Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 371.921
Об оценке качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
О. В. Кучергина
Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск
А.НН°ТаЦия. В статье представлены основные критерии оценки ка-
чества образования в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Ключевые
слова: качество образования, адаптированная основная обще-
образовательная программа, обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральный государственный образовательный стандарт, оценка качества образования, критерии ка-чественного образования.
К одному из приоритетных направлений развития системы общего образования в нашей стране относится повышение качества оказываемых образовательных услуг. Проведённый анализ публикаций, посвящённых вопросам изучения качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы, показал отсутствие единого подхода в определении критериев, по которым оно оценивается. Например, в ряде ранее опубликованных статей педагогов Иркутской области говорится о необходимости определения критериев качества образования применительно к разным группам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о необходимости разработки на уровне каждой образовательной организации собственной системы оценки качества оказываемых образовательных услуг [1; 2].
Особую актуальность для Иркутской области имеет проблема определения показателей качественного образования применительно к обучающимся с разными формами умственной отсталости. По данным на 01.01.2017 г., в Иркутской области самой обширной группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ), осваивающих адаптированные образовательные
[гаудпоигог программы начального и основного общего образования, являются именно обучающиеся с интеллектуальными нарушениями - 10 642
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 к обязанностям образовательной организации относится обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, но, несмотря на обязательность проведения данной процедуры, закреплённой действующим законодатльством, оценка качества образования является крайне неоднозначной и дискуссионной проблемой отечественной образовательной системы. Любой образовательной организации, в том числе реализующей адаптированные образовательные программы, прежде чем выстраивать внутреннюю систему оценки качества, необходимо определить, что понимается под качеством образования. В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 указывается: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [3, с. 6].
Таким образом, при определении качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общеобразовательная организация, в т. ч. и специальная (коррекционная) школа, должна руководствоваться данной формулировкой, т. е для определения критериев качественного образования необходимо использовать положения федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), о чём говорится в пункте 1.8. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [4, с. 4].
Данный ФГОС (далее - Стандарт) был утверждён приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 и представляет собой «совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [4, с. 4].
В соответствии с п. 1. 3. Стандарт включает в себя требования:
1) к структуре АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) (в т. ч. к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму;
2) к условиям реализации АООП, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) к результатам освоения АООП [4, с. 4].
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что критериями качественного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются ряд показателей, представленных в таблице. Так как в соответствии со Стандартом АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется по двум вариантам (вариант 1 предназначен для обучающихся с лёгкой формой умственной отсталости, вариант 2 - для обучающихся с умеренной умственной отстало-
чел.
стью, с тяжёлой умственной отсталостью, глубокой умственной отсталостью и ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития)), показатели критериев качественного образования так же представлены по двум вариантам реализации программы.
Нам видится, что данная статья будет представлять интерес для административных и педагогических работников, занимающихся вопросами организации обучения, воспитания и социализации обучающихся с разными формами умственной отсталости, а также для родителей (законных представителей) обучающихся, т. к. именно дети и родители являются главными потребителями оказываемых школой образовательных услуг. У родителей должно быть сформировано чёткое представление о том, что такое качественное образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по каким критериям оно определяется. Осведомленность родителей с критериями качественного образования, а также их привлечение к работе в экспертной группе, оценивающей достижения ребёнка в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, в изучении системы созданных на уровне школы условий для реализации АООП и пр. позволит консолидировать усилия семьи и образовательной организации в коррекции имеющихся у обучающегося психофизических недостатков, избежать межличностных конфликтов.
Данная статья не претендует на полноту раскрытия всех критериев, характеризующих качественное образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по ряду причин.
Во-первых, под действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) попали только обучающиеся, пришедшие с 01.09.2016 г. в первые классы. В настоящее время в Иркутской области на обучающихся начиная со 2 класса и старше действие данного Стандарта не распространяется, т. е перечисленные в таблице критерии и показатели не могут быть использованы школами при оценивании качеств оказываемых образовательных услуг в отношении данной группы обучающихся.
Во-вторых, в статье не представлены индивидуальные показатели качества образования применительно к детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Данные показатели отсутствуют в Стандарте, так как определяются индивидуально исходя из особых образовательных потребностей конкретного обучающегося в соответствии с основными требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В-третьих, в статье лишь в общем виде перечислены основные требования к организации материально-технического обеспечения реализации АООП. Не конкретизированы требования к организации временного режима обучения, учебного места обучающего и пр.
Однако, несмотря на перечисленные недостатки, содержание статьи может быть использовано общеобразовательными организациями массового и специального типов для построения внутренней системы оценки качества образования обучающихся с разными формами умственной отсталости.
