Научная статья на тему 'Особенности профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на примере Пермского края)'

Особенности профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1402
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / MINORS / CRIMES / PREVENTION / SOCIALLY DANGEROUS SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маринкин Д.Н., Дождева Д.К.

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Однако находящиеся в социально опасном положении семьи не исполняют свои функции в полной мере. Иногда это требует профилактики преступности несовершеннолетних, что является сложным и неоднозначным процессом. На территории Пермского края реализуются социально значимые проекты, имеющие своей целью, в частности, профилактику совершения преступлений несовершеннолетними. Это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к вопросу профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В статье на примере Пермского края исследуются особенности профилактики преступности несовершеннолетних этой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маринкин Д.Н., Дождева Д.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREVENTION OF CRIME OF THE MINORS WHICH ARE IN THE SOCIALLY DANGEROUS SITUATION (on the example of Perm region)

The family is unique social and legal institute. However, the families which are in the socially dangerous situation (SDS) do not execute the functions fully. As a result, sometimes, it demands prevention of crime of minors that is difficult and ambiguous process. In the territory of Perm region the socially important projects which are intended including, prevention of commission of crimes by minors are implemented. It testifies to need of search of new approaches to a question of prevention of crime of minors, including, being in socially dangerous situation. In article on the example of Perm region features of prevention of crime of the minors which are in SDS are investigated.

Текст научной работы на тему «Особенности профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на примере Пермского края)»

Маринкин Д. Н., Дождева Д. К. Особенности профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (на примере Пермского края) // Вестник При-камского социального института. 2016. № 1 (73). C. 13-18.

Marinkin D. N., Dozhdeva D. K. Features of prevention of crime of the minors which are in the socially dangerous situation (on the example of Perm region). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 1 (73). Pp. 13-18. (In Russ.)

УДК 343.9

Д. Н. Маринкин

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия Д. К. Дождева

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (на примере Пермского края)

Маринкин Денис Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса.

E-mail: mdn444@yandex.ru

Дождева Дарья Константиновна — магистрант направления подготовки «Предупреждение и профилактика преступлений и правонарушений в сфере образования»; судебный пристав-исполнитель.

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Однако находящиеся в социально опасном положении семьи не исполняют свои функции в полной мере. Иногда это требует профилактики преступности несовершеннолетних, что является сложным и неоднозначным процессом. На территории Пермского края реализуются социально значимые проекты, имеющие своей целью, в частности, профилактику совершения преступлений несовершеннолетними. Это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к вопросу профилактики преступности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В статье на примере Пермского края исследуются особенности профилактики преступности несовершеннолетних этой категории.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступления, профилактика, социально опасное положение.

D. N. Marinkin

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia D. K. Dozhdeva

Perm State Humanitarian Pedagogical University;

Office of the Federal Bailiff Service of Russia for Perm region, Perm, Russia

FEATURES OF PREVENTION OF CRIME OF THE MINORS WHICH ARE IN THE SOCIALLY DANGEROUS SITUATION (on the example of Perm region)

© Маринкин Д. Н., Дождева Д. К., 2016

Marinkin Denis N. - Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor Department of Civil Law and Civil Process.

Dozhdeva Darya K. - undergraduate direction "Prevention of Crimes and Offenses in the Field of Education"; bailiff.

The family is unique social and legal institute. However, the families which are in the socially dangerous situation (SDS) do not execute the functions fully. As a result, sometimes, it demands prevention of crime of minors that is difficult and ambiguous process. In the territory of Perm region the socially important projects which are intended including, prevention of commission of crimes by minors are implemented. It testifies to need of search of new approaches to a question of prevention of crime of minors, including, being in socially dangerous situation. In article on the example of Perm region features of prevention of crime of the minors which are in SDS are investigated.

Key words: minors, crimes, prevention, socially dangerous situation.

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности. Обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства [1].

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП), - это семья с детьми, которые находятся в социально опасном для их жизни и здоровья положении, а также семья, в которой родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними1.

