2018, том 20 [7]
УДК-376.42
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Хабарова И.В., Сидоренко О.А.
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Красноярск, Российская Федерация
Аннотация. В статье формулируются проблемы оценки личностных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью в контексте Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель статьи: выделить критерии и индикаторы формирования личностных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью и обосновать систему их оценки. Материалы и методы: анализировались показатели сформированности личностных базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Данные предоставлены региональной пилотной базовой площадкой по введению Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат». Результаты. Сформулированы основные критерии и индикаторы формирования личностных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью. Предложена система их оценки. Заключение. Предложенная система оценки личностных базовых учебных действий может быть реализована в образовательных организациях, осуществля-
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-6-11
EVALUATION OF PERSONAL BASIC ACADEMIC ACTIONS IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL VIOLATIONS
Khabarova I.V., Sidorenko O.A.
Krasnoyarsk regional institute for advanced training and professional retraining of educators, Krasnoyarsk, Russian Federation
Annotation. The article formulates the problems of assessing the formation of personal basic educational activities in children with mild mental retardation in the context of the federal state educational standard of education for students with mental retardation (intellectual disabilities).
The purpose of the article: to identify the criteria and indicators for the formation of personal basic educational activities in children with mild mental retardation and to justify the system of their evaluation. Matherials and Methods: the indicators of the formation of personal basic educational activities in students with moderate mental retardation were analyzed. The data was provided by the regional pilot base site for the introduction of the federal state educational standard for the education of students with mental retardation (intellectual disabilities) of KGBOU «Zelenogorsk boarding school».
Results. On the basis of the activity approach, the main criteria and indicators for the formation ofpersonal basic educational activities in children with moderate mental retardation are formulated. A system for evaluating personal basic training activities is proposed. Сonclusion. The system for assessing personal basic educational activities proposed in the article can be implemented in educational organizations that provide training for children with moderate mental retardation in the con-
—--—
~ 6 ~
—--
ющих обучение детей с умеренной умственной отсталостью в условиях федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые слова: личностные базовые учебные действия, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2009. № 1. С. 49-53.
[2] Мамаева А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Методическое пособие. 2014. 148 с.
[3] Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Электронный ресурс]. http://ivo .garant.ru/#/document/70860670/paragraph/ 101:1 (дата обращения: 22.04.2018).
[4] Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). [Электронный ресурс]. http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2016/08/Primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayushhihsya-s-umstvenmj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf (дата обращения: 22.04.2018).
[5] Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Владос, 2007. 181 с.
[6] Шипицына Л.М. Исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью (Методика «Позы человека») / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. СПб.: Изд-во ИСПиП, 2007. C.24.
ditions of the federal state educational standard of education for learning with mental retardation (intellectual disabilities).
Key words: personal basic educational activities, learning with moderate mental retardation.
REFERENCES
[1] Zabramnaya S.D. Psychological-pedagogical differentiation of children with moderate and severe mental retardation / S.D. Zabramnaya, T.N. Isaeva // Education and training of children with developmental disabilities. 2009. № 1. P. 49-53.
[2] Mamaeva A.V. Formation of initial communicative skills in children with moderate and severe mental retardation. Toolkit. 2014. 148 p.
[3] Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 N 1599 «On the approval of the federal state educational standard of education for children with mental retardation (intellectual disabilities)» [Electronic resource]. http://ivo.garant.ru/#/document/70860670/para-graph/101:1 (reference date: 22.04.2018).
[4] Approximate adapted basic general educational program for children with mental retardation (intellectual disabilities) [Electronic resource]. http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2016/08/Pri-mernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobra-zovatelnaya-programma-obrazovaniya-obuchayush-hihsya-s-umstvennoj-otstalostyu-intellektualnymi-narusheniyami.pdf (reference date: 22.04.2018).
[5] Education of children with severe underdevelopment of intellect: program-methodological materials / ed. I.M. Bgazhnokova. M.: Vlados, 2007. 181 p.
[6] Shipitsyna L.M. Investigation of the cognitive features of nonverbal communication in children with mental retardation (Method «Human Poses») / L.M. Shipitsyna, O.V. Zashcharinskaya. St. Petersburg.: Publishing house of ISPiP, 2007. P.24.
~ 7 ~
—--—
Введение. Известно, что группа обучающихся с умеренной умственной отсталостью неоднородна по своему составу. Отличительной особенностью является разная степень выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития в пределах одного возраста. Это создает трудности составления образовательных программ, выбора методов и средств обучения и оценки результатов [1, 2]. Федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее Стандарт) устанавливает требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Основой оценки служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов [3]. Элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью - это базовые учебные действия (БУД) [4]. Для обучающихся с умеренной умственной отсталостью важны не столько академические знания, сколько жизненные компетенции [5]. Необходима целенаправленная и систематическая работа над обогащением опыта ребенка, развитием его личностных качеств [6].
Вопрос оценки личностных базовых учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью приобретает особую актуальность в связи с тем, что необходима целенаправленная и систематическая работа по отслеживанию результатов обучающихся.
Цель статьи: выделить критерии и индикаторы формирования личностных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью и обосновать систему их оценки.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе региональной пилотной базовой площадки по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат». Обучающиеся приступили к освоению АООП (вариант 2) в рамках пилотного проекта по введению Стандарта в 2015 году.
