Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: историко-правовой аспект'

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: историко-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / асоциальность / несовершеннолетний / правила поведения / микросоциальное окружение / личность / профилактика. / deviant behavior / anti-social behavior / minors / rules of conduct / social environment / personality / prevention.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Вера Петровна

Статья посвящена историко-правовым вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Осуществлен анализ правовых документов в разные периоды развития страны. Показана необходимость применения различными специалистами эффективных м тюавызыв рофилактики девиантности и делинквентности детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппова Вера Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF A DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: A HISTORICAL- LEGAL ASPECT

The article is devoted to historical and legal issues of the prevention of a deviant behavior of minors. The analysis of legal documents in different periods of development of the country is carried out. The necessity of application of effective methods and technologies of prevention of deviance and delinquency of children and adolescents by various specialists is shown.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: историко-правовой аспект»

8. Волохова О.В. Современные способы совершения мошенничества: особенности выявления и расследования. М., 2005. 128 с.

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: АСТ, 2014. Т. 2.

10. Маркизов Р.В. Ответственность за преступления в сфере кредитных отношений по уголовному праву России: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003. 250 с.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2014.

12. РайзбергБ.А., Лозовский Е.Б., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2012.

13. Рачков С.А. Преступления в сфере кредитных отношений: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2002. 162 с.

14. Расторопова О.В. Преступления в сфере кредитования: уголовно-правовой и кримино-

логический аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 223 с.

15. Сердюк П.Л. Мошенничество в сфере банковского кредитования: уголовно-правовое и криминологическое исследование. М.: Юрлит-информ, 2009. 159 с.

16. Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: учебник / под ред. Л.В. Инога-мовой-Хегай. М.: ИНФРА-М, 2005.

17. УшаковД.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013.

18. ФасмерМ. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Астрель. АСТ, 2004. Т. 2.

19. Щепалов С.В. Мошенничество - это умышленное причинение имущественного ущерба // Российская юстиция. 2003. № 1. С. 60-62.

20. Яни П.С. Специальные виды мошенничества // Законность. 2015. № 8. С. 35-40.

ФЕДОРОВ Игорь Зиновьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: fedor.ig2013@yandex.ru.

ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gorodno. olga@yandex.ru.

КУПЦОВ Владимир Александрович - кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: v.a.Kuptsov@rucoop.ru.

FEDOROV Igor Zinovyevich - Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: fedor.ig2013@yandex.ru.

GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Philosophy, Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gorodno. olga@yandex.ru.

KUPTSOV, Vladimir Alexandrovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: v.a.Kuptsov@rucoop.ru.

УДК 343.85:316.624

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В.П. Филиппова

Статья посвящена историко-правовым вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Осуществлен анализ правовых документов в разные периоды развития страны. Показана необходимость применения различными специалистами эффективных методов и технологий профилактики девиантности и делинквентности детей и подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение; асоциальность; несовершеннолетний; правила поведения; микросоциальное окружение; личность; профилактика.

V.P. Filippova. PREVENTION OF A DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: A HISTORICAL-LEGAL ASPECT

The article is devoted to historical and legal issues of the prevention of a deviant behavior of minors. The analysis of legal documents in different periods of development of the country is carried out. The necessity of application of effective methods and technologies of prevention of deviance and delinquency of children and adolescents by various specialists is shown.

Keywords: deviant behavior; anti-social behavior; minors; rules of conduct; social environment; personality; prevention.

Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его образ жизни и действий (поведение) в зависимости от характера нарушения называют девиантным, отклоняющимся, асоциальным, антисоциальным, т.е. отклонения отличаются большим разнообразием. Девиантное поведение - это, прежде всего, некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все основные свойства человеческого поведения. Девиантное поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Однако это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь форму общественного обсуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего, санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности. Попытки человека начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, аморальный тип и т.п.) формирует де-виантную идентичность. Таким образом, «дурная» репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

Особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности и окружающим ее людям. В крайних своих проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например: суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление психоактивных веществ. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком и окружающими его людьми.

Мы исходим из того, что всякое явление может быть понято, изучено как развивающийся, исторически изменяющийся процесс. С этой

позиции мы рассматриваем также девиант-ное поведение личности детей и подростков. Представления о нем постоянно изменялись на протяжении всего развития отечественной науки, поскольку менялись причины, сущность, содержание и основные его признаки, в конечном счете это привело к трансформации в профилактической деятельности. Так, в первые годы советской власти, когда сотни тысяч людей, гонимые войной, голодом и эпидемиями, были доведены до крайнего нервного напряжения, государство стало проводить интенсивную работу по воспитанию подрастающего поколения, особенно беспризорных детей, социально запущенных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. При этом вся работа по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН) в основе своей строилась с опорой на гуманистические принципы. В феврале 1919 г. вышел декрет о создании Всероссийского Совета защиты детей [7]. Главная цель его деятельности - беречь и охранять подрастающее поколение в тяжелые для страны годы Гражданской войны и военной интервенции.

