УДК 316.62-053.2 ББК 60.542.14-425 С 32
Сергиенко С.В.
Социокультурные стратегии современной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья «Социокультурные стратегии современной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних» посвящена исследованию современных концепций предупреждения процессов формирования девиантного поведения несовершеннолетних на основе социокультурного подхода к организации функционирования социальных институтов ювенальной профилактики.
Ключевые слова:
Социокультурные стратегии, ювенальная профилактика, стратификация, рискогенность, криминальная субкультура, девиация.
Рассматривая современные социокультурные стратегии противостояния девиантным проявлениям в молодежной и подростковой среде, следует отметить, что в социологии девиантным считается поведение, отклоняющееся от социально-значимых норм и традиций, принятых в определенном обществе на соответствующем уровне культурного развития в определенный период времени. К нему традиционно относятся такие асоциальные явления, как алкоголизм, наркомания, проституция, сексуальные перверсии, самоубийства, бродяжничество, попрошайничество.
Подробное изучение полного спектра социальных девиаций несовершеннолетних, в том числе и крайних форм - делинквентного поведения, а также формирующих ценностей и социокультурных симпатий современной молодежи, позволяет утверждать, что система психолого-поведенческих особенностей подростков-делинквентов, в
сравнении со взрослой категорией правонарушителей, значительно усложнена многообразием личностно-ценностных и статусно-ролевых «индикаторов», влияющих на формирование деструктивного стереотипа поведения и определяющих их местоположение вне социально-позитивного слоя общества [1].
Принципиальным в изучении социальных патологий является выделение и обоснование принципов формирования девиантных групп, системы межличностных отношений, характеризующейся, во-первых, ярко выраженными признаками
стратификационной системы, отягощенной влиянием криминальной субкультуры, а во-вторых, большим спектром мотивационных особенностей, определяющих асоциальную направленность.
Современными исследователями в области ювенальной девиантологии
доказывается необходимость специального изучения данного явления со ссылкой на следующие факторы:
1) многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное
воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних
преступников;
2) значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
3) рост преступности несовершеннолетних происходит в период сокращения общей численности этой возрастной группы населения;
4) преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;
5) несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, поскольку принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;
6) криминально активные несовершеннолетние продолжают преступную деятельность после достижения возраста уголовной ответственности, и именно благодаря данной категории правонарушителей преступность постоянно возрождается [2].
Современные исследователи выделяют и рассматривают пять основных признаков, характеризующих противоправное поведение именно данной социальной категории: 1) многовидовая социальная мотивация девиантного поведения, 2) латентность, 3) повышенная рецидивность, 4) групповой характер деструктивного поведения, 5) устойчивость межличностных контактов в группе.
Все вышеизложенное позволяет очертить научный подход к анализу ювенальной делинквентности, который предполагает выявление социальных условий, способствующих активизации противоправных действий, анализ результативности контролирующих мер, направленных государством на предупреждение преступлений, а также изучение социально-политических, экономических, организационных, социальнопсихологических причин, порождающих делинквентность. При этом следует отметить, что, например, криминологи делают акцент на правовых аспектах проблемы, а также на защите конституционных прав и гарантий малолетних преступников. Немаловажную роль в этом направлении исследований играет также изучение становления личности преступника и совершенствование механизма профилактики преступности среди несовершеннолетних [3].
Однако следует отметить, что этот классический правовой подход, к сожалению, не ориентирован на анализ глубинных социальных и культурных причин, которые вызывают преступность несовершеннолетних и поэтому мало пригоден для выявления социокультурных факторов, которые вызывают значительное расширение и активизацию делинквентных практик в этой социально-демографической группе общества.
Между тем анализ динамики преступлений несовершеннолетних показывает нарастание ее численности особенно среди подростков (12-15 лет) и юношества (16-17 лет). «...Для несовершеннолетних являются характерными такие преступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательство, угоны автотранспорта, употребление наркотиков. Число несовершеннолетних, которые до совершения преступлений учились в школе и в других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению» [4].
Одновременно в современной России наблюдается постоянный рост числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали.
Современные процессы теоретического обоснования аспектов формирования девиантного поведения позволяют утверждать, что в современной науке рассматривается несколько концепций, объясняющих повышенную рискогенность молодежи. Одна из наиболее известных теорий XIX века - социально-биологическая концепция. В ее контексте возможно обозначить прежде всего физиологическую теорию Ч. Ломброзо. Итальянский врач Ч. Ломброзо еще в XIX веке выделил «криминальные тип», которому свойственны выступающая нижняя,челюсть, редкая борода и пониженная чувствительность к боли и т.д. [5].
