Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект'

Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4935
1458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / DEVIANT BEHAVIOR / MINORS / SYSTEM OF PREVENTION OF OFFENSES / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеев С. Л.

В статье рассматриваются направления, предупреждения девиантного поведения молодежи, психолого-правовая профилактика, которые призваны изменить отрицательные мотивационные установки и динамические стереотипы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the directions, preventions of deviant behavior of youth, psychology-legal prevention which are urged to change negative motivational installations and dynamic stereotypes are considered.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект»

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ПСИХОЛОГО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

СЛ.Алексеев

В статье рассматриваются направления, предупреждения девиантного поведения молодежи, психолого-правовая профилактика, которые призваны изменить отрицательные мотивационные установки и динамические стереотипы. Ключевые слова: девиантное поведение, несовершеннолетние, система профилактики правонарушений, правовая культура

In article the directions, preventions of deviant behavior of youth, psychology-legal prevention which are urged to change negative motivational installations and dynamic stereotypes are considered.

Key words: deviant behavior, minors, system of prevention of offenses, legal culture

В настоящее время проблема девиантного поведения является междисциплинарной и изучается целым рядом наук: педагогической медициной, психологией, педагогикой, философией, социологией, криминалистикой и др. Применение данных подходов позволяет на теоретическом уровне проанализировать систему детерминации девиантного поведения, выработать методологические принципы в исследовании девиаций в поведении, определить возможности и механизмы социального контроля над отклоняющимся поведением, основные направления его первенции. Вместе с тем, актуален криминологический подход. Прежде всего, потому, что имеет дело с самым вызывающим видом отклонений — с преступным поведением.

В широком смысле девиантное поведение - это поведение человека, отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения.

Представители различных научных дисциплин совершали попытки осмысления феноменов девиации в рамках отдельных подходов.

В рамках криминологического подхода Н.В. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

«1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях».

А.А. Косенко указывает, что расширение масштабов и форм проявления преступной девиантности несовершеннолетних обусловлено, в значительной степени, духовно-нравственной деградацией общества, которая привела к появлению своеобразной девиантной субкультуры,

создающей предпосылки для воспроизводства преступности и ставшей важным регулятором в формировании личности несовершеннолетнего. В этих условиях преступные девиации становятся сейчас не только и столько формой фрустрации, но и неотъемлемым элементом образа жизни несовершеннолетних. Особую роль в этом играет прогрессирующая деградация имеющейся системы традиционных институтов социализации личности.

По данным МВД России за 2009 год, 85 452 несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 94 720 преступлений, 29 613 преступлений, совершенных подростками, относятся к категории тяжких и особо тяжких. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2009 году осуждены 56 395 несовершеннолетних, из них к лишению свободы - 11674, 143 оправданы. В 2010 году осуждены 46954 несовершеннолетних, из них к лишению свободы - 8644. Среди осужденных в 2010 году 4723 несовершеннолетних женского пола.

В 2009 году каждое шестнадцатое (6,4%), а в 2010 году - каждое восемнадцатое (5,6%) совершено несовершеннолетними или при их соучастии. По сравнению с предыдущими годами наблюдается снижение преступности несовершеннолетних. Во многом это результат усиления внимания государства к проблемам детства. Однако в значительной степени причина снижения -демографический кризис, который пришелся на 1992-1996 годы, вследствие которого к настоящему времени и сформировался сравнительно малочисленный контингент несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Так, коэффициент рождаемости в 1996 году равнялся 8,9 на 1 000 человек. Для сравнения: в 1980 году - 15,9 на 1 000 человек. Поэтому в 1995 году в России было 38 млн несовершеннолетних, а сейчас их только 26 млн.

Следует обратить внимание на соотношение мальчиков и девочек среди несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности. Примерно 90 - 95% преступлений совершают юноши, и не более 5 - 10% девушки. Преобладание лиц мужского пола связанно с психологическими особенностями. Большую часть преступлений, совершённых девушками, составляют преступления имущественного характера. Другая часть - это преступления против личности, убийцы собственных детей, по большей части только что родившихся. Среди данной категории очень небольшой процент тех, кто раскаялся в содеянном. Проявление женской преступности зачастую выражается в организации преступных групп для совершения краж, вымогательства, разбойных нападений без участия преступников - мужчин.

