12.3. ПРИЧИНЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Недятько Алексей Владимирович, соискатель. Место учебы: Российский новый университет. Должность: Секретарь судебного заседания. Место работы: Измайловский районный Суд, г. Москва. E-mail: 79252822515@yandex.ru
Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена тем, что недооценка общественной опасности вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий приводит к формированию у подростков асоциальных привычек, что во многом обусловливает их последующее приобщение к преступной деятельности. Осуществление уголовного преследования лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, является объективно обусловленной мерой противодействия детской безнадзорности и правонарушений. Вследствие этого необходимо исследование детерминации преступного поведения взрослых вовлекателей. Автором анализируются основные причины вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
Ключевые слова: вовлечение, антиобщественные действия, преступление, несовершеннолетний, уголовная ответственность.
THE REASONS FOR THE INVOLVEMENT OF MINORS IN ANTISOCIAL ACTIONS
Nedyatko Aleksey Vladimirovich, competitor. Place of study: Russian New University. Position: The court clerk. Place of employment: Izmailovsky district court, Moscow. E-mail: 79252822515@yandex.ru
Annotation: The relevance of the research topic due to the fact that the underestimation of the social danger of involving minors in antisocial actions is extremely dangerous because the formation of adolescent antisocial habits largely determines their subsequent introduction to criminal activity. Implementation of the prosecution of involving minors in antisocial acts is objectively caused by a measure to counter neglect and delinquency of children and adolescents. Because of this, you need to study the determination of criminal behavior vovlekateley adults. As a result of analysis, the authors found two blocks of the reasons for the involvement of minors in antisocial activities. Keywords: engagement, anti-social activities, crime, minor, criminal responsibility.
Причины вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий могут быть определены как внутренние противоречия общества, выраженные в ряде параметров экономического, социального, политического и правового профиля, в силу которых совершение данных преступлений становится неизбежным. При этом в силу высокой латентности названных противоправных действий (по данным некоторых исследователей, она достигает 70% в отношении вовлечения в совершение антиобщественных действий1, а в отношении вовлечения в совершение
1 Осипьян А.В. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий : уголовно-
преступления - даже 80-90%2) выявление этих параметров является достаточно важным.
Первая группа причин связана с наличием социально-экономических противоречий в современном российском обществе и государстве. Кризисные явления в экономике, коснувшиеся обыденной жизни граждан за последние 25 лет, имели множественные негативные последствия. Рыночный тип экономики на фоне избыточного государственного регулирования не способствовал в полном объеме справедливому распределению материальных благ. В связи с различными нарушениями при приватизации государственного имущества и неспособностью быстро переориентировать производство к современным условиям многие предприятия в 90-е гг. прошлого века закрылись, и часть экономически активного населения осталась без средств к существованию. Поддержка семей, имеющих детей, существенно сократилась. Негативные аспекты ценообразования при этом привели к тому, что товары повышенного потребительского спроса стали недоступны для части населения. Опыт государственного регулирования цен на продукты и товары первой необходимости показывает, что это позитивный, но не способный в полном объеме решить экономические проблемы, инструмент. В литературе отмечается, что отличительной чертой современной экономической ситуации выступает развитие российского хозяйства в условиях замещения внешнеэкономических источников внутренними . Однако этот процесс весьма сложен и достаточно длителен, поэтому невозможно немедленно достичь адекватных положительных результатов.
Уровень денежных доходов населения до настоящего времени остается относительно невысоким: по состоянию на 2014 г. средний показатель по России составил всего 25 928 руб. на душу населения в месяц. При этом внутри российских регионов этот показатель существенно варьируется: так, в Москве он был равен 54 869 руб. (первое место), в Санкт-Петербурге 31 407 руб. (двенадцатое место), а в Республике Калмыкия, занявшей последнее место в рейтинге, - всего 11 311 руб4. В условиях колебаний курса рубля эта ситуация усугубляется еще сильнее. В 2014 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,6% общего объема денежных доходов (в 2013г. -30,8%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%)5. На этом фоне можно упомянуть и о том, что часть населения России пострадала от криминальной активности на рынке недвижимости, лишившись собственного жилья.
Сложности в экономике негативно отражаются на социальной поддержке семей, имеющих детей. Безработица среди взрослого населения ведет к его маргинализации, в результате которой приобретаются
правовые и криминологические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 5.
2 Сокол Е.В. Организационно-тактические особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. - Краснодар, 2006. -С. 4.
