ВОССТАНОВЛЕНИЕ БАЛАНСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНВЕРСИВЕ ОТЧУЖДЕНИЕ-ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ
О. А. ТОПИЛЬСКАЯ
Рассматривается одна из актуальных проблем современной психологии - отчуждение личности. Анализ работ современных зарубежных и отечественных ученых позволил выявить, что основная идея отчуждения заключается в разъединении, превращении своего, непосредственно относящегося к Я человека в чужое.
Отчуждение является результатом депривации социальных потребностей индивида в принадлежности, признании, уважении, что при определенных внешних и внутренних условиях может приводить к совершению противоправных действий.
Отмечается, что при выработке способов преодоления отчуждения необходимо ориентироваться на восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение-идентификация, для чего основной акцент делать на идентификации, как процессе, противоположном отчуждению. Таким образом, можно говорить, что преодоление отчуждения возможно путем формирования у индивида навыков адекватной самоидентификации и адекватного отражения окружающего мира.
Ключевые слова: отчуждение, идентификация, преодоление отчуждения, адекватная самоидентификация.
Разрыв между традиционными нравственными ценностями и реалиями современной жизни часто порождает у людей разные формы социального отчуждения, и, как следствие, увеличение числа делинквентных проявлений. Особую остроту данные проблемы приобретают в подростковом возрасте. Невозможность подростков справиться самостоятельно с отчуждением без соответствующей психологической помощи ведет к дальнейшей деформации личности и усилению тенденции к делинквентному поведению [8]. На современном этапе развития общества проблема отчуждения становится особенно актуальной и требующей глубокого и всестороннего изучения.
Для того, чтобы определить способы преодоления отчуждения, важно разобраться в сути этого феномена, провести анализ существующих точек зрения, обратиться к исследованиям философов, социологов и психологов, изучавших эту проблему.
Начало изучению проблемы отчуждения было положено еще в античной философии (Аристотель, Платон), затем в классической философии появились первые попытки построения стройной теории отчуждения (Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс и др.). Важно, что хотя и в общих чертах, но выводы философов того времени уже указывают на то, что главная суть отчуждения - в потере контакта со своим «Я» (самоотчуждение).
В психологии понятие отчуждения впервые было использовано Зигмундом Фрейдом. Фрейд перевел отчуждение из сферы взаимосвязей с предметным и социальным миром в сферу психологических взаимосвязей с собственным телом и вытекающих отсюда социальных последствий.
Уже в то время Фрейд говорил о том, что причины отчуждения берут свое начало в раннем детском периоде. Фрейд считал, что детство определяет характер установки взрослой личности. Согласно психоаналитической концепции Фрейда, отчуждение следует рассматривать как противостоящий идентификации механизм развития индивида. Формирование личности ребенка, по мнению ученого, осуществляется через его идентификацию с родителями [12].
Важный вклад в понимание сущности социального отчуждения внесли и другие представители психоанализа. Особенно тщательно исследовали отчуждение человека К. Хорни и Э. Фромм. Их труды позволяют лучше понять и осмыслить психологическую сторону социального отчуждения, как особого внутриличностного конфликта.
Так, К. Хорни предложила свою концепцию личности, в основе которой лежит врожденное чувство беспокойства, «базовая тревога». «Базовая тревога», по мнению К. Хорни, ведет к отчуждению человека от самого себя и от общества. К. Хорни
считает важнейшей для человека не взаимосвязь «личность - предметный мир» (К. Маркс) или «личность - тело» (З. Фрейд), а взаимосвязь «личность - люди», преодолеть отчуждение от которых можно любовью и привязанностью.
Э. Шахтель, поддерживая К. Хорни, отмечает как причину отчуждения отрыв ребенка от своего реального «Я», спровоцированный родительским мнением о каких-либо его качествах [5].
Э. Фромм понимает под отчуждением «такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утрачивает связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи - при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром» [14].
Э. Фромм разработал теорию, в которой обозначил существование нескольких типов человеческих характеров: рецептивного, эксплуататорского, накопительского и рыночного. В основе каждого из них лежит своеобразный психологический механизм, посредством которого индивиды решают проблему человеческого существования: мазохистский, садистский, деструктивист-ский, конформистский. Фромм назвал эти механизмы защитными реакциями индивида на фруст-рирующую ситуацию. Эти защитные реакции предполагают отчуждение индивида от себя самого и от других людей. Таким образом, Фромм установил соотношение «фрустрация потребностей - социальное отчуждение» [13]. Данное положение нам представляется чрезвычайно важным для осмысления причин отчуждения, так как подводит к выводу о том, что в основе отчуждения лежит невозможность человека удовлетворить свои жизненно важные социальные потребности, то есть депривация этих потребностей и реакция на нее - фрустрация.
