Эффективность системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в
учреждениях Санкт-Петербурга
System effectiveness of prevention of deviant behavior of minors in establishments of St.
Petersburg
Лексунова Анна Константиновна
Магистрант 3 курса Факультет Государственного и Муниципального Управления
СЗИУ РАНХиГС Санкт-Петербург, Россия e-mail: [email protected]
Leksunova A.K.
2nd year master's degree student Faculty of State and municipal management
SZIU, Ranepa Saint-Petersburg, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрена актуальная на сегодняшний день проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Исследовано состояние профилактики девиантного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за последнее десятилетие. Изучена эффективность субъектов профилактики в Санкт-Петербурге и предложены меры по ее повышению.
Annotation.
The article deals with topical today the problem of prevention of deviant behavior of minors. The condition of prevention of deviant behavior, neglect and offenses of minors for the last decade is investigated. Efficiency of subjects of prevention in St. Petersburg is studied and measures for her increase are proposed.
Ключевые слова: девиантное поведение; эффективность; государственные программы; правонарушения; взаимодействие субъектов; государственная политика.
Key words: deviant behavior; efficiency; state programs; offenses; interaction of subjects; state policy.
Проблема девиантного поведения несовершеннолетних, безусловно, значима для российского общества, которое находится на этапе изменения экономических, политических и социокультурных норм, что приводит к изменению ценностных ориентаций, как в общественном, так и в индивидуальном сознании. За последние годы только усиливается ценностный и нормативный кризис у современной молодежи, что непосредственно сказывается на таком неблагоприятном социальном явлении нашего общества как девиантное поведение несовершеннолетних. Личность молодого человека прошлых лет формировалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, в нынешних же условиях её становление осложнено рядом объективных, далеко не всегда позитивных, социально-экономических факторов, отсутствием четких критериев в морально-духовной сфере общества. Государственные отношения к детям несовершеннолетнего возраста являлись и будут являться важнейшей составной частью внутренней политики государства. Несмотря на множество мер, реализуемых в рамках государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения, на сегодняшний день в России остается достаточно сложной ситуация в данной области. Общественная значимость проблем девиантного поведения несовершеннолетних особенно очевидна, когда растет уровень преступности, неблагополучия, безнадзорности среди данной возрастной категории.
На сегодняшний день накоплен достаточно богатый эмпирический и теоретический материал по проблеме девиантного поведения несовершеннолетних. Различные аспекты подростковой преступности исследованы как в отечественной, так и в зарубежной социологии, психологии, криминологии, педагогике и других науках. Множество
Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017
публикаций написано Г.И.Забрянским по теме преступности несовершеннолетних. Проблема преступности несовершеннолетних в Санкт-Петербурге более подробно освещена в работах Д.А.Шестакова. Проблема профилактики преступного поведения несовершеннолетних рассматривалась следующими учеными: Подсухина Т. В., Комарницкий А. В., Косенко А.А. и др. Изучением профилактики девиантного поведения несовершеннолетних так же занимались Кондрат Е. Н., Помогалова Ю. В., Сапрунова А. Г. Потолова Е.А., Волченкова Е.В. и др. Большой вклад в изучение проблем предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних и деятельности органов государственного управления по данному направлению внесли советские ученые, как Косевич Н.Р., Кудрявцев В.Н., Гилинский Я.И. Вопросы уголовной политики в отношении несовершеннолетних и внедрении ювенальных технологий в России рассмотрены в работах Абземиловой З.Р., Камарницкого А.В., Скуратова Ю.И., Чурилина С.Н., Прудинина Н.С.
Важно отметить, что за последние годы в нормативно-правовом обеспечении государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних осуществлен настоящий прорыв. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних - одно из основных направлений социальной политики. Это объясняется тем, что гораздо легче не допустить возможных отклонений, чем бороться с их последствиями. Девиантное поведение является проблемой общества в целом, и его профилактика способствует успешному духовному и нравственному развитию государства и общества. На федеральном уровне правовую основу профилактики девиантного поведения несовершеннолетних составляет ряд законодательных актов, таких как Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а так же ряд других нормативно-правовых актов.
