Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ БЛИЗКИХ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ БЛИЗКИХ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИЯХ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOLERS / PRESCHOOL OLYGOPHRENOPEDAGOGY / INTELLECTUAL DISABILITY / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY / INFORMATION ABOUT PROFESSIONS / PLOT BASED ROLE-PLAYING GAMES / PLAYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

Статья посвящена изучению представлений о профессиях у дошкольников с умственной отсталостью, что является, несомненно, актуальным в поиске эффективных подходов их развития и социального сопровождения. За основу развития представлений о профессиях близких по социальному окружению была взята игровая деятельность, в частности сюжетно - ролевая игра. Целью исследования являлось выявление состояния уровня представлений о профессиях близких по социальному окружению у дошкольников с умственной отсталостью и разработка направлений работы по их совершенствованию средствами сюжетно - ролевой игры. Было проведено экспериментальное исследование и апробированы этапы работы по развитию представлений о профессиональной деятельности взрослых у старших дошкольников с умственной отсталостью. Выделены этапы организации сюжетного взаимодействия по профессиональной тематике для дошкольников с умственной отсталостью. Организуется развитие представлений о профессиях близких по социальному окружению в рамках сюжетно - ролевой игры. Предложенные рекомендации не содержат однообразных шаблонных занятий с использованием сюжетно - ролевых игр. Значение проделанной работы заключается в том, что ее результаты позволят воспитателям, учителям - дефектологам и родителям расширить круг представлений дошкольников с умственной отсталостью о профессиональной деятельности взрослых и поставить их в начало непростого пути профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT PROFESSIONS CLOSE BY THEIR SOCIAL ENVIRONMENT IN PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DISABILITY VIA A PLOT BASED ROLE-PLAYING GAME

The article is devoted to the study of the ideas about professions in preschoolers with intellectual disability, which is undoubtedly urgent in the search for effective approaches to their development and social support. The ideas about the professions close by their social environment were developed in the process of playing, in particular, in plot based role - play games.The aim of the study was to identify the level of formation of ideas about the professions close by their social environment in preschoolers with intellectual disability and to develop the areas of work to improve them by means of plot based role - playing games. An experimental study was carried out and the stages of work on the development of ideas about the professional activity of adults in older preschoolers with intellectual disability were tested. The stages of organization of plot interaction on professional topics for preschoolers with intellectual disability have been singled out. The author organizes the development of ideas about professions close by their social environment within the framework of plot based role - playing game.The suggested recommendations do not contain monotonous routine activities using role - playing games. The significance of the work done lies in the fact that its results can allow educators, teachers - defectologists and parents to expand the range of ideas of preschoolers with intellectual disability about the professional activity of adults and put them at the beginning of a difficult path of professional self - determination.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ БЛИЗКИХ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОКРУЖЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

УДК 3 76.42-053 "465.00/.07" DOI 10.26170/sp20-04-02

ББК Ч455.091 ГСНТИ14.29.21 Код ВАК 13.00.03

Р. А. Афанасьева R. A. Afanas'eva Иркутск, Россия Irkutsk, Russia

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ БЛИЗКИХ ПО СОЦИАЛЬНОМУ

ОКРУЖЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению представлений о профессиях у дошкольников с умственной отсталостью, что является, несомненно, актуальным в поиске эффективных подходов их развития и социального сопровождения. За основу развития представлений о профессиях близких по социальному окружению была взята игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевая игра.

Целью исследования являлось выявление состояния уровня представлений о профессиях близких по социальному окружению у дошкольников с умственной отсталостью и разработка направлений работы по их совершенствованию средствами сюжет-но-ролевой игры. Было проведено экспериментальное исследование и апробированы этапы работы по развитию представлений о профессиональной деятельности взрослых у старших дошкольников с умственной отсталостью. Выделены этапы организации сюжетного взаимодействия по профессиональной тематике для дошкольников с умственной отсталостью. Организуется развитие представлений о профессиях близких по

DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT PROFESSIONS CLOSE BY THEIR SOCIAL ENVIRONMENT IN PRESCHOOLERS WITH INTELLECTUAL DISABILITY VIA A PLOT BASED ROLE-PLAYING GAME

Abstract. The article is devoted to the study of the ideas about professions in preschoolers with intellectual disability, which is undoubtedly urgent in the search for effective approaches to their development and social support. The ideas about the professions close by their social environment were developed in the process of playing, in particular, in plot based role-play games.

