Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников'

Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1366
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / PRESCHOOLERS / SENIOR PRESCHOOLERS / ROLE-PLAYING GAME / UNDERSTANDING OF PROFESSIONS / DEVELOPMENT OF UNDERSTANDING OF PROFESSIONS / DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минникова Юлия Михайловна

Рассмотрена проблема формирования представлений о мире профессий у старших дошкольников. Обоснована форма воспитания этих представлений. Приводятся данные пре-тестовой диагностики, полученные методом беседы и опроса дошкольников. Обоснованы особенности формы проведения развивающей программы, направленной на формирование представлений о мире профессий через сюжетно-ролевую игру в экспериментальной группе. Приведены данные пост-тестовой диагностики, позволяющие выявить эффективность развивающей программы в сравнении с данными контрольной группы, где не проводилось никакого воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минникова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAYING GAME AS A FORM TO DEVELOP UNDERSTANDING OF PROFESSIONS AMONG SENIOR PRESCHOOLERS

The article discusses the problem of development of understanding professions among senior preschoolers. The form of promoting these ideas is explained. The data of pretest diagnosis obtained by the method of conversation and interviewing preschoolers is demonstrated. The features of the form of the development program, which is aimed at the development of understanding of professions through the role-playing game, are substantiated. The data of post-test diagnostics is given, which make it possible to reveal the effectiveness of the development program in comparison with the data of the second group, where no impact was performed.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-98-105

УДК 372.3 ББК 74.100.57

Ю.М. Минникова

(Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ВОСПИТАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрена проблема формирования представлений о мире профессий у старших дошкольников. Обоснована форма воспитания этих представлений. Приводятся данные пре-тестовой диагностики, полученные методом беседы и опроса дошкольников. Обоснованы особенности формы проведения развивающей программы, направленной на формирование представлений о мире профессий через сюжетно-ролевую игру в экспериментальной группе. Приведены данные пост-тестовой диагностики, позволяющие выявить эффективность развивающей программы в сравнении с данными контрольной группы, где не проводилось никакого воздействия.

Ключевые слова: дошкольники, старшие дошкольники, сюжетно-ролевая игра, представления о мире профессий, формирование представлений о мире профессий, развивающая программа.

Yu.M. Minnikova

(Surgut State University, Surgut, Russia)

ROLE-PLAYING GAME AS A FORM

TO DEVELOP UNDERSTANDING OF PROFESSIONS

AMONG SENIOR PRESCHOOLERS

The article discusses the problem of development of understanding professions among senior preschoolers. The form of promoting these ideas is explained. The data of pretest diagnosis obtained by the method of conversation and interviewing preschoolers is demonstrated. The features of the form of the development program, which is aimed at the development of understanding of professions through the role-playing game, are g substantiated. The data of post-test diagnostics is given, which make it possible to reveal | the effectiveness of the development program in comparison with the data of the second J group, where no impact was performed.

^ Keywords: preschoolers, senior preschoolers, role-playing game, understanding of Q professions, development of understanding ofprofessions, development program.

Современная тенденция профессионализации такова, что к концу школьного возраста многие старшеклассники сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, однако оно происходит либо под давлением родителей и учителей, либо наспех (лишь 27% выпускников общеобразовательных учреждений при выборе специальности интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда [8] или, в конце концов, этот выбор определяется учебным заведением, в котором он будет учиться [11]. Все эти трудности - результат недостающих знаний субъекта о дальнейшем профессиональном пути. Соответственно, отечественная система образования нуждается в том, чтобы у обучающихся закладывались предпосылки быстрого и соответствующего их желаниям профессионального самоопределения в будущем, начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенок начинает интересоваться деятельностью взрослых, пытается быть похожим на них, включает сюжеты профессиональной деятельности взрослого в сюжетно-ролевую игру [17].

