ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЧУЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ТОПИЛЬСКАЯ ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: topilskaya.o@mail.ru
В статье рассматривается феномен подростковой делинквентности как результат деформации личности в процессе ее отчуждения. Автор обращает внимание на то, что отчужденный человек, воспринимая окружающий мир как враждебный и противоположный ему самому, познает его не с интересом, а в страхе, отражая тем самым этот мир не адекватно тому, что он представляет собой на самом деле. В связи с этим и поведенческие реакции на события внешнего мира у отчужденной личности могут проявляться за пределами правового поля. Особое внимание автором уделено обострению отчуждения в подростковом возрасте, что связано с возрастными особенностями данного периода развития индивида. В этом возрасте качественные изменения претерпевают, прежде всего, отношения с родителями, учителями, сверстниками, а также отношение к самому себе и к обществу. Автор статьи обосновывает выводы о том, что именно в данных сферах жизнедеятельности отчуждение у подростков проявляется наиболее сильно. В статье отмечается, что преодоление отчуждения (полное или частичное) возможно в процессе целенаправленной, определенным образом организованной психологической работы с подростками, включающей формирование навыков адекватной идентификации (в том числе самоидентификации), и развитие характерных для неотчужденной личности качеств. Автор делает акцент на том, что в целях наиболее эффективного процесса преодоления отчуждения подростками, психологическую работу необходимо проводить не только непосредственно с самими делинквентными подростками, но и с их ближайшим окружением - родителями и педагогами, с учетом характерных для подростков сфер отчуждения: от себя, от семьи, от учебной деятельности, от общества.
Ключевые слова: отчуждение, делинквентное поведение, подростковый возраст, преодоление отчуждения.
Проблема отчуждения - одна из краеугольных проблем человеческого бытия. Особое значение приобретает необходимость исследования данной проблемы, поиска путей и способов ее решения для подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте отчуждение приобретает особую остроту.
Феномен отчуждения - не новая для науки категория, изучение отчуждения ведется уже на протяжении двух веков. Дефиниции отчуждения лежат в очень широком смысловом пространстве и включают в себя как негативные, так и позитивные трактовки. Исследователи пришли к выводу, что феномен отчуждения амбивалентен (А. Б. Мурашов, Н. Д. Абсава и др.). С позитивной стороны, отчуждение - это способ человеческого бытия, источник и средство прогресса, способ познания, инструмент образования и развития. Негативная сторона связана с тем, что отчуждение является глубокой экзистенциальной проблемой, ведущей к целой кон-
стелляции переживаний. В этом ключе (смысле) основная идея отчуждения заключается в разъединении, превращении своего, непосредственно относящегося к Я человека в чужое.
Так, по мнению Э. Фромма, отчуждение - это «такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утрачивает связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи - при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром» [1].
Если исходить из основной идеи отчуждения, заключающейся в субъективном противопостав-
лении человеком себе себя самого, других людей и результатов своей деятельности, то можно предположить, что отчужденный человек, воспринимая окружающий мир как враждебный и в той или иной степени противоположный ему самому, познает его не с интересом, а в страхе, отражая тем самым этот мир не адекватно тому, что он представляет собой на самом деле. Несоответствие опыта человека осознанию человеком этого опыта приводит к тому, что мир во всем его многообразии познается с искажениями, а, следовательно, остается для него непонятным и потому чуждым. С другой стороны, многократные неудачные попытки человека познать окружающее и воздействовать на него, приводят к непониманию себя самого, то есть к отчуждению от себя, потере субъектности [2].
Причины отчуждения берут свое начало в раннем детстве и базируются на деформации дет-ско-родительских отношений, на неумении родителей адекватно реагировать на различные проявления своих детей, помогать им в правильном самоотражении и идентификации.
Многократные безрезультатные попытки приводят к бессилию, как начальной стадии переживания отчуждения.
