Научная статья на тему 'Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект специального предупреждения преступности несовершеннолетних (по материалам Республики Татарстан)'

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект специального предупреждения преступности несовершеннолетних (по материалам Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
719
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / PREVENTION OF CRIMINALITY / СЕМЬЯ / FAMILY / CRIMINALITY OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидова-Петрова Е.В.

Представлено авторское определение специального предупреждения преступности несовершеннолетних. Исследуется деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан, а также иные органы, осуществляющие специальное предупреждение преступности несовершеннолетних. Указано, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан являются постоянно действующими коллегиальными органами, осуществляющими предусмотренные законодательством меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демидова-Петрова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The commissions on affairs of minors and protection of their rights, as the subject of the special prevention of crime of minors (on materials of the Republic of Tatarstan)

In the present article the author offers own definition of the special prevention of crime of minors. Activities of the commissions for affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan, and also other organizations which are carrying out the special prevention of crime of minors are investigated. By the author it is designated that the commissions on affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan are constantly operating joint organizations which are carrying out measures provided by the legislation for coordination of activity of organizations and establishments of system of prevention of neglect and offenses of minors, protection of their rights.

Текст научной работы на тему «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект специального предупреждения преступности несовершеннолетних (по материалам Республики Татарстан)»



ред. ЯЗ. Лившица, В.А. Цикулина. М.: МГИАИ, 1974. С. 16.

5 Яковлев А.И. Холопство и холопы в Московском государстве XVII в. По архивным документам холопьего и посольского приказов, оружейной палаты и разряда. М.-Л.: Изд-во Академия наук СССР, 1943. Т. 1. С. 103.

6 Загоскин Н.П. Очерк истории смертной казни в России. Казань: Типография Императорскаго Университета, 1892. С. 34—36.

7 Российское законодательство X—XX вв.: в 9 т. Акты Земских соборов. Под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1985. Т. 3. С. 91.

8 История делопроизводства в СССР. Учебное пособие. Под ред. Я.З. Лившица, В.А. Цикулина. М.: МГИАИ, 1974. С. 17.

9 Кудряев В.А. и др. Организация работы с документами. -М.: ИНФРА-М, 1999. С. 11.

10 Там же. С. 12.

11 Бахтеев Ю.Д., Захаров В.Ф., Наумов И.Н. Документаци-онное обеспечение управления предприятий и организаций и архивное хранение документов. Учебное пособие. Пенза: Пензенский государственный университет, 2003. С. 7.

12 Глушкова Л.В. Документоведение (с образцами документов). Учебное пособие. Томск: Томская духовная семинария, 2002. С. 12—13.

13 Хрестоматия по истории государства и права СССР.

Дооктябрьский период. Под ред.: Титова Ю.П., Чистякова О.И. М.: Юридическая литература, 1990. С. 326—327.

14 Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. С. 174.

15 Российское законодательство X—XX вв.: в 9 т. Законодательство периода становления абсолютизма. Под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1986. Т. 4. С. 323—324.

16 Кудряев В.А. и др. Указ. соч. С. 22—23.

17 Российское законодательство Х—ХХ вв.: в 9 т. Законодательство первой половины Х1Х в. Под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература. 1988. Т. 6. С. 250—254.

18 Новое уголовное уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. СПб.: Изд. Каменоостровского юридического книжного магазина В.П. Анисимова. 1903. С. 141—146.

19 Российское законодательство Х—ХХ вв.: в 9 т. Законодательство первой половины Х1Х в. Под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература. 1988. Т. 6. С. 252.

20 Новое уголовное уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г. СПб.: Изд. Каменоостровского юридического книжного магазина В.П. Анисимова. 1903. С. 142.

21 Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989. С. 181.

22 Российское уголовное право. Общая часть. Под ред. В.С. Комиссарова. СПб.: Питер, 2005. С. 35.

КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ КАК СУБЪЕКТ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Е.В. ДЕМИДОВА-ПЕТРОВА

кандидат юридических наук, Доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права

Казанского юридического института МВД России Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право

E-mail:demidova.liza@gmail.com

Аннотация. Представлено авторское определение специального предупреждения преступности несовершеннолетних. Исследуется деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан, а также иные органы, осуществляющие специальное предупреждение преступности несовершеннолетних. Указано, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан являются постоянно действующими коллегиальными органами, осуществляющими предусмотренные законодательством меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

Ключевые слова: несовершеннолетний, преступность несовершеннолетних, предупреждение преступности, семья.