Рассматривая социально-экономические причины девиантного поведения, нельзя недооценивать роль субъективных причин, коими являются духовное и нравственное воспитание. Влияние семьи на подростков трудно переоценить. Установлено, что безнадзорность дает 80% преступлений, 60% подростков приобщаются к алкоголю в семье. Около 25-30% девиантных подростков выходят из семей, где родители постоянно конфликтуют между собой.

Дети, являясь наиболее незащищённой частью населения, нередко подвергаются разным формам насилия: у себя дома, в школе и на улице, с раннего детства бывают вынуждены зарабатывать на жизнь различными способами, в том числе занятием проституцией,

распространением наркотиков. Сталкиваясь с неблагополучием в семье, дети уходят из семей и ищут защиты в среде подобных.

Так, из 56395 несовершеннолетних, осужденных в 2009 году 14165 несовершеннолетних были ранее судимы (имели непогашенные и неснятые судимости). Одной из причин рецидивов преступлений является то, что несовершеннолетние правонарушители, надеясь на гуманность действующего законодательства в отношении несовершеннолетних преступников, опьяненные безнаказанностью, к которой они часто относят и условное осуждение, совершают не просто рецидивы преступлений, а более тяжкие правонарушения.

В современной криминологической науке в последние годы наряду с констатацией ведущей роли социальных факторов, влияющих на формирование преступного поведения несовершеннолетних, в изучении механизма преступности большое внимание стало уделяться личностным особенностям подростков-правонарушителей.

В подростковом возрасте завершается последний этап формирования личности и встаёт самая важная для подростка проблема осознания себя, как личности, а так же своего будущего. Неизбежное проявление собственной самостоятельности и потребность в реализации своих решений становятся причинами, подталкивающими несовершеннолетних на противоправные действия и поступки.

Обращаясь к активным формам девиантных субкультур, невозможно обойти тот тревожный факт, что несовершеннолетние всё чаще вовлекаются в этнорелигиозные конфликты, экстремистские группировки и националистические движения. Опасность такой тенденции заключается в том, что молодые люди могут стать на путь совершения террористических преступлений. Собственно, это уже свершилось. Как показывает анализ террористических групп, действующих на Северном Кавказе, в их составе немало подростков, которые за определённую плату или безвозмездно, из одной только ненависти, участвуют в подрыве боевой техники федеральных войск, нападении на отдельные группы солдат, закладывают взрывчатые вещества и т.д. Помимо этого, в силу своей жизненной незрелости, несформированности идеалов, особенностей возрастного восприятия, несовершеннолетние вообще склоны активно участвовать в экстремистских политических движениях, подчас не очень ясно представляют себе, что это такое, но готовы выполнить достаточно рискованные задания. Другой тревожащий факт состоит в том, что те подростки, жизнь которых складывается неудачно, и особенно те, которые страдают различными психическими аномалиями, часто вовлекаются в антиобщественные тоталитарные секты.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних является одной из актуальнейших задач, стоящих перед современной Россией. Профилактика в широком смысле - это совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В целях совершенствования координационных и организационных мер по улучшению деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних созданы и действуют комплексные целевые программы предупреждения и

преодоления различных отклонений в молодёжном поведении. На федеральном уровне -Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, включающую в числе других подпрограмму "Дети и семья". Целью подпрограммы "Дети и семья» по направлению «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются: развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми; защита прав и интересов детей; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На уровне субъектов - Долгосрочная республиканская целевая программа «Программа по профилактике повторных правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Татарстан «Поверь в себя» на 2009-2011 годы, подпрограмма Республиканской программы «Дети Татарстана» «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Аналогичные программы принимаются также в муниципальных образованиях.

Прогнозируемый результат данных профилактических программ - это качественная подготовка молодёжи к профессиональной деятельности, тщательное изучение и исключение негативных симптомов поведения, составлении первоначального представления о положительных и отрицательных сторонах поведения юноши, девушки, доведение полученной объективной и субъективной информации о прогнозируемом поведении до соответствующих категорий воспитателей, преподавателей.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В.В. Лунев, анализируя особенности преступности несовершеннолетних, указывает, что предупреждение и противодействие преступности несовершеннолетних ограничивают размеры и степень общественной опасности взрослой преступности, так как 50-60% рецидивистов начинают свою преступную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте.

Меры по предупреждению и профилактике девиантного поведения предполагают комплекс реализационных мер по оздоровлению и коррекции несовершеннолетних и молодёжи, находящихся в условии, социальной и психической дезадаптации. Социально - экономические, организационно - управленческие, социально - правовые, психолого - педагогические и медико -психологические меры формируют правильное усвоение взглядов соответствующей микро и

макросреды, чтобы исключить у несовершеннолетних и молодёжи не только нравственную запущенность, но и правовой инфантилизм и даже правовой нигилизм.