В Санкт-Петербурге комплексная многоуровневая система профилактики девиантного поведения создана и развивается с 2007 года, ее основы урегулированы Законом Санкт-Петербурга от 16.05.2007 N 230-42 "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге". Созданы специализированные службы, такие как молодежная биржа труда, городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», предприятие «Новое поколение», прививающее трудовые навыки несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению, а также реализуется ряд других проектов и программ.
Однако, до сих пор остаются нерешенными многие актуальные вопросы функционирования федеральной и региональных систем предупреждения преступности несовершеннолетних. Несмотря на усиленную работу, которая ведется в сфере профилактики девиантного поведения, на сегодняшний день ситуация как в России в целом, так и в Санкт-Петербурге остается достаточно сложной. Высоким сохраняется количество беспризорных, безнадзорных и несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность. В реальной практике часто несовершеннолетние, лишившиеся родительской заботы, попавшие в кризисные ситуации, криминогенное социальное окружение своевременно не выявляются и зачастую пополняют преступную среду. Процесс преодоления девиантного поведения в массовой практике решается недостаточно эффективно, во многом он протекает как стихийный процесс, оставляя данную проблему исключительно актуальной.
В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел. Во многом именно эффективность
236
деятельности этих органов обуславливает состояние преступности несовершеннолетних. При достаточно большом объеме создающихся нормативных актов и программ, каждое из направлений реформ подвергается жесткой критике, в первую очередь ввиду несистемности подхода, незавершенности проектов, формальности декларируемых целей, неадекватности полученных результатов поставленным задачам, свертывания реформ и их обратного хода. Не смотря на функционирование целого ряда субъектов профилактики, проблема асоциального поведения несовершеннолетних остается стабильно актуальной. Основные проблемы связаны с межведомственной разобщенностью, недостаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, пробелами в законодательстве. Кроме того, многие технологии заимствованы в зарубежных странах и при их использовании в нашей стране, без серьезной предварительной адаптации, в большинстве своем малоэффективны. Проведенное исследование по оценке эффективности системы профилактики девиантного поведения в Санкт-Петербурге, позволило сделать вывод, что существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно.
Одним из показателей эффективности субъектов профилактики является уровень состояния преступности несовершеннолетних. По данным статистических источников количество несовершеннолетних преступников становится с каждым годом ниже, но это связано не столько с эффективностью профилактической работы, как с демографической ситуацией, которой вызвано уменьшение доли несовершеннолетних из общего населения. В Санкт-Петербурге численность несовершеннолетних в возрасте с 14 до 17 лет сократилась за последние 10 лет с 223 978 до 141 485 человек. Поэтому для объективной оценки был рассчитан коэффициент преступности несовершеннолетних и коэффициент преступной активности в Санкт-Петербурге за промежуток времени - 10 лет (2007 - 2016 года). Во время проведения исследования использовались данные государственной статистики (Росстат, Петростат, Единая межведомственная информационно-статистическая система, Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ), ежегодные доклады Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, отчёты и информационно-аналитические материалы городского информационно-методического центра «Семья».
700 600 500 400 300 200 100
коэффициент преступности несовершеннол етних
коэффициент
преступной
активности
несовершеннол
етних
и-1
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
0
Рис. 1. Коэффициент преступности и преступной активности несовершеннолетних в Санкт-Петербурге.
В результате полученных данных на рис. 1 видно, что динамика преступности неоднородна, то есть за 10 лет коэффициент преступности, то снижался, то возрастал, а в 2016 году наблюдается значительное снижение обоих коэффициентов. 80 % опрошенных экспертов считают, что сейчас действительно существенно снизилась
подростковая преступность, что связано как с повышенным вниманием к данной проблеме государственных органов, так и с тем, что на сегодняшний день появляются новые виды девиантного поведения, которые замещают правонарушения несовершеннолетних. Кроме того, сейчас нет того количества шумных компаний на улицах, которые были раньше, подростки всё более увлекаются виртуальной жизнью, что и занимает большую часть их свободного времени.