THE COMMISSIONS ON AFFAIRS OF MINORS AND PROTECTION OF THEIR RIGHTS, AS THE SUBJECT OF THE SPECIAL PREVENTION OF CRIME OF MINORS (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

E. V. DEMIDOVA-PETROVA

candidate of legal Sciences, the associate Professor of criminology and penal law, Kazan juridical Institute

of the Ministry of internal Affairs of Russia

Annotation. In the present article the author offers own definition of the special prevention of crime of minors. Activities of the commissions for affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan, and also other organizations which are carrying out the special prevention of crime of minors are investigated. By the author it is designated that the commissions on affairs of minors and protection of their rights in the Republic of Tatarstan are constantly operating joint organizations which are carrying out measures provided by the legislation for coordination of activity of organizations and establishments of system of prevention of neglect and offenses of minors, protection of their rights.

Keywords: minor, criminality of minors, prevention of criminality, family.

В настоящее время, одной из актуальных государственных проблем, привлекающих внимание, как средств массовой информации, так и представителей государственных структур, является преступность несовершеннолетних. Предупреждение преступлений среди детей и подростков, устранение причин, этим преступлениям способствующих, уже давно провозглашено одним из главных направлений правоохранительной деятельности.

А.И. Долгова понимает специальное предупреждение преступности как систему воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений. Повышенное внимание уделяется тем, которые могут быть особо привлекательными для преступников, либо тем, в которых сосредоточиваются, формируются и действуют преступники1.

Специальная профилактика преступности, по мнению Н.Ф. Кузнецовой, а также криминологическая и востребованные ею меры правового воздействия включают меры, направленные именно на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, на исправление лиц, могущих совершить или повторно совершающих преступления2. Подобное понимание данного явления дает нам возможность понять всю сущность исследуемого процесса; в нем ярко подчеркнута роль перевоспитания лиц, совершивших преступные деяния, и лиц, имеющих склонность к преступному поведению.

Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами, общественными организациями (объединениями). В них в силу закона или по

своей инициативе участвуют частные предприятия, учреждения, организации и граждане. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от общесоциальной профилактики3.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, так же как и предупреждение преступности в целом, представляет собой определенную систему, состоящую из субъектов, осуществляющих эту деятельность, объектов, на которые направлено воздействие, а также непосредственно тех мер, с помощью которых происходит соответствующее воздействие.

Следует отметить, что субъекты предупреждения правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними могут быть классифицированы следующим образом: специализированные государственные органы и организации, осуществляющие функцию профилактического надзора за несовершеннолетними правонарушителями; государственные и негосударственные органы, общественные организации и граждане, осуществляющие функцию профилактического контроля за несовершеннолетними с отклоняющимся поведением4.

К первой группе специализированных субъектов относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центры временного содержания несовершеннолетних, входящие в их структуру, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием5.

Ко второй группе можно отнести органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием и образовательные учреждения (за исключением специальных учебно-воспи-

тательных учреждений закрытого типа), органы опеки и попечительства, органы управления здравоохранением, органы культуры, досуга, спорта и туризма.

Основным координирующим органом в анализируемой системе субъектов являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти комиссии действуют при органах исполнительной власти. В настоящее время в Российской Федерации их насчитывается более трех тысяч.

Если рассматривать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов в плане предупреждения преступлений со стороны сирот, то их обязанности будут заключаться в решении основных блоков проблем, регламентируемых Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»6, применительно к рассматриваемому контингенту.

Мы полагаем, что в связи с осложнившейся криминогенной ситуацией среди несовершеннолетних, ростом количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также разработкой, реализацией и контролем за комплексом мер по превенции данного вида преступности, влияющего на генофонд, будущее нации, целесообразно изменить статус действующего на сегодняшний день постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и принять нормативный правовой акт уровня федерального закона Российской Федерации. Исходя из этого необходимо вынести на рассмотрение проект закона Российской Федерации «О Государственной комиссии по делам несовершеннолетних, беспризорных, безнадзорных детей и защите их прав» на очередное заседание профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан регулируется Законом Республики Татарстан от 20 мая 2011 г. № 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан»7.

Положения о Республиканской и муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и за-

щите их прав в Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 20 мая 2011 г. № 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан» от 24 сентября 2012 г. № 7898.

Состав Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 июля 2012 г. № 575 «О Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»9.

В Республике Татарстан созданы и постоянно действуют 52 муниципальных комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — муниципальные комиссии), в том числе 4 районных отделения комиссий при исполнительном комитете муниципального образования г. Казани и 3 — при исполнительном комитете муниципального образования г. Набережные Челны.