The aim of the study was to identify the level of formation of ideas about the professions close by their social environment in preschoolers with intellectual disability and to develop the areas of work to improve them by means of plot based role-playing games. An experimental study was carried out and the stages of work on the development of ideas about the professional activity of adults in older preschoolers with intellectual disability were tested. The stages of organization of plot interaction on professional topics for preschoolers with intellectual disability have been singled out. The author organizes the development of ideas about professions close by their social environment within the framework of plot based role-playing game.

социальному окружению в рамках сюжетно-ролевой игры.

Предложенные рекомендации не содержат однообразных шаблонных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр. Значение проделанной работы заключается в том, что ее результаты позволят воспитателям, учителям-дефектологам и родителям расширить круг представлений дошкольников с умственной отсталостью о профессиональной деятельности взрослых и поставить их в начало непростого пути профессионального самоопределения.

Ключевые слова: дошкольники; дошкольная олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; представления о профессиях; сюжетно-ролевые игры; игровая деятельность.

Сведения об авторе: Афанасьева Раиса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: заведующий кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания, Педагогический институт Иркутского государственного университета.

Контактная информация: 664011,

E-mail: raisa_777@mail.ru.

The suggested recommendations do not contain monotonous routine activities using role-playing games. The significance of the work done lies in the fact that its results can allow educators, teachers-defectologists and parents to expand the range of ideas of preschoolers with intellectual disability about the professional activity of adults and put them at the beginning of a difficult path of professional self-determination.

Keywords: preschoolers; preschool olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disability; information about professions; plot based role-playing games; playing.

About the author: Afanas'eva Raisa Al'bertovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Head of Department of Theory and Practice of Special Education and Training of the Pedagogical Institute, Irkutsk State University, Irkutsk.

оссия, г. Иркутск, Набережная, д. 6.

Современные условия социально-экономического развития нашего общества предполагают существенные изменения содержания и организации дошкольного образования с целью повышения его качества и определения дальнейших перспектив. В рамках ФГОС ДО предъявляются требования к созданию условий

© Афанасьева Р. А., 2020

развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, совершенствования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности; к обеспечению развивающей образовательной

среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей [8, с. 36].

Дети с умственной отсталостью оказываются в современном обществе в сложных условиях. С одной стороны, ограниченность их социального опыта приводит к сужению кругозора в области существующих видов профессий. С другой стороны, игровая деятельность таких детей имеет ряд специфических особенностей, вследствие которых игре специально обучают [2, с. 66; 3, с. 22].

Проведение работы по целенаправленному формированию представлений о профессиях взрослых, особенно близких по социальному окружению, является перспективным и актуальным в плане расширения социальных возможностей и игрового опыта детей. Работа в данном направлении должна носить «обучающий» характер, т. е. системно подводить к участию в сюжетных играх на доступную профессиональную тематику: тем самым появляется возможность выделять профессии, к которым дошкольник с умственной отсталостью проявляет интерес [1, с. 191— 196; 15, с. 248].

Целью исследования являлось выявление состояния уровня представлений о профессиях близких по социальному окруже-

нию у дошкольников с умственной отсталостью и разработка направлений работы по их совершенствованию средствами сюжетно-ролевой игры.

Вопросам изучения представлений об окружающей действительности у дошкольников с умственной отсталостью уделялось внимание в трудах таких авторов, как И. М. Бгажнокова, Е. А. Ек-жанова, Е. А. Стребелева [2, с. 66—84; 3, с. 22; 11, с. 40].

Данное исследование включало экспериментальную часть и апробацию этапов работы по развитию представлений о профессиях взрослых у старших дошкольников с умственной отсталостью. Работа проводилась в образовательных учреждениях города Иркутска комбинированного вида, имеющих группы для данной категории детей. Экспериментальная группа включала 40 детей с умственной отсталостью в возрасте 6—7 лет, у которых проведена диагностика первичных профессиональных представлений.

Работа осуществлялась на протяжении двух лет. Проводилось 24 занятия в квартал, с подгруппой детей занятия проводились учителями-дефектологами (12 занятий), с группой — воспитателями (12 занятий).

В ходе диагностики использовались адаптированные авторские методики. Для изучения со-

стояния представлений о профессиях применялись три экспериментальные методики.

Методика 1 «Дорисуй атрибут профессии» (адаптированный вариант методики Е. А. Стребелевой «Дорисуй») [11, с. 46].

Цель — выявить состояние представлений об орудиях труда, необходимых в профессиональной деятельности.

Методика 2 «Подбери иллюстрацию к тексту» (адаптированный вариант методики Е. А. Стре-белевой «Подбери иллюстрацию к тексту») [11, с. 52].

