Научная статья на тему 'Психологический анализ проблемы отчуждения в сфере учебного труда'

Психологический анализ проблемы отчуждения в сфере учебного труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ОТЧУЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТА / ФАКТОРЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОТЧУЖДЕНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ / ALIENATION / ALIENATION OF ACADEMIC WORK OF STUDENT / FACTORS AND DIAGNOSTIC CRITERIA OF ALIENATION / MECHANISMS OF ALIENATION APPEARING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пантелеева Ольга Дмитриевна

Рассматривается актуальная для современного высшего образования проблема отчуждения учебного труда студента. Дается теоретическое обоснование данной проблемы, вводится понятие «отчуждение учебного труда студента». Анализируются факторы риска, способствующие возникновению отчуждения, диагностические критерии и механизмы отчуждения учебного труда студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSES OF PROBLEM OF ALIENATION IN ACADEMIC WORK SPHERE

The problem of the alienation of academic work actual for modern higher education is considered. The theoretical substantiation of this problem is given; the notion of “the alienation of academic work” is introduced. The factors of risk, contributing the alienation of academic work appearing, diagnostic criteria and mechanisms of alienation of academic work of a student are analyzed.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ проблемы отчуждения в сфере учебного труда»

УДК 152

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ УЧЕБНОГО ТРУДА

© Ольга Дмитриевна ПАНТЕЛЕЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей психологии, e-mail: [email protected]

Рассматривается актуальная для современного высшего образования проблема отчуждения учебного труда студента. Дается теоретическое обоснование данной проблемы, вводится понятие «отчуждение учебного труда студента». Анализируются факторы риска, способствующие возникновению отчуждения, диагностические критерии и механизмы отчуждения учебного труда студента.

Ключевые слова: отчуждение; отчуждение учебного труда студента; факторы и диагностические критерии отчуждения; механизмы возникновения отчуждения.

Современный этап развития России характеризуется совокупностью политических, экономических, социальных условий (экономический и социальный кризис, многочисленные реформы, рост недовольства общества), которые влияют не только на материальное благосостояние человека, но и на его внутренний мир, его психологию. Современное общество предъявляет все более высокие требования к субъекту деятельности. Невозможность соответствовать этим требованиям оказывает травмирующее действие на психику человека и имеет своим следствием то, что человек бежит от этой деятельности. Однако в силу ряда социальных и личностных причин уход от этой деятельности может быть нежелателен или даже невозможен. Подобная ситуация имеет ряд негативных для человека социально-психологических последствий, в числе которых многими исследователями отмечается нарастание отчуждения в различных сферах жизнедеятельности человека: в сфере общественных отношений, профессиональной и учебной деятельности и др. [1-4].

В условиях высшего профессионального образования особую значимость приобретает отчуждение в сфере учебного труда студента. Как бы студент ни страдал, как бы плохо он себя ни чувствовал в вузе, бросать университет считается как минимум не престижным [1]. Феномен отчуждения учебного труда известен многими негативными проявлениями: снижение уровня учебной мотивации, недовольство собой, утрата чувства субъектности, аномия и т. д. Серьезные изменения наблюдаются и в структуре куль-

турных потребностей молодежи, в частности, происходит их обеднение в целом, а также склонность к прагматизму, возрастание эгоистических тенденций личности [5]. Совокупность проявлений отчуждения учебного труда является препятствием нормального профессионального и личностного развития студента и, как следствие, оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнь студента. Последнее выражается в неудовлетворенности молодых специалистов своей профессией и положением в обществе в целом.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования системы высшего образования проблема отчуждения учебного труда студента является особенно актуальной и требующей глубокого всестороннего изучения.

Обратимся к исследованиям философов, социологов и психологов с целью описания сущности феномена отчуждения, определения основных подходов к изучению отчуждения в сфере учебного труда, а также факторов, способствующих его возникновению, диагностических критериев и механизмов отчуждения.

Впервые об отчуждении заговорили еще в античной философии (Платон, Аристотель) и длительное время разработка проблемы велась именно в рамках философского подхода (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ж.П. Сартр, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и др.).

С появлением психологии как науки и различных научных направлений внутри нее, таких как психоанализ, экзистенциализм, теория потока, деятельностный подход и др., проблема отчуждения начала активно иссле-

доваться и психологами (Л.С. Выготский,

B.Н. Косырев, А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев,

C. Мадди, В.С. Мухина, Дж. Накамура,

В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, М. Чиксен-тмихай и др.).

