Научная статья на тему 'Организационно-управленческие аспекты внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в свете реализации ФГОС'

Организационно-управленческие аспекты внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в свете реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ФГОС ОО С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) / FSES OF EDUCATION OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES) / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SPECIAL EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / AFTER-HOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Алексей Андреевич, Маркова Татьяна Владимировна

Одним из ключевых аспектов реализации требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью является усиление роли внеурочной деятельности данной категории детей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы и их дальнейшей успешной социализации. В статье рассматриваются особенности организации и построения содержания внеурочной деятельности умственно отсталых младших школьников в свете реализации ФГОС О УО. Авторы рассматривают методические аспекты построения плана внеурочной деятельности на примере работы ГБОУ Школа № 991 города Москвы. Определены образовательные и социально-личностные компетенции, формируемые у умственно отсталых школьников во внеурочной деятельности. Предложена универсальная модель структуры компетенции, включающая мега-, макрои микрокомпоненты. Авторы приводят примеры различных моделей реализации специальной (коррекционной) школой разработанного плана внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Алексей Андреевич, Маркова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Management Aspects of Outside Activity of Training with Mental Leave in the Light of Realization of gef

One of the key aspects of the implementation of the requirements of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation is strengthening the role of extracurricular activities this category of children in the development of adapted basic education programs and their successful socialization. In the article features of the organization and build the content of extracurricular activities of mentally retarded children in the light of the implementation of the National Education Standards. The authors consider methodical aspects of construction of the plan extracurricular activity, on the example of School N 991 in Moscow. Identified educational and socio-personal competences formed in mentally retarded students in extracurricular activities. The universal model of the structure of competence, which includes mega-, macro and micro components. The authors give examples of different implementation models of special (correctional) school developed plan extracurricular activities, taking into account regional peculiarities of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческие аспекты внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в свете реализации ФГОС»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.0+376

Дмитриев Алексей Андреевич

Доктор педагогических наук, профессор, факультет специальной педагогики и психологии, Московский государственный областной университет, [email protected], Москва

Маркова Татьяна Владимировна

Кандидат педагогических наук, Специальная (коррекционная) школа № 991, [email protected], Москва

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Аннотация. Одним из ключевых аспектов реализации требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью является усиление роли внеурочной деятельности данной категории детей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы и их дальнейшей успешной социализации. В статье рассматриваются особенности организации и построения содержания внеурочной деятельности умственно отсталых младших школьников в свете реализации ФГОС О УО. Авторы рассматривают методические аспекты построения плана внеурочной деятельности на примере работы ГБОУ Школа № 991 города Москвы. Определены образовательные и социально-личностные компетенции, формируемые у умственно отсталых школьников во внеурочной деятельности. Предложена универсальная модель структуры компетенции, включающая мега-, макро- и микрокомпоненты. Авторы приводят примеры различных моделей реализации специальной (коррекционной) школой разработанного плана внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей образовательной организации.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), специальная педагогика, компетенции.

Целевыми ориентирами федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (далее - Стандарт) является обеспечение успешной социализации и социальной адаптации данной категории школьников [12]. В качестве одного из приоритетных условий решения данных задач выступает «создание в образовательной организации коррекционно-развива-ющего личностно-ориентированного пространства, образующегося благодаря тесной связи урочной, внеурочной, внешкольной и семейной образовательной деятельности» [12, с. 6]. Организация внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью в специальной (коррекционной) школе предполагает решение ряда основополагающих вопросов - теоретическое осмысление содержания внеурочной деятельности; кадровое, программно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспече-

ние ее реализации [1; 13].

Нормативной основой внеурочной деятельности школьников с умственной отсталостью выступает целый ряд федеральных стратегических документов:

- Приоритетный национальный проект «Образование» (объявлен 5 сентября 2005 года) [8];

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [13];

- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях [15];

- Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [9];

- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [12];

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2.4.2.3286-15) [11].

Традиционно понятие «внеурочная деятельность» рассматривается в качестве образовательной деятельности школьников в различных внеурочных формах, позволяющей им освоить образовательную программу [14; 16]. Внеурочная деятельность позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации учащихся, способствует эффективной адаптации ученика к школе, оптимизации учебной нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Основной целью внеурочной деятельности школьников с умственной отсталостью, как отмечается во ФГОС О УО, является

обеспечение условий, дающих возможность каждому ребенку получить социальный опыт, позволяющий ему полноценно жить в обществе; формирование у обучающегося сложившейся в социуме системы ценностей; всестороннее развитие и социализация, создание коррекционно-развивающей среды, которая способствует развитию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время [14]. Задачи внеурочной деятельности умственно отсталых обучающихся определены в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП) [10].

