Научная статья на тему 'Молодёжная преступность в Санкт-Петербурге и её профилактика органами внутренних дел'

Молодёжная преступность в Санкт-Петербурге и её профилактика органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1236
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодёжная преступность в Санкт-Петербурге и её профилактика органами внутренних дел»

2. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В.С. Харламов*

МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Текущий 2009 год в России объявлен Годом молодежи.1 В целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране государство повернулось лицом к решению насущных проблем молодежи. К важнейшим направлениям государственной молодежной политики отнесено воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей, формирование ее законопослушного поведения. Своевременность и обоснованность этих шагов несомненны.

Молодежь наиболее мобильная и адаптивная часть общества. С молодым поколением население связывает надежды на позитивные перспективы общественного развития. От здоровья, образования, профессиональной подготовки, культуры и гражданской зрелости молодого поколения зависят характер формирования цивилизованного общества, его способность сохранять, приумножать свое богатство и качество будущих трудовых ресурсов.

Современная молодежь проходит свое становление в достаточно сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности зависит характер продвижения России по пути демократических преобразований. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии добрососедства.

В мировой практике нельзя найти единого подхода к определению возрастных границ молодежи. Например, в документах Организации Объединен-

* Валентин Станиславович Харламов - ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Северо-Западному федеральному округу, кандидат юридических наук (Санкт-Петербург, Россия). © В.С. Харламов, 2009.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2008 г. № 1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи».

ных Наций молодыми людьми считают лиц в возрасте 10-24 лет, в то же время молодежь рассматривают как лиц в возрасте 15-24 лет.2 В венгерском Законе о молодежи (1971 г.) вообще нет возрастных границ группы молодежи. В Кодексе о детях и молодежи Республики Куба граница молодежи определена возрастом 30 лет.

В соответствии с действующим российским законодательством3 возрастные границы молодых людей определены возрастом от 14 до 30 лет с делением на несовершеннолетних от 14 до 18 лет и совершеннолетних от 18 до 30 лет.

Девиантное поведение молодых людей является одним из наиболее ярких показателей, обнаруживающих в концентрированном виде недостатки воспитания в семье и школе, а также нерешенные проблемы организации досуга и занятости подростков и молодежи. Социальная среда во все эпохи играла существенную роль в социализации подрастающего поколения. Непростая социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современном российском обществе, отсутствие единой системы норм и ценностей, дефицит бережного отношения к детям и чуткости к их проблемам неизбежно сказались на морально-нравственном здоровье подрастающего поколения. Представления о всеобщих нравственных и социальных нормах не укоренились в сознании подростков, носят расплывчатый характер и не определяют их поведенческий выбор.

Проблемы молодежной преступности во все времена привлекали к себе повышенный интерес со стороны ученых, государственных и общественных деятелей, политических институтов во всех цивилизованных странах мира. Данный интерес обусловлен и поддерживается, прежде всего, тем, что молодежная преступность, как было установлено по результатам многолетних статистических наблюдений, составляет основу общей преступности. Среди выявленных участников преступлений молодежь по общей численности и удельному весу всегда занимала и продолжает занимать доминирующие позиции.

Способность любого государства и его институтов удержать молодежь от конфликта с законом, разумно организовать криминологическую систему противодействия общества от противоправных посягательств, в том числе молодого и подрастающего поколения, в целом относится к числу важней-

2 См.: ЮНИСЭФ (2000 г.) Молодежь в меняющемся обществе: Региональный мониторинговый доклад 7, Флоренция: исследовательский центр ЮНИСЭФ «Ин-ноченти».

3 См.: Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р); Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2008 г. № 470-75 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-Петербурга в сфере молодежной политики и профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге».

ших критериев зрелости общества, мудрости его власти, стабильности и надежности, перспектив развития страны.

Опираясь на семантическую концепцию преступности4, под молодежной преступностью следует понимать свойство молодежи воспроизводить преступления в корреляционной взаимозависимости с причинами их девиантного поведения. Статистически молодежная преступность выражается как совокупность преступлений, совершенных за определенный промежуток времени на определенной территории лицами в возрасте 14-29 лет, и совокупность участников этих преступлений в том же возрасте.

Для криминологического анализа и профилактической деятельности целесообразно выделять молодежь несовершеннолетнюю в возрасте от 14 до 17 лет и совершеннолетнюю в возрасте от 18 до 29 лет.

В целом, в период 2004-2007 годы в Санкт-Петербурге отмечен неуклонный рост общего количества участников преступлений: 2004 г. - 18 614, 2005 г. - 18 728, 2006 г. - 19 083, 2007 г. - 22 475. Указанному тренду сопутствовал общий рост совершеннолетней молодежи из числа участников преступлений: от 9 639 в 2004 г. до 11 654 в 2007 г. В то же время имела место отрицательная динамика преступлений несовершеннолетних: от 1 431 в 2004 г. до 1 167 в 2007 г.

Аналогичные тенденции имели место в соседнем регионе Ленинградской области, где общий массив лиц, совершивших преступления, в период с 2004 по 2006 год возрастал (2004 г. - 9 666, 2005 г. - 10 009, 2006 г. - 10 559) и снизился до 10 036 в 2007 г. Кривая динамики массива совершеннолетней молодежи из числа участников преступлений в области также росла в этот период, но в 2007 г. наблюдалось определенное снижение (2004 г. - 4 579, 2005 г. - 4 982, 2006 г. - 5 052, 2007 г. - 4 833). Однако как в Санкт-Петербурге, так и в области в указанный период имела место отрицательная динамика преступлений несовершеннолетних: от 1 475 в 2004 г. до 1 109 в 2007 г. Динамика доли подростков и молодежи среди выявленных участников преступлений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за период 2004-2007 годы отражена в табл. 1.

