Научная статья на тему 'Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков'

Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕДПОСЫЛКА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ALIENATION / DELINQUENT BEHAVIOR / REASON / PERSONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Ольга Анатольевна

Теоретический анализ и эмпирическое исследование показывают наличие у подростков устойчивой связи делинквентного поведения с отчуждением. Выявлены характерные сферы отчуждения у делинквентных подростков: от себя, от семьи, от учебной деятельности. Определена связь личностных особенностей с каждой из сфер отчуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alienation as a reason of teenagers' delinquent behavior

Theoretical analysis and empirical research show presence of stable relation of delinquent behavior with alienation among teenagers. Characteristic spheres of alienation among delinquent teenagers are revealed: from oneself, from a family, from educational activity. Relation of personal features with each of alienation spheres is defined.

Текст научной работы на тему «Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков»

8. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М., 1973.

9. Старое М.И. Некоторые психологические феномены взаимодействия субъектов образовательного пространства вуза // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы 4 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2009. С. 86-88.

Поступила в редакцию 1.02.2010 г.

Glazkova T.N. Use of psychodiagnostic techniques for studying of teenager’s spiritually-moral mannerliness level by subjects of educational process.

In the article various approaches of research of teenager’s spiritually-moral mannerliness level are considered. Estimation of pupil’s spiritually-moral qualities level is in detail considered by parents, teacher, form master, psychologist, coach and also schoolmates.

Key words: spirituality; morals; mannerliness; teenagers; development.

УДК 152.3

ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

© О.А. Попова

Теоретический анализ и эмпирическое исследование показывают наличие у подростков устойчивой связи делинквентного поведения с отчуждением. Выявлены характерные сферы отчуждения у делинквентных подростков: от себя, от семьи, от учебной деятельности. Определена связь личностных особенностей с каждой из сфер отчуждения.

Ключевые слова: отчуждение; делинквентное поведение; предпосылка; личностные особенности.

Проблема отчуждения, связанная с серьезными деформациями развития личности, в последнее время все больше интересует отечественных и зарубежных ученых. Специалисты в области криминологии и психологии девиантного поведения отмечают, что большая часть правонарушителей отстранены, отчуждены как от общества в целом, так и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т. д.), что определяет своеобразную мотивацию поведения и специфику реагирования на жизненные ситуации [1].

Отчуждение характеризуется тем, что человек утрачивает свою внутреннюю целостность, отворачивается, изолируется от своей истинной природы. Он становится не способным себя познавать, а значит и адекватно оценивать себя, а через себя - других людей, ситуации, события и т. д. Внутренний разлад человека с самим собой, его разрыв со своим «Я» означает потерю им чувства собственной субъектности. Мы рассматриваем отчуждение как такое отношение человека к окружающему миру и к себе, при котором он сам, значимые другие и продукты его деятельности осознаются им как противоположные

ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и проч.) и сопровождается дезадап-тивным деструктивным поведением.

Несмотря на то, что особенно остро данная проблема проявляется в период интенсивного личностного развития в подростковом и юношеском возрасте, причины отчуждения уходят корнями в ранний детский период. Так, еще З. Фрейд [2], К. Хорни [3], Э. Шахтель [4] в качестве основной причины отчуждения отмечали отрыв ребенка от своего реального «Я», спровоцированный родительским мнением о каких-либо его качествах.

В.А. Петровский и М.В. Полевая смогли экспериментально доказать, что у родителей, лояльно относящихся к детям, понимающих и поддерживающих их, дети характеризуются открытостью и общительностью, адекватной самооценкой, неконфликтным, доверительным и дружеским отношением к родителям. Они отмечают, что «к отстраняющимся родителям дети проявляют негативные чувства; эти дети характеризуются враждебностью, сниженным ощущением самоценности,

необщительностью, повышенной конфликтностью и закрытостью в присутствии родителей. Иначе говоря, симптомы отчуждения появляются только в присутствии родителей и исчезают с их уходом» [5]. Ученые считают, что реакция отчуждения у детей нелояльных родителей является результатом дисфункции кольца самоподражания ребенка, возникающей из-за неадекватного отражения родителями чувств, слов, действий ребенка. Отчуждение, таким образом, возникает как результат «неотраженности» собственной субъектности в зеркале значимого другого [5].

