МОДЕЛЬ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Илья Владимирович ЕВТУшЕНКО,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии дефектологического факультета московского государственного гуманитарного университета имени м.А. Шолохова, член-корреспондент российской академии Естествознания, г. москва e-mail: evtivl@rambler.ru
В статье дается научно-методическое и концептуальное обоснование модели социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В данной модели реализованы общедидактические принципы и специфические принципы, определяющие эффективность социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей. Практическая работа, проведенная автором, продемонстрировала, что представленная модель может быть эффективной при социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей в случае реализации трех иерархически взаимосвязанных групп педагогических условий: общих условий (создание социально-культурной среды; формирование воспитательного коллектива; сочетание урочной с внеурочной деятельностью детей и другие); частных условий (систематическая работа по формированию социальных представлений и понятий у детей; включение обучающихся в разнообразную общественно значимую практику; социальное сотрудничество; дифференцированный и личностно ориентированный подход и другие); специфических условий (наличие адаптированной основной образовательной программы; выбор доступного содержания образования, усваиваемого в замедленном темпе; преодоление и предупреждение недостатков развития средствами коррекционно-развиваю-щего обучения и с помощью психотерапевтических технологий и другие).
Ключевые слова: социально-культурная реабилитация, обучение детей с умственной отсталостью, педагогическая модель, инвалид.
MODEL OF SOCIAL AND CULTURAL REHABILITATION OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES)
I. v. Evtushenko, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Department of Special Pedagogic and Psychology, faculty of defectology (Abnormal Psychology and Learning disabilities), Sholokhov Moscow State university for the Humanities, corresponding member of The Russian academy of Natural History (RANH) e-mail: evtivl@rambler.ru
the article presents the scientific and methodological and conceptual justification model of social and cultural rehabilitation of students with mental retardation (intellectual disabilities). This model has the following general didactic principles and specific principles that determine the effective-
ness of social and cultural rehabilitation of mentally retarded children. Practical work carried out by the author showed that the presented model can be effective in the social and cultural rehabilitation of mentally retarded children in the case of the group of three hierarchically interrelated groups of pedagogical conditions: general conditions (the creation of the social and cultural environment, the formation of an educational team, a combination of time limit to extracurricular children's activities, and others); particular conditions (systematic work on the formation of social ideas and concepts in children, including students in a variety of socially significant practice, social cooperation, differential and personality-oriented approach, and others); specific conditions (presence of an adapted basic education program, the choice of educational content available, digestible in slow motion, overcoming and preventing disadvantages of funds Correction and Development Training and use of psychotherapeutic techniques, and others).
Key words: social and cultural rehabilitation, education of children with mental retardation, pedagogical model, disabled.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Образование» были приняты нормативно-правовые акты, указывающие на необходимость усиления педагогических действий, направленных на модернизацию модели социально-культурной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди них:
- «Национальная доктрина образования до 2025 года»;
- «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Очевидна потребность в разработке, научно-методическом и концептуальном обосновании модели социально-культурной реабилитации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [1]. Умственная отсталость, как стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга, помимо нарушений высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и поведения, приводит к возникновению негативных переживаний собственной неуспешности и, как следствие, к добровольному отказу от взаимодействия с окружающими людьми. В ходе социально-культурных реабилитационных мероприятий осуществляется восстановление утраченных социальных связей умственно отсталых обучающихся путем использования разнообразных видов художественного творчества, креативной деятельности (театр, музыка, танец, живопись и другие) [2; 3; 4].
Под концептуальными положениями модели мы понимаем совокупность научно обоснованных взглядов на процесс социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей, которые характеризуются системностью, универсальностью, определяя ее значение и требования к эффективности процесса социально-культурной реабилитации.
Основу концептуальных положений составляет культурно-историческая теория Л.С. Выготского, содержанием которой выступает осознание социальной обусловленности психического развития и роли педагогического взаимодействия в формировании личности.
1. Социально-культурная реабилитация умственно отсталых детей - это специально организованный педагогический процесс, прогнозируемый конечный результат которого - восстановление социальных связей в ходе овладения умственно отсталым ребенком опытом культуры, накопленным предшествующими поколениями, с учетом имеющихся возможностей самого ребенка, при обязательном взаимодействии с педагогом, родителем, окружающими людьми, сверстниками.