В соответствии с табл. 1 в Санкт-Петербурге за период 2004-2007 годы среди общего количества всех выявленных участников преступлений доля лиц из числа молодежи неуклонно снижалась, однако в Ленинградской области этот показатель носил волнообразный характер. Характерно, что среди общего количества всех выявленных участников преступлений кривая доли несовершеннолетних в обоих субъектах Российской Федерации направлена к снижению.

4 См.: Шестаков Д. А. Криминология: учебник для вузов. 2-е изд. СПб., Издательство Асланова. 2006. С. 136.

Таблица 1

Динамика доли молодежи среди выявленных участников преступлений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за период 2004-2007 годы5

Регион Доля молодежи среди выявленных участников преступлений

Контингент молодежи 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Санкт- Всего 59,5 59,4 57,7 57,1

в т.ч. подростки 7,7 7,1 6,2 5,2

Петербург совершеннолетняя молодежь 51,8 52,3 51,5 51,9

Ленин- Всего 60,6 62,0 59,0 59,3

градская 13 2 12 2 112 11,1

в т.ч в т.ч подростки

область совершеннолетняя молодежь 47,4 49,8 47,8 48,2

Как показывает демографический анализ, количество совершеннолетней молодежи в Санкт-Петербурге в два с половиной раза больше массы подростков в возрасте от 14 до 17 лет. В то же время согласно таб. 1 доля совершеннолетних молодых людей из числа участников преступлений больше в 6-9 раз доли несовершеннолетних участников преступлений. То есть наиболее криминализирована в указанный период совершеннолетняя молодежь города. Особенностью молодежной преступности является групповой характер совершения преступлений и достаточно большое количество преступлений, совершенных лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (более 20 %).

Среди преступников молодого возраста доминируют лица, не имеющие постоянного дохода (более 50 %), из числа совершеннолетней молодежи. Работающие молодые люди составляют около трети всех преступников молодого возраста. Из числа несовершеннолетних около 50% преступлений совершается учащимися школ и других образовательных учреждений, около 40% подростками без определенных занятий и остальное количество работающими подростками.

Структура преступлений, совершенных в 2007 г. в Санкт-Петербурге молодежью в возрасте 18-29 лет, отражена в табл. 2.

Согласно табл. 2, совершеннолетняя молодежь Санкт-Петербурга в 2007 г. составила около 51,9 % участников всех преступлений, в т. ч. 58,9 % посягательств против собственности, более половины неправомерных завладений автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (59,5 %), грабежей (58,9 %), разбоев (63,5 %), а также от 65,9 % до 100,0% участников изнасилований, вымогательства, бандитизма. Молодежь преобладает среди лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (66,2 %), и в кражах - самых массовых преступлениях (58,8 %). Отли-

5 Источники: Ежегодные отчеты ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о лицах, совершивших преступления за 12 месяцев 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г.

чительная черта указанного контингента - корыстно-насильственная направленность посягательств.

Таблица 2

Виды преступлений совершеннолетней молодежи (данные по Санкт-Петербургу за 2007 год)

Всего выявлено В возрасте Их удельный

Виды преступлений участников 18-29 лет вес, в %

преступлений

По всем преступлениям 22475 11654 51,9

Особо тяжкие 1579 791 50,0

3382 41,5

Убийства 274 106 38,7,

Причинение тяжкого вреда здоровью 364 148 40,6

Изнасилование 85 56 65,9

тт ^

Против собственности 6483 58,9

В том числе Кражи 6688 3935 58,8

Грабежи 1790 1054 58,9

Разбои 838 532 63,5

Вымогательство 63 43 68,2

Неправомерное завладение

автомобилем или иным

транспортным средством

без цели хищения 319 190 59,5

В сфере экономической деятельности 570 124 21,7

" с ственной безопасности 379

45,4

т- 2 2

100,0

Хулиганство 209 105 50,2

Незаконные изготовление, приобретение,

хранение, перевозка либо сбыт

наркотических средств 4319 2858 66,2

Против порядка управления 701 299 42,7

В структуре преступности несовершеннолетних Санкт-Петербурга в 2007 г. следует выделить такие составы преступлений, как грабежи (240 посягательств), кражи (272 посягательства), разбои (121 посягательство), а также связанные с незаконным оборотом наркотиков (159 посягательств) и с неправомерным завладением автотранспортом без цели хищения (70 посягательств), в совокупности составляющие более 70,0 % от общего массива.

Анализ статистических данных за 2007 г. показывает высокую интенсивность участия совершеннолетней молодежи в совершении особо тяжких преступлений (50 % - в Санкт-Петербурге и 49,5 % - в Ленинградской области) и в то же время более «скромный» молодежный «вклад» в совершение пре-

ступлений небольшой тяжести (41,5 % - в Санкт-Петербурге и 38,0 % - в Ленинградской области).

Показателен тот факт, что молодые дамы в половой структуре данного контингента лиц по региону составляют до 7 % при доле женщин в общем составе всех преступников от 12 до 18 %.

