разным количеством слогов в каждой строке; равносегментный способ музыкально-ритмической организации; ритмические приёмы, обусловленные развитой хореографией: дробление первой доли, добавление различного рода асемантических слогов и слов (создать непрерывный плясовой ритм); использование в качестве художественного приема синкоп. Следует отметить, что равносегментность характерна для всех плясовых песен, независимо от типа стихосложения поэтического текста.

Вместе с тем, каждая из перечисленных выше стилевых зон Белгородского края имеет свой стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений. Все регионы объединены общими чертами, обусловленными близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, а также «игрой» песни независимо от её жанра, страстью к исполнению различных ритмических украшений ногами во время карагодных и плясовых песен. В музыкальном фольклоре местные традиции заметно различаются между собой. Так, основная композиционная форма народной хореографии Белгородско-Воронежского региона - карагод. В Белгородских селах под карагодом понимают не только движущихся, танцующих людей в круге, но и стоящих рядом

«потенциальных исполнителей». Слово «карагод» употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо. Сутью карагода является импровизация. В этом процессе возникает многообразие форм построений и движения людей:

- ритуальное движение по кругу, как солярному знаку. Результат этого движения - это правдивость и художественность танцевальных образов которые опрелеляются их содержанием и танцевальной лексикой;

- приуроченность к важнейшим для земледелия временам года;

- драматическое действо носит характер коллективного действия, и очень часто их композиция помогает раскрытию содержания;

- фигуры - символы карагода, элементы его хореографии подтверждают духовную жизнь народа.

По мнению Жирова М.С., движущим фактором круговой формы карагодов являлась высочайшая этнокультура народа. Драматургическая основа и сюжет диктовалась устоявшейся традицией, условиями жизни, эстетическими вкусами и идеалами, отношением к наследию2. Соглашаясь с мнением Веретенникова И.И., мы отмечаем, что «круговое движение не всегда начинается сразу. Вначале происходит разыгрывание песни. В это время выявляются лидеры-заводилы, которые стараются «завести» всех, заразить своим настроением и себя показать. Направление их движения неопределенно и носит импровизационный характер»3.

Для движения рук в карагодах «большое значение имеет её музыкальный язык. Руки исполнителей своим движением дополняют, подчеркивают интонационную мысль, «рассказывая» песню от начала до конца. В соответствии с этим завязке песенного действа соответствует особое положение рук исполнителей на уровне лица. Как вариант отдыха используются и движения рук внизу. В кульминационные

4

моменты песни, то есть наивысшего эмоционального подъема - руки вверху» .

Одна из форм полиритмии, бытующая в данном регионе, «пересек», особенность которого заключается в соединении двух разных ритмов. «Пересек» соединяет несколько хороводных шагов, выявляет индивидуальность, разнообразит пластику движений. В Белгородско-Воронежском регионе велико многообразие народных танцев: пляска с частушками «Матаня», имеющая импровизационный характер, как в композиции построения, так и в лексике движений: пляски под гармошку «Барыня», «Калинка», «Сербиянка», «Камаринская» включают сольные, парные и групповой переплясы, основанные на местной хореографической традиции. Помимо танцев, имеющих древнейшие корни сохранились бытовые народные танцы более позднего происхождения, несущие в себе черты традиционного стиля и лексики бальной хореографии. Это польки «Птичка», «Бабочка», а также «Страдания», «Светит месяц», «Краковяк», «Выйду я на реченьку».

Существенно отличается хореографический фольклор Белгородско-Оскольского региона. Как известно центр области и русло реки Оскол заселяли выходцы из Тульской и Орловской областей, о чем свидетельствуют общие черты костюма, говора, обычаев, лексики танцевальных движений. В XVII в. украинцы поселились на территории Московского государства, уходя из Польско-Литовской унии. Они образовали множество поселений по всей территории юга Московского

2 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие. Белгород, 2000. С. 115

3 Веретенников И.И. Белгородские карагоды / И.И.Веретенников. Белгород, 1993. С.17

4 Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие. Белгород, 2000. С.47

государства, сохраняя свои культурные традиции. Движения хороводного шага здесь в основном мягкие, на полупальцах. Широко используется переменный шаг, движения простым, мелким, широким и шаркающим шагом, поочередные притопы ногами на месте и в движении, простая дробь, тройной притоп с акцентом на вторую долю такта. Мягкие на полупальцах движения обусловлены мягкой обувью вязанными шерстяными тапочками, обшитыми мягкой кожей. В танце присутствуют женские движения с платками и шалями при покачивании корпусом, что придает композиции определённый колорит, визуальную красоту и специфическую художественную игру. «Участники хороводной игры, держась за концы платка, делают попеременной движение плечами и всей рукой вперед»5. Композицию карагодного движения составляет круг, полукруг, а так же импровизационные переходы участников внутри круга, парные и групповые переплясы. Ввиду того, что ритмические рисунки каждой исполнительницы индивидуальны, возникает уникальная ритмическая полифония.