Обращает на себя внимание тот факт, что такие дети враждебно относятся не ко всем окружающим их людям, а именно к своим нелояльным родителям, которые спровоцировали у них своим неадекватным «отражением» реакцию отчуждения. В отсутствии же нелояльных родителей проявления отчуждения у детей пропадают. На наш взгляд, данный факт является свидетельством того, что реакция отчуждения проявляется избирательно, именно в тех сферах жизни, в которых индивид попадает в ситуацию «неотраженности» собственной субъектно-сти в зеркале значимого другого.

Условия, способствующие формированию делинквентного поведения, безусловно, разнообразны и включают в себя как внешние, социально-экономические, так и внут-риличностные факторы. При этом среди последних отчуждение занимает одно из важных мест. Так, Ю.М. Антонян утверждает, что «отчуждение личности на раннем этапе ее развития из-за невыполнения семьей своей основной функции - включения ребенка «через себя» в структуру общества - может закрепиться в человеке и стать причиной его социально-психологической изоляции от семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп; при отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению» [1, с. 69].

Теоретический анализ данной проблемы позволил нам выявить связь между отчуждением и делинквентностью, но не дал ответа на вопрос о характере и степени устойчивости этой связи и об особенностях проявления отчуждения в разных сферах жизнедеятельности у подростков с делинквентным поведением. Для ответа на поставленный вопрос

нами было проведено эмпирическое исследование.

В исследовании приняли участие 176 человек в возрасте от 13 до 15 лет. Из них в экспериментальную группу вошли 97 подростков, совершивших административные и уголовные виды правонарушений и стоящих на учете в отделении по делам несовершеннолетних отдела № 1 и отдела № 2 Управления внутренних дел по г. Тамбову. Контрольную группу составили благополучные подростки - 79 учеников МОУ СОШ № 24 г. Тамбова. Группы уравнивались по возрасту и по соотношению мальчиков и девочек.

Испытуемые были протестированы по 4-м методикам, выбор которых осуществлен на основании соответствия их направленности интересующим нас аспектам личности подростков с делинквентным поведением. Таковыми методиками явились:

- для изучения сфер и степени отчуждения подростков - опросник субъективного отчуждения для учащихся С. Мадди, С. Ко-бэйса, М. Хувера (модификация Е.Н. Осина);

- для изучения личностных особенностей подростков: «16-факторный личностный опросник» Р. Кеттелла; методика «Уровень субъективного контроля» (УСК); методика исследования самоотношения В.В. Столина, СР. Пантелеева (МИС).

Данные каждого испытуемого были внесены в общую сводную таблицу, которая затем подверглась статистической обработке в программе SPSS 13.0 for Windows.

С целью выявления характера связи между степенью выраженности отчуждения и делинквентным поведением подростков был проведен корреляционный анализ данных. По результатам анализа было выявлено, что общий показатель отчуждения, а также отчуждение от общества, от учебной деятельности, отчуждение в межличностных отношениях, в семье и от себя самого значимо положительно коррелирует (р < 0,01) с делинквентным поведением.

При этом у части подростков была установлена прямая устойчивая связь между делинквентным поведением и отчуждением. Вместе с тем, среди отчужденных подростков были и такие, которые не обнаружили склонности к делинквентному поведению. В целом это дает основание для утверждения:

«все делинквентные подростки отчуждены, но не все отчужденные - делинквентны».