Важным нормативным правовым актом стало постановление Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30.07.1920 г. «Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних» [2], которое определяло права и обязанности Комиссий по делам о несовершеннолетних, к примеру оказание социально-правовой помощи несовершеннолетним, порядок разбора дел в Комиссиях. Работа по социально-правовой охране детей и подростков включала в себя следующие мероприятия: социально-экономические (снабжение одеждой, предоставление жилья и пищи, материальная помощь и др.); правовые (защита интересов детей, юридическая помощь); культурно-воспитательные (организация кружков, площадок, клубов и др.); организация сети учебно-воспитательных учреждений с крепкой материальной базой и квалифицированным персоналом, где воспитанники, соблюдая дисциплину, проявляя творческую инициативу, сочетали учебу с производительным трудом [8]. С этой целью в стране была создана систе-

ма государственных органов и общественных организаций, среди них Главное управление социального воспитания при Народном комиссариате просвещения РСФСР, Детская социальная инспекция, детская комиссия ВЦИК (по инициативе председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского) и др.

В эти годы в науке возникли и оформились две основные тенденции объяснения девиант-ного поведения детей. Одни ученые объясняли такое поведение с позиций врожденной предрасположенности к дурному или хорошему. Другие высказывали мысль, что психика ребенка носит изменчивый характер, что ребенок не может родиться нравственным или безнравственным. «Поведение человека, -писал П.П. Блонский, - есть изменчивое явление, и задача научной психологии состоит в том, чтобы установить, каким образом, в зависимости от чего изменяется человеческое поведение, чем и как обусловлено человеческое поведение» [3, с. 75]. Девиантное поведение, трудновоспитуемость П.П. Блонский объяснял так же, как и Н.К. Крупская: трудный ребенок - это, прежде всего, обычный ребенок, ему свойственна естественная, нормальная наследственность. Отличие же его заключается в том, что «...он только педагогически запущен, умственно не вполне доразвит. Соответствующе и надо его воспитывать как вполне здорового запущенного ребенка» [3, с. 75].

Н.И. Озерецкий, изучая детей в Московском трудовом доме для несовершеннолетних правонарушителей с 1925 по 1931 г., пришел к выводу, что среди случайных правонарушителей интеллектуально полноценных - 84 % мальчиков и 87,2 % девочек, а среди привычных правонарушителей - 86,4 % и 83,8 % соответственно. Остальные дети-правонарушители имеют отклонения в здоровье, но, по мнению ученого, основной причиной этих отклонений являлись неблагоприятные условия их жизни, внешняя среда.

Обращаясь к проблеме формирования характера и его недостатков, В.П. Кащенко на первое место ставит роль воспитания. Он пишет: «...воспитание способствует формированию характера, а уже из этого вытекает как следствие, что каждый человек, если захочет, может более или менее глубоко изменить свое поведение, свой характер, свою личность» [4, с. 51]. Дефекты характера, по его мнению, присущи дезорганизаторам школьной дисциплины, так называемым трудновоспитуемым и детям-преступникам. «В вопросе о дефектах характера, о ненормальном характере, - пишет педагог, - мы неизбежно сталкиваемся

с преступностью. Такие дети и подростки представляют собой, образно говоря, нездоровую поросль в лесу человеческого общества. Если тщательно докопаться до корней этой «поросли», то мы увидим, как из них вырастает ядовитое «растение», травмирующее общество, - преступность» [4, с. 54]. Среди основных профилактических мер ученым называются социальные, психоневрологические, лечебные меры, физическое оздоровление или их комбинация. Особое внимание ученый уделяет значению объединения усилий врача и педагога, благодаря которым обеспечивается лечебно-педагогическое воздействие на детей с недостатками характера.

40-50-е гг. XX в. были сложными в жизни страны. Великая Отечественная война увеличила количество детей-сирот. В эти годы установились три главные причины в понимании природы отрицательных явлений в психике человека: трудновоспитуемость и аморальность, которые отражают недостатки и упущения в социальном развитии личности; неблагополучные внешние воздействия, искажающие нормальную картину психического развития создавая внутренние предпосылки для восприятия отрицательных явлений и сопротивления положительным воздействиям; соединение неблагоприятных внешних условий, отрицательных влияний с внутренними предпосылками которые усугубляют аморальность, асоциаль-ность, трудновоспитуемость.

Для защиты детей и подростков принимаются важнейшие нормативные правовые документы: постановления Совета Народных Комиссаров СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством», в соответствии с которыми образуются трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях, и др.