Народная культура хореографической традиции Белгородско-Курского региона необычайно многогранна и по-своему уникальна. Край представлен бытованием карагодов, танков и «ширинок» (карагод с рушниками). Карагод здесь следует понимать как коллективную круговую пляску под собственное пение или под игру музыкантов, где на первое место выступает творческое мастерство участников, так и собравшихся вместе «сыграть» песню, «поскакать» и просто послушать. Карагоды водят, держась за руки, или свободно импровизируют руками, возможны проявления индивидуальности каждого - взявшись за платочки. В настоящее время бытуют те карагоды, в которых соединяются все формы движения. Карагод может начинаться с пения на месте, либо с «разыгрывания» песни, т.е. процесс впевания, нахождения подголосков, выявления «хозуна», «скакуна», по инициативе которого и осуществляется движение по кругу.

В формировании мужского хороводного шага, движения ног, как более простые, так и более сложные опираются на форму и ритм песенной фразы. Начало и концы фраз дополняют силой удара ног, взмахами рук, поворотами и наклонами корпуса. И.И.Веретенников отмечает нередкое использование мужчинами разных ритмических рисунков ногами под одну и ту же песню. Это связано с индивидуальным творческим началом исполнителя карагода, его природной одаренностью, возрастом, настроением, характером, состоянием души и т.д.

Импровизационное движение рук у мужчин в карагодах и танках отличаются большой свободой. Главное действующее лицо и душа карагода, зачинщик и заводила мужчина - «хозун» или «скакун». Широкое распространение имело также движение, которое называли «ход крылом». Его исполнителей именуют «крыловиками». Женские движения в карагодах Белгородско-Курского региона - мягкие, спокойные. Девушки движутся медленно, слегка покачиваясь «с ноги на ногу» словно плывут. Основной шаг движения простой или шаг с прибивом.

Ценнейшим достоянием традиционного хореографического наследия Белгородско-Курского региона является бытование разновидности карагодов некругового типа - танков с развитым хореографическим построением и множеством фигур. Происхождение слова «танок» имеет две версии. Первая - связанна со словом танец; другая - с русским словом тын, тынок (плетень - ряд кольев, переплетенных хворостом), напоминая ряд певцов взявшихся за руки. Существует композиция

5 Веретенников И.И. Белгородские карагоды / И.И.Веретенников. Белгород, 1993. С. 46

«кривых танков» - «в одну улицу», «в две улицы», «в три улицы», танок «Капуста». В Вышних Пенах Ракитянского района - «Танок парами» и др.6

Существует пласт хороводов, связанный с продуцирующей магией, направленной на прирост скота или увеличение урожая. Такие хороводы всегда круговые, что означает связь с древним языческим культом Солнца, основным символом которого является круг. Поэтический склад этих хороводов близок песням календарно-земледельческого цикла. Эти хороводы характерны для южнорусской традиции (Воронежской, Курской, Белгородской областей). Среди атрибутов хороводов чаще всего встречается льняное полотенце. Его держит первая пара, за которой выстраиваются все участники хоровода, образуя длинный «коридор». Иногда полотно растягивается вдоль всего строя: считалось, чем дольше растянется полотно, тем более «долгим» уродится лён.

Преобладание в хороводе хореографического или игрового элементов во многом определяется его приуроченностью. Например, в хороводах зимнего периода - святочных - явно доминирует игровое, драматическое действие. Обусловлено это тем, что такие хороводы «разыгрывают» во время молодёжных вечеринок, которые происходят на святочной неделе. Поэтика и образный мир неприуроченных хороводных и игровых песен близки лирическим песням. Наиболее распространенными в хороводах являются мотивы выбора себе пары, причём не старика, не недоростка, как часто поётся в песнях, а «ровни».

Южнорусские хороводы насыщенны разнообразием песенных форм, сюжетов, ритмических решений. Этот жанр практически вытесняет календарные песни, и наряду с плясовыми песнями становятся доминирующим в регионах. Объясняется это и «круглогодичная» приуроченность хороводов ко всем календарным праздникам, их исполняют даже во время Великого поста (постовые хороводы). На русском Юге, жанр хороводов делится на подвиды по принципу приуроченности:

- карагоды зимнего сезона (святочно - масленичные обряды - вечорочные хороводы и просто пляски на улице);

- танки - обряды ранневесеннего сезона и весенне-летнего пограничья.

