первой группе, 12,5% — ко второй и 5% - к третьей. Данный симптом проявляется в процессе общения в виде частичной утраты интереса к субъекту профессиональной деятельности («Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес»).
Следующим по степени выраженности является симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» Симптом сложился у 25% педагогов. Из них 22,5% относится к первой группе и 2,5% - ко второй. Складывается он у 30% педагогов, которые относятся только к первой и второй группам (12,5% и 17,5%). Этот симптом совсем не сложился в третьей группе педагогов.
Симптом «эмоционального дефицита» сложился у 22,5% педагогов. Из них 20% относится к первой группе и 2,5% ко второй В третьей группе симптом не сложился. Складывается данный симптом у 20% педагогов, из них 10% относится ко второй группе и 2.5% к третьей. Он проявляется в ощущении своей неспособности помочь субъектам своей деятельности в эмоциональном плане, не в состоянии войти в их положение. При этом личность переживает появление этих ощущений. Если положительные эмоции проявляются все реже, а отрицательные чаще, значит, симптом усиливается. Грубость, раздражительность, обиды - все это проявления симптома «эмоционального дефицита».
Наименее выраженным оказался симптом «эмоциональной отстраненности». Он сложился у 17,5% педагогов, все они
относятся к первой группе. Но складывается этот симптом у 30% педагогов, из них 17,5 относятся к первой группе, 10% ко второй и 2.5% к третьей группе. Педагоги, пораженные ЭТИМ СИМПТОМОМ. ПОЧТИ полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. Их почти не волнуют, не вызывают эмоционального отклика ни позитивные обстоятельства, ни негативные. Фаза «истощения» сформировалась у 27,5% педагогов, в стадии формирования у 22,5% и не сформировалась у 50% педагогов.
Таким образом, наибольшее количество педагогов находится во второй фазе эмоционального выгорания - в фазе резистенции; в фазе истощения меньше половины испытуемых не подвержены синдрому эмоционального выгорания. Данный факт позволяет утверждать, что большее количество педагогов школы могут справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания при проведении определенной коррекционной работы.
Литература
1. Рогинская. Т.И. Синдром выгорания в социачьных профессиях / Т.И.Рогинская. Психологический журнал - М.: 2002. - № 3. - С. SS-
SS.
2. Митина, Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина. - М - 2003. - 312 с.
3. http: // medgazeta. rusmedserv.com/2005/43/art icle 1322.html
4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика /Н Е. Водопьянова. -СПб.: Питер,-2005. - 184 с.
САМОСОЗНАНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Ондар JI. М.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
SELF-CONSCIOUSNESS А Т TEENAGE
Ondar L.M.
Tuvan state university, Kyzyl
В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к развитию самосознания в подростковом возрасте, особое внимание уделяется особенностям самооценки подростка. Появление рефлексии, способности проникать в собственный мир, выработка собственной независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения позволяют определить подростковый возраст ключевым периодом развития самосознания личности.
Ключевые слова; самосознание, самооценка, рефлексия, идентичность, самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегуляция, образ Я.
The approaches of foreign and domestic scientists to self-consciousness development at teen age are considered in the article, the special attention is given to features of a self-appraisal of the teenager. Occurrence of a reflection, ability to get into one's own world, development of one's own independent system of standards of self-estimation and the self-relation allow to define teen age as the key period of development of self-consciousness of a person.
Keywords: self-consciousness, self-appraisal, reflection, identity, self-knowledge, introspection, the self-relation, self-regulation, self-image.
В отечественной психологии подростковый возраст традиционно ограничивается возрастом с 10-11 до 14-15 лет (A.B. Петровский, Д Б Эльконин, В И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.Ю Кондратьев. A.M. Прихожан, Н.Н Толстых и др.). По мнению этих авторов, данный возраст совпадает с обучением детей в средних классах общеобразовательной школы. При этом мы, вслед за Д.И. Фельдштейном, ориентируемся на выделение внутри подросткового возраста трех стадий: первая - 10-11 лет (младшие подростки), вторая — 12-13 лет (средний подростковый возраст), третья - старшие подростки (14-15 лет) [1].
Анализ характеристик самосознания подростка дан в трудах ряда отечественных (Л.С. Выготский, С Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С Кон, ТВ Драгунова, ИИ Чеснокова, Д.И Фельдштейн, A.M. Прихожан, B.C. Мухина) и зарубежных (Ж. Руссо, С. Холл, Э. Шпрангер, У. Джемс, К Роджерс, Э Эриксон, Д. Марсиа, X Ремшмидт, Ф Райе, М. Кле) ученых.
