Научная статья на тему 'Психологические особенности студентов с разными формами отчуждения'

Психологические особенности студентов с разными формами отчуждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / АВАНТЮРИЗМ / НИГИЛИЗМ / БЕССИЛИЕ / ВЕГЕТАТИВНОСТЬ / ALIENATION / ADVENTURISM / NIHILISM / IMPOTENCE / VEGETATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудрявцева Елена Викторовна

В статье предложена авторская интерпретация понятия юношеского отчуждения, рассмотрены стратегии совладающего поведения, личностные и индивидуально-психологические особенности студентов с разными формами отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH DIFFERENT FORMS OF ALIENATION

The article offers the author's interpretation of the concept of youthful alienation, discussed strategies for coping, personality and individual psychological characteristics of students with different forms of alienation.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности студентов с разными формами отчуждения»

УДК 152.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ОТЧУЖДЕНИЯ

© Елена Викторовна Кудрявцева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: tanechka_kud@mail.ru

В статье предложена авторская интерпретация понятия юношеского отчуждения, рассмотрены стратегии совладающего поведения, личностные и индивидуально-психологические особенности студентов с разными формами отчуждения.

Ключевые слова: отчуждение; авантюризм; нигилизм; бессилие; вегетативность.

Изменения, происходящие в нашем обществе, отличаются особой динамичностью, затрагивают все стороны жизни человека: политическую, экономическую, духовную и др. У многих это порождает представление о нестабильности, актуализирует проблему отчуждения личности от общества или отдельных сторон его жизнедеятельности. По мнению ряда авторов, отчуждение становится одним из преобладающих неблагоприятных психологических состояний человека не только у нас, но и в остальном мире.

Особенно тревожит общественность растущее отчуждение молодого поколения (от традиционных ценностей, морали, взрослых, друг от друга), которое проявляется в конфликтности, агрессивности, падении интереса к учебе, увеличении противоправных деяний и др. Серьезной трансформации подвергаются и культурные потребности молодежи, происходит их прагматизация, наблюдается рост эгоистических тенденций личности. В иерархии ценностных ориентаций молодых людей доминируют ценности личной жизни [1-5].

В этих условиях феномен отчуждения становится важной психологической проблемой, он создает серьезные трудности на пути самореализации молодых людей, страдает их личностное здоровье [6], нарушается процесс оптимального профессиональноличностного развития [7].

Юношеский возраст, в котором находятся молодые люди от 16-17 лет до 22-23 лет, характеризуется становлением способности соотносить цели, ресурсы и условия при определении в собственной жизни (выбор жизненного пути; поиск смысла жизни, построе-

ние перспективы будущего, проявление общественной позиции).

Главное психологическое приобретение этого возраста - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в свои переживания, молодой человек начинает осознавать собственную уникальность, непохожесть на других. Вместе с тем юношеское «Я» еще неопределенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возникает внутреннее противоречие: растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [8].

Неблагоприятное стечение обстоятельств, специфические личностные особенности, деструктивные взаимоотношения со сверстниками и другие субъективные причины в периоды уединения могут спровоцировать различные формы отчуждения.

Под отчуждением в юношеском возрасте мы понимаем проявление таких жизненных отношений молодого человека с миром, при которых продукты его деятельности (учебной, трудовой, досуговой и пр.), он сам, его внутренний мир, а также другие индивиды и социальные группы (друзья, сокурсники, преподаватели и др.), являясь носителями общепринятых норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому, что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (обособленности, одиночества, отвержения) и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, гуманности и т. д.

Отчуждение в юношеском возрасте фру-стрирует многие социально-психологические потребности молодежи: в интимно-личност-

ном общении, признании, принадлежности, добром имени; оно вызывает стойкие негативные переживания, такие как тревога, страх, неудовлетворенность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе, обида и др., которые в большинстве своем связаны с невключенностью юношей и девушек в систему социальных отношений.

Кризисность юношеского возраста усугубляется изменениями жизненной ситуации и деятельности, что зачастую приводит к ломке привычных стереотипов жизни и учебы, сочетающейся с частой материальной и бытовой неустроенностью, неопределенностью социального статуса, интенсивной умственной работой и периодическим экзаменационным стрессом.

Именно поэтому, на наш взгляд, молодые люди особенно нуждаются в навыках, необходимых им в периоды критических перемен, в качестве которых могут выступать навыки совладания со стрессом, с трудными жизненными ситуациями.

В рамках исследования, посвященного поиску психологических путей преодоления юношеского отчуждения с помощью развития навыков совладающего поведения, нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению личностных особенностей и стратегий поведения отчужденных студентов.

Определение форм и степени выраженности отчуждения испытуемых осуществлялось с помощью теста С. Мадди, Кобейса и Хувера. Для изучения личностных особенностей и стратегий поведения применялись 16-факторный личностный опросник Р. Кет-тела; опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения» С. Хобфолла; методики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса, Раге; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюссона; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

В качестве испытуемых выступили студенты 1-5 курсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также студенты ГОУ НПО Профессионального училища № 14 - всего 311 человек (127 юношей и 187 девушек) в возрасте 16-22 лет.