2. Несмотря на своеобразие психического недоразвития, замедленность темпа формирования высших психических функций детей с интеллектуальными нарушениями, становление у них качеств, значимых для вхождения в общество как полноправных членов, происходит по тем же закономерностям и в последовательности, что и у их сверстников с нормальным развитием.
3. Процесс социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей зависит не столько от степени выраженности первичного расстройства, сколько от специальных образовательных условий.
4. Педагогическая деятельность специалистов, реализующих социально-культурные реабилитационные мероприятия, является сочетанием традиционных и современных психотерапевтических, коррекционных, развивающих и лечебно-восстановительных технологий с профессиональными и личностными компетенциями педагога [5].
5. Закономерностями социально-культурной реабилитации умственно отсталых обучающихся выступают следующие положения: цель, задачи, содержание социально-культурной реабилитации определяются востребованностью со стороны общества, государства, нормами, традициями; результаты социально-культурной реабилитации опосредованы согласованностью действий различных специалистов, влиянием факторов воспитания; активность воспитанников в процессе социально-культурной реабилитации зависит от учета их особенностей, образовательных потребностей, требовательного и уважительного отношения, опоры на сохранные положительные качества личности, от моделирования уверенности в собственных силах; эффективность социально-культурной реабилитации определяется уровнем активности ребенка, содержанием деятельности, в которую он включается, мотивацией деятельности, успешностью педагогического руководства.
6. Важную роль играют три группы факторов социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей: а) включение воспитанников в разнообразные виды деятельности - игровую, учебную, трудовую, спортивную, творческую; б) осуществлением педагогом различных видов социально-культурной деятельности - руководство, обучение и воспитание, осуществление контролирующих функций при преодолении нарушений развития; в) воспитательный коллектив является той микросредой, которая благотворно влияет на формирование личности, в том числе на развитие у нее социально-культурных оценок, интересов, предпочтений.
7. Процесс социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей базируется на системном понимании данного процесса и предусматривает реализацию трех групп иерархически взаимосвязанных принципов образования: общих, частных и специфических. Дифференциация их обусловлена необходимостью учитывать:
- всеобщие закономерности процесса образования;
- особенности социально-культурной реабилитации как вида образовательной деятельности;
- своеобразие социально-культурной реабилитации обучающихся особой категории.
8. Процесс социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей предполагает включение и вовлечение их в классно-урочную и внеурочную деятельность и связанное с этим межличностное общение со сверстниками с нормальным развитием, способствующее успешной социокультурной интеграции воспитанников.
Содержание социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей включает следующие взаимосвязанные компоненты:
- мотивационный (потребности, мотивы, интерес к социально-культурной реабилитации, социальные ценности);
- когнитивный (система социальных представлений и понятий: о структуре и содержании социально-культурной реабилитации; о нормативно-правовых документах, регламентирующих социально-правовую систему государства, активную социально-правовую позицию);
- эмоционально-волевой (эмоциональные переживания правовой сущности социальной действительности, воля);
- деятельностный (адекватная оценка и самооценка поведения; соблюдение существующих в обществе и законодательно закрепленных норм и принятых правил поведения; осмысление решений при преодолении проблем (трудностей, препятствий); умения и навыки социальной деятельности).
Центральным, системообразующим компонентом модели является цель - обеспечение успешной социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей, в обобщенном виде которую можно представить как воспитание разносторонне развитой личности, гражданина, патриота, труженика и подготовка к дальнейшей производительной деятельности.
Модель предполагает решение следующих задач: формирование мотивации, потребностей в социально-культурной реабилитации, овладение социальными ценностями; обогащение социальных понятий, представлений; формирование социальных чувств, эмоций, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, развитие волевых качеств обучающихся; накопление опыта социального поведения, умений и навыков общественно полезной деятельности.
В процессе социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей реализуются определенные принципы. В модель включены следующие общедидактические принципы: природосообразность, культуросообразность, гуманизм, социальное партнерство, органичный коллективизм. Категорию специфических принципов, определяющих эффективность социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей, представляют: единство диагностики и коррекции, раннее начало психокоррекционных мероприятий, индивидуализация и дифференциация, учет лечебно-компенсаторных и терапевтических свойств образовательного процесса.
