ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы административного права ^^
ПРОТИВОПРАВНЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Л.С. БУТОРИНА
инспектор центра по исполнению административного законодательства по Архангельской области Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Прудников А.С.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется понятие девиантного поведения несовершеннолетних, структурируются формы девиантного поведения и рассматриваются правовые аномалии как основание применения мер административного принуждения к несовершеннолетним.
Ключевые слова: девиантное поведение, асоциальное поведение, делинквентное поведение, административное принуждение, правовая аномалия.
UNLAWFUL FORMS OF DEVIANT ACTIVITIES OF THE MINORS
L.S. BUTORINA
inspector of the center on performance of the administrative legislation on the Arkhangelsk region
Annotation. The article analyzes the concept of deviant activities of the minors, structures the forms of deviant activities and considers legal abnormalities as a base of taking measures of administrative enforcement to the minors. Key words: deviant activities, antisocial behavior, delinquency, administrative enforcement, legal abnormality.
Одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прежде всего детей и подростков1.
Достижение целей, определенных Стратегией национальной безопасности в отношении несовершеннолетних, предполагает консолидацию государственных усилий, направленных на профилактику отклоняющегося, противоправно ориентированного поведения, и уже как следствие — на борьбу с его последствиями.
Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. В центре анализируемого явления находится личность подростка.
В социологии под социальной девиацией понимается поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, которое включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки2.
Девиантное поведение предлагается подразделять на две большие категории: 1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, под-
разумевающее наличие явной или скрытой психопатологии и 2) асоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда они серьезны и подлежат наказанию в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении3.
Предложенную классификацию, на наш взгляд, необходимо детализировать по признаку противоправности. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на асоциальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства)4.
Асоциальное поведение («отклоняющаяся социализация») — этот феномен наряду с делинквент-ным поведением составляет девиантное и включает в себя асоциальные поступки, при которых не совершается правонарушений, не преодолевается запретный моральный барьер, но при этом поведение человека не соответствует социальным ожиданиям и дезорганизует общество и его легитимные структуры.
Ключевым понятием в вопросе определения асоциального поведения несовершеннолетнего выступа-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
ет социализация индивида. Так, например, Б.Д. Па-рыгин отмечает: «Процесс социализации есть вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое за своими предшественниками повторяет каждый индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития»5. Однако в ряде неблагоприятных обстоятельств процесс социализации может быть нарушен. Демонстративное несоответствие поведения индивида (несовершеннолетнего) нормам, требованиям системы общественных отношений, получило название «социальной дезадаптации». Социальной дезадаптацией является неприспособленность индивида к окружающей среде в силу неспособности человека (несовершеннолетнего) усвоить групповые нормы и групповую культуру вообще6.
Проблема дезадаптации подростка имеет глубокие экономические, социальные и правовые корни. Нарушения социализации у несовершеннолетних могут быть вызваны как прямыми десоциализиру-ющими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая в качестве института дезосоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для несовершеннолетнего являются семья, школа7. На решающую роль семьи в формировании асоциального поведения несовершеннолетних указывают большинство исследователей8. Как правило, формирование у несовершеннолетнего асоциального поведения обусловливают неблагополучные семьи: проживающие в условиях абсолютной бедности, неполные семьи (отсутствие семьи), семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи алкоголиков и наркоманов9. Во всех случаях родители (законные представители) не выполняют обязанностей по воспитанию и содержанию детей, возложенных на них Семейным кодексом РФ, а именно: демонстрируют несовершеннолетнему собственное противоправное и наказуемое поведение либо создают для несовершеннолетнего обстановку, представляющую опасность для его жизни или здоровья, не отвечающую требованиям к его воспитанию или содержанию, ставшую следствием его безнадзорности и беспризорности.
Асоциальное поведение несовершеннолетних не предполагает нарушения ими юридических запретов и неисполнения юридических обязанностей. Таким образом, такие виды асоциального поведения несовершеннолетних, как нежелание получать общее образование, бродяжничество, попрошайничество, курение табака, нахождение в общественных местах без сопровождения родителей не являются, по сути, неисполнением подростком своих обязанностей, поскольку Законом эти обязанности на него не возложены.
Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом10.
Основоположник административной деликто-логии В.И. Ремнев, считал ее составной частью более общей науки — деликтологии — комплексного научного направления, целью которого является изучение причин и условий, порождающих непреступные правонарушения, разработка мер по их предупреждению и ликвидации11.
С развитием деликтологии были предложены другие юридические конструкции. Так, профессор В.В. Денисенко указывает на принципиальное расхождение с точкой зрения В.И. Ремнева в том, что
деликтология призвана изучать как непреступные,
12
так и преступные деяния12.
Представляется, что несмотря на определенное сходство административной деликтности и преступности, данные категории представляют собой разные социальные явления, каждое из которых требует соответствующих средств воздействия. На наш взгляд, делинквентное (противоправное) поведение — поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушению. Однако делинквентное и криминальное поведение, представляют собой, по нарастающей, разные степени нарушения социальных норм. Отличия де-линквентного поведения от криминального поведения заключаются в тяжести проступков13.
