6. Klever Phil. Mergers and differentiation in marriage The theory of M. Bowen'sfamily systems. M.: Kogito-Tsentr, 2005. P. 305-336. [in Russian].
7. Ksenchuk E.V. Systems thinking. The boundaries of mental models and systemic vision of the world.. M.: Delo, 2011. P. 368. [in Russian].
8. Meshcheriakov B.G., Zinchenko V.P. A big psychological dictionary. S.Pb.: Praim-Evroznak, 2005. P. 372. [in Russian].
9. Nikonov G.A., Egorova T.E. The notion of differentiation as the basis for constructing the mythology of the client. 7tya Rossiiskaia konferentsiapo ekologicheskoipsikhologii. SPb.: Nestor-Istoria, 2015. P. 339-342. [in Russian]
10. Nikonov G.A., Egorova T.E. Psychological differentiation in the concept of communication as a strategic interaction. Vestnik NIU, 2015. №3. Available at: http://niu.ranepa.ru/nauka/?page_id=5559 [in Russian].
11. Goffman, E. Strategic Interaction. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1969. P. 146.
Сведения об авторах:
Никонов Григорий Александрович,
аспирант, кафедра социологии и психологии, Нижегородский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Нижний Новгород, Российская Федерация &mail: [email protected]
Information about the authors: Nikonov Grigory Alexandrovich,
Post graduate student, Department of Sociology and Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]
Егорова Татьяна Евгеньевна,
доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра социологии и психологии,
Нижегородский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Нижний Новгород, Российская Федерация &mail^: [email protected]
Egorova Tatiana Evgenievna,
Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Sociology and Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 371.015 ББК 88.372
Э.А. Пирмагомедова, Н.И. Азизова, Р.К. Пирмагомедова
основные направления и особенности развития ценностной сферы личности
в подростковом возрасте
Статья посвящена проблеме развития ценностной сферы личности в современном мире на примере подросткового возраста. Рассмотрены основные направления ценностных ориен-таций, определено место ценностных ориентаций в структуре личности подростка. Показаны проблемы формирования личности подростка через освоение специальной сферы общественного опыта. Раскрываются особенности формирования новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Формирование системы ценностных ориентаций как показателя
.0
ф
-&
о о
X I-
о о
X
X
ф
J
CÛ
to
го s
ь
ig ^ Б «о
Ю Q.
О to о О О m
s s
* s
I*
S о и m
s °
m о
я ^
О ц
личностного взросления приходится как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.
Ключевые слова: подростковый возраст, личностное развитие, ценности, ценностные ориентации, система ценностей, личность подростка.
E.A. Pirmagomedova, N.IAzizova, R..K.. Pirmagomedova.
main directions and features of development of axiological sphere of personality in adolescence
The development of axiological sphere of personality in the modern world on the example of adolescence is discussed. The main directions of value orientations, the place of value orientations in the structure of personality of a teenager are considered. The problems of the formation of the adolescent personality through the development of special areas of social experience are shown. Peculiarities of formation of new motives and needs, transformation, and subordination are revealed. The system of value orientations as a measure of personal accounts of growing up, adolescence and is associated with awareness of the reasons for their behavior and upbringing.
Key words:adolescence, personal development, values, value orientation, value system, personality of a teenager.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению [5]. Иерархия основных отношений личности подростка не может совпадать с распределением ее главных мотиваци-онных линий. Именно то, что особенно значимо для человека, считал С.Л. Рубинштейн, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень его личности.
И.В. Дубровина и Б.С. Круглов, разделяя ценности на определённые функционалы, которые складываются в зависимости от основных сфер деятельности человека, выделяют экономические, биологические, эстетические, этические, политические ценности [4]. Следуя данной логике, можно выделить
этапность образования ценностей человека в зависимости от доступного ему вида деятельности. Вместе с нарабатыва-нием ценностного багажа личность приобретает жизненный опыт, и он включается в базу ценностных ориентаций.
На социально-психологическом уровне особенности подросткового возраста проявляются в маргинальном статусе по отношению ко взрослым: в особенностях нормативных и ценностных образований субкультуры (микросоциума).
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии и поиски системы мироздания как смыслового его компонента. К.А. Абульханова-Славская видит смысл жизни как ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления, который содержит в себе следующие аспекты:
• целевой - определяет стратегию и тактику жизни;
• эмоциональный - отражает удовлетворенность человека своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность;
• волевой - является движущей силой активности личности, обеспечивает ее
готовность к достижению жизненных целей [1].