Принцип природосообразности предполагает обязательный учет природы ребенка, его физиологических, возрастных, половых особенностей, основан на положении о том, что удовлетворение потребностей человека, которые служат источни-
ком его активности, является ведущим фактором развития. Кроме этого, необходимо максимальное сближение жизнедеятельности детей с жизнью живой и неживой природы, природными факторами.
Принцип культуросообразности заключается в использовании в процессе социально-культурной реабилитации достижений культуры: общечеловеческих ценностей, национальных традиций, региональных, территориальных, местных обычаев. Предполагается максимальное приобщение обучающихся к национальной культуре и культуре народов совместного проживания, что способствует воспитанию у учащихся уважения к языкам, традициям, обычаям других национальностей, дружелюбия, толерантности, способности учитывать специфику представителей других этносов, закономерности педагогического процесса. Необходимым условием реализации данного принципа является нахождение баланса между культурой и субкультурами (детской, подростковой, народной). Важно ограничить доступность антикультуры, пропагандирующей псевдоэстетические идеалы, формирующей негативные качества личности: негативизм, протест, агрессию, депрессию, вседозволенность и другие.
Принцип гуманизма означает отношение всех участников образовательного процесса к умственно отсталому ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную центрированность на обучающемся, то есть антропоцентрическую концепцию образования, противостоящую сциентистской концепции. Принцип гуманизма предполагает, что в процессе педагогического взаимодействия ученик выступает как самостоятельный, активный деятель, свободный партнер, а не как пассивный объект внешнего воздействия. Воспитывающая, развивающая функция педагога становится ведущей по отношению к его обучающей, информационной, контролирующей функциям.
Принцип социального партнерства, органичного коллективизма предусматривает реализацию процесса социально-культурной реабилитации в разнотипных коллективах, что позволяет обучающимся расширить опыт общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, активизирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации умственно отсталых детей.
Принцип единства диагностики и коррекции в социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе выявления имеющихся отклонений, определения прогнозов психического развития и оценки имеющихся возможностей ребенка.
Принцип раннего начала психокоррекционных мероприятий предполагает учет сенситивных периодов развития ребенка. Характерные для всех умственно отсталых детей нарушения сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения не являются стабильными состояниями. Несмотря на специфику, умственно отсталые обучающиеся способны к развитию, которое отличается замедленностью. Традиционные дидактические средства и методы являются недостаточно эффективными, поскольку учебная деятельность для большинства детей данной категории, достигших младшего школьного возраста, не является ведущей. Решающее значение для социально-культурной реабилитации детей имеет специальное обучение, опирающееся на компенсаторные возмож-
ности организма. В ходе изучения каждого учебного предмета с помощью соответствующих содержанию методических приемов осуществляется преодоление присущих детям нарушений развития. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему более эффективно происходит процесс развития умственно отсталых школьников.
Реализация данного принципа предполагает опору на сохранные возможности ребенка, деятельность различных анализаторов, функций и систем организма. В настоящее время доказано положение о способностях к преобразованию, развитию творчества, поисковой деятельности умственно отсталых детей. Существуют относительно автономные, обособленные виды интеллектуальной деятельности, к которым относятся музыкальная, логико-математическая, пространственная, телесно-кинестетическая и другие. При повреждении одной из них, другие могут остаться сохранными. Это подтверждает практический опыт работы с умственно отсталыми детьми, имеющими спортивные, музыкальные, художественные способности [2; 3; 4]. Чем раньше начинается осуществление коррекционных мероприятий, тем существеннее их результаты.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса социально-культурной реабилитации состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического взаимодействия с целью достижения успеха в социально-культурной реабилитации каждого ребенка. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке уровней социально-культурной реабилитации, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные возможности и способности. Он также применяется для поощрения положительных или подавления отрицательных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника. распределение детей на условные группы в соответствии с их типическими особенностями составляет содержание дифференцированного подхода.
