УДК 376.42:37.034
ББК Ч455.005.1 ГСНТИ 14.29.05 Код ВАК 13.00.01, 13.00.03
Зак Галина Георгиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовно-нравственное воспитание; интегративный подход; инновационные формы и методы; личностные результаты; обучающиеся с умственной отсталостью; сетевое взаимодействие; урочная и внеурочная деятельность.
АННОТАЦИЯ. В связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью в образовательных организациях назрела необходимость составления адаптированной основной образовательной программы для указанной категории обучающихся. Адаптированная основная образовательная программа должна содержать программу духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью. В большинстве имеющихся исследованиях представлены материалы, посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Духовно-нравственное воспитание умственно отсталых обучающихся до последнего времени не стало предметом активного изучения в олигофренопедагогике, что, по нашим наблюдениям, вызывает у части педагогов затруднения при разработке программы духовно-нравственного воспитания.
В данной статье представлены теоретические подходы к определению цели, задач, принципов и направлений реализации программы духовно-нравственного воспитания умственно отсталых обучающихся, которая должна реализовываться с учетом интегративного подхода. Рекомендации будут полезны не только педагогам-дефектологам специальных образовательных организаций, но и педагогам, осуществляющим образовательную деятельность с данной категорией обучающихся в инклюзивной форме.
Zak Galina Georgievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Institute of Special Education, Ekaterinburg, Russia.
INTEGRATIVE APPROACH TO SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TRAINEES WITH MENTAL RETARDATION
KEY WORDS: spiritual and moral education, integrative approach, innovative forms and techniques, personal results, students with mental retardation, networking, task-work and extracurricular activities.
ABSTRACT. In connection with the adoption of the federal state educational standard of education of students with learning disabilities in educational institutions, there is a need of drawing up the basic educational programme adapted to this category of students. The adapted basic educational programme should contain a programme of spiritual and moral education of students with mental retardation. Most available studies presented materials on issues of spiritual and moral education of students of educational institutions. Spiritual and moral education of mentally retarded students was not the subject of intense study in oligophrenopedagogy recently. This fact, according to our observations, causes difficulties to the teachers in the development of programmes of spiritual and moral upbringing.
This article presents the theoretical approaches to defining the goals, objectives, principles, and directions of the program of spiritual and moral education of mentally retarded students, which should be implemented taking into account the integrated approach. The recommendations will be useful not only to the teachers, speech pathologists of specialized educational institutions, but to the teachers engaged in educational activities with this category of students in an inclusive manner.
Акцентуация внимания к духовно-нравственному воспитанию обучающихся совершенно неслучайна. Это обусловлено тем, что политические изменения в России в конце XX века сказались не только на смене социально-экономических устоев, но, несомненно, повлияли на духовно-нравственные ориентации: в общественном сознании стали ярко проявляться агрессивность, эгоизм, равнодушие. Социальная дезинтеграция общества ослабила идеологическое вмешательство в формировании духовного облика обучающихся, гражданско-
го самосознания, гордости и ответственности за свою страну. В современном обществе решение проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся стало приоритетной задачей.
Большой потенциал в духовно-нравственном воспитании заложен в сфере образования, которая способствует взаимопониманию между народами, нациями и конфессиями, в ней происходит понимание человеческой природы, ее ценностей, представление о человеке как неповторимом феномене. Духовно-нравственное воспита-
© Зак Г. Г., 2015
ние обучающихся общеобразовательных организаций подробно освещено в исследованиях А. Г. Ахмедьяновой [1], И. З. Глик-ман [2], Г. Громыко [3], Е. В. Губановой [4], В. Г. Гузеева [5], Н. Н. Дубининой [7], Л. В. Каршиновой [11], Е. В. Коротаевой
[14], О. Ф. Левичева [13], И. А. Пархоменко
[15] и др. ^
Анализ современной нормативно-правовой документации показал, что в адаптированную основную образовательную программу для умственно отсталых обучающихся должна включаться программа духовно-нравственного развития и воспитания [16] (далее по тексту - Программа). Под духовно-нравственным воспитанием указанной категории обучающихся будем понимать педагогически организованный систематический процесс, направленный на усвоение и принятие обучающимися базовых национальных ценностей, которые имеют сложную иерархическую структуру и организацию; к носителям базовых национальных ценностей относят государство, многонациональный народ Российской Федерации, культурно-территориальные сообщества, объединения, мировое сообщество, семья [6]. Вместе с тем, духовно-нравственное воспитание умственно отсталых обучающихся до последнего времени не стало предметом изучения в олигофренопедагогике, что, по нашим наблюдениям, вызывает затруднения у педагогов при разработке такой программы.
