УДК 376.42
ББК Ч455 ГРНТИ 14.29.21 Код ВАК 13.00.01, 13.00.03
Зак Галина Георгиевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровьесбережение; сохранение здоровья; здоровье детей; олигофренопедагогика; умственно отсталые дети; нарушения интеллекта; специалисты образовательной организации; инфраструктура образовательной организации; доступная среда; здоровый образ жизни; кор-рекционная работа.
АННОТАЦИЯ. Одним из принципов государственной политики в области образования является принцип гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека. Нормативно-правовые документы Российской Федерации указывают на необходимость реализации здоровьесохраняющих условий, которые должны распространяться на все образовательные организации. К числу таких условий относят наличие в образовательной организации профессионально подготовленного педагогического коллектива, наличие определенной инфраструктуры образовательной организации, реализацию программы здорового и безопасного образа жизни, программы коррекционной работы.
Важность учета вышеперечисленных условий приобретает особую актуальность для обучающихся с умственной отсталостью. С одной стороны, на основании закона «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся с умственной отсталостью могут получать образование как в образовательных организациях совместно с другими обучающимися, так и в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы). С другой стороны, при решении задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся, образовательные организации, как правило, используют минимальный комплекс здоровьесбережения. В свою очередь, это приводит к тому, что особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью усугубляет проявление у них особых образовательных потребностей.
На основе анализа федеральных нормативно-правовых документов и методических материалов в статье описаны требования к условиям, способствующим реализации задачи здоровьесохранения у обучающихся с умственной отсталостью. Данные материалы будут полезны педагогам и специалистам как образовательных организаций, так и отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Zak Galina Georgievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
HEALTH SAVING CONDITIONS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION (INTELLECTUAL DISABILITIES)
KEYWORDS: health-preserving potential; health-preserving conditions; children' health; oligophrenopedagogy; students with mental retardation; ontellectual disability; specialists of the educational organization; infrastructure of the educational organization; accessible environment; healthy lifestyle; correctional work.
ABSTRACT. One of the principles of the state policy in the field of education is the principle of the humanistic nature of education, the priority of universal human values of life and human health. The regulatory and legal documents of the Russian Federation indicate the need to implement health-preserving conditions that should apply to all educational organizations. Such conditions include: availability in the educational organization of a professionally trained teaching staff, availability of a certain infrastructure of the educational organization, implementation of a healthy and safe lifestyle program, and a corrective work program.
The importance of taking into account the above conditions is particularly relevant for students with mental retardation. On the one hand, on the basis of the law "On Education in the Russian Federation", students with mental retardation can receive education both in educational organizations in conjunction with other students, and in individual organizations that carry out educational activities (educational organizations that implement adapted basic general education programs).
On the other hand, when solving the problem of preserving and strengthening the health of students, educational organizations, as a rule, use a minimum package of health saving activities. In turn, this leads to the fact that the characteristics of psychophysical development of students with mental retardation exacerbate the manifestation of their special educational needs.
Based on the analysis of federal regulatory and legal documents and methodological materials, the article describes the requirements for conditions conducive to the implementation of the health preservation
problem for students with mental retardation. These materials will be useful for teachers and specialists of both educational organizations and individual educational organizations that implement adapted basic general education programs.
Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [14], «О физической культуре и спорте» [15] определили основные направления государственной политики по здоровьесохранению у обучающихся в Российской Федерации. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) закрепил принципы государственной политики в области образования, одним из которых является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности [13]. Необходимость реализации здоровьесо-храняющих технологий обучения, технологий «школа здоровья» распространяется на все образовательные организации [8].
Описание здоровьесохраняющего потенциала, то есть ресурса, который образовательная организация может использовать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, представлено в работах В. Н. Без-образовой, М. М. Безруких, В. Д. Сонькина и др. [6]. Вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся общеобразовательных организаций рассмотрены в ракурсе применения здоровьесберегающих технологий (Е. В. Гусарова) [1], в том числе игровых (А. Пустовалова) [10].
Проведенные исследования (Ю. Ю. Елисеев, Ю. В. Клещина) показали, что при решении задачи сохранения и укрепления здоровья обучающихся образовательные организации, как правило, используют минимальный комплекс здоровьесбережения. Они отмечают, что «имеет место недостаточное внимание к тем формам, которые являются непосредственной функцией учреждений образования (обеспечение здо-ровьесберегающей инфраструктуры учреждения, контроль за организацией учебного процесса, физкультурно-оздоровительной работы)» [3, с. 30].