Происходит это как раз потому, что у человека, получившего от других искаженное «отражение» о своей активности, складывается о себе неверное представление. Чем больше человек получает искаженных отражений своей активности через других людей, тем с большими искажениями он себя воспринимает. Происходит процесс неадекватного, то есть не соответствующего реальности, отражения человеком самого себя через искаженное отражение его другими людьми. Вместо истинного познания себя и на этой основе формирования реального образа своего Я, он себя идентифицирует с некоей иллюзией, складывающейся из разрозненных искаженных «отражений» его другими людьми, постепенно все больше удаляясь от понимания своей истинной сути, что и означает отчуждение от себя самого.
Далее, человек, утративший субъектность, в свою очередь, сам будет воспринимать окружающий мир с искажениями. Вместо познания мира и на этой основе его понимания и приятия, такой человек станет все более отдаляться от этого мира, начнет относиться к нему с неприязнью и враждебностью [2].
Данный факт свидетельствует о том, что отчуждение является одной из причин делинквент-ного (противоправного) поведения, в значительной степени влияющим на его активность и направленность.
Прежде всего, отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих межличностные отношения, поведение. Кроме того, отчуждение личности на раннем этапе ее развития из-за невыполнения семьей своей основной функции - включения ребенка «через себя» в структуру общества - может закрепиться в человеке и стать причиной его социально-психологической изоляции от семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. Формирование у отчужденной личности негативного отношения к среде, ощущению враждебности окружающих способно породить агрессию в качестве защиты от чаще всего воображаемого нападения или угрозы. Все это при отсутствии компенсирующего воспитания может привести к дезадаптивному противоправному поведению [3].
Особенно актуальной проблема отчуждения становится в период подростничества. Объясняется это тем, что в подростковый период возникают новые потребности личности, такие как потребность в автономии, потребность в принадлежности к группе сверстников, начинается этап активного совершенствования способности к идентификации и обособлению. Посредством идентификации в период подростничества начинает происходить активное усвоение ценностных ориентаций общества, формируется мировоззрение, посредством же обособления подросток отстаивает, защищает свое Я. Личность начинает переживать свое «второе рождение». Истинная личность идентифицируется с другими (сопереживает, сорадуется и т. д.) и обособляется от других, отстаивает себя, отчуждается, если другие противоречат ее ценностным ориентациям.
Подростковый период обладает выраженной возрастной спецификой, которая в значительной мере детерминирована особенностями социальной ситуации развития, характерной для этого возраста, то есть «складывается совершенно своеобразное, специфическое для этого возраста, исключительное, единственное, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью», которая представляет собой «исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает все новые и новые свойства личности» [4]. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его психики.
Отечественные психологи считают «главным новообразованием подросткового возраста «чувство взрослости»» [4]. Внешне подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Переход во взрослый мир, выстраивание новых отношений с ним, овладение новой (взрослой) содержательной областью предполагает наличие определенной (в том числе и внутренней) активности, формирование специфичных психологических орудий, их апробацию в реальных жизненных ситуациях. Все это несет в себе потенциал трений, конфликтов, что является обратной и практически неизбежной стороной любой активности. Поэтому обострение в подростковом возрасте процессов отчуждения, проявляющегося в дисгармонии отношений с собой, другими людьми и миром является естественным и логичным.
Специфика отчуждения в подростковом возрасте обусловлена в первую очередь теми связями и отношениями, которые наиболее значимы (объективно и субъективно) для подростка и которые дисгармонизируются. Учитывая, что значительное влияние на психическое развитие, характер отношений оказывает социальная ситуация развития, то при ее изменении происходят существенные сдвиги во всех системах отношений. У подростка качественные изменения претерпевают практически все системы отношений: отношения с родителями, учителями, сверстниками, а также отношение к самому себе. Поэтому подросток, на наш взгляд, может быть отчужден прежде всего в этих сферах жизни. Рассмотрим их подробнее.
