Научная статья на тему 'Особенности организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Индустриального района города Перми'

Особенности организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Индустриального района города Перми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2020
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / PREVENTION OF OFFENSES OF MINORS / TEENAGE CRIME / ACTIVITY OF THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS FOR PREVENTION OF NEGLECT AND OFFENSES OF MINORS / DELINQUENT BEHAVIOR / PREVENTIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маринкин Денис Николаевич, Якимчук Виктория Сергеевна

Статья посвящена проблемам организации работы по профилактике правонарушений учащихся в общеобразовательных организациях. Авторы проводят анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, практики реализации этих актов и научных исследований по данной проблематике. С целью повышения эффективности профилактической работы с подростками представлены рекомендации для администраций школ, описан передовой опыт Индустриального района г. Перми по предупреждению подростковой преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маринкин Денис Николаевич, Якимчук Виктория Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF WORK ON PREVENTION OF OFFENCES OF MINORS IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE INDUSTRIAL DISTRICT OF THE CITY OF PERM

Article is devoted to problems of the organization in the general education organizations of work on prevention of offenses of pupils on the basis of a research of authors of the normative legal acts regulating questions of prevention of offenses of minors, practice of their realization and scientific research on this perspective. For the purpose of increase in efficiency of the carried-out scheduled maintenance with teenagers recommendations for administrations of schools are submitted, the best practices of the Industrial district of the city of Perm according to prevention of teenage crime are described.

Текст научной работы на тему «Особенности организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Индустриального района города Перми»

Маринкин Д. Н., Якимчук В. С. Особенности организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Индустриального района города Перми // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). С. 38-44.

Marinkin D. N., Yakimchuk V. S. Features of the organization of work on prevention of offences of minors in the general education organizations of the Industrial district of the city of Perm. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 38-44. (In Russ.).

УДК 343

Д. Н. Маринкин

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия

В. С. Якимчук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ

Маринкин Денис Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса.

E-mail: mdn444@yandex. ru

Якимчук Виктория Сергеевна - студентка магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».

Статья посвящена проблемам организации работы по профилактике правонарушений учащихся в общеобразовательных организациях. Авторы проводят анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, практики реализации этих актов и научных исследований по данной проблематике. С целью повышения эффективности профилактической работы с подростками представлены рекомендации для администраций школ, описан передовой опыт Индустриального района г. Перми по предупреждению подростковой преступности.

Ключевые слова: профилактика правонарушений несовершеннолетних, подростковая преступность, деятельность общеобразовательных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, делинквентное поведение, профилактические мероприятия.

D. N. Marinkin

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia

V. S. Yakimchuk

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF WORK ON PREVENTION OF OFFENCES OF MINORS IN THE GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE INDUSTRIAL DISTRICT OF THE CITY OF PERM

© Маринкин Д. Н., Якимчук В. С., 2018

Marinkin Denis Nikolaevich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Civil Law and Process.

E-mail: mdn444@yandex. ru

Yakimchuk Victoria Sergeyevna - Student of a magistracy in the direction of preparation "Pedagogical education".

Article is devoted to problems of the organization in the general education organizations of work on prevention of offenses of pupils on the basis of a research of authors of the normative legal acts regulating questions of prevention of offenses of minors, practice of their realization and scientific research on this perspective. For the purpose of increase in efficiency of the carried-out scheduled maintenance with teenagers recommendations for administrations of schools are submitted, the best practices of the Industrial district of the city of Perm according to prevention of teenage crime are described.

Key words: prevention of offenses of minors, teenage crime, activity of the general education organizations for prevention of neglect and offenses of minors, delinquent behavior, preventive actions.

Одной из важных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения подростковой преступности, повышение эффективности ее профилактики. Несмотря на то, что в последнее время уровень преступности несовершеннолетних в г. Перми снижается, количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по-прежнему велико.

По данным информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю, за двенадцать месяцев 2015 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, далее - АПП1 ) на территории Перми был зафиксирован рост подростковой преступности на 40,5 %. Однако на конец 2016 г. (по сравнению с АППГ) наблюдалось снижение преступности среди несовершеннолетних на 10,5 % (с 572 до 512 преступлений). По итогам девяти месяцев 2017 г. также наблюдалось снижение преступности несовершеннолетних - на 31,1 % (с 66 до 57 преступлений). Рост такой преступности был отмечен только на территории Мотовилихинского района г. Перми.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 образовательные организации являются субъектом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Следовательно, такие организации наделены полномочиями по реализации программ и методик, направленных на формирование правомерного поведения учащихся, полномочиями по выявлению детей, оказавшихся в социально опасном положении, оказанию педагогической, социально-психологической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении и в семье.