Вместе с тем проблема учета здоровье-сохраняющих условий для обучающихся с умственной отсталостью остается актуальной и малоизученной. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что на основании закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79, п. 4) образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, обучающихся с умственной отсталостью - прим. автора) может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В основном пе-
речне задач Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (2014) выделяет задачу сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся [12].
В исследованиях А. А. Дмитриева указывается, что «...одна из приоритетных задач специальных образовательных учреждений - концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни учащихся. Это касается условий проживания, питания, режима, организации учебно-познавательной деятельности и системы занятий физической культурой и спортом» [2, с. 7].
Задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся реализуется, если в образовательной организации создаются следующие условия:
- наличие в образовательной организации профессионально подготовленного педагогического коллектива;
- создание инфраструктуры образовательной организации, включающей элементы информационно-образовательной среды;
- составление и реализация программы здорового и безопасного образа жизни;
- составление и реализация программы коррекционной работы.
Анализ отечественных нормативно-правовых документов [9; 11; 12; 13; 14] и методических материалов позволил более детально описать требования к условиям, способствующим реализации задачи здоровье-сохранения у обучающихся с умственной отсталостью.
Первое условие: наличие в образовательной организации профессионально подготовленного педагогического коллектива. Образование обучающихся с умственной отсталостью может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [13]. Образовательная организация должна иметь в штатном расписании специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, социального педагога. Наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению подготовки, учителя-предметники должны иметь документ о повышении квалификации или профессиональной подготовке по программе «Олигофренопедагогика» [9].
© Зак Г. Г., 2017
Важность специальной подготовки педагогических кадров обусловлена, прежде всего, необходимостью глубокого знания психических и физических особенностей обучающихся с умственной отсталостью. Изучение обучающегося с умственной отсталостью в процессе урочной и внеурочной деятельности дает возможность педагогическим работникам:
- подобрать соответствующие особенностям обучающихся с умственной отсталостью образовательные программы, методы и приемы обучения;
- обеспечить коррекцию нарушений психофизического развития обучающихся.
Второе условие: создание инфраструктуры образовательной организации, включающей элементы информационно-образовательной среды. Перечень требований к материально-техническим условиям включает требования к организации пространства, временного режима обучения, а также видам технических средств обучения и специальным учебно-методическим материалам (учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам и др.) [12].
При организации пространства на территории образовательной организации, реализующей АООП, должна быть создана:
- безбарьерная (доступная) среда (место стоянки автотранспортных средств для перевозки обучающихся) [11, раздел III, п. 3.3.];
- физкультурно-спортивная зона, площадка для игр и отдыха, учебно-опытная зона [там же, раздел III, п. 3.4].
Для создания условий пребывания обучающихся с умственной отсталостью и детей-инвалидов в помещении образовательной организации предусматриваются:
- перила, пандусы у входа в образовательную организацию и мобильные лестничные подъемники [там же, раздел IV, п. 4.5], специальные подъемники или лифты, поручни, которые способствуют мобильному передвижению или выполнению действий обучающимися, обеспечивают необходимую поддержку и опору при ходьбе, стоянии и сидении (при наличии у обучающихся нарушений опорно-двигательного аппарата);
- звуковые маяки и информаторы (например, звонок с подсветкой), маркировка (рельефно-точечная и рельефно-выпуклая), которая позволяет обучающимся получать информацию о наличии препятствий: контрастные круги на дверях, контрастные полосы на ступенях (при наличии у обучающихся нарушений зрения).
При планировании временного режима обучения образовательная организация должна учитывать психофизические осо-
бенности обучающихся с умственной отсталостью, в том числе повышенную утомляемость. В связи с этим в образовательной организации предъявляются следующие требования к организации образовательной деятельности и режиму дня:
- урочная деятельность организуется по 5-ти дневной учебной неделе в первую смену [11, раздел VIII, п. 8.2.]. В процессе урочной деятельности необходимо придерживаться соблюдения охранительно-педагогического режима (смена видов деятельности на уроке, дополнительное время на выполнение самостоятельного задания, соблюдение временных режимов урока, проведение физминуток и др.);
- составление расписания занятий с учетом необходимости проведения реаби-литационно-коррекционных мероприятий, которые могут реализовываться как в урочное, так и во внеурочное время; для предупреждения переутомления предусматривается облегченный учебный день [там же, раздел VIII, п. 8.3., п. 8.4.].;
- включение в расписание занятий большой перемены (динамическая пауза) в расписании (например, между вторым и третьим уроками); перемена между урочной и внеурочной деятельностью не менее 30 минут;
- обучение в 1 классе по «ступенчатому» режиму: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май -по 4 урока по 40 минут каждый) [там же, раздел VIII, п. 8.6.];
- наполняемость обучающихся в классе зависит от варианта программ образования: для обучающихся с легкой умственной отсталостью (1 вариант) - 12 обучающихся; для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (2 вариант) - 5 обучающихся.