Программа должна быть методическим документом, определяющим ее содержание, структуру, место и значение в системе подготовки обучающихся. Программа должна включать пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты воспитания (личностные компетенции) обучающихся с умственной отсталостью.
В пояснительной записке нужно указать цель, задачи, принципы, основные направления и формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью. При составлении Программы педагогам следует помнить о том, что обучающиеся с умственной отсталостью имеют стойкие нарушения интеллекта, как правило, вследствие органического поражения головного мозга (олигофрении, прогрессирующие заболевания центральной нервной системы: ревматическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и т. д.) [9]. Характерной особенностью освоения знаний обучающимися с умственной отсталостью является дефицитарность непосредственно эмоционального общения [10], наблюдаются затруднения в овладении абстрактных понятий, в формировании коммуникатив-
ных навыков и общения, снижен темп деятельности. В связи с вышеуказанным, цель, задачи и содержание Программы должны соотноситься с особенностями обучающихся, т. е. быть доступны и понятны.
Цель программы формулируется, исходя из необходимости приобщения обучающихся с умственной отсталостью к базовым национальным ценностям российского общества, которые раскрываются в системе общечеловеческих нравственных ценностей в контексте формирования у них нравственных понятий, чувств, сознания и поведения [6]. Базовыми национальными ценностями являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Ключевыми воспитательными задачами программы могут быть:
— формирование у обучающихся основ социального поведения;
— формирование у обучающихся качеств гражданина-патриота, активного участника общественной жизни;
— воспитание у обучающихся любви к Родине, гордости за ее достижения, осознания России как великой державы;
— воспитание у обучающихся уважительного отношения к культурному и историческому наследию своей страны и народа.
Основываясь на том, что духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью - это систематическая и целенаправленная деятельность, она требует учета ряда принципов. В первую очередь к ним относится принцип целенаправленности, который предполагает четкую формулировку цели. Духовно-нравственное воспитание, основой которого является социальная активность и психофизическая готовность, возможно при наличии: личной цели (мотивации и осознания человеком того, для чего ему нужно это качество); социальной цели (осознание значимости для общества); персонифицированной цели (развитие конкретного человека).
Образовательное пространство организации характеризуется многонационально-стью, выступает как условие объединения и сохранения разных культур, этносов, религий. В связи с этим важным принципом является уважение личности обучающихся, независимо от мировоззрения, занятой позиции или сформировавшихся убеждений.
Указанный принцип имеет тесную связь с принципом опоры на положительные качества обучающихся. Педагог должен способствовать их развитию и видеть в них, прежде всего, развивающуюся личность. При этом показателем эффективности дан-
ного процесса может считаться уровень сформированности положительных качеств, социального опыта, развитых межличностных отношений, личностных компетенций.
Духовно-нравственное воспитание должно быть тесно связано с жизнью. Не секрет, что в реальной жизни обучающиеся часто сталкиваются с различными проявлениями духовно-нравственных отношений между людьми или их последствиями, что в свою очередь формирует у них не всегда адекватное мнение. Поэтому педагогу следует ориентироваться на положительные жизненные ситуации и примеры, делая акцент на духовно-нравственных взаимоотношениях обучающихся с близкими, друзьями, педагогами. При этом важно отсутствие расхождения слова педагога с делом.
Духовно-нравственное воспитание, несомненно, зависит от соблюдения принципа индивидуальных особенностей обучающихся. Индивидуальные особенности включают имеющиеся моральные устои, этические установки, характерологические черты, опыт личных взаимоотношений, наличие духовных способностей, степень и подверженность влияния других людей.
Важную роль играет и возрастная динамика в младшем школьном, подростковом и юношеском периодах на которую следует опираться при духовно-нравственном воспитании. Очевидно, что закладывать основы духовно-нравственного воспитания необходимо в младшем школьном возрасте - периоде формирования установок. В это время следует демонстрировать и объяснять важность общения и сотрудничества между людьми, подчеркивать значение других детей и людей, в том числе не похожих на ребенка.