Как показал анализ результатов деятельности общеобразовательных организаций, расположенных в Индустриальном районе г. Перми, уровень подростковой преступности зависит не только от «трудного» контингента школы, но и от эффективно выстроенной системы профилактики правонарушений учащихся.

С учетом имеющейся практической работы образовательных организаций можно отметить, что снизить показатели подростковых противоправных действий в образовательных организациях позволяет систематическое воздействие на следующие элементы:

• нормативный комплекс регулирования профилактической деятельности;

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 7 июня 2017 г.) // Рос. газета. 1999. № 121. Ст. 3117.

• организационную структуру организации / учреждения;

• межведомственное взаимодействие с иными субъектами профилактики;

• совокупность мер профилактики;

• совокупность средств обеспечения профилактической деятельности.

Воздействие на каждое направление работы приводит к повышению эффективности

профилактической деятельности образовательной организации, к снижению числа противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними [5]. В частности, при создании локальных актов образовательной организации руководитель выполняет первоочередную задачу управленца - планирование. Так, один из основоположников теории качества управления Ф. У. Тейлор разделил функцию управления на три этапа: планируй, делай, проверяй. В процессе планирования работы любой организации нужен охват всех направлений деятельности и существующих ресурсов, что подразумевает оптимальное использование человеческого потенциала (педагогических знаний, умений и способностей), временных и материальных ресурсов, информационных возможностей и иных условий (см. [3]). Для этого администрация образовательной организации издает локальные акты по организации профилактической работы в школе (положения о совете профилактики, об организации профилактического учета группы риска социально опасного положения, об организации дополнительной занятости учащихся, о школьной службе примирения, о мониторинге воспитательной деятельности и др.). Важно, чтобы разрабатываемые руководством школы акты не противоречили действующему законодательству, порядку межведомственного взаимодействия.

Однако самая распространенная ошибка в школьной документации, регулирующей профилактическую работу, - сужение категорий лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа. В качестве примера приведем Положение о совете профилактики, утвержденное 30 сентября 2013 г. в одной из школ Индустриального района г. Перми. В пункте 5 данного положения не зафиксированы следующие основания для постановки на учет группы риска, определенные Порядком межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия1:

• семьи, где происходят частые скандалы, конфликты либо мать ребенка (детей) подвергается унижениям, физическому, психологическому, иным видам насилия со стороны своего супруга, членов родительской семьи либо других лиц, проживающих в одном жилом помещении с семьей;

• семьи, где применяются методы воспитания, отрицательно влияющие на психологическое, эмоциональное, интеллектуальное, физическое развитие и состояние ребенка;

• неблагоприятные условия проживания для несовершеннолетнего (неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, аварийное жилье, пожароопасные условия проживания);

• отсутствие работы у обоих родителей либо низкий материальный достаток (ниже прожиточного минимума);

• отсутствие у членов семьи документов, подтверждающих регистрацию на территории Российской Федерации;

• наличие ранее зарегистрированных фактов отказа матери от ребенка, фактов лишения родительских прав, ограничения в родительских правах;

• другие.

1 Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия [Электронный ресурс]. Утв. Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29 июня 2016 г. № 12 // Сайт губернатора и Правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/documents/kdn/ (дата обращения: 02.12.2017).

Итак, своевременная профилактическая работа с семьями учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, воздействие на причины, вызвавшие неблагополучие в семье, предотвращают формирование у подростков асоциальных форм поведения.

Сегодня имеется тенденция к увеличению оснований для постановки на профилактический учет по образовательной организации именно с целью ранней профилактики детского и семейного неблагополучия [1; 2]. Следовательно, при разработке локальных актов образовательными организациями ряд положений, в том числе регулирующих постановку на учет, должны носить отсылочный характер, содержать ссылки на действующие нормативные правовые акты.

