Научная статья на тему 'Специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий'

Специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1236
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕЧЕНИЕ / АНТИОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Недятько Алексей Владимирович

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что недооценка общественной опасности вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий представляется крайне опасной, поскольку формирование у подростков асоциальных привычек во многом обусловливает их последующее приобщение к преступной деятельности. Осуществление уголовного преследования лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, является объективно обусловленной мерой противодействия безнадзорности и правонарушениям детей и подростков. Вследствие этого необходимо проработать Специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Недятько Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALLY-CRIMINOLOGICAL MEASURES TO PREVENT THE INVOLVEMENT OF MINORS IN ANTISOCIAL ACTIONS

The relevance of the research topic due to the fact that the underestimation of the social danger of involving minors in antisocial actions is extremely dangerous because the formation of adolescent antisocial habits largely determines their subsequent introduction to criminal activity. Implementation of the prosecution of involving minors in antisocial acts is objectively caused by a measure to counter neglect and delinquency of children and adolescents. In consequence of this it is necessary to work out specially-criminological measures to prevent the involvement of minors in antisocial activities.

Текст научной работы на тему «Специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий»

12.2. СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Недятько Алексей Владимирович, секретарь судебного заседания Измайловского районного Суда в г. Москве

Место учебы: Российский новый университет

79252822515@yandex.ru

Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что недооценка общественной опасности вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий представляется крайне опасной, поскольку формирование у подростков асоциальных привычек во многом обусловливает их последующее приобщение к преступной деятельности. Осуществление уголовного преследования лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, является объективно обусловленной мерой противодействия безнадзорности и правонарушениям детей и подростков. Вследствие этого необходимо проработать Специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Ключевые слова: вовлечение, антиобщественные действия, преступление, несовершеннолетний, уголовная ответственность.

SPECIALLY-CRIMINOLOGICAL MEASURES TO PREVENT THE INVOLVEMENT OF MINORS IN ANTISOCIAL ACTIONS

Nedyatko Aleksey V., The court clerk Izmailovsky district court Moscow

Study place: Russian New University

79252822515@yandex.ru

Annotation: The relevance of the research topic due to the fact that the underestimation of the social danger of involving minors in antisocial actions is extremely dangerous because the formation of adolescent antisocial habits largely determines their subsequent introduction to criminal activity. Implementation of the prosecution of involving minors in antisocial acts is objectively caused by a measure to counter neglect and delinquency of children and adolescents. In consequence of this it is necessary to work out specially-criminological measures to prevent the involvement of minors in antisocial activities. Keywords: engagement, anti-social activities, crime, minor, criminal responsibility.

Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий подразумевает принятие не только общесоциальных, но и специально-криминологических мер. В совокупности две названные группы мер составляют единую систему, четкое функционирование которой позволяет добиться положительной динамики и качественных изменений состояния преступности. При этом отчасти роль специально-криминологических мер должна проявляться в изменении ситуации с латентностью вовлечения несовершеннолетних в антиобщественное и преступное поведение.

Специально-криминологические меры рассматриваемые учеными Мкртычан Б. А., Шиханцов Г. Г. Пу-довочкин Ю. Е и др., как инструмент воздействия на негативные явления, связанные с преступностью (алкоголизм, наркомания, проституция), причинный комплекс преступности с акцентом на различные ее виды, а также на виды отклоняющегося поведения, которое может привести к совершению преступле-ний1. В отличие от общесоциальных мер, которые востребованы не только в сфере противодействия преступности, специально-криминологические меры имеют выраженную антикриминогенную направленность. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений могут быть реализованы на массовом, групповом и индивидуальном уровне2; при этом ученые систематизируют их и по времени осуществления профилактики: ранняя, непосредствен-3

ная, неотложная . С учетом изложенного, специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий можно определить как комплекс мероприятий, осуществляемых правоохранительными органами и иными органами государственной власти и местного самоуправления в целях сокращения количества фактов административно и уголовно наказуемого вовлечения.

