УДК 34 ББК 67
© Салахова В.Б., Лобжанидзе А.А., Гончарова Е.М.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ
ВАЛЕНТИНА БОРИСОВНА САЛАХОВА,
старший научный сотрудник ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛОБЖАНИДЗЕ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической и социальной географии им. академика РАО В.П. Максаковского географического факультета Московского педагогического государственного университета
E-mail: [email protected]; ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА ГОНЧАРОВА, преподаватель кафедры юридической психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность (Статья подготовлена в рамках Гранта Президента № МК-1562.2017.6)
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблема девиантного поведения несовершеннолетних и географические факторы динамики подростковой преступности в регионах Российской Федерации. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы делинквентного поведения подростков и результаты анализа статистических данных по количеству преступлений, совершенных несовершеннолетними в регионах РФ. Выявлены четыре группы факторов, определяющих криминогенную обстановку в регионе и представлена региональная градация по количеству совершенных преступлений несовершеннолетними.
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, несовершеннолетние, криминогенные и географические факторы.
Annotation. The article is devoted to problems of deviant behavior of minors and the definition of the geographical factors of the dynamics of juvenile delinquency in the regions of the Russian Federation. The article presents the results of theoretical analysis of the problem delinquent behavior of adolescents and results of analysis of statistical data on the number of crimes committed by minors in the Russian regions. Identified four groups of factors that determine the crime situation in the region and provides a regional gradation in the number of crimes committed by minors.
Keywords: deviant behavior, delinquent behavior, juvenile crime and geographical factors.
Для цитирования: Салахова В.Б., Лобжанидзе А.А., Гончарова Е.М. Географические факторы динамики преступности несовершеннолетних в России. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):111-5.
Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам, которое вызывает негативную оценку общества. При оценке поведения подростка как девиантного необходимо учитывать следующее:
социокультурная природа отклоняющегося поведения личности обусловливает исторически изменчивый характер девиантного поведения, сопряженного с изменением социальных норм и правил в различные исторические времена; негативная оценка девиантного поведения мо-
жет выступать в форме общественного осуждения либо применения социальных санкций, причем в случае делинквентного поведения это может быть уголовное наказание;
• результатом отклоняющегося поведения является нанесение реального ущерба окружающим людям и обществу, а также самому субъекту такого поведения в различных формах — дестабилизации общественного порядка, морального и материального ущерба, физического и психического насилия, ухудшения соматического и психического здоровья и благополучия;
• девиантное поведение носит стойко повторяющийся характер (многократное или длительное);
• отклоняющееся поведение сочетается с общей асоциальной и антисоциальной направленностью личности;
• отклоняющееся поведение не выходит за пределы медицинской нормы и не должно отождествляться с психическими заболеваниями, хотя может являться его следствием, переходя в патологическое поведение;
• отклоняющееся поведение приводит к социальной дезадаптации различной степени тяжести;
• отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Е.В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:
(1) антисоциальное (делинквентное) поведение, нарушающее правовые нормы и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей;
(2) асоциальное поведение как нарушение морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений;
(3) аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, включая суицидальное, фанатическое, ау-тистическое, виктимное, рискованное, аддиктивное поведение, включая пищевую зависимость и зависимость от психоактивных веществ [3].
Типичными примерами девиантного поведения подростков являются систематические прогулы, побеги из дома, бродяжничество и попрошайничество, аддиктивное поведение (зависимость от психоактивных веществ, алкоголизация, табакокурение), ранняя сексуальная жизнь и аутодеструктивное поведение (парасуицидальное и суицид). Ранние алкоголизация и наркотизация в подростковом возрасте связаны со стремлением к внешней, ложно понятой взрослости, любопытством и тягой к новым ощущениям, с мотивом быть принятым в группе сверстников, быть раскованным и обрести чувство уверенности в себе.
Психологическая природа девиантного поведения заключается в компенсаторном защитном поведении в форме протеста, ухода, тревожности и неуверенности,
эмансипации от родителей и реакций группирования. Причины девиаций — низкая социальная успешность и нереализованность притязаний на социальное признание в семье, школе и в группе сверстников. Ф. Патаки используется термин «преддевиантный синдром», определяя его как комплекс симптомов — предвестников девиантного поведения. К ним относятся аффективный тип поведения, ориентация на получение удовольствий, трудности в школе, проявление агрессии, семейные конфликты, низкий уровень интеллекта, отрицательное отношение к учебе. Перечисленные симптомы затрудняют общение и взаимодействие подростка с другими благополучными сверстниками и заставляют искать общество тех, кто также является носителем указанных симптомов [7].
В сфере психопатологии применительно к де-виантному поведению отдельно выделяется феномен расстройства поведения, определяемого как повторяющийся и устойчивый паттерн поведения, при котором нарушаются основные права другого человека или соответствующие данному возрасту социальные нормы, требования и правила. В Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV) выделяют следующие формы поведенческих расстройств: легкую (малое число поведенческих проблем с незначительным ущербом для других людей), умеренную (среднее количество и умеренная степень серьезности поведенческих проблем) и тяжелую (большое количество поведенческих проблем со значительным ущербом для других). Развитие расстройства поведения часто бывает связано с другими нарушениями: наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности, оппозиционно-вызывающим расстройством (проявляющимся в устойчивых проявлениях гнева и эмоций, не связанных с возрастной нормой), трудностями обучения, депрессией, а также потреблением алкоголя и наркотиков.
