Юридические науки
УДК 34:316
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
А.А. Лакомова, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье автор рассматривает формы девиантного поведения, а также направления профилактической работы с несовершеннолетними. Также автор анализирует мероприятия, проводимые Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно со школьными педагогами, и влияние данного межведомственного взаимодействия на ситуацию совершенных преступлений подростками или при их соучастии.
Ключевые слова: девиантное поведение, профилактическая работа, несовершеннолетние, школа, преступления, правонарушения, комиссия по делам несовершеннолетних.
PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS: INTERDEPARTMENTAL INTERACTION OF SCHOOL AND COMMISSION FOR AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS
Abstract. In the article the author considers the forms of deviant behavior, as well as the directions of preventive work with minors. The author also analyzes the activities carried out by the Commission on the Affairs of Minors and the protection of their rights in conjunction with school teachers, and the impact of this interdepartmental interaction on the situation of committed crimes by adolescents or with their complicity.
Keywords: deviant behavior, preventive work, minors, school, aime, offenses, Commission on the Affairs of Minors.
В современном мире зачастую можно слышать о значимости воспитания детей, которое способствовало бы в будущем их становлению в обществе как личностей, реализовав/— I У V V V
ших себя в профессиональной деятельности, семейной жизни, социокультурной и духовно-нравственной сферах. Большую роль в данном аспекте играют такие социальные институты, как семья, школа и социальное окружение.
Зачастую несовершеннолетний ребенок сталкивается с различными барьерами на пути к своему становлению как личности. Это может выражаться в вовлечении сверстниками несовершеннолетних в группировки, занимающиеся противоправными действиями, в публикации Интернет-материалов, пропагандирующих асоциальный образ жизни (табакокурение, наркотическая зависимость, преступления против чести и достоинства человека, действия насильственного характера, доведение до самоубийства и пр.).
Таким образом, для устранения и минимизации реализации данных действий необходимо проводить профилактическую работу с детьми «группы риска». Основными институтами в выполнении данных функций является семья и школа, но в современном обществе, в
котором существует угроза вышеуказанных процессов не только от людей, а также от применения информационных технологий, семье трудно проводить данный вид работы, следовательно, она нуждается в помощи.
В школе профилактическую работу реализует социальный педагог совместно с классными руководителями и педагогом-психологом. Как правило, профилактическую работу проводят со всеми учащимися, но под контроль ставятся дети, находящиеся в «группе риска». «Группа риска» включает в себя:
• детей, которые пропускают занятия, не успевают по определенным предметам;
• детей, замеченных в конфликтах с одноклассниками, в драке;
• детей, употребляющих алкоголь, табак, наркотические вещества;
• детей, задержанных сотрудниками правоохранительных органов за правонарушения и поставленные на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) или в отделение по делам несовершеннолетних отдела полиции (ОДН ОП).
Нужно отметить, что профилактическая работа ведется в различных направлениях: формирование здорового образа жизни (отказ от употребления табака, алкоголя, наркотических веществ), профилактика противоправных действий несовершеннолетними, духовно-нравственное и патриотическое воспитание (профилактика экстремистских проявлений) и др. Большую роль в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних играет школа и КДН и ЗП.
Девиантное поведение - деятельность, поступки несоответствующие принятым в том или ином обществе нормам права и морали, наносящие ущерб социальному здоровью и нравственности людей. Социология девиантного поведения как отрасль социологического знания возникла в конце 19 - начале 20 века и связана с именем Э. Дюркгейма, создавшего концепцию аномии. Она трактовалась им как такое состояние общества, когда ранее принятые нормы уже не соблюдаются, а новые еще не утвердились. В зависимости от вида нарушаемой нормы (мораль, право, обычаи и т.д.) отклоняющееся поведение приобретает определенную конкретную форму проявления.
К основным формам девиантного поведения принято относить правонарушения, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид, как показывает опыт, рост девиантных проявлений обусловлен социально-политической ситуацией в обществе, наличием в нем конфликтов и социальной напряженности. Радикальные изменения (трансформации), социально-экономический кризис приводят к увеличению преступности, а также к увеличению числу психически заболевших, совершенных суицидов и т.п. Как показывают социологические исследования, в России в конце 20 - начале 21 века в результате социальной нестабильности, вызванной обострившимся системным кризисом, масштабы социальной девиации значительно расширились, социальное самочувствие людей ухудшилось, была потеряна вера в завтрашний день, в возможность самореализации у многих российских граждан [4, С.333].
