неумелом пользовании различные средства массовой информации могут превратиться в источник эгоизма, индивидуализма, привести к уменьшению родственных связей, породить равнодушие и нравственное безразличие к окружающим.
Эффективными методами воздействия общества на личность являются методы убеждения, переубеждения и даже принуждения. Сегодня мы имеем большой арсенал медиа средств, который является бесценным инструментом в духовном и нравственном - эстетическом воспитании молодёжи. Необходимо
Библиографический список
использовать все медиа средства, чтобы донести до молодёжи общественную идеологию, выработать у них правильные взгляды и убеждения. Воспитательная работа при этом должна оказывать положительное воздействие не только на разум, но и на чувства человека, на его эмоции, переживания, настроения. Средства массовой информации должны широко использовать положительные нравственные примеры, показывая конкретные пути их достижения и превращения в нормы и принципы жизнедеятельности личности.
1. Садулаева РС., Садулаева Б.С. Об актуальности духовно-нравственного воспитания молодёжи в условиях информационного общества. Новая наука: от идеи к результату. Междунар. период. изд. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. 29 сентября 2015. Стерлитамак: РИЦ АМИ. 2015. Новая наука: От идеи к результату. 2015; 4: 50 - 54.
2. Медоуз Д. и др. Пределы роста. Москва,1993.
3. Кадыров Р.А. О целесообразности составления свода этических норм поведения. Available at: http://ignorik.ru/docs/index-368946. html
4. Садулаева Б.С. Информационный прорыв - добро или зло? Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодёжи: современное состояние и перспективы: сб. материалов Всероссийского Конгресса, Орел, 6 - 7 апреля 2005 г. Орел, 2005.
5. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993.
6. Матрос Д.Ш. ИОС как основа системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO. Информационные и коммуникационные технологии - основной фактор реализации системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе стандарта ISO. Всероссийская научно-методическая конференция. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2010.
References
1. Sadulaeva R.S., Sadulaeva B.S. Ob aktual'nosti duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi v usloviyah informacionnogo obschestva. Novaya nauka: otideikrezul'tatu. Mezhdunar. period. izd. po itogam Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. 29 sentyabrya 2015. Sterlitamak: RIC AMI. 2015. Novaya nauka: Ot idei k rezul'tatu. 2015; 4: 50 - 54.
2. Medouz D. i dr. Predely rosta. Moskva,1993.
3. Kadyrov R.A. O celesoobraznostisostavleniya svoda 'eticheskih norm povedeniya. Available at: http://ignorik.ru/docs/index-368946.html
4. Sadulaeva B.S. Informacionnyj proryv - dobro ili zlo? Problemynravstvenno-'esteticheskogo vospitaniya molodezhi: sovremennoe sostoyanie iperspektivy sb. materialov Vserossijskogo Kongressa, Orel, 6 - 7 aprelya 2005 g. Orel, 2005.
5. Berulava G.A. Diagnostika irazvitie myshleniya podrostkov. Bijsk: Nauchno-izdatel'skij centr Bijskogo pedinstituta, 1993.
6. Matros D.Sh. IOS kak osnova sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove standarta ISO. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii - osnovnoj faktor realizacii sistemy menedzhmenta kachestva obrazovatel'nogo uchrezhdeniya na osnove standarta ISO. Vserossijskaya nauchno-metodicheskaya konferenciya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo ChGPU, 2010.
Статья поступила в редакцию 27.11.17
УДК 378
Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: [email protected]
Abdullin R.R., postgraduate, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF DEVELOPMENT OF MOTIVATIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS AT RISK. The article is dedicated to a topical problem of today's time, since it studies the basics of the motivational sphere of adolescents at risk. The work concerns deviant behavior, its motives, causes and conditions that contribute to the development and studies ways to prevent and overcome such behavior. The initial manifestations of deviant behavior in rare cases are observed in children of school and adolescence. The researchers define a very low level of intellectual development in such children, an incomplete personality's development, as well as negative influence of the family and peers, dependence on the terms of the group and its value orientations. The main pedagogical and psychological causes of deviant behavior considering those that are associated with mental and psychophysiological disorders, causes of social and psychological nature, causes, predefined age-related crises.
Key words: motive, motivation, deprivation, deviant behavior, risk group.
Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
Р.Р. Абдуллин, аспирант 3 курса Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, поскольку раскрывает сущность мотивационной сферы подростков группы риска. В статье затрагивается тема девиантного поведения, важное место отводится изучению содержания его мотивов, причин и условий, которые способствуют развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Авторами рассматриваются начальные проявления девиантного поведения, в редких случаях наблюдающиеся у детей школьного и подросткового возраста и объясняются очень низким уровнем развития интеллекта, незавершённостью развития личности, негативным влиянием семьи и сверстников, зависимостью от условий группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Данное направление также дополняется рассмотрением в качестве главных психолого-педагогических причин отклоняющегося поведения те, которые связанны с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины, предопределённые возрастными кризисами.
Ключевые слова: мотив, мотивация, депривация, девиантное поведение, группа риска.
В вопросах, касающихся девиантного поведения важное место отводится изучению содержания его мотивов, причин и условий, которые способствуют развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Понятие «мотивация» в современной научной литературе понимается в двух смыслах: во-первых, как обозначающая система факторов, определяющих поведение (к ним можно отнести потребности, мотивы, цели, намерения, стремления), во-вторых, как характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего активность поведения на каком-либо из уровней. Следовательно, мотивацию можно рассмотреть как комплекс причин психолого-педагогического характера, которые объясняют поведение человека, его начало, направленность и активность. В трактовке девиантного поведения большую роль играют недостатки правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Начальные проявления девиантного поведения в редких случаях наблюдаются у детей школьного и подросткового возраста и поясняются очень низким уровнем развития интеллекта, незавершённостью развития личности, негативным влиянием семьи и сверстников, зависимостью от условий группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У детей подросткового возраста данный вид поведения часто служит условием самоутверждения, которое выражает действия против реальной или кажущейся несправедливости взрослых и родителей.
В качестве главных психолого-педагогических причин отклоняющегося поведения рассматривают те, которые связанны с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины, предопределенные возрастными кризисами.
Важное место в трактовке появления и дальнейшего развития отклоняющегося поведения занимает мотивация подростка. Рассмотрение и объяснение мотивационной сферы - одно из самых главных и нелегких вопросов в научной литературе и, в тоже время, одно из важных. В представлении сути понятия мотивации, её роли в регуляции поведения нет однообразия взглядов. В научной литературе, которая рассматривает социальные и психологические факторы развития подростка в единстве его учебной деятельности в образовательных учреждениях общества (семья, школа, профессиональные сообщества и т. д.), исследование мотивационной сферы подростка не утрачивает своей актуальности. Для разработки психолого-педагогических основ процесса обучения и воспитания подростков важное значение имеет определение точного соответствия тем, механизма изменения их структуры, условий, вероятностей их перестройки и организации, так как сама личность является относительно стабильной формой важных, внутри себя выстроенных мотива-ционных линий. Развитие мотивов - один из наиболее значимых причин в общей системе исследования современного подростка, поскольку именно в этот период складываются образования самой личности, которые имеют непосредственное значение для прохождения социализации ребенка социальной ситуацией взрослого.
Мотивация отклоняющегося поведения подростков отличается от мотивации правомерного поведения не по форме, а по содержанию механизма, которое характеризуется наличием у девиантной личности глубокой нравственно-правовой деструкции. Основу этого изменения составляют нарушения в системе потребностей. Исследование проблемы мотивации девиантного поведения позволило дать следующее определение этому понятию [1, с. 27].
Мотивация отклоняющегося поведения представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, характеризующаяся дисгармоничностью, противоречивостью, деформированностью ее компонентов, которые побуждают к действиям и поступкам, не отвечающим нормам общества. Сущность мотивационной сферы подростка с отклоняющимся поведением состоит с одной стороны, в определенном составе и соотношении целей, потребностей и мотивов (наличие мотивов поведения, не отвечающего нормам общества, потребностей в самоутверждении за счёт противоправных действий, в доминировании безнравственных ценностей), с другой стороны, во взаимосвязанных идеях компонентов мотивации отклоняющегося поведения с компонентами эмоциональной, волевой, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции. Деформированность мотивации поведения, во-первых, может вызывать изменения в проявлении названных сфер, во-вторых, обусловлена асоциальной направленностью компонентов этих сфер.
Взгляды учёных в области педагогики, психологии, социологии и медицины определили факторы, которые благоприятно и неблагоприятно воздействуют на мотивацию поведения деви-антного подростка, впоследствии классифицирующие следующим образом: во-первых, это социальные факторы, к которым можно отнести экономико-социальные, общественно-культурные и политические условия; во-вторых, психологические и педагогические факторы, включающие в себя семейное воспитание, воспитание в школе, профессиональное воспитание и дополнительное воспитание; в-третьих, субъективные и личностные факторы, это могут быть психолого-педагогические факторы, затрудняющие адаптацию индивида в обществе [2, с. 48].