Существуют различные подходы к толкованию феномена отчуждения. Так, например, Э. Фромм считал отчуждение результатом потери смысла жизни и называл это состояние экзистенциальным вакуумом; С. Мадди называет отчуждение экзистенциальным недугом, подчеркивая тем самым болезненный характер этого явления; Д.А. Леонтьев связывает отчуждение со смыслоутратой, а его ученик С.Н. Осин предпочитает для обозначения отчуждения термин «невключенность» [6]. Как мы видим, в науке нет четкого определения и единого понимания феномена отчуждения.

Понятие «отчуждение» часто отождествляют с такими понятиями, как «изоляция», «одиночество», «уединение», и используют их в качестве взаимозаменяемых. На наш взгляд, необходимо дифференцировать отчуждение от смежных понятий.

Изоляция - исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы или в клинике нервных и душевных болезней. Изоляция отдельного человека может быть: от конкретного человека (приятного или неприятного); от конкретной группы лиц (имеющей для него значение); от общества в целом (или от большей части). Такое определение дается в большинстве психологических словарей. Помимо этого существует понятие «социальная изоляция». Социальная изоляция -социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. В некоторых случаях как следствие социальной изоляции у человека возникает чувство одиночества.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол реальной основной сети отношений и связей внутреннего мира личности, выражающийся в осознании субъектом самого себя как покинуто-

го, забытого, оторванного, обделенного, ненужного [7]. Переживание одиночества может являться одним из последствий переживания отчуждения в какой-либо сфере жизни человека. Нередко одиночество отождествляют с уединением, но это не совсем так. Уединение - это добровольное физическое (пространственное) состояние, делающее невозможным (частично или полностью) контакты с другими людьми [8]. Одиночество и уединение - это разные переживания. Каждое из них может быть потенциально ценным для человека. Одиночество может быть результатом каких-либо событий жизни, например, утрата, переезд в другой город и т. п. В отличие от одиночества уединение человек выбирает по собственной воле.

Каждая из вышеприведенных психологических категорий характеризует отношения человека с миром. Они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, но не являются тождественными по своей сущности и содержанию.

В современной психологии рассматривается связь общественных отношений и феномена отчуждения (Л.С. Выготский), влияние деятельности человека на формирование отчуждения (А.Н. Леонтьев), взаимосвязь

смыслоутраты и отчуждения (Д.А. Леонтьев). Наибольшую значимость на данный момент приобретают исследования ученых, содержащие выводы о том, что отчуждение является противоположностью идентификации (В.В. Абраменкова, К.А. Абульханова-Слав-ская, А.Е. Горбушин, А.А. Меграбян, В.С. Мухина, В.А. Петровский, М.В. Полевая и др.).

Теоретический анализ трудов ученых (В.В. Абраменкова, К.А. Абульханова-Слав-ская, Д.А. Леонтьев, В.Н. Косырев, В.С. Мухина, В.А. Петровский, О.А. Попова и др.) позволяет нам дать определение понятию «отчуждение». Отчуждение - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, отвержения, потери Я и пр. [9].

Изучение проблемы отчуждения в сфере высшего образования приобретает в современной психологии особую значимость. Однако, несмотря на очевидную актуальность, феномен отчуждения учебного труда на сегодня остается малоизученным, что выражается в отсутствии целостного подхода к решению данной проблемы.

Одним из первых ученых, кто начал исследовать отчуждение в сфере учебного труда, был В.Н. Косырев. Им предложено определение данного понятия: отчуждение учебного труда - это такое отношение студента к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, администрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности представлены в его сознании различной степенью противоположности ему самому (от несходства до враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувстве обособленности, одиночества, отвержения) и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, гуманности и т. д. [10].