Цель — изучить состояние представлений о профессиях взрослых с опорой на сюжетное изображение профессиональной деятельности и рассказ по содержанию изображения.

Методика 3 «Кем работают твои родители» [13, с. 16].

Цель — в ходе беседы выяснить представления детей о профессиях близких людей.

По результатам выполнения заданий методик выявили три уровня представлений о профессиях у старших дошкольников с умственной отсталостью.

Высокий уровень представлений о профессиях был выявлен только у 4 % старших дошкольников. Для этой группы было характерно то, что они принимали и понимали задание, им не требовалась дополнительная помощь педагога. Они правильно,

реалистично, самостоятельно рисовали атрибуты для той или иной профессии (повар — кастрюля, разделочная доска, тарелка, колпак). В целом было отмечено, что представления о профессиях взрослых в данной группе дошкольников достаточно полные. У этой группы детей имеются достаточно осознанные представления о трудовой деятельности людей. Они имеют представления об основных трудовых действиях, соотносят их с профессиями (повар, парикмахер, строитель). Они представляют себе, какие атрибуты и орудия используют взрослые в своей трудовой деятельности. Дети знали, какой профессией владеют их родители, для чего эта профессия нужна, хотели выбрать эту профессию для себя. В целом отмечаем положительное отношение дошкольников к трудовой деятельности взрослых и к их профессиям. Они называли профессии своих родителей: маляр, водитель автобуса, повар, полицейский.

У 42 % старших дошкольников с умственной отсталостью выявился средний уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых. Характерным для этой группы оказалось то, что ее представители требовали в процессе работы дополнительных инструкций. Дети рисовали отдельные атрибуты профессий (повар — ложка, та-

релка). У данной группы старших дошкольников имеются фрагментарные представления о профессиональной деятельности взрослых. Они называют профессии, но не всегда знают их содержание, недостаточно четко понимают значимость конкретной профессии для общества. Чаще называли профессию одного из родителей (отца). Суть профессии сводили к заработку денег. Старшие дошкольники с умственной отсталостью проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их собственные интересы в профессиональной деятельности фрагментарные. Они мечтают в будущем получить какую-то профессию (дрессировщика, повара), но не могут объяснить свой выбор.

У 54 % старших дошкольников с умственной отсталостью выявился низкий уровень представлений о профессиях. Во-первых, в данной группе требовались дополнительные пояснения во время выполнения заданий. Представления об атрибутах профессии у данной группы достаточно скудные, часто дети рисовали один предмет, не используя при этом цветные карандаши (повар — кастрюля). Что касается представлений о профессиях родителей, все старшие дошкольники с нарушением интеллекта не дали реалистичные ответы

(«Работают»). Следует отметить, что у данной группы старших дошкольников с умственной отсталостью имеются незначительные представления о профессиональной деятельности людей. Они не могут охарактеризовать основные особенности профессий, не понимают значимости конкретной профессии для общества, даже если это род занятий близких по социальному окружению, не проявляют интереса к профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых.

Результаты изучения представлений о профессиях взрослых у старших дошкольников с умственной отсталостью доказали необходимость организации целенаправленной работы по формированию представлений о трудовой деятельности взрослых с опорой на ведущий вид деятельности дошкольников [9, с. 36; 10, с. 40; 12, с. 94; 14, с. 234].

Работа по формированию представлений о профессиях близких по социальному окружению у дошкольников с умственной отсталостью была организована в соответствии с требованиями АООП дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [3, с. 132].

Система занятий разрабатывалась в соответствии с содержанием рекомендаций ФГОС ДО в

области социально-коммуникативного развития дошкольников [8, с. 66].

В общей сложности на протяжении двух лет с детьми было проведено 144 занятия. На одну игровую тему отводилось в среднем 6 занятий.

Занятия включали в себя:

- формирование первичных представлений о мире профессий, особенно близких к личному социальному опыту ребенка (воспитатель детского сада, повар, почтальон, дворник, медицинская сестра, учитель начальной школы, сотрудник ДПС);

- информирование об использовании разных орудий труда в профессиональной деятельности взрослых;

- освоение цепочки сюжетно-игровых действий, связанных с профессиональной деятельностью;

- развитие первичных профессиональных предпочтений и запросов, оценка их с позиции имеющихся возможностей ребенка, реализуемых в рамках сюжетного взаимодействия.

Определены следующие задачи работы в данном направлении.