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод: именно отчуждение является той предпосылкой, которая при определенных дополнительных условиях (внутриличностных, возрастных, социально-экономических) способствует в подростковом возрасте совершению действий, направленных на нарушение общепринятых норм и правил поведения. Восприятие различных сфер жизни как чуждых, а потому непонятных, пугающих, формирует у отчужденных подростков неуважительное отношение к законам и нормам, регулирующим общественные отношения. Если к тому же учесть результаты упоминаемого нами выше исследования В.А. Петровского и М.В. Полевой, то можно предположить, что отчуждение у делинквентных подростков наиболее остро должно проявляться именно в тех сферах, где они попадают в ситуацию «неотра-женности» собственной субъектности в зеркале значимых других. Другими словами, в тех сферах, где отношение окружающих к подросткам основано на неприятии, непонимании, осуждении, наказании и упреках, отчуждение должно носить более выраженный характер.

Для определения особенностей проявления отчуждения в различных сферах жизни у подростков с делинквентным (I группа) и неделинквентным (II группа) поведением нами был проведен сравнительный анализ

данных обеих групп по критерию Манна-Уитни. Проведенный анализ показал наличие достоверных различий на уровне менее 1 % ошибки по следующим переменным: общий показатель отчуждения, отчуждение от общества, отчуждение от учебной деятельности, отчуждение в межличностных отношениях, отчуждение в семье, отчуждение от себя. Используя средние значения по указанным шкалам в группах I и II, мы построили профили выраженности сфер отчуждения у подростков с делинквентным и неделинквентным поведением (рис. 1).

Анализ профилей выраженности сфер отчуждения у испытуемых обеих групп со всей очевидностью показал, что степень выраженности отчуждения у подростков с делинквентным и неделинквентным поведением различна. У испытуемых I группы отчуждение имеет более высокие показатели во всех выявленных нами сферах. Особо следует выделить следующие результаты.

1. У испытуемых II группы показатели отчуждения практически во всех сферах ниже среднего уровня, за исключением отчуждения от учебной деятельности (средний уровень).

2. У испытуемых I группы показатели отчуждения от общества и в межличностных отношениях находятся в диапазоне средних значений, а показатели отчуждения от себя, в семье и от учебной деятельности достигают высокого уровня.

Рис. 1. Профили выраженности сфер отчуждения у подростков с делинквентным и неделинквентным поведением

Исходя из полученных результатов мы делаем вывод, что для проявления делинквентности важным является не просто наличие у подростка отчуждения, а наличие отчуждения в определенных сферах. Судя по полученным данным, особенно важными предпосылками делинквентности являются отчуждение от себя и отчуждение в семье. Как было показано выше, отчуждение в этих сферах начинает формироваться у ребенка в раннем детстве как результат его неадекватного «отражения» родителями. Результаты анализа дают основание для предположения, что чем выше уровень отчуждения именно в этих двух сферах, тем выше вероятность проявления его в сфере общественных отношений и, как следствие, тем больше у подростка склонность к делинквентному поведению.

Более низкий уровень отчуждения подростков в сфере межличностных отношений можно объяснить тем, что именно в этом возрасте общение со сверстниками начинает выходить за пределы учебной деятельности и школы, включать новые интересы и области отношений. Общение с товарищами приобретает для подростка столь высокую ценность, что на второй план отодвигаются и учебная деятельность, и общение с родными. Однако результаты проведенного нами анализа показывают, что уровень отчуждения в межличностных отношениях у делинквентных подростков все же достаточно высок. Возможно, это связано с тем, что делинквентные подростки во взаимоотношениях со сверстниками, общение с которыми в силу возрастных особенностей становится для них наиболее ценным и значимым, не чувствуют себя уверенно, т. к. опасаются оказаться непринятыми и непризнанными.