Отчуждение от себя (самоотчуждение) связано с проявлением в этом возрасте внутреннего, скрытого Я, о чем упоминает ряд исследователей (М. Розенберг, И. С. Кон и др.). Эта ситуация требует согласования внутреннего и внешнего Я, внутренних и внешних отношений, их согласованности с реальностью. Данное согласование не может произойти сразу же. Не наступает оно и с одинаковой эффективностью у разных подростков. Данная сфера у подростков характеризуется феноменами, свидетельствующими о дисгармонии отношений к себе. Сюда относится неспособность разобраться в себе, своих отношениях, непринятие себя, противоречивость Я-концепции. Развитие противоположных качеств, безусловно, будет нивелировать эти специфические личностные свойства. Поэтому психолого-педагогическая помощь отчужденным подросткам должна включать, прежде всего, повышение уровня самоотношения, самоуважения, уверенности в своих силах, развитие адекватной самооценки, способности
самостоятельно принимать решения и конструктивно оценивать результаты своей деятельности, а также формирование навыков смысловой саморегуляции [5].
Одна из особенностей подросткового периода состоит в стремлении подростка к обособлению от родителей и в повышении значимости для него общения со сверстниками (Р. Бернс, Л. И. Божо-вич, Е. М. Борисова, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн Д. Б. Эльконин и др.). Поэтому дисгармония отношений в данной сфере является существенной проблемой. Отчуждение от родителей проявляется в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей.
Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями объясняется не только физиологическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. «Мораль подчинения», которая раньше характеризовала отношения ребенка со взрослыми, вследствие обостренного чувства взрослости подросток стремится заменить на «мораль равенства». Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы, мнения и высказывания старших [6].
Г. А. Ковалев, отмечая влияние семейных отношений на протекание кризиса подросткового возраста, писал, что «кризисы протекают наиболее остро, когда родители средствами прежде всего императивных действий фрустрируют естественные потребности ребенка в автономии и саморазвитии, пытаясь насильственно удерживать ею (и физически, и психологически) на ближайшей по отношению к себе межличностной дистанции... » [7].
Кроме того, родители не всегда находят в себе силу противостоять общественному давлению и оказывать поддержку своему ребенку в случае, например, плохой учебы, низкой дисциплины, совершения противоправных действий. В результате подросток оказывается в психологической изоляции, лишается принятия и любви родителей [8].
Именно поэтому родителям подростков, совершивших противоправные действия, необходима психологическая помощь и поддержка, направленная на стимулирование их родительской любви и принятия ими своих детей, независимо от их поведения. Наряду с профилактической работой непосредственно с делинквентными
подростками целесообразно проводить работу и с их родителями, направленную на повышение компетентности в вопросах взаимодействия со своими детьми, развивать у них навыки толерантного отношения к своим детям. Такое отношение родителей обеспечит подростку условия, необходимые для преодоления поведенческих трудностей.
Следующей значимой для подростка жизненной сферой являются отношения со сверстниками. Значимость этих отношений, интенсивность общения приводит к определенной дисгармонии. Вследствие того, что между подростками складываются равноправные отношения, отчуждение здесь имеет определенную специфику проявления, которая заключается в том, что подростки не умеют строить и поддерживать партнерские отношения, часто ссорятся, ругаются по пустякам, не знают, как себя вести в сложных, необычных ситуациях [9].
Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к делинквент-ности также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Учитывая, что для подростка характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на их мнение, потребность подростка в общении и самоутверждении должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности [10]. Если это по каким-либо причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курение, нецензурная брань, хулиганство), оно может стать опасным криминализирующим фактором.
Половое созревание, которое происходит в этом возрасте, обостряет интерес подростка к проблеме взаимоотношений полов, к интимной жизни человека, к представителям противоположного пола. Подростковая гиперсексуальность требует особо внимательного отношения к проблеме полового воспитания. Там, где приобщение к половой жизни происходит в раннем возрасте и в циничных обстоятельствах, возникает реальная возможность деморализации личности подростка, неспособность управлять своими инстинктами и как следствие этого - неспособность к моногамии, к сохранению верности в браке, а порою -склонность к сексуальным преступлениям [11].
У подростков может проявиться отчуждение и от учебного труда. В том случае, если у педаго-
га присутствует авторитарный стиль отношения к ученикам, который проявляется в частых критических высказываниях и замечаниях, необходимости ежедневно публично доказывать свою состоятельность, регулярно повторяющиеся ситуации внутреннего эмоционального напряжения во время контрольных работ и экзаменов, тогда все это способствует усилению отчуждения, поскольку формирует у значительной части подростков неадекватное отношение к самим себе опосредованно через педагогических работников.