В современной отечественной психологии к де-линквентным формам поведения относят школьные прогулы, мелкое хулиганство, приобщение к асоциальной группе и т.д. Представляется, что данный подход не является верным с точки зрения правовой
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
науки. Делинквентное поведение представляет собой противоправное поведение и является продолжением асоциального поведения несовершеннолетнего. К видам делинквентного поведения относятся также и деяния, за которые несовершеннолетние не несут ответственности в силу недостижения установленного законом возраста, а именно: употребление спиртных напитков, потребление наркотических средств, психотропных веществ, совершение иных деяний, содержащих признаки административных правонарушений.
Крайней формой девиантного поведения несовершеннолетних выступает преступное (криминальное) поведение. Преступная форма поведения выступает крайней девиацией и является наиболее опасной.
Статистика девиантного поведения несовершеннолетних на сегодняшний день вызывает тревогу и инициирует серьезные размышления на тему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с использованием административно-правовых средств, в том числе и административного принуждения. Так, общая численность детей, необучающихся в образовательных учреждениях в 2011 году в Архангельской области составила 274 ребенка, в Санкт-Петербурге — 59 детей, в Красноярском крае — 1009 детей. В Российской Федерации выявлено несовершеннолетних, совершивших правонарушения в 2008 году 107 890 человек; в 2009 — 85452; в 2010 — 72692 человека. В 2011 году в центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей содержалось 16894 человека, в 2011 году — 15317. Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в 2010 году составило 507 433 человека; в 2011 году — 387 455 подростков. В 2011 году выявлено 102 661 беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних14:
Мы полагаем, что в основе деления форм девиантного поведения несовершеннолетних лежит степень деформации личности и поведения подростка. Следовательно, формами девиации является: асоциальное поведение, делинквентное поведение и преступное поведение несовершеннолетних. При этом в процессе дезосоциализации несовершеннолетнего происходит трансформация асоциального поведения в девиантное и преступное.
Асоциальное поведение несовершеннолетних не предполагает нарушения подростком норм права и
не является наказуемым, однако за допущенный несовершеннолетним асоциальный поступок законодательство содержит меры ответственности, применяемые к их родителям (законным представителям).
Девиантное поведение является либо противоправным и наказуемым (при достижении несовершеннолетним административной ответственности) и объективно противоправным, но не наказуемым в связи с недостижением возраста ответственности.
Преступное (криминальное) поведение предполагает нарушение несовершеннолетним норм уголовного законодательства.
При выявлении любой формы девиации необходимо применение мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в число которых входят меры административного принуждения.
В науке административного права сформировалась концепция правовых аномалий, то есть негативных юридическиех фактов, влекущих правоохранительную реакцию, независимо от того, что стоит за ними (правонарушения или события), которые В.Д. Ардашкин предложил назвать правовыми аномалиями и считать их самостоятельной разновидностью юридических фактов, не относящейся ни к правонарушениям, ни к событиям15. В настоящее время термин «правовая аномалия» используется в правовой науке для обозначения тех социальных отклонений, которые могут повлечь применение государственного принуждения16.
Наиболее развернутым представляется определение, данное профессором А.И. Каплуновым: «правовая аномалия как основание государственного принуждения представляет собой виновное или объективно-противоправное неисполнение лицом юридической обязанности по соблюдению установленных запретов или по исполнению законных требований уполномоченных должностных лиц, либо неисполнение лицом конкретных обязанностей, в том числе дополнительных, в связи с совершением правонарушения или возникновением иной потенциальной или реальной угрозы, либо иную опасность, возникшую для охраняемых законом прав личности»17.
На наш взгляд, данный подход к определению круга оснований административного принуждения в большей степени отражает специфику оснований применения к несовершеннолетним с девиантным поведением мер административного принуждения.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
Необходимо указать, что каждая форма девиантного поведения предполагает наличие «собственных» мер административного принуждения. Идеальной конструкцией применения мер административного принуждения является та, в которой меры принуждения каждой следующей формы девиантного поведения применяются после того, как предыдущие меры принуждения не достигли желаемого результата.
На раннем этапе профилактики асоциального поведения подростка к правовой аномалии относятся: ф обстоятельства, являющиеся следствием противоправного и наказуемого поведения родителей несовершеннолетних, лиц, их заменяющих (злоупотребление спиртными напитками, наркомания, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия); ф обстановка, представляющая опасность для жизни или здоровья несовершеннолетнего либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, ставшая следствием его безнадзорности или беспризорности (пропуски занятий в школе, неудовлетворительные оценки, неаттестация по предметам, нахождение несовершеннолетних в местах, предназначенных только для употребления алкогольной продукции, продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей, бродяжничество и др.).
Указанные правовые аномалии выступают основанием для применения к несовершеннолетним таких мер принуждения, как доставление в орган внутренних дел18, постановка на учет и последующее наблюдение. К родителям и иным лицам, пренебрегающими обязанностями по воспитанию несовершеннолетних, законодатель предусмотрел применение мер административного наказания.