Формирование мотивационной сферы является в меньшей мере исследованным фактором в структуре «девиантной» личности. В своих исследованиях Е.П. Ильин рассматривает модель процесса мотивации, как доказывающую, что успешная деятельность, направленная на достижение определенной цели, возможна при наличии важной для человека потребности, стимулирующей исследовательскую активность, умения прогнозировать результаты и последствия своих определенных действий в зависимости от выбранного пути, осознанного намерения достичь цели. Экспериментальные результаты в научной литературе показывают, что работа с девиантными подростками в рамках стандартных подходов к ним, у которых в основном все проблемы связаны с самооценкой, оказывается безрезультатной. Оказывается неэффективным и подход, опирающийся на исследования в сфере криминальной мотивации, так как она опирается в некоторых случаях на изменения и перевоспитание отрицательных установок подростка. Психолого-педагогическая работа с девиатными подростками имеет свою определённую специфику. На практике оказываются удачными те программы, применимые для терапии зависимостей, посттравматических стрессовых расстройств и фиксации инфантильных потребностей. Эти программы основываются на работе, проводимой, прежде всего, в сфере ценностей и духовного роста подростка.
Рост болезней всех видов зависимостей, таких как наркотических, включая алкогольную, и групповых (включая уход в деструктивные культы) - это наиболее серьезные, которые беспокоят сегодня общество. Изменения ценностных структур характерны не только при заболеваниях зависимости, но и при проблемах в развитии подростка. Это дети из неблагополучных семей, которые не получают поддержки ни в семье, ни в сфере образования, ни в общественной работе общества и поэтому не развиваются нормально в возрастной периодизации, а именно в период от рождения до старшего подросткового возраста лет.
Безнадзорность среди подростков прослеживается из-за причин, вытекающих из алкогольной, наркотической зависимостей, безработицы родителей, безработицы самих подростков. По данным статистики в последнее время увеличивается контингент подростков в возрасте 14 - 15 лет, не посещающим по разным причинам общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования.
Психологам, педагогам, социальным работникам для эффективной работы с девиантными подростками, самое главное, важно иметь отличную теоретическую базу для практической работы, не просто взятую из общей психологии и педагогики, а адаптированную согласно специфике контингента, то есть в контексте его особенностей и проблем.
В мотивационной сфере подростков и юношей с отклоняющимся поведением существуют «проблемные зоны», которые отличаются от затруднений, характерных для подростков и юношей групп возрастной группы «норма». Формирование, развитие и коррекция мотивации учения подростков с отклоняющимся поведением происходит через восстановление сферы широких социальных мотивов, которые опираются, на исследование системы отношений и статуса (положения) подростка в образовательной системе в контексте учебой деятельности.
В педагогическом взаимодействии со стороны учителя отмечается стремление оценивать, одобрять или не одобрять, делать замечания об ученике. При этом он стремится, чтобы у ученика преобладал набор тех качеств, которые в системе ценностей учителя являются значимыми. Ученик, который соответствует требованиям учителя, всегда готов сотрудничать с ним, стремится к знаниям, умениям, навыкам, дисциплинирован, морально устойчив, слушается взрослых; проявляет активность в ситуациях, предоставленных учителем; соответствует (часто формально) ценностям, предъявляемыми взрослыми; не имеет «вредных» привычек. Отчуждение (отстранение) подростков от
школы, от мира взрослых, отклонения в поведении, нарушения в деятельности и отношениях, изменение ценностных ориентации являются последствиями образовательной (педагогической и социальной) депривации, поскольку в образовательной системе возможности человека в удовлетворении жизненно важных или личностно значимых потребностей периодически или длительное время ограничиваются [3, с. 56].
