М. В. Бутова
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
THE REASONS FOR DEVELOPMENT OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: CORRECTION AND PREVENTION
В статье дается характеристика девиантного поведения несовершеннолетних как основной предпосылки к совершению правонарушений на основе примеров из судебной практики Следственного комитета Российской Федерации выделены основные причины отклоняющегося поведения у детей, а также обозначены некоторые направления совершенствования профилактики девиантного поведения данной категории.
This article discusses the deviant behavior ofminors as the main prerequisite for the Commission of offenses, based on examples from the judicial practice of the Investigative Committee of the Russian Federation identified the main causes of deviant behavior in children, as well as some provisions for the prevention of deviant behavior in this category.
В последнее время девиантное (отклоняющееся) поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобретает массовый характер. В России отмечается рост детской безнадзорности и беспризорности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклоняющимся поведением. По данным МВД России, ежегодно подростками совершается около 50 тыс. преступлений [4], в том числе совершаемых группами несовершеннолетних.
Современные исследователи подразделяют девиантное поведение с учетом особенностей взаимодействия человека с реальными событиями на следующие виды:
- преступное (криминальное);
- делинквентное (допреступное);
- аморальное (безнравственное).
Делинквентность традиционно трактуется следующим образом — правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой послед-
ствий, предусмотренных уголовным законодательством, а значит, здесь подразумевающее административное правонарушение. Хотя, например, словарь немецкого языка дает нам следующее значение слова «делинквентность» — все случаи нарушения норм, которые предусмотрены уголовным кодексом, то есть все юридически наказуемые деяния. Некоторые отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной, а лица, достигшего совершеннолетия — криминальной [6].
С. А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по
содержанию и целевой направленности. Она выделяет докриминогенный уровень, суть которого заключается в том, что несовершеннолетний еще не является объектом преступления, и криминогенные проявления — асоциальное поведение преступной ориентации [6].
Нам импонирует мнение В. В. Ковалева, который обозначает десять основных форм проявления отклоняющегося поведения, среди которых:
- уклонение от учебной и трудовой деятельности;
- систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
- антиобщественные насильственные действия (драки, совершение мелких хищений, порча и уничтожение чужого имущества и т.д.);
- антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
- антиобщественные действия сексуального характера;
- злоупотребление алкоголем;
- употребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача;
- самовольные уходы из дома, бродяжничество (беспризорность, безнадзорность);
- азартные игры и прочие виды отклоняющегося поведения [6].
Данная классификация требует установления истоков девиантного поведения подростков, чаще всего проявляющегося в алкоголизме, наркомании, проституции, а также совершении ими противоправных действий в обществе.
Ненормативное поведение должно рассматриваться комплексно в социально-культурном, личностном и педагогическом аспектах. Для них выступает общий феномен семейной, субкультурной и образовательной среды, которая в свою очередь для ребенка является основой для его социализации.
На наш взгляд, отклоняющееся поведение возникает вследствие асоциальных и даже насильственных отношений между членами семьи. Ребенок, находясь в данных условиях, как правило, впитывает эту «норму» и практикует ее, находясь в общественных местах, или же дети сами становятся жертвой вследствие ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей.
Обратимся к практике Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК РФ). Так, следственными органами СК РФ по Тамбовской области возбуждено уголовное дело в отношении 46-летнего мужчины, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). По версии следствия, подозреваемый, явля-
ясь приемным родителем (опекуном) двух родных сестер (7 и 8 лет), применял в отношении одной из девочек физическую силу. В феврале 2019 года мужчина нанес 8-летнему ребенку несколько ударов рукой, в том числе по лицу. Затем он отправил девочку на улицу при минусовой температуре без верхней одежды. «Воспитательные» меры, в том числе с применением насилия, применялись к ребенку периодически за любые провинности. Педагоги в школе, увидев кровоподтеки и синяки на лице и теле ребенка, сообщили об этом в органы опеки и попечительства. На следующий день дети были изъяты из этой семьи [2].
К сожалению, в современном российском обществе отсутствуют четко выработанные социально-культурные технологии по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые соответствовали бы масштабу и глубине проблемы. Поэтому наиболее эффективными выступают методы предупреждения негативного девиантного поведения со стороны субъектов системы профилактики в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ [5]. Основным субъектом профилактики правонарушений являются инспекторы по делам несовершеннолетних (далее — ПДН). Для наиболее эффективного решения своих задач им необходимо поддерживать тесный контакт с органами, осуществляющими образовательную деятельность. Именно от педагогов в первую очередь зависит своевременность выявления ненормативного поведения в коллективе среди детей, дающая возможность сократить число факторов отклоняющегося поведения и нейтрализовать возможное противоправное деяние. Взаимодействие образовательных организаций с ПДН является основополагающим фактором предупреждения правонарушений.
Старший помощник председателя Следственного комитета Российской Федерации Игорь Комиссаров при проведении в Свердловской области круглого стола на тему «Профилактика преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних» верно отметил, что для решения вопроса борьбы с преступностью нет необходимости увеличивать штат педагогов или психологов. Требуется прежде всего повышать уровень профессионализма имеющихся специалистов [3].
Ярким примером безответственного отношения к своему делу социальных педагогов является, в частности, то, что следствием и судом по Красноярскому краю установлено, что в апреле 2017 года родители детей в возрасте 4-5 лет, посе-
щающих среднюю группу детского сада «Колосок», заметили следы от уколов иголкой на теле ребят. Дети рассказали родителям, что у их воспитателей есть «помощницы» — канцелярские кнопки, которыми они в качестве наказания за «плохое» поведение кололи детей. Следователям удалось установить, что с 2016 по апрель 2017 года воспитатели умышленно в целях наказания и понуждения детей к определенному поведению в каждом случае их непослушания неоднократно наносили уколы канцелярскими булавками с цветными круглыми головками в область языка, ягодиц, верхних и нижних конечностей и других частей тела малолетних детей, систематически причиняя тем самым физическую боль. В ходе следствия воспитатели не признали свою вину [7].