Поиск и обретение смысла жизни -это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека, но более ценным периодом в данном процессе бесспорно является подростковый возраст. Наиболее сензитивным периодом жизненного самоопределения принято считать подростковый возраст, когда происходит осознание себя, прояснение временной перспективы будущего, определение жизненных планов. Сам подростковый возраст (от 10-11 до 15-17 лет) - возраст интенсивного проявления разноуровневого потенциала психического развития, накопленного в предыдущие периоды жизни, возраст проявления тех качеств, которые были до некоторой степени скрыты от окружающих. В.В. Смолина определяет подростковый возраст как возраст самоутверждения личности [6].
На социально-психологическом уровне особенности подросткового возраста проявляются в маргинальном статусе по отношению ко взрослым: в особенностях нормативных и ценностных образований субкультуры (микросоциума) и сверке существующих представлений с мировыми (макрокультурными) компонентами сознания.
Ведущими новообразованиями в структурах индивидуального сознания и самосознания являются иерархически построенная система ценностно-смысловых образований и устойчивое обобщенное отношение личности к себе, выражаемое прежде всего в социально-нравственной самооценке.
Ведущим критерием зрелости считается уровень и содержание следующих характеристик: стремление к самостоятельности и социальному признанию в позиции взрослого; отношение к себе, проявляемое в самооценке, структура личностной рефлексии, устойчивость интересов. Вышесказанное отражает становление личности в трех взаимосвязанных сферах: деятельности, общении, самосознании.
В подростковом возрасте начинают развиваться психосоматические процес-
сы, приводящие к концу подросткового возраста к формированию относительно самостоятельных и устойчивых взглядов, оценок, относительно устойчивой системы отношения подростков к окружающему и к самому себе. То есть происходит утверждение как этических норм, так и стереотипов психической регуляции, стойкое отношение к нормам морали.
Повышенное внимание подростка к своей внешности как проекции миро-отношений, мнений окружающих к себе связанно с особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в его среде. Но ситуация с нормативностью в нашей российской среде сложилась крайне противоречивая. С одной стороны, уничтожение диктата идеологии бездушных стандартов и конформизма на всех уровнях государственной иерархии (от семьи до информативных систем) вроде бы открывает широкую дорогу рациональному воспитанию и обучению, с другой - хаос образовательных технологий рыночных отношений во всем и, как следствие, эгоизм, трактуемый как индивидуализм, приводят к потери чётких критериев оценок как окружающих, так и себя самого.
У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Главными мотивационными линиями этого возрастного периода, связанными с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, выступают самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на
.о
ф
-&
о
0
1 I-
о о
X
X
ф
ш
со
го
ь
!г>
^ Б
<0
Ю О.
О со
о О О ей
го ш о
со
¿г
С
<
О
старших детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком.
Активно действующее психическое новообразование провоцирует подростка стремиться к «норме», чтобы у него было «как у всех», «как у других», «как у взрослых». Но на практике происходит всё наоборот - отсутствие «норм». Разница в темпах развития и почти всегда осознаваемые противоречия между жаждой и отсутствием нормы оказывают заметное влияние на психику и самосознание личности подростка. Думается, это следствие некритичного отношения к себе и повышенного контроля к другим. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше), копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны подростков могут стать и их старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается. Кризис подросткового возраста, переживаемый в период от 13 до 15 лет, - один из самых болезненных и острых. Наряду с внутренними драмами, которые нередко оказываются сложнее внешних конфликтов, молодой человек переживает мощную эндокринную перестройку организма, когда тело выходит из-под контроля. Работоспособность падает, обучение затрудняется, интересы угасают, негативизм по отношению к старшим не знает границ. Преобладание негативного новообразования
в виде ролевой спутанности предполагает регрессию на более инфантильный уровень развития, враждебность к нормативным предписаниям, рост тревожности, страха перед общением особенно с противоположным полом [2].
Поведение подростка определяется его ценностными ориентациями, но регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков [2].
Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно, нередко препятствует быстрому изменению отношения подростка ко взрослому. Динамика психических процессов и состояний подростка существенно зависит от условий, средств, способов и форм его общения с другими людьми. Кроме того, общение является основной сферой проявления эмоций и вообще психических состояний, необходимым условием формирования психологических свойств личности, её самосознания.
Развитие личности подростка во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых, основными принципами которых являются саморегуляция и самоорганизация, или закрытых, жёстко детерминированных) преобладает в её индивидуальном опыте. Психолого-педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад подростка, который с определенного момента начинает оказывать влияние на выборы его внешних связей и отношений. В связи с этим условием успешного развития личности подростка является обеспечение открытого взаимодействия, которое может определять «оптимальную настройку контуров внешнего и внутреннего регулирования системы психической органи-
зации человека за счет активного обмена энергией и информацией с внешней средой» [3].