В стандарте выделен ряд направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, которые реализуются образовательной организацией самостоятельно в различных видах деятельности (табл. 1) [12].

Таблица 1

Направления внеурочной деятельности умственно отсталых школьников

Направления Виды деятельности Организационные формы

Коррекционно-развивающее - игровая; - досугово-развлекательная; - художественное и социальное творчество; - общественно-полезный труд; - спортивно-оздоровительная; - туристско-краеведческая; - проектная - экскурсия; - кружок; - секция; - соревнование; - праздник; - общественно полезные мероприятия; - конкурс; - викторина; - беседа; - поход в театр, музей и др.; - игра и др.

Духовно-нравственное

Спортивно-оздоровительное

Общекультурное

Социальное

Реализация внеурочной деятельности предполагает согласованные усилия различных социальных субъектов: семьи, образовательной организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, детско-юношеских объединений и др.

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности в образовательной организации является план внеурочной деятельности - нормативный документ, в котором определены количество часов,

отводимых на внеурочную деятельность в неделю (год), описаны направления внеурочной деятельности на учебный год (ступень); приводится план мероприятий по их реализации. План внеурочной деятельности разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждается в соответствии с Уставом. В качестве примера приведем план внеурочной деятельности ГБОУ города Москвы «Специальная (коррекцион-ная) школа № 991» (табл. 2).

Таблица 2

План внеурочной деятельности ГБОУ Школа № 991

Направление Спецкурс Количество часов в неделю

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс

Общекультурное Проектная деятельность 2 2 2 2

Духовно-нравствен- Основы религиозных культур 1

ное и светской этики

Социальное Основы безопасности жизне- 2 2 2 2

деятельности

Мой край - - 1 1

Азбука растений - - 1 -

Спортивно-оздоро- Ритмика 1 1

вительное

Итого 5 5 6 6

Внеурочная деятельность представлена развивающими спецкурсами:

- «Основы безопасности жизнедеятельности» (1-4-й классы). Целевые ориентиры данных занятий определены в соответствии с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, являющейся структурной единицей АООП. Курс направлен на социально-педагогическую поддержку сохранения и укрепления физического и психосоциального здоровья школьников, развитие у них навыков безопасного поведения.

- «Проектная деятельность» (1-4-й классы). Данный спецкурс направлен на получение школьниками разнообразного социального опыта, развитие и социализацию каждого обучающегося с умственной отсталостью, активизацию социокультурных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся. Тематика проектов объединена по годам обучения в тематические блоки, с учетом психовозрастных особенностей школьников. В 1-м классе - курс «Порт-фолио ученика», во 2-м - «Я познаю мир», в 3-м - «Мой родной край», в 4-м - «Мир вокруг нас».

- «Основы религиозных культур и светской этики» (4-й класс). Целевые ориентиры данных занятий определены программой духовно-нравственного воспитания обучающихся и направлены на знакомство учеников с основами религиозных культур, традиционными нравственными нормами и ценностями, их значением в жизни человека, семьи, общества; формирование тер-

пимости, толерантности к представителям различных национальностей и людям с разным вероисповеданием. Курс предполагает выбор школьниками и их родителями (законными представителями) одного из предлагаемых модулей.

- «Мой край» (3-4-й классы). Цель курса - формирование у младших школьников с нарушением интеллекта представлений о Москве, воспитание гражданина, знающего и любящего свой город, адаптация учащихся в пространстве своего микрорайона, округа, города.

- «Азбука растений» (3-й класс). Цель курса - формирование экологической культуры, нравственно-ценностных отношений к растениям, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды. Программа расширяет и углубляет содержание экологического и природоведческого образования, знания детей о сезонных изменениях в жизни растений и др.

- «Ритмика» (1-2-й классы). Данный курс позволяет осуществлять коррекцию имеющихся у умственно отсталых учащихся нарушений психофизического развития посредством музыкально-ритмической деятельности; учит воспринимать музыкальные образы и выражать их с помощью различных движений.

Образовательная организация может самостоятельно определять формы и способы организации внеурочной деятельности, исходя из особенностей обучающихся, запросов родителей, региональных и организационных возможностей (кадровых, мате-

риально-технических).

Действующие законодательные акты регламентируют различные модели реализации специальной (коррекционной) школой разработанного плана внеурочной деятельности [8; 11-15].