В подростковый период следует развивать и трансформировать положительные духовно-нравственные качества личности. В этот период часто происходит отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует учить подростков понимать свой внутренний мир, принимать мнение окружающих.
К юношескому периоду у человека сформированы духовный и моральный облики, стремление к самовыражению и самоутверждению. У обучающихся с умственной отсталостью в силу психофизических нарушений этот период может иметь ряд особенностей. Именно в это время задача духовно-нравственного воспитания, включая уважение чести, национального достоинства, духовных и нравственных ценностей народов России, способствующей гражданскому самосознанию и ответственно-
сти, чувству патриотизма, становится наиболее актуальной.
Основные направления духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью должны включать как урочную, так и внеурочную деятельность. Именно интегративный подход способствует повышению духовно-нравственной культуры у обучающихся с умственной отсталостью. В урочной деятельности оно возможно через совершенствование в образовательных организациях содержания программ обучения. Опираясь на требования стандарта, образовательная организация разрабатывает учебный план, который состоит из двух частей.
Первая часть (обязательная) обеспечивает достижение главных целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью, включая формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям. Так, в содержании программ учебных дисциплин заложены темы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью:
— чтение и развитие речи (например, изучение произведений о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле);
— музыка (например, изучение произведений отечественной музыкальной культуры):
— изобразительная деятельность (например, знакомство с народными художественными промыслами в России с учетом местных условий);
— ручной труд (например, духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности при изготовлении изделий);
— природоведение (например, изучение целостной картины окружающего мира, познание своей Родины как части планеты Земля);
— истории (например, изучение народов и народностей России, их культурных ценностей и национальных традиций).
Вторая часть формируется участниками образовательных отношений и предусматривает учебные занятия, которые способствуют расширению и углублению знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин. Они обеспечивают различные индивидуальные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные и духовно-нравственные.
Программа, темы и разделы занятий определяются образовательной организацией самостоятельно. Вместе с тем, они должны предоставлять обучающимся возможность изучения и анализа соответствующей литературы, нормативно-правовых документов, просмотра видеоматериалов по выбранной тематике (например, история и культура родного края и др.).
В рамках обозначенных учебных занятий важно реализовывать инновационные методы. Развитие и закрепление навыков самостоятельности целесообразно осуществлять в ходе игрового обучения (например, с использованием метода психодрамы). При реализации данного метода отрабатываются умения межличностного общения в группе и коллективе, оценки и изменения состояния человека, вхождение в контакт с человеком, отличным от себя. Данный метод в настоящее время считается достаточно эффективным в работе с разными возрастными категориями обучающихся, так как позволяет воспроизводить конкретную ситуацию, дает возможность «проиграть» конфликтные ситуации [8].
Формированию у обучающихся с умственной отсталостью духовно-нравственной культуры и развитию исторической памяти способствует организация внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью будем понимать образовательную деятельность, направленную на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы, которая реализуется в различных формах (индивидуальные, групповые занятия, экскурсии, секции, соревнования, общественно-трудовые практики и т. д.) с применением разнообразных методов и средств. Важную роль играют кружковые объединения. На наш взгляд, участие обучающихся в кружковых объединениях является организационным воплощением новых подходов и принципов современной социально-гуманитарной и педагогической науки, способствует развитию, обогащению каждой личности, ее саморазвитию и самореализации в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Инновационной формой духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью является сетевое взаимодействие. В рамках внешкольной деятельности образовательная организация может привлекать к участию: организации дополнительного образования детей, организации культуры, спорта, религиозные и общественные организации, организации граждан, молодежные движения, разделяющих в своей деятельности базовые национальные ценности. Например, проведение месячника защитников Отечества, це-
лью которого является сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны и локальных войн, пропаганда их подвигов, боевой и трудовой славы. Месячник может предусматривать проведение конкурсов творческих работ и рисунков, литературно-музыкальных вечеров, межшкольных фестивалей патриотической песни, различные соревнования. Одной из форм в этом направлении является деятельность по оказанию помощи пожилым людям, ветеранам войны, труда и инвалидам.
Развитию активности и независимости в повседневной жизни способствует привлечение обучающихся с умственной отсталостью к дистанционной форме участия. Она предполагает участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах с использованием сети Интернет, независимо от места проживания и в удобное время.