Безусловно, в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) дети вместе с воспитателями знакомятся с различными профессиями, однако проходит это крайне поверхностно, в режиме обсуждения. Это определяет первую проблему: работа, проводимая таким образом, в будущем, а именно в подростковом возрасте, недостаточно мотивирует ребенка больше узнавать о той или иной профессии. Во-вторых, основные аспекты профессиональной деятельности взрослых закрепляются в процессе детской игровой деятельности, однако, по факту, расписание подготовки старших дошкольников в ДОУ не предполагает достаточно времени на сюжетно-ролевые игры. Все это подтверждает то, что ограничиваться только обсуждением мира профессий с детьми недостаточно, поскольку подобное знакомство не дает качественного погружения в понимание

профессии и не формирует у ребенка постижения ее значения.

Для решения обозначенной проблемы автором было проведено исследование, цель которого состояла в выявлении влияния игровой деятельности как формы воспитания на формирование представлений о мире профессий старших дошкольников.

Исследовательская гипотеза заключалась в том, что целенаправленное развитие в практической деятельности ДОУ сюжетно-ролевых игр способствует воспитанию представлений о мире профессий у старших дошкольников.

Вопросам формирования у дошкольников представлений о профессиональной деятельности взрослых и значения в этом игровой деятельности посвящены труды российских и зарубежных ученых: Н.Е. Вераксы, Л.С. Выготского, В.И. Глотовой, Э.А. Колидзея, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, К. Оталоры, Н.С. Пряж-никова, В.И. Тютюнник, Ф.И. Фрадкиной, Д.Б. Эльконина и др. Следует отметить, что большинство проведенных исследований сфокусированы на вопросах ознакомления и овладения ребенком трудовых операций, а не на вопросах его ориентации в будущей профессиональной деятельности.

По мнению представителей русской научной школы, воспитание у детей дошкольного возраста представлений о труде зависит от развития социального общества и системы межличностных отношений. Этим определяется возможность получения дошкольниками подробных и разнообразных представлений о разных видах труда взрослых [5].

Л.А. Мишарина и В.И. Логинова на базе детского сада № 133 г. Иркутска [10; 11] проводили эксперимент по формированию знаний, связанных с профессиями людей. В ходе исследования акцент делался на развитие потребности (надобности) у ребенка в каком-либо предмете, которого не оказывалось: в ситуации игры нельзя было взять куклу на про-

ш

о

_0

о ^

3 о

4

X ^

Э

ГО

ь >1

о

о ф

-& о

С

ф

ф Ц

Ш ГО

н о

ч

ф

С

о о со

О

го

К

го

ш

ф

ц о

ф *

2 О

го m о

гулку, так как у нее не было пальто, или дети после сна не могли пить молоко, так как не было чистых чашек и т. п. Вызванная «потребность» в предмете удовлетворялась тем, что на глазах у детей эти предметы создавались, и они могли наблюдать за всеми этапами создания этих предметов. Такое наблюдение позволяло формировать у детей знание, как о профессии, так и о результате труда, а также о назначении предмета. Такое руководство восприятием процесса труда позволяло детям проследить весь процесс от начала до конца, установить логические связи между компонентами основной схемы, осмыслить значимость каждого компонента, то есть понять сущность того или иного конкретного вида профессионального труда. Изменился характер речи детей: обогатился словарный запас, суждения о труде стали более содержательными и связными

В то же время дошкольники, лишенные продуманного и систематического педагогического руководства, могут давать при обследовании удручающие результаты. Дети могут не понимать вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком [2; 4; 7].

Е.А. Климов разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда на основе его самосознания как субъекта труда. Допрофес-сиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя четыре стадии: стадию предыгры, стадию игры, стадию овладения учебной деятельностью, стадию оптанта или оптации. По мнению учёного, именно стадия игры (возрастной интервал от 3-х до 7 лет) во многом определяет то, что ребенок хочет быть кем-то и узнает, что для этого необходимо будет учиться, у него формируется готовность к школьному обучению [5].

