Научная статья на тему 'Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области'

Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
470
131
Поделиться
Ключевые слова
ОБЛАСТЬ / РАЙОН / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ПЕСНИ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Владимирова Валентина Александровна

В статье представлены результаты исследования территориальной организации традиционной музыкальной культуры Курской области. Выявлена неоднородность музыкально-фольклорных традиций области, подчеркивается влияние историко-культурного и географического факторов, а также современных процессов на их формирование и современное состояние. Приводится внутриобластное районирование традиционного музыкального творчества.

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Владимирова Валентина Александровна,

Intraregional areas of traditional national musical creativity of Kursk region

This article presents the results of the research of territorial organization of traditional musical culture of Kursk region. The heterogeneity of the district's musical folk traditions is revealed and the influence of the historical and cultural, geographical factors and also the modern processes on their formation and on the present state are marked. The intraregional zoning of the traditional musical creation is shown

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области»

УДК 911.3:78.08(323)

ВНУТРИОБЛАСТНЫЕ РАЙОНЫ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО

ТВОРЧЕСТВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© В.А. Владимирова

Ключевые слова: область; район; музыкальные традиции; культура; песни; культурный ландшафт.

В статье представлены результаты исследования территориальной организации традиционной музыкальной культуры Курской области. Выявлена неоднородность музыкально-фольклорных традиций области, подчеркивается влияние историко-культурного и географического факторов, а также современных процессов на их формирование и современное состояние. Приводится внутриобластное районирование традиционного музыкального творчества.

Курская область обладает не только богатейшим природным, но и уникальным культурным потенциалом. Особый интерес вызывает традиционная народная музыкальная культура исследуемой области, которая обладает самобытностью и многообразием. К сожалению, в современный период происходит постепенное исчезновение традиционной музыкальной культуры, поэтому актуальной становится проблема ее сохранения, дальнейшего развития и активного использования обществом. Сохранить это уникальное богатство можно лишь учитывая территориальное разнообразие культурного и природного наследия Курской области, условия его формирования и бытования.

Развитие традиционной народной музыкальной культуры обусловлено сложными и длительными процессами взаимодействия природных, социальноэкономических и исторических факторов. Особенности традиционной народной культуры, сформировавшиеся исторически, являются отражением не только истории, но и раскрывают социальное и культурное взаимоотношение различных этносов, а это - источник познания истории отдельных этнических групп.

Локальные традиции на огромной территории России развивались разными темпами, с различной степенью взаимодействия с другими этническими культурами. Народная музыкальная культура южной территории России, включая Курскую область, имеет внутреннее сходство и единство. В исторической и этнографической литературе данная территория определяется как «южнорусская». Географически она охватывает частично лесостепные и степные районы ВосточноЕвропейской равнины до предгорий Кавказа. На этом большом пространстве в ХХ в. профессором В.М. Щу-ровым была выделена южнорусская песенная традиция, которая в широком смысле охватывает традиции донских и кубанских казаков, а в более узком смысле это название закрепилось за музыкальными традициями центрально-черноземной полосы [1]. Но в ней, как в крупной региональной традиции, имеются, конечно же, и внутренние более мелкие локальные различия, которые сформировались в течение длительного и сложного процесса ее становления и обусловлены географическим и историко-культурным факторами. Это является

особенно актуальным для Курской области. Выгодное географическое положение (находится на водоразделе крупных рек - Днепра и Дона) и транзитное положение между Москвой и югом России в сочетании с благоприятными климатическими условиями определили особенности ее заселения с древнейших времен. С VI-IX вв. территория области принадлежала племенному союзу северян, которые по описанию Летописца Нестора в «Повести временных лет» занимали бассейны рек Псла и Воркслы и лесостепные черноземы Левобережья Днепра [2]. Долгое время славяне-северяне были тем населением, которое определяло течение местной жизни, ее хозяйственный уклад и культурные традиции. Особенности традиционной музыкальной культуры Курской области неразрывно связаны с историей колонизации юга России. Заселение происходило поэтапно из различных мест центральной и западной зон этнической территории расселения русских, на протяжении нескольких столетий. Постепенно происходила этническая и культурная консолидация отдельных групп русских. Сложные миграционные процессы XV[-XVШ вв. оказали влияние на формирование этнокультурных особенностей населения. В результате сформировался неоднородный культурный ландшафт, в котором существуют несколько этнографических групп разного происхождения (саяны, горюны, цуканы, палехи).