Данная форма носит комплексный, ин-тегративный характер и включает следующие основные направления:
1) участие в международных, республиканских, региональных конкурсах;
2) участие в международных, республиканских, региональных предметных олимпиадах;
3) участие в программах и грантах российских и международных фондов.
Ключевым направлением при реализации программы должна стать совместная работа образовательной организации, семьи и общественных институтов. В данном направлении так же могут быть использованы разнообразные формы: родительские собрания, конференции и лектории, деловая и психологическая игра, диспут, семейная гостиная, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинары, педагогические практикумы, мастер-классы, тренинги для родителей [12].
Одной из форм, которая позволяет интегрировать и соединять разнообразные мероприятия в единый комплекс, является проектная форма. Проект дает возможность массового участия обучающихся, педагогов, родителей и заинтересованных лиц. В ходе подготовки, разработки и реализации проектов создаются пошаговые действия и элементы, которые поэтапно объединяются в промежуточный или конечный результат, что является важным моментом в решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
Подобное содержательное единство позволит эффективно реализовать требования стандарта указывающего на то, что освоение адаптированной основной образовательной программы должно обеспечивать достижение обучающимися предметных и личностных результатов. Предметные ре-
зультаты - знания и умения, освоенные обучающимися при изучении предметной области, готовность к их применению. Личностные результаты - индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки, формирование которых возможно при изучении учебных предметов и в ходе внеурочной деятельности.
В стандарте выделяется общий перечень личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, состоящий из тринадцати показателей. В аспекте духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, личностные результаты могут отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов [16].
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, составляющими основу этих результатов. Образовательной организации предоставляется возможность самостоятельно разработать процедуру оценки личностных результатов. Для подобной процедуры образовательная организация создает экспертную группу. В состав группы входят: учителя-предметники, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, медицинские специалисты и родители (законные представители). Результаты анализа должны представляться в виде удобных и понятных всем членам экспертной группы показателях. Перечень параметров оценки личностных результатов может быть представлен в следующем виде.
Таблица1
Личностный результат «Осознание себя как гражданина России; формирование чувства __ гордости за свою Родину»__
Базовые национальные ценности Значительная динамика 3 балла Удовлетворительная динамика 2 балла Минимальная динамика 1 балл Нет динамики 0 баллов
Семья Проявляет любовь и верность, уважение к родителям, заботу о старших и младших, того же требует от других Проявляет любовь и верность, уважение к родителям, заботу о старших и младших, но других не организует и не побуждает Проявляет любовь и верность, уважение к родителям, заботу о старших и младших при побуждении педагогами или другими обучающимися Не проявляет любовь и верность, уважение к родителям, заботу о старших и младших даже при побуждении педагогами или другими обучающимися
Патриотизм Проявляет любовь к большой и малой Родине, к своему народу, того же требует от других Проявляет любовь к большой и малой Родине, к своему народу, но не требует того же от других Любовь к большой и малой Родине к своему народу проявляется при побуждении педагогами или другими обучающимися Не проявляет любовь к большой и малой Родине, к своему народу, даже при побуждении педагогами или другими обучающимися
Гражданственность Знает и называет атрибуты государства, основной закон государства и отечественные законодательные документы, соблюдает правопорядок, поликультурный мир, того же требует от других Знает и называет атрибуты государства, основной закон государства и отечественные законодательные документы, соблюдает правопорядок, поликультурный мир, но не требует того же от других Знает и называет атрибуты государства, основной закон государства и отечественные законодательные документы, соблюдает правопорядок, поликультурный мир при побуждении и помощи педагогами или другими обучающимися Не знает и не называет атрибуты государства, основной закон государства и отечественные законодательные документы, не соблюдает правопорядок, поликультурный мир даже при побуждении и помощи педагогами или другими обучающимися
Окончание таблицы 1
Базовые национальные ценности Значительная динамика 3 балла Удовлетворительная динамика 2 балла Минимальная динамика 1 балл Нет динамики 0 баллов