1. Развитие интереса к профессиональной деятельности взрослых в современном мире.

2. Расширение кругозора и формирование первичных представлений о современных профессиях посредством игровой деятельности.

3. Получение элементарного практического опыта по использованию разных орудий труда в профессиональной деятельности через сюжетно-ролевое взаимодействие.

4. Формирование более точных представлений о цепочке игровых действий на уровне профессиональной деятельности.

5. Расширение игрового опыта в сюжетно-ролевых играх с профессиональной тематикой.

6. Развитие желания выбирать роль в соответствии с имеющимися возможностями, реализуемыми в рамках игрового взаимодействия.

7. Создание условий для проявления индивидуальных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта в профессиональных играх.

8. Развитие первичных профессиональных предпочтений дошкольников с умственной отсталостью в сюжетно-ролевой игровой деятельности.

Выделены следующие этапы работы в данном направлении.

1 этап. Формирование первичного интереса к профессиональной деятельности взрослых в реальных жизненных ситуациях (экскурсии), в ходе которых было организовано элементарное участие в профессиональной деятельности взрослого (решались 1 и 2 задачи). В общей сложности проведено около 20 экскурсий: в

начальную школу, школьную библиотеку, оздоровительный центр, кафе, питомник для собак, столярную мастерскую, на пост ДПС.

2 этап. Обогащение полученных в ходе экскурсий представлений о профессиях, получение игрового опыта, связанного с профессией, формирование первичных игровых действий, базирующихся на профессиональных навыках действий с орудиями труда, необходимыми для данной деятельности (решались 3 и 4 задачи). Основной формой работы на данном этапе стали игры — занятия, отражающие профессиональную деятельность взрослых: «Дворник», «Сотрудник питомника для собак», «Почтальон».

3 этап. Укрепление игрового интереса к конкретной профессиональной деятельности, развитие первичных профессиональных предпочтений и запросов в процессе распределения и принятия ролей (решались 5 и 6 задачи). Основной формой работы на данном этапе стали сюжетно-ролевые игры, отражающие последовательность этапов профессиональной деятельности взрослых. Была проведена работа по 24 игровым темам.

4 этап. Дифференциация игровых интересов в рамках профессиональной деятельности, оценка своих профессиональных возможностей (решались 7 и 8 задачи).

Такое распределение нашей работы по этапам было связано с тем, что формирование представлений о профессиях взрослых у дошкольников с умственной отсталостью должно происходить постепенно, на основе приобретения социального и игрового опыта, расширения представлений о разнообразии мира профессий [4, с. 86; 5, с. 24; 6, с. 54; 7, с. 32].

Работа по этапам начиналась с ознакомления с профессиями, близкими к социальному опыту ребенка (повар, почтальон, дворник), затем круг профессий расширялся (сотрудник ДПС, столяр, кондитер).

Особенностью проведения работы на первом этапе являлось то, что материал подбирался с учетом возможностей детей с умственной отсталостью, сопровождался использованием реальных предметов из профессиональной деятельности взрослых и приобретением первоначального практического опыта на экскурсиях. Детям давали общее представление о том, что профессий очень много и их разделяют в зависимости от того, что является содержанием труда. Затем для формирования связи между знаниями и опытом, расширения кругозора мы рассказывали о том, почему разные сферы деятельности нужны для людей и какую пользу они приносят на примере профессий по-

вара, почтальона, учителя, столяра.

Во время экскурсий шло формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, раскрывалось содержание трудовых операций. Экскурсии являлись неотъемлемой частью работы, потому что для появления более полных и точных представлений с учетом особенностей восприятия и наглядных форм мышления дошкольников с нарушением интеллекта им необходимо увидеть человека в данной деятельности, чтобы понять, чем он занимается и какую это пользу приносит. В ходе экскурсий дети наблюдали за деятельностью дворника во дворе детского сада, помогали ему.

На втором этапе проводились игры — занятия, направленные на воспроизведение элементарных трудовых действий взрослых. С детьми вспоминали, что делали сотрудники питомника, почтальон, мастер по ремонту мебели, повар и учитель во время экскурсии, совместно с педагогом дети учились подражать трудовым действиям взрослых.

Для обогащения представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей с умственной отсталостью использовалось создание игровой ситуации с опорой на атрибуты профессий и личный опыт ребенка. По завершении игр-занятий

был проведен конкурс, на котором полученные знания закрепили с помощью игр и упражнений. В ходе данных мероприятий отмечалось, что более точными являлись представления детей, приобретенные в ходе практических действий с атрибутами профессий. У некоторых дошкольников можно было отметить проявление интереса к определенным профессиям (повара, сотрудника питомника).