К 1960-м гг. изменяются показатели детских правонарушений и преступлений. Чет-копрослеживается тенденция: если в 19201930-е гг. отрицательные явления во внутреннем мире детей были следствием плохих жизненных условий, нужды и голода, то в 1960-е гг. детскую психику уродуют материальные излишества и нездоровый образ жизни (культ удовольствия, «легкая, красивая» жизнь). Если раньше не удовлетворялись элементарные потребности детей, то теперь являются аномальные потребности (дромомания,

алкоголизм, наркомания). В целях улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности Совет Министров РСФСР постановляет обязать Советы Министров автономных республик, краевые, областные исполкомы, горисполкомы городов республиканского (РСФСР) подчинения разработать с учетом местных условий и возможностей конкретные мероприятия, направленные на улучшение работы с детьми и предупреждение детской безнадзорности, принять решения (обязательные постановления) о правилах поведения детей и подростков на улицах и в общественных местах и шире развернуть разъяснительную работу среди населения по вопросам воспитания детей и подростков, а также о повышении роли и ответственности семьи за воспитание детей и т.д. Очевидно, что многое оставалось лишь на бумаге, но некоторые идеи получали фактическое воплощение в жизни.

В 1970-1980-е гг. Коллегией МВД СССР не раз отмечалась малоэффективность сложившейся системы коррекционной и профилактической работы с детьми с девиантным поведением. Об этом свидетельствовал, в частности, и рост детской преступности, усилившийся в период так называемой перестройки и распада СССР. В 1990 г. в Советском Союзе осуждено 809 120 человек, из них: женщин - 71 459, несовершеннолетних - 111 655, рецидивистов - 291 119 человек. За этот год только за изнасилование было осуждено 14 164 человека. К высшей мере наказания приговорено 447 человек, в том числе в РСФСР - 223 [5]. Следует отметить, что в условиях однопартийной системы и жестко контролируемого политического поведения граждан не исследовались должным образом причины преступности, которые ставили бы под сомнение непререкаемость существующего социального строя и коммунистической партии. Поэтому юридическая психология и педагогика сосредоточились на личности детей с девиантным поведением, на их самосознании, мотивах, направленности как основном корне зла и первопричине всех социальных бед. Меры профилактики преступности, в том числе правонарушений несовершеннолетних, сводились, прежде всего, к социальному контролю и дифференциации общественных и административно-уголовных наказаний. Это привело к росту различных видов девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Новым вкладом в науку XXI в. становится положение о том, что акцентуации характера как пограничные состояния могут провоциро-

вать делинквентность в неблагоприятной социальной среде. Профилактика девиантного и делинквентного поведения видится через диагностику, выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития, учет их в воспитании детей и подростков. В этих условиях решение проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков невозможно без активного участия педагогических работников и родителей (законных представителей). Российская Федерация активно интегрируется в мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Современная концепция профилактики девиантного поведения несовершеннолетних основана на том, что в центре ее находится личность несовершеннолетнего и основные сферы общественной жизни, в которых реализуется его жизнедеятельность - семья, образовательное учреждение и микросоциальное окружение, в том числе связанное с криминальной средой. Стратегическим приоритетом следует считать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на социально-медицинские последствия патологических процессов и состояний, а на потенциал здоровья и развития - освоение и раскрытие ресурсов личности, психологическую поддержку несовершеннолетнего и социально-медицинскую помощь ему в коррекции патологических расстройств и в позитивной личностной самореализации. В этой связи федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] утвердил основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к тому же вменил в обязанность и распространение положительного опыта работы путем внедрения в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современных методик и технологий социальной реабилитации. Задачей реабилитационных усилий должно стать формирование стойкого иммунитета несовершеннолетнего к воздействиям асоциальной среды.

Очевидная необходимость дальнейшего совершенствования профилактической работы с детьми и подростками свидетельствует о высокой значимости решения возникающих проблем, поэтому продолжение исследования заявленной в статье темы является весьма актуальным.

148

вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2(32)

Список литературы

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 07.06.2017 г.). URL: http://www.consul-tant.ru (дата обращения: 29.05.2018).

2. Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних: постановление Народного Комиссариата РСФСР от 30.07.1920 г. // СУ РСФСР. 1920. № 68, ст. 308. С. 324-327.

3. Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью. Психология младшего школьника: избр. пед. труды / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006.

4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и

высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2000.

5. Ковальчук М.А. Профилактика девиантно-го поведения старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2002. 344 с.

6. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч.: в 8 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 267-330.

7. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1975 гг. М.: Педагогика, 1977.

8. Петрынин А.Г., Григорова В.К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности: учеб. пособие. 3-е изд., доп. и пе-рераб. М.: АПКиПРО, 2004.

9. Филиппова В.П., Павлов И.В. Предупреждение и преодоление девиантного поведения у младших школьников: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014. 136 с.

ФИЛИППОВА Вера Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: v.p.filippova@mail.ru.

FILIPPOVA, Vera Petrovna - Candidate of Science ((Pedagogy), Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: v.p.filippova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.