Подростковый возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости подростков. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
В качестве основного новообразования выступают изменения в системе личных отношений, а центральным становится формирование Я-концепции, становление самосознания. Подростковый возраст характеризуется появлением следующих личностных новообразований: формирование Я-концепции и развитие самосознания, становление идентичности; стремление к самостоятельности, к самореализации и готовность к самоопределению; качественные изменения в системе личных взаимоотношений, развитие саморефлексии; формирование личностных позиций, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов; формирование самоконтроля и саморегуляции. В качестве основного новообразования выступают изменения в системе личных взаимоотношений. Эти взаимоотношения характеризуются тенденцией к более личным и значимым взаимодействиям, высокой рефлексивностью. Межличностные отношения становятся источником эмоциональных переживаний, связанных с самооценкой
и формированием Я-концепции, усиливается потребность в понимании и сопереживании, в сочувствии, в установлении доверительных взаимоотношений. Взаимоотношения со взрослыми в этом возрасте хотя и становятся более доверительными, все же сохраняют личностную дистанцию, которая проявляется в том, что в круг проблем не включаются вопросы интимной жизни. Мнения и ценности, которые старшие подростки получают от взрослых, затем переосмысливаются ими в кругу сверстников. Поэтому общение со сверстниками приобретает особую значимость и становятся одним из ведущих факторов личностного развития.
Неясность, незавершенность образа Я, легкая ранимость, настороженность, страх потерять себя затрудняют установление позитивных взаимоотношений со сверстниками. В связи с этим можно сделать вывод о значимости и необходимости оказания помощи подросткам при построении ими позитивных взаимоотношений со сверстниками.
В связи с вышесказанным подростковый возраст является уникальной естественной лабораторией для психологических исследований. С одной стороны, завершается культурное развитие ребенка, и уже можно констатировать определенные результаты, с другой стороны, подросток постоянно находится перед необходимостью выбора, содержание которого определяется как всем предшествующим развитием личности, так и требованиями социальной среды. Особенно важно то, что выбор осуществляется в большей степени осознанно. Мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем переосмысливаются в кругу сверстников.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни: соотношение философского, методологического и конкретно-научного подхода к проблеме индивида [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2000. - 224 с.
2. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа [Текст] /А.С. Арсеньев. - Алматы: Рауан, 1996. - 72 с.
3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р.Т. Байярд, Дж. Байард. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.
.о
ф
-&
о о
X I-
о о
X
X
ф
ш
со
го
ь
!г>
^ Б
<0
Ю о. О со о О О ей
^ 2
* 2
х о
т ° £■=
ф 00
Ой о X
£ ^ О ц
4. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 2001. - 192 с.
5. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации [Текст] / Д.А. Леонтьев. - Психодиагностическая серия. - М.: Смысл, 1992. -17 с.
6. Смолина, В.В. Подростковый возраст как возраст самоутверждения личности [Текст] / В.В. Смолина. - М.: Нарасвета, 2006. - 78 с.
References
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. The dialectic of human life: The ratio of philosophical, methodological and concrete scientific approach to the problem of the individual. M.: Mysl, 2000. P. 224. [in Russian].
2. Arsenyev A.S. Teenager in the eyes of the philosopher. Almaty: Rauan, 1996. P. 72. [in Russian].
3. Bayard R.T., Bayard J. Your restless teenager. M.:, Prosveshchenie, 1991. P. 224. [in Russian].
4. Dubrovin I.V. Formation of the person in the transition from teenage to youthful age. M.: Pedagogika, 2001. P. 192. [in Russian].
5. Leontyev D.A. Methods of studying the value orientations. Psychodiagnostic series. M.:, Smysl, 1992. P. 17. [in Russian].
6. Smolin V.V. Adolescence as the age of the individual self-assertion. M.: Narasveta, 2006, P. 78. [in Russian].
Сведения об авторах: Пирмагомедова Эльмира Абудиновна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Филиал Дагестанского государственного педагогического университета, г. Дербент, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Pirmagomedova Elmira Abudinovna,
Candidate of Sciences (Psychology),
Associate Professor, Department
of Pedagogy and Psychology,
Branch of Dagestan State Pedagogical University,
Derbent, Russia.
E-mail: [email protected]
□l
(0 ca о
to s
¿г
1=
<
о 60
Азизова Наира Исметовна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Филиал Дагестанского государственного педагогического университета, г. Дербент, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Пирмагомедова Регина Кельбялиевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии,
Филиал Дагестанского государственного педагогического университета, г. Дербент, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Azizova Naira Ismetovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
Branch of Dagestan State Pedagogical University, Derbent, Russia. E-mail: [email protected]
Pirmagomedova Regina Kelbyaliebna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology,
Branch of Dagestan State Pedagogical University, Derbent, Russia. E-mail: [email protected]