Рассматривая внутриобластные отличия в комплексе традиционной музыкальной культуры, мы учитываем, что Курская область, граничащая на западе и юго-западе с Украиной, была и остается зоной межэтнических контактов русских и украинцев. Она располагается в пределах русско-украинской этноконтактной зоны. В районах чересполосного русско-украинского поселения (частично Суджанский и Беловский, Глушковский, Кореневский, Рыльский районы) украинские традиции, значительно отличающиеся от русских, оказали большое влияние на формирование традиционной музыкальной культуры области. Изучая русский (курский) и украинский песенный репертуар, мы убеждаемся в многообразности их взаимодействий и взаимовлияний. В текстах курских песен огромное количество украинизмов. Особенно влияние проявляется в лексике,

а также заимствовании мотивов, сюжетов, символов и образов. Так, например, в русском песенном репертуаре очень хорошо прижились символы, связанные с природой и бытом украинцев. В курских селах смешанного расселения встречаются песни с общими сюжетами на русском и украинском языках. Результатом взаимовлияний является также смешение русских и украинских элементов в одной песне [3].

Исследуя музыкальные традиции Курской области, мы обращаем особое внимание на влияние природного фактора. Поэтическое содержание курских песен наполнено неповторимыми по красоте образами природы. В песнях природным фоном жизненного пространства являются: поле с травой зеленой, зеленые дубравы, луга, рощи, боры, сады, пшеничное и ржаное поля. Из природного пейзажа особенно выделяются такие деревья, как зеленые верба, сосенка, калина, а также белая кучерявая береза. Характеризующие пейзаж эпитеты отражают географические особенности территории Курской области. Широко применяется прием образного параллелизма: любое явление или событие человеческой жизни находит отражение в мире природы. В таких случаях текст песни разделяется на две части: первая рисует мир природы, а вторая - мир людей. События человеческой жизни сопоставляются с природным миром. Окружающее пространство лесостепной полосы повлияло не только на образное содержание песен, но и на характер курян и манеру исполнения. Чаще всего песни на территории Курской области пели под открытым небом на просторных участках, отсюда и резкая подача звука, плотность звучания, насыщенность и яркость исполнения.

Среди песен мы встречаем и «географические песни», представляющие собой географически ориентированные фольклорные тексты. Термин был введен Д.К. Зелениным [4].

Музыкальные традиции области неоднородны и являются результатом многовековой истории. Но в целом они имеют аналогичные черты, которые объединяют их в курскую песенную традицию, отличительным и характерным качеством которой является опора на хореографию.

Локальные различия внутри Курской области проявляются в исполнительской манере, хореографии, репертуаре, поэтических образах и музыкальных выразительных средствах. В результате традиционная музыкальная культура одних районов Курской области значительно отличается от других ее районов. Необходимо отметить, что региональные и локальные особенности музыкального фольклора области проявляются именно в древних по своему происхождению жанрах -календарных песнях, приуроченных к определенному времени календарного цикла колядках, «масленках», «веснянках», «постовых» (исполняемых во время Великого поста), покосных, таночных и карагодных, свадебных и некоторых протяжных [5]. Народные старинные песни, вместе с сопровождавшими их обрядами и обычаями, дают нам представление не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе населения, но и об их мировоззрении, верованиях. Песни более позднего происхождения одинаково поются во многих областях России, поэтому не могут отразить особенности региональной специфики.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 1. Внутриобластные районы традиционного народного музыкального творчества Курской области

Углубляя анализ пространственной структуры народного музыкального творчества по результатам экономико-географического исследования и тенденции его развития, представляется возможным выделить на территории Курской области внутриобластные районы. В данном случае, районирование, основанное на сопоставлении показателей и связей между природным комплексом, населением и традиционной музыкальной народной культурой, отражает территориальный аспект развития. Имеющиеся различия в историческом развитии, в системе традиционных календарных праздников и календарном песенном цикле, сценарии традиционной свадьбы, системе жанров музыкального фольклора, репертуарном списке бытующих песен, хореографии, традиционном инструментарии, музыкальном мышлении, уровне развития, концентрации, исполнительской манере позволили на территории Курской области выделить пять районов народной музыкальной культуры: Попселье, Посемье, Курско-Воронежское приграничье, Северо-восточный и Центральный (рис. 1). В данном случае, районирование проведено с учетом региональной и локальной специфики. Конечно, границы районов проведены условно, т. к. невозможно их точно очертить из-за смешения культурных явлений.

Попселье. Территория Попселья включает юг и юго-запад области. В него входят районы, расположенные в бассейне верхнего течения реки Псёл: Суд-жанский, Беловский, Большесолдатский, Медвенский, Обоянский, Пристенский. Ведущую роль в формировании музыкальных традиций Попселья сыграла выстоявшая и сохранившаяся народная культура славян-северян. Об этом свидетельствует большое количество архаичных элементов в области материальной и духовной культуры. Еще в начале прошлого века на данной территории, в верхнем течении реки Псёл и ее притоков, исследователями было установлено наличие единой локальной традиции.