Большое значение в организации профилактической деятельности в школе имеет разработка программы «Профилактика правонарушений», которая систематизирует и существенно расширит функции субъектов образовательного процесса. Программа должна способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности и других субъектов системы профилактики. Однако следует помнить, что в организацию и проведение профилактической работы необходимо вовлекать весь педагогический коллектив. При этом нужно отказаться от прежних поведенческих традиций, в частности от декларативной формы общения с родителями и учащимися; в основе работы должна быть ориентация на то, что ребенок в этом процессе - активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, воспитатель), но и педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив участвовал в воспитательном процессе и был задействован в программе по профилактике правонарушений.

Более того, действующий профессиональный стандарт педагога1 предъявляет требования по применению психолого-педагогических технологий в работе с девиантными детьми ко всем педагогам, осуществляющим педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Индикатором степени вовлеченности педагогического коллектива в профилактику противоправных деяний несовершеннолетних являются не только действующие общешкольные планы и программы по формированию законопослушного поведения, но и планы коррекции, разрабатываемые куратором индивидуальные планы коррекции, отчеты по их исполнению. Количество субъектов, вовлеченных в воспитательную деятельность, влияет на успешное завершение коррекционной работы с учащимися и их семьями.

Бесспорно, на территории Индустриального района г. Перми является эффективным систематическое взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов. Так, в профилактику противоправных деяний несовершеннолетних вовлечены инспекторы по делам несовершеннолетних, линейный отдел МВД России на транспорте, помощник прокурора, судьи Индустриального районного суда г. Перми. Индустриальный районный суд является партнером ряда школ в рамках проекта «Профессиональные пробы». Более того, обучающиеся общеобразовательных организаций имеют возможность посещать лекции, открытые судебные заседания в Индустриальном районном суде. В основном учащиеся школ присутствуют на заседаниях по незаконному обороту наркотиков в рамках профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Следует отметить также, что, согласно п. 5.3.4 Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, образовательная органи-

1 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544н (ред. от 5 авг. 2016 г.) // Рос. газета. 2013. № 285.

зация при выявлении оснований для поставки на учет группы риска в течение семи дней разрабатывает индивидуальный план коррекции согласно форме и требованиям, предъявляемым к их разработке. Однако на практике не все образовательные организации Индустриального района соблюдают данные требования.

Во-первых, очень часто в качестве специалистов, ответственных за реализацию мероприятий, включенных в индивидуальный план коррекции (ИПК), указываются только классный руководитель и социальный педагог. В то же время, согласно п. 4.2 Положения о межведомственной локальной рабочей группе (приложение № 15 к Порядку межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия), к специалистам образовательных организаций, в обязанность которых входит проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями или несовершеннолетними, находящимися в группе риска социально опасного положения, относятся не только классные руководители, но и социальные педагоги, воспитатели, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций и их заместители.

Во-вторых, нередко в первой части ИПК отсутствует информация о законных представителях несовершеннолетнего, жилищно-бытовых условиях проживания, дате и основаниях постановки на учет группы риска, проблемах семьи. Во второй части ИПК отсутствует формулировка проблем, вызвавших неблагополучие в семье, задач и ресурсов. В ИПК не описываются также результаты проведенных профилактических мероприятий, ежемесячно не отслеживается динамика коррекционной работы.

В ряде школ в личных делах детей учетных категории имеются листы ежемесячного контроля за реализацией индивидуально-профилактической работы. Контроль исполнения проводимых мероприятий позволяет отслеживать результаты профилактической работы, прогнозировать дальнейшие изменения в поведении подростка, своевременно корректировать ИПК. Интересно, что планы коррекции группы риска исследованных школ обычно включают в себя следующие мероприятия: психолого-педагогическую диагностику (особенности личности, акцентуации характера, стиль воспитания в семье, социометрия), беседы на правовую тематику с учащимися и их законными представителями, социальный патронаж, отслеживание успеваемости и посещаемости, организацию дополнительной занятости подростка, привлечение к участию в классных и школьных мероприятиях, проведение тематических классных часов и родительских собраний, занятия в родительском клубе, проведение программ с использованием восстановительных технологий с целью урегулирования конфликтов и др.

По нашему мнению, особо эффективной мерой по предупреждению подростковых правонарушений сегодня является проведение культурно-массовых мероприятий. В качестве примера приведем реализованный нами опыт в организации конкурса агитационных плакатов, направленных на профилактику хищений в крупной розничной сети г. Перми, «Не встань на путь преступника» и конкурса видеороликов по профилактике подростковых преступлений «Видеоискусство».