Каждый третий из числа «молодых» участников преступлений был ранее судим. Полученные данные соответствуют результатам исследований других криминологов. Так, по результатам проведенных исследований (П.Н. Кобец, Д.В. Власов), 35,5 % преступников-рецидивистов, совершивших насильственные преступления против собственности, составляют лица в возрасте 18-29 лет6. По материалам А. А. Тайбакова, свыше половины (53,0 %) профессиональных преступников первое преступление совершили в возрасте 14-16 лет, 39,0 % - в возрасте 17-18 лет7.

Сопоставляя криминальную активность молодежи в возрасте 18-29 лет и несовершеннолетних, следует отметить меньшую агрессивность в деяниях последних. Для структуры подростковой преступности более характерна корыстная составляющая и менее выражена насильственная направленность.8

Санкт-Петербург, как крупнейший европейский исторический и культурный центр, а также транзитный центр на путях сообщения из европейских стран в восточные регионы страны и государства Азии, является притягательным не только для туристического бизнеса, учебы,9 трудовой деятельности,10 но и для криминальных интересов. Характерно, что значительное число иностранных граждан, совершивших преступления, представлено возрастной группой - 18-29 лет. Анализируя структуру преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2007 г., необходимо отметить преобладание в ней преступных проявлений имущественного характера (75,6 %): кражи (400 посягательств), грабежи (136 посягательств), разбои (60 посягательств), неправомерное завладение автотранспортом (18 посягательств), мошенничество (15 посягательств).11

6 См.: Кобец П.Н., Власов Д.В. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидива насильственных преступлений против собственности на региональном уровне. М.: ВНИИ МВД России. 2006. С. 74

7 См.: Тайбаков А.А. Профессиональный преступник // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 86.

8 Кочин А.А. и др. Тенденции российской подростковой преступности: Пособие. М.: ВНИИ МВД России. 2007. С.26, 32.

9 В учебных заведениях города проходят обучение более 15 тыс. иностранных студентов.

10 Всего в течение 2007 г. УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 210 005 иностранным гражданам оформлены разрешения на работу.

11 Аналитический отчет о миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по итогам 2007 года: УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 2008. С. 1-10.

Лица, имеющие значительный преступный опыт, вовлекают в совершение преступлений неискушенных молодых людей. Общественная опасность лиц рассматриваемой категории, посягающих на нравственное и телесное здоровье детей, очевидна. Своеобразный сеятель преступности - вовлекатель -разбрасывает семена противоправности и взращивает соответствующий урожай. Вовлечение в противоправную деятельность подростков играет детерминирующее значение в развитии детской преступности. Криминологический портрет вовлекателя несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий таков: это, как правило, мужчина в возрасте от 18 до 24 лет, городской житель, без определенного рода занятий (не учится и не работает), с неполным средним образованием, не имеющий семьи.

Полученные данные свидетельствуют, что примерно каждый третий молодой преступник совершал преступление в составе группы. Активизация групповых проявлений в молодежной преступности один из опасных криминологических симптомов. Как показывает анализ, удельный вес групповой преступности заметно возрастает по мере снижения возраста преступников. Однако устойчивые, организованные преступные группы относительно более характерны для совершеннолетней молодежи. Подростки чаще всего совершают преступления в составе групп без предварительного сговора, спонтанно. Среди последних распространены неустойчивые группы, у членов которых имеется предварительный сговор на совершение преступлений, но этот сговор касается одного или нескольких преступлений, а их совершение часто не охватывается единым преступным умыслом и носит ситуативный характер.

В целом же высокие показатели групповой преступности молодежи наиболее характерны для таких преступлений, как изнасилование (свыше 40 %), кражи, грабежи (свыше 50 %) и разбои (около 80 %). В преступную деятельность все больше вовлекается студенчество, всегда считавшееся в криминологическом плане более благополучным. Значительно сокращается круг молодежи, ранее настроенной негативно по отношению к криминалитету, а ситуативные групповые нарушения все чаще трансформируются в организованную деятельность устойчивых преступных сообществ. Последнее обстоятельство следует рассматривать как очень опасную тенденцию.

Практика борьбы с противоправным поведением молодежи подтверждает, что в современных условиях наличие устойчивых криминальных группировок создает реальную опасность их использования в качестве ударной силы для дестабилизации обстановки либо в иных антиобщественных целях.12

По данным «Бюро по правам человека», в настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается более 20 экстремистских молодежных группировок

12 См.: Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты. М., 2006. С.6-283.

численностью более 30 тысяч человек. Основные молодежные экстремистские движения фашистского типа, открыто пропагандирующие насилие: Питерское отделение Национал-большевистской партии (НБП), формирования Санкт-Петербургского отделения Русского национального единства (РНЕ), движение скинхедов, «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ),13 «Славянская Община», «Питерская лига анархистов», «Авангард Красной Молодежи», «Объединенный гражданский фронт», антиглобалистские движения (»Экозащита», «Мир не товар!»), зачастую опирающиеся на финансовую и организационную помощь со стороны своих западных коллег. По информации городской прокуратуры,14 в Санкт-Петербурге к наиболее агрессивным неформальным молодежным объединениям с экстремистским уклоном причисляют себя 563 лица, из них скинхедов - 313, готов - 117, экстремистское крыло движения ролевых игр - 79, панкоориентированные группы - 36, сатано-ролевики - 15.

Неформальные молодежные объединения используют ксенофобию (т. е. нетерпимость к чужеродному), расизм в качестве основы для своей идеологии, принимают участие в публичных акциях: пикетах и митингах, выпускают ксенофобную литературу.