Теоретический анализ работ, посвященных отчуждению в сфере учебного труда, позволяет нам выделить ряд факторов риска, способствующих возникновению отчуждения учебного труда студента [10-12]. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К числу внутренних факторов исследователи относят некоторые характеристики личности студента, такие как экстернальный локус контроля (в т. ч. и ответственность за результаты учебного труда), склонность к импульсивным действиям, мотивация к избеганию неудач, неустойчивая, неадекватная самооценка, низкая степень сформированно-сти эмпатических тенденций, некритичность к чужому мнению, нежелание идти на компромисс, замкнутость и др. [10-13]. В качестве внутренних факторов О.Л. Королева указывает низкий уровень познавательной активности, репродуктивность в деятельности, слабо развитую исполнительность, безответственность, низкий уровень самоконтроля [13]. К внутренним факторам, повышающим риск возникновения отчуждения учебного труда у студентов, также следует отнести: тревожность, необщительность,

раздражительность, внушаемость, зависи-

мость от мнения окружающих, а в некоторых случаях - некритичность, внутреннюю конфликтность и некоторую жестокость, которая может сопровождаться асоциальными поступками [14].

По мнению В.Н. Косырева, большинство внешних предпосылок лежит за пределами учебной деятельности, их наличие не обязательно приводит к отчуждению. К ним можно отнести: потребительскую идеологию в обществе, неопределенность перспективы будущего, перепроизводство специалистов с высшим образованием по отдельным отраслям знания, сложности трудоустройства молодых специалистов, низкий заработок и недовольство материальным положением в целом и др. [11]. К предпосылкам, имеющим непосредственное отношение к учебной деятельности, можно отнести неблагоприятный климат в студенческом коллективе, негативное отношение не только к определенным учебным дисциплинам, но и к некоторым преподавателям, отчуждение в других сферах жизни студента и т. п.

Анализируя исследования различных авторов, мы пришли к выводу, что наиболее полное описание изучаемого нами феномена содержится в работах профессора В.Н. Косырева [10]. Им предложен ряд критериев отчуждения учебного труда студента:

- неудовлетворенность профессиональным выбором;

- общее негативное отношение к учению;

- ощущение угрозы для личности отношений учебной деятельности;

- невозможность реализовать в учебном процессе свою самобытность, неповторимость, индивидуальность;

- отсутствие ощущения успешности овладения профессией;

- впечатление бесполезности приобретаемых знаний;

- экстернальная атрибуция ответственности за результаты учебного труда;

- направленность рефлексивного про-

цесса не на мотивационно-смысловые, а на операционально-технические компоненты

учебной деятельности;

- преобладание отрицательного функционального состояния во время занятий;

- отсутствие сверхнормативной активности.

Данные критерии являются диагностическими и применяются в эмпирических исследованиях феномена отчуждения учебного труда [10-12]. На наш взгляд, в целях оптимизации процедуры выявления «отчужденных» студентов эти критерии необходимо дополнить признаками, которые поддаются внешнему наблюдению. С учетом данных критериев будет возможна разработка психологических рекомендаций для преподавателей по работе с «отчужденными» студентами.

В.Н. Косырев на основе эмпирических данных выделил психологические механизмы отчуждения [10]. По его мнению, их несколько:

1) несовпадение смыслов и значений в сознании субъекта (К.А. Абульханова,

А. Н. Леонтьев) - учебная деятельность сознается студентом как занятие полезное (значение), но тягостное (смысл);

2) отчуждение учебных целей в ситуации целевого конфликта (В. В. Абраменкова). К. Левин называл этот тип мотивационного конфликта «стремление - стремление»;

3) рассогласование мотива и действия (А.И. Бушин). У отчужденного студента проявляется в виде демонстрации заинтересованного отношения к учению при внутреннем его неприятии;

4) несовпадение мотива и цели деятельности (А.И. Иванников). Это происходит, когда цели учебной деятельности задаются извне. В таком случае учение побуждается стремлением избежать наказания;

5) функциональный конфликт мотива деятельности и «смысловой диспозиции» личности» (Д.А. Леонтьев). Это происходит у тех студентов, которые приходят в вуз со стойкими профессиональными ожиданиями (установками), не совпадающими с системой действительных ценностей и актуальной смысловой регуляцией учебной деятельности.

Изучение психологических механизмов отчуждения учебного труда необходимо для построения более полного представления о данном феномене, а также для поиска оптимальных психологических технологий преодоления отчуждения учебного труда.