Актуальность представленных в статье вопросов по определению критериев качества образования, крайняя неоднородность группы обучающихся с умственной отсталостью, отсутствие единых подходов в отечественной системе образования к определению эффективности нецензового образования лиц с интеллектуальными нарушениями указывают на необходимость рассмотрения данной проблемы в дальнейших публикациях.
Таблица 1
№ Критерий по Стандарту Показатель для общеобразовательной организации
Вариант 1 Вариант 2
1 Структура адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП включает обязательную часть (70 %) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (30 %) АООП включает обязательную часть (60 %) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (40 %). 1.1.2. На основании АООП разрабатывается СИПР (специальная индивидуальная программа развития), учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся
1.2. Реализация АООП через организацию урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учётом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Реабилитационно-кор-рекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности
1.3. АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает: 1.3. АООП содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает: - пояснительную записку (она раскрывает цели реализации
- пояснительную записку (она раскрывает цели реализации АООП, принципы и подходы к формированию АООП, общую характеристику АООП, психолого-педагогическую характеристику обучающихся с лёгкой умственной отсталостью и описание их особых образовательных потребностей);
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развиваю-щей области;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
АООП, принципы и подходы к формированию АООП, общую характеристику АООП, психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР и описание их особых образовательных потребностей, описание структуры и общую характеристику СИПР в соответствии с требованиями Стандарта);
- планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП Содержательный раздел определяет общее содержание образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
- программу формирования базовых учебных действий;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррек-ционно-развивающей области;
- программу нравственного развития, воспитания обучающихся;
- программу формирования - программу формирования
экологической культуры, экологической культуры, здо-
здорового и безопасного об- рового и безопасного образа
раза жизни; жизни;
- программу коррекционной - программу сотрудничества с
работы; родителями;
- программу внеурочной де- - программу внеурочной дея-
ятельности. тельности.
Организационный раздел Организационный раздел
определяет общие рамки ор- определяет общие рамки орга-
ганизации образователь- низации образовательного
ного процесса, а также меха- процесса, а также механизмы
низмы реализации АООП и реализации АООП и включает:
включает: - учебный план, содержащий
- учебный план, содержа- предметные области, коррек-
щий предметные области, ционно-развивающие области,
коррекционно-развиваю- внеурочную деятельность;
щие области, внеурочную - систему специальных усло-
деятельность; вий реализации АООП, содер-
- систему специальных жащую описание имеющихся
условий реализации АООП, условий (кадровых, финансо-
содержащую описание име- вых, материально-техниче-
ющихся условий (кадровых, ских, включая учебно-методи-
финансовых, материально- ческое и информационное
технических, включая обеспечение), контроль за со-
учебно-методическое и ин- стоянием системы условий
формационное обеспече-
ние), контроль за состоя-
нием системы условий
2 Условия реализа- 2.1. Стандарт определяет требования к кадровым, финансо-
ции АООП вым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися, которые представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходи-
мых для реализации АООП, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортно кор-рекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся
2.2. Требования к кадровым условиям - в реализации АООП участвуют руководящие, педагогические, медицинские и иные работники (научные, технические и пр.), имеющие необходимый уровень образования и квалификации, соответствующий действующим квалификационным требованиям и (или) профессиональным стандартам; - образовательная организация обеспечивает работникам, перечисленным в п. 2.2, возможность повышения профессиональной квалификации, ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий обучения и воспитания; - для обучающихся, не посещающих образовательную организацию по состоянию здоровья, организовано обучение на дому или в медицинской организации; - организовано комплексное взаимодействие с другими организациями, обеспечивающее восполнение недостающих кадровых ресурсов, ведение методической поддержки, получение консультаций по реализации АООП и пр.
2.3. Требования к финансовым условиям Они должны: - обеспечивать государственные гарантии прав обучающихся на получение бесплатного, общедоступного образования, включая внеурочную деятельность; - обеспечивать организации возможность исполнения требований Стандарта; - обеспечивать реализацию обязательной части АООП и части, формируемой участниками образовательных отношений
с учётом особых образовательных потребностей обучающихся (см. п. 1.1.);
- отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации АООП и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования
2.4. Требования к материально-техническим условиям (материально-техническое обеспечение - это общие характеристики инфраструктуры образовательной организации, включая параметры информационно-образовательной среды) 2.4.1. Материально-техническая база реализации АООП должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым:
- к участку (территории) организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности организации и их оборудование);
- к зданию организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещённость, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
- к помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, медиатеки, число читательских мест);
- к помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в т. ч. горячих завтраков;
- к помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями;
- к актовому залу;
- к спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
- к помещениям для медицинского персонала;
- к мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
- к расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
2.4.2. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- создания и использования информации (в т. ч. запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в сети «Интернет» и
др.);
- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
- планирования учебной деятельности, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
- размещения материалов и работ в информационной среде организации;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
- организации отдыха и питания;
- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов.