Природа Знает об эволюции, бережет родную землю, заповедную природу, планету Земля, сформировано экологическое сознание, того же требует от других Знает об эволюции, бережет родную землю, заповедную природу, планету Земля, сформировано экологическое сознание, но не требует того же от других Знает об эволюции, бережет родную землю, заповедную природу, планету Земля, экологическое сознание проявляется при побуждении педагогами или другими обучающимися Не знает об эволюции, не бережет родную землю, заповедную природу, планету Земля, экологическое сознание не проявляется даже при побуждении педагогами или другими обучающимися
Труд и творчество Проявляет уважение к людям труда, готов к творчеству и созиданию, целеустремлен и настойчив при выполнении трудовых поручений, того же требует от других Проявляет уважение к людям труда, готов к творчеству и созиданию, целеустремлен и настойчив при выполнении трудовых поручений, но не требует того же от других Проявляет уважение к людям труда, готов к творчеству и созиданию, целеустремлен и настойчив при выполнении трудовых поручений при побуждении педагогами или другими обучающимися Не проявляет уважение к людям труда, творчеству и созиданию, целеустремленность, настойчивость даже при побуждении педагогами или другими обучающимися
Таблица 2 Личностный результат «Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов»
Базовые национальные ценности Значительная динамика 3 балла Удовлетворительная динамика 2 балла Минимальная динамика 1 балл Нет динамики 0 баллов
Социальная солидарность Проявляет доверие к людям, институтам государства и общества, справедливость, милосердие, честность, того же требует от других Проявляет доверие к людям, институтам государства и общества, справедливость, милосердие, честность, но не требует того же от других Проявляет доверие к людям, институтам государства и общества, справедливость, милосердие, честность при побуждении педагогами или другими обучающимися Не проявляет доверие к людям, институтам государства и общества, справедливость, милосердие, честность даже при побуждении педагогами или другими обучающимися
Наука Показывает ценность знания, стремление к истине, знает научную картину мира, того же требует от других Показывает ценность знания, стремление к истине, знает научную картину мира, но не требует того же от других Показывает ценность знания, стремление к истине, знает научную картину мира, при побуждении педагогами или другими обучающимися Не показывает стремления знания, к истине, не знает научную картину мира, даже при побуждении педагогами или другими детьми
Традиционные российские религии Сформированы представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности на основе межконфессионального диалога; того же требует от других Сформированы представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности на основе межконфессионального диалога; но не требует того же от других Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности проявляются при побуждении педагогами или другими обучающимися Не проявляются представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, даже при побуждении педагогами или другими обучающимися
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 9 45
_Окончание таблицы 2
Базовые национальные ценности Значительная динамика 3 балла Удовлетворительная динамика 2 балла Минимальная динамика 1 балл Нет динамики 0 баллов
Искусство и литература Сформированы чувства красоты и гармонии, имеет богатый духовный мир, может осуществить нравственный выбор; сформированы эстетические и этические понятия и категории; того же требует от других Сформированы чувства красоты и гармонии, имеет богатый духовный мир, может осуществить нравственный выбор; сформированы эстетические и этические понятия и категории; но не требует того же от других Чувства красоты и гармонии, возможность осуществить нравственный выбор проявляются при побуждении педагогами или другими обучающимися формируются эстетические и этические понятия и категории Чувства красоты и гармонии, возможность осуществить нравственный выбор не проявляются даже при побуждении педагогами или другими детьми; не сформированы эстетические и этические понятия,
Человечество Сформирована потребность мирного сосуществования и дружбы с народами и народностями, того же требует от других Сформирована потребность мирного сосуществования и дружбы с народами и народностями, но не требует того же от других Потребность мирного сосуществования и дружбы с народами и народностями, проявляются при побуждении педагогами или другими обучающимися Потребность мирного сосуществования и дружбы с народами и народностями не проявляются даже при побуждении педагогами или другими детьми
При определении уровня сформированное™ личностных результатов по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
НД - нет динамики (о баллов);
МД - минимальная динамика (1 балл);
УД - удовлетворительная динамика (2 балла);
ЗД - значительная динамика (3 балла).
Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 5).
I уровень - низкий (0,5-0 баллов);
II уровень - ниже среднего (1,8-0,6 баллов);
III уровень - средний (2, 4-1,9 баллов);
IV уровень - высокий (3-2,5 баллов).