Анализировались показатели сформированно-сти личностных базовых учебных действий по результатам оценки, предоставленной экспертной группой образовательной организации. Были выделены четыре основных критерия (К) и 17 индикаторов (/) сформированности личностных базовых учебных действий. Значение критерия вычис-
лялось
по
формуле
77 1
к= -Z?= 1xi±
— х)2, где n - количество индикаторов, х - значение индикатора в баллах (таблица 1).
Оценку значимости различий средних показателей проводили при помощи параметрического метода (/-критерия Стьюдента). Статистически достоверными считались различия, уровень зна-
р < 0,05 С
чимости которых соответствовал . Ста-
тистическая обработка материалов проделана c использованием пакетов прикладных программ Microsoft Office Excel 2016, Statistica 10.0.
~ 8 ~
Since 1999
—--
Таблица 1
Критерии и индикаторы сформированности личностных БУД
БУД Критерий Индикаторы (/) Баллы* (U)
(К) сентябрь 2015 май 2018
1 мотивирован на выполнение задания
о Я 5S 2 мотивирован на конечный результат
ю в <u Я 3 сформирована игровая деятельность
Л О ^ Ч <Ц 4 проявляет любознательность на уроке и во
S Н <u S ^ н я П я ааи и и S внеурочной деятельности
5 проявляет интерес к новому школьному
К эт £ S содержанию занятий
1 с 6 способен самостоятельно выполнять учебные
14 задания, поручения, договоренности
н о « <Ц ч К S 7 соблюдает правила поведения в общественных местах
о 3 3 ® ае н ч: 8 проявляет готовность к нахождению и обучению
И ю Е U d и в среде сверстников
<Ц <Ц Ч о < с 9 соблюдает правила поведения в школе
10 соблюдает правила поведения на улице
Л и о 11 способен оценить свои действия по
со й предложенным критериям
ю о a § и ^ 12 способен оценить действия других учащихся по
Л я ® о <Ц и предложенным критериям
н о о Я з о ¡и 13 оценивает свой результат по предложенным
Я 1 £ U £ критериям
- 14 знает собственные возможности и ограничения, способен определить границу этих возможностей
15 сформирован устойчивый познавательный интерес к речи как средству общения
Речь 16 сформировано стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи
17 использует речь для общения в учебных и игровых ситуациях
Общий балл:
*Примечания: 0 баллов - индикатор отсутствует или не удается его отследить; 1 балл - индикатор присутствует, но носит кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер; 2 балла - индикатор присутствует, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и педагогов; 3 балла -индикатор формируется, обучающийся может обращаться за помощью и принимать помощь; 4 балла - индикатор формируется, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности; 5 баллов -индикатор достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения в новых жизненных ситуациях.
Результаты исследования. Инструментом оценки личностных базовых учебных действий являлся разработанный образовательной организацией диагностический инструментарий. Для выявления динамики обучения анализировались
результаты освоения обучающимися специальной индивидуальной программы развития на начало обучения (н.о.) и в настоящее время (н.в.) (табл. 2).
—--—
~ 9 ~
—--
Таблица 2
Результаты анализа статистических данных оценки личностных базовых учебных действий
обучающихся за 2015-2018 гг. (п=6)
Обучающиеся Результаты оценки личностных базовых учебных действий
Начало обучения (М ± m) Настоящее время (М ± m) Достоверность различий
Алексей А. 1,41±0,50 3,76±0,43 р = 0,000001*
Федор Б. 0,94±0,24 2±0,35 р = 0,000001*
Карина Б. 1,7±0,46 3,7±0,46 р = 0,000001*
Кирилл Б. 0,82±0,39 2,41±0,5 р =0,000001*
Анастасия Д. 0,47±0,51 1,94±0,82 р = 0,000001*
Анастасия К. 0,41±0,50 1,47±0,62 р = 0,000001*
*Примечания: - достоверность различий по критерию Стьюдента. Статистически значимы при р<0,05
Сформированность личностных БУД
4
Алексей А. Федор Б. Карина Б. Кирилл Б. Анастасия А. Анастасия К.
начало обучения Кг настоящее время
Рис. 1. Результаты сформированности личностных базовых учебных действий у обучающихся
Из представленных в таблице 1 и на рисунке 1 данных видно, что оценка сформированности у обучающихся личностных базовых учебных действий показала достоверное улучшение исследуемых параметров у всех обучающихся.
Обсуждение результатов. Оценивая результаты освоения обучающимися специальной индивидуальной программы развития, в частности, сформированность личностных БУД, необходимо учитывать специфику формирования базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями. Предполагаемые результаты освоения программы могут достигаться неравномерно, зависеть как от психофизических особенностей ребенка, так и от текущего состояния его здоровья. При оценке результативности обучения детей с умеренной умственной отсталостью важно учитывать, что у обучающихся могут быть
затруднения в освоении отдельных предметов и даже предметных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности обучения в целом. В этой связи необходимо предусмотреть в системе оценивания достаточное количество индикаторов, позволяющих всесторонне оценить уровень сформированности базового учебного действия.
Заключение. Представленная система оценки позволяет определять сформированность личностных базовых учебных действий у детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2). Такая оценка может использоваться педагогами, обучающими детей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
—--—
~ 10 ~
—--—
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Благодарность. Выражаем благодарность за предоставленные данные коллективу региональной пилотной базовой площадки по введению федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат»: Смирновой Л.В., Козневой Т.М., Желниной П.А., Колупаевой Н.А., Вавулиной Н.В.
~ 11 ~