Для обучающихся с умственной отсталостью необходимы специальные технические средства обучения (компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства), в том числе:
- для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант) обязательно наличие специальных средств обучения: средства для альтернативной коммуникации (графические индивидуальные карточки, пиктограммы, Bliss-символы); электронные устройства для альтернативной коммуникации (коммуникаторы и др.); информационно-программное обеспечение с использованием компьютерных программ [9];
- для обучающихся с умственной от-
сталостью, имеющих нарушение слуха, предполагается установка FM-системы, выполняющей функцию передачи звука (голоса педагога) с микрофона на динамики слуховых аппаратов обучающихся;
- для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих нарушения зрения, требуются специальные тифлотехнические приборы (линзы, лупы), читающие устройства, синтезаторы речи, шрифты Брайля, компьютерное оборудование со шрифтом Брайля, принадлежности для письма по Брайлю (альбомы, тетради, планшеты для рельефного рисования);
- для обучающихся с умственной отсталостью, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, нужна специальная мебель (парта с боковой и задней приставкой, абдуктор, подставка для ног, ортопедический стул, парты-конторки и др.).
Третье условие: составление и реализация программы здорового и безопасного образа жизни. Целью программы является сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся с умственной отсталостью, формирование у них основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Реализация программы осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В урочной деятельности реализация программы осуществляется через содержание предметных областей: язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Так, в содержании программ учебных предметов в 1-4 классах заложены темы, направленные на формирование основ здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью, например:
- Учебный предмет «Русский язык» (тема «Усвоение гигиенических правил письма»).
- Учебный предмет «Речевая практика» (тема «Обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)».
- Учебный предмет «Мир природы и человека» (тема «Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба)».
- Учебный предмет «Изобразительное искусство» («Правила пользования инструментами (карандашами, кистью, красками»).
- Учебный предмет «Физическая культура» (тема «Правила утренней гигиены и их значение для человека»).
- Учебный предмет «Ручной труд» (тема «Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы), и
правила работы с ними») и др.
Во внеурочной деятельности, которая направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы, реализация программы возможна в различных формах (индивидуальных, групповых занятиях и т.д.) с применением разнообразных методов и средств [4; 5]. Это дает возможность образовательной организации предусмотреть во внеурочной деятельности:
- организацию работы спортивных секций;
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (спартакиад, дней спорта, соревнований, походов, экскурсий и т.п.);
- осуществление просветительской работы с обучающимися с умственной отсталостью (по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики вредных привычек) [9];
- использование технологии игровых форм [10];
- реализацию курса внеурочной деятельности (например, «Азбука здоровья»);
- привлечение родителей обучающихся с умственной отсталостью в различных формах (например, лектории, деловая игра, семинары, педагогические практикумы, мастер-классы и т.д.) [7].
Четвертое условие: составление и реализация программы коррекционной работы. Под коррекционной работой понимается система специальных психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных не только на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью, но и на формирование личности обучающихся в целом. Коррекционная работа осуществляется командой квалифицированных специалистов: педагогом-психологом, педагогом-логопедом, педагогом-де-фектологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования, специалистом ЛФК. Немаловажным фактом является полное или частичное присутствие в образовательном процессе тьютора или ассистента педагога. Такая консолидация деятельности специалистов позволит решить следующий перечень задач:
- выявить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, которые могут быть обусловлены структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь обучающимся с умственной отсталостью с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- организовать индивидуальные и групповые занятия для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития;
- разработать и реализовать индивидуальные учебные планы (при необходимости).
