УДК 376.42:37.048.45 DOI 10.26170/sp20-03-03
ББК Ч455 ГСНТИ14.29.21 Код ВАК 13.00.03
Г. Г. Зак, Т. В. Козик G. G. Zak, T. V. Kozik Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ
PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES: CONCEPT DEFINITIONS AND DEVELOPMENT TRAJECTORY
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью с точки зрения концептуальных положений и траектории развития.
В разделе «Концептуальные положения» сформулировано понятие «профессиональная ориентация», основные цели и задачи профориентации обучающихся с умственной отсталостью. На основе анализа учебно-методической литературы представлена характеристика содержания профориента-ционной работы в рамках изучения предметов обязательной части учебного плана, в том числе предмета «Ручной труд» в 1—4 классах и «Технология. Профильный труд» в 5—9 классах. Описаны традиционные формы внеклассной деятельности по реализации профориентационной работы. Проведен анализ и представлен перечень обстоятельств, определяющих специфику организации и реализации процесса профориентации обучающихся с умственной отсталостью.
В разделе «Траектория развития» представлен проект программы по профориентации обучающихся с ум-
Abstract. The article discusses urgent issues of professional orientation of students with intellectual disabilities in terms of concept definitions and development trajectories.
The section «Concept Definitions» presents the definition of the concept «professional orientation» and formulates the main goals and tasks of career education of students with intellectual disabilities. Based on the analysis of the didactic and methods literature, the authors characterize the content of professional orientation organized while learning the subjects of the compulsory part of the curriculum, including the subject «Manual Labor» in grades 1-4 and «Technology. Professional Occupations» in grades 5-9. The section describes the traditional forms of extracurricular activities through which career education can be organized. The article provides an analysis and a list of circumstances determining the specificity of organization and implementation of the process of professional orientation of students with intellectual disability.
The section «Development Trajectory» contains a draft program of professional orientation of students with intel-
ственной отсталостью. Проект программы составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура проекта программы состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты усвоения курса, содержание курса с указанием форм и видов деятельности обучающихся, календарно-тематическое планирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, что соответствует требованиям современной нормативной документации. Даны рекомендации педагогам образовательных организаций по определению содержания курса. Указывается на то, что к реализации программы могут привлекаться родители (законные представители) обучающихся с умственной отсталостью. Предложены инновационные формы организации профориентационной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, в том числе их участие в чемпионате «Абилимпикс».
Ключевые слова: олигофренопедагогика; умственная отсталость; умственно отсталые дети; профессиональная ориентация; профориентация школьников; выбор профессии; профессиональное самоопределение; проф-ориентационная работа; формы профориентации; ФГОС; федеральные государственные образовательные стандарты; адаптированные основные общеобразовательные программы; внеурочная деятельность; кабинеты профориентации.
Сведения об авторе: Зак Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент.
lectual disability. The draft program has been compiled in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard for the Education of Students with Intellectual Disabilities. The draft program includes the following sections: explanatory note, the planned results of the course acquisition, the content of the course indicating the forms and types of activities of students, calendar-thematic planning, materialtechnical and educational-methodological support, which meets the requirements to the modern regulatory documentation. The program contains recommendations to teachers of education institutions about the content of the course. It is indicated that parents (legal representatives) of students with intellectual disability may be involved in the implementation of the program. Innovative forms of organization of career counseling activities for students with intellectual disability, including their participation in the Abilimpix championship, are suggested.
Keywords: olygophrenopedagogy; intellectual disability; children with intellectual disabilities; professional orientation; professional orientation of schoolchildren; career choice; professional self-determination; professional orientation activity; forms of professional orientation; FSES; Federal State Educational Standards; adapted basic general education programs; extracurricular activity; career centers.
About the author: Zak Galina Georgievna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Место работы: кафедра специальной педагогики и специальной психологии, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.
Place of employment: Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Сведения об авторе: Козик Татьяна Владимировна, аспирант 1 года обучения.
Место работы: Уральский государственный педагогический университет.
About the author: Kozik Tat'yana Vladimirovna, Post-Graduate Student.
Place of employment: Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
E-mail: [email protected]; [email protected].