«Девиантный» - подчас означает всего лишь неудобный для взрослых. «Девиантный», «трудный», «отклоняющийся» - это общие понятия для больших групп подростков, отличных друг от друга, выдвинутые из-за практического удобства. «Трудный» потому, что к нему тяжело найти подход, он может быть одаренным, но гиперактивным, замкнутым, упрямым, отклоняющимся от принятых норм, страдающим хроническими заболеваниями и т. д. Причисление подростка к «трудным» связано с выраженностью не психосоматических, а поведенческих изменений. В поведении взрослого человека существуют формы, аналогичные детской трудности, которые, оставаясь в пределах нормы, представляют серьезные трудности, мешающие профессиональной деятельности, личной и семейной жизни. Если в его опыте отсутствуют какие-либо условия на возможность достижения успеха и своей полезности обществу, то он подтверждает отрицательную идентичность, продолжая выбирать формы поведения, которые усиливают её.
Д.И. Фельдштейн в своих трудах описывает, что при всех негативных чертах трудные подростки - вполне нормальные дети. У них поверхностно выражены все изменения, присущие детям подросткового возраста. У трудных подростков повышена сопротивляемость к воспитательным условиям и чувствительность к
Библиографический список
различным раздражителям окружающей среды. При педагогическом подходе, противоречащем нормам общества сопротивляемость подростка усиливается по мере того, как задевается «больное место». Исследование вопросов формирования личности трудного подростка и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками дает возможность не только преодолеть проблемы воспитания, но и создать модель формирования личности «нормального» подростка.
Серьезные изменения происходят в мотивационной структуре коммуникативного процесса. Теряют актуальность отношения со взрослыми, родителями, учителями, первоначальную важность приобретают отношения со сверстниками, друзьями, ярко проявляется потребность в принадлежности какой-либо группе.
Подростковый период очень важен в развитии «Я-концеп-ции», в формировании самооценки как основного рычага поведения и деятельности, которая оказывает непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Все перечисленные характеристики детей подросткового возраста могут породить серьезные кризисные ситуации и как следствие - психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению. В личном опыте подростков группы социального риска недостаточно тех внутренних мо-тивационных схем, в направлении которых они могли бы реализовать свою поисковую активность, а значит, они ориентированы на поиск во вне и являются зависимыми от условий той среды, в которую попадают.
1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд. «Союз», 2014.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 4-х т. Москва: Педагогика, 1991; Т. 4: Педология подростка.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва: Педагогика, 1931.
References
1. Bojko V.V. Trudnye haraktery podrostkov: razvitie, vyyavlenie, pomosch': uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izd. «Soyuz», 2014.
2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 4-h t. Moskva: Pedagogika, 1991; T. 4: Pedologiya podrostka.
3. Vygotskij L.S. Pedologiya podrostka. Moskva: Pedagogika, 1931.
Статья поступила в редакцию 22.11.17
УДК 371
Aliyevа S.Yu., Aliyevа S.Yu., Cand. of Sciences (Law), Department of Law and Humanitarian Disciplines, Branch of Dagestan
State University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
Аbdulkerimov I.Z., Cand. of Sciences (economic), Associate Professor of economic, natural and mathematical sciences branch
of the Dagestan State University, (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
MORAL AND EDUCATIONAL MEASURES TO COUNTER THE INVOLVEMENT OF MINORS IN CRIMES OF A TERRORIST NATURE. The article provides moral and educational measures to counter the involvement of minors in the Commission of terrorist crimes in the Republic of Dagestan. In particular, the socio-economic situation in the country and high unemployment don't give teens much choice. A teenager feels pressure from a difficult psychological climate prevailing in the country, in the Republic and in the family. Communication becomes a way of psychological relief for teenagers. Adults use the psychological problems of teenagers, by feeding them alcohol, drugs, harmful ideological products.
Key words: moral and educational measures, opposition, minor, involvement, crimes of a terrorist nature.
С.Ю. Алиева, канд. юр. наук, доц. каф. юридических и гуманитарных дисциплин Филиала Дагестанского
государственного университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
И.З. Абдулкеримов, канд. экон. наук., доц. каф. экономических, естественных и математических наук Филиала
Дагестанского государственного университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
В данной статье приводятся нравственно-воспитательные меры противодействия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера в Республике Дагестан. В частности, социально-экономическая ситуация в стране и высокая безработица почти не оставляют подросткам возможности выбора. На подростка растет давление тяжелого психологического климата, царящего в стране, в республике, в семье. Общение становится способом психологической разгрузки, необходимым в несовершеннолетнем возрасте. А взрослые при этом еще и стараются зарабатывать и на психологических проблемах подростков, подавая им алкоголь, наркотики, вредную идеологическую продукцию.
Ключевые слова: нравственно-воспитательные меры, противодействие, несовершеннолетние, вовлечение, преступления террористического характера.