При рассмотрении проблемы воспитания правовой культуры в молодежной среде внимание уделяется правовой пропаганде как основному средству формирования правопослушной личности, так как применительно к личности каждого молодого человека правовая культура это не только исполнение закона, но и знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний, знание и выполнение своих юридических обязанностей. Правовая пропаганда призвана противостоять социокультурным и правокультурным истокам правового нигилизма в современном российском обществе как проявлению деформации структуры социального пространства.

Для защиты прав и интересов несовершеннолетних Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями и учреждениями регулярно осуществляют мероприятия, такие как: "Подросток - семья", "Подросток - неформал", "Подросток - игла", "Подросток - лето", "Подросток - курорт", "Милиция и дети", "Семья", "Условник", "Лидер", "Внимание, дети", "Мак", "Беспризорник". В Республике Татарстан организована деятельность молодежного оперативного отряда "Форпост", целью которого является профилактика и пресечение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Существует мнение, что создание психологической службы в органах внутренних дел послужит надежной предпосылкой адаптации, реабилитации и социализации личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Министерство внутренних дел активно формирует институт школьных инспекторов милиции. В образовательных учреждениях их число уже составляет более 3,2 тысяч. Разработаны специальные должностные инструкции, где четко определены задачи инспекторов по работе в образовательном учреждении, устанавливается график их нахождения в школах, обязанность пресекать факты торговли спиртными напитками и наркотическими средствами вблизи школ и другие антиобщественные явления. Школьные инспекторы выступают в педагогических советах, разрешают правовые вопросы, занимаются правовым воспитанием учащихся, ежемесячно информируют руководство о ситуации с правонарушениями несовершеннолетних. Возрождаются с участием сотрудников ПДН, школьные советы профилактики, формируются активы родительских комитетов, школьные отряды поддержания порядка.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст.6.10), за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22).

Улучшить положение в области преступности несовершеннолетних призваны Уполномоченные по правам ребенка. В Республике Татарстан должность Уполномоченного по правам ребенка учреждена в целях усиления гарантий государственной защиты прав ребенка, содействия их соблюдению и уважению государственными органами Республики Татарстан, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 35.1 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан. Приоритетной задачей Уполномоченного по правам ребенка г. Санкт-Петербурга является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 3 Закона Санкт-Петербурга «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге».

Следует согласиться с В.А. Пимоновым, который отмечает, что в действующей системе профилактики девиантного поведения отмечаются серьезные недостатки и просчеты: отсутствие надежных и внятных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами профилактики; отсутствие методик включения в систему профилактической работы семьи несовершеннолетнего как важного социального института и естественной среды обитания ребенка; семья и по сей день рассматривается, главным образом, как объект управления и принуждения, но не как субъект системы дошкольного образования; сведение отношения педагогов с трудными подростками к мерам карательной профилактики, что приводит к возникновению у подростков общественно-отрицательных форм поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности; осуществление в школах главным образом не столько профилактической работы, сколько коррекции отклоняющегося поведения учеников.

В основные направления предупреждения детерминантов преступности несовершеннолетних и молодежи входят:

1. Улучшение социально - экономической обстановки в стране. При условии повышения уровня материального благосостояния населения будет улучшаться и социально - экономическое положение малообеспеченных слоёв населения. Задача государства - создавать в отношении семьи программы по её укреплению и нейтрализации кризисных брачно - семейных процессов, в том числе внутрисемейных конфликтов.

2. Совершенствование школьного обучения и воспитания, а также профессионального образования.

3. Активизация работы общественных и религиозных организаций. Особое значение в профилактике преступности имеет охрана прав личности.

4. Обеспечение разумного досуга подростков.

5. Неотвратимость наказания. Очень часто подросткам назначают условное наказание с отсрочкой исполнения или освобождают из мест лишения свободы досрочно, и, многие из них воспринимают это, как снисхождение к ним. Такие послабления зачастую приводят к повторным

преступлениям. Даже те несовершеннолетние, которые не попали в места лишения свободы, а посидели на скамье подсудимых, чувствуют себя героями. И этот так называемый героизм необходимо развенчивать в обществе.

