УДК 316.624 ББК 60.524.258 М 69
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
А.П. Михайлов,
доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии АГУ, тел. 8 909 471 10 05
Социокультурные аспекты криминологического анализа девиантности несовершеннолетних
Аннотация. В статье исследуются социокультурные факторы развития девиантного поведения несовершеннолетних в контексте криминологического анализа, рассматриваются некоторые альтернативные теоретические подходы к настоящей проблеме. Автор анализирует эффективность процессов культурно - правовой социализации современной молодежи.
Ключевые слова: аномия, девиация, делинквентность, маргинальность, мотивация, социально - регулятивный механизм.
A.P. Mikhaylov,
Doctor of Sociology, Professor of Philosophy and Sociology Department of the Adyghe State University, ph. 8 909 471 10 05
Sociocultural aspects of the criminological analysis of deviating behaviour of minors
Abstract. The paper examines sociocultural development factors of deviating behaviour of minors in a context of the criminological analysis and discusses some alternative theoretical approaches to this problem. The author analyzes efficiency of processes of cultural - legal socialization of modern youth.
Keywords: an anomy, deviation, deliquentness, marginalness, motivation, the social -regulative mechanism.
В современном российском обществе одной из важнейших социальных проблем является развивающаяся тенденция криминализации молодежной среды, развитие идей радикализма и расширение девиационных практик несовершеннолетних. Данная проблема, безусловно, требует от современного российского общества всеобъемлющего комплексного культурно-правового подхода к построению институциональной модели профилактики ювенальной девиации и делинквентности, разработка которой предполагает опору на сочетание макро- и микросоциального анализа.
Такая постановка проблемы объясняется тем, что в настоящее время ювенальная делинквентность оценивается многими специалистами правовой и социально-педагогической сфер деятельности как один из важнейших вызовов российскому социуму. Широкая вовлеченность несовершеннолетних в противоправные практики радикалистского содержания представляет собой тревожную перспективу ближайшего будущего страны. Тенденция роста преступных практик несовершеннолетних свидетельствует о том, что этот процесс уже вышел за пределы компетенции только правоохранительных органов и выступает социальной проблемой, решение которой относится к внутренней политике.
В социологии девиантным считается поведение, отклоняющееся от социально-значимых норм и традиций, принятых в определенном обществе на соответствующем уровне культурного развития в определенный период времени. К нему традиционно относятся такие маргинальные
явления, как алкоголизм, наркомания, проституция, сексуальные перверсии, самоубийства, бродяжничество, попрошайничество. Однако понятие девиации определяется относительно устоявшейся и поддерживаемой нормы. Девиантом является тот, кто не вписывается в социальную среду. Наркоман или проститутка будут девиантами не только с позиции социально одобряемой нормы конкретного общества, но и в собственных семьях, в семейном окружении при условии, что эти семьи благополучны. При этом в среде лиц с аналогичным девиантным поведением, где оно является «нормой», они теряют статус девиантов и становятся равноценными членами микросообщества. Именно поэтому соответствующий микросоциум для них является наиболее комфортной средой и становится более притягательным, стимулирующим тем самым дальнейшую деформацию личности, углубление девиаций. В то же время любой законопослушный индивид, попадая в асоциальную микросреду, становится девиантом для данной группы до тех пор, пока не примет типичные для нее асоциальные нормы.
Подробное изучение полного спектра социальных девиаций несовершеннолетних, в том числе и крайних форм делинквентного поведения, а также формирующих ценностей и социокультурных симпатий современной молодежи, позволяет утверждать специалистам, что система психолого-поведенческих особенностей подростков-делинквентов, в сравнении со взрослой категории правонарушителей, значительно усложнена многообразием личностноценностных и статусно-ролевых «индикаторов», влияющих на формирование деструктивного стереотипа поведения и определяющих их местоположение вне социально-позитивного слоя общества.
Наиболее сложным является выделение принципов формирования девиантных и делинквентных групп, системы межличностных отношений, которая характеризуется, во-первых, ярко выраженными признаками стратификационной системы, отягощенной влиянием криминальной субкультуры, а во-вторых, большим спектром мотивационных особенностей, определяющих вектор преступной направленности и общественной опасности.
Необходимость специального изучения данного явления современными исследователями доказывается ссылкой на следующие факторы:
1) многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних преступников;
2) значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;
3) рост преступности несовершеннолетних происходит в период сокращения общей численности этой возрастной группы населения;
4) преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;
5) несовершеннолетние склонны к отклоняющемуся поведению, поскольку принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;
6) криминально активные несовершеннолетние продолжают преступную деятельность после достижения возраста уголовной ответственности, и именно благодаря данной категории правонарушителей преступность постоянно возрождается [4].
Криминологи выделяют и рассматривают пять основных признаков, характеризующих противоправное поведение именно данной социальной категории: 1) многовидовая
мотивация делинквентного поведения; 2) латентность; 3) повышенная рецидивность; 4) групповой характер деструктивного поведения; 5) устойчивость межличностных связей в группе.