Формой воспитания представлений о мире профессий у дошкольников является игровая деятельность. Ученые по-разному трактуют сущность игры: с позиции основного вида деятельности, отражающей суть человеческих отношений и меняющих позиции ребенка к окружающему миру [18]; деятельности, в которой ребенок совершенствует свои способности [3]; деятельности, имеющей социальную природу [12]; деятельности, обусловленной мотивационно-по-требностной сферой ребенка [1; 9]; деятельности, смыслом которой является отношение к другому человеку [16]; деятельности в результате которой ребенок осознает себя самостоятельным субъектом [6]. Все разнообразие трактовок сути игры можно рассматривать как грани одного целого - основного вида деятельности ребенка, направленного на воссоздание и усвоение накопленного общественного опыта.

Обобщая подходы ученых к понятию игровой деятельности и ее роли в воспитании ребенка, можно сделать вывод о том, что игры дают ребенку практически все в его умственном и физическом развитии в период до младшего школьного возраста. Для дошкольников понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры.

Для подтверждения сформулированной ранее гипотезы автором было проведено исследование, целью которого было выявление влияния игровой деятельности как формы воспитания на формирование представлений о мире профессий старших дошкольников.

Данное исследование было проведено на базе ДОУ №40 «Снегурочка» г. Сургута, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2017 году.

В исследовании была использованы следующие методы: анализ, беседа, анкетирование, опрос.

При определении параметров исследования были учтены требования Фе-

дерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [15].

Исследование проводилось в три этапа: экспериментальное исследование; разработка и апробация развивающей программы о мире профессий; этап анализа эффективности развивающей программы.

Для определения уровня сформиро-ванности представлений о мире профессий у дошкольников автором были определены три критерии оценки: знания о разнообразии мира профессий, знания трудовых действий или операций, характерных для каждой из названных ими профессий - критерии оценки количество профессий и операция и критерий толкования дошкольниками назначения профессии (односложное, сравнительное, расширенное).

В эксперименте участвовало 30 дошкольников в возрасте 6-7 лет. Метод отбора детей - случайная выборка. По итогам предтестовой диагностики было отобрано 15 дошкольников контрольной группы (подготовительная группа «Теремок») и 15 дошкольников экспериментальной группы (подготовительная группа «Семицветик»). Деление на произвольную и экспериментальную группу осуществлено по критерию практического удобства реализации развивающей программы.

В ходе проведения экспериментального исследования сформированных представлений у старших дошкольников о мире профессий, была проведена диагностика на основе бесед, анкетирования и опроса. Для проведения анкетирования автором была разработана анкета, содержащая вопросы о пяти типах профессий по классификации Е.А. Климова. Беседа и анкетирование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.

Кроме того, с испытуемыми был проведен опрос. Опрос был проведен с помощью дифференциально-диагностического опросника (далее - ДДО) Е.А. Климова, модифицированного для детей дошкольного возраста.

Эмпирические данные по результатам исследования сформированных представлений у старших дошкольников 6-7 лет по критериям «Название профессии», «Знание трудовых операций», «Толкование назначения профессии» показали, что дошкольники знают в среднем 6-10 профессий и могут назвать 2-5 трудовых операций. Кроме того, абсолютное большинство дошкольников (80%, 12 детей) приравнивает значимость и необходимость той или иной профессии к свойственным им деятель-ностям или действиям. Так, например, назначение профессии повара у большей части дошкольников старшей группы заключалось в том, «чтобы готовить еду». Аналогично, и с профессией полицейского - «чтобы ловить преступников», и профессией врача - «чтобы лечить людей». Такого рода толкования назначения профессии мы причисляли к «Односложному». Полагаем, что подобного рода толкование соответствует данному возрасту. Небольшой процент испытуемых (20%, 3 ребенка) в своих рассуждениях либо шли от обратного, предполагая, что бы было, если бы данной профессии не было, либо сравнивали с другими профессиями.