На третьем этапе проводились сюжетно-ролевые игры по профессиональной тематике при непосредственном участии взрослого (к работе привлекались родители, некоторые из которых работали по указанным профессиям). Тематика игр была разнообразна: например, по теме «Кафе» проводились такие игры, как «Кондитер», «Повар», «Семейный праздник».

Основной формой работы на данном этапе стали сюжетно-ролевые игры, отражающие последовательные стадии профессиональной деятельности взрослых. Особое внимание уделялось укреплению игрового интереса к конкретной профессиональной деятельности, развитию первичных профессиональных предпочтений и запросов в процессе распределения и принятия ролей. Интересной формой работы стали встречи с родителями, которые рассказали о своих профессиях, о

том, как они их получили, что им нравится в их профессии, затем продемонстрировали элементы выполнения трудовых действий, обыграли их с детьми. Необходимо отметить, что такое взаимодействие в цепочке «педагог — дети — родители» производит очень сильное впечатление на дошкольников, заметно повышает их интерес к профессиям родителей. Как оказалось, не все дети имеют полные представления о профессиях своих родителей, об этом мало разговаривают в семье, родители не видят необходимости передавать элементы своего профессионального опыта детям. Интересными для детей стали следующие темы сюжетно-ролевых игр, связанных с профессиями родителей: «Маляр», «Дизайнер интерьера», «Плиточник», «Продавец мороженого», «Кондитер», «Сотрудник ДПС».

Четвертый этап работы включал в себя блоки сюжетно-ролевых игр на профессиональную тематику (профессия педагога, врача, специальности — учитель начальной школы, учитель физической культуры и т. д.). Дошкольникам предлагалось выбрать тематику игры по своим предпочтениям, закрепить представления о профессиях и специальностях. Дети успешно справлялись с этим заданием, дифференцировали тематику игр и проявляли личные предпочтения.

Большинству детей понравилось играть в «Школу». Дошкольники с умственной отсталостью с охотой брали на себя роли учителя физической культуры, изобразительного искусства, отражали содержание трудовых действий взрослого.

Для закрепления осознанного предпочтения профессии у дошкольников с умственной отсталостью формировали навыки первичного оценивания своего профессионального опыта. Для этого в ходе сюжетно-ролевых игр использовали упражнения, в которых просили оценить качества, которые необходимы для людей данной профессии (учителя, врача).

На основании результатов исследования разработаны методические рекомендации по организации системы сюжетно-ролевых игр с профессиональной тематикой.

Важным является то, что предложенные рекомендации не содержат однообразных, шаблонных занятий с применением сюжетно-ролевых игр. В ходе работы используется художественное слово, загадки, мимические этюды, дефиле, встречи с родителями. Все указанные виды работы способствуют тому, что дошкольники с умственной отсталостью начинают дифференцировать свои знания, конкретизировать их в сюжете на профессиональную тематику, проявлять предпочтения определенных ви-

дов профессий. Значение проделанной работы заключается в том, что ее результаты позволят воспитателям, учителям-дефекто-логам и родителям расширить круг представлений дошкольников с умственной отсталостью о профессиях близких по социальному окружению, в частности о профессиях родителей, и поставить воспитанников в начало непростого пути профессионального самоопределения.

Литература

1. Афанасьева, Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Р. А. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2015. — № 2 — С. 191—196.

2. Бгажнокова, И. М. Психология детей с нарушениями интеллекта / И. М. Бгажнокова. — Ярославль : Печать, 2010. — 210 с. — Текст : непосредственный.

3. Екжанова, Е. А. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. А. Екжанова, Е. А. Стре-белева. — Москва : Просвещение, 2019. — 269 с. — Текст : непосредственный.

4. Патрушева, И. В. Психология и педагогика игры : учеб. пособие для вузов / И. В. Патрушева. — Москва : Юрайт, 2017. — 132 с. — Текст : непосредственный.

5. Паутова, Н. Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников / Н. Паутова. — Текст : непосредственный // Воспитание дошкольников. — 2010. — № 6. — С. 16—22.

6. Перенкова, Н. И. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошколь-

ников / Н. И. Перенкова, А. П. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Информация и образование: границы коммуникаций. — Горно-Алтайск, 2014. — № 6. — С. 193—195.

7. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении : курс лекций / П. И. Пидкасистый. — Москва : Академия, 2002. — 487 с. — Текст : непосредственный.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Кон-сультантПлюс : сайт. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154 637/. — Текст : электронный.