В 2016 г. на территории Индустриального района г. Перми был зарегистрирован рост краж, совершаемых подростками на территории торгово-развлекательного комплекса «Столица». Для того чтобы уменьшить число краж и мелких хищений, было разработано положение о районном конкурсе «Не встань на путь преступника». В рамках конкурса учащиеся общеобразовательных организаций предоставили на суд жюри агитационные плакаты, публично защищали свои творческие работы: читали рэп, стихотворения, пели частушки, показывали сценки на правовую тематику. В качестве членов жюри участвовали субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По результатам конкурса лучшие плакаты были размещены в торгово-развлекательном

комплексе «Столица». Кроме того, плакаты были использованы и для создания предупредительных брошюр «Шоплифтинг - опасное хобби». Буклеты содержали информацию о причинах совершения преступлений подростками и перечень последствий таких преступлений. Около 1 200 брошюр было роздано учащимися школ совместно с инспектором ПДН на территории торгово-развлекательного комплекса.

Проведение таких мероприятий по профилактике хищений в 2016 г. положительно отразилось на оперативных данных отдела по обеспечению деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних отдела полиции № 2 Управления МВД России по г. Перми: по итогам третьего квартала 2016 г. число мелких хищений, совершаемых подростками в торгово-развлекательном комплексе «Столица», снизилось на 40 %; по итогам третьего квартала 2017 г. было возбуждено только одно уголовное дело (АППГ - 12) в отношении несовершеннолетнего жителя Индустриального района по факту хищения в развлекательном комплексе.

Накопленный опыт и новые методы профилактики используются и в настоящее время. Так, в 2017 г. была выбрана иная форма проведения мероприятий - конкурс видеороликов по профилактике подростковых преступлений «Видеоискусство». Учащиеся образовательных организаций создавали короткометражные фильмы на различные темы: профилактика краж, медиация как альтернативный способ урегулирования конфликтов, профилактика употребления ПАВ и др. Лучшие работы были продемонстрированы на церемонии награждения участников конкурса, а также размещены в сети Интернет. Награждались победители конкурса памятными дипломами, сладкими подарками и билетами в кино. К проведению мероприятия были привлечены субъекты профилактики, прокуратура Индустриального района г. Перми, средства массовой информации. По итогам мероприятия журналистами государственной телевизионной и радиовещательной компании «Пермь» подготовлен репортаж, видеосюжет показан в программе «Вести Пермь» телеканала «Россия-1». Информация о проведении конкурсов дополнительно размещена на официальном сайте администрации Индустриального района г. Перми, в газете «Наш район - Индустриальный», в группах «Молодежь Индустриального района города Перми», «Юнпрес-Пермь, молодежное СМИ» в социальной сети «ВКонтакте». Более того, создан сайт по профилактике правонарушений несовершеннолетних [4].

Все указанные мероприятия по профилактике правонарушений в обязательном порядке освещались в средствах массовой информации. Как показала практика реализации указанных мероприятий, средства массовой информации способны влиять на сознание людей, формировать общественное мнение, привлекая внимание общественности к проблемам подростковой преступности. А субъекты профилактики призывают к законопослушному поведению подростков, к ответственности родителей за воспитание своих детей.

По нашему мнению, подобные конкурсы на правовую тематику с привлечением субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории отдельной школы могут быть организованы и педагогами образовательных организаций. Привлечение всех педагогических работников к реализации программы по формированию законопослушного поведения подростков является необходимым условием для организации эффективной системы работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Более того, межведомственное взаимодействие также играет существенную роль в предупреждении подростковой преступности и устранении причин, вызвавших семейное неблагополучие. А наряду с традиционными формами работы в рамках организации индивидуальной и общей профилактики требуется использование новых педагогических технологий, позволяющих учащемуся быть активным субъектом деятельности.

Библиографический список

1. Дождева Д. К., Маринкин Д. Н. Особенности профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 1 (73). С. 13-18.

2. Маринкин Д. Н., Нугаева В. Р. Эффективность деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по профилактике преступности несовершеннолетних (на примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). С. 24-29.

3. Окрепилов В. В. Развитие теории управления качеством с целью устойчивого развития сообществ // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 4 (49). С. 7-13.

4. Результаты районного конкурса видеороликов «Видеоискусство» // Профилактика правонарушений несовершеннолетних: [сайт]. URL: https://sites.google.com/view/profilaktika/ (дата обращения: 02.12.2017).

5. Сопубекова Н. Т. Система предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних: административно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.