Научная статья на тему 'Роль социальных и психологических факторов в формировании асоциального поведения несовершеннолетнего в Республике Беларусь'

Роль социальных и психологических факторов в формировании асоциального поведения несовершеннолетнего в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ADOLESCENCE / ANTISOCIAL BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR / JUVENILE OFFENDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данькова Ирина Валерьевна

В статье исследуются некоторые биологические, социальные и психологические факторы, оказывающие влияние на формирование противоправного поведения несовершеннолетних. Отмечается, что асоциальное, отклоняющееся, девиантное поведение несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной проблемой, решение которой требует особого подхода, учитывающего возрастные и психологические особенности развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social and psychological factors in the formation of the asocial behavior of the juvenile in the Republic of Belarus

In article some biological, social and psychological factors having an impact on formation of illegal behavior of minors are investigated. It is noted that the asocial, deviating, deviant behavior of minors continues to remain a current problem which solution demands the special approach considering age and psychological features of personal development.

Текст научной работы на тему «Роль социальных и психологических факторов в формировании асоциального поведения несовершеннолетнего в Республике Беларусь»

ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИИ

Данькова Ирина Валерьевна

Роль социальных и психологических факторов в формировании асоциального поведения несовершеннолетнего в Республике Беларусь

В статье исследуются некоторые биологические, социальные и психологические факторы, оказывающие влияние на формирование противоправного поведения несовершеннолетних. Отмечается, что асоциальное, отклоняющееся, девиантное поведение несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной проблемой, решение которой требует особого подхода, учитывающего возрастные и психологические особенности развития личности.

Ключевые слова: подростковый возраст, асоциальное поведение, девиантное поведение, несовершеннолетний правонарушитель.

The role of social and psychological factors in the formation of the asocial behavior of the juvenile in the Republic of Belarus

In article some biological, social and psychological factors having an impact on formation of illegal behavior of minors are investigated. It is noted that the asocial, deviating, deviant behavior of minors continues to remain a current problem which solution demands the special approach considering age and psychological features of personal development.

Key words: adolescence, antisocial behavior, deviant behavior, juvenile offender.

В Республике Беларусь формирование личности несовершеннолетнего является одной из актуальных проблем. Вопросами воспитания подростков занимаются правоохранительные органы, социальные службы, педагогические коллективы школ, комиссии по делам несовершеннолетних и др. Однако, несмотря на это, продолжается рост алкогольной зависимости, наркомании, сексуальной распущенности у подростков, которые ведут к утрате ценностных ориентаций и таких духовных ценностей, как нравственность, честность, достоинство, уважение и др. В связи с этим поведение несовершеннолетних может выходить за границы дозволенного и общепринятого. Такое поведение в специальной литературе получило название «отклоняющееся».

Цель данной статьи - определить влияние социальных и психологических факторов на формирование асоциальной личности.

Под отклоняющимся поведением в психолого-педагогической литературе понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относят непротивоправное, аморальное поведение, выражающееся в систематическом пьянстве, наркомании, занятиях проституцией и пр., а также деяния, за которые не предусмотрена уголовная ответственность. Данные виды поведения взаимосвязаны и взаимообусловлены, т. е. привычное аморальное поведе-

ние детерминирует совершение правонарушений [1, с. 407].

Часто встречающимся типом отклоняющегося поведения является девиантное поведение, определяемое как действие, не соответствующее тем или иным нормам, критериям, социокультурным традициям. Для него характерны такие поведенческие реакции подростков, как систематические уходы из дома, пропуски учебных занятий, ранний алкоголизм и наркотизация, агрессия [2, с. 124].

Для изучения девиантного поведения исследователи классифицировали признаки, характерные для тех или иных его форм. М.И. Еникеев, например, выделяет: антисоциальное поведение, т. е. поведение, находящееся в противоречии с общественным правосознанием и ценностными ориентациями (хулиганство, воровство и т. д.);

асоциальное поведение, представляющее собой некоторую разновидность отклоняющегося поведения, которое не соответствует нормам и стандартам, принятым в социуме, но при этом не влечет за собой уголовной ответственности [3, с. 233].

