Научная статья на тему 'Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста'

Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39706
2660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / КРИЗИСНЫЕ МОМЕН-ТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ / TEENAGE AND YOUTH PERIOD / CRISIS MOMENTS / EMOTIONAL SPHERE / PHYSIOLOGY AND PSYCHOLOGY CHANGES / STRUCTURE OF SELF- CONSCIOUSNESS / SPECIFIC OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фролова Оксана Владимировна

В статье рассматриваются кризисные моменты подросткового и юноше-ского периодов, отличительные особенности структур самосознания, эмоциональной сферы и общения. Приведен сравнительный анализ психо-физиологических характеристик личности в подростковом и юношеском возрастах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF THE TEENAGERS AND YOUNG PERSONS

The crisis moments of teenage period age, characteristic features of the structures of selfconsciousness, emotional sphere and communication are viewed in the article. The 190 comparative analysis of psycho-physical characteristics in early teenage and late tee-nage (youth) periods is given.

Текст научной работы на тему «Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста»

Фролова О.В.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Подростковый и юношеский возраст - это определенные этапы созревания и развития человека, лежащие между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этих периодов? Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами. Возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В.Даля термин «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» -как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л.Н.Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф.М.Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу [1, 2].

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в последнее время произошли очень важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста, а усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, привело к удлинению сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами. Отсюда — удлинение периода, когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих социальнопсихологических стереотипов [3].

1. Кризисные моменты подросткового и юношеского возрастов

Все исследователи сходятся на том, что весь подростковый период - сложное время как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Л.С.Выготский рассматривал развитие как внутренне детер-

минированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят изменения, заметные окружающим. По его мнению, кризис или критический период - это время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития [4].

А.Н.Леонтьев в отличие от Л.С.Выготского разделяет понятия «критический период» и «кризис». Если критический период - неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может и не быть. В этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Главной же задачей личностного развития в период юности является поиск своего места и закрепление в мире взрослых, который переживается молодыми людьми зачастую очень остро и носит характер кризиса. Кризисным моментом этого периода, по мнению К.Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир это не только счастье и удовольствие, начинается распад его детской веры и оптимизма [5, 6, 7].

В отличие от подростков молодые люди уже не только включают в свое сознание взрослую жизнь, но и реально в ней участвуют. В этом возрасте особенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути: «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?». Это важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. Если человек не задавался такими вопросами в юности и не нашел на них ответов, то он подвергается опасности надолго (или навсегда) остаться в подростковом возрасте и его самооценка будет основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру. Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека. Страх взросления может повлечь за собой психосоматические проявления [8, 9].

Основным содержанием кризиса встречи со взрослостью, также как и в подростковом кризисе, является кризис идентичности. Э.Эриксон в своей работе отмечал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью подросткового возраста (тогда он наиболее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в юности [10].

Кризис идентичности дополняется или сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотип-

ными, а сам человек - оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение в этот период приобретает чувство одиночества. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Именно в период острого ощущения одиночества происходит окончательное оформление внутреннего мира человека [9].

2. Особенности эмоциональной сферы

Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания в этот период становятся глубже, проявляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для него характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. В определенных ситуациях он может скрыть под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение, но может проявить и большую импульсивность в поведении [11, 12].

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения, от безудержного веселья к унынию и обратно, а также попеременное проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Так чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у подростков с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением всеобщих кумиров, а чувственное фантазирование - с чрезмерным мудрствованием [9, 13].

Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп физиологических и психологических изменений. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активизацией вегетативной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть различной по интенсивности и динамичной во времени. Чаще всего тревога обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с повышенными: ранимостью, впе-

чатлительностью, мнительностью. В юности, по сравнению с подростковым возрастом, эмоциональные реакции более устойчивы и осознаны. В этом возрасте происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархии ценностей различных переживаний. Как отмечает в своей работе И.Г.Малкина-Пых, юношеский возраст - это критический возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы [9].

Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование чувств обобщенных (чувства прекрасного, трагического, чувство юмора и т.д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской [3, 12].

3. Особенности структуры самосознания

Развивающееся самосознание в подростковом возрасте делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание: оценить себя как будущего юношу или девушку, заглянуть в личное будущее, осмыслить свои права и обязанности. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости», уникальности и одновременно -психологическая зависимость от сверстников, поэтому подросток эффективно соединяет эго-позицию «Не путайте меня с другими» и конформную позицию «Мы - группа сверстников».