Таким образом, результаты проведенной на экспериментальном этапе диагностики свидетельствуют о том, что проводимая воспитателями работа, направленная на расширение кругозора детей о мире профессий, носит теоретический характер, осуществляется в формах рассказов, показов иллюстраций. По нашему мнению, это не дает детям полной картины о той или иной профессии и делает просветительскую работу недостаточно эффективной.

На следующем этапе исследования была апробирована разработанная автором развивающая программа «Мир профессий», целью которой являлось формирование представлений о мире профессий старших дошкольников через игровую деятельность. Программа представляет собой компиляцию общеоб-

ш

о

_0

о ^

3 о

4

X ^

Э

ГО

ь >1

о

о ф

-& о

С

ф

ф Ц

Ш ГО

н о

ч

ф

С

о о со

О

го

К

го

ш

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ц о

ф *

2 О

разовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» [13], программы для детей дошкольного возраста, Боханского педагогического колледжа им. Д. Банзарова [14], а также авторского дополнения, заключавшего в дополнении программы игровым блоком «Город мастеров», в котором раскрывалось содержание нескольких профессий одновременно. Для активизации рефлексии у детей нами было разработано оценочное средство - «Бланк посетителя».

Стадия апробации продолжалась четыре недели, состоялось шестнадцать занятий. Занятия проводили в три основных этапа: ориентировочный, реконструктивный и завершающий.

На первом этапе происходило знакомство и установление доверительных отношений. Цель ориентировочного этапа - создание доверительной атмосферы, а также беседы о мире профессий. На втором этапе осуществлялась интенсивная работа по развитию представлений о мире профессий посредством сю-жетно-ролевой игры. Особое внимание уделялось рефлексии в конце занятия, в частности ребенком, который играл роль клиента, давалась обратная связь другому ребенку, исполняющему роль мастера, согласно оценке, поставленной в «Бланке посетителя». На завершающем этапе эксперимента происходило закрепление полученных знаний и подведение итогов.

В конце исследования была проанализирована эффективность проведенной развивающей программы, направленной на развитие представлений о мире профессий у старших дошкольников. Для этого была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику изменения критериев оценки эффективности, описанных ранее.

В качестве задач контрольного эксперимента были поставлены следующие:

1. Проведение исследования по выявлению содержания представлений о мире профессий;

2. Сравнение результатов вторичной диагностики с результатами констатирующей диагностики и определение эффективности развивающей работы, направленной на развитие представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста;

3. Установление качественных и количественных сдвигов в динамике развития представлений о мире профессий.

Для повторной диагностики были использованы методы, аналогичные методам диагностике первого этапа: анкетирование и ДДО.

Сравнительны результаты диагностики представлений о мире профессий до и после реализации развивающей программы представлены в таблице.

Таблица 1. Показатели содержания представлений старших дошкольников о мире профессий на этапе констатирующей и контрольной диагностики (ср. значение)

Критерий Контрольная группа Экспериментальная группа

До После До После

Название профессий Нп =8,2 ср 7 Нп =8,2 ср Нп =8,2 ср Нп =13,3 ср

Знание трудовых операций То „=3,6 То„=3,6 То„=3,6 То „=5,1

Толкование назначения профессии Тн =1,2 ср Тн =1,2 ср Тн =1,2 ср Тн =1,8 ср

Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего эксперимента можно увидеть, что дети эксперименталь-

ной группы называют в 1,6 раза больше профессий и в среднем на 2 трудовых действия больше, чем дошкольники контрольной группы. Так, дошкольни-

ки экспериментальной группы знали в среднем 11-16 названий профессий и могли назвать 4-6 трудовых действия. Наиболее часто называемыми профессиями, как и у дошкольников контрольной группы, были врач и парикмахер. После проведенной развивающей программы испытуемые экспериментальной группы называли такие профессии, как мастер ногтевого сервиса и дизайнер. Данные профессии были изучены в рамках занятий по авторской развивающей программе «Мир профессий», что подтверждает ее эффективность.