3 См. : Антонян Ю.М. Причины корыстной преступности // Вестник Воронежского института МВД России. - 2010. - № 4. - С. 7-13.
4 Уровень денежных доходов населения в целом по России и субъектам Российской Федерации за 2013 год // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# - Загл. с экрана
5 Социально-экономическое положение России - 2014 год. - М.: Росстат, 2015. - С. 231.
склонности к употреблению алкоголя или одурманивающих веществ. Маргинализация, в свою очередь, трансформируется и на несовершеннолетних, приобретающих асоциальные привычки с подачи взрослых. Отсутствие критики к такому образу жизни является одним из наиболее отрицательных результатов формирования личности подростка.
В 90-х гг. прошлого века снижение социальной поддержки наиболее нуждающимся слоям населения компенсировалось разработкой документов программного характера. Так, Основные направления государственной семейной политики отдавали приоритет нормативному регулированию семейных отношений6. На их базе были созданы условия для совершенствования семейного законодательства. В 2006 г. была утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации7, в которой, в частности, констатировалось увеличение количества внебрачных детей, вследствие чего обосновывалась необходимость разработки проекта «Молодая семья», в рамках которого предполагалось формирование механизмов социальной поддержки, в частности, решения жилищных проблем. В 2007 г. Министерством образования и науки была утверждена Концепция государственной политики в отношении молодой семьи8, согласно которой предусматривалась разработка основ молодежной семейной политики как части государственной семейной политики. В 2012 г. Указом Президента России утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы9, в которой отражено восемь основных проблем в сфере детства, начиная от низкой эффективности существующих механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей и заканчивая отсутствием действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни. Принятие вышеназванных документов говорит об осознании органами государственной власти нерешенности множества социальных проблем и сохранения социального неблагополучия части населения.
Среди социальных проблем традиционно выделяется и отсутствие культурно-досуговых программ для не-
10
совершеннолетних и молодежи . однако первичное приобщение ребенка к культурным ценностям должно осуществляться в семье, поэтому вряд ли недостатки в организации культурно-досуговой сферы могут рассматриваться в перечне причин вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий. Это справедливо только в отношении случаев вовлечения, совершенного лицами более старшего возраста, имеющими приятельские или иные близкие отношения с вовлекаемым.
6 Основные направления государственной семейной политики : Утв. Указом Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (в ред. от 05.10.2002) // СЗ РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2460.
7 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации : утв. расп. Правит. РФ от 18.12.2006 № 1760-р // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. III). - Ст. 5622.
8 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи : приложение к письму Минобрнауки от 18 мая 2007 г. № АФ-163/06 // СПС «Гарант» [электронный ресурс] URL http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 13.04.2014)
9 Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы : утв. указом президента РФ от 01.06.2012 № 761 // СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
10 Сергиенко С.В. Культурные девиации в контексте теории
аномии (социологический анализ) // Вестник Адыгейского гос. ун-
та. Серия 1. - № 1. - С. 91-95.
Антиобщественное поведение признается мотивированным волевым актом11 и носит избирательный характер12. Для взрослого человека, употребляющего алкоголь, спиртосодержащую продукцию или одурманивающие средства, этот образ действия может соответствовать мысленной «идеальной модели» поведения в социуме, либо служить средством компенсации жизненных неудач. В связи с этим алкоголизация и сопутствующие ей пороки признаются элементом марги-нализированной личности13. Бродяжничество и попрошайничество составляют часть образа жизни человека, не имеющего устойчивых социальных связей, потерявшего работу или жилье. При наличии у него несовершеннолетних детей становится очевидным, что в эти виды антиобщественных действий они будут вовлекаться, хотя сам виновный это может воспринимать как последствие непреодолимых жизненных трудностей.
Однако в случаях вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий не родителями, а иными лицами (знакомыми, приятелями и пр.), наличие социальных проблем у вовлекателя уступает место в причинном комплексе трудной жизненной ситуации у вовлекаемого лица. Побочным отрицательным эффектом экономических преобразований в России стало увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Безнадзорность и беспризорность имеют разные источники происхождения, как связанные с виновным поведением родителей, так и не связанные. Дети и подростки, поведение которых не контролируется родителями или лицами, их заменяющими, составляют своеобразную «группу риска» для вовлечения в совершение антиобщественных действий. При этом поведение вовлекателя внешне может и не свидетельствовать о том, что он осознает совершаемые действия как преступные: он просто приобщает подростка к своему образу жизни, к которому имеет некритическое отношение. В ряде изученных уголовных дел, связанных с вовлечением подростков в употребление алкоголя родителями или другими родственниками, мотивация этих действий объяснялась желанием наладить психологический контакт, компенсировать долю вынужденного невнимания или «ввести в круг» взрослых. Это говорит о том, что собственное некритичное отношение к употреблению спиртосодержащей продукции трансформируется в элемент, достойный подражания.