Л.С. Выготский считал самосознание основным новообразованием подросткового возраста и определял его как социальное сознание, перенесенное внутрь. Л.И Божович подчеркивает появление у подростка способности и потребности к рефлексии -познать самого себя как личность, обладающую присущими только ей качествами, отличными от качеств других людей [2, с. 244]. По мнению Б.Г. Ананьева в подростковом возрасте сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания. «Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к Я», — пишет Е И Шильштейн [3, с. 69]. Результатом рефлексии становится, по выражению Э. Эриксона, «обретение идентичности».
Центральным конфликтом подростко-во-юношеского этапа в формировании идентичности, по Э. Эриксону, является конфликт между становлением идентичности и диффузией идентичности. Подросток впервые задает себе вопросы: «Кто Я?», « Какой Я?», «Зачем я живу?» Конфликт может разрешиться положительно - тогда происходит становление идентичности, оформление Я-концепции; и отрицательно — тогда возникает диффузная, размытая идентичность, неуверенность в понимании собственного Я, неспособность сформулировать свои цели и ценности.
Формирование нового уровня самосознания в подростковый период обусловлено общим психическим ростом в этом возрасте, физическим и половым созреванием, совершенствованием интеллектуальных процессов, расширением социальных связей, «врастанием» в культуру (Э Шпрангер), изменениями в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей, переменами в структуре общения и «значимых других», повышением требований со стороны окружающих, появлением интереса к Я (Л.С. Выготский, ДБ Эльконин, Л И. Божович, И.С. Кон, Т В Драгунова, В.В. Столин).
Специфика самосознания в подростковом возрасте состоит в том, что впервые в развитии личности акты самосознания - самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегуляция поведения - становятся одной из необходимых потребностей личности.
В области самопознания у подростков происходит ряд изменений. Прежде всего, с развитием интеллекта возрастает степень когнитивной сложности «образа Я»: все больше качеств осознается ребенком, растет их обобщенность. Самоописания подростков становятся (как и восприятие и описание других) более психологическими, личностными, дифференцированными, сложными, избирательными, последовательными, интегрированными. Появляются гибкость и определенность в их использовании.
Анализируя генетические особенности самосознания подростка, И.И. Чеснокова отмечала, что в процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо качеств деятельности, а затем личностные качества [4, с 68]
Образы Я у подростка становятся более обобщенными, устойчивыми; возникает и постепенно усиливается разграничение и противопоставление наличного и идеального «Я»; меняется удельный вес и значимость осознаваемых компонентов. Растут внутренняя последовательность, цельность, устойчивость «образа Я». Однако, как подчеркивает И.С. Кон, в подростковом возрасте, «когда индивид особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня
притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку» интегративные процессы отстают от процессов дифференциации [5. с. 268].
Результаты самонаблюдения и самоанализа, к которым подросток обращается достаточно часто, фиксируются в его самооценке. Развитие самооценки подростка - сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует его действительным ВОЗМОЖНОСТЯМ. При этом процесс установления самооценки сопровождается переживаниями самых разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой экспрессивностью, и переживания, включенные в процесс самопознания, становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности [2, с. 235]. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива, противоречива и в основном неадекватна.
В то же время самооценка подростка под влиянием оценки результатов учебной деятельности, отношений сверстников и взрослых, вследствие дальнейшей интеграции собственного познавательного и аффективного опыта становится все более объективной и дифференцированной, обобщенной, утонченной. Она теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями общества и ближайшего коллектива, включает оценку прошлого, связывается с устремлениями на будущее и идеалами подростка, учитывает многие стороны познанного им в себе. По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей [6, с. 125; 7, с. 221]. Было установлено, что в подростковый период формируется умение оценивать себя не только через требования взрослых, но и через собственные требования.
В целом, в самооценке подростка происходят следующие преобразования.
1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.
2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен
констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.
3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.
4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.
6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.
7. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка [8, с. 237].
Самооценка, в свою очередь, оказывает влияние на саморегуляцию поведения подростка. В подростковом возрасте, таким образом, самосознание все в большей степени включается в процесс управления поведением. До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно, преимущественно без включения самого субъекта в процесс его формирования. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания в этот период появляется еще одна основная линия его развития, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе [4, с. 67].