Граница между ними определяются Пасхой: с этого дня перестают водить

карагоды и начинают водить танки. Карагоды и танки противопоставлены не только по сезонной приуроченности, но и по составу участников. Танки (с разным местоположением ударения, обычно на втором слоге), исполняют только девушки и женщины а карагоды могут танцевать все. Отличаются они и по темпу: танки исполняют в более быстром темпе, нежели карагоды. Стих южнорусских хороводных и игровых песен обязательно содержит рефрен - состоящий из припевных слов «лёли, лёли», «алилей-лёли».

Пляску использовали как в плясовых, так и хороводных, свадебных песнях. Плясовая песня, в далеком прошлом, была неразрывно связана с обрядом и представляла собой ритуальную пляску. Однако на протяжении последних столетий они утрачивают своё обрядовое значение. Для плясовой песни характерна неприуроченность, безотносительность её исполнения к каким - либо датам и праздникам (их могут петь всегда и везде). В основном эти песни исполняются на застольях, во время гуляний, ярмарок и т. д. Также плясовые песни попадают и в обрядовый контекст, их могут исполнять на свадьбе или по случаю какого-либо календарного праздника. Важным отличием плясовой песни выступает обязательное наличие инструментального или вокально-инструментального сопровождения.

6 Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. С. 54.

Систематизация песен с движениями, представленных в таблицах объединены с учётом жанра, музыкального, вербального уровней, характера и формы бытования песен, фольклорного текста.

Функции песен с движением

фольклорный текст Песни, приуроченные к определённым периодам земледельческого и жизненного циклов Песни, исполняемые вне обрядов

Песни исполняемые на свадьбу (плясовые) календарные (таночные) Игровые Хороводные и плясовые (карагодные)

Функции Формы бытования пение и пляска является частью определённых праздников, обрядов, обычаев пение и пляска являются частью игры пляска в карагоде, микрокульминаци и общая большая кульминация как наивысшее эмоциональное высказывание

вербальный тексты сакрализируют ситуацию: регламентируют или комментируют обряд. тексты создают игровую ситуацию тексты могут быть любыми

музыкальный типовые напевы или типовые ритмы выполняют знаковую роль (маркируют время) напевы ограничивают время действий для участников игры напевы задают определенный ритм для согласованной пляски или хоровода

Содержание песен с движением

Уровень н р о ого текста Песни, включенные в обрядовые циклы Песни необрядовые

л к ь л о ф свадебные под пляску календарные (таночные) Игровые Хороводные и плясовые (карагодные)

й ы содержание пляски символизирует содержание содержание

е и переход, необратимость действий в игре: пляски:

н а * а е д о н ь л происходящих событий лицедейство, демонстрация

й К о и инсценировка индивидуального или

С ц к а коллективного

мастерства

й текст создает фольклорную картину текст воспроизведение

ы н мира с типовыми персонажами, воспроизводит любых жизненных

ь ситуациями, поступками, с образно- ситуаций

а б возвеличиванием природы и символическое или

р е в социальных идеалов реальное описание

игровых действий

й напевы имеют музыкальную напевы задают напевы

ы н семантику (символизируют родовой темп и ритм, программируют

ь л tf к язык общины невесты/родовой язык подчеркивают определенный

общины языка, общий язык, призыв, перемену ситуации ритм движения

ы з у заклинание в особых формах игры (сменой

м интонирования) напева)

Таким образом, народная хореография является неотъемлемой частью музыкального фольклора, органичным элементом народной исполнительской культуры, несущей в себе особенности региональных стилей. Как и песенное искусство, хореографическое ярко проявляется в манере, характере рисунка композиции, количестве участников, различии темпов движения в однородных жанрах в разных локальных традициях. В ней не встречается просто «русских танков, карагодов, плясок», а наоборот, подчёркивается множественность, контрастность и разнообразие русской хореографической традиции, позволяющие с полным основанием определять народное искусство как национальное.

Список литературы

1. Веретенников И.И. Белгородские карагоды / И.И.Веретенников. Белгород, 1993.

2. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие / М.С.Жиров. Белгород, 2000. 267 с.: ил.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1600 с.: ил.

4. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция / В.М.Щуров. М.: Сов. композитор, 1987. 312с.; ил. нот.

FOLK DANCE AS INTEGRAL COMPONENTS OF FOLK

MUSIC HERITAGE

O.I. Alekseeva

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: alex-amritam@mail.ru

This article examines the folk choreography as part of folk art and culture, a key element of folk songs. The phenomenon of folk dance presented in the context of genre composition, functions, and content of the songs with the movements.

Keywords: folk choreography, folk songs, folk art culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.