Таким образом, реализация вышепере-
численных условий в образовательной организации будет способствовать выполнению требований законодательной базы, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе решению задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусарова Е. В. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий как средство предупреждения учебных перегрузок учащихся / / Начальная школа. - 2013. - № 11. - С. 7-12.
2. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании : учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 176 с.
3. Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В. Здоровьесберегающий потенциал общеобразовательных учреждений различных видов // Вестник ВолГМУ. - 2006. - № 14. - С. 28-30.
4. Зак Г. Г. Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 234-239.
5. Зак Г. Г. Инновационные средства в коррекционно-педагогической работе педагога-дефектолога // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества : мат-лы XII междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 3-4 июля 2014 г.) / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М. : Спецкнига, 2014. - С. 208-211.
6. Здоровьесберегающая школа : учеб. курс для руковод. учрежд. общего образования / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. Н. Безобразова. - М. : 1 сентября, 2006. - 64 с.
7. Коняева Н. П., Никандрова Т. С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». - М. : ВЛАДОС, 2012.
8. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (раздел IV) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 09.10.2017).
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // /minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/08.pdf (дата обращения: 09.10.2017).
10. Пустовалова А. Игра как здоровьесберегающий метод обучения // Учитель. - 2013. - № 1. -С. 60-63.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184630/ (дата обращения: 09.10.2017).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 09.10.2017).
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // минобрнауки.рф/ документы / 2974 (дата обращения: 09.10.2017).
14. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 09.10.2017).
15. Федеральный закон «О физической культуре и спорте» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // docs.cntd.ru/document/902075039(дата обращения: 09.10.2017).
REFERENCES
1. Gusarova E. V. Ispol'zovanie zdorov'esberegayushchikh obrazovatel'nykh tekhnologiy kak sredstvo preduprezhdeniya uchebnykh peregruzok uchashchikhsya // Nachal'naya shkola. - 2013. - № 11. - S. 7-12.
2. Dmitriev A. A. Fizicheskaya kul'tura v spetsial'nom obrazovanii : ucheb. posobie dlya vuzov. - M. : Akademiya, 2002. - 176 s.
3. Eliseev Yu. Yu., Kleshchina Yu. V. Zdorov'esberegayushchiy potentsial obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy razlichnykh vidov // Vestnik VolGMU. - 2006. - № 14. - S. 28-30.
4. Zak G. G. Innovatsionnye podkhody k organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na nachal'noy stupeni obshchego obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 7. - S. 234-239.
5. Zak G. G. Innovatsionnye sredstva v korrektsionno-pedagogicheskoy rabote pedagoga-defektologa // Integratsiya nauki i praktiki kak mekhanizm effektivnogo razvitiya sovremennogo obshchestva : mat-ly XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, 3-4 iyulya 2014 g.) / Nauch.-inf. izdat. tsentr «Institut strate-gicheskikh issledovaniy». - M. : Spetskniga, 2014. - S. 208-211.
6. Zdorov'esberegayushchaya shkola : ucheb. kurs dlya rukovod. uchrezhd. obshchego obrazovaniya / M. M. Bezrukikh, V. D. Son'kin, V. N. Bezobrazova. - M. : 1 sentyabrya, 2006. - 64 s.
7. Konyaeva N. P., Nikandrova T. S. Vospitanie detey s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya : ucheb.
posobie dlya stud. vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Oligofrenopedagogika». - M. : VLADOS, 2012.
8. Natsional'naya strategiya deystviy v interesakh detey na 2012-2017 gody (razdel IV) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: // base.garant.ru/70183566/ (data obrashcheniya: 09.10.2017).
9. Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: // /minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/08.pdf (data obrashcheniya: 09.10.2017).
10. Pustovalova A. Igra kak zdorov'esberegayushchiy metod obucheniya // Uchitel'. - 2013. - № 1. - S. 60-63.
11. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizatsii obucheniya i vospitaniya v organi-zatsiyakh, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po adaptirovannym osnovnym obshcheobra-zovatel'nym programmam dlya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184630/ (data obrashcheniya: 09.10.2017).
12. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (data obrashcheniya: 09.10.2017).
13. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: // minobrnauki.rf/ dokumenty / 2974 (data obrashcheniya: 09.10.2017).
14. Federal'nyy zakon «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (data obrashcheniya: 09.10.2017).
15. Federal'nyy zakon «O fizicheskoy kul'ture i sporte» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: // docs.cntd.ru/document/902075039(data obrashcheniya: 09.10.2017).