9. Решилова, Р. Р. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры / Р. Р. Решилова. — Текст : непосредственный // Обучение и воспитание: методики и практика. — Новосибирск, 2013. — № 7. — С. 27—36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Романов, А. А. Направленная игроте-рапия нарушенного поведения и эмоциональных расстройств у детей / А. А. Романов. — Москва : Принт, 2000. — 65 с. — Текст : непосредственный.

11. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — Москва : ВЛАДОС, 2010. — 144 с. — Текст : непосредственный.

12. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. — Москва : Просвещение, 2006. — 217 с. — Текст : непосредственный.

13. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / Г. В. Фадина. — Балашов : Николаев, 2004. — 68 с. — Текст : непосредственный.

14. Шмакова, С. А. Игра и дети : учеб. пособие / С. А. Шмакова. — Москва : Знание, 2008. — 340 с. — Текст : непосредственный.

15. Эльконин, Д. Б. Психология игры : моногр. / Д. Б. Эльконин. — Москва : Педагогика, 2008. — 400 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Afanas'eva, R. A. Proektirovanie programm, napravlennykh na sodeystvie profes-sional'nomu samoopredeleniyu detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zhiznedeyatel'nosti / R. A. Afanas'e-va. — Tekst : neposredstvennyy // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2015. — № 2 — S. 191—196.

2. Bgazhnokova, I. M. Psikhologiya detey s narusheniyami intellekta / I. M. Bgazh-nokova. — Yaroslavl' : Pechat', 2010. — 210 s. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Ekzhanova, E. A. Adaptirovannaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya detey s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami) / E. A. Ekzhanova, E. A. Strebeleva. — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 269 s. — Tekst : neposredstvennyy.

4. Patrusheva, I. V. Psikhologiya i pedago-gika igry : ucheb. posobie dlya vuzov / I. V. Patrusheva. — Moskva : Yurayt, 2017. — 132 s. — Tekst : neposredstvennyy.

5. Pautova, N. Sovremennye podkhody k organizatsii syuzhetno-rolevoy igry starshikh doshkol'nikov / N. Pautova. — Tekst : neposredstvennyy // Vospitanie doshkol'-nikov. — 2010. — № 6. — S. 16—22.

6. Perenkova, N. I. Syuzhetno-rolevaya igra kak sredstvo sotsializatsii doshkol'ni-kov / N. I. Perenkova, A. P. Kuznetsova. — Tekst : neposredstvennyy // Informatsiya i obrazovanie: granitsy kommunikatsiy. — Gorno-Altaysk, 2014. — № 6. — S. 193— 195.

7. Pidkasistyy, P. I. Tekhnologiya igry v obuchenii : kurs lektsiy / P. I. Pidkasistyy. — Moskva : Akademiya, 2002. — 487 s. — Tekst : neposredstvennyy.

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» // Konsul'tantPlyus : sayt. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/. — Tekst : elek-tronnyy.

9. Reshilova, R. R. Psikhologicheskie osobennosti syuzhetno-rolevoy igry / R. R. Res-hilova. — Tekst : neposredstvennyy // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. — Novosibirsk, 2013. — № 7. — S. 27—36.

10. Romanov, A. A. Napravlennaya igrote-rapiya narushennogo povedeniya i emotsio-nal'nykh rasstroystv u detey / A. A. Romanov. — Moskva : Print, 2000. — 65 s. — Tekst : neposredstvennyy.

11. Strebeleva, E. A. Psikhologo-pedagogi-cheskaya diagnostika narusheniy razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta : posobie dlya uchitelya-defektologa / E. A. Strebeleva, G. A. Mishina. — Moskva : VLADOS, 2010. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Usova, A. P. Rol' igry v vospitanii de-tey / A. P. Usova. — Moskva : Prosveshche-nie, 2006. — 217 s. — Tekst : neposred-stvennyy.

13. Fadina, G. V. Diagnostika i korrektsiya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya detey starshego doshkol'nogo vozrasta : ucheb.-metod. posobie / G. V. Fadina. — Balashov : Nikolaev, 2004. — 68 s. — Tekst : neposredstvennyy.

14. Shmakova, S. A. Igra i deti : ucheb. posobie / S. A. Shmakova. — Moskva : Znanie, 2008. — 340 s. — Tekst : neposredstvennyy.

15. El'konin, D. B. Psikhologiya igry : monogr. / D. B. El'konin. — Moskva : Pedagogika, 2008. — 400 s. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.