ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR REALIZATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE TRAINING OF MENTALLY RETARDED (INTELLECTUALLY DISABLED) STUDENTS
И.Б. Агаева, Л.П. Уфимцева
Дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), безбарьерная среда, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В статье представлен анализ условий, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Требования по соблюдению организационно-педагогических условий, рассматриваемые в статье, распространяются на образовательные организации, реализующие адаптированные основные образовательные программы с целью дальнейшей социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
I.B. Agaeva, L.P. Ufimtseva
Intellectually disabled (mentally retarded) children, barrier-free environment, a child with health limitations, Federal State Educational Standard of the training of mentally retarded (intellectually disabled) students. The paper presents an analysis of the conditions provided by the Federal State Educational Standard of the training of intellectually disabled (mentally retarded) students. The requirements for the compliance of organizational-pedagogical conditions considered in this paper apply to the educational institutions implementing adapted basic curricula with the purpose of the further socialization of intellectually disabled (mentally retarded) students.
Известно, что при умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях двигательное развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем российская дефектология руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей [Примерная...].
В этой связи принятый 19 декабря 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт образования (далее - Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является актуальным и своевременным.
Он содержит ряд требований, предъявляемых к образовательным организациям, реализующим адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью [Приказ..., 2014].
При этом Министерство образования и науки Российской Федерации предоставило воз-
<С Я
tí га
0
ь
X
1 га m Е-U
CL
<
о ^ о о ^ h о Q
EÍ Ш tS О PL
га
§
о §
х
%
«
о га :г s
ъ
I—
<с п га с
« S
д
H
и
W
м
можность образовательным организациям самостоятельно с учетом специфики психофизического развития, личностных возможностей и потребностей обучающихся разрабатывать для них АООП на основе Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерных АООП, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Данные документы предусматривают возможность получения образования детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в разных формах: совместно с другими обучающимися, не имеющими сходных проявлений в нарушении интеллекта; в отдельных классах или группах в среде сверстников, имеющих схожие нарушения; либо в отдельных организациях, то есть бывших коррекционных школах [Приказ..., 2014].
Согласно приказу министра образования «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 1 сентября 2016 г. образовательные организации начнут ре-ализовывать новый стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью. В связи с этим образовательным организациям, которые будут принимать в свои стены обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучения в любой из указанных выше форм, предстоит перейти на реализацию Стандарта образования данной категории школьников в соответствии с разработанной АООП. Соблюдение единства требований к ним должно являться обязательным для всех образовательных организаций, так как в противном случае Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выполнить будет невозможно [Беляева, Уфимцева, 2013, с. 126].
Следует отметить, что в Красноярском крае дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют возможность получать образование в разных формах:
- функционирует ряд отдельных организаций, осуществляющих деятельность в отношении лиц с нарушениями интеллекта;
- общеобразовательные школы начинают накапливать практический опыт работы с данным контингентом детей по месту их жительства в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон., 2012].
При этом, согласно статистическим данным отдела специального образования Министерства образования Красноярского края, количество детей школьного возраста с умственной отсталостью, обучающихся в бывших коррекционных школах города и края, составляет 3 005 человек, в общеобразовательных школах - 5 169 человек (из них 3 828 человек - в отдельных классах при массовых школах и 1 341 человек - в массовых классах). В эти показатели входят 1 071 ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающийся в условиях специализированных школ (из 3 005 человек), и 226 детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обучающихся в отдельных организациях бывших специализированных школ (из 5 169 человек).
Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагает два варианта АООП: 1 вариант - для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и 2 вариант - для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Существенным отличием одного варианта АООП от другого является то, что ФГОС для разных групп умственно отсталых обучающихся содержит дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей вышеназванных групп умственно отсталых обучающихся.
В этой связи образовательные организации в содержательных разделах самостоятельно разработанных Программ на основе Примерных
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью должны будут предусмотреть следующие виды программ.
1. Программа формирования базовых учебных действий.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
3. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Программа коррекционной работы.
6. Программа внеурочной деятельности.