Полученные с помощью указанного диагностического инструментария данные были подвергнуты статистической обработке в программе 8Р88 15,0.

Были выявлены испытуемые, результаты теста отчуждения С. Мадди, Кобейса и Хувера которых свидетельствуют о наличии у них отчуждения в различных сферах жизнедеятельности (16,4 % от общего количества респондентов), они определены в первую группу.

Среди респондентов первой группы присутствуют испытуемые с различными формами отчуждения от самой легкой формы -авантюризм, до самой тяжелой - вегетатив-ность.

Легкая форма отчуждения - авантюризм -выявлена у 35,3 % испытуемых данной группы; 19,6 % первой группы составили студенты с такой формой отчуждения, как нигилизм; 15,7 % - испытуемые с формой бессилие и у 29,4 % студентов наблюдается тяжелая форма отчуждения - вегетативность.

Испытуемые с низкими показателями по тесту отчуждения отнесены нами во вторую группу (без отчуждения), объем которой составил 36 % .

В рамках анализа связей форм отчуждения с личностными особенностями данные испытуемых I группы (с выявленным отчуждением) по тестам, диагностирующим личностные особенности, были подвергнуты процедуре корреляционного анализа по Пирсону, результаты которого представлены в табл. 1.

Обнаружены положительные статистически значимые корреляционные связи переменной «авантюризм» с такими переменными, отражающими личностные особенности, как «мечтательность», «чувство вины», «смелость», «низкое супер-эго», «жестокость», «доминантность» и «беспечность». Это позволяет охарактеризовать испытуемых с указанной формой отчуждения как личностей, поглощенных идеями, иллюзиями, подверженных чувствам, непостоянных, независимых, несогласных с общепринятыми нормами, безответственных, одиноких, ранимых.

Отличительными личностными особенностями испытуемых с выраженной формой отчуждения «нигилизм» являются беспринципность, независимость, внутренняя конфликтность, некоторая жестокость, которая

Таблица 1

Связь форм отчуждения и личностных особенностей испытуемых

Показатели

Формы отчуждения

Авантюризм

Нигилизм

Бессилие Вегетативность

16-факторный личностный опросник Р. Кеттела

Интеллектуальные особенности

Мечтательность - практичность 0,821** - - -

Радикализм-консерватизм - - - -

Эмоционально-волевые особенности

Сила «Я» -слабость «Я» -0,541** -0,684**

Низкое «Супер-эго» высокое «Супер-эго» 0,759** 0,429**

Нежность - жестокость -0,663** -0,633** - -

Чувство вины - самоуверенность 0,657** - 0,477** 0,547**

Контроль желаний - импульсивность - -0,488** - -

Фрустрированность - нефрустрированность - 0,579** 0,521** 0,695**

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия

Сердечность - отчужденность - -0,499** -0,695** -0,788**

Смелость - робость 0,761** - -0,429** -

Озабоченность - беспечность -0,599** -0,487** - -

Доминантность - конформность 0,789** - -0,558** -

Самодостаточность - социабельность - - -0,723** -0,879**

** - уровень значимости р < 0,05.

Примечание: в таблице 1 указаны 13 из 16 факторов личностного опросника Р. Кеттела. Статистически значимой корреляционной связи форм отчуждения и трех оставшихся факторов, отражающих личностные особенности, не выявлено.

может сопровождаться асоциальными поступками, игнорированием собственных обязанностей, такие юноши и девушки следуют (и отстаивают) только своим убеждениям, некритичны, непреклонны. Это подтверждает наличие корреляционной связи указанной переменной с такими переменными, как «низкое супер-эго», «жестокость», «фруст-рированность», «импульсивность», «беспечность» и «отчужденность».

Анализ корреляционных связей следующей формы отчуждения - «бессилие» с переменными, отражающими личностные особенности - «слабость Я», «отчужденность», «робость», «конформность», «социабель-

ность», «чувство вины» и «фрустрирован-ность», позволяет охарактеризовать испытуемых с указанной формой отчуждения как обособленных, безучастных, несамостоятельных, нерешительных, неуверенных и эмоционально неустойчивых личностей, которым свойственна переменчивость в отношениях и неустойчивость в интересах.

Для испытуемых с тяжелой формой отчуждения «вегетативность» характерны следующие особенности личности: депрессив-

ность, тревожность, необщительность,

скрытность, замкнутость, раздражительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость, зависимость от мнений окружающих, внушаемость, несамостоятель-

ность. Об этом свидетельствуют корреляционные связи переменной «вегетативность» с такими переменными, как «чувство вины», «отчужденность», «фрустрированность»,

«слабость Я» и «социабельность».