Следует отметить, что семья, находящаяся в социально опасном положении, не исполняет свои функции в полной мере. И в первую очередь от этого страдают дети, проживающие в данных семьях. Неудовлетворение потребностей детей, отсутствие контроля со стороны родителей - все это создает благоприятные условия для совершения преступлений несовершеннолетними, которые проживают в семьях, находящихся в СОП.

В 2014 г. основными причинами нахождения в СОП семей, проживающих на территории Пермского края, были злоупотребление родителями психоактивных веществ и уклонение от обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей (65 % от общего количества выявленных семей). Причем 27 % - это семьи, где несовершеннолетние совершили правонарушения и преступления [2, с. 56].

В Российской Федерации профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, которые способствуют безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; указанные меры осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в СОП.

Профилактика преступности несовершеннолетних по своей сути является сложным и неоднозначным процессом, который можно рассматривать и как одну из задач социального управления, и как вид предупредительной деятельности соответствующих субъектов, и как комплекс профилактических мер общего и специального характера. В то же время разветвленная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой часть (или подсистему) существующей многоуровневой системы борьбы с преступностью и предупреждения административных правонарушений, кото-

1 Об утверждении новой редакции Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних: постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29 июня 2016 г. № 13 // Портал правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/upload/iblock/1e4/ Постановление%20КДН%20и%20ЗП%20ПК%20№%2013%20от%2029.06.2016%20г. .pdf (дата обращения: 04.10.2016).

рая, в свою очередь, входит в систему более высокого уровня - социального регулирования общественной жизни.

Кроме того, существуют международные стандарты профилактики девиантного поведения детей из неблагополучных семей. К настоящему моменту мировое сообщество периодически обращает внимание на комплексные проблемы всех сфер жизнедеятельности не достигших совершеннолетия лиц, принимаются международные нормативные правовые акты.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации1, на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и такие, которые регулируют отношения в области предупреждения противоправного поведения не достигших совершеннолетия лиц.

Профилактическая работа в целях улучшения положения семей и детей в Пермском крае включает в себя оказание комплексной медицинской, социальной, психологической, юридической, педагогической и иной необходимой помощи, которая требуется для преодоления факторов, условий, приводящих к семейному и детскому неблагополучию. Нормативно-правовую базу при организации такой профилактической работы составляют:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

10. Закон Пермского края от 7 июля 2014 г. № 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае».

11. Закон Пермской области от 5 сентября 2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».

12. Закон Пермского края от 19 декабря 2006 г. № 44-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по образованию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации их деятельности».

13. Закон Пермского края от 8 декабря 2014 г. № 405-ПК «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Пермском крае».

14. Постановление Правительства Пермского края от 7 мая 2015 г. № 280-п «О предоставлении социальных услуг бесплатно».

15. Постановление Правительства Пермского края от 5 ноября 2014 г. № 1261-п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

государственной власти Пермского края при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения».

16. Приказ Министерства социального развития Пермского края от 4 ноября 2014 г. № СЭД-33-01-03-558 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг».

Процедура работы с семьями, находящимися в СОП, выглядит следующим образом.

Семья ставится на учет как находящаяся в социально опасном положении. После этого на заседании межведомственной локальной рабочей группы (МЛРГ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), которая содержит перечень мероприятий, адекватных решению выявленных проблем семьи (т. е. причин неблагополучия семьи); определяются также форма, срок реализации и предполагаемый результат этих мероприятий, закрепляется ответственный за их реализацию.

Мероприятия ИПР направлены на восстановление успешного функционирования семьи через коррекцию и развитие социальных компетенций участников программы. В связи с этим программа содержит мероприятия развивающего характера, в результате которых ситуация в семье будет меняться в лучшую сторону: в семье будут созданы необходимые условия для безопасного проживания несовершеннолетних, их развития и успешной социальной адаптации.

