УДК 159.922.76 ББК 88.836 Б 12
М.Э. Паатова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.Н. Бегидова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
Н.Х. Хакунов
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И «ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» ПОДРОСТКОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена теоретико-методологическому анализу понятий «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков в контексте личностного подхода, выявлению причин появления данных социально-педагогических феноменов, обосновывается авторский взгляд на данную проблему.
Ключевые слова: девиантное поведение подростков, делинквентное поведение подростков. M.E. Paatova
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail:_mpaatova@mail. ru
S.N. Begidova
Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University: E-mail: [email protected]
N.Kh. Khakunov
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Theoretical Bases of Physical Training of the Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
THEORETICAL - METHODOLOGICAL ANALYSIS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENA «DEVIANT BEHAVIOUR OF TEENAGERS» AND «DELINQUENT BEHAVIOUR OF TEENAGERS»
Abstract. The paper is devoted to theoretical-methodological analysis of the concepts «deviant behavior» and «delinquent behavior» of teenagers in the context of a personal approach and bringing to light reasons for emergence of these social and pedagogical phenomena, substantiating the author's view on this problem.
Keywords: deviant behavior of teenagers, delinquent behavior of teenagers.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической и криминологической литературе отсутствует единый подход к определению понятий «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков. Существует целый ряд терминологических определений, близких по смыслу и содержанию, но звучащих по-разному. Наряду с
девиантным поведением используется синоним «отклоняющееся поведение», а нередко его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, дезадаптивным, аддиктивным, неадекватным, деструктивным, нестандартным, акцентуированным, психопатичным, саморазрушающим, социально неадаптированным, патологией поведения и т.д.; а самих подростков называют детьми «группы риска», несовершеннолетними правонарушителями, «трудными» подростками, педагогически запущенными, социально «запущенными», трудновоспитуемыми.
По мнению многих авторов, трудный подросток - это не только малолетний правонарушитель с асоциальной направленностью поведения, а подросток, который страдает различными невротическими симптомами. В следствие чего нет строгого определения или четкого разделения этих групп, а констатируется тенденция перехода одной в другую.
В психолого-педагогических исследованиях выделяется три признака, составляющих содержание понятия «трудные подростки»:
- наличие у несовершеннолетних отклоняющегося от норм поведения;
- нарушения поведения несовершеннолетних нелегко исправляются, корригируются;
- несовершеннолетние, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе.
В зарубежной психологии и криминологии имеются следующие трактовки понятия «девиантное поведение». Так, в исследованиях ученых Великобритании «девиантное поведение» трактуется как «отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе», как «достижение цели незаконными средствами, которое влечет за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания»; как «акт нарушения любых социальных норм».
А. Бандура подразделяет девиантов на несоциализированных (агрессивных подростков-одиночек); социализированных (объединенных в группы несовершеннолетних правонарушителей); ситуативных правонарушителей (совершающих преступления в зависимости от ситуации). Американские исследователи Хевитт и Джекинс в основе деления видят социальные признаки и делят девиантов на три группы: дети-невротики (дети, имеющие сильное эмоциональное расстройство или перенапрежение нервной системы); асоциальные типы (правонарушители, у которых главную роль играет отсутствие вины и угрызение совести в момент и после совершения преступлений); псевдосоциальные нарушители (совершили преступления под влиянием среды, окружающей обстановки).
Вместе с тем анализ существующих психологических теорий показывает, что в зарубежных исследованиях проблема девиантности рассматривается в рамках различных направлений: гуманистической психологии, психоанализа, биохевиоризма, «индивидуальной психологии» А. Адлера, когнитивного, экологического. Во всех перечисленных направлениях просматривается социально-психологический аспект, связанный с объяснением поведения людей, включенностью их в социальные общности и взаимодействия со средой. Феноменологический подход, использующий принципы понимающей, а не объясняющей психологии, позволяет объективно подойти к оценке отклоняющегося поведения, способствовать пониманию его механизмов, мотивов совершения личностью девиантных поступков и выбрать адекватную и эффективную тактику реабилитационного воздействия.
Многие ученые, давая определение понятию «девиантное поведение», указывают на нарушения в социальной регуляции поведения и дефектность психической саморегуляции. Таким образом, зарубежные исследователи девиантное поведение отождествляют с делинквентным.
Отечественные ученые девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается «одна из возможных форм проявляения подростковой дезадаптации, принимающая в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер» (С.А. Беличева); «социальные отклонения от существующих социальных норм, их нарушение, т.е. «ненормальное поведение» с точки зрения нормально значимого фактора»; «отклонения от нравственных норм данного общества как явление, имеющее место быть в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной
патологии».