В 2013 г. комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав продолжена работа по предупреждению насилия в отношении детей и подростков, предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, активизации форм ранней профилактики с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и находящимися в социально-опасном положении, организации досуговой деятельности несовершеннолетних, внедрению инновационных форм работы по профилактике подросткового алкоголизма, наркомании, повышению эффективности деятельности по социальной реабилитации судимых несовершеннолетних, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Координация деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также иных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляется Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Одной из основных форм данной работы является подготовка и проведение заседаний комиссий.

На заседаниях Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рас-

сматриваются наиболее актуальные вопросы — о состоянии преступности среди несовершеннолетних и принимаемых органами и учреждениями профилактических мерах по предупреждению и пресечению подростковой преступности; о социальной адаптации выпускников детских домов и несовершеннолетних, вернувшихся из специальных образовательных учреждений закрытого типа; об эффективности межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики по предупреждению суицида среди несовершеннолетних; о деятельности учреждений культуры, направленной на личностное развитие и художественно-эстетическое воспитание детей и подростков; о профилактике преступных посягательств в отношении несовершеннолетних; о развитии кадетского образования в республике и др. По каждому вопросу принимаются постановления, реализация которых находится на постоянном контроле секретариата Республиканской комиссии.

В 2013 г. Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав продолжена работа по реализации ранее принятых республиканских законов: от 14 октября 2010 г. № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан»10 и от 21 января 2009 г. № 7-ЗРТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»11.

В этих целях Республиканской комиссией проводится еженедельный мониторинг проведенных мероприятий в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан. Результаты мониторинга ежеквартально рассматриваются на совещаниях в режиме видеоконференции с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств.

В целях стимулирования деятельности общественных воспитателей по инициативе Республиканской комиссии в рамках реализации Комплексной программы по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011—2014 гг. с прошлого года проводится ежегодный республиканский конкурс среди общественных воспитателей несовершеннолетних «Лучший общественный воспитатель Республики Татарстан». Конкурс призван способ-

ствовать совершенствованию социальной политики в области предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации конституционных норм по защите семьи и детства.

По инициативе муниципальных комиссий 526 родителей лишены прав на воспитание и обучение несовершеннолетних детей. Дальнейшее определение детей в приемные семьи и государственные учреждения контролируется также муниципальными комиссиями. В отношении 50 родителей по ходатайствам муниципальных комиссий возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ12 (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). В целях реализации административно-юрисдикционных функций муниципальными комиссиями рассмотрено 15 264 административных материала, в том числе по правонарушениям, предусмотренным ст. 5.35 КоАП РФ — 8 701, ст. 20.20 КоАП РФ, ст. 20.21 КоАП РФ и ст. 20.22 КоАП РФ — 1 539, ст. 20.1 КоАП РФ13 — 166 (иные — 4 314).

Мы полагаем, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и законных интересов либо подобные государственные органы обязаны взять на себя всю основную тяжесть работы не только по координации деятельности различных ведомств, но также по организации и проведению текущей работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, социального сиротства и преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Следует отметить, что разработаны и приняты Закон Республики Татарстан от 14 октября 2010 г. № 71-ЗРТ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»14, Закон Республики Татарстан от 20 мая 2011 г. № 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан»15 и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 апреля 2010 г. № 294 «О формировании Единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях»16. В рамках данного Закона утвержде-

ны бланк удостоверения общественного воспитателя несовершеннолетнего и порядок его выдачи на территории Республики Татарстан. В связи с этим в 2013 г. разработана программа «Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан», которая апробирована в режиме пилотного проекта на базе Нижнекамского муниципального района. В настоящее время данный проект вводится по всей Республики Татарстан.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан являются постоянно действующими коллегиальными органами, осуществляющими предусмотренные законодательством меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. Комиссии входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основными задачами таких комиссий являются: координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними, определение мер по устранению указанных причин и условий; выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов; обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание им организационно-методической помощи; взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов; иные за-

дачи, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан17.

В настоящее время в Республике Татарстан подобрано 5 570 кандидатов для осуществления деятельности общественного воспитателя. Приняты решения о закреплении за несовершеннолетними 4 398 общественных воспитателей, из них 645 — сотрудников правоохранительных органов, 1 808 — педагогов образовательных учреждений, 328 — сотрудников социальной защиты и занятости, 390 — депутатов, 151 — сотрудник органов здравоохранения, 472 сотрудника трудовых коллективов, 146 человек — из общественных организаций, 212 — членов КДН и ЗП, 238 сотрудников по делам молодежи, других граждан — 756.