Исходя из изложенного, в социально-экономический блок причин вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий входит:
- отсутствие экономических перспектив у части населения, ведущее к их маргинализации и формированию некритичного отношения к асоциальному поведению;
- социальное расслоение в обществе, при наличии которого разрыв в доходах приводит к формированию менталитета «обреченности», и асоциальный образ жизни рассматривается ее естественной характеристикой;
- вынужденный асоциальный образ жизни части населения, находящейся в трудной жизненной ситуации, но приспособившейся посредством своеобразной «де-
11 Волков Б.С. Мотивы преступлений (уголовно-правовое и криминологическое исследование). - Казань: изд-во КазГУ, 1982. - С. 17-21.
12 Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. - Казань: изд-во КазГУ, 1975. - С. 44.
13 Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога. - М: Эксмо, 2006. - С. 99-100.
компенсации» отсутствия материальных благ к проживанию в этих условиях.
Второй блок причин вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий можно условно назвать политико-правовым. Эти причины базируются на противоречиях политического характера, отраженных в принимаемых, но лишенных прозрачности или практической реализации нормативных документах.
Так, предметом особой заботы государства традиционно выступает профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В период проведения социально-экономических реформ в 90-х гг. прошлого века была выявлена тенденция роста как числа беспризорных и безнадзорных детей, так и количества противоправных деяний, совершаемых ими, в том числе, под влиянием взрослых. По состоянию на 2000 г., например, в РФ насчитывалось более 4 млн беспризорных детей, а также 620 тыс. детей-сирот, из которых 90% были социальными сиротами, т.е. детьми родителей, лишенных родительских прав14. В связи с изложенным, в 1999 г. в России принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , на базе которого была реорганизована деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В современный период приоритетными направлениями их деятельности выступают:
- обеспечение эффективного взаимодействия и координации органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних;
- профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних;
- выявление раннего неблагополучия в семье, безнадзорности среди несовершеннолетних;
- профилактика жестокого обращения с детьми, домашнего насилия;
- оказание различных видов помощи семьям и несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, несовершеннолетним, вернувшимся из учреждений исполнения наказаний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, семьям, воспитанием детей в которых занимаются несовершеннолетние родители;
- обеспечение адресности в работе с конкретным ребенком и конкретной семьей, применение более совершенных технологий в сфере ранней профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- внедрение новых технологий в деятельность муниципальных комиссий по профилактике правонарушений несовершеннолетних (семейные групповые конференции, процедура примирения, профилактика агрессивного поведения, другие);
- выявление и учёт несовершеннолетних, оставивших обучение в образовательных учреждениях;
- формирование негативного отношения к проблемам алкоголизма, наркомании, пропаганда здорового
14 Цветков В.Л. Антиобщественное поведение детей и подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - М., 2000. -С. 4.
15 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24.06.1999 №
120-ФЗ [принят Гос. Думой 21.05.1999] (по сост. на 31.12.2014) //
Рос. газ. - 1999. - 30 июня.
образа жизни, пропаганда лучшего опыта семейного воспитания;
- обеспечение информационной безопасности детей путем объединения усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Д.В. Деменчук в связи с этим обоснованно отмечает, что «сегодня Комиссии призваны координировать систему органов профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений, следить за соблюдением прав и законных интересов детей и подростков, рассматривать административные материалы в отношении несовершеннолетних или в случае нарушения их прав»16. Как видно из приведенного перечня, часть направлений деятельности комиссий по делам несовершеннолетних могут быть связаны и с профилактикой вовлечения детей и подростков в совершение антиобщественных действий. Однако фактически комиссии осуществляют свою деятельность не очень активно. Возможно, это связано с тем, что до настоящего времени не принят отдельный закон, регламентирующий их правовой статус и полномочия. Тем не менее, пассивность комиссий по делам несовершеннолетних в отношении выявления семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и отсутствие контроля за детьми из неблагополучных семей сопутствуют вовлечению несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
Например, прокуратурой Кабардино-Балкарской республики была проведена проверка по факту бездействия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в ходе которой установлено следующее: семья состояла в течение двух лет на профилактическом учете в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как семья, находящаяся в социальном положении. За это время было произведено отчуждение жилого помещения добросовестному приобретателю, в результате чего двое несовершеннолетних детей лишились жилья. Их мать была осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к семи годам лишения свободы. Благодаря тому, что ни органы опеки, ни комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав оперативно не откликнулись на заявления супруга осужденной, семья была вынуждена заниматься бродяжничеством, не получая никакой
17
социальной или иной поддержки .