По мнению Л.С. Выготского, патология подросткового периода не является фатальной, она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физических и нервно-психических сферах подростка, сколько аномальными условиями предшествующего ему воспитания и развития. Избыток или недостаток внимания к нему со стороны родителей, неправильное воспитание вообще - все это подготавливает почву для трудностей. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, называемое «девиация». По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст - один из важнейших и одновременно очень сложных периодов в становлении личности, девиантное поведение подростка и его последствия могут существенно повлиять на развитие личности [1].
В современных исследованиях отечественные ученые изучают различные стороны девиантного поведения: проституцию (Я.И. Гилинский, С.И. Голод, А.А. Габиан и др.); алкоголизм (В.М. Бехтерев, А.В. Гоголева, Н.И. Григорьев, Ф.А. Шереги и др.); токсикоманию (В.. Битенский, А.В. Гоголева, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский); самоубийства (Я.И. Гилинский, Л.Г. Смольский, В.С. Овчинский и др.); с позиции криминологии и уголовно-правового воздействия (Н.В. Кудрявцев, В.М. Коган, А.. Яковлев и др.); проблемы социологии девиантного поведения как социального явления (В. Афанасьев, Я.И. Гилинский и др.).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:
- во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
- во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее социальные, культурные, правовые нормы (в зависимости от степени социальной опасности и тяжести последствий его принято делить на делинквентное (противоправное) и криминальное (преступное поведение)).
Нарушение социального поведения - феномен, часто встречающийся в процессе развития детей и подростков. Понятие «девиантное поведение» относят к стойким, тяжелым отклонениям в поведении, которые приводят в противоречие с действующими в обществе принципами и социальными нормами. Делинквентность - юридическое понятие, означающее нарушение законов государства. Многозначность использования понятий «девиантность», «девиантное поведение», «делинквентность» связано с понятием «норма поведения».
По мнению Л.С. Выготского, «понятие нормы принадлежит к числу самых трудных и неопределенных научных представлений. В действительности не существует никакой нормы, но встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит те границы, за которыми начинается область нормального» [1]. Далее автор делает акцент на том, что существуют переходные формы между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; существуют комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости.
В «Психологическом словаре» дается новый подход к определению девиантного поведения, понимаемого как «действия, не соответствующие официально установленным или сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию».
Вместе с тем отделить девиантное поведение как от нормы, так и от делинквентного, т.е. противоправного, поведения по строгим критериям невозможно. Так в своих исследованиях Ю.А. Клейберг выражает мысль о связи девиантного поведения с преступностью. Он отмечает, что при всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем не менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных формах: преступность, наркомания, пьянство, алкоголизм, самоубийство и пр. [2].
Большинство исследователей через понятие «норма» соотносят «девиантность» с
процессом социализации. Так Л.И. Божович указывает на то, что нельзя рассматривать процесс социализации как усвоение только социально одобряемых «образцов» общественного человеческого опыта. Такие «образцы», по мнению автора, могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, устаревшие традиции, отрицательные качества личности. В связи с чем девиантное поведение личности может стать результатом усвоения негативного социального опыта в процессе социализации
[3].
В своих исследованиях И.Д. Павленок девиантное поведение называет нестандартным и подразделяет его на две группы: 1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека скрытой психопатии (астеники, шизоиды, эпилиптоиды и др.), либо акцентуации характера (психическое отклонение в пределах нормы); 2) поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр.) [4]. С.Д. Арзуманян асоциальным, отклоняющимся поведением называет поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.
С.А. Беличева, рассматривая социальные отклонения, отмечает следующие их типы: корыстной направленности - хищения, кражи и т.п.; агрессивной ориентации - оскорбления, хулиганство, побои; социально-пассивного типа - уклонения от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни [5].
Все данные типы отличаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Асоциальность рассматривается автором как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм, то есть девиантное поведение. Проявлениями ассоциальности выступают негативизм, конфликтность, агрессивность, направленные против множества людей, групп или учреждений.
Отечественный психолог Е.В. Змановская на основе таких критериев, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения, выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) и аутоагрессивное (саморазрушительное) поведение [6]. Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. Как отмечает автор, у подростков преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие. Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи). Аутоагрессивное (саморазрушающее поведение) - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. По направленности и степени выраженности деструктивности Е.В. Змановская представляет следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) -просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивноаутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное).
В происхождении девиантного поведения, по мнению большинства авторов (П.Д. Павленок, В.Ф. Пирожков, А.И. Ушатиков, И.П. Башкатов), значимую роль играют дефекты мотивационно-волевой сферы, правового и нравственного сознания, особенности характера, низкий уровень интеллектуального развития, незавершенность процесса формирования личности, а также негативное влияние неблагополучной семьи, неправильное воспитание, плохая наследственность, неблагоприятное влияние ситуации.