Принимая во внимание слабую разработанность проблемы отчуждения, особенно в сфере учебного труда, все большую актуальность приобретает проблема поиска опти-

мальных психологических технологий преодоления отчуждения. В своих работах

В. Н. Косырев наметил несколько направлений преодоления отчуждения учебного труда студента. Так, на уровне деятельности государства необходимо в первую очередь формирование «национальной образовательной идеи» - утверждение приоритета образования с четко заданными ценностными и смысловыми ориентирами [10]. О. Л. Королева в качестве психологического условия преодоления отчуждения от обучения рассматривает максимальную включенность студентов в систему коммуникативных связей как в среде сокурсников, так и во взаимосвязях с преподавателями [13]. З.К. Малиева считает, что коррекция отчуждения студента должна осуществляться во всей системе педагогического процесса в вузе (воспитательное воздействие на студентов в учебном процессе и во внеучебное время). На наш взгляд, преодоление отчуждения учебного труда возможно только в рамках комплексного подхода к данной проблеме, а именно, с учетом психологических механизмов отчуждения, условий и факторов, способствующих возникновению отчуждения учебного труда студента.

Таким образом, осуществленный психологический анализ проблемы отчуждения в сфере учебного труда позволил нам сделать вывод о том, что одной из главных задач современной психологии является разработка эффективных психологических технологий преодоления отчуждения студентов от учебного труда, которые должны включать непосредственную психологическую работу как с отчужденными студентами, так и профессорско-преподавательским составом вуза. Решение данной задачи будет способствовать как преодолению, так и, что особенно важно, предупреждению отчуждения и в целом оптимизации учебного процесса.

1. Егорова Н.Н. Психологические особенности профессионального отчуждения педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

2. Косырев В.Н. Тест-опросник «Субъективное отчуждение учебного труда» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 222-228.

3. Першина Е.М., Левина Н.А. Социально-психологический анализ проблемы отчуждения в

сфере профессионального труда // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 10 (114).

С. 235-241.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М., 2001.

5. Малиева З.К. Педагогическая коррекция морального отчуждения студента: автореф.

дис. ... канд. психол. наук. Владикавказ, 2003.

6. Пантелеева О.Д. Историко-психологический

анализ проблемы отчуждения в трудах отечественных и зарубежных исследователей // 17 Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: материалы Общероссийской научной конференции.

Февраль 2012 г. / отв. ред. Е.А. Юрина. Тамбов, 2012. С. 32-36.

7. Левина Н.А. Психологические предпосылки одиночества в пожилом и студенческом возрастах: сравнительный анализ // Психология XXI века: материалы 4 Международной научно-практической конференции молодых ученых. Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2008 г. СПб., 2008. С. 261-264.

8. Першина Е.М. Понятие, структура и психологическое содержание отчуждения // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы 10 Международной конференции (заочной) 29 апреля 2011 г. / отв. ред.

В.Н. Косырев. Тамбов, 2011. С. 87-93.

9. Рузова Л.А. Социально-философские аспекты проблемы одиночества в современном обще-

стве // Проблемы гуманизации вузовского образования. 2000. Вып. 6. Ч. 3.

10. Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда как препятствие оптимальному профессионально-личностному развитию студента // Ежегодник Академии психологии и управления: сборник научных трудов. Тамбов, 2005. № 6. С. 128-139.

11. Косырев В.Н. Отчуждение учебного труда как препятствие развитию личностного потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы 7 Международной конференции. Тамбов, 2008. С. 95-101.

12. Косырев В. Н. Влияние отчуждения учебного труда на личностное здоровье студента // Ежегодник Института психологии: сборник научных трудов. Тамбов, 2009. № 5. С. 48-61.

13. Королева О. Л. Психологические условия преодоления отчуждения студентов от обучения на начальных этапах вузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород. 2009.

14. Кудрявцева Е.В. Психологические особенности студентов с разными формами отчуждения // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 5 (97). С. 172-176.

Поступила в редакцию 29.12.2Q12 г.

UDC 152

PSYCHOLOGICAL ANALYSES OF PROBLEM OF ALIENATION IN ACADEMIC WORK SPHERE Olga Dmitriyevna PANTELEYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General Psychology Department, e-mail: [email protected]

The problem of the alienation of academic work actual for modern higher education is considered. The theoretical substantiation of this problem is given; the notion of “the alienation of academic work” is introduced. The factors of risk, contributing the alienation of academic work appearing, diagnostic criteria and mechanisms of alienation of academic work of a student are analyzed.

Key words: alienation; alienation of academic work of student; factors and diagnostic criteria of alienation; mechanisms of alienation appearing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.