Рассматривая особенности подросткового этапа генезиса самосознания в единстве трех сторон - самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции, И И Чеснокова выделила в становлении каждого из компонентов самосознания два уровня. На первом уровне осознание себя формируется через соотнесение субъектом себя с другими людьми (система «Я и другие»), на втором -через соотнесение с самим собой (система «Я и Я») Второй уровень - когда человек соотносит получаемую информацию с уже имеющимися знаниями о самом себе, у него возникает обобщенный образ Я, усложняются способы изучения и анализа собственного мира (самопознание), возникает устойчивое, осознанное эмоциональное отношение к себе, чувства, адекватно соотнесенные с объективным миром (эмоционально-ценностное отношение к себе), становится возможным планирование личностью целенаправленных изменений в себе самой, основным механизмом
саморегулирования поведения личности становится самооценка (саморегуляция). — возникает в подростковом возрасте.
Анализ литературы, посвященной динамике когнитивной, эмоциональной, регулятивной составляющих подросткового самосознания (при переходе от среднего подросткового возраста (седьмой класс) к старшему (девятый класс)). показал следующее:
- в седьмом классе происходит снижение уровня сам о презентации, выраженное в уменьшении количества суждений о себе (по сравнению с шестым классом). В старшем подростковом возрасте (девятый класс) возникает высокий уровень развития рефлексии;
- существенно меняется к девятому классу и содержание образа Я. Возрастает система собственных ценностей: значимыми становятся категории, связанные с представлением о собственных ценностях, идеалах и рефлексией собственных чувств. Усиление субъективности, психологичности, динамичности самовосприятия обнаруживается и в том. что подростки начинают указывать на изменчивость и ситуативность своих качеств и характера;
-увеличение к девятому классу количества неопределенных, амбивалентных высказываний о себе {Я не хуже, но и не лучше других) и высказываний, характеризующих целостное отношение к себе (Я хороший человек. Я способен сделать что-то значительное в жизни). Это свидетельствует о тенденциях перерастания частных самооценок в общее отношение к себе, интегрирования, сознания себя как единого целого;
- при переходе от седьмого к девятому классу претерпевает изменения уровень притязаний подростков: отношение к результатам собственной деятельности становится более дифференцированным, формируется способность отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности [9. с. 95].
Наибольшее количество исследований посвящено динамике самооценки подростка. Наряду с указанными выше общими тенденциями изменения самооценки в подростковом возрасте - в сторону повышения объективности и адекватности и в то же время нестабильности и противоречивости - отмечаются и более детальные изменения в ней внутри подросткового возраста. Так, установлено, что самооценка минимальна в возрасте 12
лет, что может быть связано с переходом в среднюю школу, а также с возросшей критичностью к себе, связанной с развитием логического мышления [7, с. 229]. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна менее позитивна, чем в младшем школьном возрасте [1,3].
При сравнении самооценки младших школьников и младших подростков обнаружилось, что на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося на учебу и взаимоотношения с окружающими. При этом если для младших школьников критерием в оценке своей личности являются качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности, то для подростков -нравственно-психологические черты, связанные с взаимоотношениями с другими людьми [10, с. 77].
В развитии эмоционально-ценностного отношения к себе в подростковом возрасте A.M. Прихожан выделяет три этапа. Младших подростков (10-11 лет) характеризует общее положительное отношение к себе, однако около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. При этом дети обнаруживают острую потребность в самооценке и в то же время переживание невозможности оценить себя. На второй стадии (12-13 лет) наряду с общим положительным отношением появляется также ситуативное отрицательное отношение к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих. В то же время переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении. На следующей стадии подросткового возраста (13-15 лет) возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в данный момент [11, с. 75].
Развитие самосознания подростков В С Мухина рассматривает в соответствии с предложенной ею целостной структурой самосознания личности, непрерывно развивающейся на протяжении онтогенеза. Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее, определиться в социальном пространстве -осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие себе
особенности с проявлением сверстников и взрослых [12].
Итак, к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит переход от оценки, заимствованной от взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Фундаментальные сдвиги, происходящие в самосознании в подростковом возрасте, позволяют определить его ключевым периодом развития самосознания личности
Эти изменения в сфере самосознания подростка имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления его как личности.
Литература:
].Фелъдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
2.Божович ЛИ. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Феяьдштейна. - М.: Изд-во
«Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-352 с.
3. Шилыытейн Е С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопр. психологии. - 2000. - № 2. - С. 69-78.
4.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - 146 с.
5.Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат. -1978. -367 с.
6.Ремшмидг X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. -М.: Мир, 1994.-320 с.
7. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 656 с.
8. Психология человека от рождения до смерти. Полный Kvpc психологии развитая. Под ред. A.A. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. -416 с.
9. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношеском)' возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1987. - 184 с.
10. Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика. 1987. -240 с.
11. Прихожан A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и жизни. - М: Знание, 1990. -80 с.
12. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ, вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 456 с.