Можно выделить два варианта генезиса расстройства поведения: (1) расстройства поведения, которые начались в детском и продолжались в подростковом возрасте, и (2) расстройства поведения, которые проявились только в подростковом возрасте [6]. Расстройства поведения в подростковом возрасте, которые изначально появились в детстве, обладают отличительными особенностями по сравнению с расстройствами поведения, впервые зафиксированными именно в подростковом возрасте. Эти расстройства обычно являются более стабильными и тяжелыми, находят проявление в более агрессивных формах поведения и физического насилия. Подростки часто проявляют невнимательность, импульсивность, низкую школьную успеваемость. Подростки с диагнозом «расстройство поведения», поставленным в детстве, чаще совершают насильственные преступления (угроза физического насилия, изнасилование, применение оружия).
Необходимо коротко остановиться на понятии де-линквентности и отметить, что термин «делинквент-
ность» закреплен в рамках международно-правовых актов как юридический термин, связанный с совершением лицом правонарушения или преступления. Таким образом, понятие «делинквентность» за рубежом принято употреблять с целью характеристики совершения тяжкого проступка, противоправного действия, в том числе и несовершеннолетним.
В отечественной науке делинквентность используется в двух разных значениях. Например, А.Е. Личко и другие исследователи утверждают, что делинквент-ность — это повторяющиеся асоциальные проступки, складывающиеся в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения личностью возраста, с которого начинается уголовная ответственность [5]. В.В. Ковалев, Е.В. Зма-новская и другие ученые отмечают, что делинквентное поведение — это «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях» [4]. В отечественной психологии используется достаточно широкий спектр терминов, соответствующих зарубежным представлениям о делинквентности (противоправное, криминогенное, преступное поведение и др.). В то же время имеется значительная представленность исследований, посвященных изучению как феномена делинквентности, так и личности подростка, склонного к совершению правонарушения (А.Ф. Лазурский,
B.С. Афанасьев, А.Ю. Голодняк, С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, М.Г. Дебольский, М.Г. Дмитриев, К.Е. Игошев, Д.В. Каширский, М.Ю. Кондратьев, В.Д. Менделевич, Г.М. Миньковский, С.В. Маркова, Е.А. Никитская, А.А. Реан, Е.Ю. Смирнова, В.С. Собкин,
C.Т. Сулейманова, В.В. Шарок, Л.Б. Шнейдер и др.).
Делинквентное поведение является видом деви-
антного поведения, в то время как девиантное поведение не всегда является делинквентным.
Побеги из дома представляют собой распространенную форму делинквентного поведения подростков. Причины побегов кроются в страхе наказания, реакции протеста на чрезмерные требования и контроль в семье, недостаточной опеке и внимании в семье, безнадзорности со стороны родителей, отвержении и жестоком обращении сверстников; поиске удовольствий и новых впечатлений, развлечений, немотивированной тяге к перемене обстановки, скуке, тоске, акцентуации характера подростков.
Преступления — антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, такие как убийство и физическое насилие, хищения (кражи, вымогательство, мошенничество), вандализм и намеренное разрушение материальных и духовных ценностей, угоны автомобилей, мотоциклов и велосипедов; террористические акты, изнасилования, незаконный' оборот наркотических средств, поджо-
ги и пр. В случае совершения преступлений лицами, не достигшими возраста уголовной' ответственности, применяются меры воздействия воспитательного характера, включая помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение.
Важнейшими криминогенными факторами, обусловливающими трудности личностного самоопределения подростков, являются:
• общая дегуманизация общества;
• семейная дестабилизация и неэффективное выполнение семьей функции социализации;
• несогласованность действий социальных институтов (семьи, педагогических коллективов, правоохранительных органов, молодежных объединений и пр.), направленных на решение задач профилактики и предупреждения правонарушений;
• отсутствие реальных перспектив получения подростками желаемого образования и профессии, обеспечивающих достойный образ жизни в условиях экономического спада;
• негативное влияние на формирование личности подростков антикультуры и субкультуры криминальных кругов и антисоциальных молодежных группировок, романтизация и идеализация криминального образа жизни;
• низкий уровень правовой культуры, юридическая и социальная девальвация принципа неотвратимости наказания применительно к раскрытию преступлений;
• отсутствие четкой стратегии молодежной политики, детских, подростковых и юношеских общественных объединений и организаций, направленных на решение задач идеологического воспитания.