Концептуальные положения
Трудовое обучение и воспитание обучающихся с умственной отсталостью занимает ведущее место в общей системе работы образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (далее — АООП) [2; 5; 7]. Неотъемлемой частью подготовки обучающихся с умственной отсталостью к самостоятельной трудовой деятельности является профессиональная ориентация [10; 14]. Основываясь на работах В. В. Кор-кунова, под профессиональной ориентацией понимаем комплекс научно обоснованных социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным
© Зак Г. Г., Козик Т. В., 2020
возможностям, особенностям каждой личности и потребностям общества [6; 7].
Основной целью профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью является оказание им помощи в выборе профессии, при этом учитываются региональные потребности в кадрах, соответствие личных интересов и способностей требованиям к профессии [15]. Для реализации этой цели обучающихся с умственной отсталостью знакомят с современными потребностями общества и производства, особенностями развития своего региона, учат ориентироваться в мире профессий, соотносить личные интересы и способности с требованиями к профессии.
В. А. Шинкаренко указывает на то, что «выбор профессии должен соответствовать и общественным и личным интересам» [15,
с. 120]. Это утверждение позволило сформулировать основные задачи профессиональной ориентации: « - формирование интересов, склонностей и способностей учащихся;
- развитие у детей хорошо осознаваемых, устойчивых общественно значимых мотивов выбора профессии;
- знакомство учащихся с современными социально-экономическими и диагностическими аспектами выбора профессии» [15, с. 120].
Проведенный анализ нормативной и учебно-методической литературы [8; 9; 11; 15] показал, что выделяются следующие структурные элементы профессиональной ориентации в образовательных организациях: профессиональное просвещение, профессиональный отбор в образовательной организации, профессиональное консультирование.
Профессиональное просвещение обучающихся с умственной отсталостью начинается на уровне начального образования в I— IV классах. На данном этапе профориентация осуществляется с учетом возможностей обучающихся в урочной деятельности по предметам, входящим в обязательную часть учебного плана («Русский язык», «Чтение», «Речевая практика», «Мир природы и человека» и др.). Обучающиеся с умственной отсталостью изучают тексты, выполняют задания, имеющие профориентационную направленность. Например, в учеб-
нике «Русский язык. 4 класс» авторы Э. В. Якубовская и Я. В. Коршунова предлагают следующие задания: «Рассмотри рисунок и прочитай предложение: „Кузнец прибил на каждое копыто новые подковы"» [16, с. 12]; «Прочитай предложения и запиши их в порядке следования схем: „Знакомый столяр смастерил стол и стул"» [16, с. 15]; «Объясни значение слова „ветеринар"» [16, с. 53]; «Спиши предложение „Я метлой подметаю крыльцо"» [16, с. 68].
Особое профориентационное значение на уровне начального образования обучающихся с умственной отсталостью отводится предмету «Ручной труд» в I—IV классах. На начальном этапе трудового обучения обучающихся с умственной отсталостью ведущим фактором является формирование у них общетрудовых (общеинтеллектуальных) умений (ориентировка в задании, планирование, контроль и самоконтроль) и способности самостоятельно организовать свою трудовую деятельность [3].
В содержании предмета «Ручной труд» большое внимание уделяется профессиональному просвещению обучающихся. В рамках изучения данного предмета обучающиеся с умственной отсталостью знакомятся с различными материалами (природными, текстильными, древесными и т. д.) и приемами работы с ними, с названиями профессий, посещают
мастерские образовательной организации. На уроках ручного труда в IV классе особое внимание уделяется решению задачи формирования интереса к профессиям и положительного отношения к профессиональному (профильному) обучению [12]. В этот период начинается профессиональный (профильный) отбор в образовательной организации. Педагог ручного труда наблюдает за каждым обучающимся, продумывает организацию их психолого-педагогического изучения для выявления индивидуальных особенностей, возможностей восприятия знаний и усвоения приемов работы в разных видах трудовой деятельности с целью обоснованного распределения воспитанников по профилям трудовой подготовки. В конце IV класса педагог ручного труда представляет характеристику, отражающую особенности трудовой деятельности каждого обучающегося для последующего выбора профиля трудового обучения. В характеристике уделяется внимание трудностям, воспринимаемой помощи, методам и приемам, способствующим активизации деятельности каждого ученика.
В V—IX классах профессиональное просвещение продолжается в рамках общеобразовательных предметов («Чтение», «Математика», «Природоведение», «Основы социальной жизни» и др.).
