21. Merton R. K. Behavior patterns of scientists // 23. Ravetz J. Scientific knowledge and its social
American scientist. - 1969. - V. 57. - P. 1-23. problems. - Oxford, 1971.
22. Mitroff I. I. The subjective side of science. 24. Roe A. The making of a scientist. - N. Y., 1953.
A psychological inquiry into the psychology of the Appolo 25. Weimer W. B. Psychology and the conceptual
Moon scientists. - Amsterdam, 1974. foundations of science. -Hillsdale, 1976.
Yurevich A. V. UNDERGROUND SCIENCE IN MODERN RUSSIA (NORMS AND ANTINORMY SCIENCE)
The term «shadow science» are firmly established in our everyday vocabulary and naukovedcheskom and is becoming more popular, which is not surprising: it would be strange if in a country where much of the economy, and other social structures, is the «shadow», and «informal» way of life as it is widely distributed, so natural and it would not be my shadow and science.
Keywords: Shadow science, standards and antinormy science, scientific antreprenerstvo, pop-science.
УДК 378 Косырев В. Н.
ОТЧУЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТА
В статье вводится понятие «отчуждение учебного труда студента», рассмотрены механизмы, последствия и факторы отчуждения, предложены пути педагогического управления отчуждением. Ключевые слова: отчуждение, учебный труд, отчуждение учебного труда, идентификация.
Феномен отчуждения - значимый предмет исследования философов и социальных мыслителей на протяжении многих столетий [1]. За это время категория «отчуждение» толковалась в очень широком смысловом пространстве и в той или иной интерпретации встречалась в работах представителей самых разных школ и направлений: от Платона и Гегеля, через Маркса, Дюркгейма, Шопенгауэра, Зиммеля, Сартра и др. до Хайдеггера и Фромма. Не ослабевает интерес к проблеме отчуждения и в современной отечественной литературе.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы с помощью наследия этих ученых наметить подходы к изучению феномена отчуждения в сфере учебного труда студента, известного такими негативными проявлениями, как снижение учебной мотивации, недовольство собой, утрата чувства субъектности, обеднение межличностных отношений и т. д.
Впервые понятие «отчуждение» встречается у Платона и определяется им как умаление,
искажение, обеднение первоначальной сущности вещи [2]. В последующих философских работах (Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю, М. Хайдеггер и др.) отчуждение трактуется в терминах «отдаление», «отрыв», «отклонение», «отвержение», «неприятие», «разобщение», «обособление», «отстранение», «противопоставление» и т. д. С тех пор мало что изменилось. В известном философском словаре отчуждение определяется как «процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними»; во-вторых, «превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений» [3, с. 445]. В психологических словарях определение данной категории, как правило, отсутствует. Если задаться целью восполнить этот пробел, то,
на наш взгляд, отчуждение можно определить через категорию «отношение», выделив в ее структуре когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Тогда предмету нашего рассмотрения можно дать следующее определение.
Отчуждение учебного труда - это такое отношение студента к учению, при котором продукты его деятельности, он сам, а также преподаватели, администрация, другие студенты и социальные группы как носители норм, установок и ценностей учебной деятельности выступают для него как нечто чуждое его самости, что выражается в соответствующих переживаниях (чувстве обособленности, одиночества, отвержения) и поведении.
Прежде всего зафиксируем, что эта категория носит нормативный характер. Философы утверждают, что феномен отчуждения амбивалентен. «Отчуждение одновременно и способ человеческого бытия (источник и средство прогресса, рефлексивная данность сознания, способ познания, инструмент образования и развития, сущностное одиночество (то есть позитив); но с другой стороны, это глубокая экзистенциальная проблема (то есть негатив)» [4, с. 265]. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые психологи. Так, В. В. Абраменкова считает, что отчуждение» необходимо человеку тогда, когда нужно увидеть что-то другими глазами, посмотреть на ситуацию (например, конфликт) как бы сверху, отстра-ненно. Автор полагает, что «возникновение в онтогенетическом развитии ребенка отчуждения (обособления, отстранения, противопоставления) обусловлено развитием у него начальных форм самосознания, потребностью утверждать и завоевывать свою самостоятельность, критически относиться к требованиям взрослых» [5, с. 8].