В связи с этим педагогам и психологам системы образования требуются специальные знания для того, чтобы отражать действия обучающихся адекватно. Только в этом случае у отчужденных подростков в образовательной среде начнет формироваться адекватное отношение к себе и окружающим, что, в свою очередь, будет способствовать преодолению отчуждения.
Именно в подростковом возрасте девиации поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива впервые начинают представлять проблему, а иногда и угрозу для общества. Спектр таких отклонений чрезвычайно широк: это отказ от посещения школы, уходы из дома, бродяжничество, употребление спиртных напитков и наркотиков, агрессивное поведение по отношению к родителям сверстникам, учителям [12]. Учитывая, что в подростковом возрасте начинает осваиваться и сфера общественной жизни, нормы, правила, традиции которой остаются для подростка пока еще малознакомыми, отчуждение может быть проявлено и в этой сфере.
Обострение отчуждения в подростковом возрасте, безусловно, ведет к деформации личностных структур подростка и оказывает влияние и на особенности поведенческой сферы, порою проявляясь в делинквентном поведении.
Для несовершеннолетних правонарушителей характерна ограниченность духовных запросов, они практически не посещают театры, концерты классической музыки, библиотеки, выставки. Они склонны к праздному времяпрепровождению.
В эмоционально-волевой сфере у несовершеннолетних преступников преобладают: ослабление чувства стыда, развитие равнодушия к переживаниям других, несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие самокритичности, эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость, вызывающее поведение, упрямство, тщеславие, агрессивность, озлобленность, повышенная конфликтность, нередко и повышенная сексуальность.
С точки зрения нравственного уровня, правосознания и ценностных ориентаций наблюдается значительный разрыв между возможностями и потребностями, которыми они руководствуются. Допустимым признается любое нарушение, если это «нужно» ему лично или его группе. Уровень правосознания у них очень низок. Развиты ложное понимание чувства товарищества и псевдосолидарность, стремление к самоутверждению в своей группе, нередко любой ценой. Эти подростки, как правило, рассчитывают на безнаказанность.
При изучении смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков (И. А. Кудрявцев, Г. Б. Морозова) были обнаружены отличные друг от друга семантические пространства. В группе подростков, не обнаруживающих признаков делинквентного поведения, отмечена про-социальная направленность ценностей, у подростков-делинквентов была обнаружена незрелость нравственных эталонов и недостаточная структурированность личности, в частности, ведущих ценностных ориентаций [13].
А. И. Долгова выделяет у делинквентных подростков насильственный и корыстный типы деформации личности. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность [14]. Корыстные мотивы у подростков носят незавершенный, детский характер. Большинство правонарушений совершается из озорства, любопытства или желания развлечься, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, жажда приключений и острых ощущений. На незрелость корыстных мотиваций указывает и тот факт, что большая часть подобных правонарушений носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Мотивация в этом возрасте обычно имеет предметную определенность: подростков интересуют в основном предметы молодежной моды, радиоаппаратура, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, сладости, вино, табачные изделия, небольшие суммы денег. В последние годы появились случаи хищения наркосодержащих медицинских препаратов и увеличилось число случаев угонов автомобилей и мотоциклов.
При насильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути, является моралью преступника. Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения [14].
В. Л. Васильев отмечает, что специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних является резко неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые они воспринимают как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей [15].
У подростков насильственно-эгоистическая мотивация характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждений этого вида - потребность в самоутверждении. Самоутверждение через насилие -типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с агрессивностью поведения, доходящей до жестокости. Агрессия может выступать в двух видах: как инструментальная, то есть в качестве средства достижения некой цели (например, избиение с целью завладения имуществом), и как самоцель, то есть как немотивированная агрессия.
Среди наиболее часто встречающихся причин делинквентности в подростковом возрасте М. В. Перешеина и М. Н. Заостровцева называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, делинквентное поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых [16].