Следует отметить, что молодежной среде присуща высокая латентность преступных посягательств. Нежелание показать себя потерпевшим характерно для молодых людей. Прежде всего, это касается Вооруженных Сил РФ, мест лишения свободы.15

В настоящее время в России формируется государственная система противодействия преступным посягательствам.

Противодействие преступлениям рассматривается как целостная система сдерживающего или упреждающего воздействия со стороны государства и общества на криминогенные явления, процессы с целью снижения их криминогенного эффекта и создания условий, исключающих возможность возникновения таких явлений, процессов.

13 По данным Генеральной прокуратуры РФ, указанные первые четыре молодежные движения активны во всех федеральных округах. См.: Информационное письмо Ген. прокуратуры РФ «О совершенствовании практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму» № 27-42-2007 от 13.02.2007.

14 Докладная записка начальника отдела прокуратуры Санкт-Петербурга Васильевой Т.А.

О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства по противодействию терроризму, экстремизму среди несовершеннолетних органами государстве-ной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами. 2007. С.9

15 Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С.403-426; Эминов В.Е., Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих. М., 1999. С.100-103, 164-166; Петухов НА, Чукин Д.С. Некоторые аспекты криминологической характеристики насильственных преступлений против личности, совершаемых военнослужащими. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 4(36). С.153-157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В криминологической литературе наряду с термином «противодействие» используются такие термины, как «профилактика», «превенция» и «предупреждение». До сих пор каждое из указанных понятий вызывает научные споры из-за нормативной неопределенности. Данные термины нередко рассматриваются авторами как самостоятельные, их значение связывается с разными сферами, уровнями и видами рассматриваемой деятельности.16 В рамках настоящей статьи подобное разграничение носит условный характер, вышеназванные термины применяются как синонимы.17 Противодействие криминальным посягательствам, в том числе со стороны молодежи, рассматривается как реакция общества и государства на противоправные общественно опасные деяния.

Правовая основа указанного вида деятельности в криминологической литературе представляется по традиционной схеме в виде трех групп на международном, федеральном и региональном уровнях.18

В первой группе сконцентрированы основополагающие международные договоры и иные документы, ратифицированные Российской Федерацией.

Вторую группу составляют акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты, в том числе указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и законодательных органов, приказы и инструкции министерств и ведомств. К важным законодательным актам данной группы относится Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В третью группу входят нормативные акты, принятые в различных регионах и субъектах Российской Федерации. Среди последних следует выделить Закон Санкт-Петербурга от 16 февраля 2006 г. № 40-8 «Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы»; Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 1998 года № 28-6 «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга»; Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2008 г. № 470-75 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Санкт-

16 См.: Криминология / Под ред. А.И. Долговой. М., 1999. С. 319-321; Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. СПбГУ., 2001. С. 140-147

17 Некоторые авторы придерживаются подобной точки зрения. См.: Криминология: учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева. М., 2004. С. 185; Криминология. СПб., Санкт-Петербургский университет МВД РФ. 1999. С. 234.

18 Однако имеет место иная систематизация нормативно-правовых актов. См.: На-заркин М.В. Правовые основы деятельности участкового уполномоченного милиции по предупреждению экстремизма // Проблемы противодействия экстремизму в Российской Федерации: Сборник материалов «круглого стола» 28 апреля 2005 г. М.: ВНИИ МВД России. 2005. С. 33-39; Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / Под ред. А.А. Козлова. СПб.: Химиздат, 2003. С. 316-319, 430-433.

Петербурга в сфере молодежной политики и профилактики правонарушений в Санкт-Петербурге»; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 г. № 848 «О Программе гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность»)».

Среди ведомственных нормативных актов по профилактике насильственных преступлений существенное значение имеют приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»; приказ МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

Среди субъектов противодействия молодежной преступности выделяются три группы:

1) субъекты, созданные на основе сотрудничества различных государств в области криминальной превенции;

2) субъекты, функционирующие в структуре государственной власти, разные звенья которых, как правило, представлены на соответствующих ее уровнях (федеральном, субъектов федерации, местном);

3) субъекты, основанные на общественной и частной инициативе.

В государственную систему противодействия преступлениям включены Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, Межпарламентская Ассамблея Содружества Независимых Государств, Интерпол, Национальный антикриминальный и антитеррористический Оргкомитет России, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы РФ; Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; Комитет по делам женщин, охраны семьи и детства при Правительстве РФ; федеральные органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, юстиции, внутренних дел, соответствующие им органы субъектов РФ и местного самоуправления, подведомственные им специализированные учреждения и организации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, специализированные суды.

В Санкт-Петербурге координация деятельности по противодействию преступлениям, в т. ч. молодежным, осуществляется Правительством города.

Организацию профилактической деятельности в Санкт-Петербурге осуществляют различные подразделения органов внутренних дел, в т. ч. Главное управление МВД России по СЗФО, ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, СЗ УВДТ МВД России, Пятое управление МВД России.

ГУ МВД России по СЗФО осуществляет профилактическую деятельность в городе по некоторым категориям преступлений, в т. ч. носящих международный и межрегиональный характер.

ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет профилактическую деятельность на всей территории города.

СЗ УВДТ МВД России осуществляет профилактическую деятельность на транспортных объектах.

Пятое управление МВД России осуществляет профилактическую деятельность на режимных объектах.