Результаты анализа показывают, что у делинквентных подростков также достаточно высок уровень отчуждения от общества. Полагаем, что этому во многом способствуют возрастные особенности. По данным возрастной психологии, центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. У подростка в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства, он начинает сознавать себя человеком,

которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Права взрослых подросток склонен ограничивать, а свои -расширять. Возможно поэтому стремление подростков перейти в группу взрослых порою наталкивается на неприятие, и потому они оказываются в положении «уже не с детьми», но «еще не со взрослыми». Безусловно, такая ситуация способна обострить у подростка отчуждение, сформировавшееся на более ранних этапах развития.

Но ведь именно в подростковом возрасте формируется этическое мировоззрение индивида, усваиваются новые нормы общественной жизни, опосредующие его поведение, самооценку и оценку отношения других людей к нему. И если процесс постижения общественных норм и правил происходит на фоне отчуждения, это ведет к формированию негативного отношения к среде и неприятию ее законов, что, в свою очередь, способно провоцировать совершение подростком противоправных действий.

Следует также отметить, что лицам с делинквентным поведением, испытывающим отчуждение, присущи специфические личностные качества. Данные взаимосвязи были прослежены целым рядом исследователей [1; 6-8]. В контексте же нашего исследования важна не только корреляция противоправного поведения с определенными личностными качествами, но и установление их связи с критическими сферами жизнедеятельности, в которых у делинквентных подростков наблюдается высокий уровень отчуждения.

Использование регрессионного анализа позволило нам выявить личностные особенности, связанные с показателем отчуждения у делинквентных подростков в критических для них сферах жизни. Нами были получены следующие уравнения регрессии:

Оуд = 53,351 + 0,4970 + 0,654Б -

- 0,588Сувж - 0,745в, (1)

где Оуд - отчуждение от учебной деятельности, О - значения по фактору О (уверенность в себе - тревожность) методики Р. Кеттелла, Б - значения по фактору Б (сдержанность -экспрессивность) методики Р. Кеттелла,

Сувж - самоуважение, О - значения по фактору О (подверженность чувствам - высокая нормативность поведения) методики Р. Кет-телла.

Исходя из показателей данного уравнения, можно сделать вывод о том, что отчуждение от учебной деятельности у делинквентных подростков тем сильнее, чем выше уровень неуверенности в себе, ранимости, экспрессивности, эмоциональности, непостоянности, беспринципности и неорганизованности, и чем ниже у них самоуважение и удовлетворенность.

Ос = 45,680 + 0,802О + 0,614Б +

- 0,55004 - 0,404ИнСо + 0,652Синт +

+ 0,422Е, (2)

где Ос - отчуждение в семье, О - значения по фактору О (уверенность в себе - тревожность методики Р. Кеттелла), Б - значения по фактору Б (сдержанность - экспрессивность) методики Р. Кеттелла, 04 - значения фактору 04 (низкая напряженность - высокая напряженность) методики Р. Кеттелла, ИнСо -интегральное самоотношение, Синт - само-интрес, Е - значения по фактору Е (подчиненность - доминантность) методики Р. Кет-телла.

Данное уравнение показывает, что отчуждение в семье у подростков с делинквентным поведением тем выше, чем более чувствительны подростки к одобрению или порицанию окружающих, чем выше у них фруст-рированность, напряженность, беспокойство; чем более они независимы, самоуверенны, упрямы, конфликтны, и чем сильнее у них выражен интерес к собственным мыслям и чувствам, а также чем ниже их самоотноше-ние в целом.

Осс = 62,343 - 1,05503 + 0,60204 +

+ 0,679Б - 0,776Синт - 0,736Ип -

- 0,651 Сувж, (3)

где Осс - отчуждение от самого себя, 03 -значения по фактору 03 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) методики Р. Кеттелла, 04 - значения фактору 04 (низкая напряженность - высокая напряженность) методики Р. Кеттелла, Б - значения по фактору Б (сдержанность - экспрессивность) методики Р. Кеттелла, Синт - самоинтерес, Ип - интернальность в сфере производственных отношений, Сувж - самоуважение.