Принцип учета лечебно-компенсаторных и терапевтических свойств образовательного процесса. Неоправданно мало внимания уделяется лечебно-компенсаторным свойствам обучения, которое в большинстве случаев рассматривается как средство передачи и усвоения учебной информации, формирования положительных качеств личности. Правильно организованный охранительный педагогический режим способен активизировать защитные силы организма, пробудить недостаточно раскрытые возможности, мобилизовать готовность детей к совершению социально значимых поступков, интенсифицировать мыслительную деятельность, вызвать эмоциональные переживания определенной силы и модальности, улучшить самочувствие и укрепить здоровье.
Методы социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей включают следующие взаимосвязанные действия педагога и воспитанника: формирование социального сознания: рассказ, объяснение, беседа, использование примера, убеждение и внушение; формирование социально значимого поведения: приучение, поручение, упражнение, игра, создание воспитывающих ситуаций; стимулирование: соревнование, поощрение, наказание.
Под средствами социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей подразумеваются предметы и явления, обладающие тремя важными характеристиками:
- во-первых, для того чтобы тот или иной предмет, явление выступали в роли средства, в них должны быть заключены объекты человеческой культуры,
поскольку процесс социально-культурной реабилитации - это процесс их передачи и усвоения;
- во-вторых, культурная составляющая должна содержаться в концентрированном виде, ибо только тогда средства, явления могут использоваться результативно в процессе социально-культурной реабилитации;
- в-третьих, важным условием эффективности выступает специальная педагогическая адаптированность культуры, заложенная в средствах социально-культурной реабилитации, в противном случае усвоение культуры окажется недоступным для воспитанников.
В разработанной нами модели предусмотрено применение таких средств, как устное и письменное слово наставников и родителей; педагогический стиль взаимодействия; пособия; нормативные акты; произведения музыки, кино, литературы, других видов искусства; технические средства, ИКТ и т.д.
В модели представлены следующие формы социально-культурной реабилитации: массовые (праздники, утренники, посвященные календарным праздникам, конкурсы, выставки, смотры художественной самодеятельности, экскурсии, во-лонтерство и другие); групповые (тренинги, занятия клубов, студий дополнительного образования, творческие мастерские, соревнования, общественно полезные практики и другие); индивидуальные (поручения, задания, проекты).
Практическая работа продемонстрировала, что представленная модель может быть эффективной при социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей в случае реализации трех иерархически взаимосвязанных групп педагогических условий.
Первая группа - общие условия эффективности специального образовательного процесса, влияющие на результативность социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей: а) создание социально-культурной среды; б) формирование воспитательного коллектива; в) обеспечение оптимального уровня качественного образования умственно отсталых детей и наличие для каждого из них специальных условий; г) сочетание урочной с внеурочной деятельностью детей.
Вторая группа - частные условия, непосредственно влияющие на эффективность социально-культурной реабилитации умственно отсталых детей: а) систематическая работа по формированию социальных представлений и понятий у детей;
б) включение обучающихся в разнообразную общественно значимую практику;
в) социальное сотрудничество; г) дифференцированный и личностно ориентированный подход к детям с учетом уровней успешности их социально-культурной реабилитации.
Третья группа - специфические условия социально-культурной реабилитации, определяемые психологическими особенностями умственно отсталых школьников: а) наличие адаптированной основной образовательной программы (АООП); б) выбор доступного содержания образования, усваиваемого в замедленном темпе; в) преодоление и предупреждение недостатков развития средствами коррек-ционно-развивающего обучения и с помощью психотерапевтических технологий;
г) взаимодействие педагогических работников с другими специалистами образовательных организаций и родителями в социально-культурной реабилитации обучающихся; е) профессиональная подготовка и переподготовка педагогических работников.
Литература
1. Евтушенко Е. А., Евтушенко И. В. Современные подходы к образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 26-27 июня 2014 года) / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. - Москва, 2014. - С. 136-147.
2. Евтушенко Е. А. Использование регулятивной функции театрализованной деятельности в воспитании умственно отсталых детей // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 4. - С. 341-348.
3. Евтушенко Е. А. Роль театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей младшего школьного возраста // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 12-15.
4. Евтушенко И. В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 258.
5. Евтушенко И. В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 2. -С.145-151.