С началом профильного трудового обучения в V классе акцент в профориентационной работе смещается на ориентацию обучающихся с умственной отсталостью на выбор профессии. На данном этапе задача педагогов заключается в том, чтобы каждый обучающийся осуществил обоснованный выбор будущей самостоятельной трудовой деятельности (профессии) для последующей профессиональной подготовки и трудоустройства. Особое значение в V—IX классах приобретает предмет «Технология. Профильный труд», изучение которого предполагает следующие обязательные содержательные линии: представление о материалах, используемых в трудовой деятельности, инструментах и оборудовании, технологии изготовления предметов труда, этике и эстетике труда [11].
Развитие интересов и склонностей у обучающихся с умственной отсталостью осуществляется во внеклассной деятельности. В ходе внеклассной деятельности реализуются различные формы профориентационной деятельности, также ставшие уже традиционными: общешкольные (оформление стенгазет, выставки, посвященные профессиям, в библиотеке образовательной организации, тематические недели); групповые (экскурсии в образовательные организации начального
профессионального образования, на предприятия, организация встреч с представителями профессий); индивидуальные (беседы, конкурсы, выставки).
Для повышения качества профориентации обучающихся с умственной отсталостью в образовательной организации создаются методические объединения учителей трудового обучения. На заседаниях данных объединений обсуждаются вопросы организации и содержания образовательного процесса, коррекционной направленности уроков трудового обучения, профориентации обучающихся, социализации выпускников образовательных организаций и др.
В то же время проведенное авторами исследования наблюдение показало, что выявляются обстоятельства, вызывающие трудности и определяющие специфику решения вопросов профориентации обучающихся с умственной отсталостью. К таким обстоятельствам можно отнести:
- ограниченный спектр профессий и мест для трудоустройства в связи с изменившимися требованиями современного рынка труда;
- несовпадение личных притязаний обучающихся и их родителей с существующим перечнем профессий;
- недостаточную разработанность программ профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью.
Вышеуказанные трудности предопределяют сохранение актуальности вопросов профориентаци-онной работы для образовательных организаций, реализующих АООП. Это обстоятельство побудило авторов данного исследования к поиску и описанию современных подходов, способствующих совершенствованию организации профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью.
Траектория развития
Важное значение для образовательных организаций, реализующих АООП, приобретают разработка и реализация комплексной системы профориента-ционной работы, способной сочетать урочную, внеурочную и внеклассную виды деятельности [4].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС), в учебный план входит часть, формируемая участниками образовательных отношений, и внеурочная деятельность. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых потребностей, характерных для данной категории обучающихся. Она может быть реализована через введение специальных учебных курсов,
отвечающих различным интересам обучающихся с умственной отсталостью. В V—IX классах образовательной организации, реализующей АООП, на данную часть «Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [10, с. 239] отводит 2 часа в неделю.
С целью совершенствования профориентационной работы с обучающимися с умственной отсталостью авторы исследования составили проект программы «Моя профессия», рассчитанный на реализацию в УШ—IX классах. Общий объем программы рассчитан на 134 часа (из них: ^П класс — 68 часов, IX класс — 66 часов) при недельной нагрузке 2 часа (пилотная реализация программы будет осуществляться в рамках подготовки научно -квалификационной работы на уровне аспирантуры).
Проект программы состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты усвоения курса, содержание курса с указанием форм и видов деятельности обучающихся, ка-лендарно-тематическое планирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
В разделе «Пояснительная записка» указаны цель и задачи реализации курса. В проектном варианте целью реализации программы является осознанный и
самостоятельный выбор профессии обучающимися с умственной отсталостью для успешной социализации в современном обществе.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач, предусмотренных ПрАООП:
- формирования умения ориентироваться в условиях современного рынка труда (на примере своего региона);
- развития трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирования навыков сотрудничества с окружающими людьми.
Раздел «Планируемые результаты усвоения курса» основывается на требованиях ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. К ним относятся предметные и личностные результаты. Предметные результаты освоения АООП связаны с овладением обучающимися знаниями и умениями в рамках обязательной части учебного плана. Личностные результаты отражают уровень сформированности социальных (жизненных) компетенций, которые необходимы для достижения главной цели образования обучающихся с умственной отсталостью — воспитания ак-
тивных, успешных членов общества, овладевших социокультурным опытом, умеющих адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Личностные результаты формируются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
К личностным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью программы «Моя профессия» можно отнести:
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни [10].
Предметные результаты освоения программы могут частично опираться на предметные результаты, специфичные для предметной области «Технология. Профильный труд» (V—IX классы), которые будут достигаться обучающимися с умственной отсталостью и самостоятельно формулируются педагогом.