Здесь уместно обратить внимание на то, что достоверность приведенных статистических данных недостаточно высока, так как они учитывают лишь «надводную часть айсберга» подростковой преступности. Преступность несовершеннолетних является латентной, что дает искаженное представление о ней, поэтому ее часто сравнивают с айсбергом, две трети которого скрыто под водой, а одна треть - видимая, находится над водой. Многие эксперты считают, что сейчас гораздо больше преступлений находится «под водой». На это влияет и тот факт, что уголовная ответственность начинается с 14 лет, то есть преступления, совершенные лицами младшего возраста не отражены в официальных данных. К тому же в некоторых случаях полицией регистрируются не все случаи правонарушений. Это связано с нежеланием органов снижать показатели раскрываемости или с нехваткой ресурсов для повышения выявляемости преступлений. Эта проблема касается не только структур правоохранительных органов, но и учреждений социальной защиты, которые зачастую действуют в целях повышения своей эффективности, которая отражает лишь официальные данные, а не реальное положение дел. При оценке эффективности следует учитывать фактор человеческих отношений, из-за которого данные и статистические показатели часто не несут адекватной и полной информации. В данный момент во всех государственных органах есть свои показатели, в которые конкретный орган должен вписываться. На практике часто данные просто подгоняются под необходимые показатели, что затрудняет оценку реальной ситуации в конкретной области.
При положительных показателях динамики уровня преступности несовершеннолетних, остается высок рост рецидивов среди несовершеннолетних правонарушителей. Это подтверждает доля рецидивов среди общего числа преступлений несовершеннолетних, которая изображена на рисунке 2. Данный показатель подтверждают 85 % экспертов, которые считают, что третичной профилактике уделяется слишком мало внимания. Большинство связывают это с тем, что во-первых на подростке ставится «клеймо» после совершения преступления, и это значительно затрудняет его дальнейшее социальное и личностное развитие, во-вторых после достижения совершеннолетия подросток предоставлен сам себе и никакой работы с ним не ведется и не может вестись, согласно российскому законодательству, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение которых длиться до достижения ими 23 лет. К сожалению, до сих пор приоритетным направлением в работе с несовершеннолетними преступниками остаются меры «диктаторской педагогики» и «карательной» профилактики, применяемые без должной диагностики личности несовершеннолетних, выявления природы и причин их девиаций [1, с. 4]. На протяжении долго периода периодически происходят попытки внедрения превентивных мер наказания и ювенальных технологий, но из-за ряда причин своего дальнейшего развития они не получают. Это связано как с проблемой финансирования, так и с негативным общественным мнением, которое сложилось относительно внедрения в России системы ювенальной юстиции. Антюфеева О.С. отмечает, что несмотря на общую направленность на гуманизацию уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, действующее законодательство и судебная практика не дают возможности использовать не карательные способы воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, останавливаться на индивидуализации наказания, кроме того многие из предпринимаемых государством мер являются отрывочными и не вписываются в общую систему уголовной политики в отношении несовершеннолетних [3, с. 150].
1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
И-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
•рецидивы среди несоверше ннолетних преступник ов
Рис. 2 Доля рецидивов среди несовершеннолетних преступников в Санкт-Петербурге.
Особую актуальность имеет проблема утрачивания семейных ценностей. Кризис ценности семьи, семейных отношений и отношений общества в целом оказывает очень сильное влияние на проблему асоциального поведения несовершеннолетних. Неблагополучная семья - семья, в которой нет нормальных детско-родительских отношений. Это не только неполные семьи и семьи с плохим материальным положением, большая часть это семьи, не имеющие нормальных отношений между родителями и детьми. Проблемы в семейных отношениях позже переносятся в отношений с внешним миром. Большинство социальных сирот наиболее склонны к проявлению девиантного поведения. В исследовании ценностей несовершеннолетних К.А.Овчинникова и М.В.Данилова [4, с. 848] приводят данные, где такая ценность как счастливая семейная жизнь у подростков с девиантным поведением стоит на последнем месте.
Согласно графику (рис.3), всё меньше детей, оставшихся без попечения родителей, возвращается в родную семью, чаще происходит устройство детей в приёмные семьи. Это подтверждают мнения экспертов, 100% которых считают, что на данном этапе в России только усугубляется кризис семьи и семейных ценностей. Но, несомненно, положительным моментом является то, что с каждым годом всё большее количество детей-сирот устраиваются в семьи граждан, а не государственные учреждения, так как последствия социального сиротства крайне неблагоприятны и отражаются на всей дальнейшей жизни ребенка. Отрицательный социальный опыт порождает в будущем целый комплекс проблем: психологических, медицинских, педагогических и социальных.