Отсюда мы должны сделать вывод, что в исследовании отчуждения в сфере учебного труда надо исходить из биполярной модели этого явления. А для этого надо определиться с вопросом: что является его противоположностью? Есть разные ответы на этот вопрос. Так, Н. Д. Абсава предлагает в качестве парной «отчуждению» рассматривать категорию «эмансипации», которая, по его мнению, «адекватно отражает процесс возврата отчужденного человека к своей родовой сущности» [6, с. 207].
В.В. Парцвания для обозначения процесса возврата отчужденного человека к своей сущности использует термин «разотчуждение» [7]. Иной позиции придерживается В. В. Абраменкова: «Целостный анализ понятия отчуждения, -пишет она, - приводит нас к необходимости вычленения противоположного элемента это -идентификация» [5, с. 8].
Мы не касаемся здесь вопроса о том, чья точка зрения является более правильной. Для нас здесь важно то, что «отчуждение представляет собой психологическую конверсиву, т. е. понятие, несущее в себе свою противоположность и при определенных ей стороной» [5, с. 7]. К сожалению, в современном мире баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения. В немалой степени этому способствует рынок, который, по образному выражению оппонентов этого человеческого изобретения, удовлетворяет потребности тела, но требует взамен душу. Этим и объясняется тот факт, что внимание ученых направлено преимущественно на негативные стороны отчуждения.
От кого и от чего отчуждается студент? Данное нами выше определение уже содержит ответ на этот вопрос: он отчуждается от процесса и продуктов своей деятельности, от себя самого, от преподавателей, администрации, других студентов и социальных групп, от норм, установок и ценностей учебной деятельности. Основанием для выделения нами именно этих объектов отчуждения послужили работы К. Маркса, М. Симена, К. Кен-нистона, Э. Фромма и других. Согласно Э. Фромму, например, отчуждение выступает в пяти ипостасях: 1) отчуждение от ближнего; 2) отчуждение от работы, дела; 3) отчуждение от потребности трудиться - мотивационное отчуждение; 4) отчуждение от государства; 5) отчуждение от себя [8, с. 13-108].
А. Б. Мурашов считает отчуждение неотъемлемой и ведущей характеристикой современного мира. К его проявлениям в культурных феноменах автор относит такие, как «индивидуализм и разобщенность западных обществ, чувство абсолютного и тотального одиночества, фальшивость повседневных человеческих отношений, безответственность сетевого общения Интернета, враждебная человеку техника, репрессивная ханжеская мораль, лживая и лицемерная пресса, лишенное конструктивного
смысла и возводящее деконструкцию и даже деструкцию в культ постмодернистское искусство» [4, с. 264]. К этому он добавляет и более масштабные процессы: отчуждение от природы и экологические проблемы, увеличение разрыва между странами «развитыми» и «развивающимися», субкультурами маргинально «продвинутыми» и консервативными. По мнению другого автора, такие культурные феномены, как взяточничество и проституция, - это все тоже лики отчуждения [6].
Указанные цивилизационные процессы находят свое отражение и в учебной деятельности. «У отчужденного студента, - по наблюдению психолога, - переживания другого не вызывают отклика (чужое как чуждое) или вызывают противоположную гуманистической активность, например: злорадство при неудаче другого, действие по усугублению его неблагополучия, зависть в ответ на его учебные успехи, «одергивание» слишком успешного (чужое как враждебное)» [5, с. 10]. Портрет отчужденного студента, если следовать Д. М. Зиновьевой, можно дополнить и такими характеристиками: «ощущения бессилия, бессмысленности, аномии, изоляции и самоотчуж-дения, тревожности, нарушения в межличностном общении, одиночество, чувство потери собственной субъектности» [9].
Из наших собственных наблюдений. В учебной деятельности все чаще стали проявляться делячество и узкий практицизм. На психологическом факультете, например, они заявляют о себе в виде ориентации студентов на практические методы воздействия на человека и в пренебрежении к теории. Это явные признаки «отчуждения от себя»: студент относится к себе не как к личности, а как к товару, который надо будет выгодно продать на рынке. Позже такие выпускники берутся за любые формы «помощи» населению: главное - получить оплату, а не принести пользу. В их саморекламе мы часто читаем: «Опытный психоаналитик окажет любые виды помощи». Таков далеко не полный перечень ликов отчуждения в сфере учебного труда.