В. Н. Иванов агрессивное противостояние «взрослым» нормам, ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам референтной группы называет наиболее распространенными причинами кратковременного трудного поведения подростков [17].
С позиции концепции социализации (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, Г. М. Андреева, И. С. Кон, Т. В. Драгунова,
Е. Б. Весна) девиантное и делинквентное поведение формируется у подростков в среде, где в качестве социальной нормы представлены такие факторы, как насилие, аморальность, пьянство, наркомания. Под влиянием этих факторов происходит социализация детей и подростков, которые позже некритично воспроизводят образцы данного поведения.
Таким образом, в силу возрастных особенностей подросткового периода, переживание подростками отчуждения в различных сферах жизни, как от себя, так и от окружающего мира, обостряется и потому становится наиболее явным. При неблагоприятных внешних обстоятельствах в конверсиве идентификация-отчуждение баланс резко смещается в сторону отчуждения, что способствует делинквентному поведению [2]. Однако, именно периоды кризисов, когда внутренние состояния отчетливо и ярко проявляются в поведении и потому могут быть замечены и изучены, являются, на наш взгляд, наиболее благоприятными периодами для преодоления отчуждения и, как следствие, профилактики деликтов.
Итак, в ходе анализа особенностей проявления отчуждения и делинквентного поведения в подростковом возрасте, мы приходим к следующим выводам:
1) учитывая, что главным новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости», которое требует выстраивания новых отношений с «взрослым» миром и предполагает наличие определенной активности, часто несущей в себе потенциал трений и конфликтов, обострение отчуждения в подростковом возрасте, проявляющееся в дисгармонии отношений с собой и другими людьми является естественным;
2) учитывая, что у подростка качественные изменения претерпевают, прежде всего, отношения с родителями, учителями, сверстниками, а также отношения к самому себе и к обществу, обострение отчуждения происходит именно в этих сферах жизни;
3) обострение отчуждения в подростковом возрасте ведет к деформации личностных структур и способствует формированию качеств, характерных для отчужденной личности;
4) для делинквентных подростков в основном характерны корыстные и насильственные мотивы противоправного поведения;
5) для более эффективного преодоления отчуждения подростками психологическую работу необходимо проводить не только непосредственно с самими делинквентными подростками, но и с их ближайшим окружением - родителями и педагогами;
6) в связи с тем, что в подростковом периоде проблемы развития личности проявляются в поведении индивидуума наиболее ярко и потому могут быть замечены и изучены, именно этот период является наиболее благоприятным периодом для преодоления отчуждения и, как следствие, профилактики деликтов.
Подводя итог, отметим, что модель профилактики и коррекции отчуждения у подростков должна включать в себя не только психолого-педагогическую работу с самими подростками, но и, прежде всего, - работу по повышению компетентности педагогов, психологов и родителей в вопросах построения эффективных взросло-подростковых отношений, в основе которых лежат эмпатия и толерантность. Именно эти качества личности взрослых помогут подросткам научиться адекватно относиться к себе и своему поведению, изменить отношение к окружающему миру, принять общественные нормы и правила и соблюдать их в обычной жизни.
Литература
1. Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998.
2. Попова О. А. Преодоление социального отчуждения как условие снижения делинквентности в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010.
3. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996.
4. Выготский Л. С. Проблемы возраста // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 4.
5. Рябова М. Г. Структура смысловой саморегуляции личности с психологической зависимостью в юношеском возрасте // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 75-79.
6. Драгунова Т. В. Кризис объяснили по-разному. М., 1994.
7. Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.
8. Кобазева Ю. А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.
9. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
10. Романин А. Н. Основы психоанализа. Ростов н/Д., 2003.
11. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И. В. Дубровиной, Круглова Б. С. М., 1988.
12. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
13. Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б., Потнин А. С., Корзякова А. Д., Семеновам О. Ф. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков // Психологический журнал, 1996. № 5. Т. 17. С. 76-89.
14. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2007.
15. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 2003.
16. Перешеина М. В., Заостровцева М. Н. Девиа-нтный школьник: профилактика и коррекция отклонений. М., 2006.
17. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 92-97.
References
1. Fromm E. Muzhchina i zhenshhina. M., 1998.
2. Popova O. А. Preodoleniye sotsial'nogo otchuzhdeniya kak usloviye snizheniya delinkventnosti v podrostkovom vozraste: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Tambov, 2010.
3. Аntonyan Yu. M., Yenikeyev M. I., Eminov V. Ye. Psikhologiya prestupnika i rassledovaniya prestuplenij. M., 1996.
4. Vygotskij L. S. Problemy vozrasta // Sobraniye sochineny: v 6 t (T.4). M., 1983.
5. Ryabova M. G. Struktura smyslovoj samoreg-ulyatsii lichnosti s psikhologicheskoj zavisimost'yu v yunosheskom vozraste // Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 10 (90). S. 75-79.
6. Dragunova T. V. Krizis ob"yasnili po-raznomu. M., 1994.
7. Kovalev G. А. Psikhicheskoye razvitiye rebenka i zhiznennaya sreda // Voprosy psikhologii, 1993. №1. S. 13-23.
8. Kobazeva Yu. А. Dinamika protsessa sotsializatsii pri perekhode ot mladshego k starshemu podrostkovomu vozrastu: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1995.
9. Kon I. S. Psikhologiya rannej yunosti. M., 1989.
10. Romanin А. N. Osnovy psikhoanaliza. Rostov n/D., 2003.
11. Osobennosti obucheniya i psikhicheskogo razviti-ya shkol'nikov 13-17 let / pod red. Dubrovinoj I. V., Kruglova B. S. M., 1988.
12. Belicheva S. А. Osnovy preventivnoj psikhologii. M., 1994.
13. Kudryavtsev I. А., Morozova G. B., Potnin А. S., Korzyakova А. D., Semenova O. F. Psikhologicheskij analiz smysloobrazuyushchikh faktorov delinkventnogo povedeniya podrostkov // Psikhologicheskij zhurnal, 1996. (T. 17). № 5, S. 76-89.
14. Kriminologiya: uchebnik dlya vuzov / pod ob-shch. red. А. I. Dolgovoj. M., 2007.
15. Vasil'yev V. L. Yuridicheskaya psikhologiya. SPb., 2003.
16. Peresheina M. V., Zaostrovtseva M. N. Devian-tnyj shkol'nik: profilaktika i korrektsiya otklonenij. M., 2006.
17. Ivanov V. N. Deviantnoye povedeniye: prichiny i masshtaby // Sotsial'no-politicheskij zhurnal, 1995. № 2. S. 92-97.
* * *
PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF ALIENATION OF TEENAGERS IN THE CONTEXT OF DELINQUENT BEHAVIOR
TOPILSKAYA OLGA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: topilskaya.o@mail.ru
In article author considered the phenomenon of a teenage delinquency as result of deformation of the personality in the course of its alienation. The author pays attention that the aloof person, perceiving world around as hostile and opposite to him, doesn't learn it with interest, and in fear, reflecting thereby this world inadequately to that it represents actually. In this regard and behavioral reactions to events of the outside world at the aloof personality can be shown outside a legal framework. Author pays the special attention to an alienation aggravation at teenage age that connects with age features of this period of development of the individual. At this age high-quality changes undergo, first of all, relations with parents, teachers, contemporaries, and also the attitude towards themselves and to society. The author of article proves conclusions about what in these spheres of activity alienation at teenagers are most strongly. In article author noted that alienation overcoming (full or partial) is possible in the course of purposeful, definitely the organized psychological work with teenagers including formation of skills of adequate identification (including self-identifications), and development of qualities, characteristic for the unal-ienated personality. The author emphasis that for the most effective process of overcoming of alienation by teenagers, psychological work doesn't only need to be carried out directly with delinquency teenagers, but also with their immediate environment - parents and teachers, taking into account spheres of alienation, characteristic for teenagers: from itself, from family, from educational activity, from society.
Key words: alienation, delinquent behavior, teenage age, alienation overcoming.
O. A. TOPILSKAYA Т. 9. № 12, 2014