Согласно Терминологическому ювенологи-ческому словарю асоциальное поведение - это разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, не представляющего общественной опасности, но приносящее вред социуму [4].

Если сравнить асоциальное поведение с антисоциальным, то можно констатировать тот факт, что первое не имеет глубокой направлен-

114

ности против общественных отношений. Для асоциального поведения характерна детская и подростковая инфантильность, нередко переходящая в такие психические состояния, когда несовершеннолетние не осознают, к чему могут привести их действия и поступки, не понимают их социальный смысл.

А.А. Александров называет асоциальное поведение проблемным и приводит следующую его классификацию:

агрессивно-защитный тип поведения, который проявляется в склонности к хулиганским действиям, нарушению учебной и трудовой дисциплины, созданию конфликтных ситуаций, раннему приобщению к алкоголю и наркотикам и т. д.;

оппозиционный тип, который характеризуется повышенной конфликтностью, правовым нигилизмом, нежеланием принять общепринятые моральные и нравственные ценности, постоянным соперничеством в коллективе, доказыванием своего лидерства всеми возможными способами, а также стремлением обвинить в своих неудачах окружающих, в том числе родителей, учителей и сверстников [5, с. 32].

Анализ приведенных классификаций позволил определить ключевое понятие в формировании асоциального поведения несовершеннолетнего - это социализация индивида. В научной литературе под социализацией понимают процесс развития личности, в ходе которого она наделяется определенными качествами, самостоятельно выбирает свой жизненный путь, вектор ценностных ориента-ций, устанавливает необходимые социальные связи. И.С. Кон рассматривает социализацию как усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры. Б.Д. Парыгин, в свою очередь, считает, что социализация представляет собой вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение различных социальных ролей и функций [6, с. 23].

М.В. Андреенкова отмечает, что процесс социализации личности включает в себя ряд аспектов: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, формирование на основе полученных знаний системы ценностных ориентаций, установок и т. д.

Социализация не ограничена конкретными временными рамками и включает в себя следующие этапы:

первичная социализация - социализация ребенка;

маргинальная социализация (промежуточная) - социализация подростка;

устойчивая социализация, которая знаменует переход от юношества к зрелости.

Затем следует развитие уже социализированной личности [7, с. 45].

На первых стадиях формирования личности происходит бессознательный выбор модели поведения, который делается под влиянием ближайшего ее окружения. Сначала ребенок имитирует лишь некоторые внешние черты человека, которому подражает, а затем происходит глубокое отождествление своего Я с эталоном. При этом заимствуются такие качества характера, как доброта и мягкость, отзывчивость и решительность, мужественность, стойкость или грубость, дерзость. Подобное «вживание в образ» корректируется отношением окружающих к выбранной модели поведения [6, с. 23].

Личность подростка формируется и социализируется в условиях микросреды посредством коммуникации и установления межличностных связей. При этом нередко ребенок усваивает образцы противоправного поведения, которые и формируют у него антиобщественную установку, приводящую к таким поведенческим реакциям, как агрессия, конфликтность, чрезмерная обидчивость и т. д.

Анализ исследований в области девианто-логии позволил определить причины формирования асоциального поведения подростка. В качестве основной причины называется разрыв либо недостаточность связей подростка с обществом, обусловленные снижением авторитета взрослых из окружения подростка [8, с. 64].

Кроме того, факторами, влияющими на формирование асоциального поведения, являются: внешние условия, которые подросток в силу своего возраста, уровня образования и недостаточности жизненного опыта не способен правильно и адекватно оценить;

личностные свойства: повышенная возбудимость, эмоциональность, бескомпромиссность, юношеский максимализм, некритичность, эгоизм, замкнутость, внушаемость и др.