Дальнейшее изучение проблемы отчуждения нашло свое продолжение в трудах таких зарубежных и отечественных психологов, как К. Кеннистон, М. Симен, В. С. Мухина, А. В. Петровский, М. В. Полевая, В. В. Абрамен-кова и многих других.
Мелвин Симен, рассматривая отчуждение как специфическое переживание индивида, выделил в нем пять различных модальностей [5]:
1) бессилие - индивид считает, что его деятельность не может дать тех результатов, к которым он стремится;
2) бессмысленность - индивиду не ясно значение событий, в которых он участвует, он не знает, во что он должен верить, почему надо поступать так, а не иначе;
3) дезорганизация норм или аномия - ситуация, в которой индивид сталкивается с противоречивыми ролевыми ожиданиями и вынужден для достижения поставленных целей прибегать к социально неодобренному поведению;
4) изоляция - отчуждение индивида от господствующих целей и ценностей, расхождение индивида с данным обществом в оценке значимых в этом обществе целей и верований;
5) самоотчуждение - отчуждение индивида от самого себя, ощущение себя и своих способностей как чего-то чужого, как средства или инструмента.
В современной психологии все больше утверждается положение о том, что личность формируется, создается общественными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей деятельности. Л. С. Выготский разработал теорию, показывающую, как «через других мы становимся самими собой». Он доказал, что «вся высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития, потому что функция является первоначально социальной» [3].
Если исходить из основной идеи отчуждения, заключающейся в субъективном противопоставлении человеком себе себя самого, других людей и результатов своей деятельности, то можно предположить, что отчужденный человек, воспринимая окружающий мир как враждебный и в той или иной степени противоположный ему самому, познает его не с интересом, а в страхе, отражая тем самым этот мир не адекватно тому, что он представляет собой на самом деле. Несоответствие опыта человека осознанию человеком этого опыта приводит к тому, что мир во всем его многообразии познается с искажениями, а, следовательно, остается для него непонятным и потому чуждым. С другой стороны, многократные неудачные попытки человека познать окружающее и воздействовать на него, приводят к непониманию себя самого, то есть к отчуждению от себя, потере субъектности [9].
По определению В. А. Петровского, субъект-ность - это свойство индивида быть субъектом активности [11]. Как отмечают А. В. Вершок и И. М. Первушина, это значит, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет
себя в качестве причины себя самого. Субъект-ность не дается человеку при рождении, она формируется. По мере своего роста, развития, накопления ресурсов и опыта ребенок все большую часть своей жизнедеятельности начинает определять и контролировать сам, берет на себя ответственность сначала за конкретные действия, а затем и за свою жизнь в целом. Сформированная субъ-ектность дает человеку уверенность в том, что он хозяин своей жизни, он ею распоряжается [2].
Таким образом, мы видим, что для формирования субъектности необходимо, чтобы человек сам себя понимал и мог соотносить свою активность с теми результатами, которых он этой активностью достигает. Следовательно, для отчужденного человека, в связи с утратой им субъектности, характерно не полное понимание себя самого, а также не полное понимание того, каким образом его активность оказывает воздействие на окружающий мир. Эти логические размышления подводят к выводу о том, что отчуждение самым тесным образом связано с искажениями в самопознании и познании окружающего мира. Однако возникает вопрос: что влияет на качество познания?
Ответ мы находим у В. А. Петровского и М. В. Полевой [7]. Ученые доказали, что отчуждение - это неполнота, ограниченность, ущербность своего Я, оно свидетельствует о несоответствии того, кто отражается, тому, что представляет собой отражение. Если полноценное Я предполагает тождество индивида как отражаемого (кто) и отражения индивида в себе самом (что), то в случае отчуждения человек ощущает раскол: он, например, действует как субъект - об этом говорят плоды его активности, но при этом не переживает себя действующим лицом. Всякий раз можно констатировать ощущение утраты субъектности, потери своего авторства, будь то инициатива или эффект самого действия. «Зеркало» самосознания при этом как бы занавешено - по крайней мере, частично.
В работе «Отчуждение как феномен детско-родительских отношений» В. А. Петровский и М. В. Полевая раскрыли механизм возникновения отчуждения у детей. Они ввели новое понятие «лояльности», определяемое как готовность воспитывающих взрослых (родители, воспитатели) принимать неординарные проявления активности воспитываемых (детей) и доказали, что отсутствие лояльности во взаимоотношениях взрослых с детьми выступает фактором развития у детей отчужденности.