Криминологическим основанием применения специальных (в том числе, индивидуально-профилактических мер) признается неблагоприятный прогноз преступного поведения лиц, привлекавшихся к уголовной ответ-ственности4, по данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2014 г. из общего количества выявленных лиц, совер-

1 Шиханцов Г.Г. Криминология. - М: Зерцало-М, 2001. - С. 166-171.

2 Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. - С. 13-15.

3 Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - СПб, 2005. - С. 111.

4 Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // административное право и процесс. - 2012. - № 2. -С. 54-57.

шивших преступления, постоянным источником дохода не обладали 65% женщин и 66% мужчин5.

По состоянию на начало 2000-х годов вследствие высокой латентности преступления, предусмотренные ст. ст. 150-151 УК РФ, составляли менее 1% в структуре зарегистрированной преступности6. При этом по немногочисленным возбужденным уголовным делам выносилось до 80% оправдательных приговоров 7. Прошедший почти пятнадцатилетний период существенных изменений в этом смысле не принес, за исключением тенденции к существенному сокращению количества оправдательных приговоров. Так, за 2014 г. судами России было вынесено обвинительных приговоров в отношении 719 305 человек. Из них по различным частям ст. 150 УК РФ было осуждено в общей сложности 402, по различным частям ст. 151 УК РФ - 146 человек, причем ни одного оправдательного приговора по делам данной категории постановлено не было. Для сравнения, за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1 УК РФ) было осуждено 299 человек, т.е. в два раза больше, чем за вовлечение в систематическое употребление алкоголя и спиртосодержащей продукции. При этом среди всех осужденных за совершение преступлений несовершеннолетние составили 23 586, или 3,27%. Из них 4368 совершили преступления в группе с участием взрослых, 3439 находились в состоянии алкогольного опьянения, 10 328 воспитывались в неполной семье, а 2812 воспитывались вне семьи8. Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. ст. 150-151 УК РФ, является серьезно заниженным и не соответствующим фактической динамике этих посягательств.

Из этого следует, что предупредительное воздействие должно ориентироваться на своевременное выявление подростков, имеющих риск быть вовлеченными в совершение антиобщественных или преступных действий. В названных целях представляется необходимым разработка специального профилактического учета. В юридической литературе ведение профилактических учетов обоснованно признается частью специально-криминологических мер9, опера-

5 Социальный портрет преступности // Портал правовой статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/social_portrait -Загл. с экрана.

6 Белов В.Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних. - М.: Русаки, 2002. - С. 39.

7 Мкртычан Б.А. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Челябинск, 2003. -С. 3.

8 Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2014 года : форма № 10-а. Свод показателей всех судов общей юрисдикции.

9 Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М.: Щит-М, 1999. - С. 126-

127.

тивно-розыскной профилактики10 или предупрежде-

11 Г!

ния рецидива преступных посягательств . В современный период, когда создание информационных систем, защищенных от противоправного доступа, стало насущной потребностью и частично было реализовано при разработке ЕИТКС МВД России, увеличение количества профилактических учетов отражает процесс систематизации данных о лицах, привлекавшихся к уголовной ответственности. В настоящее время на профилактический учет ставятся несовершеннолетние правонарушители, а также родители несовершеннолетних.

Одним из главных факторов риска для развития асоциального поведения подростков в литературе обоснованно признается антиобщественное влияние

12 п

ос стороны ранее судимых родственников . В целях организации действенной профилактической работы необходимо усиление взаимодействия следующих подразделений органов внутренних дел: служб участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних.

Эффективность деятельности службы участковых уполномоченных в отношении выявления неблагополучных семей, лиц, склонных к правонарушениям на семейно-бытовой почве, является потенциально высокой. Обобщая данные за 2014 г. по г. Санкт-Петербургу, собранные эмпирическим путем, можно отметить следующее. В 18 районах города участковыми уполномоченными за 2014 год выявлено 2956 человек, склонных к совершению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Это количество вполне сопоставимо с данными о выявленных лицах, совершивших преступления, которых за 2014 г. по г. Санкт-Петербургу установлено 23 31413. Таким образом, в 12,6% от этого числа велась индивидуальная профилактика, меры которой не привели к совершению данным лицом преступления. В свою очередь, подразделениями по делам несовершеннолетних в г. Санкт-Петербурге в 2014 г. осуществлялся контроль в отношении 8 тысяч несовершеннолетних, совершивших противоправные действия, а правоохранительными органами было выявлено 854 несовершеннолетних

14

преступника . Иными словами, около 90% лиц, состо-

10 Исаров О.Б. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений // Российский следователь. - 2007. - № 22. - С. 29-32.