Взяв за основу обозначенный выше перечень» проявлений отчуждения, мы выделили следующие критерии для диагностики присвоения или отчуждения учебной деятельности. Они таковы:
1) удовлетворенность/неудовлетворенность профессиональным выбором;
2) общее положительное или негативное отношение к учебному труду;
3) ощущение безопасности или угрозы в учебной среде;
4)возможность/невозможность сохранить свою самобытность, неповторимость, индивидуальность;
5) ощущение успеха/неуспеха в овладении профессией;
6) степень ценности или бесполезности приобретаемых знаний;
7) интернальная/экстернальная атрибуция ответственности за результаты учебного труда;
8) направленность рефлексивного процесса на мотивационно-смысловые или операциональнотехнические компоненты учебной деятельности;
9) преобладающее положительное или отрицательное функциональное состояние во время занятий;
10) наличие/отсутствие сверхнормативной учебной активности.
Опираясь на эти критерии, мы разработали специальную анкету для определения степени отчужденности студентов от учебного труда. Обработка ответов позволила представить в общих чертах психологические механизмы, лежащие в основе отчуждения. Приводим их со ссылками на авторов, у которых в том или ином контексте встречаются описания данных механизмов.
- Несовпадение смыслов и значений в деятельности и в сознании субъекта (К. А. Абуль-ханова, А. Н. Леонтьев): учебная деятельность осознается студентом как занятие полезное (значение), но тягостное (смысл). Д. А. Леонтьев описывает данный механизм как отсутствие смысловой связи между мотивом и потребностью [10].
- Отчуждение учебных целей в ситуации целевого конфликта [5]. Это ситуация буриданова осла, типичная для студента, которому, как известно, много чего хочется. Этот тип мотивационного конфликта К. Левин называл «стремление -стремление»
- Рассогласование мотива и действия -внутреннею побуждения и внешнего выражения [11]. У отчужденного студента проявляется в виде демонстрации заинтересованного отношения к учению при внутреннем его неприятии. В социальной психологии подобный механизм описан как имитация выполнения
социальных норм, демонстрируемых в поведении «на публику [12].
- Несовпадение мотива и цели деятельности [13]. Это происходит, когда цели учебной деятельности задаются извне. В таком случае учение побуждается стремлением избежать наказания.
- Функциональный конфликт мотива деятельности и «смысловой диспозиции личности» [10]. Наблюдается у тех студентов, которые приходят в вуз со стойкими профессиональными ожиданиями (установками), не совпадающими с системой действительных ценностей и актуальной смысловой регуляцией учебной деятельности.
Каковы факторы (агенты) отчуждения в учебной деятельности и в чем должно состоять педагогическое управление ими?
Сразу же заметим, что многие факторы отчуждения лежат за пределами учебной деятельности и не могут быть устранены какой бы то ни было ее реорганизацией. Культурологи отмечают, что отчуждение заложено в самой сути современной культуры. Так, А. Б. Мурашов пишет: «Всякая известная нам культура всегда враждебна не только по отношению к человеку, но и по отношению ко всему чуждому ей, иному, новому, она всегда стремится к стабилизации и консервации уже существующего, к недопущению его принципиальных изменений, к исключению всего маргинального и «не такого, как у всех», она органически нетерпима к «равному разному» [4, с. 266]. Эта всеобщая нетерпимость к иному как результат стремления к унификации и есть главная социальная причина отчуждения.
Выход отсюда может быть только один: культура должна стать Сообществом равных Сообществ. Надо всячески культивировать терпимость и толерантность к иному, другому - как равному и разумному. Недопустимо доминирование любой, пусть даже очень «продвинутой», идеологии Крамольной должна считаться сама мысль о монопольном обладании истиной.
Приходится констатировать, что во всех секторах человеческой практики, в том числе и в учебном труде, отчуждение множится и нарастает. Но не все так плохо - вместе с этим вызревают и предпосылки его преодоления. Вот только один совсем свежий пример. Недавно к нам обратился редактор одного из тамбовских телеканалов с просьбой прокомментировать зародившийся сна-
чала на Западе, а потом пришедший и к нам «Международный день объятий». Надо было дать ответы на следующие вопросы: как относиться к этому празднику; что послужило поводом для его возникновения; приживется ли этот праздник у нас? Мы ответили, что в этом нет ничего плохого и такой праздник нам нужен. Что касается причин, то это, на наш взгляд, попытка (во многом бессознательная) противостоять отчуждению. А то, что этот праздник идет к нам с Запада, - в этом тоже есть свой смысл.