При этом криминологи делают акцент на правовых аспектах проблемы, а также на защите конституционных прав и гарантий малолетних преступников. Немаловажную роль в этом направлении исследований играет также изучение становления личности преступника и совершенствование механизма профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Этот классический правовой подход, к сожалению, не ориентирован на анализ глубинных социальных причин, которые вызывают преступность несовершеннолетних и
поэтому мало эффективен для выявления факторов, которые вызывают значительное расширение делинквентных практик в этой социально-демографической группе общества.
В современной науке выдвинуто несколько концепций, объясняющих повышенную рискогенность молодежи. Одна из наиболее давних и широко известных - социальнобиологическая концепция. Так, возможно обозначить физиологическую теорию Ч. Ломброзо, ряд психоаналитических, социально-психологических и культурологических подходов. Итальянский врач Ч. Ломброзо еще в XIX веке выделил «криминальный тип», которому свойственны выступающая нижняя челюсть, редкая борода и пониженная чувствительность к боли.
Основоположник психоанализа З. Фрейд полагал, что девиацию вызывают свойственные личности внутренние конфликты. Фрейд ввел понятие «преступники с чувством вины», т.е. люди, которые хотят быть пойманными и наказанными, поскольку чувствуют в себе «страсть к разрушению» и думают, что тюремное заключение может помочь им преодолеть это влечение.
Особый интерес представляет генетический аспект проблемы, который изучен недостаточно полно. Как показывают результаты немногочисленных исследований, склонность к девиантному поведению при определяющем воздействии окружающей среды может передаваться по наследству
Длительное изучение делинквентного поведения подростков позволило американским исследователям, супругами Ш. и Э. Глюк, обосновывать взаимосвязь данной модели поведения и физической организации подростка. Они показывали, что «:.. .конституция большинства подростков-правонарушителей относится к мезоморфному типу (мускулистые, энергичные); их доля среди правонарушителей составляет 60%, в то время как среди правопослушных они оставляют лишь 30%... Они разработали понятие преступного потенциала, величина которого связана с особенностями строения тела» [7]. При этом, исследователи отмечали, что реализация преступного потенциала во многом зависит от параметров социокультурной среды. Тем не менее, именно конституционное строение тела они взяли в качестве параметра, на основании которого была разработана таблица для прогнозирования преступного поведения (1959 г.). Научные изыскания супругов получили поддержку на административном уровне, в частности ее начал применять в своей работе Нью-Йоркский городской комитет по делам молодежи, рекомендовавший прогностическую таблицу всем школам города.
В то же время, в современной науке определился подход к явлению девиации как к проблеме интегративного свойства. В произведениях известных авторов (ГА. Аванесова, Ю.М. Антоняна, И.П. Башкатова, Л.И. Беляевой, Е.В. Бондаревской, Я.И. Гилинского, А.В. Дмитриева, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, М.П. Стуровой, ГФ. Хохрякова и др.) - криминологами,
социологами, психологами и педагогами - бесспорно доказано, что детерминация отклоняющегося поведения отдельной личности, завершающегося преступлением, почти всегда связана с ее социальной, психологической, педагогической запущенностью, условиями ее порождающими, т.е. имеет междисциплинарный характер.
Соглашаясь с мнением приведенных выше авторитетных авторов, мы посчитали возможным выделить, как наиболее обоснованную концепцию, объясняющую девиацию с социокультурной позиции. Основа этого подхода в современной социологии была заложена фундаментальными исследованиями Э.Дюркгейма, а позднее - М.Вебером и классиком функционализма Т.Парсонсом.
М. Вебер утверждал, что ценностно-рациональное действие индивида всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», повиновение которым человек считает своим долгом [2]. Т. Парсонс, оценивая значение норм, отмечал, что не случайно социальнорегулятивный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы. Последние носят императивный характер, т.е. достаточно
конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершить люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения в типичных, и, прежде всего повседневных, ситуациях. «Ценности есть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы... Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы, конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной системы, конкретизированные применительно к типичным ситуациям, но и содержат конкретные способы ориентации для действия [6].
Исследование понятийной сущности нормы, требует ее анализа в комплексе с изучением системы регуляторов поведения людей и в частности механизмов социального контроля над соблюдением принятых в данном обществе ценностей и норм поведения. Социальный контроль можно назвать фундаментом стабильности общественных отношений. Его отсутствие или ослабление ведет к росту социальных девиаций, приводит общество к социальной напряженности, неустойчивости» [3].
Способность каждого общества сохранить свою целостность и устойчивость зависит от того, что, как и насколько эффективно контролируется в рамках данной культуры, общества.
Социальный контроль, включающий в себя внешний контроль и самоконтроль, представляет собой систему реагирования поведения индивида с целью упреждения (вытеснения) нежелательного и восстановление нормального (соответствующего нормам) поведения. Эта система включает в себя две взаимосвязанных, но относительно независимых подсистемы: 1) отслеживание, наблюдение за поведением людей; 2) воздействие на поведение, в том числе санкции за правонарушения [7].