11 Тохова Е.А. Индивидуальное предупреждение постпенитенциарного рецидива // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 3. - С. 121-124.

12 Лекомцев В.Т., Коваленко Е.В., Поздеев А.Р. Социально-психологическая характеристика подростков с психическими нарушениями, совершивших правонарушения // Проблемы экспертизы в медицине. - 2010. - № 1-2. - С. 24-27.

13 Динамика по показателю «Выявлено лиц, совершивших преступления» // Портал правовой статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total - Загл. с экрана.

14 Динамика по показателю «Выявлено несовершеннолетних, совершивших преступления» // Портал правовой статистики [электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total - Загл. с экрана.

ящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, преступлений не совершают, в том числе, в связи с тем, что в отношении них и их родителей осуществляется индивидуальная профилактика. Благодаря мерам индивидуальной профилактики, тенденция к вовлечению подростков в совершение антиобщественных действий и преступлений стремится к снижению. Так, судами г. Санкт-Петербурга за 2014 г. за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 150-151 УК РФ, осуждено всего 4 человека15.

Научно-практическое обоснование получила идея включения в профилактическую деятельность социальных работников, которые имеют возможность определить перечень подростков, проживающих на территории обслуживания и нуждающихся в социальном сопровождении16. Однако при отсутствии законодательно закрепленного статуса социального работника как субъекта профилактики взаимодействие с органами внутренних дел не будет иметь должного эффекта. Действующий закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не дает четкого представления о разграничении функций полиции и социальных служб, а равно об основах и пределах взаимодействия между ними в целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Роль образовательных учреждений может быть выявлена и в групповой профилактике, при этом и данное направление может реализовываться по результатам взаимодействия социальных педагогов с подразделениями по делам несовершеннолетних. Профиль взаимодействия в данном случае может составлять работа с подростками, выявленными как потребители алкогольной или спиртосодержащей продукции при отсутствии информации о вовлечении их взрослыми субъектами. Такая работа, организуемая в малых группах и реализуемая в обязании подростков посещать тематические занятия, проводимые на базе школ или районных клубов правопорядка, может способствовать отказу воспитуемых от антиобщественного образа жизни. Привлечение к участию в ней инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних позволит придать взаимодействию властный характер, а социальных педагогов - адаптировать реализуемые программы с учетом возраста и интеллектуального уровня контингента.

Особым направлением индивидуальной профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение

15 Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2014 года : форма 10.1 - регион 78 - Санкт-Петербург.

16 Головизнина М.В., Лихтенштейн А.В., Данилова Н.Ю. Ювенальная юсти-

ция: социологический анализ реформы правосудия в отношении несовер-

шеннолетних // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. -

№ 4. - С. 100-116.

антиобщественных действий должна стать работа с их родителями, родственниками или иными законными представителями. Единичный факт вовлечения не образует признаков состава преступления, поэтому пресечение повторного совершения акта вовлечения выглядит достаточно важным. Во-первых, на этом этапе взрослому человеку можно разъяснить последствия, связанные с привлечением к уголовной ответственности. Во-вторых, благодаря профилактической работе можно добиться изменения поведения данного лица. В-третьих, при общей социальной «сохранности» такого субъекта и его готовности следовать принятым в социуме установкам он может быть включен в систему оказания социальной помощи, в связи с чем антиобщественный образ жизни потеряет свою привлекательность как для него, так и для вовлекаемого несовершеннолетнего. В этот сегмент профилактической работы должны быть вовлечены участковые уполномоченные полиции, органы социальной защиты и комиссии по делам несовершеннолетних. В отношении комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав научное осмысление получила идея оптимизации их полномочий17. Тем не менее, Примерным положением о комиссиях по делам несо-

