УДК 37.0
О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В.П. Филиппова
Посвящено исследованию факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения, и направлено на создание условий, обеспечивающих успешную деятельность по профилактике девиантного поведения младших школьников.
Ключевые слова: девиантное поведение; трудновоспитуемость; профилактика девиантного поведения; нравственное формирование личности.
V.P. Filippova. ON FACTORS INFLUENCING EMERGENCE OF DEVIANT BEHAVIOR AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS
The article is devoted to research of the factors influencing emergence of deviant behavior and directed on creation of the conditions providing successful activities for prevention of deviant behavior of younger school students.
Keywords: deviant behavior; intractability; prevention of deviant behavior; moral formation of personality.
За последние годы в нашей стране заметен рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением и в младшем школьном возрасте. Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [1], Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] возлагают на родителей, образовательные учреждения, правоохранительные органы обязанности по предупреждению и преодолению отклонений в поведении учащихся, воспитанию у них нравственной устойчивости.
К сожалению, в силу различных причин, часто учащиеся нарушают правила поведения, проявляют недисциплинированность, непослушание, оказывают «сопротивление воспитанию» (А.С. Макаренко). Как показали исследования ученых (М.А. Алемаскина, А.И. Кочетова, И.А. Невского, И.В. Павлова, Л.Ю. Сироткина), трудновоспитуемость учащихся проявляется уже в начальной школе. Если своевременно не вести профилактическую работу, учащиеся становятся на путь нарушения нравственных норм. Не случайно 92% взрослых правонарушителей были трудными детьми, проявляли в прошлом недисциплинированность еще в начальной школе. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, аморальный тип и т.п.) формирует де-виантную идентичность. Таким образом, «дурная» репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.
Профилактика девиантного поведения ви-
дится через диагностику, выявление возрастных и индивидуальных особенностей развития, учет их в воспитании детей и подростков.
Методологически значимыми идеями, которые разрабатывались учеными в рамках антропологического подхода к проблеме профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в 70-90 гг. XX столетия, стали идеи:
1) значимости антропологических факторов, признания роли социальных факторов, обусловливающих девиантное поведение и преступность детей и подростков;
2) важности научного изучения и учета криминогенности психических аномалий (врожденных и приобретенных) и личностных особенностей в превентивной педагогической деятельности;
3) целесообразности изучения и учета в превентивной деятельности особенностей возрастных этапов развития и разработки технологий воспитательной работы с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста;
4) значимости характерологического подхода к проблемам превентивной работы, необходимости знания педагогом классификации характеров, возможных особенностей их становления, искажения;
5) важности учета пограничных состояний, акцентуаций характера для профилактики девиантного и делинквентного поведения детей и подростков;
6) необходимости индивидуальной работы по своевременной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка.
68
вестник Российского университета кооперации. 2014. №4(18)
Разрабатываются и другие ценные для теории и практики превентивной деятельности идеи. На их основе в науке начинают развиваться гуманистический или личностно-ориентированный подход к организации воспитательного процесса.
Под фактором мы понимаем причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные его черты. К реальным факторам воспитания относятся семья, школа, общество, государство, окружающая среда, организационная воспитательная среда, наследственность и др.
Следует подчеркнуть, что в научной литературе проблема соотношения объективных условий и субъективного фактора в воспитании нового человека раскрыта еще недостаточно. Правда, некоторые вопросы о роли среды и воспитания в формировании личности, о соотношении организованного школьного воспитания и внешкольных влияний на нравственное развитие личности освещались, но они не исчерпывают этой сложной и многогранной проблемы. В частности, в литературе не показаны особенности взаимоотношения объективных условий и субъективного фактора в формировании личности на современном этапе, не раскрыто их взаимодействие.
Не претендуя на исчерпывающее раскрытие и освещение проблемы о соотношении объективных условий и субъективного фактора в формировании и развитии личности, рассмотрим лишь некоторые стороны этой сложной проблемы. Основное внимание при этом сосредоточим на раскрытии соотношения организованного воспитания и средовых влияний в процессе нравственного формирования личности, профилактику девиантного поведения учащихся.
К первой группе факторов, влияющих на возникновение отклонений в поведении младших школьников, специалисты различных социальных практик, работающих с дисфункциональной или асоциальной семьей, относят неблагоприятные семейные психосоциальные отношения, оказывающие негативные воздействия на социальное (эмоциональное) развитие ребенка. Одни из них непосредственно касаются отношений ребенка с другими членами семьи; другие подразумевают в целом атмосферу семьи, в которой происходит воспитание ребенка. Хотя способы выражения и пороги оценки различаются в зависимости от особенностей культуры, дефицит или искажения в этих областях остаются весьма сходными.
По своему характеру любые отношения подразумевают двустороннее взаимодействие. Соответственно, аномальные внутрисемейные отношения в определенной степени частично возникают в результате собственных действий,
отношений или реакций ребенка. Однако в каждом конкретном случае оценку следует осуществлять только на основании аномалий поведения других эмоционально значимых для ребенка взрослых членов семьи независимо от вклада самого ребенка в дисгармонию отношений: недостаточность эмоционального тепла в отношениях между родителями и детьми, конфликтные отношения между взрослыми и детьми, враждебное отношение к ребенку, бытовое насилие в отношении ребенка, психическое расстройство (отклонение) у родителей, неадекватный родительский надзор (контроль), неадекватное родительское давление, которое не согласуется с потребностями и желаниями ребенка, соответствующими его развитию и социокультурной принадлежности, бытовые условия, создающие потенциально опасную психологическую ситуацию и приводящие к различным отклонениям в поведении, и др. [4].