Преобладающим жанром с развитой хореографией в Попселье является карагод, представляющий собой род пляски, где выявляется индивидуальное мастерство пляшущих [6]. Чаще всего карагоды исполнялись под инструментальную музыку ансамбля, в который входили разнообразные деревянные духовые музыкальные инструменты - кугиклы, пыжатки, рожки (жалейки), дудки; струнные музыкальные инструменты - балалайка, гудок, скрипка. Соседством с Украиной объясняется распространение в некоторых селах Попселья мандолины (с. Ивница Суджанского района, с. Илек Белов-ского района).

В Попселье преобладают плясовые карагодные песни, отличительной особенностью которых является наличие припевных слов «ляли-лёли», поэтому традицию именуют так же «алилёшной». «Алилёшные» песни имеют календарную приуроченность, т. к. строго соответствуют определенному сезону или празднику. Они исполнялись в течение всего года, за исключением времени Великого поста. Свадебные песни так же тяготеют к плясовым и имеют припевные слова «лели-лели». Именно эти песни, исполняющиеся под энергичную пляску, создают характер и настрой свадьбе Попселья и составляют большую часть в обряде [7]. Для обряда Попселья не характерен «девичник», который был распространен у восточных славян. Здесь не сохранилось сценария его проведения, обрядовых дей-

ствий, прощальных песен и причитаний невесты. Вероятно, девичник сильно разрушен и утратил свои обрядовые функции. Надо отметить, что на свадьбе Попсе-лья вообще мало прощальных песен и обряд причитания здесь так же не обязателен.

По воскресным дням Филиппова поста, Великого поста, на Благовещение, в Вербное Воскресенье и на Пасху в Попселье водили постовые танки, которые не смешивались с карагодными плясками и водились очень степенно в форме торжественных шествий с пением особых лирических постовых песен. Танки с более сложными хореографическими построениями исполнялись после Пасхи под пение веселых «алилеш-ных» песен.

Посемье Район Посемья расположен на северо-западе Курской области в бассейне реки Сейм и ее притоков. В него входят Железногорский, Фатежский, Дмитриевский, Хомутовский, Конышевский, Рыль-ский, Льговский, Курчатовский, Октябрьский, Глуш-ковский и Кореневский районы. Курское Посемье заселялось поэтапно, результатом чего стала историческая многослойность культурного ландшафта, в котором сосуществуют различные виды музыкально-фольклорных традиций - от раннего до позднего формирования. Наличие единой доминирующей музыкальной традиции в Посемье послужило причиной выделения района. Существующая традиция и географически и стилистически примыкает к традиции Восточного Полесья. Ведущим жанром в Посемье являются календарные песни, которые составляют наиболее ранний слой музыкального фольклора и влияют на все другие жанры. Календарно-приуроченные песни сохранились здесь до наших дней. Они исполняются в медленном темпе и не сопровождаются хореографией.

В Посемье так же распространены танки с пением таночных «алилешных» песен и малые карагоды, которые здесь называются «караводами». Наибольшее распространение получили танки с яркими игровыми моментами и карагоды с величанием. Из музыкальных инструментов использовались только балалайка и жалейка.

Свадебные песни здесь имеют черты сходства с календарными песнями. В Посемье был распространен девичник, сопровождающийся пением грустных прощальных песен, а также каравайный обряд.

В настоящее время в Посемье повсеместно распространены не связанные с обрядами лирические песни и страдания более позднего происхождения, которые бытуют здесь в большом количестве.

Курско-Воронежское приграничье. Данный район расположен на востоке Курской области и включает Касторенский и Горшеченский районы. Музыкальная традиция, существовавшая в районе Курско-Воронежского приграничья, несмотря на свои архаичные черты, стилистически отличается от традиций Попселья и Посемья. Ведущим жанром в районе некогда была обрядовая песня, которая выполняла в прошлом магические функции, сопровождая главные моменты обрядов. По сравнению с другими районами Курской области традиционная музыкальная культура этого района начала разрушаться намного раньше и довольно быстрыми темпами.

Свадебный обряд очень сильно разрушен. Но, по имеющимся сведениям, в нем присутствовали архаич-

ные элементы. После свадебного венчания, повивание молодой и свадебный пир проходили в доме родителей невесты [8].

