4 См.: Шишкина Н.В. Теория государства и права. Новосибирск: 2001. С. 90.
5 См.: Саватеев А.И. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 27.
6 См.: Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. С. 82-90.
7 См.: Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002. С. 148-167.
8 См.: Борисенко Н.В. Психологические условия повышения эффективности правовой подготовки офицеров внутренних войск МВД России (на основе использования компьютерных средств обучения): Автореф. ... канд. психол. наук. М., 1994. С. 54.
ВЛИЯНИЕ САМОСОЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
О.В. ПОГОЖЕВА,
кандидат юридических наук, Ставропольский государственный университет
Я.В. АХВЕРДОВА,
аспирант, Ставропольский государственный университет
Аннотация. В статье автором представлено научное обоснование подросткового возраста как перехода к новому качеству психической деятельности и формирование самосознания; рассматривая формирование личности в подростковом возрасте, автор подробно описывает понятия нормы и отклонения и формирование отклоняющегося поведения.
Ключевые слова: подростковый возраст, развитие личности, структура самосознания, социальное отклонение.
THE INFLUENCE OF CONSCIOUSNESS ON THE FORMATION OF DEVIATION
BEHAVIOR IN ADOLESCENCE
O.V. POGOZHEVA,
ehe candidate of jurisprudence, the senior lecturer of the Stavropol state university
J.V. AHVERDOVA, post-graduate student Stavropol state university
Annotation. In article the author presents a scientific substantiation of teenage age, as transition to new quality of mental activity and consciousness formation; considering formation of the person at teenage age, the author in detail describes concepts of norm and a deviation and formation of deviating behaviour.
Keywords: teenage age, development of the person, consciousness structure, a social deviation.
Одной из основных проблем России, ярко проявившейся в последние годы, стал рост ксенофобских настроений и нетерпимости. Длительное время, развиваясь скорее скрыто, проблема стала наглядной. Небывалый всплеск преступности и экстремизма среди молодежи обернулся шокирующими для общества акциями.
Россия находится в числе стран, для которых высокий уровень насилия среди молодежи стоит очень остро. Так, около 40% молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет умирают насильственной смертью. Среди причин высокого уровня насильственной смертности среди молодежи эксперты выделяют прежде всего рост преступности в результате изменений субъектной активности, ее творческого характера, способностей изменять окружающий мир (активность) и, что важно, способностей к самостоятельности, саморегуляции и самоорганизации в этой возрастной группе.
Кризис подросткового возраста отличается от кризисов других возрастов. Он представляется нам самым острым и длительным по сравнению со всеми остальными возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшие из которых — стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, автономию.
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста — 12—13 лет), развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового
возраста — 15—17лет; ее часто называют периодом ранней юности)1.
Особенность подросткового периода — резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Центральное личностное новообразование подросткового возраста — становление нового уровня самосознания, «Я»-концепции, характерной чертой которого является чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости — особая форма самосознания. Развитие самосознания является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности.
В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, т.е. формирование чувства индивидуальной самоотверженности, преемственности и единства. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, — существенные факторы в образовании подросткового кризиса, в появлении разных форм протеста2.
Существенным признаком нового уровня самосознания является «открытие» подростком своего внутреннего мира, возникновение интереса к себе, способности и потребности в познании своих возможностей и особенностей, стремления понять себя, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самоанализу. Если до подросткового возраста развитие «Я»-концепции регулируется с помощью внешних стандартов (оценки значимых других), то у старших подростков основой регуляции становятся стандарты внутренние: впервые появляются собственные представления о том, что является наиболее важным. Самооценка подростка зачастую базируется не на оценке взрослых, а на собственной оценке своих личностных свойств и качеств. С подросткового возраста формируется представление о «Я»-идеальном, сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Подростковый возраст можно считать сензитивным периодом в развитии личностной рефлексии3.
В подростковый период расширяется жизненное пространство, социальное окружение. Это проявляется прежде всего в возникновении особого комплекса потребностей, выражающегося в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться к жизни взрослых. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении: возникает осознанная связь будущего и настоящего, старший подросток перестает смотреть на будущее с позиции настоящего, начиная рассматривать настоящее из будущего. Отсутствие отдаленной ори-
ентации, ситуативность поведения часто сочетаются с задержками и отклонениями в развитии личности подростка.
Для внутренней позиции подростка становится значимой новая потребность — найти и занять удовлетворяющее его положение в группе сверстников, завоевать авторитет, уважение, симпатию и внимание товарищей. Это ведет к повышению реакции конформности подростка по отношению к подростковой компании, усилению реакции группирования и реакции имитации (подражание кому-либо из сверстников). Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет большое значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.
Неумение, невозможность добиться приемлемого статуса в коллективе сверстников чаще всего является причиной трудностей в поведении и приводит к тяжелым переживаниям. Субъективная значимость для подростка сферы его общения со сверстниками значительно контрастирует с явной недооценкой этой значимости взрослыми.