В Санкт-Петербурге профилактика органами внутренних дел преступлений среди молодых людей обеспечивается по следующим основным направлениям:

1) предупреждение общественно-опасных деяний молодежи;

2) предупреждение групповой преступности молодежи;

3) предупреждение повторной преступности молодежи;

4) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;

5) профилактика пьянства, наркомании и токсикомании среди молодежи;

6) работа с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющими на их поведение либо жестоко обращающимися с ними;

7) организация и проведение профилактических рейдов и операций;

8) организация работы ЦВСНП;

9) виктимологическая профилактика.

На уровне основного милицейского звена важную работу по противодействию противоправным посягательствам в районе (городе) организует начальник органа внутренних дел как лично, так и через своих заместителей в пределах их функциональных обязанностей на основе оценки оперативной обстановки, криминологического анализа правонарушений, результатов деятельности подразделения по борьбе с ними. Основное внимание он уделяет соблюдению сроков и качеству рассмотрения жалоб и заявлений о данных правонарушениях; состоянию выявления причин и условий совершения тяжких преступлений против жизни и здоровья; мерам, принятым по их устранению; реагированию служб и подразделений ОВД на сообщения граждан о происшествиях; своевременности выезда на места происшествий следственно-оперативных групп; выявлению и постановке на соответствующий вид учета правонарушителей; принятию к ним превентивных мер, предусмотренных действующим законодательством.

В деятельности по противодействию преступлениям принимают участие все службы и подразделения ОВД, однако ведущая роль принадлежит участковым уполномоченным милиции. Это связано с тем, что участковый уполномоченный милиции должен хорошо знать население и объекты своего административного участка, уметь выявлять лиц с криминогенным поведением, владеть методикой и тактикой разрешения конфликтных ситуаций особенно в сфере быта, воздействия на конкретных правонарушителей как самостоя-

тельно, так и с привлечением сил общественности, организовать в этих целях тесное взаимодействие с другими службами ОВД.

В подразделениях органов внутренних дел города важное значение имеют координационный либо координационно-методический совет по профилактике преступлений, действующие при начальнике соответствующего ОВД.

Принцип деятельности сотрудников милиции по профилактике преступлений заключен, прежде всего, в уменьшении вредных последствий негативных явлений. Применение превентивных мер должно максимально отвечать правам человека и соответствовать действующим правовым и моральным нор-

мам.19

Противодействие преступлениям молодежи осуществляется в рамках единой системы предупреждения преступности.

При классификации предупредительных мер по цели в криминологической литературе принято выделять 3 уровня:

- общесоциальный, на котором обеспечивается воздействие на среду, экологию, экономические, социальные, политические условия жизни населения в целях их улучшения, гармонизации;

- локальный, на котором осуществляются специально-криминологические меры безопасности, обеспечивается воздействие на «группы риска» и устранение обстоятельств, способствующих совершению насильственных преступлений;

- индивидуальный, на котором обеспечивается конкретизация общесоциальных и специально-криминологических мероприятий в отношении конкретного лица.

На общесоциальном уровне основной мерой воздействия со стороны органов внутренних дел на формирование каждой личности и надлежащих межличностных отношений является пропаганда среди молодежи и всего населения правовых знаний, правил поведения в быту, тесно увязанная с предметным рассмотрением причин возникновения конфликтов, путей и средств их правомерного разрешения. Предупредительный эффект правовоспитательной работы обусловлен воздействием на правосознание, на нравственную сторону личности путем создания стимулов к законопослушному поведению в семье и применения мер принуждения при отклонении от такого. Существенную роль в преодолении преступлений, особенно сексуальных, может сыграть религия. Таким образом, через правосознание можно оказывать предупредительное воздействие на субъективные и объективные причины и условия преступности, формировать атмосферу доброжелательности и терпимости.

Профилактический эффект достигается, в конечном счете, вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. Обеспечение достойных человеческих условий жизнедеятельности - залог сниже-

19 Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций. СПб., 2002. С. 348.

ния конфликтности в обществе и преступлений как средств разрешения конфликтов.

На локальном уровне выделяются меры специальной профилактики, в том числе криминологической, уголовно-правовой, уголовно-исполнительной и т. д., начиная от установки сигнализации, домофонов, до эффективной уголовной политики, включающей взаимодействие милиции и населения. Специально-криминологическое предупреждение преступлений охватывает широкий комплекс различных по характеру мер, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию криминогенных факторов; оздоровление социальной микросреды, коррекцию поведения лиц, чье поведение чревато угрозой совершения преступления и т. п.20

Важным средством противодействия преступлениям, в т. ч. со стороны молодежи, является проведение региональными органами внутренних дел широкомасштабных профилактических операций, таких как «Вихрь-антитеррор», «Антикриминал», «Караван-Авто», «Надзор», «Подросток-Игла», в том числе и специализированной операции «Защита» по профилактике внутрисемейных насильственных преступлений.

Кроме того, на территории города на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия антитеррористического характера, в том числе связанные с обеспечением режима пребывания иностранных граждан на территории РФ, направленные на перекрытие источников и каналов поступления в незаконный оборот оружия, наркотических средств, а также комплекс правоохранительных мер в отношении организаций экстремистской направленности, призывы и действия которых подрывают общественную безопасность и правопорядок, создают реальную угрозу основам межнациональных отношений.

Своевременное изобличение виновных в совершении преступлений является одним из основных показателей профилактической деятельности органов внутренних дел. Некачественная работа по раскрытию преступлений препятствует реализации принципа неотвратимости наказания. В целях повышения эффективности раскрытия преступлений регулярно проводятся мероприятия по укреплению оперативных позиций для получения значимой информации с дальнейшей ее отработкой и успешной реализацией.