После утверждения Порядка межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия1 в штат муниципальных комиссий введена должность специалиста по координации ИПР. В настоящее время в крае работают 122 таких специалиста. Они координируют деятельность субъектов профилактики в проведении индивидуальной профилактической работы с семьей и осуществляют патронаж семей. За специалистом по координации ИПР закрепляется 30 семей [4].

В Пермском крае с целью профилактики безнадзорности и беспризорности, социального сиротства несовершеннолетних, оказания помощи по преодолению сложной жизненной ситуации, социально опасного положения семьи обеспечивается предоставление государственной услуги «Реабилитация семей и детей, находящихся в социально опасном положении». Данная услуга предусматривает оказание семьям и несовершеннолетним, находящимся в СОП, социально-психологической помощи, сюда входят: первичная, текущая и итоговая социально-психологическая диагностика, социально-психологическое консультирование членов семей на сопровождении, в том числе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, оказание получателю социальных услуг помощи в получении юридических услуг, социальный патронаж (домашний помощник), проведение коррекционных и развивающих занятий, индивидуальных или групповых тренингов с несовершеннолетними, членами семей на сопровождении. Для каждой семьи составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, мероприятия которой включаются в ИПР семьи.

Специалист по координации ИПР за 14 дней до окончания срока реализации ИПР по результатам итоговой социально-педагогической диагностики, на основании протокола МЛРГ, где рассматривался вопрос о снятии семьи с межведомственного учета, направляет ходатайство в районную комиссию о снятии семьи, находящейся в СОП, с межведомственного учета либо о продолжении индивидуальной профилактической работы с семьей,

1 Об утверждении порядков межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления, регламентов проведения субъектами профилактики профилактических мероприятий с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также снятыми с учета социально опасного положения [Электронный ресурс]: постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 14 июля 2014 г. № 7. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

об утверждении дополнения к ИПР. В случае ходатайства о продолжении индивидуальной работы с семьей, находящейся в СОП, прилагается разработанное на заседании МЛРГ дополнение к ИПР.

Районная комиссия на очередном заседании рассматривает ходатайство специалиста по координации ИПР, принимает решение о снятии семьи с учета либо об утверждении дополнения к ИПР, выпускает постановление о снятии семьи с учета с указанием причин либо постановление об утверждении дополнения к ИПР семьи.

Кроме указанных мероприятий на территории Пермского края реализуются социально значимые проекты, имеющие своей целью в том числе профилактику совершения преступлений несовершеннолетними.

Например, с 2015 г. в Пермском крае проводится спартакиада «Волшебный мяч». Ее целями являются популяризация здорового образа жизни и игровых видов спорта среди подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Организаторами мероприятия выступают Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУ МВД России) по Пермскому краю и Федерация мини-футбола Пермского края [3].

С 2012 г. проводятся лагерные смены «На пути героя». Проект реализуется совместно с ГУ МВД России по Пермскому краю. На смены приезжают подростки, находящиеся в конфликте с законом, в социально опасном положении. Руководители проекта следят за судьбой детей, побывавших в лагере, поддерживают с ними связь; несовершеннолетние приезжают в лагерь несколько раз. А в социальной сети «ВКонтакте» создана группа для общения и размещения информации о реализации проекта (https://vk.com/pyt.geroy).

С учетом осуществляемых мероприятий в 2015 г. отмечен небольшой рост (по сравнению с 2014 г.) доли семей и детей, снятых с учета по результатам индивидуальной профилактической работы (по положительной реабилитации); в целом с 2010 по 2015 г. наблюдается общая тенденция к снижению при некотором увеличении доли семей, снятых с учета в связи с лишением родительских прав, ограничением в родительских правах. Указанное объясняется, в частности, тем, что с каждым годом на учете состоит все больше семей с низким реабилитационным потенциалом, это требует от специалистов всех субъектов системы профилактики знаний и навыков в области новых эффективных методов, технологий по реабилитации «сложных» семей, в которых родители употребляют наркотические вещества, зависимы от алкоголя, жестоко обращаются с детьми [2, с. 57].