7. Программа сотрудничества с семьей обучающегося [Приказ., 2014].
Для реализации вышеуказанных программ со стороны образовательных организаций потребуется тщательная подготовка с соблюдением ряда условий: правовых, кадровых, учебно-методических, материально-технических, информационных и финансовых [Примерная ...].
Особенно это коснется образовательных организаций, которые перейдут на новый образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью реализации разных форм получения образования, о которых было сказано выше.
Продемонстрируем это на примере двух основных областей АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Например, при реализации предметной области образовательной программы им необходимо будет выполнить ряд условий.
В части правовых условий:
- наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательных программ;
- заявление от родителей, законных представителей ребенка, в котором они выражают прошение / согласие на получение образования по АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- внесение в Устав образовательной организации пункта, регламентирующего организацию образовательной деятельности с соблюдением всех необходимых для этого условий в отношении обучающихся с ОВЗ (в данном случае - с нарушением интеллекта);
- создание локального акта (положения) об организации инклюзивной практики службы сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- наличие договора об оказании платной дополнительной образовательной услуги [Примерная ...].
В части кадровых условий:
- руководящие работники образовательной организации с высшим педагогическим образованием должны пройти курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики (или инклюзивного образования детей с умственной отсталостью) установленного образца;
- воспитатель, имеющий педагогическую специальность, обязательно проходит профессиональную переподготовку или повышение квалификации в области олигофренопедагогики либо специальной педагогики или специальной психологии;
- специалисты по физической культуре и адаптивной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки (музыкальный работник), имеющие высшее или среднее профессиональное образование согласно занимаемой должности, должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики, подтвержденные соответствующим документом;
- педагог-психолог и учитель-логопед, имеющие высшее профессиональное образование, также должны обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью;
- каждые пять лет все педагоги, имеющие среднее или высшее педагогическое образование соответственно занимаемой должности, должны проходить курсы повышения квалифи-
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
[101]
д
н и
Щ
м
кации в объеме 72 и более часов в области кор-рекционной педагогики (олигофренопедагогики), инклюзивного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) установленного образца.
В части учебно-методических условий:
- широкое использование компьютерных инструментов обучения (работа в библиотеке, поиск информации в сети Интернет, ресурсный центр в организации, наличие ноутбуков, планшетов и пр.);
- включение в образовательную деятельность специфических методов, приемов и подходов обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (приемы активизации деятельности: усиление практической направленности изучаемого материала, наглядное представление основных положений сообщения, специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью и т.д.);
- целенаправленное использование приемов инклюзии (включение в общую учебно-воспитательную деятельность обучающихся с умственной отсталостью со сверстниками, не имеющими сходных нарушений в развитии);
- наглядно-действенный характер содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (картины, схемы, таблицы, памятки, пошаговые инструкции в форме алгоритмизированных действий, компьютерные презентации, демонстрация предметов и опытов, звуковая информация и др.).
Важным условием реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью является возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательной организации для тех из них, у кого имеются сопутствующие нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения. С этой целью территория и здание образовательной организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды.
В связи с этим материально-техническое и информационное обеспечение процесса освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью должно содержать (добавим выборочно):
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы, компьютерные устройства, синтезирующие речь;
- компьютерные программы для создания пиктограмм;
- индивидуальные технические средства передвижения (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.);
- приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации («Language Master», «Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One», «Step by step», «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»);
- графические / печатные изображения, алфавитные доски, электронные средства;
- музыкальные инструменты, театральный реквизит, а также оснащенный актовый зал с воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.;
- инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг;
- доступ к информационным ресурсам различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.).
В части финансовых условий:
- наличие классов для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями (учебное лабораторное оборудование, вещественные и виртуально-наглядные модели, кабинеты для проведения уроков, структура которых обеспечивает возможность организации разных форм урочной и внеурочной деятельности; трудовые мастерские, а также кабинет для проведения уроков «Основы социальной жизни» с необходимым наполнением;
- оснащение рекреаций и зон отдыха детей на переменах (спортивная зона, сказочная / лесная зоны и пр.), наличие мебели для взаимодействия детей разных возрастных групп;
- наличие спортивного зала с необходимым спортивным и игровым оборудованием и пр.