Притязание на признание в отрочестве направлено на приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовку к профессии; подготовку к браку и семейной жизни.

Особенности самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При з а-вышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности. Кроме того, в подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» [9].

По выражению А.Н.Леонтьева, «личн6ость рождается дважды»: первый раз - внутри социального индивида, второй как само-

стоятельный субъект. Для него характерна не только самостоятельность решений, но и ответственность за совершенный выбор - при «втором рождении личности» происходит выход за рамки социального индивида. Обычно это «рождение» происходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование «Я-концепции» (образа «Я») [14].

Образ «Я» - это представление человека о себе самом, относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе самом, на основе которой он строит взаимодействие с другими. В конце пубертатного периода, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную «Я-концепцию» [9].

Юность в жизненном цикле - завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентаций в соотношении с новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. По сравнению с подростковым периодом в юности меньшее значение имеют внешние параметры: одежда, обувь, фигура. Уязвимым и важным становятся притязания на профессиональный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого. При оценивании других людей на первый план чаще выступают не внешние данные, а человеческие качества. Кроме того, для молодых людей остается важным признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание другими своей индивидуальности [6].

Наиболее важная особенность восприятия времени в юности -это изменение отношения к настоящему и будущему. Если подростки стремятся быстрее повзрослеть, стараются выглядеть старше, то большая часть молодых людей хотели бы подольше побыть в настоящем или уже с некоторой ностальгией думают о прошлом. Переход к восприятию взаимосвязи между настоящим и будущим у многих сопровождается внутренним конфликтом, который выражается в необходимости выбора между желанием жить настоящим, получением удовольствия от богатых возможностей юности и мыслями о построении карьеры, профессиональном росте, создании семьи. Если молодой человек не в состоянии осуществить выбор между жизнью в настоящем и направленностью в будущее, возможно либо полное пренебрежение интересами будущего (вплоть до ухода в наркотики), либо абсолютное лишение радостей в настоящем (полный уход в учебу и построение карьеры). Важным для юности является также осознание и принятие обязанностей перед самим собой, т.е. принятие ответственности за собственную жизнь [9,15].

Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принципами и образом собственного «Я». Самый сложный и многоаспектный структурный компонент формирующегося в юности самосознания - половая идентификация. Половое созревание не з а-вершается в подростковом возрасте, оно происходит как раз в юности: у женщин завершается примерно к 20 -ти, у мужчин к 25-ти годам. К этому времени окончательно закрепляются физиологические преобразования, начавшиеся в пубертатном периоде, а сексологическое созревание частично продолжается всю жизнь по мере накопления опыта межполовых отношений [3,16].

4. Особенности общения

В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании и практически является аналогом консультанта. Дружба носит избирательный характер, измена не прощается, а вместе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в преданном друге, а с другой -частая смена друзей [17].

В результате проявляющегося в отрочестве чувства взрослости подросток осваивает новые для себя «взрослые» виды взаимодействий, чему способствует бурное телесное развитие и, следовательно, самоидентификация со взрослыми. Это существенно влияет на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как представителю другого пола. С этим отношением, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, одежда, манера держать себя соответствует половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина» [18].

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале в неадекватных формах. Мальчики, чтобы обратить на себя внимание девочек, дергают их за косички и т.п. Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются и, в свою очередь, демонстративно не замечают, игнорируют мальчиков. Позднее отношения усложняются, непосредственность в общении исчезает. Это выражается либо в демонстративно безразличном отношении к другому полу, либо в стеснительности при общении [9].

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым, так как в круг общения включаются оба пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсив-

ной, отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций. В этом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают сопротивляться ранее не вызывавшим протеста требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальное или кажущееся ущемление своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Большинство подростков в этот период, общаясь с родителями, испытывают трудности, часто конфликтуют с ними. Общение подростка во многом обусловлено изменчивостью настроения, которое ведет к неадекватности его реакций. Для этого возраста характерна имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем, в первую очередь, внимание обращается на внешнюю сторону [19].

Юношество - последний возрастной период расширения круга общения, поэтому на юность приходиться, так называемый, пик межличностного общения. Дружеские связи, установившиеся в юности, не всегда сохраняются в последующей жизни, но способность к таким связям формируется именно в этот период. Отмечаются не только расширение сферы общения, но и растущая индивидуализация и обособление. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я» [20].