18

вершеннолетних и защите их прав одним из направлений их деятельности названо выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. В рассматриваемом контексте комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо предоставить полномочия на основании заключения участкового уполномоченного полиции вызывать взрослых субъектов, изобличенных в разовом вовлечении несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, на заседание и проводить разъяснительную беседу, по результатам которой предупреждать о недопущении повторения случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. Такое предупреждение не будет мерой административной ответственности, однако создаст условия для правовой оценки фактов вовлечения, кроме того, послужит инструментом воздействия на правонарушителя.

Достаточно интересной выглядит классификация специально-криминологических мер предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, предложенная А.С. Шляпочниковым, который делил их по признаку регулирования законом на процессуальные и непроцес-

17 Деменчук Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2014. - С. 34.

18 Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : утв. пост. Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 // СЗ РФ. -2013. - № 45. - Ст. 5829.

суальные19. До настоящего времени эта классификация не утратила своего значения; при этом принятые нормативные правовые акты, направленные на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установление административного надзора за лицами, отбывавшими наказание, создали относительно новую процессуальную основу для реализации названных мер. Что же касается непроцессуальных мер, они могут появляться вследствие активизации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов (прежде всего, ОВД в лице подразделений по делам несовершеннолетних и службы участковых уполномоченных полиции), органов социальной защиты, учреждений образования и здравоохранения. Однако более перспективным выглядит придание взаимодействию процессуальной формы. В таком случае оно получает четкую правовую основу, законодательно закрепляются его предмет, субъекты и пределы, а равно порядок проявления инициативы со стороны каждого из них. В связи с этим положения закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должны быть дополнены нормами, определяющими:

- порядок утверждения программ массовой профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, реализуемых в системе образовательных учреждений;

- порядок информационного обмена между субъектами профилактики в отношении выявленных детей и подростков, потенциально или реально вовлеченных в совершение антиобщественных действий;

- порядок осуществления профилактических мероприятий в отношении лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они могут вовлекать в него несовершеннолетних детей и подростков.

По результатам анкетирования правоприменителей различных групп можно сделать следующие выводы:

- опрошенные сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних полагают необходимым регулярные контакты с представителями органов опеки и попечительства, органов социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью формирования более подробных сведений о семейном неблагополучии на территории обслуживания (76% ответов);

- опрошенные сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних полагают недостаточными усилия органов внутренних дел по реагированию на факты вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (65,3% ответов);

- опрошенные социальные работники видят в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних скорее карательный, нежели воспитательный элемент, полагая

19 Шляпочников А.С. К вопросу о классификации мер предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью - 1972. - № 17. - С. 3-10.

контакт с ними затрудненным из-за наличия у последних властных полномочий, связанных с административным и уголовным преследованием несовершеннолетних правонарушителей (79,6% ответов);

- все группы правоприменителей обращают внимание на отсутствие регулярного взаимодействия, имеющего четко регламентированную законом основу (42,4% ответов), либо на его разовый или имитационный характер в практической деятельности (36,1% ответов), а также разрыв профилактической работы с подростками и взрослыми, у которых уже сформированы стойкие антиобщественные привычки (21,5% ответов).

В свою очередь, опрошенные учителя, в том числе, социальные педагоги, отмечают, что в их практической деятельности отсутствуют возможности для привлечения внимания правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов местного самоуправления на факты ненадлежащего осуществления родителями прав и обязанностей по воспитанию детей (35% ответов), а также возможности оказания воздействия на неблагополучные семьи (36,4% ответов). 28,6% учителей не видят своей активной роли в профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Соответственно, действующее законодательство, установив системный подход к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не создало механизма эффективного взаимодействия между субъектами профилактики. Из этого следует, что в целях оптимизации специально-криминологических мер предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий необходимо проведение комплекса преобразований, результатом которых станет построение практического алгоритма массовой, групповой и индивидуальной профилактики преступлений данного вида.