Сегодня в качестве альтернативного поддержке неблагополучных семей направления появилась интересная, но небесспорная, тенденция создания модели «благополучной семьи». Данная модель отвечает общественным запросам. Вместе с тем, придание им статуса правовых норм, скорее, способно навредить общественным интересам, углубив и без того существующее социальное расслоение в российском обществе. Более того, экономически самодостаточная семья, например, может состоять из матери и ребенка, и это может быть не связано с расторжением брака; семья, интегрированная в общество, может нуждаться в улучшении жилищных условий; семья, достигшая родительской идентичности, может нуждаться в деньгах, и т.п. Будут ли «благополучные» семьи идеалом для «неблагополучных»? Этот вопрос представляется достаточно спорным. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, как обоснованно утверждают неко-
16 Деменчук Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - М., 2014. - С. 31.
17 Дело № 22-405/2014 / Архив Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
торые криминологи, достаточно большая часть жителей России и без указанных правовых противоречий является «исключенными» из перспектив обрести достойный образ жизни, вследствие чего вынуждены проживать «на обочине жизни», не будучи включены в социальные, политические и культурные процессы18. Это ведет к углублению и ожесточению противоречий на этнической, религиозной, расовой почве, которые становятся удобным предлогом для агрессии19.
Соответственно, неправильно расставленные приоритеты в семейной политике и правовом регулировании профилактики беспризорности и безнадзорности могут рассматриваться в качестве вектора, обуславливающего формирование асоциального образа жизни.
В современный период политика государства в части устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирована на отказ от помещения их в детские учреждения и поощрение институтов приемной семьи и подобных им. Согласно статистическим данным, представленным Уполномоченным по правам ребенка, в период с 2009 по 2014 г. количество детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 40%, а количество усыновленных детей или детей, переданных в приемные семьи, наоборот, возросло с 64% до 92,8%20. Т.С. Гусева констатирует, что в сфере социального обслуживания детей-сирот происходят позитивные изменения: осуществляется дифференциация детских домов (общего типа, санаторные, специальные (коррекционные)), развивается сеть учреждений социального обслуживания (создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения для обслуживания детей с ограниченными возможностями, предназначенные не только для постоянного, но и временного пребывания детей), создается система общественного контроля за обеспечением прав детей, находящихся в стационарных учреждениях. Однако, по ее мнению, все эти трансформации не могут решить проблемы формирования полноценной личности ребенка в условиях изолированного интернатного учреждения, вследствие чего ею предложен механизм развития системы социальных выплат, предоставляемых замещающим семьям21, чтобы стимулировать желание граждан принимать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей. Но указанные гуманистические инициативы не учитывают того обстоятельства, что приемные семьи могут приносить детям, оставшимся без попечения родителей не только нравственную пользу, но и вред. В настоящее время выявлены случаи, когда в замещающей семье дети приобщались к асоциальному образу жизни, поскольку приемные родители брали их на воспитание, руководствуясь сугубо эгоистическими и корыстными соображениями. Например, в Московской об-
18 Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. - 2000. - № 3-4. - С. 15-17.
19 Гилинский Я.И. Обыкновенный русский фашизм // Индекс: досье на цензуру. - 2006. - № 24. - С. 156-161.
20 Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «О положении детей в Российской Федерации» // Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.rfdeti.ru/news/9886-pavel-astahov-predstavil-doklad-o-polozhenii-detey-v-rossiyskoy-federacii - Загл. с экрана.
21 Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.05. М., 2012. С. 39.
ласти были осуждены приемные родители, истязавшие ребенка, взявшие его в семью, соблазнившись
22
материальным поощрением .