Более того, ученые выявили и причину отчуждения. Представляя цепочку происходящих процессов, В. А. Петровский и М. В. Полевая пи-
шут: «вначале (таков старт) ребенок что-то совершает спонтанно и непроизвольно. Если взрослые воспринимают это действие как новое и необычное, то они, как правило, подхватывают, повторяют его, часто совершенно непроизвольно; так взрослый улыбается в ответ на улыбку младенца. Ребенок же, в свою очередь, подхватывает ответное действие взрослого, копируя его. Таким образом, оказывается, что он подражает себе самому. К нему как бы возвращаются его собственная улыбка, слово, действие. Круг, таким образом, замыкается: опосредствованное самоподражание оказывается подражанием своим подражателям. Таково кольцо опосредствованного самоподражания в норме. В случае, если значимые проявления индивидуальности ребенка не будут «подхвачены» взрослыми, кольцо опосредствованного самоподражания, теряя «посредника», будет «вращаться» вхолостую, и возникнет реакция отчуждения - переживание индивидом потери собственной субъектности».
В связи с исследованиями В. А. Петровского и М. В. Полевой появляется новое осмысление положений М. Симена о модальностях переживания отчуждения. Выше мы уже говорили, что первый этап по Симену - это бессилие, то есть такое переживание отчуждения, когда человек считает, что его деятельность не может дать тех результатов, к которым он стремится. Человек что-то делает, каким-то образом проявляет свою активность, но из-за того, что значимые для него другие «отражают» его активность неадекватно, человек, ориентируясь на «отражение в них», не может правильно оценить ни эффективность своей активности, ни ее результаты, а потому теряет возможность этой активностью управлять. Многократные безрезультатные попытки приводят к бессилию, как начальной стадии переживания отчуждения.
Происходит это как раз потому, что у человека, получившего от других искаженное «отражение» о своей активности складывается о себе неверное представление. Чем больше человек получает искаженных отражений своей активности через других людей, тем с большими искажениями он себя воспринимает. Происходит процесс неадекватного, то есть не соответствующего реальности отражения человеком самого себя через искаженное отражение его другими людьми. Вместо истинного познания себя и на этой основе формирования реального образа своего Я, он себя идентифицирует с некоей иллюзией, складывающейся из разрозненных искаженных «отражений» его другими людьми, постепенно все больше уда-
ляясь от понимания своей истинной сути, что и означает отчуждение от себя самого.
Далее, человек, утративший субъектность, в свою очередь, сам будет воспринимать окружающий мир с искажениями. Вместо познания мира и на этой основе его понимания и приятия такой человек станет все более отдаляться от этого мира, начнет относиться к нему с неприязнью и враждебностью.
Таким образом, чем достовернее знания человека о самом себе, о других людях, об окружающем мире, тем они ближе человеку, и тем меньше он от них отчужден.
Ранее мы указывали на то, что о связи идентификации с отчуждением говорил еще З. Фрейд. В современных исследованиях мы находим подтверждение этой идеи. Так, В. В. Абраменкова предлагает рассматривать психологический кон-версив идентификация-отчуждение как двуединый процесс. По ее мнению, отчуждение, как всякая деонтологическая категория, предполагающая описание нравственной сферы личности, представляет собой психологический конверсив, то есть понятие, несущее в себе свою противоположность и при определенных условиях оборачивающееся своей другой стороной. Психологический конверсив может быть раскрыт через атрибуцию амбивалентности того или иного явления, свойства, а также при смещении акцентов анализа, когда осуществляется переход от одной системы отсчета в другую, например, при превращении человека из субъекта собственного действия в объект чьих-то действий. Такие конверсивы в психологии хорошо известны: это интериориза-ция - экстериоризация, конформизм - нонконформизм, центрация - децентрация и др., описывающие механизмы взаимодействия человека с миром [1].
Исследования В. В. Абраменковой направлены на изучение механизма идентификации-отчуждения, в основе которого лежит процесс уподобления установкам и личностным смыслам другого человека, социальных групп и т. д., прежде всего, установкам, смыслам и нормам, связанным с формированием Я-концепции и нравственной сферы личности. Таким образом, процесс идентификации-отчуждения выступает механизмом становления развивающейся личности.
Аналогичной позиции придерживается и В. С. Мухина [6]. Она считает, что личность «производится» в результате протекания в ней двух противоположных процессов: идентификации и обособления. Идентификация - это механизм присвоения отдельным индивидом всесто-
ронней человеческой сущности. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Идентификация, в данном контексте, выступает как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. Идентификация есть непосредственное переживание субъектом (в той или иной степени) своей тождественности с объектом идентификации. В свою очередь, обособление выступает как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.