Формы поведения, которые противоречат социальным нормам, но не обязательно запрещены законом или запрещены только в отношении подростков (например, употребление алкоголя, не посещение школы, бродяжничество и т.д.), определяются как девиантные. Доведение девиации до логического завершения рождает преступление (делинквентность).
Девиантное поведение - явление, часто встречающееся в подростковом возрасте. Иногда оно носит кратковременный характер, а иногда является началом преступной «карьеры». Противоправные действия и девиантность являются социальными проблемами, иногда проблемами развития и часто аспектом развития личности.
Данная концепция наблюдается в исследованиях по настоящей проблематике и в основных научных подходах современных социологов. Так, В.И. Добреньков пишет: «... социальные нормы и ценности действительно придают системный характер социальным отношениям, формируя систему координат для различения социально одобряемого и социально порицаемого поведения. Однако сами по себе социальные нормы ничего не контролируют и контролировать не могут. Механизм воспроизводства социальных отношений - социальный контроль, включающий в себя два главных элемента - нормы (предписанные обществом правила поведения) и санкции (средства наказания за несоблюдение этих норм). Наличие поощрения за соблюдение норм и санкций за их несоблюдение делает поведение индивидов в обществе предсказуемым» [3].
В концепции структурно-функционального анализа молодежная делинквентность уточняется с точки зрения трансформации социальной структуры, разрушающей сложившиеся социальные нормы. Это явление получило в начале ХХ в. название аномии и активно используется для объяснения криминализации общественной жизни в периоды системных трансформаций.1
Аномия как состояние «крушение норм», «безнормность» предшествует и провоцирует девиантное поведение. и подразумевает его. Именно с этой точки зрения рассматривали проблему Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон. Так, французский философ и социолог Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» рассматривает аномию как расплывчатое состояние нормативно-ценностной системы,
1 См., например, работы РРывкиной.
отсутствие четкой общепринятой и общеобязательной трактовки социальных регуляторов [1].
Р. Мертон, так же обращает внимание на социальные болезни общества, которые заложены в функционировании самого ценностно-нормативного механизма социальной регуляции. «Ценность - норма - социальный контроль» - это сложный, противоречивый механизм, который не может не давать сбои в период социальных изменений, в результате которых возникает девиантное поведение индивидов и целых социальных групп [6].
Современный исследовать Н.Е. Покровский, характеризуя многообразие спектра социальных девиаций в обществе, отмечает: «Аномия заявляет о себе присутствием, прежде всего, разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей («главное для нас — выжить»), резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой («мы живем только сегодняшним днем»), возрастание значимости материальных ориентации, как противоположных нравственным и духовным («сейчас нам не до духовных запросов») и т.д. [7].
Интернализация определенного комплекса общественно значимых и одобряемых ценностей не гарантирована наличием устойчивой, всеобъемлющей культурной доктрины, определяющей, в свою очередь, ценностные ориентиры и цели жизнедеятельности в социальной системе. Процесс воспитательно-формирующего воздействия государства, лишенный идеологической основы и не ориентированный на определенные культурные нормы, образцы и эталоны поведения объективно не может противостоять адаптировавшимся в обществе субкультурным тенденциям, культивирующим иную систему ценностей.
Многочисленные проводимые криминологические исследования проблем социального риска в обществе позволяют определить основные направления по профилактике девиантного поведения личности. Не только социологи и педагоги, но и ведущие криминологи из всего спектра превентивных мер основной задачей обозначают необходимость воспитания нравственности, ориентированности на социально-одобряемые культурные нормы. Так, известный криминолог, заслуженный деятель науки России Антонян Ю.М. отмечает: «Причины преступности следует искать в нравственном состоянии общества, в наличии или отсутствии тех или иных моральных ценностей и установок. Воспитание нравственности - составная часть воспитательной работы с населением вообще, включающей и получение образования, специальности, и привитие культуры, нравственных ценностей и установок, выработанных человечеством за всю историю его развития» [4].
Таким образом, на основании вышеизложенного, мы предлагаем следующие выводы:
- современный криминологический анализ девиаций несовершеннолетних требует комплексного подхода к проблемам детерминации социальных деформаций в обществе, включая исследования его социокультурной парадигмы, как ключевого фактора в процессе формирования правопослушного поведения;
- расширяющиеся практики делинквентного поведения несовершеннолетних свидетельствуют не только об аномических процессах в обществе, но и об изменении отношения социума к механизмам целенаправленной правовой социализации детско-юношеского поколения.
Примечания:
1. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 610-611.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1993. С. 183.
3. Добреньков В.И. Преступление и наказание: криминализация России как социально-политическое явление: материалы дискуссии. М., 2004. С. 18.
4. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004. С. 482.
5. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М. ИНФРА-М.
2002. С. 18.
6. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М., 1995. С. 122, 51.
7. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 18.