Однако большинство авторов (Г.А. Аванесов, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратинов), исследовавших нравственно-мотивационную сферу несовершеннолетних
правонарушителей, приходят к выводу, что не у всех правонарушителей искажены антиобщественные представления о нормах морали и права. Так, Г.М. Миньковский выделяет 4 типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:
1. Несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%). Для них характерны примитивные, низменные потребности, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.
2. Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30-40%). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивке. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а «плывя по течению».
3. Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25-30%). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.
4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25-30%). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации или неправильной оценки действительных последствий.
В процессе анализа дефиниции мы обратили внимание на тот факт, что во всех определениях девиантного поведения зарубежных авторов и некоторых отечественных ученых лежит понятие психофизиологической аномалии. С аномалиями тесно связано понятие преступного поведения, которое, по мнению Э. Дюркгейма, есть вечная категория: «Преступность - нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно».
М.Г. Ярошевский и А.В. Петровский определяют отклоняющееся поведение как «систему проступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам». Я.И. Гилинский и В.С. Афанасьев отмечают, что девиантное поведение как поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; «социальное явление, выраженное в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [7]. Учеными подростковая преступность рассматривается в качестве одной из форм девиантного поведения, и поэтому под преступностью понимают относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление, разновидность девиантного поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой в законодательстве уголовным законом.
Необходимо отметить, что «делинквентное поведение» (поведение, предшествующее преступному) от латинского «delinquens» - правонарушитель, преступник, мятежник - такое антисоциальное проявление, особенностью которого является совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.
Понятие делинквентного поведения было предложено Bennet J. в 1960 году. Данный термин нашел широкое отражение в зарубежной литературе, характеризуя повинность, психологическую склонность, «психологическую тенденцию к правонарушению» (Л. Доддер, Х. Каплан, Ф. Регди, Ф. Фелдман, Б. Шелдон и др.).
Н. Смелзер, В. Фокс считают делинквентное поведение видом социально неприемлемого поведения, которое включает в себя два типа отклонений от нормы: первый тип - асоциальный, второй - антисоциальный. Асоциальное поведение является результатом неудачи социализации и культурного воспитания личности в самом раннем детстве (А. Коэн, Р. Мертон, Р. Кларк). Антисоциальное поведение, по мнению большинства авторов, является более высоким типом асоциального поведения, как его производное. Таким образом, авторы демонстрируют тесную взаимосвязь между девиантным, делинквентным и криминальным поведением.
Е.В. Змановская, рассматривая делинквентное поведение как форму девиантного поведения, выделяет ряд его особенностей:
- делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами (законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами);
- делинквентное поведение является одной из наиболее опасных форм девиаций, т.к. угрожает общественному порядку;
- делинквентное поведение осуждается и наказывается в любом обществе [6].
Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит
междисциплинарный характер. Так в социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).
Так в рамках клинических исследований интересна систематика правонарушений, предложенная В.В. Ковалевой, построенная по следующим осям:
- социально-психологическая ось (антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное);
- клинико-психологическая ось (непатологические и патологические формы);
- личностно-динамическая ось (реакции, развитие, состояния).
Отечественные исследователи А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин выделяют следующие типы подростков, совершивших правонарушения:
1) последовательно-криминальный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом, такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициатором правонарушения;
3) ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [8].
Обращение к характеристике личности несовершеннолетних правонарушителей предполагает определение качеств и свойств, которые отличают допустивших нарушение уголовно-правовых норм от сверстников законопослушного поведения. Различные научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так, В.Н. Кудрявцев отмечает, что структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с различных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон и субъекта. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. С этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развивающийся как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересуют причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им события. Вследствие чего раскрывается генезис противоправного поведения, то есть происхождение и развитие» [8]. В.М. Литвишников отмечает, что основу поведения правонарушителей как объекта и субъекта воспитательного процесса составляет направленность их личности. Так автор выделяет три направленности личности правонарушителей:
- аморальная направленность, связанная с нарушением моральных норм общества;
- антисоциальная направленность, которой обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками и наркотиками;
- преступная направленность, угрожающая условиям общественного бытия, -
убийства, кражи, в особо крупных размерах, грабежи, разбой [9].
Исследования И.П. Башкатова, В.Г. Деева, А.И. Ушатикова, Г.М. Потанина показывают, что на развитие этих типов направленности влияет не один какой-либо фактор, а целая группа, нередко комплекс отрицательных воздействий. Реакция на эти воздействия постепенно приобретает все более негативно-активный характер. Неблагоприятные условия развития выступают регулятором проявления данной закономерности.
В преступной деятельности несовершеннолетних правонарушителей проявляются четыре типа отношений личности:
- негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности (к жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию). Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, клевету, а также большинство хулиганских проявлений;
- корыстно-частнособственническое отношение свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничество;
- индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления;
- легкомысленно-безответственное отношение, проявляющееся в неосторожных преступлениях (В.М. Литвишников).