Мухина В. С. рассматривает идентификацию и обособление как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.
Идентификация ребенка начинается с самых первых дней жизни и является важным условием формирования здоровой личности. Новорожденный ребенок современного человека сохранил этологические признаки лица, которые обусловливают возникновение защищающих форм поведения у его матери. Кроме этого у младенца очень быстро вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т. д.). Такие образования, значимые для общения, формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицирующегося поведения взрослого.
Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких, как способность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нравственному отношению к людям, к человечеству, к самому себе. Мухина отмечает, что в условиях демонстрируемой идентификации повышаются настроение, самооценка и социальная активность ребенка: он общается с группой на уровне рефлексии и сопереживания. Идентификация как стиль общения обеспечивается формированием позитивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений -ребенок практикуется в действиях, присвоенных им от взрослого.
Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на
признание и чувство доверия к людям. Через механизм идентификации осуществляется присвоение из социума всех достижений человечества: высших психических функций, ценностных ори-ентаций и др. Однако, чрезмерная идентификация может привести к «растворению» личности.
В. С. Мухина отмечает, что идентификация -механизм уподобления; однако мать хочет творить свое дитя как индивидуальность. Поэтому наряду с развитием своего малыша через уподобление человеку вообще, выступая как посредник между социальным бытованием человечества и психическим бытием своего ребенка, она творит также и его способность к обособлению, ибо эта способность завершает создание полноценного человека как личности. Обособление - прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание. Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению как социальной холодности.
И. А. Фурманов в работе «Психология депри-вированного ребенка» [15] обращает внимание на то, что потребность в эмоциональном контакте является одной из самых важных потребностей с первых дней жизни ребенка. Дети, лишенные эмоционального контакта в ранний период своего развития, теряют способность к такому контакту в будущем. Будучи взрослыми, они трудно налаживают эмоциональные связи с другими людьми, становятся неуверенными, ощущают мучительное чувство одиночества. Невозможность удовлетворения потребности в эмоциональном контакте приводит к чувству отверженности и ненужности, что очень негативно сказывается на формировании личности ребенка. В связи этим И. А. Фурманов отмечает материнскую депривацию, как невозможность удовлетворения потребности привязанности к матери, и психосоциальную депривацию, проявляющуюся в результате плохой заботы о ребенке, враждебных действий по отношению к нему или пренебрежения его основными нуждами.
В исследованиях Н. К. Радиной были получены результаты, подтверждающие, что родительская депривация является сильным психотравми-рующим фактором и оказывает негативное воз-
действие на самовосприятие у детей и подростков. Нашло также подтверждение и то, что уровень самопринятия тесно связан с внутрисемейными отношениями и зависит от характера этих отношений [10]. К аналогичным выводам пришла и О. Б. Долгинова в результате исследования, посвященного одиночеству и отчужденности в подростковом и юношеском возрасте. В своей работе она подчеркивает, что переживание отчужденности является результатом депривации потребностей личности [4].
Таким образом, работы зарубежных и отечественных психологов внесли значительный вклад в изучение феномена отчуждения. Рассматривая каждый аспект отчуждения в отдельности, они все же определили концептуальные положения зарождения, формирования и последствий этого сложнейшего психологического феномена, что, в свою очередь, дало толчок к исследованию проблемы преодоления отчуждения.
Теории преодоления отчуждения различны, но нам представляется важным остановиться на некоторых из них. Так, Э. Фромм видел преодоление отчуждения в установлении «вторичных уз», которыми, по его мнению, являются «активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность (труд, любовь, плодотворность), которые снова соединяют его с миром...» [15] и отводил важное место в преодолении отчуждения познанию мира и себя, объективному пониманию действительности и себя в ней. Ясперс считал, что к преодолению отчуждения может привести анализ человеком своих поступков, исходя из критерия: сохраняет ли он в них свою самобытность, неповторимость, остается ли в них самим собой, не приносит ли на алтарь социальных норм свою индивидуальность. А. Н. Леонтьев видел путь преодоления отчуждения в том, чтобы деятельность связывала субъект с окружающим миром и создавала все более адекватное отражение этого мира. Данные положения представляются нам основополагающими для поиска мер, направленных на преодоление отчуждения, так как в них содержится механизм коррекции - формирование у индивида способности адекватного отражения мира и самоотражения.