В свою очередь, основоположник психоанализа З.Фрейд полагал, что девиацию вызывают свойственные личности внутренние конфликты. Фрейд ввел понятие «преступники с чувством вины», т.е. люди, которые хотят быть пойманными и наказанными, поскольку чувствуют в себе «страсть к разрушению» и думают, что тюремное заключение может помочь им преодолеть это влечение.
В результате длительного исследования делинквентного поведения подростков американскими исследователями, супругами Ш. и Э.Глюк, обоснована взаимосвязь данной модели поведения и физической организации подростка. Они показывали, что «... конституция большинства подростков-правонарушителей относится к мезоморфному типу (мускулистые, энергичные); их доля среди правонарушителей составляет 60%, в то время как среди правопослушных они оставляют лишь 30%... Они разработали понятие
преступного потенциала, величина которого связана с особенностями строения тела» [6]. В то же время, исследователи отмечали, что реализация преступного потенциала во многом зависит от параметров социокультурной среды. Тем не менее, именно конституционное строение тела они взяли в качестве параметра, на основании которого была разработана таблица для прогнозирования преступного поведения. По убеждению авторов, если ребенка при поступлении в школу в возрасте 6 лет тщательно обследовать, то прогноз преступного поведения может быть сделан достаточно точно. Более того, на основании этого же критерия ими была разработана также таблица, помогающая судье назначать адекватное наказание малолетнему преступнику. Научные изыскания супругов получили поддержку на административном уровне, в частности ее начал применять в своей работе Нью-Йоркский городской комитет по делам молодежи, рекомендовавший прогностическую таблицу всем школам города.
Так же широко распространенным направлением, объясняющим молодежную преступность, является ее редукция к проблемам неудачной социализации. Возможность перехода к девиантным формам поведения - по мнению В.К.Каубиш - напрямую зависит от характера социализации личности, которая в каждом конкретном случае обусловлена взаимовлиянием множества социальных факторов: наследственности, воспитания,
образования, влияния микросреды, собственной деятельности. Деформация любого из них, корни которого лежат в соответствующих общественных дисфункциях, может привести к девиантному поведению.
В то же время, проведенные за последние десятилетия исследования определили в современной науке подход к явлению девиации как к проблеме интегративного свойства, подтвердив обоснованность ее рассмотрения на различных научных полях. В десятках произведений известных авторов (Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, О.В. Ведерниковой, И.П. Башкатова, Л.И. Беляевой, Е.В. Бондаревской, Я.И. Гилинского, А.В. Дмитриева, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского,В.Ф. Пирожкова, М.П. Стуровой, Г.Ф. Хохрякова и др.) - социологов, юристов, психологов и педагогов -бесспорно доказано, что детерминация отклоняющегося поведения отдельной личности, завершающегося преступлением, почти всегда связана с проблемами, ее социальной, психологической, педагогической запущенностью, общественными условиями ее порождающими.
В то же время глубокое изучение проблем, связанных с процессами трансформации культурных ценностей личности правонарушителя, дает возможным выделить как наиболее обоснованную концепцию, объясняющую девиацию с социокультурной позиции. Основа этого подхода в социологии была заложена фундаментальными исследованиями Э.Дюркгейма, а позднее - М.Вебером и классиком функционализма Т.Парсонсом [7].
По мнению М.Вебера, ценностно-рациональное действие индивида всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», повиновение которым человек считает своим долгом [8].
В свою очередь Т.Парсонс отмечал, что не случайно социально-регулятивный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо общекультурных ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются определенные нормы. Последние носят императивный характер, т.е. достаточно конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершить люди. То есть, это своеобразные правила поведения в типичных, и прежде всего повседневных, ситуациях. «Ценности есть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы... Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают в себя элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к типичным ситуациям, но и содержат конкретные способы ориентации для действия [9].
Исследование социологической сущности нормы требует ее анализа в комплексе с изучением системы регуляторов поведения людей и в частности механизмов социального контроля за соблюдением принятых в данном обществе ценностей и норм поведения. Социальный контроль можно назвать фундаментом стабильности общественных отношений. Его отсутствие или ослабление ведет к росту социальных девиаций, приводит общество к социальной напряженности, неустойчивости» [10].
Таким образом, следует отметить, что формы поведения, которые противоречат социальным нормам, но не обязательно запрещены законом или запрещены только в отношении подростков (например, употребление алкоголя, не посещение школы, бродяжничество и т.д.), определяются как девиантные. Доведение девиации до логического завершения рождает преступление (делинквентность).