Девиантное поведение несовершеннолетних является как правовой аномалией, выражающейся в противоправном и наказуемом девиантном поведении (совершении административных правонарушений несовершеннолетним), так и объективно противоправным девиантным поведением несовершеннолетних (совершение противоправного деяния, ответственность за которое установлена административным законодательством до наступления административной деликто способно сти).
Задачей применения мер принуждения при сформировавшемся у несовершеннолетнего делинк-
вентном поведении является исправление подростка. Спектр мер административного принуждения, применяемых в данном случае, значительно шире, чем при выявлении у несовершеннолетнего асоциального поведения. Например, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Закон о системе профилактики)19 предусмотрены такие меры, как учет в целях систематического наблюдения, помещение в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения. КоАП РФ для правонарушителей предусмотрены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, меры административного наказания (административный штраф и предупреждение).
Преступное поведение несовершеннолетних также в ряде случае влечет за собой применение мер административного принуждения: помещение в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения.
В заключение следует указать, что несмотря на законодательное закрепление мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, основным направлением деятельности органов системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних на сегодняшний день должен выступить поиск оптимальной стратегии социального реагирования на первое проявление подростковой асоциальности и делинквентности.
1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
2 См.: Исаев Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков / http://www.narcom.ru.
3 См.: Антонов А.А. Делинквентное поведение как фактор, детерминирующий мотивацию несовершеннолетних на совершение административных правонарушений, и его роль при их профилактике // Российский следователь. 2010. № 3. С. 18—20.
4 См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 414.
5 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 165.
6 См.: Антонян ЮМ. Криминогенная роль психологического отчуждения // Советское государство и право. 1988. № 8. С. 53.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы административного права
7 См.: Минор В.А. Эффективность механизма правового регулирования в сфере административной ответственности несовершеннолетних // Вестник ЮУрГУ 2009. № 28. С. 93.
8 См., например: Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев. 1985.
9 См.: Минор В.А. Эффективность механизма правового регулирования в сфере административной ответственности несовершеннолетних // Вестник ЮУрГУ 2009. № 28. С. 93—94.
10 Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология: 3 том: Социальные институты и процессы. М., 2003. С. 276.
11 Ремнев В.И. Разработка научных основ административной деликтологии // XXVI съезд КПСС и вопросы развития государственного права, советского строительства и управления. М., 1982. С. 245.
12 Денисенко В.В. Деликтология: предмет, метод и система науки: Монография. Ростов-на-Дону, 2001. С. 47.
13 См.: АнтоновА.А. Делинквентное поведение как фактор, детерминирующий мотивацию несовершеннолетних на совершение административных правонарушений, и его роль при их профилактике // Российский следователь. 2010. № 3. С. 18—20.
14 Росстат. Электронный ресурс http://www.fedstat.ru/
(дата обращения 3 ноября 2012 года).
15 Ардашкин В.Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988. № 1. С. 13.
16 См., например: Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981. С. 269; Серегина В.В. Сущность и формы государственного принуждения по советскому праву (общетеоретические проблемы): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов: Сар.юр. ин-т им. Д.И. Курбского, 1987. С. 13—14; Административное право: Учебник / Под общ. ред А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 181.
17 Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 17.
18 Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.
19 Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 26. Ст. 3177.
ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА В КОНТРОЛЕ ЗА МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Т. А. ПРУДНИКОВА
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права
Московского университета МВД России Научная специальность:12.00.14 — Административное право; административный процесс
E-mail: tanya [email protected]
Аннотация. В статье анализируются некоторые особенности административно-правового регулирования миграционных процессов в аспекте их становления и развития в России.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, миграционные процессы, история миграции, управление миграцией.
FORMATION OF THE THEORY AND PRACTICE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF MIGRATION
T.A. PRUDNIKOVA
candidate of jurisprudence, senior teacher of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This article analyzes some of the features of the administrative and legal regulation of migration processes in terms of their formation and development in Russia.
Key words: administrative and legal regulation, migration, history of migration, migration management.
По мере накопления и усложнения миграционных задач в деятельность миграционной службы включаются все новые направления: борьба с нелегальной миграцией, реадмиссия, иммиграционный контроль и многие другие. Для эффективного управления миграционными процессами нужна четкая цель, позволяющая выработать единую миграционную стратегию и различные тактики; необходимо учитывать экономическую и социальную дифференцированность, особенно в условиях трансформации общества. Все это предполагает
усиление контроля со стороны государства за миграционными процессами и его административно-правового регулирования.
В нашей стране на протяжении всего ХХ в. одно из важнейших прав граждан—право на свободу передвижения и выбор места жительства — регулировалось не законом, а подзаконными актами:положениями и инструкциями о прописке и выписке. Еще 24 января 1922 г. декретом Президиума ВЦИК РСФСР данное право было признано за каждым гражданином, позже право свободного выбора места жительства было