В рамках индивидуальной профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий необходимо взвешенное использование предусмотренных семейным законодательством институтов ограничения и лишения родительских прав. Современная редакция ст. ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ прямо не называют вовлечение в совершение антиобщественных действий среди оснований для применения названных мер защиты прав и законных интересов детей. Однако из смысла постановления Пленума Верховного Суда РФ от г. № следует, что злоупотреблением родительскими правами (одно из оснований для их лишения) является, в том числе, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков20. Кроме того, в ст. 69 СК РФ прямо указа-

20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Рос. газ. - 1998. - 10 июня.

но среди таких оснований заболевание наркоманией или алкоголизмом. Однако широкое применение указанных мер не может полностью минимизировать вовлечение в совершение антиобщественных действий, совершаемое родителями. Вследствие этого более уместным выглядит ведение на базе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав индивидуальной работы с такими родителями, в рамках которой может быть создан механизм разъяснения последствий, предусмотренных законом, с последующим контролем поведения указанных лиц. После наблюдения за ними в течение определенного периода (например, трех месяцев) и при отсутствии положительных результатов в орган опеки и попечительства могут быть переданы материалы, необходимые для подготовки иска об ограничении или лишении родительских прав.

Зарубежный опыт свидетельствует об эффективной работе учреждений ювенальной юстиции21. В России эти институты оказались востребованными не в полном объеме22; более того, в современный период ведется их дискредитация как не соответствующих «духовным ценностям», создающих механизм произвольного применения закона или лишенных социально-правовых оснований23. Между тем, европейский (особенно скандинавский) опыт работы названных учреждений позволяет сделать вывод о том, что они выполняют функции оценки и управления рисками постановки ребенка внутри семьи в опасное состояние. Именно это позволяет защитить права ребенка, а иногда и его самого, в том числе, от приобщения к асоциальному образу жизни. В связи с изложенным, одной из задач индивидуальной профилактики должно стать формирование системы оценки и управления рисками вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. В деятельность этой системы должны быть включены все субъекты профилактики, указанные в положениях Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а возглавить ее необходимо органам прокуратуры, поскольку профильным направлением их деятельности является обеспечение верховенства закона и защита прав и законных интересов личности, общества и государства. Создание системы оценки и управления рисками позволит на комплексной основе осуществлять массовую, групповую и индивиду-

интервью респондента работающего сотрудника МВД в период с 19651988г

21 Предеина И.В. Ювенальная юстиция в России и за рубежом. - Саратов: СГАП, 2009. - С. 42-65.

22 Комарницкий А.В. Основы ювенального права : учебник. - СПб: ИВЭСЭП, 2011. - С. 24-31.

23 Тимошина Н.М. Правовой анализ целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2007. - № 1. - С. 87-99.

альную профилактику вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. Кроме того, благодаря ее существованию будет обеспечена неотвратимость привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц-вовлекателей, а также созданы условия для выявления фактов вовлечения подростков в совершение преступлений.

Обобщая изложенное в параграфе, можно сделать вывод о том, что специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий можно определить как комплекс мероприятий, осуществляемых правоохранительными органами и иными органами государственной власти и местного самоуправления в целях сокращения количества фактов административно и уголовно наказуемого вовлечения. Для их эффективного применения они должны -в отличие от общесоциальных - базироваться на взаимодействии правоохранительных органов между собой, а также опираться на деятельность институтов школьного образования и работу органов государственной власти и местного самоуправления в области массовой профилактики. В рамках групповой профилактики не до конца использованным является потенциал взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с социальными педагогами, осуществляющими свою деятельность в учреждениях среднего образования. В целях оптимизации индивидуальной профилактики необходима оптимизация взаимодействия подразделений ОВД с органами социальной защиты, а также деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По моему мнению стоит обратить внимание на УК РСФСР в части ст. 210 УК РСФСР из которой следует, за Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в пьянство, в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, а равно использование несовершеннолетних для целей паразитического существования - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Если кроме вовлечения несовершеннолетнего в приступную деятельность действия виновного содержат признаки иного преступления, то он подлежит ответственности по совокупности совершенного преступления.