В этот период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка очень трудно.
Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений4.
В психологии для научного определения понятия «норма» используются разные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный человек тот, у кого отсутствуют аномалии. Б.С. Братусь замечает: «Тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая»5.
Позитивный подход, наоборот, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Норма может быть статистической (средний показатель — то, что присуще большинству), критериальной (в виде обобщений на основе социально-нормативного критерия), идеальной (в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие; идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества).
Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Если она не может адаптироваться, у нее возникает социальное отклонение.
Социальное отклонение — это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной
устойчивостью и распространенностью6. Так, уровень самосознания характеризует степень зрелости личности подростка и одновременно знаменует собой переход от управления к самоуправлению. Стержнем этого возраста становится образ «Я», самооценка, которая начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми. С повышением адекватности самооценки растет умеренность и целесообразность общения. Напротив, чем ниже уровень самосознания, тем более импульсивным является поведение'.
Выявленные закономерности между уровнем самосознания и его влиянием на формирование нормального поведения позволяют предположить, что самосознание может влиять на формирование отклоняющегося поведения.
Участие процессов самосознания и самоотношения в механизмах дезадаптационного поведения изучено недостаточно, и в методическом отношении многие из существующих исследований нуждаются в уточнении. Сам факт участия процессов саморегуляции в качестве одного из компонентов самосознания в адаптивном поведении нередко оказывается скрытым за фасадом общих толкований содержания личности, структуры ее ценностных ориентаций, обобщенных социальных установок, направленности интересов, уровня вовлеченности в деятельность.
Между тем структура и содержание личности не всегда соответствуют формам поведения субъекта. Справедливо замечание В.П. Трусова, который считает, что высокий уровень морального сознания является необходимым, но недостаточным условием высокого уровня морального поведения. Примечательны наблюдения О.И. Зотовой, показавшие, что подростки-правонарушители, как правило, называют своим идеалом благородных и самоотверженных героев книг и фильмов. Хотят быть похожими на них, более всего ценят в людях честность, справедливость, мужество и силу воли. У них имеются четкие представления о моральных ценностях общества, но поведение расходится с этими представлениями, так как не сформированы направленность и установки поведения, соответствующие этим ценностям8.
Выделяя регулятивную функцию самосознания, многие авторы вновь пытаются свести ее к качествам личности, влияющим на поведение. Невозможно по-иному рассматривать такие свойства самооценки, как обобщенность, самостоятельность, независимость, критичность, устойчивость, высота, глубина, и дать им другую характеристику, кроме как сугубо описательную и неточную. С большей степенью объективности можно охарактеризовать степень адекватности самоотношения. У подростков с делинк-вентным поведением наблюдаются расхождения с нормой в процессе формирования самосознания. Так, недисциплинированные подростки имеют, как правило, завышенные со значительной степенью неадекватности самоотношения. По мнению Т.И. Юфе-
ревой, неправильно сформировавшееся самоотношение тормозит и искажает развитие личности ребенка. С низким уровнем самосознания можно связать психическую незрелость, свойственную подросткам с микросоциально-педагогической запущенностью.
Социальная дезадаптация таких детей связана с отклонениями в формировании процессов самосознания, особенно когнитивного компонента. Особенности осознания образа «Я» являются отражением существенных механизмов отклоняющегося поведения, особенно в случаях дезадаптации. Важным аспектом является уклонение от четкой последовательности развития процессов осознания «Я», присущих детям и подросткам с адаптированным поведением и отражающих основные этапы становления психической зрелости.
Недостаточная зрелость личности делинквентного подростка, проявляющаяся в низком уровне самосознания, препятствует адекватной саморегуляции поведения. В то же время необходимость постоянно приспосабливаться к новым требованиям взрослых и коллектива сверстников создает большие психологические трудности и конфликты, приводит к возникновению патохарактерологических реакций и социально-психологической дезадаптации9.
Таким образом, наступление подросткового возраста у ребенка знаменует собой переход к новому качеству во всех сферах психической деятельности. Особую роль играет формирующееся самосознание со своими составляющими. Так, структуры самосознания могут участвовать в целеполагании, согласующемся с образом «Я», представлением о своих правах, обязанностях, долге; могут воспрещать те или иные поступки, действие или бездействие; детерминировать отношения к окружающим; влиять на развитие тех или иных личностных черт; служить формой самоконтроля и определять стиль саморегуляции.
1 См.: Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1990.
2 См.: Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
3 См.: Божович Л.И. Указ. соч.
4 См.: Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.
5 Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1990.
6 См.: Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1989.
7 См.: Чудновский В.Э., Кржечковский А.Ю., Можейко А.А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.
8 См.: Бандура А, Уолтер Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
9 См.: Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.