Изменений испытуемых по критерию толкования назначения профессии у контрольной группы замечено не было. Аналогичный показатель по экспериментальной группе изменился: предложенные нами средства сыграли положительную роль в развитии представлений о мире профессий и рефлексии детей -40% детей (6 дошкольников) экспериментальной группы смогли расширенно толковать назначение профессии. Так, например, дети могли отзываться о продукте своей «профессиональной» деятельности, основываясь на оценке другого дошкольника, игравшего роль клиента: «Маша сказала, что я работала неаккуратно и было много грязи. В следующий раз я буду делать аккуратнее». Подобные фразы дошкольников показывали активизацию рефлексии по проделанной работе.

Для установления различий в уровне исследуемых представлений о мире профессий нами был проведен математический анализ с использованием критерия Манна-Уитни, подтвердивший статистическую значимость критериев расчета.

Анализ проведенного исследования позволил сделать выводы о положительном влиянии сюжетно-ролевой игра как формы воспитания и развития представлений о мире профессий у старших дошкольников. Кроме того, была подтверждена эффективность развивающей программы «Мир профессий», примененной в эксперименте. Итоги исследо-

вания показали, что работа воспитателей наравне с рассказами родителей и индивидуальным опытом ребенка влияет на содержание представлений дошкольников о той или иной профессии, так как именно назначения этих профессий дети толкуют путем сравнения, либо расширенно, а также именно в рамках этих профессий называется больше всего трудовых действий и операций. Тем не менее, лучшие результаты дошкольники показали по итогам проведенной сюжет-но-ролевой игры, являющейся ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является серьезным подспорьем для развития произвольности, познавательных психических процессов.

Поскольку работа воспитателя влияет на сформированность содержания представлений о мире профессий у дошкольников, нами были предложены корректировки образовательной программы ДОУ, которые заключаются в определении возрастных норм содержания знаний о мире профессий дошкольников, особенно в отношении профессий, связанных со спецификой родного города (для г. Сургута это профессии в сфере нефте- и газодобычи); расширения критериев оценки сформированности содержания представлений о мире профессий дошкольников и перечня профессий, с которыми дети должны знакомиться обязательно. Предложенные коррективы программы ДОУ, по нашему мнению, помогут систематизировать и расширить формирование знаний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Библиографический список:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь [Электронный ресурс] // Каталог книг библиотеки. - Режим доступа: http:// pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml.

2. Глотова В.И. Формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 23 с.

ш

о

_0

о ^

3 о

4

X

5

Э ü го

ь >1

о

о ф

-&

о

с

ф

ф Ц

CG ГО

н о

ч

ф

с

о о ш

о

го

к го

ш

ф

ц о

ф *

2 О

3. Гросс К. Душевная жизнь ребенка: Избр. лекции. - Киев: Киев. Фребе-лев. о-во, 1916. - XVI, 242 с.

4. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов [Электронный ресурс]. - М., 1979. - 288 с. -Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/ text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979/fs,1/.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2010. - 304 с.

6. Колидзей Э.А. Становление субъект-ности дошкольника в игровой деятельности: учеб. пособие. - Балашов. 1997 - 150 с.

7. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004, - 480 с.

8. Концепция развития системы профессиональной ориентации ХМАО-Югры [Электронный ресурс] // Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО -Югры от 28.02.2013 №150. - Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/ edoc/81_226442.

9. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. - М., 2010. - 545 с.

10. Логинова В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Л., 1984. - 39 с.

11. Мишарина Л.А. О формировании знаний о труде взрослых у детей 2-4-х лет // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду: Сб. науч. тр. - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1978.

12. Оталора К. Игра, её место и развитие у детей индейских племен Колумбии: дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1984. - 204с.

13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

14. Программа сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, разработана Областным государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bpkbohan.ru/exsperiment/ programma_ehksperimenta.pdf.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_ doc_fgos_oo.pdf.

16. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве (генетические корни дошкольной игры): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1945.

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1989. -560 с. - Режим доступа: http ://psychlib. ru/mgppu/eit/EIT-001 -. htm.