С точки зрения поиска превентивных мер нам представляется также чрезвычайно важным и утверждение о том, что отчуждение являет собой психологический конверсив. (Фрейд, Абраменко-ва В. В., Мухина В. С.). Идентификация - это механизм присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. В психологии идентификация представлена как процесс эмо-
ционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является отчуждение. Проблема возникает тогда, когда баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения. Это положение подводит к выводу о том, что при выработке способов преодоления отчуждения можно использовать механизм идентификации.
Одной из форм идентификации является самоидентификация, то есть процесс и результат самоотождествления с образом себя самого, опосредованно отраженным другим на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение этого образа в свой внутренний мир и принятие его как собственного.
Отличительными чертами самоидентификации являются, во-первых, то, что субъект и объект самоотождествления совпадают; во-вторых, самоотождествление в самоидентификации происходит не непосредственно с объектом, а опосредованно через отражающих этот объект других людей («опосредованное кольцо самоподражания» по В. А. Петровскому и М. В. Полевой).
Самоидентификация может быть как адекватной, так и неадекватной. Адекватная самоидентификация - это совпадение реального образа индивида и восприятия им этого образа опосредованно через значимого другого. Неадекватная самоидентификация - это несовпадение реального образа индивида и восприятия им этого образа опосредованно через значимого другого.
Как видно из исследований В. А. Петровского и М. В. Полевой, самоидентификация возникает на самых ранних этапах развития ребенка и способствует формированию его субъектности. В связи с этим при выработке способов преодоления отчуждения, на наш взгляд, следует использовать именно механизм самоидентификации, формируя у индивида навыки адекватного самоотождествления опосредованно через других людей. Формирование навыков адекватной самоидентификации будет способствовать его самопознанию, единению с самим собой, обретению субъектности, наиболее полной реализации потенциальных возможностей, а через себя - более объективному познанию окружающего мира и единения с ним.
Возвращаясь к тому, что негативная сторона феномена отчуждения проявляется лишь при смещении баланса между идентификацией и отчуждением в сторону отчуждения, отметим, что
именно механизм адекватной самоидентификации способен восстановить этот баланс.
Подводя итоги, отметим, что подходы к выработке методов преодоления отчуждения должны учитывать следующие положения:
- конверсив идентификация-отчуждение -двуединый процесс, в ходе которого происходит формирование личности;
- отчуждение следует рассматривать как негативный феномен лишь в случае, если баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения;
- причина отчуждения кроется в неадекватном отражении человеком себя через других и, как следствие, искаженном восприятии себя и окружающего мира;
- отчуждение является результатом депри-вации социальных потребностей индивида в принадлежности, признании, уважении;
- при определенных внешних (нарушение социальных контактов) и внутренних (неадекватная идентификация) условиях отчуждение может проявляться как социально неодобряемое поведение, делинквентность, открытое противостояние общественным нормам и правилам.
Литература
1. Абраменкова В. В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-12.
2. Вершок А. Б., Первушина И. М. Потеря субъ-ектности как внутренний симптом психологических проблем, связанных с отношениями // Современные проблемы психоконсультирования и психотерапии. М., 2010. С. 5-8.
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собрание соч: 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 144.
4. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб,1996.
5. Зиновьева Д. М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2005. №. 1. С. 58-69.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М., 1999.
7. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. М., 2000. № 1. С. 28-36.
8. Попова О. А. Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т. 84. № 4. С. 151-156.
9. Попова О. А. Преодоление социального отчуждения как условие снижения делинквентности в под-
ростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010.
10. Радина Н. К. К проблеме использования тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 22-28.
11. Социальная психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006. С. 96.
12. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.
13. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. С. 336.
14. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 235.
15. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М., 2004. С. 40.
* * *
BALANCE RESTORATION IN THE PSYCHOLOGICAL CONVERSE ALIENATION-IDENTIFICATION AS WAY OF OVERCOMING OF ALIENATION
O. A. Topilskaya
One of actual problems of modern psychology - alienation of the personality is considered. The analysis of works of modern foreign and domestic scientists allowed to reveal that the main idea of alienation consists in separation, transformation of the person directly relating to men's I into the others. Alienation is result of a deprivation of social needs of the individual in accessory, recognition, respect that under certain external and internal conditions can lead to commission of illegal actions. It is noted that at development of ways of overcoming of alienation it is necessary to be guided by balance restoration in psychological converse alienation identification for what to place the main emphasis on identification as the process opposite to alienation. Thus, it is possible to say that overcoming of alienation is possible by formation at the individual of skills of adequate self-identification and adequate reflection of world around.
Key words: alienation, identification, alienation overcoming, adequate self-identification.