Известно, что на поведение индивида влияют также биологические, социальные и психологические факторы, которые взаимодействуют между собой.

Биологические факторы, провоцирующие отклонения в поведении, делятся на наследственные (генетическая предрасположенность к отклоняющемуся поведению), врожденные и приобретенные (например, инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии) [9, с. 9-11].

К социальным причинам относят неблагополучие в семье, межличностные отношения со сверстниками, учителями, родителями, недостатки школьного воспитания и пр.

Как правило, социализация личности ребенка начинается в семье, где в процессе его развития и воспитания формируется характер, жизненные взгляды, интересы и потребности, усваиваются стандарты поведения и нормы нравственности. Как показывают мно-

115

гочисленные исследования, именно неблагополучная семья является той микросредой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Ни для кого не секрет, что семьи, в которых отношения между родителями строятся на недопустимых моральных основах, преобладают конфликты, применяется физическое насилие над ребенком либо родители безразличны к его потребностям, являются десоциализирующими и дезадаптирующими. Сложные взаимоотношения между членами семьи могут вызывать серьезные изменения в психике ребенка. Выведенный из психического равновесия, не получая разумной своевременной поддержки, он подсознательно ищет помощи и сочувствия у сверстников, нередко связанных с криминальной средой [10, с. 6-7].

Образовательные организации, которые занимаются обучением и воспитанием детей, также влияют на формирование личности ребенка. Образование является показателем культурного уровня личности, степени ее приобщения к тем духовным благам, которыми располагает общество. В связи с этим образовательные организации призваны компенсировать недостатки семейного воспитания путем развития у подростков положительных потребностей, взглядов и ценностных ориента-ций. Неблагоприятно влияет на формирование личности ребенка недостаточный уровень воспитательной работы, слабая внутришкольная организация досуга подростков, а также отсутствие связи школы с родителями. В результате невысокого интеллектуального уровня несовершеннолетнего, негативного воздействия микросреды современные подростки не могут правильно оценить не только свои действия, но и поступки окружающих, что обусловливает формирование у них асоциального поведения [6, с. 79].

Конфликты подростка с семьей и школой приводят к побегам из дома и прогулам занятий, общению с деморализованными сверстниками, которые делятся с ним «житейскими мудростями», вовлекают его в нередко неблаговидные занятия. Все это усугубляет отрицательное отношение к школе, учителям, родителям. В результате формируются антиобщественные черты личности и соответствующее им асоциальное поведение. Подросток, у которого еще не в достаточной мере сформированы жизненные идеалы и позиции, а также нормы правомерного поведения, легко попадает под влияние окружающих, в том числе и отрицательное, что является одним из основных факторов, побуждающих его к совершению антиобщественных поступков.

Среди психологических факторов, детерминирующих асоциальное поведение, выделяют

особенности самосознания, темперамента, характера, эмоционально-волевой и мотива-ционной сферы, свойственные подростковому возрасту.

Каждый человек индивидуален. Один способен на глубокие чувства, решителен, ответственен перед самим собой и другими. Другой, наоборот, слабоволен и не может управлять своими эмоциями, ему тяжело бороться с жизненными трудностями, у него не сформированы цели.

В связи с этим заслуживают внимания исследования М.А. Ковальчук и И.Ю. Тархановой, которые к индивидуально-психологическим особенностям, способствующим формированию личности несовершеннолетнего правонарушителя, относят: отклонения в психическом развитии; агрессивное поведение; акцентуации характера; неадекватную, часто заниженную самооценку; инфантилизм; неустойчивое эмоциональное развитие; потребностно-мотивационные деформации; наличие страхов; тревожность; повышенную зависимость от взрослого окружения; низкий уровень интеллекта; негативное отношение к учебе; повышенную возбудимость; неспособность разрешать сложные жизненные ситуации, отсутствие самоконтроля [5, с. 39].