18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Электронный ресурс]. - М., 1997. - 416 с. - Режим досту па: http: //psychlib .ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0011.htm.

Поступила 18.09.2019

Об авторе:

Минникова Юлия Михайловна, аспирант Сургутского государственного университета (г. Сургут, Россия), minnak@yandex.ru

Для цитирования: Минникова Ю.М. Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников // Современная высшая

школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 98-105. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-3-98-105

References:

1. Vygotsky L.S. Thinking and speech [Electronic resource] // Katalog knig biblioteki. -Available at: http://pedlib.ru/Books/1/0162/1_0162-1.shtml. [in Russian]

2. Glotova V.I. Forming the ideas of adult work in senior pre-schoolers. Author's transcript. Diss. kand.ped.nauk. - M. 1974. - 23 p. [in Russian]

3. Groos K. Des Seelenleben des Kindes. - Kiev: Freblev. O-vo, 1916 XVI, - 242 p. [in Russian]

4. Davydov V.V. Developmental and pedagogical psychology [Electronik resource]. - M., 1979. - 288 p. - Available at: http://elib.gnpbu.ru/text/vozrastnaya-pedagogicheskaya-psihologiya_petrovskogo_1979/fs,1/. [in Russian]

5. Klimov E.A. Psychology of professional identity. - M., 2010. - 150 p. [in Russian]

6. Kolidzey E.A. Formation of pre-schooler's subjectivity in playing. - Balashov, 1997. - 150 p. [in Russian]

7. Kolominskiy Ya.L. Normal and pathological psychic development of children: psychological diagnostics, prophylactics and correction. - SPb.: Piter, 2004. - 480 p. [in Russian]

8. Conception of the development of the system of occupational orientation in KhMaAD-

CD

Yugra [Electronic resource] // Prikaz Departamenta obrazovaniya i molodezhnoy politiki § KhMaO-Yugry of 28.02.2013 №150. - Available at: https://www.glavbukh.ru/npd/ 1 edoc/81_226442. [in Russian] I

9. Leontiev A.N. The problem of psychic development. - M., 2010. - 545 p. [in Russian] g

10. Loginova V.I. Formation of systematic knowledge in pre-school age children. Author's transcript. Dis.... D-r.ped.nauk. - L., 1984. - 39 p. [in Russian]

11. Misharina L.A. On forming knowledge about adult work in children // Soderzhanie ^ obucheniya i vospitaniya detey v detskom sadu. - L., LGPI im. Gertsena, 1978. [in Russian]

12. Otalora K. Game, its place and development of children in Columbia Indian tribes. Dis. kand.psikhol.nauk. - M., MGU, 1984. -204 p. [in Russian] £

13. From birth to school. Draft general education program of pre-school education. Ed. by ^ N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva. - M., 2016. - 368. [in Russian] |

14. Support program of professional identification of pre-school age children. Developed o by Bokhan pedagogical college named after D. Banzarov [Electronic resource]. -Available at: http://bpkbohan.ru/exsperiment/programma_ehksperimenta.pdf. [in Russian]

15. Federal state educational standard of basic general education [Electronic resource]. -Available at: https://stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf. [in Russian]

16. Fradkina F.I. Psychology of playing in early childhood (genetic roots of pre-school game). Author's transcript. Dis.. .kand.ped.nauk. - M., 1945. [in Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Elkonin D.B. Selected psychological works [Electronic resource]. - M.: Pedagogika, 1989. - 560 p. Access mode: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm. [in Russian] S

18. Elkonin D.V. Psychological development in child ages [Electronic resource]. - M., 1997. - 416 p. - Available at: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0011.htm. [in Russian]

About the author: g.

Minnikova Yulia Mikhailovna, Postgraduate Student, Surgut State University (Surgut, Russia), minnak@yandex.ru |g

о

For citation: Minnikova Yu.M. Role-playing game as a form to develop understanding of professions among senior preschoolers // Contemporary Higher Education: Innovative | Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. P. 98-105. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-98-105 <§

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.