Е.В. Змановская выделяет следующие группы делинквентных личностей:
- ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого преимущественно спровоцированы ситуацией);
- субкультурный правонарушитель (нарушитель, инденцифицировавшийся с групповыми антисоциальными ценностями);
- невротический правонарушитель (асоциальные действия которого выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);
- «органический» правонарушитель (совершающий противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и аффективности);
- психотический правонарушитель (совершающий деликты вследствие тяжелого расстройства - психоза, помрачения сознания);
- антисоциальная личность (антиобщественные действия которой вызваны специфическим сочетанием личностных черт: враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к близости) [6].
В психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется изучению причин возникновения девиантного поведения в детско-подростковой среде. Так Ю.А. Клейберг в своих исследованиях выделяет следующие причины подростковой девиации: аффективную заряженность; импульсивный характер реагирования на фрустрированную ситуацию; кратковременность реакции; низкий уровень стимуляции (самоприказ, самоубеждение) и волевого самоконтроля; недифференцированную направленность; высокий уровень готовности к девиантному поведению.
К причинам совершения правонарушений в детско-подростковой среде ученые чаще всего относят экономическое неблагополучие, отсутствие жилья, безработицу и иные факторы социальной жизни; расовые, национальные предрассудки, дискриминацию национальных меньшинств, нарушения психики т.д. По мнению многих авторов, необходимо учитывать мотивы совершаемых преступлений: «это месть, обусловленная конфликтами в быту, завистью, несовестимостью..., другие мотивы - это ревность, корыстные побуждения, насильственная мотивация (потребность самоутвердиться, стадное чувство ложно понятого долга перед своей компанией, группой), недостатки в воспитании.» [4].
Таким образом, проведя обзор психолого-педагогической литературы, определим основные позиции нашего исследования:
1) под девиантным поведением подростков (социальная дезадаптация пассивного типа) мы будем понимать поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии. Девиантное поведение подростков является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-типологических психологических факторов формирования личности в подростковом возрасте и асоциальной направленности ближайшего социального окружения. Девиантное поведение формируется под влиянием негативного формирования смысловой картины мира подростка и его неспособности управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;
2) под делинквентным поведением подростков (социальная дезадаптация агрессивнокорыстного типа) мы будем понимать поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Делинквентное поведение подростков является следствием патогенно негативного формирования личности под воздействием антисоциациального ближайшего окружения. Отличительным признаком рассматриваемого социально-педагогического феномена является наличие у такого подростка ценностных установок криминогенной направленности;
3) в основе девиантного и делинквентного поведения подростков могут лежать различные формы непатологического и патологического нарушения психического здоровья ребенка, которые способствуют негативному личностному развитию. Тем не менее основной причиной появления социально-педагогических феноменов девиантного поведения и делинквентного поведения подростков остается негативное воздействие ближайшего социального окружения, формирующего определенные жизненные ценности и нравственно-этические установки.
Примечания:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 312 с.
2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. М.: Сфера: Юрайт-М, 2001.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 4-15.
4. Павленок И.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М.: ИНФА-М, 2007. 185 с.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1993. С.
25.
6. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 288 с.
7. Гилинский Я.И. Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 1993.
8. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 11.
9. Литвишников В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных: учеб. пособие. М.: Моск. психол.о-соц. ин-т, 2006. С. 118-119.
10. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
References:
1. Vygotsky L.S. Educational psychology. М.: Pedagogika, 1991. 312 pp.
2. Kleiberg Yu.A. Psychology of deviant behavior: a manual for higher schools. М.: Sfera: Yurajt-M,
2001.
3. Bozhovich L.I. The phases of personflity formation in ontogenesis // Psychology Questions. 1978. No. 4. P. 4-15.
4. Pavlenok I.D., Rudneva M.Ya. Social work with persons and groups of deviant behavior. М.: INFA-M, 2007. 185 pp.
5. Belicheva S.A. The foundations of preventive psychology. М.: Social health of Russia, 1993. P.
6. Zmanovskaya E.V. Deviantology (Psychology of deviant behavior): a manual. M: Academia, 2003. 288 pp.
7. Gilinsky Ya.I. Afanasjev V.S. Sociology of deviant behavior. SPb., 1993.
8. Kudryavtsev V.N. Legal behavior: norm and pathology. M., 1982. P. 11.
9. Litvishnikov V.M. Sociopedagogical bases of convicted minors’ correction: a manual. M.: Moscow Psyhological and Social In-t, 2006. P. 118-119.
10. Dolgova A.I. Socio-psychological aspects of minors’ criminality. M., 1981.