Исходя из изложенного, политико-правовой блок причин вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий составляют:
- недостатки в организации системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вследствие чего при достаточной нормативной базе отсутствует работоспособный механизм предупреждения вовлечения в антиобщественное поведение;
- недостатки в законодательной работе, выражающиеся в принятии некачественных законов, не учитывающих потребностей в благополучном семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие чего отбор приемных семей ведется без учета возможного криминального воздействия на детей и подростков;
- отсутствие эффективных правовых механизмов поддержки неблагополучных семей, вследствие чего они адаптируются к трудной жизненной ситуации самостоятельно, вовлекая несовершеннолетних в сложившийся привычный образ жизни.
Таким образом, причины вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий могут носить различный характер, определяемый природой асоциального поведения. Если речь идет о бродяжничестве и попрошайничестве, то причины вовлечения в них детей и подростков тяготеют к социально-экономическому блоку. Если же имеет место вовлечение в систематическое употребление алкоголя, спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, то объективные причины, скорее, ближе к политико-правовому блоку, а наибольшее значение в достижении результата вовлечения имеют субъективные условия, связанные с имитацией алкоголизации как образа жизни взрослого человека.
Список литературы:
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ [принят Гос. Думой 21.05.1999] (по сост. на 31.12.2014) // Рос. газ. - 1999.
- 30 июня.
2. Основные направления государственной семейной политики : Утв. Указом Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (в ред. от 05.10.2002) // СЗ РФ. - 1996. - № 21.
- Ст. 2460.
3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации : утв. расп. Правит. РФ от 18.12.2006 № 1760-р // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч. III). -Ст. 5622.
4. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи : приложение к письму Минобрнауки от 18 мая 2007 г. № АФ-163/06 // СПС «Гарант» [электронный ресурс] URL http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 13.04.2014)
5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы : утв. указом президента РФ от 01.06.2012 № 761 // СЗ РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
6. Уголовное дело № 1-65/2010 / Архив Видновского городского суда Московской области.
22 Уголовное дело № 1-65/2010 / Видновский городской суд Московской области.
7. Дело № 22-405/2014 / Архив Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
8. Антонян, Ю.М. Причины корыстной преступности / Ю.М. Антонян // Вестник Воронежского института МВД России. - 2010. - № 4. - С. 7-13.
9. Бородкин, Ф.М. Социальные эксклюзии / Ф.М. Бо-родкин // Социологический журнал. - 2000. - № 3-4. -С. 15-17.
10. Волков, Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения / Б.С. Волков. - Казань: изд-во КазГУ, 1975. - 167 с.
11. Волков, Б.С. Мотивы преступлений (уголовно-правовое и криминологическое исследование) / Б.С. Волков. - Казань: изд-во КазГУ, 1982. - 261 с.
12. Гилинский, Я.И. Обыкновенный русский фашизм / Я.И. Гилинский // Индекс: досье на цензуру. - 2006. -№ 24. - С. 156-161.
13. Гусева, Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.05. - М., 2012. - 48 с
14. Деменчук, Д.В. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Д.В. Деменчук. - М., 2014. - 214 с.
15. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М: Эксмо, 2006. - 298 с.
16. Осипьян, А.В. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий : уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.В. Осипьян. - Ростов-на-Дону, 2004. - 211 с.
17. Сергиенко, С.В. Культурные девиации в контексте теории аномии (социологический анализ) / С.В. Сергиенко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 1. -№ 1. - С. 91-95.
18. Сокол, Е.В. Организационно-тактические особенности расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Е.В. Сокол. - Краснодар, 2006. - 197 с.
19. Цветков, В.Л. Антиобщественное поведение детей и подростков, не достигших возраста уголовной ответственности, и его предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / В.Л. Цветков. - М., 2000. - 178 с.
20. Социально-экономическое положение России -2014 год. - М.: Росстат, 2015. - 400 с.
21. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «О положении детей в Российской Федерации» // Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.rfdeti.ru/news/9886-pavel-astahov-predstavil-doklad-o-polozhenii-detey-v-rossiyskoy-federacii - Загл. с экрана.
22. Уровень денежных доходов населения в целом по России и субъектам Российской Федерации за 2013 год // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/r u/statistics/population/poverty/# - Загл. с экрана.
23. Ахмадуллин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С. 40-43.
24. Кадырова Н.Н. Беспризорность несовершеннолетних и ее профилактика: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - Челябинск, 2005.
25. Зарипова Г.А. Противодействие преступлениям в отношении несовершеннолетних // Законность. - 2011. - № 1. - С. 35-39.