2.4.3. Материально-техническое обеспечение реализации АООП должно соответствовать не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся и включает в себя требования:
- к организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
- к организации временного режима обучения;
- к техническим средствам обучения;
- к специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения
2.4.4. Требования к материально-техническим условиям Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- проведения экспериментов, в т. ч. с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
2.4.4. Требования к материально-техническим усло-
Дополнительных требований в соответствии со Стандартом не установлено 2.4.5. Требования к организации пространства - важным условием реализации АООП является возможность беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры образовательной организации для тех обучающихся, у которых имеются нарушения
опорно-двигательных
- наблюдений (включая наблю- функций, зрения. С этой
дение микрообъектов), опреде- целью территория и здание
ления местонахождения, образовательной
наглядного представления и организации должны
анализа данных; использова- отвечать требованиям
ния цифровых планов и карт, безбарьерной среды;
спутниковых изображений; - в помещениях для
- создания материальных объ- обучающихся должно быть
ектов, т. ч. произведений ис- предусмотрено
кусства специальное оборудование,
2.4.5. Требования к организа- позволяющее
ции пространства. оптимизировать
Материально-техническое образовательный процесс,
обеспечение АООП должно присмотр и уход за
предусматривать: обучающимися, а также
- трудовые мастерские с обеспечивающее
необходимым оборудованием в максимально возможную
соответствии с реализуемым самостоятельность в
профилем трудового передвижении,
обучения); коммуникации в
- кабинет для проведения осуществлении учебной
уроков «Основы социальной деятельности;
жизни»; - материально-техническое
- в классных помещениях обеспечение АООП (СИПР)
должны быть предусмотрены должно соответствовать
учебные зоны и зоны отдыха действующим санитарным
обучающихся; и противопожарным
- возможность проживания в нормам, нормам охраны
организации в случае её труда работников
удалённости от места образовательных
проживания обучающихся организаций,
2.4.6. Требования к предъявляемых к кабинету
организации учебного места: для проведения уроков по
домоводству
- учебное место обучающегося организуется в соответствии с действующими санитарными нормами и требованиями 2.4.7. Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:
- специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся;
- специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности;
- в старших классах преимущественное использование иллюстративной и символической наглядности;
- рабочие тетради на печатной основе, включая специальные прописи
2.4.6. Требования
организации
учебного
- учебное место обучающегося создаётся с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребёнка. В целях создания оптимальных условий для обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой формы обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени;
- использование вспомогательных средств и технологий с учётом степени и диапазона
к
имеющихся у
обучающегося нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, РАС и эмоционально-волевой сферы);
- использование ассистирующих технологий;
- использование ТСО (включая
специализированные компьютерные инструменты обучения);
- наличие санузлов с оборудованными душевыми, специальными кабинками для смены памперса и пр.
2.4.7. Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения:
- специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся, по всем предметным областям и отдельным предметам: «Язык
и речевая практика», «Математика» и пр. (перечень учебных и дидактических материалов представлен на с. 41-42 приложения к Стандарту);
- технические средства, в т. ч. электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий;
- для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающие положительные реакции обучающихся на окружающую действительность;
- для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и пр.;
- разнообразный спортивный, ортопедический и лечебно-физкультурный ин-
вентарь и оборудование, необходимые для двигательного развития
3 Результаты освоения АООП 3.1. Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися АООП. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. Результаты освоения АООП дифференцированы по вариантам реализации программы
Результаты освоения обучающимися АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Описание результатов овладения обучающимися АООП имеет интегратив-ный характер и включает в себя: - требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющее достичь максимальной самостоятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные образовательным потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам: - личностным, включающим
- требования к оценке сте- сформированность мотивации
пени самостоятельности ис- к обучению и познанию, соци-
пользования предметных альные компетенции, личност-
знаний и умений для реше- ные качества;
ния практико-ориентиро- - предметным, включающим
ванных задач (предметные освоенный обучающимися в
результаты). ходе изучения учебного пред-
3.2. Личностные результаты мета опыт специфической для
освоения АООП должны от- данной предметной области
ражать: деятельности по получению
- осознание себя как гражда- нового знания и его примене-
нина России; формирование нию
чувства гордости за свою 3.2. Личностные результаты
Родину; освоения АООП могут вклю-
- формирование уважитель- чать:
ного отношения к иному - основы персональной иден-
мнению, истории и культуре тичности, осознание своей
других народов; принадлежности к определён-
- развитие адекватных пред- ному полу, осознание себя как
ставлений о собственных «Я»;
возможностях, о насущно - социально-эмоциональное
необходимом жизнеобеспе- участие в процессе общения и
чении; совместной деятельности;
- овладение начальными - формирование социально
навыками адаптации в дина- ориентированного взгляда на
мично изменяющемся и раз- окружающий мир в его орга-
вивающемся мире; ничном единстве и разнообра-
- овладение социально-бы- зии природной и социальной
товыми умениями, исполь- частей;
зуемыми в повседневной - формирование уважитель-
жизни; ного отношения к окружаю-
щим;
- овладение начальными навы-
ками адаптации в динамично
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, береж-
изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына или дочери, пассажира, покупателя и пр.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бе-
ному отношению к матери- режному отношению к матери-
альным и духовным ценно- альным и духовным ценно-
стям; стям.