На территории Курско-Воронежского приграничья не сложилась традиционная широкораспевная протяжная песня. Местами здесь распространены более поздние по происхождению лирические протяжные женские песни.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Северо-восточный район. К Северо-восточному району относятся Поныровский, Золотухинский, Щиг-ровский, Черемисиновский, Советский, Тимский, Солнцевский и Мантуровский районы Курской области. Причиной выделения района послужило наличие музыкальной традиции, которая имеет более позднее происхождение по сравнению с Попсельем, Посемьем и Курско-Воронежским приграничьем. Географическое положение района обусловило смешение локальных традиций соседних районов. Центральное место в музыкальной традиции Северо-восточного района занимает протяжная лирическая песня, которая является преобладающей и оказывает влияние на другие жанры: хороводно-плясовые и свадебные песни, которые так же широко распространены на данной территории. Протяжные лирические песни исполняются в медленном темпе, с широкими распевами и украшениями. В поздних по происхождению лирических песнях особенно заметно влияние украинской музыкальной культуры. Это отчетливо проявляется в смешении музыкальных традиций, характерных для юга России и Украины, а также русского и украинского диалектов. На территории Северо-восточного района получили широкое распространение и украинские лирические песни, которые здесь исполняются, и по сей день. В свадебном обряде присутствует девичник, но без причитаний невесты. Календарно приуроченных песен сохранилось очень мало. Среди народных музыкальных инструментов, под сопровождение которых исполнялись разнообразные песни и пляски, наиболее распространенными в Северо-восточном районе являются балалайка, гармошка, скрипка, гитара.

Центральный район. К Центральному району относится Курский район с городом Курском. Выделению района способствовало наличие особого типа традиционной культуры, который сложился в результате влияния городской среды.

По немногочисленным сохранившимся сведениям известно, что в Центральном районе вплоть до начала ХХ в. широко бытовали танки: «Ежедневно десятки хороводов плавно и неспешно шествовали преимущественно главными улицами Курска» [9]. Повсеместно водились здесь традиционные праздничные танки на Пасхальной и Троицкой неделях и в престольные праздники. Интересная особенность таких танков заключалась в маскарадном виде участников [10]. В песенный календарный цикл Центрального района входят

обрядовые комплексы, приуроченные к святочному, масленичному, пасхальному и троицкому периодам.

Отпечаток городского быта влиял на характер и содержание песен, манеру исполнения, проведение обрядов. Их тематика и поэтические образы были созвучны внутреннему миру горожан того времени.

Таким образом, результаты исследования показали, что существующие внутри области пространственные различия в традиционной музыкальной культуре обусловлены природными условиями, историческими факторами и территориальной структурой. Образование системы районов народного музыкального творчества является свидетельством зрелости музыкального фольклора Курской области. Теоретическое обобщение и методические приемы проведенного исследования могут быть использованы для изучения территориальной структуры остальных компонентов традиционной народной культуры Курской и других областей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. С. 159163.

2. Культура и культурно-историческое наследие. Курск, 2002. С. 34.

3. Грешникова А.В. Русско-украинские фольклорные связи в необрядовой песенной лирике (на фольклорном материале Курской области): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2007.

4. Зеленин Д.К. Географическая песня // Вестн. воспитания. 1904. № 4. Разд. 2-4. С. 91-94.

5. Токмакова О.С. Современные требования к собиранию, записи и хранению фольклора // Проблемы возрождения и сохранения традиционной культуры: материалы обл. науч.-практ. конф. Курск, 2005. С. 11.

6. Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М.: Сов. композитор, 1975. С. 82.

7. Карачаров И.Н. Песенная традиция с. Плехово Курской области Суджанского района - уникальное явление в русской народной музыкальной культуре // Роль народного творчества южных регионов России в современной культуре: сб. докл. III регион. науч.-практ. конф. Курск, 1999. С. 34.

8. Сысоева Г.Я. Локальные стили в южнорусской традиции // Духовное наследие русской национальной культуры: тез. и докл. II регион. науч.-практ. конф. Курск, 1998. С. 12.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9. Старый Курянин. Курские танки // Курские губернские ведомости. 1900. № 78. С. 3.

10. Золотарев Я. Пригородная слобода Казацкая // Курский сборник. 1902. Вып. 2. С. 118.

Поступила в редакцию 18 июня 2009 г.

Vladimirova V.A. Intraregional areas of traditional national musical creativity of Kursk region. This article presents the results of the research of territorial organization of traditional musical culture of Kursk region. The heterogeneity of the district's musical folk traditions is revealed and the influence of the historical and cultural, geographical factors and also the modern processes on their formation and on the present state are marked. The intraregional zoning of the traditional musical creation is shown.

Key words: district; region; musical traditions; culture; songs; cultural landscape.