Таким образом, исходя из данного определения, можно подчеркнуть значимость участия педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей), работников социальных служб (специалиста по социальной работе) и инспекторов КДН и ЗП, ОДН ОП в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. Они руководствуются в своей деятельности следующими нормативно-правовыми актами:
• Указ Президента Верховного совета РСФСР от 3.06.1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»;
• Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
• Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации,
• Уголовным кодексом Российской Федерации,
• Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»;
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Региональным законодательством (например, Законом Нижегородской области № 121-3 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в нижегородской области», законом Нижегородской области от 09.03.2010 № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области» и т.п.).
Основными задачами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:
1) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и региональным законодательством, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин, им способствующих;
4) взаимодействие с общественными объединениями и религиозными организациями, прошедшими в установленном порядке государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов [2].
КДН и ЗП помогает подросткам и родителям, имеющим несовершеннолетних детей во многих ситуациях, которые становятся социально-опасными. КДН и ЗП совместно с педагогами школы занимаются занятостью подростков «группы риска» во внеурочное время (привлекают их в работу спортивных секций, кружков учреждений дополнительного образования) и решением проблем образовательного характера. Инспекторы КДН и ЗП приходят на помощь, если несовершеннолетний пропускает занятия без уважительной причины, не успевает по некоторым образовательным предметам в школе, содействует в переводе несовершеннолетнего в другое учебное заведение. КДН и ЗП занимается профилактической работой с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, не исполняющими родительские обязанности по воспитанию, содержанию и обучению ребенка должным образом. Она также содействует трудоустройству несовершеннолетних во внеурочное время или в период каникул в соответствии с законодательством о трудовой деятельности несовершеннолетних.
Как правило, в школе создается Совет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в состав которых входит директор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор КДН и ЗП (по запросу/приглашению), классный руководитель. На заседании Совета профилактики проходит обсуждение различных вопросов,
касающихся отдельных учащихся, а также выносится решение по данному вопросу. К таким вопросам можно отнести пропуски занятий без уважительной причины, совершение правонарушений, вовлечение сверстников в табакокурение, употребление спиртных напитков, наркотических веществ, в группы экстремистской направленности, общение в социальных сетях, приводящих к суицидальному поведению и пр.
Кроме того, можно выделить наиболее распространенные причины постановки несовершеннолетних на учет в КДН и ЗП:
• употребление несовершеннолетними спиртных напитков;
• табакокурение несовершеннолетних;
• уход несовершеннолетних из дома, нахождение на улице без сопровождения законных представителей в неустановленное время;
• антиобщественное поведение;
• непосещение учебных занятий без уважительных причин, неуспеваемость по некоторым школьным предметам;
• причисление себя к экстремистским объединениям, которые носят характер угрозы несовершеннолетнему и близкому окружению [3].
Так, например, результатом бесконтрольного общения несовершеннолетних в сети Интернет является их участие в массовых драках, в социальных группах и играх, формирующих суицидальное поведение. В городских округах г. Саров, г. Выкса Нижегородской области выявлены сборы подростков в группы для участия в массовых драках через сеть Интернет. Ответственность за вовлечение детей в противоправные действия предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 150 УК РФ) «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления», (ст. 213 УК РФ) «Нарушение общественного порядка, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Также можно привести пример игры в социальной сети «Синий кит» суицидального характера. В школе проводятся социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем профилактические беседы, тренинги на тему «Профилактика вовлечения детей в противоправные действия через сеть Интернет», «Влияние Интернета на поведение несовершеннолетних» и др.
Увеличивается роль проведения профилактических бесед социального педагога и инспектора КДН и ЗП с учащимися на тему «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Я знаю свои права, но у меня есть и свои обязанности», «Зачем мне знать законодательство моей страны?» и пр.
В добавлении к этому, КДН и ЗП совместно с другими учреждениями проводит мероприятия, направленные на профилактику ВИЧ/СПИДа, употребления наркотических веществ, табакокурения и т.п. Например, в рамках Всероссийской акции «Стоп ВИЧ/СПИД» в Советском районе г. Нижнего Новгорода прошел открытый урок для старшеклассников «Я выбираю жизнь» с участием органов прокуратуры района, правоохранительных органов, ОДН, КДН и ЗП, ГБУЗ НО «НОНД».
В рамках городской антинаркотической акции «Чистая книга» по пропаганде здорового образа жизни, по профилактике употребления алкогольной, табачной продукции, наркотиков и других психоактивных веществ несовершеннолетними на территории Советского района г. Нижнего Новгорода было проведено районное родительское собрание по профилактике безнадзорности, правонарушений и вредных привычек подростков с участием специалистов из КДН и ЗП, ОДН ОП. Также учащиеся школ могли принять участие во флеш-мобе «Мы против вредных привычек», конкурсе плакатов «Мы против СПИДа». Кроме того, например,
в МАОУ «Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева» был проведен конкурс стенгазет на тему «Мы за здоровый образ жизни», в котором для каждого класса было обозначено определенное направление («Сдаем нормы ГТО», «Семейная привычка», «Профилактика заболеваний» и т.п.).