Полученное уравнение демонстрирует, что отчуждение от самого себя у подростков с делинквентным поведением тем сильнее,

чем выше у них внутренняя конфликтность представлений о себе, беспокойство, раздражительность, импульсивность, неудовлетворенность собой и своими возможностями, и чем ниже уверенность в своей значимости для других.

Построенные уравнения показывают избирательное влияние личностных качеств на выраженность отчуждения в различных сферах.

Таким образом, в ходе проведенного нами эмпирического исследования было установлено, что у всех делинквентных подростков наблюдается отчуждение, что дает основание для вывода о том, что отчуждение в подростковом возрасте является существенной предпосылкой делинквентности.

Определены критические сферы с высоким уровнем проявления отчуждения у де-линквенных подростков: от себя, в семье, от учебной деятельности.

У неделинквентных подростков отчуждение тоже наблюдается, причем в разных сферах: от себя, в семье, от учебной деятельности и от общества. Однако у этих подростков в критических для делинквентности областях уровень отчуждения всегда имеет низкие показатели. Полученные результаты говорят о том, что предпосылкой делинквентного поведения подростков является высокий уровень отчуждения в особенно значимых для них сферах жизнедеятельности.

Регрессионый анализ выявил личностные качества делинквентных подростков, связанные с показателем отчуждения в этих сферах, что позволяет по-новому взглянуть на связь отчуждения с делинквентным поведением подростков и наметить новые подходы к профилактике правонарушений в подростковой среде путем работы с социальным окружением и целенаправленной коррекции их личностных качеств.

1. Антонян Ю.М., ЕникеевМ.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С. 34-103.

2. Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. Тбилиси, 1991. Т. 1. С. 71-83.

3. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М., 1993. С. 56-64.

4. Schahtel E.G. On alienated concepts of identity // Josephson E., Josephson M. Man alone: Alienation in modern socity. N. Y., 1969. P. 73-83.

5. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. М., 2QQQ. № 1. С. 35.

6. Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда как препятствие развитию личностного потенциала // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы 7 Международной конференции. Тамбов, 2QQ8. С. 95-1Q1.

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: теоретические аспекты, практическое применение. М., 1996. С. 198.

8. Юсупов И.М. Социопатические предпосылки

криминальных деяний. Казань, 1996. С. 14-15.

Поступила в редакцию 11.02.2010 г.

Popova O.A. Alienation as a reason of teenagers’ delinquent behavior.

Theoretical analysis and empirical research show presence of stable relation of delinquent behavior with alienation among teenagers. Characteristic spheres of alienation among delinquent teenagers are revealed: from oneself, from a family, from educational activity. Relation of personal features with each of alienation spheres is defined.

Key words: alienation; delinquent behavior; reason; personal peculiarities.

УДК 374

ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© А.В. Плеханова

В статье идет речь о становлении и развитии системы культурно-досуговой деятельности в социально-культурной сфере в исторической ретроспективе. На основе развернутого историко-ретроспективного анализа рассмотрен генезис понятия «культурно-досуговая деятельность» и определены основные этапы ее становления и развития в России и за рубежом.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность; младший школьник; историко-ретроспективный анализ; этап; развитие.

Необходимость модернизации образования вызвана быстрыми темпами развития научно-технического прогресса, требующими от человека непрерывного обновления своих знаний, умений и навыков. Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением целей образования и воспитания - не только научить ребенка, но и развить его познавательные и созидательные способности, сформировать систему универсальных знаний, умений, навыков, досуговую культуру во внеурочное время [1].

Младший школьный возраст - это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Особую важность в этом играет приобщение ребенка к культурному досугу путем реализации культурно-досуговой деятельности во внеурочное время.

Культурно-досуговая деятельность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развиваю-

щееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой культурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, т. е. способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, становится первостепенной.

Свои исследования данной проблеме посвятили такие российские ученые, как М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Е.Г. Дорон-кина, А. Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, А.П. Марков, В.Е. Новаторов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др. В их исследованиях понятие «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как освоение человеком мира культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.