В целях защиты прав и интересов детей в Республике Татарстан органами внутренних дел, здравоохранения, образования и социальной защиты проводятся мероприятия по выявлению социально неблагополучных семей. Так, за 2012 г. выявлено и поставлено на учет 3 790 неблагополучных родителей, у которых на иждивении 6 659 детей.

Реализуются мероприятия, направленные на ориентацию молодого поколения, на профилактику наркомании, алкоголизма и других асоциальных проявлений в молодежной среде.

С целью предупреждения правонарушений в подростковой среде, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности детей и подростков проводится целенаправленная работа по эффективному использованию досуговых и спортивных сооружений для приобщения детей и подростков к здоровому образу жизни.

Для разработки мероприятий по совершенствованию деятельности заинтересованных государственных органов, а также подразделений и служб полиции, направленных на предупреждение преступности беспризорных детей и социальных сирот, огромное значение имеет опыт зарубежных правоохранительных структур. Изучение такого опыта показывает, что во многих государствах весьма эффективно используются самые разнообразные формы и методы профилактической работы с детьми и подростками. Организация

этой деятельности представляет существенный интерес.

В современных условиях наблюдается достаточно большой процент рецидивной преступности несовершеннолетних, поэтому особо актуальной является проблема организации взаимодействия органов внутренних дел, воспитательных и социальных учреждений, семьи в вопросах профилактики и расследования групповых преступлений несовершеннолетних18. Естественно, преступления, совершенные несовершеннолетними в группе, представляют собой особую опасность для общества.

Эффективность расследования и профилактики групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, зависит от качества взаимодействия следственных органов, подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, а также от роли семьи, образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и других общественных организаций. Каждый из субъектов профилактики обладает набором специфических средств и методов, а также психолого-педагогических приемов воздействия на несовершеннолетних и их родителей19. Следует разделять данные субъекты профилактики на две группы. К первой следует отнести сотрудников органов внутренних дел, а ко второй — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, семьи, образовательные учреждения, социальные центры реабилитации несовершеннолетних и другие общественные группы.

Под специальным предупреждением преступности несовершеннолетних следует понимать определенные систематизированные меры, которые осуществляются компетентными субъектами, а также субъектами предупреждения (профилактики) преступности несовершеннолетних, на которых возложена функция претворения в практическую плоскость, своевременного выявления и оперативной минимизации причин, условий сложнейшего социально-правового явления — преступности.

1 Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2007. С. 448, 449.

2 Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева.

М., 2005. С. 193, 194.

3 Криминология. М., 1994. С. 160, 161.

4 Лаушкин А.С. Основные проблемы совершенствования координации деятельности субъектов предупреждения преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних / А.С. Лаушкин // Российский судья. 2007. № 1. С. 34.

5 К этой же группе субъектов можно отнести и воспитательные колонии Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, где содержатся отбывающие уголовное наказание несовершеннолетние.

6 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 1999. № 26. Ст. 3177.

7 См.: О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан № 26-ЗРТ от 20 мая 2011 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

8 См.: О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 20 мая 2011 г. № 26-ЗРТ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан»: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 789 от 24 сентября 2012 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

9 См.: О Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 575 от 2 июля 2012 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

10 См.: О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан № 71-ЗРТ от 14 октября 2010 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

11 См.: Об общественных воспитателях несовершеннолетних: Закон Республики Татарстан № 7-ЗРТ от 21 января 2009 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

12 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) — собрание законодательства РФ, 17 июня 1996 г., № 25, ст. 2954.

13 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 2 октября 2012 г.) — Собрание законодательства РФ, 7 января 2002 г., № 1 (ч. 1), ст. 1.

14 См.: О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию: Закон Республики Татарстан № 71-ЗРТ от 14 октября 2010 // Гарант— Информационно-правовой портал.

15 См.: О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан № 26-ЗРТ от 20 мая 2011 // Гарант—Информационно-правовой портал.

16 См.: О формировании Единого банка данных Республики Татарстан о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 294 от 22 апреля 2010 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

17 См.: О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан № 26-ЗРТ от 20 мая 2011 г. // Гарант—Информационно-правовой портал.

18 Костина Л.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с воспитательными учреждениями в процессе расследования групповых преступлений несовершеннолетних / Л.Н. Костина // Современное право. 2007. № 4. С. 82.

19 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.