Благодаря качественной профилактической работе с учащимися и налаженной работе школы, КДН и ЗП, совершение преступлений и правонарушений несовершеннолетними может иметь тенденцию к снижению. Это доказывают статистические данные. По итогам 2016 года на территории Нижегородской области отмечается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии на 11,8 % (с 1149 до 1013). Удельный вес подростковых преступлений в общем количестве раскрытых преступлений составил 4,8% (2015 - 5%, , Россия - 4,5%, Приволжский федеральный округ - 4,3%). Уменьшилось количество преступлений несовершеннолетних по следующим направлениям деятельности:
• на 4 % (с 201 до 193) тяжких и особо тяжких;
• на 8 % (с 697 до 641) в общественных местах;
• на 7,2 % (с 387 до 359) групповых;
• на 7,5 % (с 400 до 370) подростками, ранее совершившими преступления.
Структура преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии по
итогам 12 месяцев 2016 г., выглядит следующим образом:
• 65, 1 % или 659 (2015 г.- 66,7% или 767) - кражи;
• 9,5% или 97(2015 г.- 8,9% или 102) - преступления по линии незаконного оборота наркотиков;
• 7,7% или 78 (2015 г. - 5,5% или 63) - грабежи или разбойные нападения;
• 5,6 % или 57 (2015 г. - 5,2% или 60) - неправомерное завладение транспортным средством;
• 0,8 % или 8 (2015 г. - 0,9% или 10) - причинение тяжкого вреда здоровью;
• 0,3 % или 3 (2015 г. - 0,3% или 3) - убийства;
• 0,3 % или 3 (2015 г. - 0,3% или 3) - изнасилования;
• 11,7 % или 119 (2015 г. - 14,2% или 163) - прочие [1, С.160 - 161].
Подводя итог, стоит сказать, что межведомственное взаимодействие школы и КДН и ЗП играет важную роль в профилактической работе девиантного поведения несовершеннолетних. КДН и ЗП проводит работу не только карательного или наказуемого характера, но и разного рода мероприятия в сотрудничестве с педагогами образовательных учреждений (социальным педагогом, педагогом-психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе). Данные мероприятия направлены на помощь несовершеннолетним и их родителям в решении сложных ситуаций, на формирование здорового образа жизни, повышение уровня информированности учащихся о своих правах, обязанностях, уголовной и административной ответственности за совершение противоправных действий, профилактику суицидального поведения и насилия в семье. Сотрудничество и налаженная работа КДН и Зп совместно с педагогами школы являются основной для качественно результативной работы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних
Литература:
1. Доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Нижегородской области в 2015 году. 177 с. URL: http://www.government-nnov.ru/?id=179731 (дата обращения 06.03.2017).
2. Закон Нижегородской области от 26.10.2006 г. № 121-3 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области». URL: https://www.admgor.nnov.ru/gorod/sotszashchita/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashchite-ih-prav-p/zakonodatelstvo/ (дата обращения 06.03.2017).
3. Комиссии района. Плакаты и памятки. URL: http://www.sovadm.nj/?id=390 (дата обращения 06.03.2017).
4. Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. -М.: Норма, 2008. 608 с.
References:
1. Doklad o polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v Nizhegorodskoj oblasti v 2015 godu. 177 s. URL: http://www.government-nnov.ru/?id=179731 (data obrashhenija 06.03.2017).
2. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 26.10.2006 g. № 121-3 «O komissijah po delam ne-sovershennoletnih i zashhite ih prav v Nizhegorodskoj oblasti». URL: https://www.admgor.nnov.ru/gorod/sotszashchita/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-i-zashchite-ih-prav-p/zakonodatelstvo/ (data obrashhenija 06.03.2017).
3. Komissii rajona. Plakaty i pamjatki. URL: http://www.sovadm.ru/?id=390 (data obrashhenija 06.03.2017).
4. Sociologicheskij slovar' / otv. red. G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. -M.: Norma, 2008. 608 s.
— • —
Сведения об авторе
Анастасия Александровна Лакомова, магистрантка 1 года обучения факультета социальных наук, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; социальный педагог, МАОУ «Лицей № 28 имени академика Б.А. Королева» (Нижний Новгород, Россия).