В ходе корреляционного анализа данных, полученных от испытуемых II группы (неотчужденных) выявлены связи, позволяющие охарактеризовать юношей и девушек указанной группы как эмоционально устойчивых, выдержанных, реалистичных по отношению к жизни, добросовестных, настойчивых, ответственных, решительных, самостоятельных, активных, общительных и открытых личностей.

Подводя итоги корреляционного анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, можно сделать вывод, что отчуждение испытуемых детерминируется их личностными особенностями. Большинство отчужденных юношей и девушек осознают

неблагополучие в отношениях с коллективом (студенческой группой), испытывают дискомфорт в нем, чувства тревожности, переживают одиночество. Для отчужденных юношей и девушек характерны конфликтность и неудовлетворенность характером складывающихся взаимоотношений с одногруппниками; завышенная или неустойчивая самооценка; высокая степень тревожности в сфере межличностных отношений; социально-психологическая дезадаптированность,

маскируемая конфликтностью или уходом от проблем; трудности взаимоотношений, проявляющиеся в агрессивно-защитных или пассивных формах поведения. Среди личностных особенностей отчужденной молодежи доминируют пассивность, конформизм, недоверчивость к окружающим, подозрительность.

С целью выявить статистически значимые различия между двумя группами испытуемых (с отчуждением и без него) нами был проведен сравнительный анализ с использованием Г-критерия Стьюдента.

В результате было выявлено, что юношам и девушкам первой группы свойственны замкнутость, обособленность, депрессив-ность и раздражительность как по отношению к другим людям, так и к себе. Повышенная тревожность у них может сочетаться с импульсивностью, угрюмостью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью. Кроме того, студентам указанной группы свойственна неуверенность в себе (особенно если применяют «избегание» в качестве стратегии преодоления жизненных трудностей). У них отмечается наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой и чувство вины - они чаще ставят себе в вину свои промахи и неудачи.

Юноши и девушки первой группы склонны к непостоянству в межличностных отношениях, отличаются эгоистичным поведением, стремятся подчинить себе окружающих людей. Они не согласны и не считаются с общепринятыми нормами, используя агрессивные и асоциальные модели поведения, а также импульсивные действия и избегание в качестве стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях, отличаются дезадаптивным поведением. Вследствие чего переживают ощущения одиночества, отвержения, обособленности от жизнен-

ных ситуаций, общества, культуры, власти и пр.

Испытуемые без отчуждения отличаются активными стратегиями преодоления жизненных трудностей (ассертивные действия). Они более жизнестойкие, лучше и быстрее адаптируются к изменившимся обстоятельствам, чем испытуемые первой группы. При этом они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, в течение которого они стремятся к достижению намеченных целей. Кроме этого, испытуемые данной группы отличаются добродушно-стью, общительностью, открытостью, смелостью, активностью и предприимчивостью. Они внимательно относятся к окружающим людям, способны устанавливать близкие и значимые отношения, сочувствовать и сопереживать. Вместе с тем у них может наблюдаться склонность к авантюризму, приукрашивание своих достоинств и личностных качеств, желание находиться в центре внимания.

Таким образом, в результате сравнительного анализа были выявлены значимые различия между группой испытуемых с выявленным отчуждением и группой испытуемых без отчуждения. В частности, отчужденные юноши и девушки применяют непродуктивные стратегии совладающего поведения в отличие от испытуемых без отчуждения, которым свойственно использование продуктивных стратегий совладания.

Подобные навыки и способы поведения зависят от приобретенного опыта, от выработанных ранее навыков поведения и действий, уровня развития познавательных структур личности. В этой связи юношеский возраст можно охарактеризовать как возраст оформления накопленного опыта в определенную стратегию, характерный стиль поведения в трудных ситуациях. Поэтому, на наш взгляд, именно в это время особенно важно сформировать и закрепить у молодых людей продуктивные, адаптивные стили.

1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-12.

2. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987.

3. Викторов Э.М. Феномен отчуждения // Философские исследования. 2001. № 2. С. 201-211.

4. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996. С. 17.

5. Косыре в В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138-143.

6. Косырев В.Н. Влияние отчуждения учебного труда на личностное здоровье студента // Ежегодник Института психологии Тамбовского государственного университета им.

Г.Р. Державина: сборник научных трудов. 2009. № 5. С. 48-61.

7. Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда как препятствие оптимальному профессионально-личностному развитию студента // Ежегодник Академии психологии и управления: сборник научных трудов. 2010. С. 128139.

8. Кон И. Психология ранней юности. М., 1989. С. 255.

Поступила в редакцию 21.03.2011 г.

UDC 152.3

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH DIFFERENT FORMS OF ALIENATION Elena Viktovna Kudryavtseva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: tanechka_kud@mail.ru

The article offers the author's interpretation of the concept of youthful alienation, discussed strategies for coping, personality and individual psychological characteristics of students with different forms of alienation.

Key words: alienation; adventurism; nihilism; impotence; vegetativity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.