Собранные следственными органами СК РФ по Красноярскому краю доказательства суд признал достаточными для вынесения приговора в отношении двух воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5 «Колосок» в возрасте 40 и 49 лет. Они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных пп. «а», «г», «е» ч. 2 ст. 117 УК РФ (истязание), ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) с назначением наказания в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.
Так, мы можем констатировать, что специалисты дошкольного образования (воспитатели) проявляют крайнюю некомпетентность в работе с детьми. Следовательно, к причинам роста отклоняющегося поведения можно отнести:
- отсутствие воспитательной работы с «трудными» детьми и подростками;
- неэффективность организации работы с ними на уроке и во внеурочное время;
- неумение и нежелание учителя преодолеть недостатки, которые связаны с индивидуальными особенностями ребенка.
Проведенный анализ судебной практики СК РФ позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства в области противодействия безнадзорности и совершению правонарушений среди несовершеннолетних. В рамках государственной политики в интересах детей для реализации одной из главных задач по снижению преступности среди подростков нами предлагается создание на уровне субъектов Российской Федерации региональных программ, разработанных основными субъектами профилактики, такими как: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления со-
циальной защитой населения, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органом по делам молодежи, органом управления здравоохранением, органом службы занятости, учреждением уголовно-исполнительной системы и, безусловно, территориальным органом внутренних дел [1].
Основными направлениями при разработке данных программ по профилактике правонарушений несовершеннолетних будут являться:
- защита прав и интересов ребенка в семье, оказание поддержки данному социальному институту;
- охрана здоровья детей, обеспечение их безопасности;
- минимизация детской безнадзорности и правонарушений, совершаемых категорией несовершеннолетних;
- защита детей, находящихся в социально-опасных условиях;
- защита и обеспечение досуга детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
- обеспечение безопасного информационного пространства и т.д.
Безусловно, не менее важным аспектом в своевременном выявлении фактов девиантного поведения служит совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми.
Таким образом, работу с несовершеннолетними следует осуществлять комплексно, с привлечением всех заинтересованных служб и включая их медицинское, психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение. Медицинское сопровождение несовершеннолетних осуществляют врач-педиатр, врач-психиатр, другие медицинские работники путем медикаментозной поддержки адекватного психического состояния и реабилитации. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется педагогом-психологом и педагогами образовательного учреждения и включает ликвидацию психологических предпосылок девиантного поведения, своевременное выявление причин возможных нарушений поведения, консультативную помощь в стрессовой ситуации. Социально-педагогическое сопровождение осуществляется социальным педагогом учреждения совместно с инспектором ПДН и охватывает такие методы работы, как наблюдение, сбор информации об отклоняющемся поведении ребенка, индивидуальное собеседование, правовой лекторий и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонян Ю. М., Личность преступника и профилактика преступлений. — М. : Проспект, 2017. — 224 с.
2. В Тамбовской области возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей по воспитанию ребенка. — URL: https://sledcom.ru/ (дата обращения: 14.04.2019).
3. Старший помощник председателя Следственного комитета Российской Федерации принял участие в проведении круглого стола «Профилактика преступлений, совершённых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних» в Екатеринбурге. — URL: https://sledcom.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).
4. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года / Главный информационно-аналитический центр МВД России. — М., 2018.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.
6. Девиантное поведение детей и подростков в современных социо-культурных условиях : учебное пособие. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — 184 с.
7. В Красноярском крае две воспитательницы признаны виновными в истязании детей. — URL: https://sledcom.ru/ (дата обращения: 18.04.2019).
REFERENCES
1. Antonyan Yu. M., Lichnost prestupnika i profil-aktika prestupleniy. — M. : Prospekt, 2017. — 224 s.
2. V Tambovskoy oblasti vozbuzhdeno ugolov-noe delo po faktu nenadlezhaschego ispolneniya opekunom obyazannostey po vospitaniyu rebenka. — URL: https://sledcom.ru/ (data obrascheniya: 14.04.2019). "
3. Starshiy pomoschnik predsedatelya Sledstven-nogo komiteta Rossiyskoy Federatsii prinyal uchastie v provedenii kruglogo stola «Profilaktika prestupleniy, sovershYonnyih nesovershennoletnimi i v otnoshenii nesovershennoletnih» v Ekaterinburge. — URL: https://sledcom.ru/ (data obrascheniya: 15.04.2019).
4. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar-dekabr 2018 goda / Glavnyiy informatsionno-analit-icheskiy tsentr MVD Rossii. — M., 2018.
5. Ob osnovah sistemyi profilaktiki beznadzor-nosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih : feder-alnyiy zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ (red. ot 27.06.2018) // Sobranie zakonodatelstva RF. — 1999. — № 26. — St. 3177.
6. Deviantnoe povedenie detey i podrostkov v sovremennyih sotsio-kulturnyih usloviyah : uchebnoe posobie. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2013. — 184 s.
7. V Krasnoyarskom krae dve vospitatelnitsyi priznanyi vinovnyimi v istyazanii detey. — URL: https://sledcom.ru/ (data obrascheniya: 18.04.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Бутова Мария Владимировна. Адъюнкт института.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. +7 (473) 200-52-98.
Butova Maria Vladimirovna. Post-graduate cadet.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. +7 (473) 200-52-98.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение; несовершеннолетние правонарушители; профилактика правонарушений; причины девиантного поведения; предупреждение преступности несовершеннолетних.
Keywords: deviant behavior; juvenile offenders; crime prevention; causes of deviant behavior; juvenile crime prevention.
УДК 342