В этот период завершается процесс отделения молодого человека от семьи, которое необходимо для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. В отличие от подросткового негативизма, критики, оппозиции родителям, для юности характерны процесс обособления и даже временное отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне, а отношения становятся партнерскими. Однако, к процессу реального отделения от семьи не всегда готовы как сам молодой человек, так и его семья. Затруднить процесс обособления может неразрешенность основных задач юности: формирование социальной зрелости и личностного самоопределения [9].

5. Сравнительный анализ психологических характеристик личности в подростковом и юношеском периодах

Подводя итог выше сказанному, можно провести сравнительный анализ психологических характеристик личности в подростковом и юношеском возрастах. Не смотря на то, что по своим ха-

рактеристикам эти периоды развития имеют много общего, так же имеют и различия, которые представлены в таблице 1.

Таким образом, на наш взгляд, необходимо учитывать кризисные моменты юношеского и подросткового возрастов, а также различия, проявляющиеся в самооценке, общении, эмоциональной, потребностно-мотивационнной сферах при построении учебного процесса в высших и средних учебно-профессиональных заведений, так как категория обучающихся находятся в различных возрастных периодах (1 -2 курс - старший подростковый возраст, 3 -5 курс - юношеский).

Таблица 1. Отличительные особенности самосознания, самооценки, эмоциональной, коммуникативной и потребностно-мотивационной сфер подросткового и юношеского периодов

Подростковый период Юношеский период

1 .Самооценка Самооценка основывается на мнении общества или на противостоянии всему миру. Отмечается неустойчивость и подвижность самооценки. Повышенная чувствительность к оценке внешности, способностей и умений сочетаются с излишней самонадеянностью. При самооценке на первый план чаще выступают человеческие качества. Происходит смена оснований, критериев для самооценки - они смещаются «из вне, во внутрь». Меньшее значение имеют внешние параметры. Растет внутренняя самостоятельность и устремленность в будущее. Уязвимыми и важными становятся притязания на профессиональный успех.

2. Общение Общение со сверстниками приобретает особую значимость, отрабатываются способы взаимоотношений. Дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в преданном друге, с другой - частая смена друзей. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. На юношество приходится пик межличностного общения, формируется способность к установлению дружеских связей. Вместе с расширением сферы общения растет индивидуализация и обособление.

З.Эмоции, чувства и воля Формирование общего «чувства взрослости», проявляющееся в стремлении к самостоятельности. Ключевой этап в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства. В тоже время отмечается легкая возбудимость, резкая смена настроений, переживаний, что приводит к импульсивности поведения и личностной нестабильности. Умение скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Формирование чувства мужской и женской взрослости. Чувства выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности. Формирование общей эмоциональной направленности личности. Закрепление иерархии ценностей различных переживаний. Эмоциональные реакции более устойчивы и осознаны. Умение не только скрывать испытываемые чувства, но и маскировать их.

е и н а н го О О о м а С. Открытие внутреннего мира. Включают в сознание взрослую жизнь. Формирование «Я-концепции» (системы внутренне согласованных представлений о себе) и становление основ мировоззрения, связное с интеллектуальным развитием. Окончательное оформление внутреннего мира, его изучение и укрепление. Реально участвуют во взрослой жизни. Соизмерение стремлений и поступков с определенными принципами и образом собственного «Я». Формирование, развитие мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и нравственные идеалы.

5 .Потребностно-мотивационная сфера Стремление к свободе от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость и восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает интерес к другим людям и различиям между ними. Формирование профессиональных интересов и развитие способности строить жизненные планы. Развитие мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни. Становление «внутренней позиции на основе предшествующего опыта, своих возможностей, потребностей и стремлений.

Литература

1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2007. - 288 с.

2. Достоевский Ф.М. Подросток. М.: Эксмо, 2006. - 576 с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.- 256 с.

4. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара: «Бахрах-М», 2006. - 544 с.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во: МГУ, 1981.

6. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

7. Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 2000.

8. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. -М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 896 с., С. 357.

10. Эриксон Э.Г. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Бахрах, 1996.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2003.

12. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И.Анцыферовой. М.: 1981.

13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

15. Шутц У. Г лубокая простата. Основы социальной философии. СПб.: Роза мира, 1993.

16. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: МПСИ, 2000.

17. Поливанова К.Н.Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.

18. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ-в пед. вузов. Авторы: / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 624 с.

19. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М. - Л.: Прогресс - Уч. центр «Антарес», 1991.

20. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996.-С.266-275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.