Однако необходимо выделить ряд проблем, которые возникают при организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и требуют немедленного решения.

Во-первых, недостаточно налажено информирование между субъектами системы профилактики, что приводит к утере информации и несвоевременному реагированию субъектов системы профилактики на возникшие в семье проблемы.

Во-вторых, нередко при работе с семьями, находящимися в СОП, применяются устаревшие подходы и технологии.

В-третьих, в населенных пунктах отсутствуют ресурсы для проведения эффективной реабилитационной работы (безработица, алкоголизация населения, отсутствие общественных организаций, неразвитая инфраструктура).

В-четвертых, профилактическая работа непосредственно с несовершеннолетними недостаточно активно ведется со стороны специалистов субъектов системы профилактики, что часто обусловлено большой загруженностью специалистов «бумажной» работой.

Для решения указанных проблем считаем целесообразным предложить следующее:

1. Специалисты субъектов системы профилактики должны неукоснительно соблюдать действующее законодательство, в том числе исполнять положения порядков межведомственного взаимодействия.

2. Специалистам необходимо постоянно находиться в поиске и применять в работе с семьями, находящимися в СОП, новые подходы и инновационные технологии.

3. Специалисты должны активно проводить мероприятия, направленные на повышение уровня правовой культуры несовершеннолетних, выстраивание бесконфликтных и доверительных отношений между детьми и несовершеннолетними, на создание у детей положительного имиджа специалиста субъектов системы профилактики.

Таким образом, профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, имеет свои особенности, обусловленные статусом СОП. Работа специалистов с несовершеннолетними призвана не только устранить причины и условия совершения преступлений несовершеннолетним, но и решить проблемы, которые привели семью к попаданию в социально опасное положение.

Несмотря на мероприятия, проводимые субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализ ситуации, связанной с подростковой преступностью в Пермском крае, свидетельствует о сохраняющейся отрицательной динамике. Так, по итогам 2015 г. рост подростковой преступности составлял 4,4 % (с 1 824 до 1 904 преступлений), на 1 июня 2016 г. этот показатель составил уже 3,0 % (с 765 до 788 преступлений)1.

В заключение отметим, что, несмотря на регулярное обновление нормативно-правовой базы, реализацию социально значимых проектов, существующая на сегодняшний день в Пермском крае система профилактики преступности несовершеннолетних не способствует существенному снижению уровня подростковой преступности. Это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов к вопросу профилактики преступности несовершеннолетних, в том числе находящихся в социально опасном положении.

Библиографический список

1. Ашидова Р. И. Семья в российском праве // Вестник Герценовского университета. 2012. № 3. С. 58-63.

2. Миков П. В. О соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае в 2015 году: ежегод. доклад / Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае. Пермь, 2016.

3. Новости о спартакиаде «Волшебный мяч» // БезФормата.Яи: [сайт]. URL: http://perm. bezformata.ru/word/volshebnij-myach/606940/ (дата обращения: 04.10.2016).

4. О работе комиссии по делам несовершеннолетних в Пермском крае // Портал Правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/officially/kdn/ (дата обращения: 04.10.2016).

1 О состоянии преступности среди несовершеннолетних в I полугодии 2016 года, о принимаемых мерах органами местного самоуправления с целью снижения преступности среди несовершеннолетних, о планируемых мерах, направленных на снижение уровня подростковой преступности. О состоянии преступности против несовершеннолетних в 2015 году, об организации работы в 2016 году. О реализации мероприятий межведомственного плана по защите детей от сексуального насилия над детьми и предотвращению преступлений против половой неприкосновенности детей: постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края от 29 июня 2016 г. № 10 // Портал правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/upload/iblock/1e4/Постановление%20КДН%20и%20ЗП%20ПК%20№%2010%20оT%2029.06.2016%20г..pdf (дата обращения: 04.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.