Таким образом, в современном обществе большое значение имеет осознание важности духовно-нравственного воспитания обучающихся, культуры межнационального общения, уважения чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Молодое поколение является значительной силой укрепления России в настоящем и будущем, поэтому необходимо, чтобы у молодежи любовь к Родине была неотъемлемой частью ее мировоззрения, ценностных приоритетов. Для достижения цели и задач духовно-нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью важно осуществлять на всех этапах образовательного процесса в разнообразных формах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников / / Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 38-42.
2. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания // Народное образование. 2010. № 5. С. 259-263.
3. Громыко Г., Рязанов В. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в условиях парного обучения / / Директор школы. 2012. № 5. С. 51-56.
4. Губанова Е. В. , Пушнова Ю. Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / / Воспитание школьников. 2011. № 5. С. 8-14.
5. Гузеев В. Г. Истоки современного духовно-нравственного воспитания // Народное образование. 2012. № 4. С. 195-202.
6. Данилюк А. Я., Кондакова А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.
7. Дубинина Н. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина // Педагогика. 2012. № 5. С. 122-124.
8. Зак Г. Г. Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования / / Педагогическое образование в России. 2015. №7. С. 234-239.
9. Зак Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Специальное образование. 2012. №2. С. 49-57.
10. Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома / / Специальное образование. 2013. №3. С. 55-61.
11. Каршинова Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / / Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 6. С. 48-52.
12. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
13. Левичев О. Ф. Духовно-нравственное развитие: закон сохранения мощности / / Школьные технологии. 2010.№ 3. С. 64.
14. Коротаева Е. В. Духовно-нравственное воспитание: вчера и сегодня // Русский язык в школе.
2011. № 12. С. 10-14.
15. Пархоменко И. А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» / / Мир науки, культуры, образования. № 5. 2009. С. 184-186.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru.
LITERATURE
1. Akhmed'yanova A. G. Opyt, problemy i perspektivy dukhovno-nravstvennogo vospitaniya shkol'ni-kov // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2010. № 3. S. 38-42.
2. Glikman I. Z. Prakticheskiy aspekt nravstvennogo vospitaniya // Narodnoe obrazovanie. 2010. № 5. S. 259-263.
3. Gromyko G., Ryazanov V. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie shkol'nikov v usloviyakh parnogo obucheniya // Direktor shkoly. 2012. № 5. S. 51-56.
4. Gubanova E. V. , Pushnova Yu. B. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie lichnosti grazhda-nina Rossii // Vospitanie shkol'nikov. 2011. № 5. S. 8-14.
5. Guzeev V. G. Istoki sovremennogo dukhovno-nravstvennogo vospitaniya // Narodnoe obrazovanie.
2012. № 4. S. 195-202.
6. Danilyuk A. Ya., Kondakova A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vos-pitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshchenie, 2009.
7. Dubinina N. N. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie grazhdanina // Pedagogika. 2012. № 5. S. 122-124.
8. Zak G. G. Innovatsionnye podkhody k organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na nachal'noy stupeni obshchego obrazovaniya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015. №7. S. 234-239.
9. Zak G. G. Sotsial'naya reabilitatsiya detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu v usloviyakh detskogo doma // Spetsial'noe obrazovanie. 2012. №2. S. 49-57.
10. Zak G. G. Formy sotsial'no-bytovoy reabilitatsii detey s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalost'yu, vospityvayushchikhsya v usloviyakh detskogo doma // Spetsial'noe obrazovanie. 2013. №3. S. 55-61.
11. Karshinova L. V. Dukhovnoe i nravstvennoe razvitie i vospitanie lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve // Eksperiment i innovatsii v shkole. 2010. № 6. S. 48-52.
12. Konyaeva N. P., Nikandrova T. S. Vospitanie detey s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Oligofrenopedagogika». M. : Gumanitar. izd. tsentr VLADOS, 2012.
13. Levichev O. F. Dukhovno-nravstvennoe razvitie: zakon sokhraneniya moshchnosti // Shkol'nye tekhnologii. 2010.№ 3. S. 64.
14. Korotaeva E. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie: vchera i segodnya // Russkiy yazyk v shkole. 2011. № 12. S. 10-14.
15. Parkhomenko I. A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «dukhovno-nravstvennoe vospitanie mlad-shikh shkol'nikov» // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 5. 2009. S. 184-186.
16. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu. URL: http:// fgos-ovz.herzen.spb.ru.
Статью рекомендует канд. психол. наук, доцент Е. В. Хлыстова.