6. Помощь сиротам и детям без родителей. Необходимые составляющие в решении данной проблемы: шефство, положительная эмоциональная обстановка в местах проживания, обеспечения образования и профессии, пресечение антиобщественного влияния преступников.

Предупреждение, профилактика и перевоспитание несовершеннолетних и молодёжи призваны изменить отрицательные мотивационные установки, сломать сложившиеся у них динамические стереотипы, сформировать потребности в положительном поведении, не игнорировать раннюю психолого - педагогическую профилактику различных отклонений в поведении молодёжи. Это обязательная задача государства и всего общества в целом.

Литература:

1. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47-57.

2. Косенко А.А. Преступная девиантность несовершеннолетних и ее профилактика (Теоретические и практические аспекты): Дис... канд. юрид. наук: 12.00.08: Краснодар, 2003 226 с. РГБ ОД, 61:04-12/720

3. См.: http://www.mvd.ru/files/AauTOcPxyhbg2fK.pdf.

4. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ /http://www.cdep.ru

5. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ /http://www.cdep.ru

6. Совершенствование механизмов работы с несовершеннолетними правонарушителями в Российской Федерации: Сборник аналитических материалов. М. ООО «Информполиграф». 2010. 80 с. (Серия «Методы работы с несовершеннолетними правонарушителями»/ Институт права и публичной политики. Проект «Повышение доступности правосудия для малоимущих групп населения Российской Федерации»

7. Долгова А.И. Криминология. М. 2002. Криминология: Учебник /под ред. Б.В. Коробейникова, Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М. 1988. Криминология. М.: изд-во МГУ. 1994. Астемиров З.А. Криминология Махачкала. 2002.

8. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003-2009 годы. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ /http://www.cdep.ru.

9. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: Психолого-правовой анализ.М.: Генезис, 2009. 428 стр.

10. Козюля В.Г. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних М. "Права человека". 2000.

11. SellinT. Culture conflict and crime. N.Y., 1938.

12. Криминология. Курс лекций/ под ред. В.Г.Гриба М.: Маркет ДС. 2010. С. 140.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7599 фразеологических выражений /Российская АН, Ин-т рус.яз; Российский фонд культуры. М. Азъ Ltd. 1992. С.646.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы// "Собрание законодательства РФ", 02.04.2007, N 14, ст. 1688.

15. Долгосрочная республиканская целевая программа «Программа по профилактике повторных правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Татарстан «Поверь в себя» на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июня 2009 г. N 412// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 12.08.2009, N 30, ст. 1234

16. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2007 N 743 "О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2008 - 2010 годы"// Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 06.02.2008, N 5, ст. 0212

17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2008 N 1507 "О комплексных планах мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы" // "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 1, 26.01.2009, Постановление Правительства Ленинградской области от 12.02.2010 N 24 "О долгосрочной целевой программе "Профилактика правонарушений в Ленинградской области" на 2010-2012 годы" // "Вестник Правительства Ленинградской области", N 9, 25.03.2010, Решение Совета депутатов Дмитровского муниципального района МО от 25.06.2010 N 544/84.

18. "Об утверждении долгосрочной целевой межведомственной программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних на территории Дмитровского муниципального района Московской области в 2011-2014 гг."

19. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999)// "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.

20. Лунеев В.В. Криминологические, виктимологические и пенитенциарные проблемы несовершеннолетних //актуальные проблемы юриспруденции. http://copy.yandex.net

21. Пшидаток Р.М. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: теория вопроса // http://www.vestnik.adygnet.ru

22. Ибрагимова Д. М. Преступления нравственной и правовой девиации в поведении несовершеннолетних //http://marks.on.ufanet.ru

23. Кашкина Е.В. Актуальные вопросы профилактик правонарушений, совершаемых несовершеннолетними // Административное и муниципальное право, 2008, N 4.

24. Указания ГУВД от 2004 г. "О мерах по улучшению взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в профилактике правонарушений несовершеннолетних"; Приказ Департамента образования г. Москвы от 23 мая 2005 г. N 265 "О дополнительных мерах по совершенствованию воспитательно -профилактической работы образовательных учреждений Департамента образования города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся".

25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

26. Закон РТ от 03.03.2000 N 95 (ред. от 28.06.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан"//Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2000, N 3, ст. 78.

27. Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2009 N 528-98 "Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге, о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга"//(принят ЗС СПб 11.11.2009) //Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, N 29, 30.11.2009.

28. Пимонов В.А О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения// Психологическая наука и образование /// http://www.psvedu.ru/iournal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.