Одним из эффективных средств специальной профилактики является обеспечение должной учетно-регистрационной дисциплины, соответствующей реальному положению событий.

К уголовно-процессуальным мерам профилактики относится качественное расследование уголовных дел, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, своевременное направление дела в суд.

20 См.: Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1977. С. 165; Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. С. 186-217.

Противодействие уличной преступности обеспечивается, в первую очередь, сотрудниками наружных милицейских служб: патрульно-постовой, участковых уполномоченных. Маршруты патрулирования нарядов ППС, ГИБДД, ОВО максимально приближены к криминогенным местам.

Усиление плотности милицейских нарядов с привлечением общественности в вечернее и ночное время весной и осенью оказывает профилактирую-щее воздействие на оперативную обстановку на территории региона.

Эффективная профилактика дежурных частей ОВД осуществляется путем оперативного реагирования на сообщения о происшествиях, в том числе на сообщения об острых бытовых и уличных конфликтах.

При сообщении о происшествии дежурная часть ОВД координирует силы и средства милицейских подразделений с целью принятия своевременных мер, предусмотренных законом, обеспечивает взаимодействие с другими государственными (здравоохранения, МЧС и т. п.) и общественными органами. В случае совершения тяжких преступлений на места происшествий направляются следственно-оперативные группы, приданные силы, извещаются сотрудники прокуратуры, ФСБ и иных органов.

На индивидуальном уровне профилактика неправомерных посягательств со стороны молодежи и других лиц заключается в своевременном выявлении лиц с противоправным поведением, применении к ним предупредительных мер с целью устранения опасности совершения этими лицами преступлений.

К первичным стадиям противодействия преступлениям на индивидуальном уровне относят 2 стадии:

1) выявление лиц, групп и организаций, в т. ч. молодежных, от которых можно ожидать совершения криминальных посягательств;

2) непосредственное осуществление предупредительных мер.

Первая стадия включает сбор и анализ информации, связанной с противоправными посягательствами: об оперативной обстановке, о маргинальных лицах и группировках. На практике апробированы такие методы сбора сведений об объектах предупреждения, как наблюдение, беседа, опрос, изучение документов, проведение целевых мероприятий. В зависимости от ситуации они осуществляются как раздельно, так и комбинированно.

Вторая стадия состоит в непосредственном осуществлении мероприятий по профилактике, предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также их пресечению.

Изучение практики показало, что уделяется недостаточное внимание профилактическим мероприятиям в микросоциальной среде. Для ликвидации отрицательного влияния микросреды в ряде случаев целесообразно изолировать профилактируемого от негативно влияющих на него лиц по месту работы (например, от тунеядцев, собутыльников), для чего помочь изменить место работы и приобрести на новом месте положительные связи.

Одним из направлений профилактики молодежной преступности является повышение эффективности деятельности органов внутренних дел. Некачественная работа последних имеет серьезные негативные последствия. Так, 07.11.2007 г. в совершении убийства уроженца Узбекистана Пормонова И.Б. в поселке Репино Курортного района Санкт-Петербурга были изобличены ученик школы № 699 Л., 08.03.1991 г. р., и четверо молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет, причислявших себя к неформальным молодежным организациям (уголовное дело № 394440 от 08.11.2007 г.). В ходе расследования установлено, что с 13.10.2005 г. подросток Л. состоял на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних как лицо, совершившее общественно-опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Кроме того, 01.02.2006 г. он был поставлен на списочный учет как лицо, причислявшее себя к движению скинхедов: поддерживал их взгляды, имел соответствующую атрибутику: татуировки на теле, одежду и аксессуары (брелки, браслеты). Вскоре 09. 01.2007 г. подросток Л. необоснованно был снят с профилактического учета, хотя школу не посещал, нигде официально не трудоустроен и не отрицал свою принадлежность к скинхедам. Даже после того, как 25.01.2007 г. несовершеннолетний Л. был привлечен к уголовной ответственности за вандализм (уголовное дело № 509447 от 25.01.2007 г.), сотрудниками ОВД профилактическая работа с подростком Л. надлежащим образом не осуществлялась: все свободное время он проводил на улице с лицами, склонными к совершению антиобщественных поступков, что и привело впоследствии несовершеннолетнего Л. к совершению убийства.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Курортного района Санкт-Петербурга по данному факту,21 установлено, что происшедшее явилось следствием грубых нарушений действующего законодательства со стороны сотрудников УВД Курортного района Санкт-Петербурга, а именно:

- отсутствовало должное взаимодействие между подразделениями по делам несовершеннолетних, уголовным розыском, следователями, дознавателями, другими службами и подразделениями органов внутренних дел;

- своевременно не были выявлены сотрудниками криминальной милиции лица, вовлекавшие несовершеннолетнего в преступную деятельность;

- индивидуальная профилактическая работа как сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и уголовного розыска с подростком, так и участковым уполномоченным милиции с социально неблагополучной семьей подростка проводилась бессистемно, формально;

- отсутствовал должный контроль со стороны руководства УВД за деятельностью уголовного розыска и подразделения по делам несовершеннолетних.

21 См.: Представление прокуратуры Курортного района г. Санкт-Петербурга «Об устранении нарушений действующего законодательства» от 12.11.2007 г.