Нам осталось наметить пути собственно педагогического управления отчуждением. Опираясь на работы философов и социологов прошлого, мы сформулировали ряд рекомендаций по преодолению отчуждения в сфере учебного труда. Приводим некоторые из них с упоминанием имен авторов, идеи, которых послужили основанием для такого понимания путей выхода из него.
В свое время философы-просветители (Т. Гоббс, Дж. Локк, К.А. Гельвеций) обосновали взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все их права. Мотивом и целью этого делегирования являлась гарантия безопасности человеческой личности. Если попытаться с этих позиций поискать пути преодоления отчуждения в сфере учебного труда студента, то надо обратить внимание на следующее. Приходя в вуз, студенты, по сути, тоже заключает с ним договор -договор на образовательные услуги. При этом они принимают на себя обязанность соблюдать распорядок вуза, то есть жертвуют частью своих свобод, вносят плату за обучение, отказываются от удовлетворения некоторых своих актуальных потребностей и т. д. Спрашивается, в обмен на что? Один из ответов очевиден - в обмен на качественные образовательные услуги. Однако у студента могут быть и другие, официально в соглашении не прописанные, но психологически не менее важные ожидания. Наверняка среди них есть и такое подмеченное просветителями ожидание, как «гарантия безопасности человеческой личности». Что касается других остающихся «за кадром» ожиданий, то они требуют специального изучения, поскольку с точки зрения предупреждения отчуждения очень важно «выполнять соглашения после их достижения». Добавим: даже если они в одностороннем порядке включены в договор самим студентом. Вуз не должен обманывать ожиданий абитуриентов: к примеру, не устраивать Дни открытых дверей по
типу того агитпункта из известного анекдота, когда показывают «грешнику» рай, а на деле его ожидает нечто другое.
Немецкий философ А. Шопенгауэр понимает отчуждение как результат господства в мире вечного, иррационального и могущественного начала, которое он называет волей к жизни. Согласно его теории, природа одарила человека разумом, но вместе с ним и ужасающей перспективой неизбежной смерти. Отчуждение человека от воли к жизни, по мнению мыслителя, имеет два следствия: во-первых, оно несет страдания, которыми наполнена жизнь; во-вторых -тотальный эгоизм, присущий каждому индивиду. Что же прибавляет это к пониманию нашего предмета? Прежде всего, то, что позволяет рассматривать страдание и эгоизм в качестве критериев отчуждения, а также подсказывает, что избавление от отчуждения можно искать на пути обеспечения эмоционального благополучия и улучшения межличностных отношений субъектов учебной деятельности. Вуз должен быть гарантом безопасности человеческой личности и не покушаться на социальные потребности студента в престиже, добром имени, высокой самооценке и др.
Анализируя концепцию отчуждения К. Маркса, исследователи обращают внимание прежде всего на то, что под отчуждением он имел в виду отчуждение от производителя продукта его труда. Но, с другой стороны, - на что реже обращают внимание, - под выражением «отчуждение труда» Маркс понимал и характер самого процесса труда, который носит монотонный, изнурительный, обессиливающий характер. С этих позиций, чтобы учебный труд студента не превращался в тягостную для него работу, очень важно, на наш взгляд, уделять внимание процессу его организации [14].
Для Хайдеггера критериями отчуждения являются отношения человека, которые он описал в терминах «бездомность», «бездумность», «отрешенность», а причины этих явлений он видел в сращивании человека с миром техники. Хайдеггер также выдвинул положение о творческой сути человека как альтернативе отчуждению, однозначно определив его в качестве размышляющей натуры. Работы философа содержат богатый материал для понимания причин и способов устранения отчуждения в вузе. Например, учитывая мысль М. Хайдеггера о том, что смысл мира техники скрыт от нас, надо продумать все последствия (скрытые
смыслы) таких явлений, как компьютеризация, интернетизация, дистантность обучения и др. Необходимы исследования условий, при которых вуз воистину соответствовал бы понятию Alma Mater и не допускал у студентов ощущений бездомности и отчужденности. Важнейшими из таких условий являются, очевидно, развитие у участников образовательного процесса субъектности как альтернативы покорности, бездумности, конформности, беспомощности и т. п.