В разделе «Содержание курса с указанием форм и видов деятельности обучающихся» программа «Моя профессия» предполагает изучение материала по 6 разделам. Примерная тематика разделов:
1. «Профессия и здоровье человека».
2. «Профессии в современном мире».
3. «Залог успеха при выборе профессии».
4. «Моя будущая профессия».
5. «Правила трудоустройства».
6. «Моя профессиональная карьера». При определении содержания
курса актуальной задачей является преемственность в вопросах профессиональной ориентации по отношению к учреждениям начального профессионального образования. Например, в Свердловской области и Екатеринбурге существует более 30 учреждений начального и среднего профессионального образования. Они реализуют программы профессиональной подготовки на базе 9 классов, в том числе для выпускников с умственной отсталостью (например, «маляр, штукатур»; «столяр (строительный), плотник»; «штукатур, облицовщик-плиточник»; «каменщик»; «маляр (строительный)»; «цветовод»; «рабочий зеленого хозяйства»; «рабочий зеленого строительства»; «плодоовощевод»; «овощевод»; «повар» и др.). Это дает возможность педагогам образовательных организаций выбирать разные тематические линии в пределах одного курса [6; 9], расширять и совершенствовать содержание рабочих программ по профессиональной ориентации. Кроме того, необходимо учесть возможность осуществления сетевого взаимодействия образовательной
организации, реализующей АООП, с учреждениями начального профессионального образования.
Раздел «Календарно-тематиче-ское планирование» оформляется педагогом образовательной организации, при этом необходимо учитывать наличие вводных занятий и занятий, предусматривающих промежуточную аттестацию.
При оформлении раздела «Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение» возможно использование материалов школьного учебно-методического кабинета профориентации, который служит для проведения мероприятий с обучающимися, их родителями и справочно-кон-сультативной работы [13; 15].
В настоящее время возрастает значимость работы с родителями (законными представителями) обучающихся с умственной отсталостью — эти взрослые могут привлекаться к реализации представленной программы. Их участие возможно в таких видах деятельности обучающихся, как анализ информации, размещенной на сайтах учреждений начального профессионального образования, о профессиях, которые могут освоить обучающиеся; изготовление и распространение буклетов, памяток, оформление стендов по профессиональной ориентации и профессиональное консультирование.
Как уже отмечалось ранее, эффективность профессиональ-
ной ориентации возрастает, если она реализуется в системе, включающей урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Внеурочная деятельность — это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности обучающихся с целью создания условий для полноценного развития их личности [1]. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направлена на решение задач социализации обучающихся с умственной отсталостью [10]. Именно внеурочная деятельность может являться одним из средств формирования профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью, создавать условия ранней ориентации на посильную трудовую деятельность, выработку трудовых навыков и социально-трудовую адаптацию [6].
Совершенствование содержания внеурочной и внеклассной профоринтационной работы с обучающимися с умственной отсталостью в комплексе дает максимальный эффект, если традиционные формы будут дополнены инновационными. Среди инновационных форм реализации профориентации можно выделить:
1) общешкольные (семинары, практикумы, оформление электронного журнала или интерактивных (видео)стенгазет, бюллетени, рекламные проспекты об учрежде-
ниях начального профессионального образования, выставочные стенды и экспозиции данных образовательных организаций, общешкольные ярмарки, публикация пресс-релизов);
2) групповые (целевое использование ресурсов сети «Интернет» (анализ сайтов учреждений начального профессионального образования региона, центров занятости населения региона, Федеральной службы занятости населения, раздела «Работа в России»), всероссийские и региональные конкурсы, дни открытых дверей в образовательной организации (например, «Город мастеров»), мультимедийные презентации, квесты, workshop («рабочая мастерская»), мини-конкурсы «WoldSkills» (например, по окончании изучения разделов предмета «Технология. Профильный труд»), элективные курсы, мастер-классы, групповые проекты о профессиях, викторины, деловые и сюжетно-ролевые игры, групповые флешмобы профессиональной направленности);
3) индивидуальные (игровые технологии (тренажеры и симулято-ры), проектная деятельность, индивидуальное самообразование (изучение информации и создание презентации о профессии), индивидуальные проекты — например, «Семейное профессиональное древо» или «Личный профессиональный герб»).