К финансовым условиям также отнесем пункты, связанные с требованиями к организации образовательного пространства: наличие кадрового состава специалистов, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью, при необходимости участие тьютора и / или ассистента (помощника), а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента, медицинских работников), необходимого для сопровождения ребенка с умственной отсталостью, оплату услуг инженера по обслуживанию специальных технических средств и асси-стивных устройств.
При реализация коррекционно-разви-вающей области программы потребуется следующее.
В части правового обеспечения:
- заключение договора / соглашения с родителями на оказание образовательных услуг по предмету коррекционной работы с умственно отсталыми обучающимися;
- при необходимости, если в образовательной организации нет возможности проводить коррекционную работу, организуется сетевое взаимодействие на основе договора с внешними организациями (олигофренопедаго-гом, центром психолого-медико-педагогической и социальной помощи, другими организациями, в штат которых включен специалист-олигофренопедагог и оборудованный кабинет педагога-дефектолога).
В части программных и учебно-методических условий выделим (выборочно) потребность:
- в ранней диагностике и раннем начале коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми обучающимися;
- индивидуальном и дифференцированном подходе к ним;
- непрерывности коррекционного воздействия;
- изменении содержания образования, путей его изучения (методов, средств, форм, а также пространственно-временной организации среды обучения) с учетом специфических потребностей обучающихся с умственной отсталостью;
- обеспечении наиболее комфортных условий получения образования и коррекционно-развивающей помощи обучающимися, направленных на их когнитивное развитие и социализацию.
В части кадровых условий отметим, что организация, реализующая коррекционно-развивающую область АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должна быть укомплектована специалистами, реализующими программу коррекционной работы (педагог-дефектолог, специальный психолог, логопед, тьютор), которые имеют высшее специальное (дефект-) образование. Для педагогов массовых школ обязательны курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) установленного образца [Беляева, Уфимцева, 2015, с. 8].
Стандартом предусмотрена реализация следующих коррекционных курсов: «Логопедические занятия», «Психокоррекционные занятия», «Ритмика», содержащих основные направления коррекционной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К необходимым материально-техническим условиям отнесем: оборудованные кабинеты олигофренопедагога, логопеда, психолога (звукоизолированные, не менее 15 кв. м.); мультимедийную аппаратуру (доска, компьютер с колонками и выходом в Интернет, средства для хранения и переноса информации (USB-накопители), принтер, сканер), набор ау-диодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальные записи, аудиокниги; дидактический и наглядный материал по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); виде-отека учебных видеофильмов; специальная литература по различным разделам дефектологии.
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
о я
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
и
1 к
а
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
[103]
д
н и
Щ
м
Соблюдение данных условий поможет в организации образования данного контингента детей, определении меры участия родителей 2. (законных представителей) ребенка в этом процессе, привлечении сторонних организаций для осуществления сетевого взаимодействия, варьировании соотношения компонентов академической грамотности и жизненной компетенции, а также нахождении других возможностей совер- 3. шенствования условий с целью достижения наилучшего результата образования умственно от- 4. сталых обучающихся и их адаптации к жизни в современном обществе.
Таким образом, представленный выше анализ организационно-педагогических условий позволит образовательным организациям провести тщательную проверку своей кадровой, 5. материально-технической, финансовой и иной готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современ- 6. ных образовательных условиях.
Библиографический список
1. Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия для перехо- 7. да общеобразовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) //
Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 3 (33). С. 6-11.
Беляева О.Л., Уфимцева Л.П. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 126-130.
Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. (с изм. от 30.12.2008). Приказ № 1598 Минобрнауки России от 19.12.2014 года: Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ № 1599 Минобрнауки России от 19.12.2014 года: Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). URL: http www fgosreestr ru Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ пункт 2, части 3, ст. 11 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вспуп. в силу с 24.07.2015).