Отсутствие общественной направленности, неустойчивость характера - главная отличительная черта, присущая младшему подростку с отклонением в поведении. Отрицательное поведение, поступки со временем, если не вести целенаправленную работу по их корректировке, могут превратиться в преступления, т.е. последнюю стадию ранних форм отклонений. Поэтому начально-асоциальное поведение исследователи считают ранней формой социально-педагогической запущенности. Профилактическую работу на ранней стадии отклонений в поведении учащихся мы представляем как совокупность кор-рекционно-реабилитационных мероприятий, как часть целостной системы, комплексного подхода к воспитанию, направленных на изжитие отрицательных качеств и формирование нравственной устойчивости личности.
Вторую группу факторов составляют социальные стрессовые события. Это стрессовые факторы, источниками которых являются более широкие социокультурные обстоятельства, а не характеристики ближайшего окружения или индивидуальные переживания ребенка. Для оценки их значимости необходимо учитывать непосредственное негативное воздействие на ребенка и долговременность психологической или физической угрозы. Среди них следует отметить и характерологические особенности детей. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное проявление некоторых личностных черт. Она не является патологией, но требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов, потому что в детском возрасте акцентуированные черты могут стать причиной отклонений в поведении.
Третья группа факторов - пребывание в положении объекта дискриминации и преследования. Данная группа включает события или переживания, которые оказывают непосредственное негативное воздействие на ребенка; приводят к долговременной ситуации угрозы; включают пребывание в положении объекта дискриминации и преследования, что обусловлено принадлежностью ребенка к определенной этнической, религиозной или иной группе. Оценка ограничивается событиями (переживаниями), приводящими к физическим травмам, отстранению ребенка от значимой деятельности, унижениям.
Четвертый фактор - хронический межличностный стресс, связанный с учебой. Школа представляет собой социальное окружение, в которой ребенок находится ежедневно много часов. Данная категория касается аномальных отношений, возникающих в школе и в классе.
Во-первых, это конфликтные отношения отвержения со стороны сверстников. Данные отношения следует считать аномальными, если ребенок подвергается неоднократным оговорам или оскорблениям; неоднократным угрозам или запугиванию; принуждению совершать какие-либо поступки против своей воли; вымогательству; активному отвержению, игнорированию или изоляции со стороны сверстников; неоднократным унижениям.
Во-вторых, присвоение ученику по воле учителя или иных взрослых роли «постоянно виновного - козла отпущения». Эта психосоциальная ситуация относится к сосредоточению на конкретном ребенке интенсивных негативных чувств со стороны одного школьного учителя или учителей-предметников (учителей физической культуры, музыки, изобразительного искусства и др.) и вышестоящего лица (завуча, директора). Отрицательное отношение обычно особым образом направляется против одного ребенка, однако вполне вероятно, что роль «козла отпущения» может отводиться нескольким детям в группе сверстников.
Пятая группа факторов касается событий, обусловивших утрату у ребенка чувства собственного достоинства. Чувство собственной ценности или достоинства является весьма важной частью адаптивного развития личности, и значительное снижение самооценки представляет собой серьезный стресс, психосоциальное обсто-
ятельство, обусловливающее серьезные последствия в виде безнадзорности и беспризорности.
Утрата чувства собственного достоинства может стать результатом следующих событий: неудачи, которые потерпел ребенок в осуществлении некоторой важной задачи, к выполнению которой прилагал значительные усилия; раскрытия или обнаружения какого-либо личного или семейного события, воспринятого ребенком как постыдное; серьезного унижения в присутствии сверстников; серьезной утраты доверия или уважения к любимому человеку, на чью эмоциональную поддержку ребенок рассчитывал.
Шестой фактор, влияющий на возникновение девиантного поведения младшего школьника - переживание сильного страха. Переживания страха могут стать существенным фактором отклонения в поведении, если природа или контекст вызвавшего их события содержит непосредственную или потенциальную угрозу благополучию ребенка. Происшествия обычно отчетливо выходят за пределы обычных, ожидаемых событий и несут угрозу будущему ребенка.
Изучение основных групп факторов, повышающих риск возникновения девиантного поведения младших школьников, позволяет идентифицировать следующие сферы для профилактического вмешательства: отношения в семье, отношения со сверстниками, микроклимат в школе, общественная среда. Каждая из этих сфер может стать не только фактором риска, но и фактором защиты ребенка от возникновения различных отклонений в поведении.
Список литературы
1. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N° 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 23, ст. 2994.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г. 62-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 14, ст. 1554.
3. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. 464 с.
4. Социальная практика и антинаркотическая профилактическая работа с семьей / под ред. Н.В. Вострокнутова. М., 2003.
ФИЛИППОВА Вера Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
FILIPPOVA, Vera Petrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]