Правонарушения стали сегодня одним из объектов исследований в общественной географии, что, прежде всего, связано с выявлением территориальных различий этих явлений и географических факторов, их определяющих. Анализ социальных и территориальных аспектов преступности отражается в такой синтетической категории, как геокрименногенное положение, которое, в свою очередь, определяет криминогенную обстановку в регионе. Правонарушения несовершеннолетних также являются частью криминогенной обстановки, выступают существенным фактором дестабилизации общественных систем различного ранга — от населенного пункта до федеральных округов и страны в целом — и могут стать катализатором взрослой преступности.
Географические аспекты исследования подростковой преступности направлены прежде всего на выявление групп факторов, определяющих территориальную неоднородность проявлений данного явления. Регион выступает при этом как территориальная единица, в пределах которой происходит взаимодействие данных факторов, определяющих криминогенную обстановку. По результатам проведенного исследования, направлен-
ного на изучение статистических данных по количеству совершенных преступлений несовершеннолетними в регионах Российской Федерации (2015—2017 гг.), были определены четыре группы факторов, определяющих криминогенную обстановку в регионе (рис. 1, 2).
Первая группа факторов — социально-экономические. В эту группу можно отнести демографические, экономические и социальные факторы. Уровень социально-экономического развития региона может
существенно влиять на уровень подростковой преступности. Так, показатели роста количества преступлений характерны для регионов с низким уровнем социально-экономического развития (Республика Алтай, Алтайский край). В регионах с высоким уровнем социально-экономического развития наблюдается снижение показателей подростковой преступности (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский АО, Республика Саха (Якутия).
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (по данным Генеральной прокуратуры РФ)
Выи» среднего уроонп (501 -700}
уровень (701 -1000} Крччйко БйВДЖИЙ [1001 ивЫШе]
ног данных
Рис. 1. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (по данным Генеральной прокуратуры РФ)
Типология регионов России по динамике преступности несовершеннолетних 2014-2016 г. (по данным Генеральной прокуратуры РФ)
Рис. 2. Типология регионов России по динамике преступности несовершеннолетних за 2014—2016 гг. (по данным Генеральной прокуратуры РФ)
Высокий уровень урбанизации служит, с одной стороны, фактором социального расслоения общества и, как следствие, роста преступлений, в том числе в молодежной среде. В европейской части России, на юге Сибири ведущим фактором выступает уровень урбанизированности территории. Города — центры сосредоточения организованных криминальных группировок, что также способствует росту преступности. Вместе с тем в городах более эффективно действуют органы правопорядка, что приводит к снижению показателей преступлений в самих центрах и оттоку в ближайшие области. Так, например, при снижении показателей в Москве высокие показатели сохраняет Московская область. Высоки показатели молодежной преступности в крупных промышленных центрах Урала (Республика Башкортостан, Пермский край, Свердловская и Челябинская области), Сибири (Иркутская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край) и Дальнего Востока (Забайкальский и Приморский края). Напротив, регионы с низким уровнем урбанизации входят в число относительно благополучных (республики Северного Кавказа, Ненецкий и Чукотский автономные округа).
Вторая группа факторов — природно-географи-ческие, среди которых особо стоит выделить рекреационный потенциал территории. Высокий рекреационный потенциал территории (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Крым) привлекает состоятельных туристов, тем самым способствует увеличению уровня преступности по отношению к ним. В этих регионах, как правило, ослаблен контроль за деятельностью правоохранительных органов.
Третья группа факторов — этно-культурные. Эти факторы могут по-разному повлиять на уровень преступности. Так, традиционная религиозность населения снижает рост преступности среди исламского населения в республиках Северного Кавказа, буддистского населения Калмыкии. Вместе с тем этническая общность создает благоприятную почву для формирования национальных ОПГ, в сферу деятельности которых попадают и молодые люди. Отчетливо это проявляется в крупных городах, где представлено множество этнических групп с определенной «преступной специализацией».
Четвертая группа факторов — организационно-
правовые, среди которых необходимо выделить деятельность правоохранительных и судебных органов и пенитенциарной системы. Так, прослеживается четкая территориальная взаимосвязь между географией учреждений ФСИН и уровнем подростковой преступности. В пятерке первых по числу учреждений ФСИН: Красноярский край (42), Свердловская область (36), Пермский край (35), Кемеровская область (26), Приморский край (25), которые относятся к регионам с крайне высоким уровнем подростковой преступности. В то же время в двух регионах, где эти учреждения ФСИН отсутствуют (Чукотский АО и Ненецкий АО), уровень подростковой преступности низкий, как и в республиках Северного Кавказа, где число учреждений ФСИН значительно меньше по отношению к проживающему населению, чем в других регионах страны.
Таким образом, на основании сказанного можно сделать вывод, что социально-экономические, природ-но-географические, этно-культурные и организационно-правовые факторы напрямую влияют на рост подростковой преступности в регионе.
Литература
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
2. Голодняк А.Ю. Криминологические особенности антиобщественного поведения подростков из маргинальной среды и предупреждение совершаемых ими преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
3. Змановская Е.В. Девиантология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2004.
4. Ковалев А.Г. Психология личности. Л.: Просвещение, 1970.
5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, 1983.
6. Ощепков А.А. Особенности ценностных ори-ентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2012.
7. Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4.