Кроме вышеперечисленных, можно выделить некоторые особенности характера, которые усматриваются в различных видах деятельности несовершеннолетних, отношении к себе и окружающим, - нежелание учиться или работать, лень, эгоизм, упрямство, легкомысленность, грубость, лживость и пр.

Таким образом, на формирование личности доминирующее влияние оказывают такие факторы, как индивидуально-психологические особенности, социально-экономические условия, микросреда - семья, школа, сверстники и т. д. Под влиянием социальной среды передается человеческий опыт, формируются определенные потребности, стремления, способы поведения и жизненные позиции. Для того чтобы снизить число несовершеннолетних с признаками асоциального поведения, необходимо проводить с ними и их родителями комплексные профилактические мероприятия [11, с. 112].

В заключение отметим, что первостепенной задачей является изменение структуры потребностей и интересов подростков посредством включения их в общественно полезные виды деятельности, а также целенаправленная работа с неблагополучными семьями, в которых родители и другие родственники могут оказывать негативное влияние на социализацию личности несовершеннолетнего, выступая примером асоциального поведения, формируя отрицательные ценностные установки.

116

1. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Мн., 2001.

2. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Мн., 1998.

3. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: учеб. для вузов. М., 1996.

4. Терминологический ювенологический словарь / под науч. ред. Е.Г. Слуцкого. М., 2005. URL: https://yuvenologichesky.academic. ru/13 (дата обращения: 25.01.2019).

5. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиант-ное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. М., 2014.

6. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника: учеб. пособие. М., 1975.

7. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. 1970. № 3.

8. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон / под ред. А.А. Реана. М., 2016.

9. Особенности формирования и причины противоправного поведения несовершеннолетних: учеб.-метод. пособие / С.А. Кадуш-кин, В.Б. Шабанов, Е.А. Никишин. Мн., 2011.

10. Профилактика правонарушений и формирование правовой культуры учащихся / сост. И.В. Журова. Мн., 2014.

11. Данькова И.В., Перунов М.В. Особенности профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями из неблагополучных семей // Вестн. Могилев. гос. ун-та им. А.А. Кулешова. Сер. D, Экономика, социология, право. 2018. № 1.

1. Dictionary of practical psychologist / comp. S.Yu. Golovin. Minsk, 2001.

2. Yurchuk V. V. Modern Dictionary of Psychology. Minsk, 1998.

3. Enikeev M.I. Fundamentals of general and legal psychology: textbook for universities. Moscow, 1996.

4. Terminological Juvenile Dictionary / sci. ed. by. E.G. Slutsky. Moscow, 2005. URL: https:// yuvenologichesky.academic.ru/13 (date of access: 25.01.2019).

5. Kovalchuk M.A., Tarkhanov I.Yu. Deviant behavior: prevention, correction, rehabilitation. Moscow, 2014.

6. Antonyan Yu.M. Social environment and the formation of the identity of the offender: textbook. Moscow, 1975.

7. Andreenkova N.V. The Problem of Socialization of the Person // Social Studies. 1970. 2016. № 3.

8. Psychology of deviance. Children. Society. law/ed. by A.A. Reana. Moscow, 2016.

9. Features of the formation and causes of unlawful behavior of minors: educational-methodical manual / S.A. Kadushkin, V.B. Shabanov, E.A. Nikishin. Minsk, 2011.

10. Prevention of offenses and the formation of the legal culture of students / comp. by I.V. Zhurov. Minsk, 2014.

11. Dankova I.V., Perunov M.V. Features of preventive work with juvenile offenders from disadvantaged families // Bull. of Mogilyov State University named after A.A. Kuleshov. Ser.: D, Economics, sociology, law. 2018. № 1.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Данькова Ирина Валерьевна, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Могилевского института МВД Республики Беларусь; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.V. Dankova, Senior Lecturer at the Department of Legal Disciplines Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus; e-mail: [email protected]

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.