- формирование готовности 3.3. Предметные результаты
к самостоятельной жизни являются возможными и зано-
3.3. Предметные результаты сятся в СИПР с учётом индиви-
связаны с овладением обу- дуальных возможностей и спе-
чающимися содержанием цифических образовательных
каждой предметной области потребностей обучающихся, а
и характеризуют их дости- также специфики содержания
жение в усвоении знаний и предметных областей и кон-
умений, возможности их кретных учебных предметов, в
применения в практической т. ч.:
деятельности и жизни. - язык и речевая практика (речь
АООП определяет два и альтернативная коммуника-
уровня овладения предмет- ция);
ными результатами (мини- - математика (математические
мальный и достаточный) по представления);
конкретным учебным пред- - окружающий мир (окружаю-
метам, в т. ч.: щий природный мир, человек,
- язык и речевая практика домоводство, окружающий со-
(русский язык, чтение (лите- циальный мир);
ратурное чтение), речевая - искусство (музыка и движе-
практика); ние, изобразительная деятель-
- математика (математика и ность);
информатика); - физическая культура (адап-
- естествознание (мир при- тивная физическая культура);
роды и человека, природо- - технология (профильный
ведение, география, биоло- труд).
гия); Перечень предметных резуль-
- человек и общество (ос- татов по перечисленным выше
новы социальной жизни, учебным предметам представ-
мир истории, история Оте- лен на с. 44-53 приложения к
чества, обществоведение, Стандарту).
этика); Итоговая оценка качества
- искусство (музыка, рисо- освоения обучающимися
вание); АООП осуществляется образо-
- физическая культура (фи- вательной организацией. Пред-
зическая культура, адаптив- метом итоговой аттестации яв-
ная физическая культура); ляется достижение результа-
- технология (ручной труд, тов освоения СИПР послед-
профильный труд). него года обучения и развитие
Перечень предметных ре- жизненных компетенций у
зультатов по перечислен- обучающихся.
ным выше учебным предме- Перечень компонентов для
там представлен на с. 44-53 оценивания результатов освое-
приложения к Стандарту). ния СИПР представлен на с.
3.4. Итоговая аттестация 52-53 приложения к Стандарту
выпускников осуществля-
ется образовательной орга-
низаций по завершении реа-
лизации АООП в форме
двух испытаний:
- первое - комплексная
оценка предметных резуль-
татов усвоения обучающи-
мися русского языка, чтения
(литературного чтения), ма-
тематики и социальной
жизни;
- второе - оценка знаний и
умений по выбранному про-
филю труда
Список литературы
1. Белюшина, Н. В. Об отдельных аспектах организации внутреннего мониторинга качеств образования в условиях специальной коррекционной школы / Н. В. Белюшина [и др.] // Педагогический ИМИДЖ. - 2016. - № 3 (32). - С. 124 - 133.
2. Кучергина, О. В. Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы / О. В. Кучергина // Молодой учёный. - 2015. - № 20. - С. 462-466.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.03.2017).
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1599. - и^: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1o/o83%D0o/oB С%В0%В5%В0%БВ%В1%82%Б1%8В/5133 (дата обращения: 15.03.2017).
About Assessment the Quality of Education of the Students with Mental Defectiveness (Intellectual Disability)
O. V. Kuchergina
Institute of Education Development of Irkutsk Region, Irkutsk
Abstract. In the article the main criteria for assessing the quality of education of the students with mental defectiveness (intellectual disability) in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard.
Keywords: quality of education, adaptive curriculum, students with mental defectiveness (intellectual disability), Federal State Educational Standard, quality of education assessment, criteria of qualitative education.
Кучергина Ольга Викторовна
Кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией коррекционно-го образования
Институт развития образования Иркутской области
664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10-А тел.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]
Kuchergina Olga Viktorovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Laboratory of Special education
Institute of Education Development of Irkutsk Region
10-A Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007
tel.: 8(3952)500904 e-mail: [email protected]