- Модель, основанная на использовании ресурсов школы. Специалисты образовательной организации разрабатывают программы внеурочной деятельности на определенный временной период, обеспечивая вариативность форм, или же определяют содержание проектов, которые реализуются последовательно или параллельно в течение временного периода (четверти, учебного года и др.). Проектная деятельность может быть реализована различными специалистами школы (учителем, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором и др.).

- Модель, основанная на социальном партнерстве школы и учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и др.

- Смешанная модель.

В примерной АООП о УО выделены воспитательные и личностные результаты внеурочной деятельности [14, с. 308-310].

Первый уровень воспитательных результатов достигается во взаимодействии ребенка с педагогом и проявляется в овладении школьниками социальными представлениями, пониманием социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень достигается в дружественной детской среде (коллективе) и позволяет школьникам получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым человеческим ценностям, ценностно относиться к окружающей социальной действительности.

Третий уровень предполагает взаимодействие с социальными субъектами. Школьники могут самостоятельно действовать в обществе, у них сформированы социально приемлемые модели поведения.

Внеурочная деятельность позволяет формировать у школьников ряд компетенций как

результат освоения АООП - образовательные (предметные результаты) и социально-личностные (личностные результаты) [4; 6; 7; 12]. А. А. Дмитриев определил и охарактеризовал перечень социально-личностных компетенцией, формируемых у умственно отсталых детей: интеллектуально-познавательная, коммуникативная, семейная, пред-профессиональная, здоровьеразвивающая, эмоциональная и гендерная [2-4]. Все компоненты тесно взаимосвязаны между собой, формируются в различных видах деятельности ребенка. В их структуре можно выделить три уровня компонентов, позволяющих разрабатывать технологии их формирования:

- мегакомпонент (компетенция, вбирающая в себя остальные структурные единицы);

- макрокомпоненты (смыслосодержа-тельные единицы компетенции - наиболее крупные блоки компетенции);

- микрокомпоненты (структурные единицы макрокомпонентов компетенции).

Все крупные структурные единицы предполагают наличие личностного компонента -мотивацию, ценностные ориентации и другие качества личности обучающегося. Структурирование компетенций, качественная характеристика каждого компонента компетенции позволяет оценить сформированность компетенции в целом и уровень развития личностных характеристик ребенка.

Актуальными задачами современной специальной (коррекционной) школы в свете реализации стандарта становится внедрение организационно-управленческих механизмов внеурочной деятельности умственно отсталых учащихся, содержательное наполнение данного вида деятельности, а также разработка комплексных педагогических технологий формирования ключевых компетенций у умственно отсталых обучающихся в урочной и внеурочной деятельности как ресурсов освоения школьниками АООП, достижения ими предметных и личностных результатов образования в соответствии с требованиями стандарта.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. 2. Дмитриев А. А. К вопросу управления каче-Современные исследования в коррекционной ством специального образования // Специальное психологии и педагогике. - Новосибирск: НГПУ, образование. - 2012. - № 1. - С. 35-43. 2013. - 169 с. 3. Дмитриев А. А. О подготовке кадров для

системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 100-107.

4. Дмитриев А. А. Структурные характеристики социально-личностных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья как оценочные критерии качества специального образования // Специальное образование. - 2014. -№ 3. - С. 12-20.

5. Маркова Т. В. Формирование естествоведческой компетентности умственно отсталых младших школьников в условиях компетентност-но-ориентированной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2014. - № 8. - С. 113-118.

6. Маркова Т. В., Шевырева Т. В., Костенко-ва Ю. А. Компетентностный подход в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Наука и школа. - 2014. - № 1. - C. 125-128.

7. Маркова Т. В. Формирование образовательных компетенций обучающихся с нарушениями интеллектуального развития // Вестник. МГОУ. Серия: Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 71-77.

8. Образование: Национальный проект [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5 %D0%BA%D1%82%D1%8B (дата обращения: 05.05.2017).

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.

10. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_180402 (дата обращения: 05.05.2017).

11. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образователь-

ную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»: Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102 381888&intelsearch=%D1%E0%ED%CF%E8% CD+2.4.2.3286-151(дата обращения: 05.05.2017).

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 [Электронный ресурс]. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0 %BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5133 (дата обращения: 05.05.2017).

13. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15. - С. 188-200.

14. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями) [Электронный ресурс]. -URL: http://uploads/2014/04/08_АООП_умств. отст._10.11.2014.pdf (дата обращения: 05.05.2017).

15. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Минобрнауки России от 13.05. 2013 № ИР-352/09) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=561547#0 (дата обращения: 05.05.2017).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с.