опека и попечительство приемная семья усыновление возвращение в семью
I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
20062007200820092010201120122013201420152016
Рис.3. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Санкт-Петербурге.
Проведенное исследование по оценке государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних позволило сделать ряд выводов и выявить имеющиеся проблемы в системе профилактики. Основные проблемы связаны с межведомственной разобщенностью, недостаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, пробелами в законодательстве. В Санкт-Петербурге с 18.01.2016 действует Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Санкт-Петербурга при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, который определяет источники и способы получения информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, а также алгоритм действий субъектов профилактики. Однако не все учреждения профилактики чётко следуют положениям нормативного акта, из-за чего и возникает множество проблем во взаимодействии субъектов. Чаще всего нарушения встречаются в деятельности органов и учреждений образования и здравоохранения. Изучение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга показало, что серьезно осложняет межведомственное взаимодействие ненадлежащее оформление документов, предоставляемых органами и учреждениями системы профилактики друг другу. Комиссии зачастую не владеют информацией о степени участия субъектов профилактики в выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Серьезной проблемой межведомственного взаимодействия является отсутствие унифицированной технологии выявления и учета семей с социальными рисками, данный фактор не редко затрудняет организацию комплексной профилактической работы.
Одной из актуальных проблем, помимо разрозненного функционирования институтов гражданского общества, является проблема позиции самого гражданского общества. Проблема жестокости, преступности и девиантного поведения несовершеннолетних в целом не может быть решена до тех пор, пока она отсутствует в сознании нашего общества. Стоит заметить, что сейчас существует беспризорность, и она как раз проявляется в том, что подросток не имеет возможности самовыражения, он не имеет опыта нормальных отношений, у него не привито уважительное отношения к беззащитным - детям, пожилым, животным, то есть подросток предоставлен сам себе. Общество должно декларировать ценность семьи, восстанавливать её. Помимо проблемы отношений в семье, в современном обществе практически нулевая заинтересованность граждан в нормальном развитии детей. Исключительная редкость увидеть, как делается замечание подростку, когда он совершает проступок. Это порождает ощущение безнаказанности, вседозволенности. Для эффективной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должен действовать не один специалист и даже не несколько, должен быть задействован весь гражданский институт, включая семью, социальные институты, субъекты профилактики и общество в целом.
Согласно количественным показателям, уровень преступности несовершеннолетних с каждым годом снижается. 2016 год является благополучным практически по всем показателям: снизилось количество беспризорных и безнадзорных, снизился уровень преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, место Санкт-Петербурга в рейтинге показателей преступности несовершеннолетних спускается на нижние позиции, приоритет при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретают семейные формы. При этом имеется ряд отрицательных моментов, таких как увеличение количества рецидивов среди несовершеннолетних преступников, проблема утрачивания ценности семьи, как среди подростков, так и среди взрослого населения, снижение процента возвращения детей-сирот в родные семьи. Все это свидетельствует о том, что государственная политика Санкт-Петербурга в сфере профилактики девиантного поведения, безусловно, является эффективной, но в ней существуют слабые стороны и проблемы, которые часто затрудняют эффективную реализацию системы профилактики. Для повышения уровня эффективности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
240
Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017
могут быть предложены следующие рекомендации.
1. Необходимо развивать кадровый потенциал. В сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должны работать не только квалифицированные специалисты, способные эффективно решать поставленные задачи, но и люди, неравнодушные к проблемам подростков. Целесообразно использовать более гибкие адаптивные формы управления, которые предоставили бы возможность для самостоятельного решения на более низких уровнях, в том числе специалистов.
2. Необходимо развивать информационную доступность для населения с целью информирования о существующих возможностях и социальных услугах. Часть социальных услуг, оказываемых населению, могла бы быть передана на муниципальный уровень, что позволило бы перейти к более клиент-ориентированному подходу.