Девиантное поведение входит в структуру негативных социальных девиаций. Преступное поведение - наиболее серьезный факт отклонения как от правовой, так и от моральной нормы, поскольку нарушение правового запрета по своей сущности есть нарушение нравственной нормы, результат моральной готовности личности переступить черту предписанного обществом поведения. Следовательно, преступное поведение является структурной составляющей девиантного поведения [11].
Результаты теоретического и практического научного анализа демонстрируют, что девиантное поведение - явление, наиболее часто встречающееся в подростковом возрасте. Иногда оно носит кратковременный характер, а иногда является началом преступной «карьеры». Противоправные действия и девиантность, как правило, являются социальными проблемами, иногда их следует отнести к проблемам развития и в большинстве случаев к проблемам формирования личности.
Настоящая концепция наблюдается в исследованиях по настоящей проблематике и в некоторых научных подходах современных социологов. Так, В.И. Добреньков пишет, что «... социальные нормы и ценности действительно придают системный характер социальным отношениям, формируя систему координат для различения социально одобряемого и социально порицаемого поведения. Однако сами по себе социальные нормы ничего не контролируют и контролировать не могут. Механизм воспроизводства социальных отношений - социальный контроль, включающий в себя два главных элемента - нормы (предписанные обществом правила поведения) и санкции (средства наказания за несоблюдение этих норм). Наличие поощрения за соблюдение норм и санкций за их несоблюдение делает поведение индивидов в обществе предсказуемым. Каждый из нас понимает, что выдающиеся научные открытия и спортивные достижения поощряются, а тяжкие преступления против отдельных индивидов или общества в целом наказываются» [10].
Современное состояние уровня рискогенности в молодежной и подростковой среде, нарастание девиантных и делинквентных практик, развитие идей радикализма и ксенофобии, рост преступлений на национальной почве, бесспорно, требуют от общества активного формирования принципиально новых стратегий противостояния данным социальным явлениям. Новизна современных подходов, на наш взгляд, должна заключаться прежде всего в принципиальном изменении социокультурных основ функционирования современных социальных институтов - субъектов ювенальной профилактики. Изменения должны затронуть не только организационно - правовую форму системы предупреждения асоциального поведения, но и культурную составляющую современных стратегий профилактики, способную сформировать в обществе принципиально новое отношение к данной проблеме, предопределить в нем осознанную готовность к внедрению новых, не стандартных форм превентивного воздействия на сегодняшнюю реальность.
Активные попытки пересмотреть ранее существующие концепции в организации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних предприняты, например, администрацией Краснодарского края. Целый ряд нормативно - правовых актов,
получивших активную поддержку общества, прошедших широкое обсуждение среди общественных организаций и муниципалитетов Кубани, приняты и в настоящее время реализуются на практике при организации комплекса мер превентивного характера, направленного на недопущение нарастания девиантных и делинквентных практик среди подростков и молодежи региона.
Так, например, с целью создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развития и оптимизации сети государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей в Краснодарском крае, реализуется краевая целевая программа «Дети Кубани». С 4 апреля 2008 года на территории края действует постановление № 258 « Об утверждении положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении».
В марте 2008 года губернатор Краснодарского края выступил с инициативой о разработке и принятии закона « О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Данный закон вступил в силу с 1.08.2008 года.
Однако предпринятые меры требуют в то же время и глубокого научного анализа в части формирования устойчивого общественного восприятия и культурного осмысления необходимости принятия адекватных мер с целью активного противостояния нарастающим угрозам вовлечения молодежи в экстремистские организации, противоправную деятельность на почве национальной ненависти, иные асоциальные проявления.
Примечания:
1) Михайлов А.П. Ювенальная делинквентность в контексте социокультурной транзиции России: монография. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. С. 74.
2) Криминология: учебник / под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2004. 734 с.
3) Мелешко Н.П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Спецкурс: учеб. пособие. Ростов н/Д, 1998.
4) См. Криминология. Под ред. Кудрявцева В.Н. с. 139.
5) Шевченко A.M. Ресоциализация в России (социокультурные модели): монография. Ростов н/Д, 2003. 223 с.
6) Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 122.
7) Михайлов А.П. Этиология девиантного поведения несовершеннолетних: учеб. пособие. Курс лекций. Майкоп: Качество, 2006. С. 46.
8) Вебер М., Избранные произведения. М., 1994. С. 629.
9) Парсонс Т. Система современных общест. М. 1999. С. 18.
10) Добреньков В.И. Преступление и наказание: криминализация России как социально-политическое явление: материалы дискуссии. М.: Альфа-М, 2004. Вып. 3. 192 с.
11) Михайлов А.П. Специфика социокультурного подхода к анализу делинквентности несовершеннолетних //Вестник ТГПУ. Томск, 2006. Вып. 11 (62).