17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

Поступила в редакцию 12.05.2017

_КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА_

Dmitriev Aleksey Andreevich

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Faculty of Special Pedagogy and Psychology, Moscow State Regional University, [email protected], Moscow

Markova Tatyana Vladimirovna

Cand. Sci. (Pedag.), Special (correctional) School № 991, [email protected], Moscow

ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ASPECTS OF OUTSIDE ACTIVITY OF TRAINING WITH MENTAL LEAVE IN THE LIGHT OF REALIZATION OF GEF

Abstract. One of the key aspects of the implementation of the requirements of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation is strengthening the role of extracurricular activities this category of children in the development of adapted basic education programs and their successful socialization. In the article features of the organization and build the content of extracurricular activities of mentally retarded children in the light of the implementation of the National Education Standards. The authors consider methodical aspects of construction of the plan extracurricular activity, on the example of School N 991 in Moscow. Identified educational and socio-personal competences formed in mentally retarded students in extracurricular activities. The universal model of the structure of competence, which includes mega-, macro - and micro -components. The authors give examples of different implementation models of special (correctional) school developed plan extracurricular activities, taking into account regional peculiarities of the educational organization.

Keywords: extracurricular activities, Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities), special education, competence. Key words: after-hour activity, Federal state educational standard of education for students with mental retardation (intellectual disabilities), special pedagogy.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Agavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., Ryumina, T. V., 2013. Ryumin current research in correctional psychology and pedagogy. Novosibirsk: NGPU Publ., 169 p. (In Russ.)

2. Dmitriev, A. A., 2012. To the question of quality management special education. Special education, № 1, pp. 35-43. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Dmitriev, A. A., 2015. Training for special and inclusive education in the light of its modernization. Bulletin of Moscow state regional University. Series: Pedagogy, № 4, pp. 100-107. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Dmitriev, A. A., 2014. Structural characteristics of socio-personal competences of children with disabilities as an evaluation criteria of quality special education. Special education, № 3, pp. 12-20. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Markova, T. V., 2014. Formation of natural science competence of mentally retarded children under conditions of competence-oriented educational environment. News of southern Federal University. Pedagogical science, № 8, pp. 113-118. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Markova, T. V., Shevyreva, T. V., Kostenkova, Yu. A., 2014. Competence approach in education of students with disabilities. Science and school, № 1,

pp. 125-128. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Markova, T. V., 2015. Formation of educational competence of students with intellectual disabilities. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika, 4, pp. 71-77. (In Russ., abstract in Eng.)

8. The "education" national project [online]. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0 %BA%D1%82%D1%8B (accessed 05 May 2017) (In Russ.)

9. "On education in Russian Federation": the Federal law with amendments and additions entered into force on 06.05.2014 [online]. Available at: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE %D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%B-D%D1%82%D1%8B/5133 (accessed 05 May 2017) (In Russ.)

10. On approval of the Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025: the Decree of the RF Government on 29.05.2015 996 N-R [online]. Available at: http://up-loads/2014/04/08_A00P_umstv.otst._10.11.2014. pdf (accessed 05 May 2017) (In Russ.)

11. On approval of SanPiN 2.4.2.3286-15 "Sani-tary-epidemiological requirements to conditions and organization of training and education in organiza-

tions engaged in educational activities in an adapted General education programs for students with disabilities": the resolution of the chief state sanitary doctor of the Russian Federation from July 10, 2015 N 26 [online]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ip-s/?docbody=&nd= 102381888&intelsearch=%D1% E0%ED%CF%E8%CD+2.4.2.3286-15 (accessed 05 May 2017) (In Russ.)

12. "On approval of Federal state educational standard of students with mental retardation (intellectual disabilities)" the Order of Minobrnauki of Russia from December 19, 2014 N 1599 [online]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/on-line.cgi?req=doc;base=EXP;n=561547#0 (accessed 05 May 2017) (In Russ.)

13. Piskun, O., 2007. Psycho-pedagogical correction of emotional-volitional development of deaf students. Siberian pedagogical journal, 15, pp. 188-200. (In Russ.)

14. Approximate adapted secondary education programme of students with mental retardation (disorders) [Electronic resource]. Available at: http://up-loads/2014/04/08_AOOn_yMCTB.OTCT._10.n.2014. pdf (accessed: 05 May 2017).

15. The program of development of educational components in the educational institutions (Letter of the Ministry of education of Russia from 13.05. 2013 n IR-352/09) [online]. Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=-EXP;n=561547#0 (accessed 05 May 2017). (In Russ.)

16. Federal state educational standard of primary General education: the text Rev. and additional for 2011. Moscow: Education Publ., 2011, 33 p. (In Russ.)

17. Jasvin, V. A., 2001. Educational environment: from modeling to designing. Moscow: Meaning Publ., 365 p.

Submitted 12.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.