Например, по ст. 210 УК РСФСР 1975 году был осужден гражданин Зорькин А.А. виде лишения свободы сроком на 1 год и штрафом в размере 20 рублей за то, что систематически приучал к пьянству своего малолетнего сына и его друга. (12-14 лет) В нетрезвом состоянии подростки совершили хулиганские действия, разбив несколько стекол в подъезде и пытались поджечь дверь соседа.

За кражу личного имущества граждан путем вовлечения несовершеннолетних, был осужден гражданин Козлов Г.В. виде лишения свободы сроком на 5 лет,

вернувшись после отбытия наказания из исправительной трудовой колонии, он организовал из подростков (12-13 лет) преступную группу. Угощая их сладостями и вином, обыгрывая в карты, Козлов Г.В. заставлял подростков с начала воровать вещи и деньги у родителей и соседей, а затем совершать кражи у др. граждан, он был признан не соучастником а непосредственно организатором и исполнителем преступления, в силу чего его действия квалифицировались по ч.2 ст. 144 УК РСФСР, ст.210 УК РСФСР

Целесообразно переработать данную статью в соответствии с сегодняшними реалиями и ужесточить наказание для вовлекателя, чтобы преступникам было не выгодно вовлечение несовершеннолетних в приступную деятельность.

Список литературы:

1. Шиханцов Г.Г. Криминология. - М: Зерцало-М, 2001. -С. 166-171.

2. Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. -С. 13-15.

3. Чистова Э.Е. Криминальная агрессия и ее предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - СПб, 2005. -С. 111.

4. Социальный портрет преступности // Портал правовой статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/social_portrait - Загл. с экрана.

5. Белов В.Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних. - М.: Русаки, 2002. - С. 39.

6. Мкртычан Б.А. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. - Челябинск, 2003. - С. 3.

7. Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2014 года : форма № 10-а. Свод показателей всех судов общей юрисдикции.

8. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. - М.: Щит-М, 1999. - С. 126-127.

9. Исаров О.Б. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений // Российский следователь. -2007. - № 22. - С. 29-32.

10.Тохова Е.А. Индивидуальное предупреждение постпенитенциарного рецидива // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 3. - С. 121-124.

11. Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : утв. приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 11.

12. Динамика по показателю «Выявлено лиц, совершивших преступления» // Портал правовой статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total - Загл. с экрана.

13. Динамика по показателю «Выявлено несовершеннолетних, совершивших преступления» // Портал правовой статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total - Загл. с экрана.

14. Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания за 12 месяцев 2014 года : форма 10.1 - регион 78 - Санкт-Петербург.

15. Ахмадуллин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. -С. 40-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кадырова Н.Н. Беспризорность несовершеннолетних и ее профилактика: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Челябинск, 2005.

17. Зарипова Г.А. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних // Законность. - 2011. - № 1. - С. 35-39.

ОТЗЫВ

на статью А.В. Недятько «Специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий» Статья А.В. Недятько о необходимости профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

Тема актуальна, учитывая, что уголовно-правой характер предусмотренный ст. 151 УК РФ, призван предупредить преступления среди несовершеннолетних, таких как: пьянства, токсикомании, бродяжничества, и иных случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, не связанные с уголовно-правовым воздействием.

Автор дает их общую характеристику, определяет подходы, направленного, подробного предупреждения, с учетом личности виновных лиц в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественного действия.

В статье указаны интересные основные выводы и предложения, с которыми можно согласиться.

Замечаний принципиального характера нет. Полагаю что статья А. В. Недятько на тему «специально-криминологические меры предупреждения вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий», может быть рекомендована к опубликованию в журналах входящих в состав ВАК.

Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный сотрудник ОВД РФ, ведущий специалист сотрудник отдела уголовно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия

В.Б. Боровиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.