По данным ИЦ при ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, на протяжении последних лет наблюдается тенденция сокращения числа несовершеннолетних участников преступлений, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Всего около 69% подростков снимается с учета по исправлению. Однако данные основания документально не подтверждаются ни характеристиками по месту учебы, работы или иных органов и учреждений системы профилактики, ни материалами, подтверждающими эффективность и результативность данной работы. Результатом отсутствия информации об образе жизни, преступных намерениях и фактическом времяпровождении подучетных подростков является необоснованное снятие таких подростков с учета в ОДН в связи с исправлением поведения и совершения последними вскоре после этого преступлений.

Так, в совершении убийства Наимова и покушении на убийство Колонда-рова 16.02.2007 г. в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, а также других тяжких преступлений экстремистской направленности был изобличен несовершеннолетний А., 24.11.1989 г. р., учащийся ПТУ № 29, из молодежной группировки скинхедов. В ходе расследования уголовного дела по данным фактам установлено, что с 2005 г. подросток состоял на учете в подразделении по делам несовершеннолетних за совершение антиобщественных действий. Поддерживал взгляды и участвовал в акциях скинхедов. Однако 05.02.2006 г. он был необоснованно снят с учета в ПДН якобы в связи с исправлением. Несмотря на то, что в июне 2006 г. подросток А. привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), вновь поставлен на учет не был при наличии законных оснований.

Прокурором Санкт-Петербурга в представлении «Об устранении нарушений законодательства, направленного на предупреждение преступности несовершеннолетних» от 02.08.2007 г. отмечены существенные недостатки в деятельности ОВД по профилактике подростковой преступности. Было обращено внимание на то, что со стороны сотрудников ОВД не обеспечивается комплексный подход к работе по предупреждению преступности несовершеннолетних, в том числе повторной; отсутствует должный ведомственный контроль; не налажен действенный механизм контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД.22

Необходимо отметить, что сотрудники органов внутренних дел совместно с педагогами, социальными работниками, представителями общественности и иными заинтересованными лицами принимают участие в проводимой с

22 См.: Представление Прокурора Санкт-Петербурга «Об устранении нарушений законодательства, направленного на предупреждение преступности несовершеннолетних» от 02.08.2007 г.

молодежью социальной работе и обеспечении образовательного процесса. Так, в некоторых школах города инспектор по делам несовершеннолетних местного ОВД закреплен за конкретным общеобразовательным учреждением (так называемый «школьный» инспектор ПДН).

Заслуживает внимания для изучения и распространения опыт совместной работы ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и специализированного предприятия ООО «Новое поколение» по трудоустройству и реабилитации неучащихся и неработающих несовершеннолетних из числа состоящих на учете в органах внутренних дел.

С 1993 г. в Санкт-Петербурге данное предприятие занимается социальной адаптацией несовершеннолетних и молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет включительно. В городе функционирует 6 площадок указанного предприятия, в т. ч. на базе воспитательной колонии г. Колпино и спецшколы закрытого типа № 1 в Приморском районе, на которых работают более 1000 подростков.

Основой социальной адаптации является привитие несовершеннолетним трудовых и социальных навыков. С этой целью на предприятии созданы для несовершеннолетних рабочие места, которые представляют собой производство развивающих детских настольных игр. Основной специальностью на предприятии является сборщик-комплектовщик.

В ООО «Новое Поколение» направляются несовершеннолетние, в возрасте от 14 до 18 лет, которые не учатся и не работают и совершили правонарушения и преступления. Устройство на предприятие осуществляется по направлениям инспекторов ОДН РУВД или районных комиссий по делам несовершеннолетних. Подросткам, работающим на предприятии, оказывается весь спектр социальной и психологической помощи, необходимой для них.

Значительное место в работе с подростками занимает медицинское обеспечение. Собственная медицинская часть предприятия, во взаимодействии с детскими лечебными учреждениями города, осуществляет эффективный медицинский контроль за здоровьем несовершеннолетних. На каждого подростка заведены медицинские карты и сертификаты вакцинации. При приеме на работу юноши и девушки проходят полное медицинское обследование, что позволяет быстро выявлять инфекции, отклонения в развитии и принимать соответствующие медицинские меры. После этого два раза в год несовершеннолетние работники предприятия проходят полную диспансеризацию и вакцинацию. При необходимости они направляются на стационарное лечение.

Осуществляется трехразовое ежедневное (в рабочие дни) бесплатное горячее питание для всех подростков. Питание осуществляется на собственных пищеблоках предприятия.

Поскольку средний уровень образования подростков, приходящих в ООО «Новое Поколение», составляет четыре с половиной класса, на предприятии на базе вечерних сменных школ организовано обучение по специальной ком-

пенсационной программе, разработанной в Комитете по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Получение 9-классного образования является обязательным. После получения соответствующего государственного аттестата подростки могут продолжить обучение без отрыва от производства до получения ими среднего образования. Следует отметить, что в последнее время количество ребят, желающих получить полное среднее образование, возросло. Получение образования стимулируется различными методами, включая материальные.

В вечернее время после учебы организован досуг несовершеннолетних. Основными формами организации досуга являются обычно востребованные в подростковой среде спортивные занятия, просмотр видеофильмов и участие в культмассовых мероприятиях от дискотеки до театрализованных представлений. Причем значительной популярностью среди несовершеннолетних пользуются проводимые ежемесячно спортивные турниры: по футболу, настольному теннису, волейболу. Спортивные залы и игровые площадки имеются на всех объектах предприятия. В летнее время в период отпусков для несовершеннолетних, не имеющих возможности выехать за город с родственниками, проводится организованный выезд в загородные базы отдыха.