3. Между всеми субъектами профилактики необходимо наладить тесное взаимодействие, что значительно повысит эффективность профилактической работы, через создание координационных советов, проведение совместных совещаний, повышение заинтересованности субъектов профилактики. Повысить заинтересованность субъектов профилактики представляется возможным оценкой эффективности специалиста или органа результатами работы. Кроме того, в отчеты учреждений и Комиссий необходимо внести пункт о межведомственном взаимодействии.
4. В рамках совершенствования законодательной базы могут быть предложены следующие меры: создание механизма коррекции государственного задания, так как специалисты большую часть работы тратят на услуги, в которых никто не нуждается; создание более четкого разграничения возраста несовершеннолетних; создание стандартов, ориентированных не на количественных показателях, а на достижении результата.
5. Приоритетным направлением должно оставаться возрождение утраченной ценности семьи, посредством проведения мероприятий направленных на укрепление отношений в семье, организаций посещения учреждений социокультурной направленности, экскурсий, туристических походов для семей. Важно создание эффективной социальной рекламы, направленной не только на оповещение о проблеме, но и демонстрирующей выход из нее. Необходимо проводить лекции и занятия для родителей в школах и в других учреждениях профилактики для борьбы с педагогической неграмотностью родителей. Следует способствовать формированию способностей несовершеннолетних к духовному развитию, укреплению нравственности, формированию морали, развитию способности к самостоятельным действиям, решению проблем и принятию ответственности за их результаты, а также осознанию подростком ценности своей жизни и жизни других людей. Для этого должна быть организована индивидуальная воспитательная работа, использованы апробированные формы и методики.
6. При вынесении приговора судом должен учитываться вся ситуация в целом - насколько социально опасен проступок, что привело подростка к совершению такого проступка, какие меры могут и должны быть приняты. После выхода из колонии несовершеннолетний должен быть в состоянии сам моделировать свою дальнейшую жизнь, принимать решения, полностью отвечая за последствия своих поступков.
7. Необходимо регулировать занятость несовершеннолетних, путем вовлечения их в деятельность учреждений дополнительного образования, а также в молодежные центры и подростковые клубы, с целью обеспечения полной занятости подростков во внеучебное время. Необходимо уделять внимание таким новым видам зависимостей, как компьютерная и игровая. Справедливо игровую зависимость ставить в ряд со всеми остальными, и направлять на борьбу с ней максимум усилий.
Необходимо отметить, что предложенные рекомендации являются концептуальными. Все изменения и реформации не должны быть ломающими предыдущий опыт и слепо копирующими законодательство или практику других государств. Всегда необходима поправка на национальные особенности, учёт социально-экономической ситуации, правового поля. В заключении хотелось бы отметить, что профилактическая работа должна быть направлена не только на подростков и их окружение, но и на общие вопросы современной жизни, когда не только
241
несовершеннолетние, но и взрослые считают такое поведение вполне допустимым. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних заслуживает особого внимания, как со стороны государства, соответствующих служб, так и со стороны всего общества.
Список используемой литературы:
1. Андрианова Р.А. Социально-педагогическая парадигма девиантного поведения несовершеннолетних: концепция / Р.А. Андрианова. - М.: ИСП РАО, 2011. - 40 с.
2. Бочарова А. К. Механизм оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: препринт WP14/2012/05 [Текст] / А. К. Бочарова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 68 с.
3. Антюфеева О.С. Уголовная политика России в сфере профилактики преступности несовершеннолетних: правовые проблемы. - Воскресенск, 2012 - С.150
4. Овчинникова К. А., Данилова М. В. Особенности ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 847-850.
5. Агапитова С.Ю. Ежегодный доклад за 2016 год //Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] - Санкт-Петербург, 2017. - 399 с. Режим доступа: http://www.spbdeti.org/files/doklad_upolnomocennyy_po_pravam_rebenka_2016.pdf
6. Положение детей и семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге // Аналитические материалы о положении детей и семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Городской информационно-методический центр «Семья» [Электронный ресурс] - Санкт-Петербург, 2016. Режим доступа: http://www.homekid.ru/analiticheskie-materialyi-o-polozhenii-detej-i-semej-v-sankt-peterburge.html
7. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.gks.ru/