Социолог Г. Зиммель находился, как известно, под сильным влиянием идей Маркса, однако по-своему трактовал его теорию отчуждения. Главным механизмом отчуждения Зиммель считал деньги и порождаемые ими отношения. Зиммель подчеркивал, что как только вещь начинает рассматриваться с позиции денежной стоимости, ее качественная ценность теряется и переходит в количественную. Значение этой идеи для понимания отчуждения в сфере учебного труда становится очевидным, стоит только в рассуждениях на место денег поставить нашу академическую отметку. За ней водится много известных грехов: она подменяет ценность знаний, порождает подсказку и шпаргалку, занимается вымогательством и т. д. Время отказаться от отметки в вузе, по-видимому, еще не настало, поэтому надо позаботиться хотя бы о том, чтобы уменьшить ее негативные последствия. Мы имеем в виду переход на модульно-рейтинговую систему обучения с ее множественным постоянным оцениванием, процентами, баллами, бонусами и т. д. Стимулирование (в первоначальном его понимании) для студента I благо, но приближает ли оно нас к цели? Кстати, истинной целью обучения в вузе являются вовсе не знания, которые быстро устаревают, а умение в будущем легко и быстро приобретать их самостоятельно, то есть культура учебного труда, до которой академической отметке вовсе нет дела.
Библиографический список
1. См.: Огурцов А. Отчуждение // Философская энциклопедия : В 5 т. - М. : Наука, 1967. - Т. 4; Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. - 1989. - № 9. - С. 36-51; Кузьминов Я. И. Отчуждение труда: история и современность / Я. И. Кузьминов, Э. С. Набиуллина, В. В. Радаев, Т. П. Субботина. - М. : Экономика, 1989. - 290 с.
2. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1998. - 832 с.
3. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. -М. : Политиздат, 1981. 560 с.
4. Мурашов А. Б. Амбивалентность отчуждения в современной культуре // Дефиниции культуры : сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. - Томск, 2001. - С. 263-267.
5. Абраменкова В. В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. - 1990. -№ 1. - С. 5-12.
6. Абсава Н. Д. К вопросу об отчуждении и некоторых его формах// Отчуждение человека в перспективе глобализации мира : сб. статей. Вып. I. - СПб., 2001. - С. 204-222.
7. Парцвания В. В. Сущность феномена «разотчуж-дения» и современная глобализация // Перспективы человека в глобализирующемся мире. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 181-209.
8. Фромм Э. Душа человека. - М. : Республика, 1992. - 430 с.
9. Зиновьева Д. М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психоло-
гии личности. - URL: http://psyjournal.ru/articles/ d7049.shtml
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 1999. - 486 с.
11. Бушин A. M. Исследование проявлений мотивационного отчуждения в учебно-профессиональной деятельности студентов-педагогов // Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (Москва, 12-15 дек. 2007 г.). -М., 2007. - С. 15-53.
12. Murphy L. B. Social behavior and personality sympathy. - N.Y., 1937.
13. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М. : Московский университет, 1991. - 141 с.
14. Косырев В. Н. Психология развития культуры учебного труда студента. - Тамбов, 2007. - 229 с.
Kosyrev V. N.
ALIENATION OF STUDENTS EDUCATIONAL WORK
The article introduces the concept of students’ educational work alienation. Its criteria and psychological mechanisms are considered, consequences and alienation factors are analyzed.
The author suggests some ways of pedagogical control of alienation.
Keywords: alienation, educational work, alienation of educational work, identification.
УДК 001.89
Сергеев И. С.
ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье сформулированы авторский взгляд на вопросы обеспечения экономической безопасности сферы образования
Ключевые слова: образование, теневая педагогика, экономическая безопасность
Принцип урокодательства
Если имитатору в школе и приходится иногда работать, те нужно иметь в виду - работает не личность, работает функция. В его голове всегда есть маленькая должностная инструкция (даже если на бумаге её и нет), в которой самым
«Отделываться» - это воздействие на умственные способности с целью совершения партнёром по общению немедленного действия, а именно: «Оставьте нас в покое!»
Д. А. Белухин
Как возненавидеть себя, детей и педагогику
четким образом прописан весь круг обязанностей имитатора. Например:
1 Проходить учебные темы (имитировать их прохождение) в соответствии с программой.
2 На следующем уроке после прохождения темы спрашивать материал.