В плане повышения мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью к получению профессионального образования, содействия их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе, на наш взгляд, большое значение приобретает информационно-просветительская деятельность. В настоящее время актуальным является широкое распространение информации об участии обучающихся с умственной отсталостью в чемпионате «Абилимпикс» («Олимпиада возможностей»), о результатах его регионального и всероссийского этапов.
Таким образом, формирование сознательного отношения к труду и логически завершенный процесс выбора профессии с учетом интересов, возможностей обучающихся с умственной отсталостью, требований, предъявляемых рынком труда, позволит осуществить комплексный подход к профессиональной ориентации рассмотренной категории учащихся. Этого можно достичь с учетом концептуальных положений и совершенствования организации профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью, результатом которой станет дальнейшая успешная социализация выпускников, их комфортная адаптация и интеграция в профессиональной деятельности.
Литература
1. Акимова, О. И. Внеурочная деятельность как средство формирования профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида : 13.00.03 : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. И. Акимова. — Екатеринбург, 2012. — 23 с. — Текст : непосредственный.
2. Брызгалова, С. О. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта : учеб.-метод. пособие / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, О. А. Арапова, А. В. Зигарь, В. В. Родомазов ; под ред. Г. Г. Зак. — Екатеринбург, 2012. — 108 с. — Текст : непосредственный.
3. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование / Г. М. Дульнев. — Москва : Педагогика, 1969. — 216 с. — Текст : непосредственный.
4. Зак, Г. Г. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : коллективная монография. В 2 ч. Ч. 2 / Г. Г. Зак [и др.] ; под общ. ред. О. В. Ал-мазовой. — Екатеринбург, 2016. — 263 с. — Текст : непосредственный.
5. Коркунов, В. В. В помощь учителю столярного дела / В. В. Коркунов, В. В. Ро-домазов, А. В. Зигарь. — Екатеринбург, 2010. — 109 с. — Текст : непосредственный.
6. Коркунов, В. В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : мо-ногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Гнатюк. — Екатеринбург, 2012. — 209 с. — Текст : непосредственный.
7. Коркунов, В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание) : методические рекомендации / В. В. Коркунов ; под ред. Ш. Н. Нигаева. — Москва, 1990. — 36 с. — Текст : непосредственный.
8. Организация и содержание обучения учащихся 9—10 классов вспомогательной школы профессии «столяр (строительный)» : методические разработки / сост. А. А. Гнатюк. — Свердловск, 1985. — 30 с. — Текст : непосредственный.
9. Организация и содержание трудового обучения учащихся вспомогательных школ в IX классах с повышенной профессионально-трудовой подготовкой : методические разработки / С. Л. Мирский, Е. А. Ковалева. — Москва, 1982. — 40 с. — Текст : непосредственный.
10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — Москва : Просвещение, 2019. — 365 с. — Текст : непосредственный.
11. Программы специальной (коррекци-онной) образовательной школы VIII вида: 5—9 кл. : в 2 сб. Сборник 2 / под ред. В. В. Воронковой. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — 240 с. — Текст : непосредственный.
12. Программы специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1— 4 классы / под ред. В. В. Воронковой. — Москва : Просвещение, 2013. — 176 с. — Текст : непосредственный.
13. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации : книга для учителя / Л. В. Ботякова, А. Е. Голом-шток, С. С. Гриншпун [и др.]. — Москва : Просвещение, 1986. — 112 с. — Текст : непосредственный.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — Москва : Просвещение, 2019. — 78 с. — Текст : непосредственный.
15. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы : учеб. пособие / В. А. Шинкаренко. — Минск : Университетское, 1990. — 144 с. — Текст : непосредственный.
16. Якубовская, Э. В. Русский язык. 4 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобра-зоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова. — Москва : Просвещение, 2018. — 95 с. : ил. — Текст : непосредственный.
References
1. Akimova, O. I. Vneurochnaya deyatel'-nost' kak sredstvo formirovaniya professio-nal'nogo samoopredeleniya vypusknikov spetsial'nykh (korrektsionnykh) shkol VIII vida : 13.00.03 : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / O. I. Akimova. — Ekaterinburg, 2012. — 23 s. — Tekst : neposredstvennyy.
2. Bryzgalova, S. O. Sotsial'no-trudovaya adaptatsiya vypusknikov s narusheniem intellekta : ucheb.-metod. posobie / S. O. Bryzgalova, G. G. Zak, O. A. Arapova, A. V. Zigar', V. V. Rodomazov ; pod red. G. G. Zak. — Ekaterinburg, 2012. — 108 s. — Tekst : neposredstvennyy.