Проведение групповой и индивидуальной воспитательной работы также является существенной частью всей деятельности по коррекции поведения несовершеннолетних. Групповая воспитательная работа осуществляется непосредственно в производственных коллективах мастерами с применением методов материального и морального поощрения и активным использованием подросткового самоуправления, значительную роль в этом играет бригадный метод оплаты труда. Основной способ индивидуальной воспитательной работы с подростками - работа психотерапевтов. Как правило, юноши и девушки, приходящие на предприятие, имеют значительные психологические проблемы. На каждом объекте предприятия работает опытный психотерапевт. Таким образом, сочетание индивидуальной воспитательной работы с групповой дает устойчивый положительный эффект.

На предприятии имеется общежитие для несовершеннолетних, работающих на предприятии, которые по объективным обстоятельствам не могут проживать дома. Решение о поселении в общежитие принимается педагогическим советом предприятия, и после направления подростка в общежитие воспитательной службой принимаются меры для решения возникших у несовершеннолетнего проблем. Как правило, подростки девушки и юноши проживают в общежитии около полугода.

С 2003 г. в Колпинской воспитательной колонии, находящейся на территории Санкт-Петербурга, где отбывают наказания несовершеннолетние, совершившие преступления, была создана площадка ООО «Новое Поколение» на 150 постоянных специализированных рабочих мест. В результате подавляющее большинство юношей, отбывающих наказание в колонии, получили

возможность зарабатывать средства для себя, заняться общественно-полезным трудом, получать дополнительное питание и также стать работниками ООО «Новое Поколение». Они получают полный социальный пакет. В колонии существенно улучшилась морально-психологическая обстановка. Юноши, выходящие из колонии, получают средства, что позволяет им произвести необходимые расходы на одежду и обустройство после освобождения. Желающие продолжают работу на площадках предприятия в городе, что также решает проблему дальнейшего трудоустройства после выхода на свободу.

Осуществляется контроль за поведением вне предприятия, в том числе в семье и на отдыхе. Судьба каждого подростка отслеживается и после ухода с предприятия. Подросткам гарантирован ежемесячный заработок, достаточный для обеспечения самостоятельной жизни, учитывая, что все подростки, приходящие на предприятия, в большинстве своем из неблагополучных детей с низким уровнем дохода.

Труд в ООО «Новое Поколение» носит доступный для несовершеннолетних характер. Основные операции, производимые подростками, технологический процесс полностью адаптированы для труда несовершеннолетних, с соблюдением всех существующих законодательных норм. ООО «Новое поколение» занимает устойчивое место на рынке детских игрушек. Продукция предприятия пользуется стабильным спросом и реализуется на всей территории Российской Федерации и странах СНГ.

Результаты работы специального предприятия ООО «Новое Поколение» с несовершеннолетними способствуют стабилизации оперативной обстановки в городе по линии несовершеннолетних и свидетельствуют о его несомненной эффективности.

Практика профилактики молодежной преступности в регионе достаточно разнообразна. Новые подходы изучаются, обсуждаются на конференциях, семинарах и внедряются в жизнь. Так, в настоящее время в Санкт-Петербурге по аналогии с проводимыми в Архангельске и других регионах России осуществляются определенные мероприятия в отношении несовершеннолетних, которые являются участниками уголовного процесса в качестве подозреваемых или обвиняемых. Там реализуются экспериментальные площадки по внедрению специальных восстановительных мер в отношении подростков, подвергшихся уголовному преследованию. Таковыми являются посредничество по уголовным делам с участием несовершеннолетних, составление и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и ресоциализации детей - жертв преступлений, а также самих несовершеннолетних преступников. При содействии общественной организации центр «Судебно-правовая реформа» реализуется проект «Восстановительное правосудие в России». В рамках данного проекта с участием ОВД внедряются в правоприменительную практику нетрадиционные механизмы реакции государства на преступное деяние с максимальным снижением репрессивного начала.

Подводя итог изложенному, можно констатировать следующее.

Во-первых, молодежная преступность составляет основу для воспроизводства общей преступности. Именно лица молодого возраста преобладают среди вовлекателей несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий.

Во-вторых, преступники из числа молодежи - авангард насильственно-корыстного криминалитета. В структуре «молодежной» преступности преобладают корыстные, корыстно-насильственные и насильственные виды преступлений.

В-третьих, противоправные посягательства молодых людей носят преимущественно групповой характер.

Говоря о дальнейшем развитии ситуации, связанной с преступностью молодежи в России, можно сделать вывод, что доминирующее положение в ее структуре будут продолжать занимать корыстно-насильственные преступления. Среди факторов, негативно воздействующих на состояние и структуру молодежной преступности, преобладающее влияние окажут социально-экономическая нестабильность, высокий уровень криминализации экономики, сокращение социальных гарантий значительной части населения страны.

Снижение уровня правонарушений, совершаемых молодыми людьми, в нынешних условиях невозможно без активизации деятельности по своевременному выявлению подростков и совершеннолетних молодых людей, которые склонны совершать общественно опасные деяния, без проведения полноценного комплекса принудительных мер воспитательного воздействия на всех уровнях социальной, экономической и правоприменительной работы, устранения или нейтрализации криминогенных факторов в основных сферах жизнедеятельности молодежи (родительская семья, учеба, досуг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.