3. Dul'nev, G. M. Osnovy trudovogo obu-cheniya vo vspomogatel'noy shkole. Psi-khologo-pedagogicheskoe issledovanie / G. M. Dul'nev. — Moskva : Pedagogika, 1969. — 216 s. — Tekst : neposredstvennyy.
4. Zak, G. G. Aspekty psikhologo-peda-gogicheskogo soprovozhdeniya lits s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : kollektivnaya monografiya. V 2 ch. Ch. 2 / G. G. Zak [i dr.] ; pod obshch. red. O. V. Al-mazovoy. — Ekaterinburg, 2016. — 263 s. — Tekst : neposredstvennyy.
5. Korkunov, V. V. V pomoshch' uchitelyu stolyarnogo dela / V. V. Korkunov, V. V. Rodomazov, A. V. Zigar'. — Ekaterinburg, 2010. — 109 s. — Tekst : neposredstvennyy.
6. Korkunov, V. V. Professional'no-trudovoe obuchenie, vospitanie i adaptatsiya ucha-shchikhsya s narusheniem intellekta : monogr. / V. V. Korkunov, S. O. Bryzgalova, G. G. Zak, A. A. Gnatyuk. — Ekaterinburg, 2012. — 209 s. — Tekst : neposredstvennyy.
7. Korkunov, V. V. Sotsial'no-trudovaya adaptatsiya uchashchikhsya i vypusknikov vspomogatel'nykh shkol (printsipial'nye polozheniya, organizatsiya i soderzhanie) : metodicheskie rekomendatsii / V. V. Korku-nov ; pod red. Sh. N. Nigaeva. — Moskva, 1990. — 36 s. — Tekst : neposredstvennyy.
8. Organizatsiya i soderzhanie obucheniya uchashchikhsya 9—10 klassov vspomogatel'-noy shkoly professii «stolyar (stroitel'nyy)» : metodicheskie razrabotki / sost. A. A. Gna-
tyuk. — Sverdlovsk, 1985. — 30 s. — Tekst : neposredstvennyy.
9. Organizatsiya i soderzhanie trudovogo obu-cheniya uchashchikhsya vspomogatel'nykh shkol v IX klassakh s povyshennoy professional'no-tru-dovoy podgotovkoy : metodicheskie razrabotki / S. L. Mirskiy, E. A. Kovaleva. — Moskva, 1982. — 40 s. — Tekst : neposredstvennyy.
10. Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatel'naya programma obrazo-vaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniya-mi). — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 365 s. — Tekst : neposredstvennyy.
11. Programmy spetsial'noy (korrektsion-noy) obrazovatel'noy shkoly VIII vida: 5— 9 kl. : v 2 sb. Sbornik 2 / pod red. V. V. Vo-ronkovoy. — Moskva : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2001. — 240 s. — Tekst : neposredstvennyy.
12. Programmy spetsial'nykh (korrektsion-nykh) obrazovatel'nykh uchrezhdeniy VIII vida. Podgotovitel'nyy klass. 1 —4 klassy / pod red. V. V. Voronkovoy. — Moskva : Prosveshchenie, 2013. — 176 s. — Tekst : nepos-redstvennyy.
13. Uchebno-metodicheskiy kabinet profes-sional'noy orientatsii : kniga dlya uchitelya / L. V. Botyakova, A. E. Golomshtok, S. S. Grin-shpun [i dr.]. — Moskva : Prosveshchenie, 1986. — 112 s. — Tekst : neposredstvennyy.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'-nyy standart obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami). — Moskva : Prosveshchenie, 2019. — 78 s. — Tekst : neposredstvennyy.
15. Shinkarenko, V. A. Trudovoe obuchenie i vospitanie uchashchikhsya vspomogatel'noy shkoly : ucheb. posobie / V. A. Shinkarenko. — Minsk : Universitetskoe, 1990. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyy.
16. Yakubovskaya E. V. Russkiy yazyk. 4 klass : ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizatsiy, realizuyushchikh adapt. osnovnye obshcheobrazovat. programmy. V 2 ch. Ch. 1 / E. V. Yakubovskaya, Ya. V. Korshunova. — Moskva : Prosveshchenie, 2018. — 95 s. : il. — Tekst : neposredstvennyy.
СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2020. № 3
51